Из Тибета к Байкалу: как центр буддийского мира переезжал на север

Нача­ло XX века — вре­мя раз­го­рев­ше­го­ся сопер­ни­че­ства меж­ду Рос­си­ей и Англи­ей в Цен­траль­ной Азии. Фено­мен полу­чил назва­ние «Боль­шая игра». Одной из точек столк­но­ве­ния инте­ре­сов стал центр буд­дий­ско­го мира — Стра­на сне­гов, Тибет. С Рос­си­ей она была свя­за­на через общую север­ную буд­дий­скую куль­ту­ру и свя­зы­ва­ю­щую Мон­го­лию. В нача­ле XX века импе­рия даже раз­ра­ба­ты­ва­ла план по пере­ез­ду свет­ско­го и духов­но­го лиде­ра Тибе­та Далай-ламы XIII в Забай­ка­лье. Таким обра­зом, в 1906 году Рос­сия мог­ла стать новым духов­ным цен­тром миро­во­го буд­дий­ско­го наследия.


Гео­гра­фи­че­ский север тибе­то-мон­голь­ско­го буд­диз­ма рас­по­ла­га­ет­ся в Рос­сии. Сюда, в Буря­тию, он офи­ци­аль­но при­шёл в XVIII веке. Как рас­ска­зы­ва­ет забай­каль­ская пере­пись 1741 года, тогда в осно­ве общи­ны было все­го 100 тибет­ских и 50 мон­голь­ских монахов.

Коли­че­ство людей в реги­оне, про­ни­ка­ю­щих­ся тибет­ско-мон­голь­ским изло­же­ни­ем уче­ния Буд­ды, рос­ло — и в нача­ле про­шло­го века здесь было уже две с поло­ви­ной тыся­чи лам.

Посколь­ку самые север­ные буд­ди­сты живут не толь­ко в нынеш­них Забай­каль­ском крае, Буря­тии и Иркут­ской обла­сти, а рас­се­ле­ны по все­му реги­о­ну вокруг Бай­ка­ла, мы будем назы­вать его Бай­каль­ским кра­ем. Сего­дня здесь, на гра­ни­це с Мон­го­ли­ей, мож­но встре­тить как схо­жесть в зава­ри­ва­нии чая, схо­жие эпи­че­ские ска­за­ния о Гэс­эр-хане и буд­дий­ские мона­сты­ри, дацаны.

Что­бы оце­нить зна­чи­мость реги­о­на само­го север­но­го буд­диз­ма, сто­ит взгля­нуть на то, как он появил­ся и каким был в годы сво­е­го рас­цве­та, 100 лет назад.


Буддизм накануне XX века

К нача­лу XX века здесь, в Бай­каль­ском крае, соеди­ни­лись тибе­то-мон­голь­ская буд­дий­ская куль­ту­ра и рос­сий­ская импер­скость, что созда­ло «слож­ную амаль­га­му раз­лич­ных куль­тур­ных вли­я­ния». С прав­ле­ния импе­ра­три­цы Ека­те­ри­ны II рус­ские цари и пре­зи­ден­ты счи­та­ют­ся буря­та­ми вопло­ще­ни­я­ми про­свет­лен­но­го суще­ства (бод­хи­сатт­вы) Белой Тары, появив­шей­ся из сле­зы Ава­ло­ки­те­шва­ры, суще­ства, вопло­щён­но­го в далай-ламе.

Агин­ский дацан. Буд­дий­ский мона­стыр­ский ком­плекс в Забай­каль­ском крае

Есть гипо­те­зы, что этни­че­ская Буря­тия подо­шла к вре­ме­ни раз­го­рев­шей­ся «Боль­шой игры» импе­рий за Тибет не толь­ко как реги­он вос­про­из­ве­де­ния рели­ги­оз­ных прак­тик, но и как мест­ность, зна­ко­мая с фило­со­фи­ей буд­диз­ма. Так, напри­мер, мест­ные ламы были зна­ко­мы со слож­ны­ми тек­ста­ми вро­де «Абхид­хар­ма­ко­ша», рели­ги­оз­ны­ми гим­на­ми запад­но­ти­бет­ско­го Мила­ре­пы, «Пра­ма­на­сут­рой» индий­ско­го логи­ка Диг­на­ги, в Агин­ском дацане рас­пе­ча­ты­ва­лась «Абхид­хар­ма­са­муч­чая». Все эти назва­ния отсы­ла­ют к фило­соф­ско­му и поэ­ти­че­ско­му индий­ско-тибет­ско­му куль­тур­но­му насле­дию, что даёт шанс дока­за­тель­но подой­ти к само­сти буд­дий­ской общи­ны бай­каль­ско­го региона.

Дру­ги­ми сло­ва­ми, ко вре­ме­ни сорев­но­ва­ния за центр буд­дий­ско­го мира Рос­сия не была при­бе­жи­щем лишь рели­ги­оз­ных нео­фи­тов. Здесь воз­ни­ка­ла поч­ва для про­дол­же­ния не толь­ко рели­ги­оз­ной части буддизма.


