«Нива» — самый популярный российский журнал второй половины XIX века. Он перевернул представление соотечественников о российском печатном издании и установил рекорд дореволюционной России: в 1904 году журнал набрал 275 тысяч подписчиков. VATNIKSTAN рассказывает о наиболее значимом событии в истории еженедельника.
Становление и расцвет «Нивы»
В 1870 году в Российской империи под руководством потомственного дворянина Адольфа Фёдоровича Маркса выходит в свет первый номер еженедельного журнала «Нива», которому было суждено стать знаменитым иллюстрированным изданием для семейного чтения.
Журнал всегда издавался в Санкт-Петербурге. Изначально аудитории предлагалась годовая подписка, стоимость которой зависела от места нахождения читателя: без доставки в Санкт-Петербурге — четыре рубля; без доставки в Москве — четыре рубля пятьдесят копеек; с доставкой в Санкт-Петербурге — пять рублей; для иногородних — от пяти рублей (в стоимость не входила пересылка — шестьдесят копеек, и упаковка — сорок копеек); за границей — пять талер. Для сравнения заработная плата учителя начальной школы составляла примерно двадцать пять рублей в месяц, фельдшера — сорок рублей.
Дебютный номер «Нивы» состоял из 16 страниц и двух иллюстраций. В этом выпуске были представлены произведения поэта А.Н. Майкова, литературного критика В.В. Крестовского, художника К.Е. Маковского и писателя С.М. Любецкого. Страницы имели сквозную нумерацию для последующей брошюровки годовых комплектов «Нивы».
Уже в 1870 году тираж журнала составил девять тысяч экземпляров, опережая по показателям такие солидные издания, как «Русский вестник», «Отечественные записки», «Вестник Европы». В 1875 году цифра возросла до 18 тыс. экземпляров, в 1882 году — 70 тыс., в 1891 году — 115 тыс., а в 1894 году тираж достиг 170 тыс. экземпляров.
В издании публиковались литературные произведения, исторические, научно-популярные очерки, репродукции и гравюры картин современных художников, краткие обзоры событий, ноты музыкальных произведений, а также находилось место для юмористического материала. Реклама была сосредоточена на первой и двух последних полосах. Существовал также и раздел «Политическое обозрение», в котором печатались новости мировой арены, чаще всего не имеющие оценочного характера авторов статей.
Редакция журнала не боялась отказаться от шаблонных установок, которых придерживались все существующие издания того времени. «Нива» стала использовать новые форматы, предлагая аудитории визуальное разнообразие на своих страницах. Так, издательство А.Ф. Маркса стало широко применять технику политипажа. Теперь в журнале применялись сразу несколько техник печати и иллюстрирования.
С 1871 года редакция начала выпускать журнал-приложение к «Ниве» «Парижские моды», а с сентября 1879 года — бесплатные приложения к «Ниве»: картины, портреты, календари. Позже стали систематически выходить собрания сочинений знаменитых русских и зарубежных писателей, например, М.В. Ломоносова, В.А. Жуковского, М.Ю. Лермонтова, Ж.Б. Мольера, Г. Ибсена, М. Метерлинка. Такое решение редакции способствовало распространению издания по всей Российской империи, включая труднодоступные провинции.
«Воскресение»
Важнейшее событие в истории журнала «Нива» связано с последним романом Льва Толстого «Воскресение». Русский писатель чаще всего отказывал редакторам успешных изданий в сотрудничестве, однако в этот раз Лев Николаевич был намерен пожертвовать все вырученные средства от публикации «Воскресения» в пользу духоборов.
«Сегодня Лев Николаевич говорит, что доктор Рахманов очень заинтересовался повестью („Воскресение“), о которой он с ним давно говорил, и вот он ему дал читать, а потом сам перечёл и подумал, что если напечатать всюду, то можно бы 100 000 рублей выручить для духоборов и их переселения»[simple_tooltip content=‘Запись в дневнике Софьи Толстой от 9 апреля 1898 года. ’]*[/simple_tooltip].
Роман стал печататься с № 11 «Нивы» от 1899 года. Публикация постоянно осложнялась сокращениями из-за цензурных исключений или отставанием перевода в иностранных изданиях «Нивы», поэтому редакция решила приостановить выпуск романа. Открытым оказался вопрос, связанный с публикацией «Воскресения» в других печатных изданиях. Такая ситуация нарушала договорённость Толстого с акционерным обществом «Товарищество издательского и печатного дела А.Ф. Маркс».
В процессе публикации первых двух частей работа автора с «Нивой» была напряжённой. Отсутствие в редакции окончательной третьей части «Воскресения» нарушало план печати: Маркс был вынужден торопить Льва Николаевича. Толстому пришлось подчиниться непривычным для него условиям работы на журнал. «Воскресение» печаталось с большими интервалами между предыдущими выпусками.
«Главы 41 и 42 кончаютъ вторую часть романа. Условія, при которыхъ мнѣ приходится работать надъ исправленіемъ послѣднихъ главъ, до такой степени вслѣдствіи поспѣшности печатанія для меня тяжелы, въ особенности при моемъ нездоровьи, что я полагалъ бы закончить печатаніе въ Нивѣ концомъ 2‑й части, приложивъ къ этому краткій въ нѣсколько строкъ эпилогъ. И потому я просилъ бы васъ, получивъ отъ меня исправленныя послѣднія главы 41, 42, равно какъ и эпилогъ, выслать въ Москву въ Международный банкъ на мой счетъ причитающіяся за превышающее 12 листовъ количество деньги и считать дѣло печатанія въ Нивѣ моего романа поконченнымъ».
После долгожданной публикации романа «Товариществом издательского и печатного дела А.Ф. Маркс» выпущено два издания с окончательными поправками Льва Николаевича.
В годы Первой мировой войны и революционных потрясений политика журнала сбрасывает оковы аполитичности: издание принимает патриотический и информационный характер. Последним редактором «Нивы» при жизни А.Ф. Маркса стал В.Я. Ивченко (псевдоним Светлов). В 1904 году он был утверждён редактором «Нивы» и проработал в ней до 1917 года.
Журналу «Нива» не довелось торжественно отпраздновать пятидесятилетие, которое должно было состояться в декабре 1919 года: в 1918 году, вместе со многими другими газетами и журналами, «Нива» была закрыта.
Читайте также «„Речь“ против Первой мировой войны».