Путь из варяг в греки впервые появляется на страницах Повести Временных Лет:
«…был путь из Варяг в Греки и из Грек по Днепру, а в верховьях Днепра — волок до Ловоти, а по Ловоти можно войти в Ильмень, озеро великое; из этого же озера вытекает Волхов и впадаете озеро великое Нево, и устье того озера впадает в море Варяжское. И по тому морю можно плыть до Рима, а от Рима можно приплыть по тому же морю к Царьграду, а от Царьграда можно приплыть в Понт море, в которое впадает Днепр река».
Часто только это сухое описание переходов из дельт одних рек в устья других и всплывает в памяти, при упоминании Пути. Создаётся впечатление, что Восточную Европу в древности прорезала длинная торговая магистраль, по которой туда-сюда плавали варяги, попутно создавая государство Русь.
Но на самом деле путь из варяг в греки не был простой дорогой из точки А в точку Б. За свою историю он сильно менялся, как менялись и места, через которые он пролегал, и люди, которые решались по нему плыть.
Для начала разберёмся с теми, кто населял Восточную Европу в эпоху пути из варяг в греки. Это были славянские, балтские и финно-угорские народы. По Волхову и Ловати жили Ильменские словене, ниже в Верховьях Волги и Днепра — кривичи, правый берег Оки занимали вятичи. К востоку от них по среднему течению Волги и Оки жили финно-угорские народы: меря, мурома, мордва. По Десне располагались славяне: радимичи и вятичи. Нижний Днепр занимали поляне, а по западному притоку Припяти жили древляне.
В это же время, ещё с начала VIII века, территории Средней Волги и Камы занимали тюркоязычные волжские булгары, отброшенные сюда из степи в результате войн с хазарами. Хазарский каганат занимал междуречье Волги и Дона, контролируя выходы этих рек в Азовское и Каспийское море.
Население Восточной Европы перед началом формирования Древнерусского государства было пёстрым и многоэтничным, разным по уровню культуры и государственного устройства. Это, безусловно, повлияло на особенности формирования Пути из варяг в греки.
Катализатором нашей истории оказались варяги или как они были известны в тот момент в Западной Европе — викинги. Эпоха викингов, которая для Западной Европы чаще всего связана с грабежом, пиратством и нападением организованных и хорошо вооружённых банд на города и даже небольшие государства имела много причин внутри самой раннесредневековой Скандинавии.
Резко усилившаяся знать искала военной добычи — важнейшего источника обогащения. Многие рядовые общинники покидали родину из-за относительной перенаселённости приморских районов Скандинавского полуострова и нехватки пригодных для обработки земель.
В раннем Средневековье в Скандинавии создалась достаточно большая группа людей, недовольных своим положением и обладавшим возможностью улучшить его с помощью набегов на более благополучные и богатые районы Европы. Но что тянуло норманнов на восток?
Одной из важнейших причин не только формирования Пути из варяг в греки, но и эпохи викингов в принципе, сегодня называют открытие Аббасидским халифатом новых серебряных рудников и закономерный спад цены на серебро в регионе. Именно арабское серебро станет разменной валютой эпохи викингов. Показательно, что наиболее полная коллекция арабских дирхемов VIII–X веков принадлежит Стокгольмскому музею.
Скандинавские саги так же, как и Повесть Временных Лет, сохранили память о дороге через Восточную Европу. Там она называется Austrvegr — «Восточный путь».
Деятельность викингов тут была совершенно иной, нежели разбой и набеги в Западной Европе. Чтобы пройти по рекам Восточной Европы, где крупные поселения встречаются не так часто, а большую часть территорий занимают густые леса, нужны были хорошие связи с местным населением.
