Пётр Бадмаев: самый знаменитый врач тибетской медицины в Российской империи

VATNIKSTAN рас­ска­зы­ва­ет крат­кую исто­рию жиз­ни Пет­ра Бад­ма­е­ва — зна­ме­ни­то­го вра­ча, попу­ля­ри­за­то­ра тибет­ской меди­ци­ны, полит­кон­суль­тан­та, убеж­дён­но­го монар­хи­ста-импер­ца, родив­ше­го­ся в диких сте­пях Забай­ка­лья и ока­зав­ше­го­ся в близ­ком кру­гу цар­ской семьи нака­нуне боль­ших перемен.

Пётр Бад­ма­ев. 1913–1916 гг.

Хотя нача­ло XX века в Рос­сии дей­стви­тель­но озна­ме­но­вал неви­дан­ный рас­цвет оккуль­тиз­ма невер­но отно­сить бурят­ско­го вра­ча и дипло­ма­та Пет­ра Бад­ма­е­ва к кате­го­рии мисти­ков, меди­у­мов и про­чих ста­ри­ков Хот­та­бы­чей той эпохи.

Буд­дизм — миро­вая рели­гия, более того, Жам­са­ран Бад­ма­ев оста­вил его, кре­стил­ся в пра­во­сла­вие и так полу­чил рус­ские имя и отче­ство, под кото­ры­ми стал изве­стен. Тибет­ская меди­ци­на — тра­ди­ци­он­ная систе­ма вра­че­ва­ния, при­ме­ня­е­мая в Китае, Индии, Мон­го­лии и неко­то­рых рос­сий­ских регионах.

Дру­гое дело, фигу­ра Бад­ма­е­ва зако­но­мер­но окру­же­на мифа­ми и леген­да­ми, вос­со­здать его реаль­ный порт­рет поз­во­ля­ет мно­же­ство доку­мен­таль­ных и биб­лио­гра­фи­че­ских сви­де­тельств. Бад­ма­е­ва сто­ит ста­вить в один ряд не с Гри­го­ри­ем Рас­пу­ти­ным, Геор­ги­ем Гур­джи­е­вым или Филип­пом Низье, а, в первую оче­редь, с его зем­ля­ка­ми — Агва­ном Дор­джи­е­вым, Даши-Дор­жо Итиг­э­ло­вым, Гом­бо­жа­бом Цыби­ко­вым (к сло­ву, бад­ма­ев­ским сти­пен­ди­а­том) и, конеч­но, с Баро­ном Унгер­ном, евро­пей­cким ари­сто­кра­том, став­шим бо́льшим бурят-мон­го­лом, чем иные урож­дён­ные кочев­ни­ки. Лич­ность Бад­ма­е­ва ещё и яркий при­мер того, как при­чуд­ли­во пере­пле­та­лись судь­бы извест­ных буря­тов и исто­рия Петербурга.

Био­гра­фия Пет­ра Бад­ма­е­ва после рас­па­да СССР ста­ла доступ­на широ­ким мас­сам, жела­ю­щим озна­ко­мить­ся с ней более деталь­но мож­но поре­ко­мен­до­вать кни­гу его вну­ка Бори­са Гусе­ва «Док­тор Бад­ма­ев. Тибет­ская меди­ци­на, цар­ский двор, совет­ская власть», в пер­вой части кото­рой подроб­но изло­же­ны собы­тия жиз­ни зна­ме­ни­то­го деда и целые деся­ти­ле­тия после его смерти.


109 лет жизни

Один из мифов, создан­ный самим же Пет­ром Бад­ма­е­вым — яко­бы он родил­ся в 1810 году и про­жил 109 лет, уме­рев в 1920 году. Убе­дить в этом уда­лось даже чеки­стов. Бад­ма­ев пишет в запис­ке пред­се­да­те­лю ЧК тов. Медведь:

«Я же, отец его, 109 лет ста­рик, пото­му толь­ко, что имею боль­шое имя, попу­ляр­ное в наро­де, — сижу в заклю­че­нии без вся­кой вины и при­чи­ны уже два месяца».

В каче­стве под­твер­жде­ния в неко­то­рых источ­ни­ках при­во­дят­ся сло­ва его доче­ри Аиды:

«Когда я роди­лась (это 1907 год), отцу было сто лет».

