Путь из варяг в греки. Современная оценка исследователей

Путь из варяг в гре­ки впер­вые появ­ля­ет­ся на стра­ни­цах Пове­сти Вре­мен­ных Лет:

«…был путь из Варяг в Гре­ки и из Грек по Дне­пру, а в вер­хо­вьях Дне­пра — волок до Лово­ти, а по Лово­ти мож­но вой­ти в Иль­мень, озе­ро вели­кое; из это­го же озе­ра выте­ка­ет Вол­хов и впа­да­е­те озе­ро вели­кое Нево, и устье того озе­ра впа­да­ет в море Варяж­ское. И по тому морю мож­но плыть до Рима, а от Рима мож­но при­плыть по тому же морю к Царь­гра­ду, а от Царь­гра­да мож­но при­плыть в Понт море, в кото­рое впа­да­ет Днепр река».

Часто толь­ко это сухое опи­са­ние пере­хо­дов из дельт одних рек в устья дру­гих и всплы­ва­ет в памя­ти, при упо­ми­на­нии Пути. Созда­ёт­ся впе­чат­ле­ние, что Восточ­ную Евро­пу в древ­но­сти про­ре­за­ла длин­ная тор­го­вая маги­страль, по кото­рой туда-сюда пла­ва­ли варя­ги, попут­но созда­вая госу­дар­ство Русь.

Но на самом деле путь из варяг в гре­ки не был про­стой доро­гой из точ­ки А в точ­ку Б. За свою исто­рию он силь­но менял­ся, как меня­лись и места, через кото­рые он про­ле­гал, и люди, кото­рые реша­лись по нему плыть.

Путь из варяг в греки

Для нача­ла раз­бе­рём­ся с теми, кто насе­лял Восточ­ную Евро­пу в эпо­ху пути из варяг в гре­ки. Это были сла­вян­ские, балт­ские и фин­но-угор­ские наро­ды. По Вол­хо­ву и Лова­ти жили Иль­мен­ские сло­вене, ниже в Вер­хо­вьях Вол­ги и Дне­пра — кри­ви­чи, пра­вый берег Оки зани­ма­ли вяти­чи. К восто­ку от них по сред­не­му тече­нию Вол­ги и Оки жили фин­но-угор­ские наро­ды: меря, муро­ма, морд­ва. По Десне рас­по­ла­га­лись сла­вяне: ради­ми­чи и вяти­чи. Ниж­ний Днепр зани­ма­ли поляне, а по запад­но­му при­то­ку При­пя­ти жили древляне.

В это же вре­мя, ещё с нача­ла VIII века, тер­ри­то­рии Сред­ней Вол­ги и Камы зани­ма­ли тюр­ко­языч­ные волж­ские бул­га­ры, отбро­шен­ные сюда из сте­пи в резуль­та­те войн с хаза­ра­ми. Хазар­ский кага­нат зани­мал меж­ду­ре­чье Вол­ги и Дона, кон­тро­ли­руя выхо­ды этих рек в Азов­ское и Кас­пий­ское море.

Насе­ле­ние Восточ­ной Евро­пы перед нача­лом фор­ми­ро­ва­ния Древ­не­рус­ско­го госу­дар­ства было пёст­рым и мно­го­эт­нич­ным, раз­ным по уров­ню куль­ту­ры и госу­дар­ствен­но­го устрой­ства. Это, без­услов­но, повли­я­ло на осо­бен­но­сти фор­ми­ро­ва­ния Пути из варяг в греки.

Ката­ли­за­то­ром нашей исто­рии ока­за­лись варя­ги или как они были извест­ны в тот момент в Запад­ной Евро­пе — викин­ги. Эпо­ха викин­гов, кото­рая для Запад­ной Евро­пы чаще все­го свя­за­на с гра­бе­жом, пират­ством и напа­де­ни­ем орга­ни­зо­ван­ных и хоро­шо воору­жён­ных банд на горо­да и даже неболь­шие госу­дар­ства име­ла мно­го при­чин внут­ри самой ран­не­сред­не­ве­ко­вой Скандинавии.

