Лев Нико­ла­е­вич дав­но счи­та­ет­ся ико­ной паци­физ­ма, его назы­ва­ют одним из вели­чай­ших гума­ни­стов чело­ве­че­ства. И дей­стви­тель­но, неко­то­рые име­на чита­ют­ся для нас одной стро­кой: Лев Тол­стой, Махат­ма Ган­ди и Мар­тин Лютер Кинг.

Уча­стие Тол­сто­го в Сева­сто­поль­ской кам­па­нии зача­стую трак­ту­ет­ся как отправ­ная точ­ка для его буду­ще­го анти­ми­ли­та­риз­ма. Кажет­ся логич­ным, что, насмот­рев­шись на ужа­сы вой­ны, моло­дой офи­цер почув­ство­вал к ней отвращение.

Но душев­ное ста­нов­ле­ние писа­те­ля начи­на­лось не с паци­физ­ма. Нена­висть к войне, при­зыв к пол­но­му отка­зу от воен­ной дея­тель­но­сти и самой госу­дар­ствен­но­сти, при­вед­шие Льва Нико­ла­е­ви­ча в оппо­зи­цию к вла­сти, — это жизнь, дея­тель­ность и лите­ра­ту­ра Тол­сто­го зре­ло­го. Пере­ме­ны его миро­воз­зре­ния зако­но­мер­ны. До фина­ла жиз­ни писа­тель стре­мил­ся к тому, что назы­вал «рево­лю­ци­ей сознания».

VATNIKSTAN рас­ска­зы­ва­ет о сле­до­ва­нии Тол­сто­го по пути, при­вед­ше­му его от уме­рен­но­го пат­ри­о­тиз­ма к пацифизму.


Патриотизм vs пацифизм

Читая ста­тьи, посвя­щён­ные Тол­сто­му на войне, мы обна­ру­жим, что в них часто при­бе­га­ют к про­па­ган­дист­ским тех­ни­кам — выпя­чи­ва­нию и замал­чи­ва­нию. Услов­ные «госу­дар­ствен­ни­ки» любят писать о «Тол­стом без паци­физ­ма», кото­рый не гну­шал­ся лич­но бить под­чи­нён­ных ему сол­дат, по край­ней мере, неко­е­го «Давы­ден­ку», соглас­но днев­ни­ко­вой замет­ке само­го Льва Нико­ла­е­ви­ча от 3 сен­тяб­ря 1854 года. В запи­си его началь­ни­ка Гле­бо­ва утвер­жда­ет­ся, что офи­цер Тол­стой был «дар­мо­едом» и «баши­бузу­ком», кото­рый «от нече­го делать песен­ки попи­сы­ва­ет». Зато в днев­ни­ке он вполне пат­ри­о­тич­но опи­сы­вал, как пла­кал от вида «фран­цуз­ских зна­мён над рус­ски­ми басти­о­на­ми». Эмо­ци­о­наль­ная взвол­но­ван­ность при паде­нии горо­да нашла отра­же­ние в тре­тьем рас­ска­зе «Сева­сто­поль­ской» серии — «Сева­сто­поль в авгу­сте 1855 года».

«— Не может быть, что­бы взя­ли! — ска­зал офи­цер на лошади.
— Ей-богу, зна­мя! Посмот­ри! Посмот­ри! — ска­зал дру­гой, зады­ха­ясь, отхо­дя от тру­бы, — фран­цуз­ское на Малаховом!»

Авто­ры же услов­но «паци­фист­ские» ско­рее упо­мя­нут вто­рой рас­сказ серии «Сева­сто­поль в декаб­ре». Рабо­та встре­ти­ла сопро­тив­ле­ние цен­зу­ры, жур­нал «Совре­мен­ник» опуб­ли­ко­вал про­из­ве­де­ние в «кастри­ро­ван­ном» виде:

«Сухой откры­тый рот с тру­дом выпус­ка­ет хри­пя­щее дыха­ние; голу­бые оло­вян­ные гла­за зака­че­ны квер­ху, и из-под сбив­ше­го­ся оде­я­ла высу­нут оста­ток пра­вой руки, обвёр­ну­тый бин­та­ми. Тяжё­лый запах мёрт­во­го тела силь­нее пора­жа­ет вас, и пожи­ра­ю­щий внут­рен­ний жар, про­ни­ка­ю­щий все чле­ны стра­даль­ца, про­ни­ка­ет как буд­то и вас. <…>

С дру­гой сто­ро­ны вы уви­ди­те на кой­ке стра­даль­че­ское, блед­ное и неж­ное лицо жен­щи­ны, на кото­ром игра­ет во всю щёку горя­чеч­ный румянец.
— Это нашу мат­рос­ку пято­го чис­ла в ногу заде­ло бом­бой, — ска­жет вам ваша путе­во­ди­тель­ни­ца, — она мужу на басти­он обе­дать носила.
— Что ж, отрезали?
— Выше коле­на отрезали».

