«Для меня жить — зна­чит рабо­тать», — гово­рил Иван Кон­стан­ти­но­вич Айва­зов­ский. И дей­стви­тель­но, твор­че­ство зани­ма­ло основ­ную часть его жиз­ни, он был фана­тич­но влюб­лён в свою про­фес­сию и отда­вал ей все­го себя без остатка.

Недав­но мы уже рас­ска­зы­ва­ли о деся­ти кар­ти­нах Айва­зов­ско­го, здесь же кос­нём­ся его био­гра­фии. Иван Кон­стан­ти­но­вич про­жил дол­гую и увле­ка­тель­ную жизнь. В ней было и бед­ное дет­ство, и счаст­ли­вый слу­чай, изме­нив­ший его судь­бу, и зна­ком­ство с импе­ра­то­ра­ми, сул­та­на­ми, писа­те­ля­ми, папой рим­ским, и меж­ду­на­род­ное признание.


Начало творческого пути

Ован­нес Гевор­ко­вич Айва­зян, кото­рый впо­след­ствии изме­нит имя на более при­выч­ное нам — Иван Кон­стан­ти­но­вич Айва­зов­ский — родил­ся в Фео­до­сии 17 июля 1817 года в бед­ной армян­ской семье. Его отец в моло­до­сти был успеш­ным тор­гов­цем, одна­ко к рож­де­нию Ива­на окон­ча­тель­но разо­рил­ся, и семья еле сво­ди­ла кон­цы с концами.

Уже под­рост­ком Иван про­явил спо­соб­но­сти сна­ча­ла к музы­ке, выучив­шись вели­ко­леп­но играть на скрип­ке, а потом и к живо­пи­си. Посколь­ку жила семья бед­но, бума­гу, каран­да­ши и крас­ки Ива­ну в основ­ном дари­ли зна­ко­мые и друзья.

С 10 лет буду­щий худож­ник начал рабо­тать «маль­чи­ком» в город­ской кофейне, там же играл на скрип­ке, а в сво­бод­ное вре­мя раз­вле­кал­ся тем, что рисо­вал раз­но­об­раз­ные пей­за­жи углём на сте­нах домов. Одну из таких работ как-то уви­дел мест­ный архи­тек­тор Яков Кох, кото­рый пода­рил юно­ше запас бума­ги и кра­сок, а потом пока­зал его рисун­ки фео­до­сий­ско­му гра­до­на­чаль­ни­ку Алек­сан­дру Каз­на­че­е­ву. Вско­ре Каз­на­че­ев воз­гла­вил Таври­че­скую губер­нию, забрал Ива­на с собой в Сим­фе­ро­поль и помог посту­пить в гимназию.

Порт­рет отца. Иван Айва­зов­ский. 1859 год

После гим­на­зии 16-лет­ний Иван при­ез­жа­ет в Петер­бург, где посту­па­ет в Импе­ра­тор­скую Ака­де­мию художеств.

Во вре­мя учё­бы у юно­го живо­пис­ца воз­ник кон­фликт с пре­по­да­ва­те­лем — фран­цуз­ским худож­ни­ком Филип­пом Тан­не­ром. Он видел, что уче­ник явно талант­ли­вее его само­го, поэто­му часто загру­жал Айва­зов­ско­го допол­ни­тель­ной рабо­той, чтоб у того не оста­ва­лось вре­ме­ни на соб­ствен­ные кар­ти­ны. Одна­ко на выстав­ке 1836 года Айва­зов­ский, не спро­сив раз­ре­ше­ния Тан­не­ра, пред­ста­вил и свои про­из­ве­де­ния, чем вызвал него­до­ва­ние менее ода­рён­но­го учителя.

Тан­нер напи­сал донос Нико­лаю I, что дерз­кий уче­ник его ослу­шал­ся. На этом карье­ра моло­до­го Айва­зов­ско­го мог­ла бы и закон­чить­ся, но вме­ша­лись дру­гие пре­по­да­ва­те­ли Ака­де­мии, кото­рые помог­ли ула­дить конфликт.

В 1830‑е годы Айва­зов­ский зна­ко­мит­ся с таки­ми выда­ю­щи­ми­ся дея­те­ля­ми искус­ства, как Пуш­кин, Жуков­ский, Глин­ка, Брюл­лов. Рабо­ты худож­ни­ка понра­ви­лись и само­му импе­ра­то­ру Нико­лаю I, после чего его карье­ра пошла вверх.