Рез­ко уси­лив­ша­я­ся знать иска­ла воен­ной добы­чи — важ­ней­ше­го источ­ни­ка обо­га­ще­ния. Мно­гие рядо­вые общин­ни­ки поки­да­ли роди­ну из-за отно­си­тель­ной пере­на­се­лён­но­сти при­мор­ских рай­о­нов Скан­ди­нав­ско­го полу­ост­ро­ва и нехват­ки при­год­ных для обра­бот­ки земель.

В ран­нем Сред­не­ве­ко­вье в Скан­ди­на­вии созда­лась доста­точ­но боль­шая груп­па людей, недо­воль­ных сво­им поло­же­ни­ем и обла­дав­шим воз­мож­но­стью улуч­шить его с помо­щью набе­гов на более бла­го­по­луч­ные и бога­тые рай­о­ны Евро­пы. Но что тяну­ло нор­ман­нов на восток?

Одной из важ­ней­ших при­чин не толь­ко фор­ми­ро­ва­ния Пути из варяг в гре­ки, но и эпо­хи викин­гов в прин­ци­пе, сего­дня назы­ва­ют откры­тие Абба­сид­ским хали­фа­том новых сереб­ря­ных руд­ни­ков и зако­но­мер­ный спад цены на сереб­ро в реги­оне. Имен­но араб­ское сереб­ро ста­нет раз­мен­ной валю­той эпо­хи викин­гов. Пока­за­тель­но, что наи­бо­лее пол­ная кол­лек­ция араб­ских дир­хе­мов VIII–X веков при­над­ле­жит Сток­гольм­ско­му музею.

Скан­ди­нав­ские саги так же, как и Повесть Вре­мен­ных Лет, сохра­ни­ли память о доро­ге через Восточ­ную Евро­пу. Там она назы­ва­ет­ся Austrvegr — «Восточ­ный путь».

Дир­хем, пере­де­лан­ный в под­вес­ку. Рас­коп­ки В. В. Нови­ко­ва. Источ­ник: gnezdovo.com

Дея­тель­ность викин­гов тут была совер­шен­но иной, неже­ли раз­бой и набе­ги в Запад­ной Евро­пе. Что­бы прой­ти по рекам Восточ­ной Евро­пы, где круп­ные посе­ле­ния встре­ча­ют­ся не так часто, а боль­шую часть тер­ри­то­рий зани­ма­ют густые леса, нуж­ны были хоро­шие свя­зи с мест­ным населением.

Сла­вяне были заин­те­ре­со­ва­ны в раз­ви­тии тор­гов­ли — глав­ны­ми това­ра­ми варя­гов на восто­ке были меха и рабы, кото­рые им постав­ля­ли сами сла­вяне. Как отме­ча­ют заве­ду­ю­щая сек­то­ром отде­ла архео­ло­ги­че­ских памят­ни­ков ГИМ Веро­ни­ка Вла­ди­сла­вов­на Мура­ше­ва и стар­ший науч­ный сотруд­ник ГИМ Сер­гей Юрье­вич Каи­нов, в Запад­ную Евро­пу скан­ди­на­вы шли в «вик» — в набег, а в Восточ­ную Евро­пу — в «русь», то есть греб­ца­ми (от фин­ско­го Ruotsi — ино­языч­но­го обо­зна­че­ния скан­ди­нав­ских греб­цов, поз­же дав­ше­го назва­ние государству).

Торг в стране восточ­ных сла­вян. Худож­ник Сер­гей Ива­нов. 1909 год

Что инте­рес­но, скан­ди­нав­ское Austrvegr гораз­до боль­ше под­хо­дит для опи­са­ния систе­мы тор­гов­ли в Восточ­ной Евро­пе VIII-XI веков, чем «Путь из варяг в гре­ки». Свя­за­но это в первую оче­редь с тем, что этот путь пер­во­на­чаль­но шёл отнюдь не к гре­кам, а к ара­бам. К тому же систе­ма рек меня­лась со временем.

Пер­вый путь боль­шин­ство иссле­до­ва­те­лей назы­ва­ют «Дон­ским». Он про­хо­дил через Вол­хов, затем пере­хо­дил к Оке и Упе, отсю­да воло­ком к Вер­хо­вьям Дона, а отту­да — в Азов­ское и Чёр­ное Море. Этот вари­ант поз­во­лял про­хо­дить сна­ча­ла через зем­ли сла­вян, а затем — через Хазар­ский кага­нат. И сла­вян­ский, и хазар­ский участ­ки пути были хоро­шо укреп­ле­ны. Кре­по­сти рас­по­ла­га­лись на неболь­шом рас­сто­я­нии друг от дру­га как сто­ян­ки тех­об­слу­жи­ва­ния для иду­щих по рекам караванов.