Славяне были заинтересованы в развитии торговли — главными товарами варягов на востоке были меха и рабы, которые им поставляли сами славяне. Как отмечают заведующая сектором отдела археологических памятников ГИМ Вероника Владиславовна Мурашева и старший научный сотрудник ГИМ Сергей Юрьевич Каинов, в Западную Европу скандинавы шли в «вик» — в набег, а в Восточную Европу — в «русь», то есть гребцами (от финского Ruotsi — иноязычного обозначения скандинавских гребцов, позже давшего название государству).
Что интересно, скандинавское Austrvegr гораздо больше подходит для описания системы торговли в Восточной Европе VIII-XI веков, чем «Путь из варяг в греки». Связано это в первую очередь с тем, что этот путь первоначально шёл отнюдь не к грекам, а к арабам. К тому же система рек менялась со временем.
Первый путь большинство исследователей называют «Донским». Он проходил через Волхов, затем переходил к Оке и Упе, отсюда волоком к Верховьям Дона, а оттуда — в Азовское и Чёрное Море. Этот вариант позволял проходить сначала через земли славян, а затем — через Хазарский каганат. И славянский, и хазарский участки пути были хорошо укреплены. Крепости располагались на небольшом расстоянии друг от друга как стоянки техобслуживания для идущих по рекам караванов.
Подтверждением существования на этой территории торгового пути являются и многочисленные клады арабского серебра в бассейне реки Упы.
Одним из ярчайших памятников Донского пути можно назвать городище Супруты (сегодня Тульская область). С начала 1950‑х годов археологический памятник исследовала Тульская экспедиция Софьи Андреевны Изюмовой, а в 2008 году клад из раскопок 1969 года был опубликован Вероникой Владиславовной Мурашевой. Вещи, найденные в составе клада, показывают, что на одном городище сосуществовали скандинавы, славяне и хазары. Наряду с вещами в скандинавском стиле, присутствует славянская керамика и украшения салтово-маяцкой культуры, связанной с Хазарским каганатом.
Местное население находилось в состоянии постоянного контакта и культурного обмена, что хорошо видно на примере находки прекрасных удил, выполненных в скандинавском стиле. Дело в том, что скандинавы на тот момент редко использовали конскую упряжь и практически не ходили в конные атаки (с этим связана и позднейшая нехватка конницы в русском войске, в походах на Византию Олег и Игорь привлекали кочевников), конное снаряжение более характерно для хазар, с которыми варяги повстречались в Супрутах. Городище было разрушено в начале Х века. Возможно, это связано с развитием нового торгового пути по Волге.
Волжский путь также брал своё начало от Волхова и Ловати, переходя к Верховьям Волги и спускаясь к Каспийскому морю. Важную его часть у слияния с Камой контролировала Волжская Болгария, а в низовьях Волги располагалось сердце Хазарского каганата — город Итиль.
Как указывает старший научный сотрудник ИИМК РАН Вячеслав Сергеевич Кулешов, скандинавы не проходили весь путь целиком. Чаще всего они останавливались в столице Волжской Болгарии, городе Болгара, где встречались с местными и арабскими купцами. При этом всё чаще водное снабжение через нижнюю Волгу прерывалось, и товар шёл до Болгара в обход Хазарии караванами через Южное Приуралье. Именно так попал в Болгар в 922 году арабский путешественник Ахмад ибн Фадлан, оставивший знаменитые записи о русах, торговавших в Болгаре.
Но когда же появляется тот самый путь из варяг в греки, проходящий через Русь и впадающий в Чёрное море? Тот самый путь, известный большинству по школьным учебникам, или, иначе говоря, Балтийско-Днепровский путь. Тамара Анатольевна Пушкина, научный сотрудник кафедры археологии МГУ, продолжительное время возглавлявшая экспедицию МГУ в Гнёздове писала:
«Возникает впечатление, что днепровская часть пути из варяг в греки до X века скандинавам неизвестна или почти неизвестна».
Днепровский путь был ориентирован не только на арабский мир, но и на торговлю с Византией. Факт того, что находки византийских монет появляются в Средней Швеции только к концу IX — началу X века, подтверждает гипотезу о начале становления Днепровского отрезка пути только к концу IX века.
