История ежедневной политической, экономической и литературной газеты «Речь» во многом схожа с другими дореволюционными СМИ: издание было создано на деньги мецената, отражало взгляды определённого сословия, но среди более бедных слоёв распространялось на льготных условиях, а позже было закрыто большевиками. VATNIKSTAN рассказывает, почему Сараевское убийство стало ключевым событием в жизни «Речи».
Одной из значимых представительниц дореволюционных СМИ в России была ежедневная газета «Речь». Это политическое и литературное издание выходило в печать с 1906 по 1918 год.
Мысль о создании большой политической газеты принадлежала лидеру Конституционно-демократической партии Павлу Николаевичу Милюкову. Ещё в 1905 году он предлагал открыть важнейший либеральный орган в системе российской периодической печати. Такая возможность в тот момент подкреплялась снижением цензуры на фоне революционного подъёма.
В феврале 1906 года общественный деятель Юлиан Борисович Бак, вложив в издание 30 тысяч рублей (для сравнения — жалование депутата I Государственной Думы в то время составляло 350 рублей в месяц), запустил печать «Речи», предварительно вверив её ведение кадетам — хотя газета позиционировалась как внепартийная и независимая.
После смерти Бака «Речь» начала новую страницу своей истории: в 1908 году было образовано Товарищество по изданию газеты, в состав которого вошли такие деятели кадетской партии, как Иван Петрункевич и Владимир Набоков. Кредиторами «Речи» выступили состоятельные представители руководства кадетов, а также члены совета Азовско-Донского коммерческого банка. Уже в 1914 году тираж газеты составил около 40 тысяч экземпляров.
На страницах освещались хроника провинциальной, столичной и международной жизни, печатались аналитические материалы и заметки, а также рассказывалось о культурных событиях. «Речь» считалась дорогим изданием, ориентированным на обеспеченную аудиторию либерально настроенной интеллигенции и буржуазии.
Однако политика газеты предусматривала и льготную подписку, которая предоставлялась, например, сельским учителям, крестьянам, рабочим и студентам.
В разное время с издательством сотрудничали русский историк искусства Александр Бенуа, литературный критик Семён Венгеров, учёный-естествоиспытатель Владимир Вернадский, общественный и политический деятель Пётр Струве, писатель Дмитрий Мережковский и другие выдающиеся современники.
С 1908 по 1917 год в газете регулярно публиковалась отдельная рубрика под названием «Художественные письма», где читателям предлагался обзор важнейших событий культурной жизни. Именно её вёл упомянутый выше историк искусства и художник Александр Бенуа. У каждого письма был порядковый номер, а сам жанр восходил к известным художественно-критическим «Письмам к другу» Виктора Григоровича 1820‑х годов и письмам-отчётам о салонах поэта и прозаика Теофиля Готье. Бенуа рассказывал о художниках, выставках, театральных премьерах и других событиях в мире искусства.
Русский искусствовед Николай Врангель, обратив внимание на эту рубрику, писал автору:
«Мне пришла мысль просить и Вас согласиться на издание всех ваших статей из „Речи“, что может составить интереснейшую книгу».
«Об отношении к современному творчеству», «Поворот к лубку», «Русские спектакли в Париже», «Новые постановки Художественного театра», «Вандализм и строительство», «Церковное рококо» и другие статьи Александра Николаевича чаще всего содержали в себе острую конфликтность. Прежде всего этого выражалось в отстаивании автором своих принципиальных тезисов. Так, Бенуа выступал в защиту традиционной станковой картины, вопреки новомодным веяниям. Многие убеждения художника подвергались нападкам со стороны представителей русской интеллигенции, что способствовало разногласиям в кругу деятелей искусства.
Николай Рерих позже писал:
«Александр Бенуа — редкий знаток искусства, воспитавший целое поколение молодёжи своими убедительными художественными письмами».
Издание проявляло интерес и к вопросам внешней политики, подробно информируя читателей об актуальной картине событий на международной арене. Авторы статей смело высказывались, предлагая аудитории собственную оценку конкретной политической ситуации, что всегда вызывало бурные обсуждения в обществе.
«Речь» не оставила без внимания и одно из главных международных событий 1914 года, ставшее прологом Первой мировой войны.
Публикуя материал о сложившейся ситуации в Сараеве, издание придерживалось политики осторожности в отношении высказываний своих авторов. В новостных обзорах убийство эрцгерцога Франца Фердинанда, наследника австро-венгерского престола, и его жены герцогини Софии Гогенберг признавалось страшным преступлением, а деяние террористов строго осуждалось.
«Покушение в Сараеве… есть одно из тех событий, последствия которых не могут быть взвешены и определены сразу, так как последствия эти неисчислимы».
«Мысль не может обратиться ни к чему, кроме факта смерти, встающего перед нами в скорбном величии какого-то изначального, древнего, трагического рока, который преследует дом Габсбургов. Наследники престарелого монарха падают один за другим, подкошенные насильственной смертью от своей или чужой преступной руки… Даже у людей, мало склонных к суеверию, может зародиться какой-то безотчётный суеверный страх или трагический ужас перед этим неотступным преследованием несчастья, перед этой печальной вереницей катастроф и смертей».
Позиция «Речи» по вопросу убийства австрийского эрцгерцога и его супруги выделялась на фоне других отечественных периодических изданий. Это проявлялось в сдержанности и малочисленности категоричных суждений. «Речь» высказывалась против вмешательства России в австро-сербский конфликт.
2 августа 1914 года выпуск «Речи», после официального объявления о вступлении Российской империи в Первую мировую войну, был приостановлен. Однако по личной просьбе председателя Государственной Думы Михаил Родзянко издание газеты возобновили. С этого момента «Речь» опубликовала Манифест Николая II о начале войны с Германией, а редакция призывала читателей отложить внутренние противоречия на второй план ради политических интересов своей страны.
Несмотря на примирение сторон, усилиями большевиков уже 26 октября 1917 газета была закрыта. До 3 августа 1918 года состав бывшего издания выпускал в свет газеты «Наша речь», «Свободная речь», «Век», «Новая речь», «Наш век», которые, к сожалению, не смогли продолжить миссию своей предшественницы.
Читайте также историю другого дореволюционного издания «„Русские ведомости“. Против монархии, против большевиков».