Ничего криминального. История нетюремной татуировки в России

В романе Пуш­ки­на «Капи­тан­ская доч­ка» моло­дой казак рас­ска­зы­ва­ет о Еме­льяне Пуга­чё­ве: «…А в бане, слыш­но, пока­зы­вал цар­ские свои зна­ки на гру­дях: на одной дву­гла­вый орёл, вели­чи­ною с пятак, а на дру­гой пер­со­на его». Суще­ству­ет пред­по­ло­же­ние, что речь идёт о тату­и­ров­ке — так ли это было на самом деле, ска­зать слож­но. Иссле­до­ва­ние тату­и­ров­ки с исто­ри­че­ской точ­ки зре­ния затруд­ни­тель­но, посколь­ку тату, за ред­ким исклю­че­ни­ем, не сохра­ня­ет­ся до наших дней, как кар­ти­ны или музы­ка. Носи­те­ли натель­ных рисун­ков заби­ра­ют их с собой в моги­лу, но всё же из име­ю­щих­ся пись­мен­ных источ­ни­ков и с появ­ле­ни­ем тех­но­ло­гии фото­гра­фий мож­но сло­жить при­мер­ную кар­ти­ну появ­ле­ния и раз­ви­тия тату в России.

Вла­ди­мир Вин­ни­ков рас­ска­зы­ва­ет, кто, поми­мо пре­ступ­ни­ков и заклю­чён­ных, колол тату­и­ров­ки и что обыч­но наби­ва­ли пред­ста­ви­те­ли раз­ных сословий.


Татуировки древних славян

Сре­ди немно­го­чис­лен­ных источ­ни­ков о тату­и­ров­ках древ­них сла­вян самым ран­ним счи­та­ют­ся замет­ки 921–922 годов путе­ше­ствен­ни­ка из Баг­да­да Ахме­да Ибн-Фад­ла­на. Он посе­тил несколь­ко посе­ле­ний русов, жив­ших у бере­гов Вол­ги, и опи­сал рисун­ки на телах мест­ных жителей:

«Я видел русов, когда они при­бы­ли по сво­им тор­го­вым делам и рас­по­ло­жи­лись у реки Атыл. <…> От края ног­тей ино­го из них [русов] до его шеи [име­ет­ся] собра­ние дере­вьев, изоб­ра­же­ний [кар­ти­нок] и тому подобного».

После кре­ще­ния Руси тату­и­ров­ки в основ­ном дела­ли не по рели­ги­оз­ным моти­вам, а свя­зы­ва­ли изоб­ра­же­ния с родом дея­тель­но­сти человека.


Татуировки военных

Сенат при Пет­ре I ввёл обя­за­тель­ное тату­и­ро­ва­ние сол­дат. Сол­да­там наби­ва­ли неболь­шой крест на кисти руки, по нему рас­по­зна­ва­ли сво­их погиб­ших и ране­ных сол­дат на поле боя, а так­же выяв­ля­ли сбе­жав­ших рекру­тов. Тех­но­ло­гия нане­се­ния была крайне при­ми­тив­на: в над­рез на коже вти­ра­ли сажу или порох, затем рану плот­но забинтовывали.

Поз­же сол­да­ты тату­и­ро­ва­ли лич­ный поряд­ко­вый номер. Рису­нок наби­ва­ли спе­ци­аль­ным при­спо­соб­ле­ни­ем вро­де штем­пе­лей: поло­же­ние игл мож­но было менять, сра­зу полу­чая необ­хо­ди­мый номер.