Под­твер­жде­ни­ем суще­ство­ва­ния на этой тер­ри­то­рии тор­го­во­го пути явля­ют­ся и мно­го­чис­лен­ные кла­ды араб­ско­го сереб­ра в бас­сейне реки Упы.

Одним из ярчай­ших памят­ни­ков Дон­ско­го пути мож­но назвать горо­ди­ще Супру­ты (сего­дня Туль­ская область). С нача­ла 1950‑х годов архео­ло­ги­че­ский памят­ник иссле­до­ва­ла Туль­ская экс­пе­ди­ция Софьи Андре­ев­ны Изю­мо­вой, а в 2008 году клад из рас­ко­пок 1969 года был опуб­ли­ко­ван Веро­ни­кой Вла­ди­сла­вов­ной Мура­ше­вой. Вещи, най­ден­ные в соста­ве кла­да, пока­зы­ва­ют, что на одном горо­ди­ще сосу­ще­ство­ва­ли скан­ди­на­вы, сла­вяне и хаза­ры. Наря­ду с веща­ми в скан­ди­нав­ском сти­ле, при­сут­ству­ет сла­вян­ская кера­ми­ка и укра­ше­ния сал­то­во-маяц­кой куль­ту­ры, свя­зан­ной с Хазар­ским каганатом.

Мест­ное насе­ле­ние нахо­ди­лось в состо­я­нии посто­ян­но­го кон­так­та и куль­тур­но­го обме­на, что хоро­шо вид­но на при­ме­ре наход­ки пре­крас­ных удил, выпол­нен­ных в скан­ди­нав­ском сти­ле. Дело в том, что скан­ди­на­вы на тот момент ред­ко исполь­зо­ва­ли кон­скую упряжь и прак­ти­че­ски не ходи­ли в кон­ные ата­ки (с этим свя­за­на и позд­ней­шая нехват­ка кон­ни­цы в рус­ском вой­ске, в похо­дах на Визан­тию Олег и Игорь при­вле­ка­ли кочев­ни­ков), кон­ное сна­ря­же­ние более харак­тер­но для хазар, с кото­ры­ми варя­ги повстре­ча­лись в Супру­тах. Горо­ди­ще было раз­ру­ше­но в нача­ле Х века. Воз­мож­но, это свя­за­но с раз­ви­ти­ем ново­го тор­го­во­го пути по Волге.

Уди­ла в скан­ди­нав­ском сти­ле из Супрут­ско­го кла­да 1969 года. По В.В Мура­шё­вой. 2008 год

Волж­ский путь так­же брал своё нача­ло от Вол­хо­ва и Лова­ти, пере­хо­дя к Вер­хо­вьям Вол­ги и спус­ка­ясь к Кас­пий­ско­му морю. Важ­ную его часть у сли­я­ния с Камой кон­тро­ли­ро­ва­ла Волж­ская Бол­га­рия, а в низо­вьях Вол­ги рас­по­ла­га­лось серд­це Хазар­ско­го кага­на­та — город Итиль.

Как ука­зы­ва­ет стар­ший науч­ный сотруд­ник ИИМК РАН Вяче­слав Сер­ге­е­вич Куле­шов, скан­ди­на­вы не про­хо­ди­ли весь путь цели­ком. Чаще все­го они оста­нав­ли­ва­лись в сто­ли­це Волж­ской Бол­га­рии, горо­де Бол­га­ра, где встре­ча­лись с мест­ны­ми и араб­ски­ми куп­ца­ми. При этом всё чаще вод­ное снаб­же­ние через ниж­нюю Вол­гу пре­ры­ва­лось, и товар шёл до Бол­га­ра в обход Хаза­рии кара­ва­на­ми через Южное При­ура­лье. Имен­но так попал в Бол­гар в 922 году араб­ский путе­ше­ствен­ник Ахмад ибн Фад­лан, оста­вив­ший зна­ме­ни­тые запи­си о русах, тор­го­вав­ших в Болгаре.