Агван Доржиев

Осво­е­ние Рос­сий­ской импе­ри­ей Даль­не­го Восто­ка на рубе­же XIX — XX сто­ле­тий сов­па­ло с рож­де­ни­ем в Забай­каль­ском крае ламы Агва­на Дор­жи­е­ва. Дипло­мат стал куль­тур­ным триг­ге­ром меж­ду Рос­си­ей и Тибе­том: Рос­сии он пока­зал необ­хо­ди­мость под­держ­ки инте­ре­сов Тибе­та, а Тибе­ту — что Рос­сия может спа­сти стра­ну от Вели­ко­бри­та­нии и китай­ской импе­рии Цин.

Агван Дор­жи­ев

До сме­ны сто­ле­тий прак­ти­че­ски не было слу­ча­ев поез­док бурят из Забай­ка­лья в Тибет, о кото­рых хра­ни­лось бы пись­мен­ное под­твер­жде­ние. Стра­на сне­гов была закры­та для ино­стран­цев, и что­бы путе­ше­ство­вать сюда, при­хо­ди­лось порой мазать­ся сажей и наря­жать­ся в мест­ные одеж­ды. Ситу­а­ция изме­ни­лась ко вре­ме­ни осво­е­ния тихо­оке­ан­ско­го фрон­ти­ра Рос­сий­ской импе­рии, когда про­кла­ды­ва­лись Транс­си­бир­ская желез­ная доро­га и раз­ви­ва­лись инте­ре­сы рус­ской бур­жу­а­зии на востоке.

В 1901 году Нико­лай II под­пи­сал сле­ду­ю­щее пись­мо Далай-ламе XIII:

«…Выра­жая твёр­дое упо­ва­ние, что при дру­же­ствен­ном и вполне бла­го­склон­ном рас­по­ло­же­нии Рос­сии ника­кая опас­ность не будет угро­жать Тибе­ту в даль­ней­шей судь­бе его, желаю Вам здо­ро­вья и дол­го­ле­тия на поль­зу про­слав­ле­ния веро­уче­ний и бла­го­ден­ствия оду­шев­лен­ных существ».

Одна­ко инте­ре­сы рос­сий­ской бур­жу­а­зии вско­ре столк­ну­лись с инте­ре­са­ми дипло­ма­тии. Слож­но­сти в жиз­ни импе­рии, меж­ду кото­ры­ми раз­ра­зи­лось сопер­ни­че­ство за вли­я­ние в Тибе­те, раз­де­ля­ли как Англия, так и Китай: Вели­ко­бри­та­ния была вовле­че­на в вой­ну с бура­ми в Афри­ке, Цин­скую импе­рию сотря­са­ло бок­сёр­ское восстание.

Пока же, в самые пер­вые годы XX века, Рос­сий­ская импе­рия про­сто име­ла воз­мож­ность вос­поль­зо­вать­ся сво­ей отно­си­тель­ной силой и выиг­рать в гео­по­ли­ти­че­ских инте­ре­сах в серд­це Азии. В 1900 году в Санкт-Петер­бур­ге выде­ли­ли зем­лю под стро­и­тель­ство буд­дий­ско­го хра­ма, где пер­вым насто­я­те­лем стал сам Агван Дор­жи­ев. Меж­ду сто­ли­ца­ми Рос­сии и Тибе­та нала­ди­лось доволь­но посто­ян­ное дипло­ма­ти­че­ское обще­ние и обмен делегатами.

Лха­са, сто­ли­ца Тибе­та, жда­ла широ­ко­мас­штаб­но­го втор­же­ния англи­чан, на кото­рое сквозь паль­цы смот­ре­ли рос­сий­ское и китай­ские пра­ви­тель­ства. Пер­вые жда­ли усту­пок от Вели­ко­бри­та­нии на дру­гих фрон­тах «Боль­шой игры», вто­рые — пере­жи­ва­ли, что Англия может потре­бо­вать от Рос­сии уйти из Мань­чжу­рии, охра­ня­ю­щей Китай от Япо­нии. Никто не вме­ши­вал­ся в происходящее.

Уве­рен­ный в бес­си­лии цин­ских вла­стей в этом вопро­се, 26 июля 1904 года Далай-лама XIII сбе­жал в Мон­го­лию вме­сте со сво­им совет­ни­ком Агва­ном Дор­жи­е­вым, кото­рый, види­мо, посто­ян­но убеж­дал Его Свя­тей­ше­ство в том, что бли­зость с Рос­си­ей может ока­зать под­держ­ку Тибе­ту и отбить наступ­ле­ние англичан.

Далай-лама XIII в 1909 году

Такое дей­ствие поста­ви­ло в нача­ле авгу­ста 1904 года перед Англи­ей вопрос: «А кто тогда может вести пере­го­во­ры вме­сто Далай-ламы?» Похо­жий шаг пред­при­нял в 1959 году и сле­ду­ю­щий пер­во­свя­щен­ник Тибе­та, Далай-лама XIV, перед окку­па­ци­ей стра­ны китай­ски­ми вой­ска­ми. Как извест­но, под­держ­ка тибет­ца­ми сво­е­го свет­ско­го и духов­но­го лиде­ра была силь­на даже во вре­ме­на не столь попу­ляр­ных иерар­хов. Таких, напри­мер, как поэт Далай-лама VI, отка­зав­ший­ся при­нять монашество.

