За трёх­сот­лет­нюю исто­рию ново­год­ние празд­ни­ки про­шли путь от сугу­бо рели­ги­оз­ных до свет­ских и семей­ных. В Рос­сий­ской импе­рии глав­ным счи­та­лось Рож­де­ство, в СССР — Новый год. Прав­да, не сра­зу. В тече­ние почти 10 лет оба празд­ни­ка были фак­ти­че­ски под запретом.

VATNIKSTAN рас­ска­зы­ва­ет исто­рию ново­год­них тор­жеств в Рос­сии: как встре­ча­ли Новый год при царях, поче­му моло­дое совет­ское госу­дар­ство боро­лось про­тив «ёлок», а так­же кто и поче­му вер­нул празд­ник детям.


Как в Российской империи появилась ёлка

В Рос­сии ново­годне-рож­де­ствен­ские тра­ди­ции отсчи­ты­ва­ют­ся от 1699 года, когда Пётр I объ­явил о новом, юли­ан­ском лето­ис­чис­ле­нии. Соглас­но ему, теперь празд­ни­ки Рож­де­ства и Ново­го года шли один за дру­гим — 25 и 31 декаб­ря. До это­го Новый год насту­пал в сентябре.

Указ Пет­ра состо­ял из двух частей. Пер­вая объ­яв­ля­ла о пере­хо­де и пояс­ня­ла, что гря­ду­щий год будет 1700‑м. Вто­рая же часть рас­ска­зы­ва­ла, как надо празд­но­вать его при­ход. Всем жите­лям Моск­вы пред­пи­сы­ва­лось «учи­нить неко­то­рые укра­ше­ния от древ и вет­вей сос­но­вых, еле­вых и мож­же­ве­ло­вых» перед дома­ми, а так­же устро­ить салю­ты «в знак весе­лия». Всё это напо­ми­на­ло евро­пей­ские и, в первую оче­редь, немец­кие праздники.

К новой моде будут дол­го при­вы­кать, но со вре­ме­нем она пол­но­стью «асси­ми­ли­ру­ет­ся» — не послед­нюю роль в этом сыг­ра­ют рус­ские нем­цы. В боль­ших горо­дах посте­пен­но появят­ся все при­выч­ные нам рож­де­ствен­ские атри­бу­ты: укра­шен­ные ёлки в гости­ных, подар­ки, открыт­ки, фей­ер­вер­ки, вече­рин­ки. Хоро­ший вкус, на кото­рый необ­хо­ди­мо было рав­нять­ся при орга­ни­за­ции празд­ни­ка, зада­вал импе­ра­тор­ский двор.

Вот каким опи­сы­ва­ет «рус­ское Рож­де­ство» Мар­га­ри­та Игер, рабо­тав­шая няней вели­ких кня­жон Рома­но­вых с 1898 по 1904 год:

«Обыч­но мы про­во­ди­ли Рож­де­ство в Цар­ском Селе. <…> Во всём двор­це было не мень­ше 8 ёлок. <…> У нас с детьми было соб­ствен­ное дере­во. Его вста­ви­ли в музы­каль­ную шка­тул­ку, испол­няв­шую немец­кую рож­де­ствен­скую пес­ню. <…> Мы поеха­ли в Санкт-Петер­бург в послед­ний день года (по рус­ско­му исчис­ле­нию). В ново­год­ний день здесь про­хо­ди­ла боль­шая служ­ба в домо­вой церк­ви. <…> После бого­слу­же­ния в зале пред­став­ля­ли дебютанток».
(Six Years At The Russian Court. M. Eager. 2016)

Важ­но отме­тить, что в то вре­мя Рож­де­ство явля­лось гораз­до более важ­ным празд­ни­ком, чем Новый год, посколь­ку «титуль­ной верой» в Рос­сий­ской импе­рии было пра­во­сла­вие. Всё вни­ма­ние во вре­мя зим­них тор­жеств кон­цен­три­ро­ва­лось на рели­ги­оз­ном аспекте.

Поздрав­ле­ние с Рож­де­ством вели­кой княж­ны Марии Нико­ла­ев­ны для роди­те­лей — Нико­лая II и импе­ра­три­цы Алек­сан­дры Фёдо­ров­ны. 25 декаб­ря 1907 года.
Хра­нит­ся в лич­ном фон­де импе­ра­три­цы Алек­сан­дры Фёдо­ров­ны в Госу­дар­ствен­ном архи­ве РФ (ГАРФ).