Хотя ей и не был изве­стен точ­ный воз­раст отца, эти сло­ва про­из­но­си­лись с иро­ни­ей. С дру­гой сто­ро­ны, коли­че­ство пере­жи­тых Бад­ма­е­вых исто­ри­че­ских собы­тий, объ­ем соде­ян­но­го им в самых раз­ных обла­стях и, конеч­но, тыся­чи выле­чен­ных паци­ен­тов, слож­но уме­стить в обыч­ный чело­ве­че­ский век.

На моги­ле док­то­ра в Санкт-Петер­бур­ге в знак ува­же­ния ука­за­на лишь дата смер­ти. По офи­ци­аль­ной вер­сии Пётр Бад­ма­ев, наре­чён­ный при рож­де­нии Жам­са­ран, появил­ся на свет в 1849 (по дру­гим дан­ным 1851) году в Агин­ской сте­пи Забай­ка­лья в семье небо­га­то­го ско­то­во­да Заго­со­ла Бат­мы. Те края назы­ва­ли тогда Малым Тибе­том, а сей­час назва­ние ассо­ци­и­ру­ет­ся в первую оче­редь с индий­ским реги­о­ном Ладакх. Семья про­ис­хо­ди­ла из рода Чин­гис­ха­на, и здесь сно­ва нет ниче­го фан­та­сти­че­ско­го, вызы­ва­ю­ще­го сомне­ния — вели­кий мон­голь­ский пол­ко­во­дец родил­ся в той же сте­пи, на бере­гах реки Онон и имел боль­шое коли­че­ство род­ствен­ни­ков и потомков.

Пётр Бад­ма­ев был от рож­де­ния наде­лен неза­у­ряд­ны­ми лич­ны­ми каче­ства­ми, ему с дет­ства бла­го­во­ли­ла судь­ба, он полу­чил пре­вос­ход­ное обра­зо­ва­ние и опыт вра­чеб­ной и дипло­ма­ти­че­ской прак­ти­ки. Дет­ские годы, про­ве­дён­ные в юрте, коче­вой образ жиз­ни, обес­пе­чи­ли маль­чи­ка креп­ким здо­ро­вьем и вынос­ли­во­стью. Таких как Жам­са­ран у буря­тов назы­ва­ют «отхон­чи­ком» — самый млад­ший и самый люби­мый ребё­нок в мно­го­дет­ной семье. Все­го у Бат­мы было семе­ро детей. Стар­ший сын Суль­тим был вра­чом Степ­ной Думы, зна­то­ком тибет­ской меди­ци­ны, обу­чив­шим­ся у буд­дий­ских лам.

В 1850‑е гг. он сумел оста­но­вить эпи­де­мию тифа в Забай­ка­лье, что поспо­соб­ство­ва­ло его карьер­но­му росту. Суль­тим полу­чил титул воен­но­го вра­ча, пере­ехал в Петер­бург, где открыл апте­ку лекар­ствен­ных трав из Буря­тии и Тибе­та. В семей­ном архи­ве сохра­ни­лась фото­гра­фия Суль­ти­ма — широ­ко­ли­цый бурят—степняк с пыш­ны­ми уса­ми, обла­чен­ный в мун­дир с эпо­ле­та­ми. Бла­го­да­ря про­тек­ции Суль­ти­ма, Жам­са­ран сна­ча­ла отпра­вил­ся на обу­че­ние в иркут­скую гим­на­зию, а затем пере­брал­ся в сто­ли­цу, помо­гать брату.

Оба бра­та кре­сти­лись в пра­во­сла­вие, так Суль­тим стал Алек­сан­дром, Жам­са­ран — Пет­ром, в честь Пет­ра Вели­ко­го, сво­е­го куми­ра. Отче­ство соглас­но обы­чаю взя­ли в честь дей­ству­ю­ще­го импе­ра­то­ра Алек­сандра II. Буду­щий наслед­ник коро­ны Алек­сандр III сам поже­лал стать крёст­ным отцом Петра.

