Мария Спиридонова: к высоким идеалам сквозь тюремную решётку

Явля­ясь одним из лиде­ров пар­тии левых эсе­ров, Мария Алек­сан­дров­на Спи­ри­до­но­ва посвя­ти­ла свою жизнь борь­бе. Она вери­ла в высо­кие иде­а­лы и шла на всё ради дости­же­ния цели — даже на убий­ство. В ито­ге боль­шую часть жиз­ни рево­лю­ци­о­нер­ка про­ве­ла за решёткой. 

VATNIKSTAN рас­ска­зы­ва­ет исто­рию жен­щи­ны, выпу­стив­шей пять пуль в там­бов­ско­го губер­на­то­ра и имев­шей все шан­сы стать Пред­се­да­те­лем Учре­ди­тель­но­го Собра­ния, но закон­чив­шей жизнь в Мед­ве­дев­ском лесу. 

Мария Спи­ри­до­но­ва

Эсеровские будни: заседания, митинги, убийство

Малой роди­ной одно­го из самых ярких и про­ти­во­ре­чи­вых лиде­ров пар­тии левых эсе­ров явля­ет­ся Там­бов. Здесь осе­нью 1884 года и роди­лась Мария Алек­сан­дров­на Спи­ри­до­но­ва. Она про­ис­хо­ди­ла из обес­пе­чен­ной и интел­ли­гент­ной семьи: отец зани­мал долж­ность кол­леж­ско­го сек­ре­та­ря, а мать вела домаш­нее хозяй­ство и вос­пи­ты­ва­ла пяте­рых детей.

То, что Марию ждёт непро­стое буду­щее, ста­ло понят­но ещё во вре­ме­на её учё­бы в Там­бов­ской жен­ской гим­на­зии. Девуш­ка часто спо­ри­ла с пре­по­да­ва­те­ля­ми, тре­буя соблю­де­ния прав чело­ве­ка и кри­ти­куя руко­вод­ство. Но, несмот­ря на мно­го­чис­лен­ные скан­да­лы, Спи­ри­до­но­ву из гим­на­зии так и не выгна­ли, поз­во­лив окон­чить учёб­ное заве­де­ние в 1902 году. В то вре­мя у её роди­те­лей нача­лись финан­со­вые про­бле­мы, и Мария устро­и­лась кон­тор­щи­цей в губерн­ском дво­рян­ском собрании.

Вско­ре на актив­ную девуш­ку, кото­рая отли­ча­лась выда­ю­щи­ми­ся ора­тор­ски­ми спо­соб­но­стя­ми, обра­ти­ли вни­ма­ние мест­ные эсе­ры. В её лице они уви­де­ли иде­аль­но­го кан­ди­да­та на роль лиде­ра, спо­соб­но­го крас­но­ре­чи­ем заста­вить тол­пу пой­ти сле­дом. И вско­ре она вли­лась в бое­вую дру­жи­ну партии.

На мно­го­чис­лен­ных пар­тий­ных засе­да­ни­ях и про­тестных демон­стра­ци­ях Мария Алек­сан­дров­на чув­ство­ва­ла себя как рыба в воде. Горя­щий взор и крас­но­ре­чие ста­ли её фир­мен­ны­ми «фиш­ка­ми» — эти навы­ки и при­ве­ли девуш­ку к пер­во­му аре­сту. Про­изо­шло это вес­ной 1905 года, одна­ко вско­ре Спи­ри­до­но­ву отпустили.