«Комсомольские святки»: Новый год и Рождество в 1920‑е годы

После рево­лю­ции отно­ше­ние вла­сти к Ново­му году и Рож­де­ству дол­го оста­ва­лось про­ти­во­ре­чи­вым. Цер­ковь пол­но­стью отде­ли­ли от свет­ской части госу­дар­ства, она лиша­лась иму­ще­ства, прав, нача­лись кам­па­нии по вскры­тию мощей. Сами рели­ги­оз­ные обря­ды, в том чис­ле рож­де­ствен­ские, пред­пи­сы­ва­лось соблю­дать с осто­рож­но­стью, не нару­шая обще­ствен­но­го поряд­ка и безопасности.

При этом каж­дый граж­да­нин мог «испо­ве­ды­вать любую рели­гию или не испо­ве­ды­вать ника­кой», как ска­за­но в «Декре­те о сво­бо­де сове­сти, цер­ков­ных и рели­ги­оз­ных обще­ствах» от 20 янва­ря (2 фев­ра­ля) 1918 года. Почти одно­вре­мен­но с этим декре­том был под­пи­сан ещё один — «О вве­де­нии в Рос­сий­ской рес­пуб­ли­ке запад­но­ев­ро­пей­ско­го кален­да­ря». В стране вво­ди­лось гри­го­ри­ан­ское лето­ис­чис­ле­ние, «обго­няв­шее» юли­ан­ское на 13 дней. Таким обра­зом, пра­во­слав­ное Рож­де­ство пере­нес­лось на 7 чис­ло, а после него полу­чил­ся неофи­ци­аль­ный «ста­рый Новый год» — 13 января.

В этом пра­во­вом и кален­дар­ном сум­бу­ре труд­но было понять, как и что нуж­но было отме­чать. Дол­гое вре­мя все празд­но­ва­ли пра­во­слав­ное Рож­де­ство, когда сами счи­та­ли нуж­ным — по ста­ро­му или по ново­му стилю.

Одно­вре­мен­но с при­ня­ти­ем новых норм с 1921 года нача­лась актив­ная рабо­та Агит­про­па (Отде­ла про­па­ган­ды и аги­та­ции при пар­тии боль­ше­ви­ков) по инфор­ма­ци­он­ной борь­бе с «рели­ги­оз­ны­ми пере­жит­ка­ми про­шло­го». В одной из пер­вых мето­ди­чек Агит­про­па говорилось:

«Цер­ковь отде­ле­на, но ложь, суе­ве­рия, обма­ны, пред­рас­суд­ки остались».

Жур­нал «Без­бож­ник». 1 янва­ря 1926 года

Тогда счи­та­лось, что в цер­ковь люди идут из-за того, что госу­дар­ство не пред­ла­га­ет им аль­тер­на­тив. Так посте­пен­но появ­ля­лись «крас­ные» кре­сти­ны, «крас­ные» сва­дьбы. Начи­на­ет изда­вать­ся жур­нал «Без­бож­ник» и появ­ля­ет­ся вли­я­тель­ный Союз воин­ству­ю­щих без­бож­ни­ков. Даты из свят­цев и сель­ско­хо­зяй­ствен­но­го кален­да­ря пере­де­лы­ва­ют­ся в соот­вет­ствии с идео­ло­ги­ей. При этом Рож­де­ство и Пас­ха не были про­сто отме­не­ны — пона­ча­лу в них пыта­лись вло­жить новый, «крас­ный» смысл.

Об одном из таких празд­ни­ков, «ком­со­моль­ском рож­де­стве» в Росто­ве-на-Дону, пишет иссле­до­ва­тель­ни­ца Люд­ми­ла Табун­щи­ко­ва. Меро­при­я­тие про­хо­ди­ло два дня — 6 и 7 янва­ря 1923 года — и под­ра­зу­ме­ва­ло «ком­со­моль­ские свят­ки», устра­и­вать кото­рые при­зы­ва­ли Буха­рин и Сквор­цов-Сте­па­нов со стра­ниц «Прав­ды».

Вече­ром 6 янва­ря по горо­ду про­шли ком­со­моль­цы с зара­нее утвер­ждён­ны­ми анти­ре­ли­ги­оз­ны­ми пес­ня­ми, пла­ка­та­ми, фигу­ра­ми, лозун­га­ми. Про­цес­сии акком­па­ни­ро­вал оркестр. Пер­вый день, по газет­ным сви­де­тель­ствам, окон­чил­ся сожже­ни­ем чучел Иего­вы, Алла­ха, Ози­ри­са, Буд­ды, Хри­ста и Нико­лая Угод­ни­ка на пере­крёст­ке Таган­рог­ско­го про­спек­та и Боль­шой Садо­вой ули­цы. Это долж­но было пока­зать, что ате­и­сти­че­ская про­па­ган­да наце­ле­на не толь­ко на пра­во­сла­вие, но на любые рели­гии вообще.