В 1871 году Бад­ма­ев посту­пил в Петер­бург­ский уни­вер­си­тет на факуль­тет восточ­ных язы­ков по китай­ско-мон­го­ло-мань­чжур­ско­му раз­ря­ду, парал­лель­но посе­щал лек­ции в Воен­но-меди­цин­ской ака­де­мии. В 1875 году начал дипло­ма­ти­че­скую карье­ру в Ази­ат­ском депар­та­мен­те МИД. Эта пози­ция, пред­по­ла­гав­шая коман­ди­ров­ки в Китай, Тибет и Мон­го­лию поз­во­ли­ла удач­но сов­ме­щать заня­тие тибет­ской меди­ци­ной и поли­ти­че­скую дея­тель­ность. В том же году нача­лась вра­чеб­ная прак­ти­ка Бадмаева.


«Четыре основы»

Делом жиз­ни Пет­ра Бад­ма­е­ва стал пере­вод глав­но­го руко­вод­ства по вра­чеб­ной нау­ке Тибе­та «Жуд-Ши» («Джуд-Ши», в пере­во­де «Четы­ре осно­вы»). Про­сты­ми сло­ва­ми, это руко­вод­ство о том, как жить пол­но­цен­ной здо­ро­вой жиз­нью дол­го и счаст­ли­во. Ещё в 1860‑е годы его велел пере­ве­сти на рус­ский язык импе­ра­тор Алек­сандр II, одна­ко груп­па пере­вод­чи­ков про­фес­со­ра К. Ф. Гол­стун­ско­го с зада­чей не спра­ви­лась. Одно­го зна­ния язы­ка было недо­ста­точ­но, уче­ние было ско­рее поэ­мой с сопут­ству­ю­щи­ми сти­ли­сти­че­ски­ми и смыс­ло­вы­ми осо­бен­но­стя­ми, и был нужен экс­перт в обла­сти тибет­ской меди­ци­ны, вла­де­ю­щий и рус­ским, и восточ­ны­ми язы­ка­ми. Им и стал Пётр Бад­ма­ев, кото­рый при­вез из Тибе­та ори­ги­на­лы трак­та­тов, а из Бурят-Мон­го­лии буд­дий­ских лам для помо­щи в пере­во­де. В 1898 году вышло пер­вое изда­ние с объ­ём­ным вве­де­ни­ем само­го Бадмаева.

Ито­гом дипло­ма­ти­че­ской дея­тель­но­сти Пет­ра Бад­ма­е­ва счи­та­ет­ся «Запис­ка Алек­сан­дру III о зада­чах рус­ской поли­ти­ки на ази­ат­ском Восто­ке», напи­сан­ная в 1893 году. В том же году он ухо­дит в отстав­ку, в 1902 году полу­ча­ет долж­ность дей­стви­тель­но­го стат­ско­го совет­ни­ка и гене­раль­ский чин. Суть запис­ки, состо­я­щей из мно­же­ства глав, заклю­ча­лась в том, что Рос­сий­ской импе­рии нужен раз­во­рот на Восток, реши­тель­ное уси­ле­ние пози­ций в реги­оне. План состо­ял в мир­ном при­со­еди­не­нии к Рос­сии Мон­го­лии, Тибе­та и Китая, опи­ра­ясь на мяг­кую силу — авто­ри­тет рус­ско­го импе­ра­то­ра («леген­да о белом царе») и тор­го­вые свя­зи. «Кто будет гос­под­ство­вать над Тибе­том, будет гос­под­ство­вать и над всем Кита­ем», — писал Бад­ма­ев. Индия и Непал уже ста­ли бри­тан­ски­ми коло­ни­я­ми, и Вели­ко­бри­та­ния пла­ни­ро­ва­ла рас­про­стра­нить свое вли­я­ние и на Тибет. Мон­го­лия тогда нахо­ди­лась в зави­си­мо­сти от Китая, и Бад­ма­ев пред­ла­гал устро­ить там анти­ки­тай­ское вос­ста­ние. Момент был под­хо­дя­щий — мань­чжур­ская дина­стия Цин нахо­ди­лась на гра­ни краха.