Но когда же появ­ля­ет­ся тот самый путь из варяг в гре­ки, про­хо­дя­щий через Русь и впа­да­ю­щий в Чёр­ное море? Тот самый путь, извест­ный боль­шин­ству по школь­ным учеб­ни­кам, или, ина­че гово­ря, Бал­тий­ско-Дне­пров­ский путь. Тама­ра Ана­то­льев­на Пуш­ки­на, науч­ный сотруд­ник кафед­ры архео­ло­гии МГУ, про­дол­жи­тель­ное вре­мя воз­глав­ляв­шая экс­пе­ди­цию МГУ в Гнёз­до­ве писала:

«Воз­ни­ка­ет впе­чат­ле­ние, что дне­пров­ская часть пути из варяг в гре­ки до X века скан­ди­на­вам неиз­вест­на или почти неизвестна».

Дне­пров­ский путь был ори­ен­ти­ро­ван не толь­ко на араб­ский мир, но и на тор­гов­лю с Визан­ти­ей. Факт того, что наход­ки визан­тий­ских монет появ­ля­ют­ся в Сред­ней Шве­ции толь­ко к кон­цу IX — нача­лу X века, под­твер­жда­ет гипо­те­зу о нача­ле ста­нов­ле­ния Дне­пров­ско­го отрез­ка пути толь­ко к кон­цу IX века.

Похо­жую кар­ти­ну нам дают и пись­мен­ные источ­ни­ки. Аскольд и Дир впер­вые оста­нав­ли­ва­ют­ся в Кие­ве в 863 году, а объ­еди­не­ние север­ной и южной части Руси про­ис­хо­дит во вре­мя заво­е­ва­ния Кие­ва Оле­гом в 882 году. Види­мо, имен­но тогда фор­ми­ру­ет­ся и без­опас­ный марш­рут, кон­тро­ли­ру­е­мый одной кня­же­ской дина­сти­ей от Вол­хо­ва и Лова­ти к Дне­пру и ниже до Чёр­но­го моря.

Поми­мо варя­гов в тор­гов­ле, как и рань­ше, участ­во­ва­ли мест­ные жите­ли. Кро­ме того, меха для про­да­жи соби­ра­ли на полю­дье. В доро­ге у мест­ных меха выме­ни­ва­ли на укра­ше­ния, стек­лян­ные, сер­до­ли­ко­вые, хру­сталь­ные бусы. Часть варя­гов оста­ва­лась и осе­да­ла на пути, поти­хонь­ку сли­ва­ясь с жите­ля­ми. В то же вре­мя эти цен­тры были выгод­ны как путе­ше­ствен­ни­кам (там они мог­ли оста­нав­ли­вать­ся для почин­ки кораб­лей и отды­ха), так и сла­вя­нам, кото­рые мог­ли сбы­вать пуш­ни­ну и дру­гие това­ры цен­тра­ли­зо­ва­но. Сего­дня архео­ло­ги выде­ля­ют на Дне­пре несколь­ко таких цен­тров: в первую оче­редь Гнёз­до­во (древ­ний Смо­ленск) и Шесто­ви­цы (древ­ний Чернигов).

Архео­ло­ги­че­ский памят­ник Гнёз­до­во рас­по­ла­га­ет­ся в 12 кило­мет­рах от совре­мен­но­го Смо­лен­ска. Оно состо­ит из несколь­ких посе­ле­ний, горо­дищ и, как мини­мум, вось­ми кур­ган­ных групп, охва­ты­вая пло­щадь поряд­ка 438 гек­та­ров. На тер­ри­то­рии памят­ни­ка архео­ло­ги­че­ская экс­пе­ди­ция ГИМ выяви­ла древ­ний порт, к кото­ро­му под­хо­ди­ли кораб­ли путешественников.

К сожа­ле­нию, «рери­хов­ские» ладьи по Дне­пру не пла­ва­ли — слиш­ком мелко.