Вто­рой день так­же имел насы­щен­ную про­грам­му. 7 янва­ря сно­ва было общее шествие, кото­рое оста­нав­ли­ва­лась воз­ле город­ских церк­ви, костё­ла, сина­го­ги — перед слу­ша­те­ля­ми высту­па­ли ора­то­ры. После демон­стра­ций в домах куль­ту­ры устра­и­ва­лись анти­ре­ли­ги­оз­ные собра­ния и кон­цер­ты. «Ком­со­моль­ские свят­ки» в Росто­ве-на-Дону актив­но осве­ща­лись в газе­те «Совет­ский юг», кото­рая по ито­гу меро­при­я­тий напе­ча­та­ла несколь­ко фелье­то­нов: «Камен­ский Рас­пу­тин», «Свя­той ста­рик», «Житие свя­тых», «Крас­ный кол» и так далее.

Жур­нал «Без­бож­ник». 1923 год

В дру­гих горо­дах тоже устра­и­ва­ли подоб­ные меро­при­я­тия. На них про­па­ган­ди­сты мог­ли пере­оде­вать­ся в костю­мы, ходить ряже­ны­ми. Иссле­до­ва­те­ли опи­сы­ва­ют мас­ка­ра­ды с костю­ма­ми Антан­ты, Кол­ча­ка, Дени­ки­на, кула­ка, нэп­ма­на, язы­че­ских богов, рож­де­ствен­ско­го гуся и поросёнка.

Исто­ри­че­ская нау­ка не при­ем­лет пря­мых срав­не­ний. Одна­ко труд­но удер­жать­ся от того, что­бы не уви­деть в «ком­со­моль­ских свят­ках» нечто напо­ми­на­ю­щее ренес­санс­ный кар­на­вал или сред­не­ве­ко­вый «празд­ник дура­ков», когда дьяч­ки и про­по­вед­ни­ки сами глу­ми­лись над сво­им куль­том под все­об­щее одоб­ре­ние (о чём писал в сво­их рабо­тах Миха­ил Бах­тин). Но в XX веке перед совет­ски­ми дея­те­ля­ми была совер­шен­но дру­гая зада­ча. Пыта­ясь с помо­щью насмеш­ки дока­зать абсурд­ность веры, они наме­ре­ва­лись умень­шить коли­че­ство веру­ю­щих, дока­зать несо­сто­я­тель­ность религии.

При этом, кажет­ся, сами ком­со­моль­цы вос­при­ни­ма­ли новую фор­му Рож­де­ства и Ново­го года как оче­ред­ную раз­но­вид­ность уве­се­ле­ний. Это под­твер­жда­ют сви­де­тель­ства оче­вид­цев одно­го самар­ско­го анти­рож­де­ствен­ско­го шествия:

«Настро­е­ние было живое, ребя­та чув­ство­ва­ли себя по-праздничному».
(Цит. по: Крас­ное «ком­со­моль­ское рож­де­ство» и про­бле­ма фор­ми­ро­ва­ния ново­го быта в нача­ле 1920‑х гг. С. А. Шме­лёв. 2015)

В част­ную жизнь анти­цер­ков­ная поли­ти­ка в нача­ле 1920‑х годов ещё не втор­га­лась актив­но — это про­изой­дёт чуть поз­же. Мему­а­ри­сты отме­ча­ют, что все более или менее сво­бод­но ходи­ли на рож­де­ствен­ские и ново­год­ние вече­рин­ки в клу­бы или в гости. Ёлку для детей устро­и­ли в 1923 году в под­мос­ков­ных «Гор­ках» при уже смер­тель­но боль­ном Ленине. В 1924 году Кор­ней Чуков­ский пишет об изоби­лии мос­ков­ских ёлоч­ных базаров.

В зна­ме­ни­том «Мос­ков­ском днев­ни­ке» Валь­тер Бенья­мин кра­соч­но опи­сы­ва­ет Рож­де­ство 1926 года, отме­чав­ше­е­ся по ста­ро­му стилю:

«…Мы назна­чи­ли сви­да­ние в боль­шом гастро­но­ме на Твер­ской. Было все­го несколь­ко часов до сочель­ни­ка, и мага­зин был пере­пол­нен. <…> Мы поку­па­ли икру, лосо­си­ну, фрук­ты… Нако­нец, мы взя­ли ещё пирог и сла­до­сти, а так­же укра­шен­ную лен­точ­ка­ми ёлку, и я отпра­вил­ся со всем этим на санях домой. Уже дав­но стем­не­ло. Тол­пы людей, через кото­рые я дол­жен был про­тал­ки­вать­ся с ёлкой и покуп­ка­ми, уто­ми­ли меня».