При­мер­ное изоб­ра­же­ние мет­ки на руке рекрута

При­ме­ча­тель­но, что неко­то­рые чинов­ни­ки были про­тив нане­се­ния кон­крет­но это­го сим­во­ла. Стат­ский совет­ник Гри­го­рий Алек­сан­дров в ста­тье «Печать Анти­хри­ста» («Рус­ский архив», 1873, № 10) писал:

«Из рас­коль­ни­че­ских и вооб­ще кри­ми­наль­ных дел вре­ме­ни Пет­ра Вели­ко­го извест­но, что в цар­ство­ва­ние его „печать Анти­хри­сто­ву“, кото­рую, буд­то бы по пове­ле­нию царя, накла­ды­ва­ли на всех обра­щён­ных в веру Анти­хри­ста. Недоб­ро­же­ла­те­ли Пет­ра, не любив­шие новых поряд­ков, не под­дер­жи­ва­ли в неве­же­ствен­ном наро­де такой нелепости».

В даль­ней­шем воен­ные коло­ли рисун­ки, кото­рые слу­жи­ли напо­ми­на­ни­ем о месте служ­бы или круп­ных сра­же­ни­ях. Часто сол­да­ты наби­ва­ли Ада­мо­ву голо­ву — изоб­ра­же­ние чере­па с кре­стом из костей. Такая накол­ка слу­жи­ла обе­ре­гом на поле боя.

Ата­ман Борис Аннен­ков. Тату­и­ров­ка «Ада­мо­ва голо­ва» на животе

Ада­мо­ва голо­ва до сих пор при­сут­ству­ет как на шев­ро­нах отдель­ных сол­дат регу­ляр­ной армии, так и на эки­пи­ров­ке дру­гих воен­ных фор­ми­ро­ва­ний России.


Татуировки моряков

Мода на мор­скую тату­и­ров­ку пошла из Англии: мат­ро­сы нано­си­ли изоб­ра­же­ния яко­рей, мая­ков, руса­лок, ласто­чек. Тату сим­во­ли­зи­ро­ва­ли дости­же­ния в мор­ском деле: пере­се­че­ние эква­то­ра, про­хож­де­ние опре­де­лён­но­го коли­че­ства миль или кру­го­свет­но­го путе­ше­ствия, а так­же при­но­си­ли уда­чу и гаран­ти­ро­ва­ли воз­вра­ще­ние домой. Мат­ро­сы часто коло­ли изоб­ра­же­ния в память о местах, где они побы­ва­ли. Фото тату­и­ро­ван­ных рус­ских моря­ков най­ти не уда­лось, но есть при­ме­ры того, как мог­ли выгля­деть их тату.

Груп­па моря­ков, Рын­да Кру­зер, ВМФ Рос­сии. Эски­зы совре­мен­но­го рос­сий­ско­го масте­ра в сти­ле traditional

Якорь наби­вал тот, кто совер­шил пла­ва­ние по Атлан­ти­че­ско­му оке­а­ну. Отли­чи­тель­ным зна­ком моря­ка, про­шед­ше­го первую тыся­чу мор­ских миль, был воро­бей, а моряк, про­шед­ший боль­ше пять тысяч миль, имел пра­во нако­лоть себе ласточ­ку. При этом ласточ­ка была доволь­но слож­ным сим­во­лом, оли­це­тво­ря­ю­щим надеж­ду на воз­вра­ще­ние домой и на вос­кре­се­ние. После про­хож­де­ния ещё пяти мор­ских миль, моряк нака­лы­вал вто­рую ласточ­ку, после пере­се­че­ния эква­то­ра — Неп­ту­на или мор­скую чере­па­ху. Парус­ный корабль колол на теле тот, кто про­хо­дил через мыс Горн. Побы­вав­ший в Китае наби­вал дра­ко­на или мор­ско­го змея, а ходив­ший в Япо­нию полу­чал рису­нок гей­ши. Русал­ка — тату­и­ров­ка-талис­ман, её наби­ва­ли, что­бы защи­тить­ся от непри­ят­но­стей в море. Кро­ме того, кра­си­вая полу­де­вуш­ка полу­ры­ба — это ещё и сим­вол тяги к мор­ским при­клю­че­ни­ям, кото­рую насто­я­ще­му моря­ку невоз­мож­но побо­роть даже рядом с люби­мой жен­щи­ной. Так­же моря­ки коло­ли кре­сты и рас­пя­тие Хри­ста: в слу­чае гибе­ли моря­ка тело не сги­нёт в мор­ской пучине, а будет погре­бе­но по хри­сти­ан­ско­му обы­чаю — «под крестом».

