В романе Пушкина «Капитанская дочка» молодой казак рассказывает о Емельяне Пугачёве: «…А в бане, слышно, показывал царские свои знаки на грудях: на одной двуглавый орёл, величиною с пятак, а на другой персона его». Существует предположение, что речь идёт о татуировке — так ли это было на самом деле, сказать сложно. Исследование татуировки с исторической точки зрения затруднительно, поскольку тату, за редким исключением, не сохраняется до наших дней, как картины или музыка. Носители нательных рисунков забирают их с собой в могилу, но всё же из имеющихся письменных источников и с появлением технологии фотографий можно сложить примерную картину появления и развития тату в России.
Владимир Винников рассказывает, кто, помимо преступников и заключённых, колол татуировки и что обычно набивали представители разных сословий.
Татуировки древних славян
Среди немногочисленных источников о татуировках древних славян самым ранним считаются заметки 921–922 годов путешественника из Багдада Ахмеда Ибн-Фадлана. Он посетил несколько поселений русов, живших у берегов Волги, и описал рисунки на телах местных жителей:
«Я видел русов, когда они прибыли по своим торговым делам и расположились у реки Атыл. <…> От края ногтей иного из них [русов] до его шеи [имеется] собрание деревьев, изображений [картинок] и тому подобного».
После крещения Руси татуировки в основном делали не по религиозным мотивам, а связывали изображения с родом деятельности человека.
Татуировки военных
Сенат при Петре I ввёл обязательное татуирование солдат. Солдатам набивали небольшой крест на кисти руки, по нему распознавали своих погибших и раненых солдат на поле боя, а также выявляли сбежавших рекрутов. Технология нанесения была крайне примитивна: в надрез на коже втирали сажу или порох, затем рану плотно забинтовывали.
Позже солдаты татуировали личный порядковый номер. Рисунок набивали специальным приспособлением вроде штемпелей: положение игл можно было менять, сразу получая необходимый номер.
![](https://vatnikstan.ru/wp-content/uploads/2023/02/image7.png)
Примечательно, что некоторые чиновники были против нанесения конкретно этого символа. Статский советник Григорий Александров в статье «Печать Антихриста» («Русский архив», 1873, № 10) писал:
«Из раскольнических и вообще криминальных дел времени Петра Великого известно, что в царствование его „печать Антихристову“, которую, будто бы по повелению царя, накладывали на всех обращённых в веру Антихриста. Недоброжелатели Петра, не любившие новых порядков, не поддерживали в невежественном народе такой нелепости».
В дальнейшем военные кололи рисунки, которые служили напоминанием о месте службы или крупных сражениях. Часто солдаты набивали Адамову голову — изображение черепа с крестом из костей. Такая наколка служила оберегом на поле боя.
![](https://vatnikstan.ru/wp-content/uploads/2023/02/image1.png)
Адамова голова до сих пор присутствует как на шевронах отдельных солдат регулярной армии, так и на экипировке других военных формирований России.
Татуировки моряков
Мода на морскую татуировку пошла из Англии: матросы наносили изображения якорей, маяков, русалок, ласточек. Тату символизировали достижения в морском деле: пересечение экватора, прохождение определённого количества миль или кругосветного путешествия, а также приносили удачу и гарантировали возвращение домой. Матросы часто кололи изображения в память о местах, где они побывали. Фото татуированных русских моряков найти не удалось, но есть примеры того, как могли выглядеть их тату.
![](https://vatnikstan.ru/wp-content/uploads/2023/02/image5.png)
Якорь набивал тот, кто совершил плавание по Атлантическому океану. Отличительным знаком моряка, прошедшего первую тысячу морских миль, был воробей, а моряк, прошедший больше пять тысяч миль, имел право наколоть себе ласточку. При этом ласточка была довольно сложным символом, олицетворяющим надежду на возвращение домой и на воскресение. После прохождения ещё пяти морских миль, моряк накалывал вторую ласточку, после пересечения экватора — Нептуна или морскую черепаху. Парусный корабль колол на теле тот, кто проходил через мыс Горн. Побывавший в Китае набивал дракона или морского змея, а ходивший в Японию получал рисунок гейши. Русалка — татуировка-талисман, её набивали, чтобы защититься от неприятностей в море. Кроме того, красивая полудевушка полурыба — это ещё и символ тяги к морским приключениям, которую настоящему моряку невозможно побороть даже рядом с любимой женщиной. Также моряки кололи кресты и распятие Христа: в случае гибели моряка тело не сгинёт в морской пучине, а будет погребено по христианскому обычаю — «под крестом».
Адмирал Николай Коломейцев вспоминал, что татуировки были распространены и среди офицеров: дракона или змея, ловящего бабочку, кололи те, кто побывал в Азии. Писатель-маринист Владимир Виленович Шигин в книге «Призрак на палубе» упоминает, что матросы Порт-Артура набивали надпись «Боже, спаси моряка Тихого океана». Как оберег накалывали на тело распятие на спину, чтобы на неё никогда не обрушился бич палача, и на конечности, чтобы их не откусила акула.
Татуировки в высших сословиях
Среди дворян татуировки были популярны благодаря путешествиям в Азию, Африку и Южную Америку. Граф Фёдор Иванович Толстой, двоюродный дядя Льва Толстого, во время кругосветного путешествия 1803–1806 годов на стоянке у острова Нукагива обратился к местному мастеру, который покрыл его с ног до головы полинезийскими татуировками. Толстой был очень доволен работой и впоследствии с удовольствием демонстрировал наколки друзьям и знакомым. В книге Александра Александрова «Пушкин. Частная жизнь 1811–1820» описывается один из таких показов:
«<…> сначала Фёдор Иванович раздевался до пояса и его самым тщательным образом осматривали охающие и ахающие дамы.