Доклад пере­дал Алек­сан­дру III Сер­гей Вит­те, с кото­рым Бад­ма­е­ва свя­зы­ва­ли друж­ба и сов­мест­ные поезд­ки в Китай. Импе­ра­тор нало­жил резолюцию:

«Всё это так ново, необык­но­вен­но и фан­та­стич­но, что с тру­дом верит­ся в воз­мож­ность успеха».

В совет­ской исто­рио­гра­фии «необык­но­вен­но» пре­вра­ти­лось в «несбы­точ­но», и резо­лю­ция обре­ла нега­тив­ный отте­нок, но так или ина­че пла­нам не было суж­де­но сбыться.

Одна из пер­вых фото­гра­фий Тибе­та. Фото­граф Гом­бо­жаб Цыби­ков. 1918 год

Бад­ма­ев счи­тал Тибет клю­чом к Азии не толь­ко пото­му, что был адеп­том тибет­ских зна­ний о мире и чело­ве­ке. Зна­че­ние Тибе­та, где, по убеж­де­нию эзо­те­ри­ков, нахо­дит­ся Шам­ба­ла, шире гео­по­ли­ти­че­ских поня­тий. Актив­ный инте­рес к Тибе­ту про­явил Тре­тий рейх, отпра­вив туда в 1938–1939 годах экс­пе­ди­цию Ане­нер­бе под руко­вод­ством учё­но­го Эрн­ста Шефе­ра. В конеч­ном счё­те, в Тибе­те уста­но­ви­лась власть Китая, и он более не вхо­дит в сфе­ру внеш­не­по­ли­ти­че­ских инте­ре­сов Рос­сии или како­го-либо дру­го­го госу­дар­ства. Кто зна­ет, воз­мож­но, одна­жды нам пред­сто­ит пожа­леть о том, что к пред­ло­же­ни­ям Пет­ра Бад­ма­е­ва не прислушались.

Во мно­гих вопро­сах Бад­ма­ев опе­ре­дил своё вре­мя. Огром­ное вни­ма­ние он уде­лял стро­и­тель­ству транс­порт­ных кори­до­ров в Азии, подоб­ных тем, что осу­ществ­ля­ют­ся сей­час в рам­ках про­ек­та «Один пояс — один путь». Ему кос­вен­но при­над­ле­жит идея стро­и­тель­ства Транс­си­бир­ской желез­ной доро­ги, так­же он наста­и­вал на стро­и­тель­стве желез­но­до­рож­ной вет­ки от Семи­па­ла­тин­ска до мон­голь­ской гра­ни­цы, и далее через всю Мон­го­лию, бога­тую полез­ны­ми ископаемыми.

В том чис­ле для раз­ви­тия меж­ду­на­род­ных свя­зей Бад­ма­ев осно­вал в Чите тор­го­вый дом «П. А. Бад­ма­ев и Ко», для раз­ра­бот­ки золо­тых при­ис­ков — «Пер­вое Забай­каль­ское гор­но-про­мыш­лен­ное това­ри­ще­ство» (1909 год).

Бад­ма­е­ва мож­но назвать пио­не­ром в обла­сти ино­ве­ща­ния, он стал изда­те­лем пер­вой рос­сий­ской газе­ты на мон­голь­ском язы­ке «Жизнь на восточ­ной окра­ине», выхо­див­шей без цен­зу­ры. Основ­ная часть пуб­ли­ка­ций была посвя­ще­на дея­тель­но­сти Тор­го­во­го Дома Бад­ма­е­ва, а так­же сель­ско­му хозяй­ству, про­мыш­лен­но­сти и внеш­ней поли­ти­ке Рос­сий­ской импе­рии на восточ­ном направ­ле­нии, в ней печа­та­лись пра­ви­тель­ствен­ные доку­мен­ты и ука­зы. Князь Э. Э. Ухтом­ский отпра­вил в Читу мон­голь­ский шрифт, зака­зал в Лейп­ци­ге тибет­ский шрифт и посо­ве­то­вал, где в Китае выгод­нее все­го купить китай­ский шрифт. В шта­те тру­ди­лись высо­ко­опла­чи­ва­е­мые жур­на­ли­сты и пере­вод­чи­ки c япон­ско­го и китай­ско­го. Увы, газе­та про­су­ще­ство­ва­ла недол­го — с 1895 по 1897 годы. Сего­дня выпус­ки «Жиз­ни на восточ­ной окра­ине» доступ­ны для при­об­ре­те­ния на онлайн-аукционах.