Адми­рал Нико­лай Коло­мей­цев вспо­ми­нал, что тату­и­ров­ки были рас­про­стра­не­ны и сре­ди офи­це­ров: дра­ко­на или змея, ловя­ще­го бабоч­ку, коло­ли те, кто побы­вал в Азии. Писа­тель-мари­нист Вла­ди­мир Виле­но­вич Шигин в кни­ге «При­зрак на палу­бе» упо­ми­на­ет, что мат­ро­сы Порт-Арту­ра наби­ва­ли над­пись «Боже, спа­си моря­ка Тихо­го оке­а­на». Как обе­рег нака­лы­ва­ли на тело рас­пя­тие на спи­ну, что­бы на неё нико­гда не обру­шил­ся бич пала­ча, и на конеч­но­сти, что­бы их не отку­си­ла акула.


Татуировки в высших сословиях

Сре­ди дво­рян тату­и­ров­ки были попу­ляр­ны бла­го­да­ря путе­ше­стви­ям в Азию, Афри­ку и Южную Аме­ри­ку. Граф Фёдор Ива­но­вич Тол­стой, дво­ю­род­ный дядя Льва Тол­сто­го, во вре­мя кру­го­свет­но­го путе­ше­ствия 1803–1806 годов на сто­ян­ке у ост­ро­ва Нука­ги­ва обра­тил­ся к мест­но­му масте­ру, кото­рый покрыл его с ног до голо­вы поли­не­зий­ски­ми тату­и­ров­ка­ми. Тол­стой был очень дово­лен рабо­той и впо­след­ствии с удо­воль­стви­ем демон­стри­ро­вал накол­ки дру­зьям и зна­ко­мым. В кни­ге Алек­сандра Алек­сан­дро­ва «Пуш­кин. Част­ная жизнь 1811–1820» опи­сы­ва­ет­ся один из таких показов:

«<…> сна­ча­ла Фёдор Ива­но­вич раз­де­вал­ся до поя­са и его самым тща­тель­ным обра­зом осмат­ри­ва­ли оха­ю­щие и аха­ю­щие дамы.
— Вам было очень боль­но, граф, когда эти дикие вас тату­и­ро­ва­ли? Чем это они про­ко­вы­ря­ли узо­ры? Ах, какая страсть! А это прав­да, что вы с дикар­кою… случались?

Потом муж­чи­ны все вме­сте отправ­ля­лись в кури­тель­ную ком­на­ту и уж там-то стя­ги­ва­ли с дядюш­ки послед­ние под­штан­ни­ки, за труб­ка­ми изу­чая гра­фа что спе­ре­ди, что сзади…»

Так мог­ли выгля­деть тату­и­ров­ки гра­фа. Сле­ва иллю­стра­ция Гри­го­рия Ланг­сдор­фа, рус­ско­го иссле­до­ва­те­ля, из кни­ги «Атлас Кру­зен­штер­на». На рисун­ке изоб­ра­жён тату­и­ро­ван­ный житель ост­ро­ва Нука­ги­ва. Спра­ва порт­рет неиз­вест­но­го худож­ни­ка, на кото­ром изоб­ра­жён граф Тол­стой в молодости

Реше­ние Тол­сто­го покрыть тело ино­зем­ны­ми рисун­ка­ми не удив­ля­ло свет­ских граж­дан Петер­бур­га. Фёдор Ива­но­вич отли­чал­ся при­стра­сти­ем и к дру­гим экс­тра­ва­гант­ным поступ­кам: частым дуэ­лям по любо­му пово­ду и скан­да­лам, свя­зан­ным с азарт­ны­ми играми.