В этой ампу­ти­ро­ван­ной ноге и запа­хе мерт­ве­чи­ны от живо­го ещё чело­ве­ка, можем решить мы, и заро­дил­ся паци­физм писа­те­ля. Сто­ит отме­тить, что в мас­штаб­ной экра­ни­за­ции «Вой­ны и мира» Сер­гея Бон­дар­чу­ка харак­тер­ный тол­стов­ский нату­ра­лизм в пока­зе физи­че­ских стра­да­ний был дели­кат­но зама­зан (в совет­ском кине­ма­то­гра­фе он в прин­ци­пе не прак­ти­ко­вал­ся), а в самой све­жей из экра­ни­за­ций — сери­а­ле «Би-Би-Си» 2016 года — был про­де­мон­стри­ро­ван имен­но с той суро­во­стью, с какой опи­сан в романе.

«Попи­сы­ва­ние песе­нок», воз­му­щав­шее началь­ство Тол­сто­го, для обра­за непо­ко­ле­би­мо­го пат­ри­о­та ещё фаталь­нее, чем опи­са­ние отре­зан­ных конеч­но­стей. Речь о сти­ли­зо­ван­ной под народ­ной твор­че­ство сати­ри­че­ской песне «Как чет­вёр­то­го чис­ла…». Тол­стой сочи­нил её после сра­же­ния при Чёр­ной реч­ке. В бит­ве рус­ские вой­ска поте­ря­ли более вось­ми тысяч чело­век из-за царив­шей в армии «истин­ной без­ала­бер­щи­ны, в кото­рой более все­го был вино­ват глав­но­ко­ман­ду­ю­щий», по сло­вам состо­яв­ше­го при самом глав­но­ко­ман­ду­ю­щем кор­ре­спон­ден­та и пере­вод­чи­ка Нико­лая Берга.

Тол­стой опи­сал это в песне, став­шей осно­вой народ­ной посло­ви­цы «Глад­ко было на бума­ге, да забы­ли про овра­ги». Если верить писа­те­лю, «дар­мо­еда­ми» были «боль­шие эпо­ле­ты», «кня­зья, гра­фы», а под финал пес­ни сам «батюш­ка царь», от кото­ро­го «жда­ли все мы награж­де­нья — не дал ниче­го». Тол­стой кри­ти­ку­ет тут не вой­ну, но армей­ское устройство.

Тол­стой в 1848 году

Порт­рет Льва Нико­ла­е­ви­ча вре­мён Крым­ской вой­ны кажет­ся нари­со­ван­ным доволь­но кон­траст­ны­ми крас­ка­ми. С одной сто­ро­ны, гото­вый кри­тик цар­ской вла­сти с посте­пен­но фор­ми­ру­ю­щи­ми­ся анти­ми­ли­та­рист­ски­ми настро­е­ни­я­ми. С дру­гой — а на кой чёрт он тогда отпра­вил­ся на вой­ну? В чер­но­вом наброс­ке рас­ска­за «Побег», опуб­ли­ко­ван­ном в 1853 году, были воин­ствен­ные строч­ки, согрев­шие бы серд­це «госу­дар­ствен­ни­ка»:

«Кто ста­нет сомне­вать­ся, что в войне рус­ских с гор­ца­ми спра­вед­ли­вость, выте­ка­ю­щая из чув­ства само­со­хра­не­ния, на нашей сто­роне? Еже­ли бы не было этой вой­ны, что бы обес­пе­чи­ва­ло все смеж­ные бога­тые и про­све­щён­ные рус­ские вла­де­ния от гра­бе­жа, убийств, набе­гов наро­дов диких и воинственных?»

Но едва услов­ный «госу­дар­ствен­ник» обра­ду­ет­ся род­ствен­ной душе, как в тех же самых наброс­ках пове­ет сомне­ни­я­ми и раздумьями:

«Вой­на? Какое непо­нят­ное явле­ние в роде чело­ве­че­ском… Спра­вед­ли­во ли, необ­хо­ди­мо ли оно? Внут­рен­ний голос все­гда отве­ча­ет: нет. Одно посто­ян­ство это­го неесте­ствен­но­го явле­ния дела­ет его есте­ствен­ным, а чув­ство само­со­хра­не­ния справедливым».