Пациент Распутин

В исто­рии и народ­ной памя­ти Пётр Бад­ма­ев остал­ся в первую оче­редь как гени­аль­ный врач тибет­ской меди­ци­ны. Бад­ма­ев при этом пре­крас­но знал осно­вы меди­ци­ны евро­пей­ской. Спо­соб­ность изле­чить любой недуг обес­пе­чи­ла его высо­ким дохо­дом, попу­ляр­но­стью и поз­во­ли­ла вой­ти в окру­же­ние импе­ра­тор­ской семьи.

Энцик­ло­пе­ди­че­ский сло­варь Брок­гау­за и Ефро­на 1891 года изда­ния при­во­дит сле­ду­ю­щую характеристику:

«Бад­ма­е­вы — два бра­та, буря­ты, Алек­сандр Алек­сан­дро­вич Бад­ма­ев был лек­то­ром кал­мыц­ко­го язы­ка Санкт-Петер­бург­ско­го уни­вер­си­те­та в 60‑х годах; Пётр Алек­сан­дро­вич Бад­ма­ев — млад­ший брат и вос­пи­тан­ник преды­ду­ще­го, родил­ся в 1849 г. Учил­ся в Меди­ко-хирур­ги­че­ской ака­де­мии и полу­чил пра­во вра­чеб­ной прак­ти­ки. Лечит все болез­ни каки­ми-то осо­бы­ми, им самим изго­тов­лен­ны­ми порош­ка­ми, а так­же тра­ва­ми; несмот­ря на насмеш­ки вра­чей, к Бад­ма­е­ву сте­ка­ет­ся огром­ное коли­че­ство больных».

Бад­ма­ев без­оши­боч­но опре­де­лял диа­гноз по пуль­су — тибет­ская пуль­со­вая диа­гно­сти­ка, не тре­бу­ю­щая каких-либо ана­ли­зов. Исхо­дя из постав­лен­но­го диа­гно­за про­пи­сы­вал порош­ки — шижет, лед­ре или дру­гие, изго­тав­ли­ва­е­мые со стро­гим соблю­де­ни­ем дози­ров­ки соглас­но ста­рин­ным рецеп­там эмчи-лам. Были в ходу и тибет­ские бла­го­во­ния из трав, кото­ры­ми обез­за­ра­жи­ва­лись поме­ще­ния, вплоть до чум­ных бара­ков. Рабо­тал по 16 часов в день, сохра­няя бод­рость бла­го­да­ря при­выч­ке, достой­ной Штир­ли­ца — каж­дые три-четы­ре часа засы­пать на семь-десять минут. При­ём паци­ен­тов про­хо­дил в цен­тре горо­да в каби­не­те на Литей­ном про­спек­те, 16 и в доме вра­ча на Поклон­ной горе. Это необыч­но сухое для Петер­бур­га место на воз­вы­шен­но­сти было спе­ци­аль­но выбра­но Бад­ма­е­вым, вырос­шем в степ­ном кли­ма­те. Трам­вай­ную оста­нов­ку в рай­оне Север­но­го про­спек­та петер­бурж­цы дол­го назы­ва­ли «Бад­ма­ев­ской дачей». Дом с запо­ми­на­ю­щей­ся восточ­ной башен­кой был постро­ен по про­ек­ту архи­тек­то­ра Е. Л. Лебур­де в 1885 году и про­сто­ял до 1981 года. Чер­дак был запол­нен сушё­ны­ми целеб­ны­ми тра­ва­ми, кото­рые при­во­зи­лись из Агин­ской Сте­пи и Тибе­та осе­нью и летом.