Порт­рет И. К. Айва­зов­ско­го. Худож­ник Алек­сей Тыра­нов. 1841 год

В 1835 году Айва­зов­ский совер­шил пер­вое мор­ское пла­ва­ние по Бал­ти­ке. В корот­кий срок он изу­чил слож­ное стро­е­ние и осна­ще­ние кораб­лей, после чего с неве­ро­ят­ной точ­но­стью вос­про­из­во­дил их на сво­их картинах.

Как осо­бо отли­чив­ше­му­ся уче­ни­ку, Айва­зов­ско­му было поз­во­ле­но окон­чить курс на два года рань­ше поло­жен­но­го сро­ка. В 1838 году он вер­нул­ся в Крым, где рабо­тал над мест­ны­ми пей­за­жа­ми, а в 1840 году вме­сте с това­ри­щем по Ака­де­мии за казён­ный счёт направ­ля­ет­ся в Рим для совер­шен­ство­ва­ния сво­их твор­че­ских навыков.


Расцвет творчества

За гра­ни­цей Айва­зов­ский про­вёл четы­ре года. За это вре­мя он посе­тил Ита­лию, Швей­ца­рию, Гер­ма­нию, Нидер­лан­ды, Вели­ко­бри­та­нию и Фран­цию. В Риме худож­ник был удо­сто­ен ауди­ен­ции у папы Гри­го­рия XVI, кото­рый купил кар­ти­ну Айва­зов­ско­го «Хаос. Сотво­ре­ние мира» и награ­дил её авто­ра золо­той медалью.

Хаос. Сотво­ре­ние мира. Иван Айва­зов­ский. 1841 год

В 1843 году 26-лет­ний Айва­зов­ский стал пер­вым рос­сий­ским худож­ни­ком, чьи кар­ти­ны были пред­став­ле­ны на выстав­ке в Лув­ре. О его рабо­тах поло­жи­тель­но отзы­ва­лись мно­гие евро­пей­ские худож­ни­ки, в том чис­ле бри­та­нец Уильям Тёрнер.

Осе­нью 1844 года Айва­зов­ский воз­вра­ща­ет­ся в Петер­бург, где стал живо­пис­цем Глав­но­го мор­ско­го шта­ба Рос­сии, а с 1847 года — про­фес­со­ром Петер­бург­ской Ака­де­мии худо­жеств. Вме­сте со сла­вой моло­до­го худож­ни­ка рос­ло и его бла­го­со­сто­я­ние. Заказ­чи­ком кар­тин Айва­зов­ско­го был сам импе­ра­тор Нико­лай I, кото­рый одна­жды заявил:

«Всё, что напи­сал Айва­зов­ский, будет куп­ле­но мною».


Личная жизнь

В 1848 году, уже будучи извест­ным живо­пис­цем, 31-лет­ний Айва­зов­ский женил­ся на англи­чан­ке Юлии Гревс. В этом бра­ке роди­лись четы­ре доче­ри. Супру­га меч­та­ла жить в Петер­бур­ге, в то вре­мя как сам Айва­зов­ский, часто путе­ше­ствуя, не соби­рал­ся навсе­гда поки­дать род­ную Фео­до­сию. В допол­не­ние к это­му в 1857 году у Юлии была обна­ру­же­на нерв­ная болезнь. На этой поч­ве у супру­гов часто воз­ни­ка­ли скан­да­лы, и спу­стя 12 лет бра­ка жена ушла от него. Одна­ко офи­ци­аль­но они пока что не разводились.

Уже живя отдель­но, Юлия вле­за­ла в боль­шие дол­ги, опла­чи­вать кото­рые пред­сто­я­ло Ива­ну Кон­стан­ти­но­ви­чу как супру­гу. В 1870 году Айва­зов­ский обра­ща­ет­ся в Синод Эчми­ад­зи­на с прось­бой дать согла­сие на раз­вод. Он писал:

«Руко­вод­ству­ясь чело­ве­че­ским и хри­сти­ан­ским дол­гом, я мно­гие годы тер­пе­ли­во отно­сил­ся к недо­стат­кам жены, что могут засви­де­тель­ство­вать не толь­ко род­ные и дру­зья, но и все зна­ко­мые во мно­гих горо­дах Рос­сии. Пере­не­сён­ное ею в 1857 г., по сви­де­тель­ству сто­лич­ных вра­чей, неиз­ле­чи­мое нерв­ное забо­ле­ва­ние ещё более неснос­ным сде­ла­ло её харак­тер. Исчез­ло спо­кой­ствие в моём доме. Почти два­дцать лет она кле­ве­та­ла на меня, запят­на­ла мою честь и честь моих род­ных перед наши­ми детьми и чужи­ми людь­ми. И это она дела­ет с той целью, что­бы убить меня не физи­че­ски, а мораль­но, что­бы, неза­кон­но ото­брав у меня име­ние, иму­ще­ство, оста­вить без хле­ба насущ­но­го. Моя жена Юлия, отно­сясь ко мне враж­деб­но, живёт в сто­ли­це за мой счёт, часто путе­ше­ству­ет в Австрию, Фран­цию, Гер­ма­нию, вовле­кая меня в колос­саль­ные рас­хо­ды. Жизнь в Одес­се моти­ви­ру­ет болез­нью, хотя на самом деле одес­ские вра­чи реко­мен­ду­ют ей уез­жать из горо­да. Юлия Гревс, руко­вод­ству­ясь сове­та­ми сомни­тель­ных лиц, в послед­нее вре­мя обра­ща­ет­ся к губер­на­то­ру и дру­гим высо­ким чинам госу­дар­ства с прось­бой забрать моё иму­ще­ство и име­ние, хотя я посто­ян­но обес­пе­чи­ваю жизнь её, посы­лая в Одес­су еже­ме­сяч­но по 500–600 руб­лей. Она вос­ста­нав­ли­ва­ет доче­рей про­тив меня, беря у них под­пи­си, что после раз­во­да они будут жить с ней».

Согла­сие на раз­вод после­до­ва­ло лишь через семь лет, в 1877 году.

Во вто­рой раз Иван Кон­стан­ти­но­вич женил­ся в 1882 году. Вто­рая жена, армян­ка Анна Бур­на­зян-Сар­ки­со­ва, была на 39 лет млад­ше Айва­зов­ско­го. Этот брак был уже более счаст­ли­вым, супру­ги про­жи­вут вме­сте до самой смер­ти художника.

Анна Айва­зов­ская (Бур­на­зян-Сар­ки­зо­ва). Иван Айва­зов­ский. 1882 год

Путешествия и жизнь в Феодосии

В 1854 году Айва­зов­ский по соб­ствен­ной воле при­е­хал в оса­ждён­ный Сева­сто­поль и стал сви­де­те­лем штур­ма горо­да бри­тан­ски­ми вой­ска­ми и боёв за Мала­хов кур­ган. Здесь он напи­сал несколь­ко кар­тин об уви­ден­ном, и лишь после при­ка­за адми­ра­ла Кор­ни­ло­ва поки­нул город.

В 1857 году он участ­во­вал в оче­ред­ной выстав­ке в Пари­же, после кото­рой стал пер­вым рос­сий­ским худож­ни­ком, удо­сто­ен­ным фран­цуз­ско­го орде­на Почёт­но­го легиона.

Иван Кон­стан­ти­но­вич мно­го путе­ше­ство­вал, посе­тил основ­ные евро­пей­ские стра­ны, а так­же Тур­цию, Еги­пет и США. Часто бывал на Ближ­нем Восто­ке. Пей­за­жи Кон­стан­ти­но­по­ля, Каи­ра и дру­гих круп­ных восточ­ных горо­дов неиз­мен­но вос­хи­ща­ли Айва­зов­ско­го, и он не мог не отоб­ра­зить их на сво­их полот­нах. Бывал так­же на родине пред­ков в Арме­нии, посвя­тил ряд работ мест­ным пей­за­жам и сюже­там из армян­ской истории.

Вечер в Каи­ре. Иван Айва­зов­ский. 1870 год

Не мень­ше Айва­зов­ский путе­ше­ство­вал и по Рос­сии, став пер­вым худож­ни­ком, про­во­див­шим пер­со­наль­ные выстав­ки не толь­ко в Москве и Петер­бур­ге, но и во мно­гих про­вин­ци­аль­ных горо­дах. Все­го он про­вёл 125 таких выставок.