Так кто же этот 22-лет­ний Тол­стой? Паци­фист или патриот?

Лев Нико­ла­е­вич мало отли­чал­ся от моло­дых людей его воз­рас­та и обще­ствен­но­го поло­же­ния. По соб­ствен­но­му при­зна­нию в пись­мах той поры, он отпра­вил­ся на Кав­каз (Тол­стой участ­во­вал, кро­ме Крым­ской, и в Кав­каз­ской войне), что­бы узнать, что такое вой­на. Это было ско­рее любо­пыт­ством и лиха­че­ством моло­до­сти, под­креп­лён­ным при­над­леж­но­стью к выс­ше­му клас­су, от кото­ро­го фак­ти­че­ски ожи­да­лась воен­ная служ­ба. При­ба­вим насле­дие трёх поко­ле­ний воен­ных — отца, деда и пра­де­да. Лев Нико­ла­е­вич ни в коем слу­чае не был тру­сом, каким бы его мог­ли объ­явить люди, кото­рые при­дер­жи­ва­ют­ся лож­ной дихо­то­мии «насто­я­щий муж­чи­на или паци­фист». За уча­стие в бое­вых дей­стви­ях в Сева­сто­по­ле Тол­стой был награж­дён орде­ном Свя­той Анны 4‑й сте­пе­ни с над­пи­сью: «За храбрость».

Вой­на для моло­до­го Тол­сто­го — не ад и не герой­ство, а жиз­нен­ный этап.

«Мне в дет­стве вну­ше­но было всю энер­гию мою напра­вить на моло­де­че­ство охо­ты и войны…»

Заме­тим, что сце­ны охо­ты в «Войне и мире» рас­пи­са­ны в соч­ных крас­ках. Охо­та счи­та­лась достой­ным вре­мя­про­вож­де­ни­ем для выс­ше­го сосло­вия, и Лев Нико­ла­е­вич тут высту­па­ет наслед­ни­ком при­ви­той ему тра­ди­ции. Но при всей румя­но­сти опи­са­ний бар­ских забав, в пери­од созда­ния сво­е­го эпи­ка вой­ну он видит уже совсем по-другому.

Одри Хеп­бёрн в роли Ната­ши Росто­вой в гол­ли­вуд­ской экра­ни­за­ции «Вой­ны и мира» (1956)

26 нояб­ря 1856 года Тол­стой попро­щал­ся с воен­ной служ­бой, выбрав заня­тие про­фес­си­о­наль­но­го лите­ра­то­ра, кото­рое впи­шет его имя в историю.

В 1889 году со сво­их новых, ради­каль­но анти­во­ен­ных пози­ций, писа­тель оха­рак­те­ри­зо­вал весь Сева­сто­поль­ский поход как бес­смыс­лен­ную бойню:

«Все подви­ги сво­ди­лись к тому, что­бы быть пушеч­ным мясом, и если делать что, то делать дур­ное, то есть ста­рать­ся делать вид, что не заме­ча­ешь стра­да­ний дру­гих, не помо­гать им, выра­ба­ты­вать в себе холод­ность к чужим стра­да­ни­ям. И если что и делать, то или посы­лать людей на смерть, или вызы­вать их на опас­ность. <…> Един­ствен­ный мотив всей вой­ны, всей гибе­ли сотен тысяч был Сева­сто­поль с фло­том. И этот Сева­сто­поль был отдан, и флот потоп­лен, и пото­му про­стое неиз­беж­ное рас­суж­де­ние: зачем же было губить столь­ко жиз­ней? неволь­но при­хо­ди­ло в голову…»


Это сладкое слово «смерть»

Поэт Гора­ций стал пер­вым гени­ем, встав­шим на служ­бу вла­сти, оли­це­тво­рён­ной импе­ра­то­ром Авгу­стом. Сна­ча­ла Гора­ций в про­из­ве­де­ни­ях вос­хва­лял импе­ра­то­ра сдер­жан­но, но со вре­ме­нем начал срав­ни­вать его с богом, даро­вав­шим Риму мир и про­цве­та­ние. За это Гора­ций полу­чил покро­ви­тель­ство Авгу­ста, щед­рые зака­зы на напи­са­ния од, гим­нов и тому подоб­но­го во сла­ву, так ска­зать, царя и Оте­че­ства. В одной из од про­зву­ча­ли самые пат­ри­о­тич­ные сло­ва всех вре­мён и наро­дов, став­шие стан­дар­том чело­ве­че­ства на века: «Слад­ка и пре­крас­на за роди­ну смерть».