Бад­ма­ев с супру­гой Надеж­дой Васильевой

Ещё в 1877 году Бад­ма­ев женил­ся на дво­рян­ке Надеж­де Васи­лье­вой, у них были дети, но истин­ной спут­ни­цей жиз­ни, еди­но­мыш­лен­ни­цей и после­до­ва­тель­ни­цей ста­ла Ели­за­ве­та Юзба­ше­ва. Стар­шая дочь штабс-капи­та­на Кав­каз­ско­го кор­пу­са рус­ской армии, южная кра­са­ви­ца, армян­ско-гру­зин­ских кро­вей, полю­бив­шая буря­та. Ели­за­ве­та, быв­шая намно­го моло­же Бад­ма­е­ва, в 1900 году ста­ла его сек­ре­та­рём, в 1903 году заве­ду­ю­щей апте­кой тибет­ских лекар­ствен­ных трав на Поклон­ной горе, а в 1905 году женой. Надо ска­зать, что в те вре­ме­на раз­ве­стись было нелег­ко, а вот на вне­брач­ные свя­зи смот­ре­ли куда про­ще. Были у Бад­ма­е­ва и дру­гие жен­щи­ны, он поль­зо­вал­ся успе­хом не толь­ко как доктор.

Ели­за­ве­та и Аида Юзбашевы

Алек­сандр Блок писал о Бад­ма­е­ве следующее:

«Умный и хит­рый ази­ат, у кото­ро­го в голо­ве поли­ти­че­ский хаос, а на язы­ке шуточ­ки и кото­рый зани­мал­ся, кро­ме тибет­ской меди­ци­ны, бурят­ской шко­лой и бетон­ны­ми тру­ба­ми, — дру­жил с Рас­пу­ти­ным и Курловым…».

Зна­ме­ни­тый врач дей­стви­тель­но лечил Гри­го­рия Рас­пу­ти­на после поку­ше­ния — тот был ранен в живот ножом фана­тич­ной жен­щи­ной. Рас­пу­тин бывал на Поклон­ной два или три раза. Вопрос о друж­бе оста­ёт­ся откры­тым, извест­но, что впо­след­ствии Бад­ма­ев вошёл в чис­ло про­тив­ни­ков Рас­пу­ти­на. Обще­го у этих двух цели­те­лей было не так мно­го, как может пока­зать­ся на пер­вый взгляд, но, в опре­де­лен­ном смыс­ле, и тот, и дру­гой ста­ли залож­ни­ка­ми мифов о самих себе.

Пётр Бад­ма­ев в нача­ле 1900‑х гг. часто бывал в Зим­нем двор­це. Посе­щал одну из забо­лев­ших доче­рей Нико­лая II. По вос­по­ми­на­ни­ям оче­вид­цев, в таких слу­ча­ях наря­жал­ся во фрак и отправ­лял­ся во дво­рец на соб­ствен­ном автомобиле.

Инте­рес­ная деталь, знак при­вер­жен­но­сти тра­ди­ци­ям восточ­ной и запад­ной куль­тур — на сто­ло­вом сереб­ре в доме Бад­ма­е­вых были выгра­ви­ро­ва­ны моно­грам­мы ВНТ — Вра­чеб­ная Нау­ка Тибе­та. С тех, у кого день­ги води­лись, Бад­ма­ев мог взять и 25 руб­лей золо­том, но если чело­век был беден и нуж­дал­ся в помо­щи, ока­зы­вал свои услу­ги безвозмездно.

Дом Бад­ма­е­ва

Рос­кош­ная жизнь закон­чи­лась вме­сте с паде­ни­ем монар­хии в Рос­сии. Вре­мен­ное пра­ви­тель­ство высла­ло Бад­ма­е­ва вме­сте с семьёй из стра­ны, одна­ко он был задер­жан в Гель­синг­фор­се и воз­вра­щён в Петер­бург. Бад­ма­ев сно­ва воз­об­но­вил прак­ти­ку, лечил теперь уже рево­лю­ци­он­ных сол­да­тов и мат­ро­сов, сно­ва не раз аре­сто­вы­вал­ся, пере­нёс вос­па­ле­ние лег­ких, и один из аре­стов, сопро­вож­дав­ший­ся поме­ще­ни­ем в сырой кар­цер, окон­ча­тель­но подо­рвал здо­ро­вье могу­че­го старика.