Татуировка у Николая ll

Нико­лай II, будучи ещё цеса­ре­ви­чем, во вре­мя визи­та в Япо­нию «при­об­рёл на теле» изоб­ра­же­ние в виде дра­ко­на. По неко­то­рым све­де­ни­ям, Вели­кий князь Миха­ил Алек­сан­дро­вич инког­ни­то сде­лал себе такую же татуировку.

В 1891 году Нико­лай посе­тил Япо­нию. На одном из офи­ци­аль­ных меро­при­я­тий Нико­лай попро­сил у япон­цев предо­ста­вить ему мест­ных масте­ров тату­и­ров­ки. На сле­ду­ю­щий день мастер из Нага­са­ки нанёс изоб­ра­же­ние на пра­вую руку буду­ще­го импе­ра­то­ра. Это был чёр­ный дра­кон с жёл­ты­ми рога­ми, зелё­ны­ми лапа­ми и крас­ным брю­хом. Про­цесс длил­ся око­ло семи часов.

Нико­лай II пози­ру­ет с тату­и­ров­кой во вре­мя игры в теннис

При­чин, поче­му Нико­лай II выбрал в каче­стве тату­и­ров­ки имен­но дра­ко­на, мог­ло быть несколь­ко. В япон­ской куль­ту­ре дра­кон — сим­вол силы и бла­го­по­лу­чия, в таком слу­чае неуди­ви­тель­но, что Нико­лай выбрал имен­но его. Дру­гая при­чи­на более три­ви­аль­на: по слу­хам, такую же тату­и­ров­ку носил дво­ю­род­ный брат Нико­лая, король Англии Георг V.


Первый легальный тату-мастер в России

8 декаб­ря 1906 года петер­бург­ский дво­ря­нин Евге­ний Вах­ру­шев подал про­ше­ние началь­ни­ку глав­но­го вра­чеб­но­го управ­ле­ния с прось­бой офи­ци­аль­но раз­ре­шить ему зани­мать­ся нане­се­ни­ем татуировок.

Про­ше­ние Вахрушева

«В 1899 году я изу­чал искус­ство вво­дить под кожу чело­ве­ка кра­ся­щее веще­ство, кото­рое, про­све­чи­вая через кожу, дава­ло бы какое либо изоб­ра­же­ние нико­гда не сти­ра­е­мое и не исче­за­ю­щее. Мно­гие из моих зна­ко­мых поже­ла­ли иметь тату­и­ров­ку, кото­рою оста­ва­лись очень доволь­ны. Путём дол­го­лет­ней прак­ти­ки и опы­тов, кото­рые я про­из­во­дил на себе, я добил­ся неко­то­рых бла­го­при­ят­ных резуль­та­тов, след­стви­ем чего яви­лось зна­чи­тель­ное умень­ше­ние боли и почти пол­ное отсут­ствие вос­па­ли­тель­но­го про­цес­са, кото­рый так неиз­бе­жен после вве­де­ния под кожу посто­рон­не­го веще­ства (крас­ки).

Лица совер­шен­но незна­ко­мые, слы­ша о моём искус­стве от моих кли­ен­тов, явля­ют­ся ко мне с прось­ба­ми о тату­и­ро­ва­нии, но, не имея на это раз­ре­ше­ния, я при­нуж­дён им отказывать.

Мне извест­ны два слу­чая, когда отка­зан­ные мною моря­ки, не желая ждать даль­не­го пла­ва­ния, где мог­ли иметь тату­и­ров­ку (заме­ча­тель­но тату­и­ру­ют в Индии, Китае, а так­же в Англии и С. Аме­ри­ке), обра­ти­лись к мат­ро­су, кото­рый сде­лал им тату­и­ров­ку вар­вар­ским спо­со­бом: он про­стым ножом наца­ра­пал якорь и когда пока­за­лась кровь, то затёр поро­хом. Нуж­но ли гово­рить, что тату­и­ров­ка была очень гру­бая и болез­нен­ная, а вос­па­ле­ние про­дол­жа­лось более двух недель.