Арест и общая ситу­а­ция в стране натолк­ну­ли Марию Алек­сан­дров­ну к выво­ду, что необ­хо­ди­мо доби­вать­ся постав­лен­ных целей более ради­каль­ны­ми спо­со­ба­ми. Акции про­те­ста и демон­стра­ции не вызы­ва­ли долж­но­го эффек­та. Под «ради­каль­ны­ми спо­со­ба­ми» Спи­ри­до­но­ва под­ра­зу­ме­ва­ла убий­ство. У эсе­ров был враг — совет­ник Там­бов­ско­го губерн­ско­го прав­ле­ния Гав­ри­ил Луже­нов­ский, кото­рый «отли­чил­ся» неоправ­дан­ной жесто­ко­стью во вре­мя подав­ле­ния кре­стьян­ских вол­не­ний на Там­бов­щине в 1905 году.

В нача­ле 1906 года коми­тет эсе­ров решил лик­ви­ди­ро­вать Луже­нов­ско­го. Встал вопрос: кто осме­лит­ся испач­кать руки в кро­ви? Мария Алек­сан­дров­на вызва­лась доб­ро­воль­цем. Несколь­ко дней она сле­ди­ла за пере­ме­ще­ни­я­ми совет­ни­ка по горо­ду и жда­ла под­хо­дя­ще­го момен­та. А когда тот настал, рево­лю­ци­о­нер­ка доста­ла писто­лет и несколь­ко раз выстре­ли­ла в Луже­нов­ско­го. О том, что про­изо­шло даль­ше, до сих пор нет еди­но­го мне­ния. По одной вер­сии, Спи­ри­до­но­ва хоте­ла покон­чить с собой, но каза­ки успе­ли её задер­жать. По дру­гой, она нача­ла ходить из сто­ро­ны в сто­ро­ну, повто­ряя: «Я уби­ла его! Я уби­ла его!»

Так или ина­че, но Мария Алек­сан­дров­на была арестована.


Лидер с «идеальным прошлым»

Вес­ной 1906 года выезд­ная сес­сия Мос­ков­ско­го воен­но­го окруж­но­го суда при­го­во­ри­ла Спи­ри­до­но­ву к смерт­ной каз­ни через пове­ше­ние. Марию Алек­сан­дров­ну поме­сти­ли в оди­ноч­ную каме­ру в Бутыр­ской тюрь­ме, где она долж­на была ожи­дать испол­не­ния при­го­во­ра. По вос­по­ми­на­ни­ям оче­вид­цев, Спи­ри­до­но­ва в те дни вела себя как ума­ли­шён­ная. Из хлеб­но­го мяки­ша она сле­пи­ла чело­веч­ка, при­го­во­ри­ла его к каз­ни, а затем пове­си­ла. Жен­щи­на мог­ла по несколь­ку часов без­от­рыв­но сле­дить за ним, рас­ка­чи­ва­ю­щим­ся на нитке.

Про­шло 12 дней, вот-вот долж­на была состо­ять­ся казнь, но в послед­ний момент всё рез­ко изме­ни­лось. 28 мар­та Спи­ри­до­но­ва полу­чи­ла изве­стие: смерт­ная казнь заме­не­на на бес­сроч­ную катор­гу. Выяс­ни­лось, что при­го­вор смяг­чил министр внут­рен­них дел Пётр Нико­ла­е­вич Дур­но­во. Он узнал, что жен­щи­на боль­на тубер­ку­лё­зом, после чего и при­нял реше­ние о помиловании.

В июле 1906 года Спи­ри­до­но­ву, а так­же дру­гих жен­щин-тер­ро­ри­сток, аре­сто­ван­ных за анти­го­су­дар­ствен­ную дея­тель­ность, пере­ве­ли из Бутыр­ки в Ака­туй­скую каторж­ную тюрь­му. Но посколь­ку все они были «поли­ти­че­ски­ми», то усло­вия содер­жа­ния были весь­ма достой­ны­ми. Жен­щи­ны мог­ли сво­бод­но пере­ме­щать­ся по тер­ри­то­рии тюрь­мы, наде­вать пла­тья, общать­ся меж­ду собой и посе­щать библиотеку.