Авто­порт­рет. Иван Айва­зов­ский. 1874 год

Айва­зов­ский мог жить в любом горо­де мира, но неиз­мен­но воз­вра­щал­ся в Фео­до­сию. Для род­но­го горо­да он сде­лал необы­чай­но мно­го: стал ини­ци­а­то­ром откры­тия биб­лио­те­ки, кон­церт­но­го зала, бла­го­да­ря ему в Фео­до­сию была про­ло­же­на пер­вая желез­ная доро­га и зна­чи­тель­но рас­ши­рен тор­го­вый порт. В 1886 году, когда Фео­до­сия испы­ты­ва­ла острую нехват­ку воды, худож­ник сооб­щил город­ской думе:

«Не будучи в силах далее оста­вать­ся сви­де­те­лем страш­но­го бед­ствия, кото­рое из года в год испы­ты­ва­ет от без­во­дья насе­ле­ние род­но­го горо­да, я дарю ему в веч­ную соб­ствен­ность 50 тысяч вёдер в сут­ки чистой воды из при­над­ле­жа­ще­го мне Суб­аш­ско­го источника».

Суб­аш­ский источ­ник нахо­дил­ся в име­нии Айва­зов­ско­го Шах-Мамай, и с того момен­та стал досто­я­ни­ем всей Фео­до­сии. В бла­го­дар­ность город­ские вла­сти сде­ла­ли худож­ни­ка почёт­ным граж­да­ни­ном Феодосии.


Особенности подхода к творчеству и последние годы жизни

Всё сво­бод­ное вре­мя у Айва­зов­ско­го зани­ма­ло твор­че­ство, к кото­ро­му он под­хо­дил с боль­шой само­от­да­чей. О самом про­цес­се созда­ния кар­тин худож­ник писал:

«Набро­сав каран­да­шом на клоч­ке бума­ги план заду­ман­ной мною кар­ти­ны, я при­ни­ма­юсь за рабо­ту и, так ска­зать, всею душой отда­юсь ей».

Он стре­мил­ся пока­зать «поэ­зию при­ро­ды», избе­гая, одна­ко, её идеализации:

«Иде­а­ли­за­ция живой при­ро­ды есть край­ность, кото­рую я все­гда избе­гал в моих кар­ти­нах, но поэ­зию при­ро­ды все­гда чув­ство­вал, чув­ствую и ста­ра­юсь пере­дать её моею кистью. Оба­я­ние лун­ной ночи, нега ясно­го зака­та, ужас, наго­ня­е­мый на душу бурей или ура­га­ном, — вот те чув­ства, кото­рые вдох­нов­ля­ют меня, когда я пишу картины».

Лун­ная ночь на Бос­фо­ре. Иван Айва­зов­ский. 1894 год

Инте­рес­но, что, в отли­чие от мно­гих дру­гих худож­ни­ков, Айва­зов­ский почти нико­гда не писал кар­ти­ны с нату­ры. Напро­тив, при рабо­те он пола­гал­ся преж­де все­го на память, роль кото­рой в сво­ём твор­че­стве оце­ни­вал очень высоко:

«Чело­век, не ода­рён­ный памя­тью, сохра­ня­ю­щей впе­чат­ле­ния живой при­ро­ды, может быть отлич­ным копи­ро­валь­щи­ком, живым фото­гра­фи­че­ским аппа­ра­том, но истин­ным худож­ни­ком — нико­гда. Дви­же­ния живых сти­хий— неуло­ви­мы для кисти: писать мол­нию, порыв вет­ра, всплеск вол­ны — немыс­ли­мо с нату­ры. Сюжет кар­ти­ны сла­га­ет­ся у меня в памя­ти, как сюжет сти­хо­тво­ре­ния у поэта…».

Обыч­но на созда­ние кар­ти­ны у Айва­зов­ско­го ухо­ди­ло несколь­ко дней, ино­гда — пара недель, но в отдель­ных слу­ча­ях он вполне мог создать шедевр и за несколь­ко часов. Одна­жды в 1895 году худож­ник Архип Куин­джи попро­сил Айва­зов­ско­го, кото­рый был уже леген­дар­ной лич­но­стью в мире искус­ства, про­де­мон­стри­ро­вать своё мастер­ство перед сту­ден­та­ми Ака­де­мии худо­жеств. Все­го за 1 час 50 минут 78-лет­ний Иван Кон­стан­ти­но­вич изоб­ра­зил на хол­сте бушу­ю­щие мор­ские вол­ны, а на них — борю­щий­ся со штор­мом корабль с пол­ным оснащением.