«Теперь все мы должны бороться против ёлки»

С сере­ди­ны 1920‑х годов «ком­со­моль­ские свят­ки» при­зна­ют­ся неэф­фек­тив­ным инстру­мен­том в борь­бе с верой. Осме­я­ние риту­а­лов и слу­жи­те­лей куль­тов ни к чему не при­ве­ло. Акти­ви­сты неустан­но повто­ря­ют, что про­во­ди­мые меры недо­ста­точ­ны, что, по сути, «про­па­ган­да ведёт­ся толь­ко два раза в году», сти­хий­но. Теперь Агит­проп и Союз воин­ству­ю­щих без­бож­ни­ков будут более ответ­ствен­но бороть­ся с религиозностью.

К кон­цу деся­ти­ле­тия рабо­чих дней ста­но­вит­ся пять, а выход­ных — два. Выход­ные на Пас­ху, Тро­и­цу и Рож­де­ство отме­ня­ют­ся. В усло­ви­ях «пяти­днев­ки» отме­чать любые рели­ги­оз­ные празд­ни­ки ста­но­вит­ся затруднительным.

Ёлка, с кото­рой проч­но ассо­ци­и­ру­ет­ся Рож­де­ство, теперь актив­но клей­мит­ся пере­жит­ком про­шло­го и «попов­ским» обы­ча­ем. Мно­го­чис­лен­ные дет­ские авто­ры пишут сти­хи и про­зу про отваж­ных школь­ни­ков, кото­рые не хотят идти на пово­ду у роди­те­лей и участ­во­вать в рож­де­ствен­ских тор­же­ствах. Инте­рес­но, что у анти­ё­лоч­ной кам­па­нии был ещё и эко­ло­ги­че­ский пред­лог: выруб­ка леса для пустых укра­ше­ний при­зна­ва­лась насто­я­щим пре­ступ­ле­ни­ем про­тив природы.

Итак, отныне уста­нов­ка ёлки и рож­де­ствен­ская суе­та — «рели­ги­оз­ный яд». Одна­ко ста­рин­ную тра­ди­цию невоз­мож­но запре­тить в одно­ча­сье. Обы­ва­те­ли про­дол­жа­ли ста­вить ёлки у себя дома, хоть и не без опас­ки — ведь по ули­цам ходи­ли обще­ствен­ни­ки, загля­ды­вав­шие в окна.

Дети шко­лы № 11 во вре­мя костю­ми­ро­ван­но­го бала у ново­год­ней елки. Пяти­горск, 1936 год.
Ори­ги­нал фото­гра­фии хра­нит­ся в Рос­сий­ском госу­дар­ствен­ном архи­ве кино­фо­то­до­ку­мен­тов (РГАКФД).

Рас­ска­зы­ва­ет оче­ви­дец собы­тий того времени:

«В 1928–1929 годах про­тив рели­гии были при­ня­ты самые кру­тые меры. В раз­гар анти­ре­ли­ги­оз­ной кам­па­нии в 1929 году не толь­ко отме­ни­ли рели­ги­оз­ные празд­ни­ки, но и запре­ти­ли рож­де­ствен­ские ёлки… Закры­лись ёлоч­ные база­ры, пре­кра­тил­ся выпуск ёлоч­ных укра­ше­ний и све­чей, устра­и­вать ёлку стро­го воз­бра­ня­лось… Вид в окне осве­щён­ной ёлки гро­зил серьёз­ным раз­го­во­ром с управ­до­мом, а то и с мили­ци­ей… В шко­ле учи­тель­ни­ца Анна Гав­ри­лов­на при­ка­за­ла нам нари­со­вать к отме­нён­но­му рож­де­ству в тет­ра­ди наря­жен­ную ёлку и пере­черк­нуть её дву­мя тол­сты­ми крас­ны­ми лини­я­ми: „Долой ёлку!“»
(Цит. по: В кру­гу сверст­ни­ков. А. Рож­ков. 2016)

«Воз­вра­ще­ние ёлки» исто­ри­ки отсчи­ты­ва­ют от 28 декаб­ря 1935 года. Тогда, по сле­дам заяв­ле­ния Ста­ли­на о том, что «жить ста­ло луч­ше», в «Прав­де» вышел текст Пав­ла Посты­ше­ва, извест­но­го пар­тий­но­го дея­те­ля. Посты­шев, никак не при­вле­кая вни­ма­ния к рели­ги­оз­ной осно­ве празд­ни­ка, пред­ла­га­ет вер­нуть детям ново­год­нюю ёлку. В сво­ем воз­зва­нии он говорит:

«Ком­со­моль­цы, пио­нер-работ­ни­ки долж­ны под Новый год устро­ить кол­лек­тив­ные ёлки для детей. В шко­лах, дет­ских домах, в двор­цах пио­не­ров, в дет­ских клу­бах, в дет­ских кино и теат­рах — вез­де долж­на быть дет­ская ёлка!»