Труд­но ска­зать, поле­ми­зи­ро­вал ли Тол­стой кон­крет­но с Гора­ци­ем, но «Вой­на и мир» нанес­ла пер­вый сокру­ши­тель­ный удар по суще­ство­вав­ше­му шаб­ло­ну мышления.

«Подъ­е­хав­шие вер­хо­вые были Напо­ле­он, сопут­ству­е­мый дву­мя адъ­ютан­та­ми. Бона­пар­те, объ­ез­жая поле сра­же­ния, отда­вал послед­ние при­ка­за­ния об уси­ле­нии бата­рей стре­ля­ю­щих по пло­тине Ауге­ста и рас­смат­ри­вал уби­тых и ране­ных, остав­ших­ся на поле сражения.
— Вот пре­крас­ная смерть, — ска­зал Напо­ле­он, гля­дя на Болконского».

Даже если бы Тол­стой нико­гда не напи­сал боль­ше ниче­го паци­фист­ско­го и анти­ми­ли­та­рист­ско­го, эта сце­на и эти сло­ва сде­ла­ли бы его таким же анти­во­ен­ным писа­те­лем, как Ремарк. Всё начи­на­ет­ся с момен­та осо­зна­ния, под ясным голу­бым небом зава­лен­но­го тру­па­ми Аустер­ли­ца, под гор­ды­ми зна­мё­на­ми, кото­рые кра­си­во треп­лет тот же ветер, кото­рый поне­сёт вонь мерт­ве­чи­ны. «Апо­фе­оз вой­ны» худож­ни­ка Вере­ща­ги­на с горой чере­пов — это Аустер­лиц, на кото­ром сгни­ла чело­ве­че­ская плоть.

«Воен­ный гений» Напо­ле­он в романе — фигу­ра страш­ная, гроз­ная, жал­кая и про­тив­ная одно­вре­мен­но, подоб­но любо­му тира­ну. В экра­ни­за­ции Бон­дар­чу­ка его сыг­рал Вяче­слав Стр­жель­чик, у кото­ро­го из-под тре­угол­ки неумо­ли­мо про­би­ва­ет­ся свой­ствен­ная заме­ча­тель­но­му актё­ру само­иро­ния. Артист изба­вил сво­е­го Напо­лео­на от кари­ка­тур­но­сти, но в создан­ном им порт­ре­те импе­ра­то­ра есть что-то общее с шар­жа­ми на совет­скую пар­тий­ную эли­ту в сати­ри­че­ском филь­ме Арман­до Иан­нуч­чи «Смерть Сталина».

Кино — визу­аль­ное искус­ство, «рабо­та­ю­щее» ина­че, чем лите­ра­ту­ра. Бон­дар­чук иллю­стри­ру­ет про­зре­ние Бол­кон­ско­го голо­во­кру­жи­тель­ны­ми про­лё­та­ми каме­ры по бес­край­ним небе­сам. А потом подъ­ез­жа­ет на коне пуза­тый «воен­ный гений», кото­рый «с точ­ки зре­ния веч­но­сти» выгля­дит со сво­и­ми похва­ла­ми «кра­си­вой смер­ти» как дурак. Он ниче­го не пони­ма­ет ни о смер­ти, ни о жизни.

Иллю­стра­ция к «Войне и миру». Поле Аустерлица

В романе есть дру­гой момент того, что назы­ва­ет­ся мета­ной­ей, изме­не­ни­ем ума: пле­нён­ный Пьер Без­ухов смот­рит на дру­гое, неже­ли князь Андрей, но на самом деле всё то же небо (источ­ник веч­но­сти) и осо­зна­ёт, что душа чело­ве­ка сво­бод­на в любых усло­ви­ях. После чего начи­на­ет радост­но и безум­но хохо­тать, пере­пу­гав пле­нив­ших его фран­цу­зов, кото­рые кажут­ся малень­ки­ми и рас­те­рян­ны­ми, тогда как Пьер — огро­мен. Эта сце­на вели­ко­леп­но пока­за­на у Бон­дар­чу­ка и сла­бо­ва­то — в бри­тан­ском сериале.