Одна­ко уже в 1907 году поло­же­ние жен­щин рез­ко изме­ни­лось. «Свер­ху» при­шло рас­по­ря­же­ние, тре­бо­вав­шее всех «поли­ти­че­ских» отпра­вить в Маль­цев­скую тюрь­му, рас­по­ло­жен­ную в Забай­ка­лье. Аре­стант­ки, есте­ствен­но, воз­му­ти­лись. Жен­щи­ны утвер­жда­ли, что они про­сто физи­че­ски не выдер­жат эта­пи­ро­ва­ние зимой и могут погиб­нуть. Но их никто не слу­шал. Спи­ри­до­но­ва была уве­ре­на, что её при­каз не кос­нёт­ся из-за болез­ни. Но в Маль­цев­скую тюрь­му отпра­ви­ли всех, даже туберкулёзников.

Жен­щи­ны попа­ли на насто­я­щую катор­гу, насе­лён­ную не «поли­ти­че­ски­ми», а уго­лов­ны­ми пре­ступ­ни­ка­ми. Нача­лись суро­вые испы­та­ния на проч­ность, выдер­жать кото­рые было суж­де­но дале­ко не всем.

Но Спи­ри­до­но­ва, несмот­ря на болезнь, тяжё­лые усло­вия жиз­ни и тру­да, спра­ви­лась. И после Фев­раль­ской рево­лю­ции 1917 года Керен­ский рас­по­ря­дил­ся осво­бо­дить её.

Вско­ре Мария Алек­сан­дров­на ока­за­лась в Москве, где её встре­ти­ли сорат­ни­ки-эсе­ры. Бла­го­да­ря ста­ту­су «жерт­вы цар­ско­го режи­ма» она быст­ро ста­ла одной из глав­ных в пар­тии. Спи­ри­до­но­ва зани­ма­лась при­выч­ным для себя делом — аги­та­ци­ей и про­па­ган­дой. Толь­ко теперь жен­щи­на «обра­ба­ты­ва­ла» сол­дат, дока­зы­вая им, что при­шла пора пре­кра­тить сра­жать­ся за царя на фрон­тах Пер­вой миро­вой вой­ны. Парал­лель­но Спи­ри­до­но­ва пуб­ли­ко­ва­ла ста­тьи в газе­тах «Зем­ля и воля» и «Зна­мя тру­да», в кото­рых под­ни­ма­ла слож­ные вопро­сы кре­стьян­ской доли. Люди ей вери­ли, в их гла­зах Мария Алек­сан­дров­на была насто­я­щим лиде­ром с «иде­аль­ным прошлым».

Спи­ри­до­но­ва сре­ди женщин-эсерок

Своя среди чужих

В жур­на­ле «Наш путь» Мария Алек­сан­дров­на опуб­ли­ко­ва­ла ста­тью «О зада­чах рево­лю­ции», являв­шей­ся неким «посо­би­ем» для всех эсе­ров. В ней жен­щи­на тре­бо­ва­ла от пар­тии при­дер­жи­вать­ся выбран­но­го кур­са, а именно:

«…наша про­грам­ма не может изме­нять­ся и не долж­на при­спо­соб­лять­ся к усло­ви­ям места и вре­ме­ни, наобо­рот, до неё долж­на быть под­ня­та вся­кая действительность…»

А затем рас­кри­ти­ко­ва­ла дей­ству­ю­щее руко­вод­ство, обви­нив в стра­те­ги­че­ских про­счё­тах. За недаль­но­вид­ность от неё доста­лось ещё и Вре­мен­но­му правительству.