Поэто­му общее коли­че­ство кар­тин, напи­сан­ных худож­ни­ком на про­тя­же­нии всей жиз­ни — а их было более 6000 — ни у кого не вызы­ва­ло сомнений.

Одна­жды в 1888 году Айва­зов­ско­го посе­тил Антон Чехов и общал­ся с худож­ни­ком целый день. После визи­та в днев­ни­ке Чехо­ва появи­лась такая запись:

«22 июля, Фео­до­сия. Вче­ра я ездил в Шах-Мамай, име­нье Айва­зов­ско­го, за 25 вёрст от Фео­до­сии. Име­нье рос­кош­ное, несколь­ко ска­зоч­ное; такие име­ния, веро­ят­но, мож­но видеть в Пер­сии. Сам Айва­зов­ский, бод­рый ста­рик лет 75, пред­став­ля­ет собой помесь доб­ро­душ­но­го армяш­ки с заев­шим­ся архи­ере­ем; полон соб­ствен­но­го досто­ин­ства, руки име­ет мяг­кие и пода­ёт их по-гене­раль­ски. Неда­лёк, но нату­ра слож­ная и достой­ная вни­ма­ния. В себе одном он сов­ме­ща­ет и гене­ра­ла, и архи­ерея, и худож­ни­ка, и армя­ни­на, и наив­но­го деда, и Отел­ло. Женат на моло­дой и очень кра­си­вой жен­щине, кото­рую дер­жит в ежах. Зна­ком с сул­та­на­ми, шаха­ми и эми­ра­ми. Писал вме­сте с Глин­кой „Рус­ла­на и Люд­ми­лу“. Был при­я­те­лем Пуш­ки­на, но Пуш­ки­на не читал».

В послед­ние годы жиз­ни Айва­зов­ский дослу­жил­ся до зва­ния дей­стви­тель­но­го тай­но­го совет­ни­ка. Этот граж­дан­ский чин соот­вет­ство­вал чину пол­но­го гене­ра­ла в армии или адми­ра­ла во фло­те и давал пра­во на заня­тие долж­но­сти мини­стра. Во всей Рос­сий­ской импе­рии в кон­це XIX века дей­стви­тель­ных тай­ных совет­ни­ков было око­ло 90 человек.

Айва­зов­ский не остав­лял заня­тий твор­че­ством до кон­ца жиз­ни. Так, кар­ти­ну «Взрыв турец­ко­го кораб­ля» он начал писать за день до смер­ти — 19 апре­ля 1900 года. До 83-летия Иван Кон­стан­ти­но­вич не дожил три меся­ца. Про­во­дить в послед­ний путь вели­ко­го худож­ни­ка вышла вся Феодосия.

Взрыв турец­ко­го кораб­ля. Неокон­чен­ная кар­ти­на Ива­на Айва­зов­ско­го. 1900 год

Обна­ро­до­ван­ное заве­ща­ние Айва­зов­ско­го содер­жа­ло такие строки:

«Моё искрен­нее жела­ние, что­бы зда­ние моей кар­тин­ной гале­реи в горо­де Фео­до­сии со все­ми в ней кар­ти­на­ми, ста­ту­я­ми и дру­ги­ми про­из­ве­де­ни­я­ми искус­ства, нахо­дя­щи­ми­ся в этой гале­рее, состав­ля­ли пол­ную соб­ствен­ность горо­да Фео­до­сии, и в память обо мне, Айва­зов­ском, заве­щаю гале­рею горо­ду Фео­до­сии, мое­му род­но­му городу».

Моги­ла Айва­зов­ско­го в Фео­до­сии. Источ­ник: livejornal.com

Спу­стя три года на моги­ле вели­ко­го худож­ни­ка было уста­нов­ле­но над­гро­бие в виде сар­ко­фа­га из бело­го мра­мо­ра. На одной из его гра­ней на древ­не­ар­мян­ском язы­ке высе­че­на надпись:

«Рож­дён­ный смерт­ным, оста­вил по себе бес­смерт­ную память».


Читай­те так­же «Домаш­нее наси­лие, Айва­зов­ский и жан­дарм­ский под­пол­ков­ник Кноп»

Поделиться