Но если в экзи­стен­ци­аль­ном, обще­че­ло­ве­че­ском смыс­ле сце­на Пье­ра — воз­мож­но, вер­ши­на фило­соф­ской мыс­ли Тол­сто­го, то сце­на Бол­кон­ско­го ста­ла пово­рот­ным момен­том в миро­вой лите­ра­ту­ре. О душе гении фило­соф­ство­ва­ли и рань­ше, а «слад­кую» смерть, при­ду­ман­ную поэтом-про­па­ган­ди­стом Гора­ци­ем, ещё не раз­об­ла­ча­ли. Все клю­че­вые пер­со­на­жи рома­на, в первую оче­редь вос­тор­жен­ный почи­та­тель Напо­лео­на Пьер и про­фес­си­о­наль­ный воен­ный Бол­кон­ский, разо­ча­ро­вы­ва­ют­ся в войне. «После Аустер­ли­ца, — гово­рит он (Бол­кон­ский) Пье­ру, — я дал себе сло­во, что слу­жить в дей­ству­ю­щей рус­ской армии я не буду. И не буду. Еже­ли бы Бона­пар­те сто­ял тут, у Смо­лен­ска, угро­жая Лысым горам, и тогда бы я не стал слу­жить в рус­ской армии».

Нель­зя не отме­тить пат­ри­о­тич­ные моти­вы рома­на, кото­рый раз­во­ра­чи­ва­ет перед нами пано­ра­му не пре­ступ­ной, захват­ни­че­ской, а осво­бо­ди­тель­ной, то есть спра­вед­ли­вой вой­ны. И кто в первую оче­редь сра­жа­ет­ся в ней? Рус­ский народ, встав­ший, как былин­ный вели­кан Свя­то­гор, про­тив чуже­зем­но­го наше­ствия. Обра­зы фран­цу­зов в романе откро­вен­но отвра­ти­тель­ны, доста­ёт­ся даже фран­цуз­ской опер­ной диве, кото­рая точ­но не вино­ва­та в раз­вя­зы­ва­нии кро­ва­во­го кон­флик­та. Но когда побеж­дён­ные фран­цу­зы попа­да­ют в плен к рус­ским, Тол­стой уста­ми Куту­зо­ва при­зы­ва­ет к «мило­сти к павшим»:

«— Вам труд­но, да всё же вы дома; а они — види­те, до чего они дошли, — ска­зал он, ука­зы­вая на плен­ных. — Хуже нищих послед­них. Пока они были силь­ны, мы себя не жале­ли, а теперь их и пожа­леть мож­но. Тоже и они люди. Так, ребята?»

Илла­ри­он Пря­ниш­ни­ков. В 1812 году. 1874 год

Пат­ри­о­тизм у Тол­сто­го не тот, что у Гора­ция. Рос­сию спа­са­ет не царь-батюш­ка и не вели­кий пол­ко­во­дец Куту­зов, а про­стые сол­да­ты — народ, кото­рый мож­но назвать одним из глав­ных геро­ев рома­на. И в глу­бине это­го слыш­ны пер­вые гро­мо­вые рас­ка­ты соци­аль­ной кри­ти­ки и буду­ще­го про­ти­во­сто­я­ния писа­те­ля и вла­сти. Начав с опи­са­ний царя Алек­сандра I как роман­ти­че­ской фигу­ры кра­сав­ца с «рыцар­ски-бла­го­род­ным и неж­ным харак­те­ром», в тре­тьем томе Тол­стой закан­чи­ва­ет на раз­гром­ной ноте, когда уже неваж­но, кто вино­ват в поло­же­нии дел, хоро­ший царь или пло­хие бояре:

«…Ну, и всё гиб­нет. В судах воров­ство, в армии одна пал­ка: шаги­сти­ка, посе­ле­ния, — мучат народ, про­све­ще­ние душат. Что моло­до, чест­но, то губят! Все видят, что это не может так идти. Все слиш­ком натя­ну­то и непре­мен­но лоп­нет, — гово­рил Пьер…»

И тогда мож­но пред­ста­вить даже не гря­ду­щее вос­ста­ние декаб­ри­стов, на кото­рое наме­ка­ет Тол­стой, а как вос­пе­тая им «дуби­на народ­ной вой­ны» зама­хи­ва­ет­ся на неж­ных тира­нов, про­тив само­го «строя жиз­ни нашей раб­ской». Очень тихо, на уровне смут­но­го про­зре­ния, про­сту­па­ет надеж­да, что заби­тый мужик, спо­соб­ный на сво­ём гор­бу выта­щить всю Рос­сию, побе­дить Напо­лео­на, да ещё и кор­мить при этом хозя­ев, одна­жды осо­зна­ет свою бога­тыр­скую силу.