Слу­хи о том, что идёт актив­ное раз­ви­тие тибе­то-рос­сий­ских отно­ше­ний, под­креп­ля­лись и в Мон­го­лии: по при­ез­де Его Свя­тей­ше­ства в сто­ли­цу, к нему напра­ви­лись тол­пы палом­ни­ков с севе­ра, в том чис­ле — гла­ва забай­каль­ской общи­ны буд­ди­стов Чойн­зон-Дор­жи Ирол­ту­ев, кото­рый при встре­че с пер­во­свя­щен­ни­ком выска­зал­ся о жела­нии пере­се­лить Далай-ламу в Селен­гинск, меж­ду Бай­ка­лом и совре­мен­ным Улан-Удэ, и созда­нии там ново­го буд­дий­ско­го центра.

Несмот­ря на слож­ность внеш­не­по­ли­ти­че­ской ситу­а­ции, Ирол­ту­ев в 1906 году начи­на­ет гото­вить тай­ный пере­езд Далай-ламы в Читу.

Чита в нача­ле XX века

Для пере­ме­ще­ния Его Свя­тей­ше­ства гото­вил­ся доста­точ­но подроб­ный план меро­при­я­тий. Ирол­ту­ев поехал в Читу, чтоб под­го­то­вить дом иерар­ха. Кро­ме того, что идею, види­мо, под­дер­жи­ва­ла буд­дий­ская общи­на Бай­каль­ско­го края, кото­рая долж­на была всё опла­тить, ей сопе­ре­жи­ва­ла и испол­ни­тель­ная власть реги­о­на — губер­на­тор Забай­ка­лья про­сит сред­ства для подар­ков Далай-ламе.

Одна­ко пере­ез­да гла­вы буд­дий­ско­го мира на север, даль­ше Мон­го­лии так и не слу­чи­лось — цин­ские чинов­ни­ки наста­и­ва­ли на воз­вра­ще­нии пер­во­свя­щен­ни­ка в Лха­су, обе­щая ему без­опас­ность. Рос­сия же про­сто поста­ра­лась сохра­нить с Далай-ламой доб­рые отно­ше­ния, види­мо, в надеж­де, что в какие-то более спо­кой­ные вре­ме­на центр буд­дий­ско­го мира пере­ме­стит­ся к Байкалу.

Отча­сти дру­же­ствен­ные отно­ше­ния меж­ду Рос­си­ей и Тибе­том дей­стви­тель­но уда­лось сохра­нить — через дея­тель­ность рус­ских учё­ных, экс­пе­ди­ции семей­ства Рери­хов, посе­тив­ших Тибет и Мон­го­лию и напи­сав­ших по их ито­гам несколь­ко важ­ных науч­ных тру­дов и переводов.

Одна­ко ни три­на­дца­тый, ни четыр­на­дца­тый далай-ламы так ни разу и не ока­за­лись с дол­гим визи­том в реги­о­ны Рос­сии — все огра­ни­чи­ва­ет­ся толь­ко вза­им­ны­ми жела­ни­я­ми. Встре­чи Его Свя­тей­ше­ства с рос­сий­ски­ми буд­ди­ста­ми чаще все­го про­хо­дят в При­бал­ти­ке и Индии, види­мо, по сооб­ра­же­ни­ям бли­зо­сти инте­ре­сов Рос­сии и Китая, кото­ро­му сего­дня при­над­ле­жит власть над Тибетом.


Рекомедуемая литература

Буд­дизм в исто­рии и куль­ту­ре бурят / кол. моно­гра­фия; под ред. И. Р. Гар­ри. — Улан-Удэ: Буряад-Мон­гол Ном, 2014.

Шау­мян Т. Л. Рос­сия, Вели­ко­бри­та­ния и Тибет в «Боль­шой игре». — М.: Това­ри­ще­ство науч­ных изда­ний КМК, 2017.

Цен­ди­на А. Д. …и стра­на зовёт­ся Тибе­том / А.Д. Цен­ди­на. — М.: Вост. лит., 2002.

Что­бы под­дер­жать авто­ров и редак­цию, под­пи­сы­вай­тесь на плат­ный теле­грам-канал VATNIKSTAN_vip. Там мы делим­ся экс­клю­зив­ны­ми мате­ри­а­ла­ми, зна­ко­мим­ся с исто­ри­че­ски­ми источ­ни­ка­ми и обща­ем­ся в ком­мен­та­ри­ях. Сто­и­мость под­пис­ки — 500 руб­лей в месяц.

Читай­те так­же «Пётр Бад­ма­ев: самый зна­ме­ни­тый врач тибет­ской меди­ци­ны в Рос­сий­ской импе­рии»

Поделиться