Похожую картину нам дают и письменные источники. Аскольд и Дир впервые останавливаются в Киеве в 863 году, а объединение северной и южной части Руси происходит во время завоевания Киева Олегом в 882 году. Видимо, именно тогда формируется и безопасный маршрут, контролируемый одной княжеской династией от Волхова и Ловати к Днепру и ниже до Чёрного моря.
Помимо варягов в торговле, как и раньше, участвовали местные жители. Кроме того, меха для продажи собирали на полюдье. В дороге у местных меха выменивали на украшения, стеклянные, сердоликовые, хрустальные бусы. Часть варягов оставалась и оседала на пути, потихоньку сливаясь с жителями. В то же время эти центры были выгодны как путешественникам (там они могли останавливаться для починки кораблей и отдыха), так и славянам, которые могли сбывать пушнину и другие товары централизовано. Сегодня археологи выделяют на Днепре несколько таких центров: в первую очередь Гнёздово (древний Смоленск) и Шестовицы (древний Чернигов).
Археологический памятник Гнёздово располагается в 12 километрах от современного Смоленска. Оно состоит из нескольких поселений, городищ и, как минимум, восьми курганных групп, охватывая площадь порядка 438 гектаров. На территории памятника археологическая экспедиция ГИМ выявила древний порт, к которому подходили корабли путешественников.
К сожалению, «рериховские» ладьи по Днепру не плавали — слишком мелко.
Торговцы перемешались на долблёных лодках-однодревках (Константин Багрянородный называет их «моноксилами»), борта которых для большей вместимости обивали досками. О постоянном ремонте этих судов свидетельствуют найденные в Гнёздове ладейные заклёпки, скреплявшие доски, несколько уключин и другие детали древних лодок.
Путь из варяг в греки стал хребтом Руси как государства. Развивающаяся на нём торговля так или иначе попадала под контроль Рюриковичей. Показательно появление на рубеже ІХ‑Х веков нескольких небольших городищ, типовых крепостей на волховском отрезке пути. Их строили для безопасности и удобства путешественников. Эти княжеские градки растворились в небытии с исчезновением самого пути из варяг в греки.
К концу Х — началу XI века усиливается контроль княжеской власти над всей торговой магистрали. Пропадают такие независимые центры как Гнёздово и Шестовицы, а рядом с ними появляются новые подконтрольные Киеву города — Смоленск и Чернигов. Постепенно отсекаются остальные ответвления. Ещё Владимир подчинил Киеву Полоцк, через который проходила альтернативная часть пути через Западную Двину.
В XI веке Днепровский путь постепенно приходит в упадок. Частично это связано с разгромом Хазарского каганата в 965 году. Исчезновение мощного кочевого государства снизило безопасность и удобство Волжского пути, но одновременно увеличило число степных набегов, тем самым делая и Днепровский путь таким же небезопасным.
На упадок Днепровского пути влияли не только процессы внутри Восточной Европы. Вся эпоха викингов подходила к концу: в Скандинавии отдельные конунги приступили к созданию собственных государств. Исчезала прослойка людей, заинтересованных в грабительских походах и рискованных торговых предприятиях.
Путь из варяг в греки и здесь сыграл не последнюю роль. Эта магистраль была неким культурным мостом от Балтики до Скандинавии. Люди, оказавшиеся здесь, встречались с более развитыми обществами и государствами — Византией или Арабским халифатом. Эллинистически-христианский культурный импульс прошёл через Русь и попал в Скандинавию.
Профессор СПбГУ Глеб Сергеевич Лебедев писал:
«Именно поэтому мы вправе считать, что со становлением и развитием этой коммуникационной магистрали завершается начальное формирование Европейского культурно-исторического единства, когда впервые Европа стала Европой, а в этой Европе — Русью стала Русь».
Читайте также «Норманнский вопрос и археология».