Луч­ший спо­соб тату­и­ро­ва­ния — англий­ский, кото­ро­го я и при­дер­жи­ва­юсь: кисточ­кой рису­ет­ся на коже жела­е­мое изоб­ра­же­ние и затем про­ка­лы­ва­ет­ся игол­кой обмок­ну­той в рас­твор туши. Глав­ное усло­вие, конеч­но, чисто­та кожи и инстру­мен­тов, вви­ду чего я для каж­до­го сеан­са беру новую игол­ку и тща­тель­но обмы­ваю кожу. Для тату­и­ров­ки упо­треб­ляю толь­ко насто­я­щую китай­скую тушь, так как все искус­ствен­ные крас­ки вле­кут за собой вос­па­ле­ние кожи, а ино­гда и зара­же­ние крови».

При­ме­ча­тель­но, что с тех пор про­це­ду­ра нане­се­ния тату­и­ров­ки и тре­бо­ва­ния к сани­тар­ным усло­ви­ям оста­лись почти таки­ми же. По сути, изме­ни­лись толь­ко пере­чень исполь­зу­е­мых мате­ри­а­лов вслед­ствии тех­ни­че­ско­го про­грес­са, а тату-иглы име­ют несколь­ко кон­фи­гу­ра­ций, в зави­си­мо­сти от сти­ля тату­и­ров­ки. Сей­час в основ­ном масте­ра нано­сят рисун­ки спе­ци­аль­ным устрой­ством — тату-машин­кой, но клас­си­че­ская тех­ни­ка нане­се­ния тату­и­ро­вок без исполь­зо­ва­ния машин­ки суще­ству­ет и сно­ва ста­но­вит­ся популярной.

Ответ Вах­ру­ше­ву от Управ­ле­ния вра­чеб­но­го инспек­то­ра при МВД

«Рас­смот­рев пред­став­ле­ние С. Петер­бург­ско­го Сто­лич­но­го Вра­чеб­но­го Управ­ле­ния от 18 минув­ше­го декаб­ря за № 7612 по хода­тай­ству дво­ря­ни­на Евге­ния Пав­ло­ви­ча Ввхру­ше­ва о раз­ре­ше­нии ему зани­мать­ся тату­и­ро­ва­ни­ем, Меди­цин­ский Совет не встре­тил пре­пят­ствий к удо­вле­тво­ре­нию хода­тай­ства про­си­те­ля с тем, что­бы мест­ным Вра­чеб­ным Управ­ле­ни­ем были даны про­си­те­лю ука­за­ния о содер­жа­нии инстру­мен­тов и о необ­хо­ди­мо­сти соблю­де­ния долж­ной чисто­ты при про­из­вод­стве тату­и­ро­ва­ния и что­бы со сто­ро­ны назван­но­го Управ­ле­ния были бы уста­нов­лен над­зор за выпол­не­ни­ем этих указаний».

Про­ше­ние Евге­ния Вах­ру­ше­ва было одоб­ре­но 15 янва­ря 1907 году, так он стал пер­вым легаль­ным тату­и­ров­щи­ком в Рос­сии. О даль­ней­шей судь­бе Вах­ру­ше­ва узнать не уда­лось. Сту­дия тату­и­ров­ки рас­по­ла­га­лась в Каза­чьем пере­ул­ке, 9/3, квар­ти­ра 30. Зани­ма­тель­но, что этом зда­нии и сей­час нахо­дит­ся тату-сту­дия, но не име­ю­щая ника­ко­го отно­ше­ния к сало­ну Вахрушева.

Во вре­ме­на Совет­ско­го Сою­за тату­и­ров­ка была при­зна­на пере­жит­ком цар­ской эпо­хи, что при­ве­ло к отка­ту в раз­ви­тии это­го древ­ней­ше­го ремес­ла в России.


Читай­те так­же «„Пехаль кин­дри­ков куравь, пехаль кин­дри­ков луз­нись“: офе­ни и их язы­ко­вое насле­дие».

Поделиться