Сце­на с плен­ны­ми фран­цу­за­ми в филь­ме Бон­дар­чу­ка заме­ча­тель­но пере­да­ёт настро­е­ние тре­тье­го тома рома­на. Мы видим не пат­ри­о­ти­че­ское уха­нье: «Ска­жи-ка, дядя, ведь неда­ром!», не уса­тое гусар­ское лиха­че­ство, а народ­ную скорбь. Не тор­же­ство рус­ско­го над фран­цу­зом, а почти что бра­та­ние, паци­фист­ский интер­на­ци­о­на­лизм. Плен­ный фран­цуз, кото­ро­го игра­ет чудес­ный харак­тер­ный актёр Геор­гий Мил­ляр (заслу­жен­ная Баба-яга СССР) начи­на­ет пес­ню, а слё­зы на гла­зах про­сту­па­ют у рус­ско­го сол­да­та. Изму­чен­ные, устав­шие люди ста­но­вят­ся еди­ны­ми в суро­вом зим­нем лесу, где Гене­рал Мороз не спра­ши­ва­ет наци­о­наль­ность. Жал­ко побеж­дён­ных и побе­ди­те­лей, мёрт­вых и живых. «Жал­ко людей, осо­бен­но всех».

В науч­но-попу­ляр­ном очер­ке, опуб­ли­ко­ван­ном в 1981 году в изда­тель­стве «Худо­же­ствен­ная лите­ра­ту­ра», совет­ский лите­ра­ту­ро­вед Кон­стан­тин Лому­нов рас­ска­зы­ва­ет, что ещё во вре­мя рабо­ты над послед­ним томом «Вой­ны и мира» в 1868 году Тол­стой начал ста­тью «Про­гресс», глав­ной мыс­лью в кото­рой был тезис: «Луч­шие умы направ­ле­ны в Евро­пе на ору­дия смер­ти и сооб­ще­ния, — оба ору­дия уни­что­же­ния». Лому­нов отме­ча­ет, что это было напи­са­но под впе­чат­ле­ни­ем от кни­ги Вилья­ма Гиклин­га Пре­скот­та «Исто­рия заво­е­ва­ния Перу» об исто­рии пре­ступ­ной вой­ны, вар­вар­ски уни­что­жив­шей куль­ту­ру перу­ан­цев. Лев Нико­ла­е­вич не раз вста­нет на сто­ро­ну при­тес­ня­е­мых наро­дов, жертв «пра­ва силь­но­го». Его вол­но­ва­ла судь­ба не толь­ко рус­ских, но и любо­го наро­да, кото­ро­го пра­ви­те­ли обма­ном и пал­кой в любой момент могут уни­что­жить, загнать в скот­ское состо­я­ние или втра­вить в войну.

«Ведь при­дёт же вре­мя, и очень ско­ро, когда после ужас­ных бед­ствий и кро­во­про­ли­тий изну­рён­ные, иска­ле­чен­ные, изму­чен­ные наро­ды ска­жут сво­им пра­ви­те­лям: да уби­рай­тесь вы к дья­во­лу или богу, к тому, от кого вы при­шли, и сами наря­жай­тесь в свои дурац­кие мун­ди­ры, дери­тесь, взры­вай­те друг дру­га, как хоти­те, и дели­те на кар­те Евро­пу и Азию, Афри­ку и Аме­ри­ку, но оставь­те нас, тех, кото­рые рабо­та­ли на этой зем­ле и кор­ми­ли вас, в покое».

Если «Сева­сто­поль­ские рас­ска­зы» мож­но счи­тать ней­траль­ны­ми очер­ка­ми писа­те­ля-реа­ли­ста из теат­ра воен­ных дей­ствий, то после «Вой­ны и мира» перед нами пред­ста­ёт фигу­ра ярост­но­го вра­га вой­ны, кото­рым Тол­стой оста­нет­ся до конца.


Толстой и мир

Анти­ми­ли­та­ризм допус­ка­ет спра­вед­ли­вые, обо­ро­ни­тель­ные вой­ны. Паци­физм при­зы­ва­ет к отка­зу от любо­го реше­ния кон­флик­тов воен­ным путём. В худо­же­ствен­ном твор­че­стве и пуб­ли­ци­сти­ке Тол­сто­го мы встре­ча­ем оба понятия.