Ста­тья, есте­ствен­но, наде­ла­ло нема­ло шума. Дале­ко не все одно­пар­тий­цы были соглас­ны с ней и при­ня­лись кри­ти­ко­вать Спи­ри­до­но­ву. Но всё же были и те, кто встал на сто­ро­ну Марии Алек­сан­дров­ны. Они под­твер­ди­ли, что глав­ная ошиб­ка эсе­ров заклю­ча­лась в том, что после Фев­раль­ской рево­лю­ции они нача­ли при­ни­мать в свои ряды всех без исклю­че­ния. Да, офи­ци­аль­но в пар­тии насчи­ты­ва­лось более мил­ли­о­на чело­век, но мно­гие из них явля­лись откро­вен­ны­ми «пас­са­жи­ра­ми», кото­рым были не инте­рес­ны рево­лю­ци­он­ные про­цес­сы, про­ис­хо­дя­щие в стране.

Про­тив­ни­ки Спи­ри­до­но­вой упи­ра­ли на то, что она слиш­ком увлек­лась игрой в мора­лизм, поэто­му пере­ста­ла пони­мать окру­жа­ю­щую действительность.

Шуми­ха вокруг ста­тьи ещё не улег­лась, когда Спи­ри­до­но­ва под­ли­ла мас­ла в огонь. На Пер­вом съез­де ПЛСР в нояб­ре 1917 года заяви­ла о необ­хо­ди­мом сотруд­ни­че­стве с большевиками:

«Как нам ни чуж­ды их гру­бые шаги, но мы с ними в тес­ном кон­так­те, пото­му что за ними идёт мас­са, выве­ден­ная из состо­я­ния застоя».

Спи­ри­до­но­ва сре­ди деле­га­тов съез­да Пет­ро­град­ско­го сове­та рабо­чих и сол­дат­ских депутатов

И это, как пока­за­ли даль­ней­шие собы­тия, ста­ло глав­ным про­счё­том. Спи­ри­до­но­ва не вери­ла, что боль­ше­ви­ки смо­гут захва­тить власть в стране. Она не вос­при­ни­ма­ла их как пол­но­цен­ную силу, спо­соб­ную пере­ра­с­ти во что-то мощ­ное. Но, глав­ное, жен­щи­на была уве­ре­на, что у них есть день­ги на вто­рой этап революции.

По мне­нию Спи­ри­до­но­вой, вско­ре долж­на была начать­ся вто­рая ста­дия рево­лю­ции — «рево­лю­ция соци­аль­ная», кото­рая вырва­лась бы за пре­де­лы Рос­сии и рас­про­стра­ни­лась по все­му миру. А зна­чит, Фев­раль­ская и Октябрь­ская рево­лю­ции явля­лись лишь нача­лом мощ­но­го гло­баль­но­го про­цес­са, в кото­ром лиди­ру­ю­щие пози­ции со вре­ме­нем зай­мут имен­но эсеры.

Тем вре­ме­нем Спи­ри­до­но­ва нача­ла актив­но заво­ё­вы­вать кре­стьян­ство. Пона­ча­лу всё скла­ды­ва­лось удач­но. Народ её любил. Более того, аме­ри­кан­ский жур­на­лист Джон Рид назвал Марию Алек­сан­дров­ну «самой попу­ляр­ной и вли­я­тель­ной жен­щи­ной Рос­сии». По логи­ке, Спи­ри­до­но­ва долж­на была занять долж­ность Пред­се­да­те­ля Учре­ди­тель­но­го Собра­ния. Но сорат­ни­ки стру­си­ли, поэто­му пост занял Вик­тор Чер­нов. После это­го шан­сов на успех эсе­ров уже не было.


Скитания по тюрьмам

Мария Алек­сан­дров­на, конеч­но, не ушла с поли­ти­че­ской сце­ны. Она по-преж­не­му боро­лась за свои высо­кие иде­а­лы, тре­буя от боль­ше­ви­ков создать «еди­ное рево­лю­ци­он­ное целое, сплош­ной ком еди­ной соци­аль­ной энер­гии и про­дол­жать борь­бу, без вся­кой поща­ды и без вся­ких коле­ба­ний, отме­тая всё, что будет встре­чать­ся на пути нашей борь­бы, кото­рая долж­на при­ве­сти нас в свет­лое цар­ство соци­а­лиз­ма». Вот толь­ко ком­му­ни­сты явля­лись реа­ли­ста­ми и Спи­ри­до­но­ву не вос­при­ни­ма­ли. Тогда жен­щи­на на Вто­ром съез­де ПЛСР в апре­ле 1918 года при­зва­ла одно­пар­тий­цев раз­де­лить с боль­ше­ви­ка­ми ответ­ствен­ность за Брест­ский мир. Но эта ини­ци­а­ти­ва ниче­го, кро­ме недо­уме­ния, не вызвала.