Дети во вре­мя ново­год­не­го пред­став­ле­ния. 1938 год.
Ори­ги­нал фото­гра­фии хра­нит­ся в Рос­сий­ском госу­дар­ствен­ном архи­ве кино­фо­то­до­ку­мен­тов (РГАКФД).

С это­го момен­та ёлки и ново­год­ние мас­ка­ра­ды были раз­ре­ше­ны на офи­ци­аль­ном уровне. В сво­ей рито­ри­ке власть игно­ри­ру­ет Рож­де­ство — оно ста­но­вит­ся празд­ни­ком ско­рее для при­хо­жан хра­мов. Начи­на­ет изда­вать­ся все­воз­мож­ная лите­ра­ту­ра про Новый год, откры­ва­ют­ся фаб­ри­ки по изго­тов­ле­нию ёлоч­ных игру­шек. Дере­вья теперь укра­ша­ют­ся не толь­ко ватой и сла­до­стя­ми, как это было рань­ше, но и шара­ми с над­пи­сью «РККА», фигур­ка­ми арти­стов по моти­вам филь­ма «Цирк», игрушками-самоделками.

Важ­ным эле­мен­том ста­ли дет­ские вече­рин­ки. С 1936 года начи­на­ют про­во­дить боль­шую ёлку для школь­ни­ков в Колон­ном зале Дома сою­зов. Попасть туда мож­но было толь­ко по приглашению.

В шко­лах, по вос­по­ми­на­ни­ям совре­мен­ни­ков, рабо­та­ли целые «ёлоч­ные комис­сии», кото­рым пору­ча­лось под­го­тав­ли­вать празд­ни­ки для детей, забо­тясь обо всём: от укра­ше­ний и при­гла­си­тель­ных биле­тов до подар­ков и куль­тур­ной про­грам­мы вечера.

Мос­ков­ский школь­ник Олег Чер­нев­ский так опи­сы­ва­ет своё 31 декаб­ря 1937 года:

«…Пошли в комн[ату] N 24 там было уго­ще­ние: ман­да­ри­ны, кон­фе­ты, пече­нье и т. п. Были и напит­ки. Тан­це­ва­ли, я тан­це­вал мало, т. к. пол был очень скольз­кий. 2 раза с Тама­рой и 1 раз с Асей. Игра­ли в раз­ные игры…»
(Цит. по: Рус­ская ёлка. Е. В. Душеч­ки­на. 2002)

При­гла­ше­ние на ёлку в Колон­ном зале Дома сою­зов. 1936 год

Взрос­лые тоже ста­ра­лись инте­рес­но отме­тить Новый год. Домаш­ние празд­не­ства запо­ми­на­лись уютом:

«У нас встре­ча­ли Новый, трид­цать седь­мой год с шуточ­ны­ми сти­ха­ми, вином, ёлкой, весе­льем и глу­бо­кой убеж­дён­но­стью: мы живём в пре­крас­ней­шем из миров»
(Цит. по: Рус­ская ёлка. Е. В. Душеч­ки­на. 2002)

Офи­ци­аль­ные тор­же­ства — пышностью:

«Сре­ди зала боль­шая пыш­ная ёлка, свя­зан­ная из трёх елей. <…> Слу­ги обно­си­ли нас один икру, дру­гой осет­ри­ну, тре­тий горя­чие шаш­лы­ки и ещё что-то. Блю­да были изыс­кан­ны, раз­но­об­раз­ны… Сто­лы устав­ле­ны винами».
(Цит. по: Рус­ская ёлка. Е. В. Душеч­ки­на. 2002)

В кон­це про­па­ган­дист­ско­го филь­ма 1936–1937 годов даёт­ся уни­вер­саль­ный рецепт, как теперь нуж­но встре­чать Новый год в Совет­ском Сою­зе: с тан­ца­ми под джаз или бала­лай­ку, с боль­шим засто­льем, тоста­ми и лозун­гом «Живём мы весе­ло сего­дня, а зав­тра будем веселей!».


Читай­те ещё один ново­год­ний мате­ри­ал «Ста­рый Новый год в днев­ни­ках про­шло­го».

Поделиться