Лев Нико­ла­е­вич не упо­треб­лял сло­ва «паци­физм», кото­рое ещё не ста­ло рас­про­стра­нен­ным в лек­си­ке рус­ско­го язы­ка. Счи­та­ет­ся, что впер­вые в прес­се оно появи­лось в июль­ском номе­ре газе­ты Times в 1906 году. В Япо­нии древ­нее сло­во «хэй­ва» ста­ло исполь­зо­вать­ся в том же зна­че­нии, что сло­во peace («мир») в англий­ском. Осно­ва­тель паци­фист­ско­го жур­на­ла «Хэй­ва», вышед­ше­го в 1889 году, япон­ский поэт кон­ца XIX века Кита­му­ра Токо­ку счи­тал, что в осно­ве поня­тия и само­го направ­ле­ния в Япо­нии лежит уче­ние Тол­сто­го. В ста­тье «Граф Тол­стой» он писал:

«Суть мораль­но­го уче­ния гра­фа, по-види­мо­му, произош­ла из Нагор­ной про­по­ве­ди Хри­ста. Тол­стой гово­рит: 1. Не воюй. 2. Не суди. 3. Не блу­ди. 4. Не кля­нись. 5. Не гневай­ся. Эти про­по­ве­ди пред­ла­га­ют­ся в эпи­ло­ге его кни­ги, кото­рая назы­ва­ет­ся „Вой­на и мир“. Подоб­ные мыс­ли мож­но най­ти и в дру­гих его произведениях».

В «Войне и мире» таких про­по­ве­дей нет, эти прин­ци­пы Тол­стой выска­зы­вал в романе «Вос­кре­се­нье», в «Крат­ком изло­же­нии Еван­ге­лия» и трак­та­те «В чём моя вера». Но даже при неко­то­рой запу­тан­но­сти Токо­ку, мож­но понять, каким колос­саль­ным авто­ри­те­том поль­зо­вал­ся Лев Нико­ла­е­вич у интел­ли­ген­ции и паци­фи­стов все­го мира.

Нико­лай Ге. Порт­рет Тол­сто­го. 1884 год

Нахо­див­ший­ся в непре­стан­ном духов­ном поис­ке, Тол­стой зре­лый и позд­ний — это про­све­ти­тель, пытав­ший­ся спа­сти чело­ве­че­ство. Его обра­ще­ния к людям при­об­ре­та­ют фор­му мани­фе­стов, воз­зва­ний, кри­ков души и откро­ве­ний: «Оду­май­тесь!», «Не могу мол­чать!», «Испо­ведь».

Его сла­ва ста­но­вит­ся миро­вой, при­чём это ещё более ред­кая сла­ва, чем вели­ко­го писа­те­ля. За всю жизнь Тол­стой полу­чил более 50 тысяч писем. С ним поле­ми­зи­ро­вал писа­тель Гил­берт Кит Честер­тон из Англии и вос­хи­щал­ся Махат­ма Ган­ди из Индии. Ему писа­ли аме­ри­кан­ские тем­но­ко­жие и иска­ле­чен­ные прус­ски­ми похо­да­ми немец­кие сол­да­ты, и он вклю­чал их пись­ма в ста­тьи. Люди обра­ща­лись к Тол­сто­му как гуру, све­то­чу надеж­ды, учи­те­лю нрав­ствен­но­сти и бли­жай­ше­му ана­ло­гу свя­то­го в неспо­кой­ном мире, всё быст­рее катя­ще­му­ся в про­пасть двух миро­вых войн.

«Все­об­щие воору­же­ния госу­дарств друг перед дру­гом неиз­беж­но долж­ны при­ве­сти их к бес­ко­неч­ным вой­нам или к все­об­ще­му банк­рот­ству, или к тому и дру­го­му вме­сте; не могут не знать, что кро­ме безум­ной, бес­цель­ной тра­ты мил­ли­ар­дов руб­лей, то есть тру­дов люд­ских на при­го­тов­ле­ния к вой­нам, в самих вой­нах гиб­нут мил­ли­о­ны самых энер­ги­че­ских, силь­ных людей в луч­шую для про­из­во­ди­тель­но­го тру­да пору их жиз­ни (вой­ны про­шло­го сто­ле­тия погу­би­ли 14 000 000 людей)».