Бада­ев писал в уже упо­ми­нав­шей­ся выше запис­ке пред­се­да­те­лю ЧК:

«Я по сво­ей про­фес­сии интер­на­ци­о­нал. Я лечил лиц всех наций, всех клас­сов и лиц край­них пар­тий —тер­ро­ри­стов и монар­хи­стов. Мас­са про­ле­та­рий у меня лечи­лись, а так­же бога­тый и знат­ный клас­сы. До момен­та послед­не­го мое­го аре­ста у меня лечи­лись мат­ро­сы, крас­но­ар­мей­цы, комис­са­ры, а так­же все клас­сы насе­ле­ния Петербурга».


И после смерти

Несмот­ря на все пери­пе­тии, Пётр Бад­ма­ев как счаст­ли­вый чело­век умер в соб­ствен­ной посте­ли в окру­же­нии семьи в люби­мом доме на Поклон­ной горе летом 1920 года. Похо­ро­нен на Шува­лов­ском клад­би­ще Петер­бур­га, на бере­гу Боль­шо­го Ниж­не­го Суз­даль­ско­го озе­ра, не по бурят­ско­му обы­чаю, а так как пола­га­ет­ся хри­сти­а­ни­ну. Лишь китай­ская ваза на его моги­ле ука­зы­ва­ет на Восток.

По сло­вам само­го Бад­ма­е­ва, он стре­мил­ся осво­бо­дить тибет­скую меди­ци­ну от суе­ве­рий и пере­жит­ков шама­низ­ма, и его смерть сви­де­тель­ству­ет о том, что все­силь­ным вол­шеб­ни­ком он не был. Да и о каком вол­шеб­стве мож­но гово­рить в начав­шу­ю­ся эпо­ху тер­ро­ра, аре­стов, ссы­лок и расстрелов.

Род­ных Бад­ма­е­вых жда­ла непро­стая судь­ба и борь­ба за реа­би­ли­та­цию име­ни мужа, отца и деда. Соглас­но его заве­ща­нию, Ели­за­ве­та Бад­ма­е­ва про­дол­жи­ла дело супру­га, млад­шая дочь Аида Гусе­ва (по мужу) ста­ла вра­чом и ей пере­да­лось по наслед­ству уме­ние опре­де­лять диа­гноз по пуль­су. На осно­ве семей­ных вос­по­ми­на­ний и архи­ва внук Борис Гусев напи­сал кни­гу. Вну­ча­тый пле­мян­ник Вла­ди­мир Бад­ма­ев сей­час живет в Нью-Йор­ке, зани­ма­ет­ся тибет­ской меди­ци­ной и име­ет науч­ную степень.

Ели­за­ве­та Юзба­ше­ва, вто­рая жена Бадмаева

Годы забве­ния завер­ши­лись с пере­строй­кой. В 1991 году по поста­нов­ле­нию Пре­зи­ди­у­ма Ака­де­мии наук изда­ны «Осно­вы вра­чеб­ной нау­ки Тибе­та „Чжуд-Ши“» Пет­ра Бад­ма­е­ва. Про­изо­шёл и всплеск нена­уч­но­го инте­ре­са к фигу­ре док­то­ра. В смут­ное вре­мя все­гда появ­ля­ет­ся запрос на сомни­тель­ные ответв­ле­ния народ­ной меди­ци­ны и выстра­и­ва­ют­ся оче­ре­ди к экс­тра­сен­сам-шар­ла­та­нам. Пётр Бад­ма­ев таким не был.

Сего­дня тибет­ская меди­ци­на заня­ла место сре­ди дру­гих наук о чело­ве­ке, более не отно­сит­ся к запрет­ным зна­ни­ям, не явля­ет­ся чем-то эли­тар­ным и доступ­на любо­му жела­ю­ще­му. Но фигу­ры рав­ной Пет­ру Бад­ма­е­ву, зна­то­ка вра­чеб­ной нау­ки Тибе­та, наде­лён­но­го талан­та­ми и в дру­гих обла­стях, не было и нет. Ров­но так же нам неиз­вест­ны вра­чи, име­ю­щие воз­мож­ность ока­зы­вать вли­я­ние не толь­ко на тела, но и умы наде­лён­ных вла­стью. Какие выво­ды сде­лать из это­го, рас­су­дит история.


Читай­те так­же «Ген­рих Шли­ман в Рос­сии: пер­во­от­кры­ва­тель Трои в горо­де на Неве».

Поделиться