Тор­гов­цы пере­ме­ша­лись на долб­лё­ных лод­ках-одно­древ­ках (Кон­стан­тин Баг­ря­но­род­ный назы­ва­ет их «монок­си­ла­ми»), бор­та кото­рых для боль­шей вме­сти­мо­сти оби­ва­ли дос­ка­ми. О посто­ян­ном ремон­те этих судов сви­де­тель­ству­ют най­ден­ные в Гнёз­до­ве ладей­ные заклёп­ки, скреп­ляв­шие дос­ки, несколь­ко уклю­чин и дру­гие дета­ли древ­них лодок.

Замор­ские гости. Худож­ник Нико­лай Рерих. 1901 год

Путь из варяг в гре­ки стал хреб­том Руси как госу­дар­ства. Раз­ви­ва­ю­ща­я­ся на нём тор­гов­ля так или ина­че попа­да­ла под кон­троль Рюри­ко­ви­чей. Пока­за­тель­но появ­ле­ние на рубе­же ІХ‑Х веков несколь­ких неболь­ших горо­дищ, типо­вых кре­по­стей на вол­хов­ском отрез­ке пути. Их стро­и­ли для без­опас­но­сти и удоб­ства путе­ше­ствен­ни­ков. Эти кня­же­ские град­ки рас­тво­ри­лись в небы­тии с исчез­но­ве­ни­ем само­го пути из варяг в греки.

К кон­цу Х — нача­лу XI века уси­ли­ва­ет­ся кон­троль кня­же­ской вла­сти над всей тор­го­вой маги­стра­ли. Про­па­да­ют такие неза­ви­си­мые цен­тры как Гнёз­до­во и Шесто­ви­цы, а рядом с ними появ­ля­ют­ся новые под­кон­троль­ные Кие­ву горо­да — Смо­ленск и Чер­ни­гов. Посте­пен­но отсе­ка­ют­ся осталь­ные ответв­ле­ния. Ещё Вла­ди­мир под­чи­нил Кие­ву Полоцк, через кото­рый про­хо­ди­ла аль­тер­на­тив­ная часть пути через Запад­ную Двину.

В XI веке Дне­пров­ский путь посте­пен­но при­хо­дит в упа­док. Частич­но это свя­за­но с раз­гро­мом Хазар­ско­го кага­на­та в 965 году. Исчез­но­ве­ние мощ­но­го коче­во­го госу­дар­ства сни­зи­ло без­опас­ность и удоб­ство Волж­ско­го пути, но одно­вре­мен­но уве­ли­чи­ло чис­ло степ­ных набе­гов, тем самым делая и Дне­пров­ский путь таким же небезопасным.

На упа­док Дне­пров­ско­го пути вли­я­ли не толь­ко про­цес­сы внут­ри Восточ­ной Евро­пы. Вся эпо­ха викин­гов под­хо­ди­ла к кон­цу: в Скан­ди­на­вии отдель­ные конун­ги при­сту­пи­ли к созда­нию соб­ствен­ных госу­дарств. Исче­за­ла про­слой­ка людей, заин­те­ре­со­ван­ных в гра­би­тель­ских похо­дах и рис­ко­ван­ных тор­го­вых предприятиях.

Путь из варяг в гре­ки и здесь сыг­рал не послед­нюю роль. Эта маги­страль была неким куль­тур­ным мостом от Бал­ти­ки до Скан­ди­на­вии. Люди, ока­зав­ши­е­ся здесь, встре­ча­лись с более раз­ви­ты­ми обще­ства­ми и госу­дар­ства­ми — Визан­ти­ей или Араб­ским хали­фа­том. Элли­ни­сти­че­ски-хри­сти­ан­ский куль­тур­ный импульс про­шёл через Русь и попал в Скандинавию.

Про­фес­сор СПб­ГУ Глеб Сер­ге­е­вич Лебе­дев писал:

«Имен­но поэто­му мы впра­ве счи­тать, что со ста­нов­ле­ни­ем и раз­ви­ти­ем этой ком­му­ни­ка­ци­он­ной маги­стра­ли завер­ша­ет­ся началь­ное фор­ми­ро­ва­ние Евро­пей­ско­го куль­тур­но-исто­ри­че­ско­го един­ства, когда впер­вые Евро­па ста­ла Евро­пой, а в этой Евро­пе — Русью ста­ла Русь».


Читай­те так­же «Нор­манн­ский вопрос и археология».

Поделиться