Боль­ше­ви­ки так­же не оце­ни­ли. И тогда Спи­ри­до­но­ва нача­ла кри­ти­ко­вать ком­му­ни­стов и Брест­ский мир. Левые эсе­ры вос­ста­ли про­тив новой вла­сти. В июле всё того же 1918 года Марию Алек­сан­дров­ну и всех пар­тий­ных лиде­ров аре­сто­ва­ли. Посколь­ку у Спи­ри­до­но­вой были «осо­бые заслу­ги перед рево­лю­ци­ей», жен­щи­ну быст­ро освободили.

Это был сво­е­го рода пер­вый тре­вож­ный зво­но­чек, кото­рый рево­лю­ци­о­нер­ка не услы­ша­ла. Ситу­а­ция быст­ро меня­лась, боль­ше­ви­ки обре­та­ли силу, а вре­мя эсе­ров под­хо­ди­ло к кон­цу, но она это не заме­ча­ла. Жен­щи­на про­дол­жи­ла писать ста­тьи, в кото­рых кри­ти­ко­ва­ла всех и каж­до­го, твер­дя про идеалы:

«Пусть зна­ет рус­ский кре­стья­нин, что, не свя­зав себя с рус­ским рабо­чим, не свя­зав себя с рабо­чим и кре­стья­ни­ном Фран­ции, Англии, Австра­лии и Гер­ма­нии и всех осталь­ных стран мира, он не добьёт­ся не толь­ко сво­бо­ды и равен­ства, но даже того клоч­ка зем­ли, кото­рый так жиз­нен­но ему необходим».

В нача­ле 1919 года боль­ше­ви­кам всё это надо­е­ло. Они уже пони­ма­ли, что власть в их руках, а зна­чит, при­шла пора убрать ста­рых союз­ни­ков, от кото­рых сей­час нет ника­кой поль­зы. Спи­ри­до­но­ву аре­сто­ва­ли, обви­нив в кле­ве­те на совет­скую власть и анти­боль­ше­вист­ской дея­тель­но­сти. И в после­ду­ю­щие два десят­ка лет Мария Алек­сан­дров­на прак­ти­че­ски не выхо­ди­ла на сво­бо­ду. Её отправ­ля­ли в ссыл­ки в самые отда­лён­ные места Совет­ско­го Сою­за. Отбы­вая нака­за­ние в Уфе, жен­щи­на даже вышла замуж. Но в 1937 году, когда нача­лась вол­на репрес­сий, Марию пере­ве­ли в Бутыр­скую тюрь­му, где при­го­во­ри­ли к 25 годам тюрем­но­го заключения.

В 1941 году при­го­вор изме­ни­ли — Спи­ри­до­но­ву реши­ли каз­нить. И 11 сен­тяб­ря того же года её вме­сте с мужем и бли­жай­шей подру­гой рас­стре­ля­ли в Мед­ве­дев­ском лесу. А вме­сте с ними и ещё более 150 «поли­ти­че­ских».

Толь­ко в 1992 году Марию Алек­сан­дров­ну Спи­ри­до­но­ву пол­но­стью реабилитировали.


Читай­те так­же исто­рию рус­ско­го эми­гран­та, став­ше­го коро­лём на 12 дней: «Борис Ско­сы­рев: калиф на час для Андор­ры»

Поделиться