— Вам было очень больно, граф, когда эти дикие вас татуировали? Чем это они проковыряли узоры? Ах, какая страсть! А это правда, что вы с дикаркою… случались?Потом мужчины все вместе отправлялись в курительную комнату и уж там-то стягивали с дядюшки последние подштанники, за трубками изучая графа что спереди, что сзади…»
![](https://vatnikstan.ru/wp-content/uploads/2023/02/image3.png)
Решение Толстого покрыть тело иноземными рисунками не удивляло светских граждан Петербурга. Фёдор Иванович отличался пристрастием и к другим экстравагантным поступкам: частым дуэлям по любому поводу и скандалам, связанным с азартными играми.
Татуировка у Николая ll
Николай II, будучи ещё цесаревичем, во время визита в Японию «приобрёл на теле» изображение в виде дракона. По некоторым сведениям, Великий князь Михаил Александрович инкогнито сделал себе такую же татуировку.
В 1891 году Николай посетил Японию. На одном из официальных мероприятий Николай попросил у японцев предоставить ему местных мастеров татуировки. На следующий день мастер из Нагасаки нанёс изображение на правую руку будущего императора. Это был чёрный дракон с жёлтыми рогами, зелёными лапами и красным брюхом. Процесс длился около семи часов.
![](https://vatnikstan.ru/wp-content/uploads/2023/02/image2-1.png)
Причин, почему Николай II выбрал в качестве татуировки именно дракона, могло быть несколько. В японской культуре дракон — символ силы и благополучия, в таком случае неудивительно, что Николай выбрал именно его. Другая причина более тривиальна: по слухам, такую же татуировку носил двоюродный брат Николая, король Англии Георг V.
Первый легальный тату-мастер в России
8 декабря 1906 года петербургский дворянин Евгений Вахрушев подал прошение начальнику главного врачебного управления с просьбой официально разрешить ему заниматься нанесением татуировок.
![](https://vatnikstan.ru/wp-content/uploads/2023/02/image4.jpg)
«В 1899 году я изучал искусство вводить под кожу человека красящее вещество, которое, просвечивая через кожу, давало бы какое либо изображение никогда не стираемое и не исчезающее. Многие из моих знакомых пожелали иметь татуировку, которою оставались очень довольны. Путём долголетней практики и опытов, которые я производил на себе, я добился некоторых благоприятных результатов, следствием чего явилось значительное уменьшение боли и почти полное отсутствие воспалительного процесса, который так неизбежен после введения под кожу постороннего вещества (краски).
Лица совершенно незнакомые, слыша о моём искусстве от моих клиентов, являются ко мне с просьбами о татуировании, но, не имея на это разрешения, я принуждён им отказывать.
Мне известны два случая, когда отказанные мною моряки, не желая ждать дальнего плавания, где могли иметь татуировку (замечательно татуируют в Индии, Китае, а также в Англии и С. Америке), обратились к матросу, который сделал им татуировку варварским способом: он простым ножом нацарапал якорь и когда показалась кровь, то затёр порохом. Нужно ли говорить, что татуировка была очень грубая и болезненная, а воспаление продолжалось более двух недель.
Лучший способ татуирования — английский, которого я и придерживаюсь: кисточкой рисуется на коже желаемое изображение и затем прокалывается иголкой обмокнутой в раствор туши. Главное условие, конечно, чистота кожи и инструментов, ввиду чего я для каждого сеанса беру новую иголку и тщательно обмываю кожу. Для татуировки употребляю только настоящую китайскую тушь, так как все искусственные краски влекут за собой воспаление кожи, а иногда и заражение крови».
Примечательно, что с тех пор процедура нанесения татуировки и требования к санитарным условиям остались почти такими же. По сути, изменились только перечень используемых материалов вследствии технического прогресса, а тату-иглы имеют несколько конфигураций, в зависимости от стиля татуировки. Сейчас в основном мастера наносят рисунки специальным устройством — тату-машинкой, но классическая техника нанесения татуировок без использования машинки существует и снова становится популярной.
![](https://vatnikstan.ru/wp-content/uploads/2023/02/image6.jpg)
«Рассмотрев представление С. Петербургского Столичного Врачебного Управления от 18 минувшего декабря за № 7612 по ходатайству дворянина Евгения Павловича Ввхрушева о разрешении ему заниматься татуированием, Медицинский Совет не встретил препятствий к удовлетворению ходатайства просителя с тем, чтобы местным Врачебным Управлением были даны просителю указания о содержании инструментов и о необходимости соблюдения должной чистоты при производстве татуирования и чтобы со стороны названного Управления были бы установлен надзор за выполнением этих указаний».
Прошение Евгения Вахрушева было одобрено 15 января 1907 году, так он стал первым легальным татуировщиком в России. О дальнейшей судьбе Вахрушева узнать не удалось. Студия татуировки располагалась в Казачьем переулке, 9/3, квартира 30. Занимательно, что этом здании и сейчас находится тату-студия, но не имеющая никакого отношения к салону Вахрушева.
Во времена Советского Союза татуировка была признана пережитком царской эпохи, что привело к откату в развитии этого древнейшего ремесла в России.
Читайте также «„Пехаль киндриков куравь, пехаль киндриков лузнись“: офени и их языковое наследие».