Все эти предо­сте­ре­же­ния вызы­ва­ли нена­висть вла­сти, всё менее устой­чи­во сидев­шей на шты­ках. Этот «непра­виль­ный» граф в косо­во­рот­ке, кото­рый в 90‑е годы во вре­мя голо­да, дол­го замал­чи­ва­е­мо­го пра­ви­тель­ством, взял в свои руки дело помо­щи голо­да­ю­щим, был неудо­бен пра­вя­щей вер­хуш­ке. Пред­ста­ви­тель рас­кри­ти­ко­ван­ной Тол­стым Рус­ской пра­во­слав­ной церк­ви Иоанн Крон­штад­ский «по-хри­сти­ан­ски» молил­ся о его смер­ти, веро­ят­но, наде­ясь, что кто-то из рели­ги­оз­ных фана­ти­ков убьёт мятеж­но­го писателя:

«Гос­по­ди, уми­ро­тво­ри Рос­сию ради церк­ви тво­ей, ради нищих людей тво­их, пре­кра­ти мятеж и рево­лю­цию, возь­ми с зем­ли хуль­ни­ка тво­е­го, злей­ше­го и нерас­ка­ян­но­го Льва Толстого…»

Тол­стой полу­чал не толь­ко пись­ма поклон­ни­ков, но и мно­го­чис­лен­ные угро­зы рас­пра­вы и пред­ло­же­ния само­му нало­жить на себя руки, пока до него не добрал­ся какой-нибудь чер­но­со­тен­ный «Союз Миха­и­ла Архан­ге­ла». Сла­ва все­гда име­ет обрат­ную сто­ро­ну. Нена­висть подоб­ных пер­со­на­жей к Тол­сто­му пере­бра­лась в XX век.

Мар­ги­наль­ный писа­тель Гри­го­рий Кли­мов, автор ксе­но­фоб­ных, гомо­фоб­ных, евге­ни­че­ских, кон­спи­ро­ло­ги­че­ских и дру­гих «вме­ня­е­мых» тео­рий, в кни­ге «Про­то­ко­лы совет­ских муд­ре­цов» (назва­ние отсы­ла­ет к под­лож­но­му доку­мен­ту 1903 года, создан­но­му чер­но­со­тен­ны­ми орга­ни­за­ци­я­ми для воз­буж­де­ния наци­о­наль­ной нена­ви­сти) ярост­но дока­зы­ва­ет, что Тол­стой шёл «к дья­во­лу», в отли­чие от анти­се­ми­та Досто­ев­ско­го, кото­рый, напро­тив, «шёл к Богу».

К чести Тол­сто­го, угро­зы и исте­ро­ид­ное пове­де­ние нена­вист­ни­ков не мог­ли поко­ле­бать его уве­рен­но­сти и спо­кой­ствия. Напом­ним, что этот чело­век полу­чил медаль «За храбрость».

Тол­стов­ство, кото­рое сам писа­тель отка­зы­вал­ся при­зна­вать «уче­ни­ем», мож­но счи­тать видом суб­куль­ту­ры. Его ассо­ци­и­ру­ют с анар­хо-паци­физ­мом, хри­сти­ан­ским анар­хиз­мом, хип­пи и панк-дви­же­ни­ем. The New Yorker опи­сы­вал тол­стов­скую ком­му­ну в англий­ском Степ­л­тоне, суще­ство­вав­шую в 2016 году.

Англий­ская тол­стов­ская ком­му­на. Фото­гра­фия Бил­ла Хендерсона

Да, сла­ва миро­вая и в веках, во вре­ме­ни и пространстве.

Тол­стой исполь­зо­вал её для актив­ной анти­во­ен­ной дея­тель­но­сти. Он откли­кал­ся на все воз­ни­ка­ю­щие кон­флик­ты: Ита­ло-абис­син­скую, Испа­но-аме­ри­кан­скую вой­ну за Кубу и Филип­пи­ны, Англо-бур­скую и Рус­ско-япон­скую войны.

К авто­ри­те­ту Тол­сто­го обра­ща­лись устро­и­те­ли мир­ных кон­грес­сов и кон­фе­рен­ций. Австрий­ская писа­тель­ни­ца и актив­ная участ­ни­ца паци­фист­ско­го дви­же­ния баро­нес­са Бер­та фон Зутт­нер, вдох­но­вив­шая Нобе­ля на созда­ние леген­дар­ной пре­мии и став­шая пер­вой, кто полу­чил пре­мию мира, про­си­ла Тол­сто­го при­слать «одну-две строч­ки» в под­держ­ку дея­тель­но­сти «Все­мир­ной лиги мира». На писа­те­ля про­из­вёл боль­шое впе­чат­ле­ние роман фон Зутт­нер «Долой ору­жие!». Сто­рон­ник все­об­ще­го равен­ства, Тол­стой счи­тал неспра­вед­ли­вым поло­же­нии жен­щин в обще­стве. Хотя во вре­ме­на сего­дняш­не­го феми­нист­ско­го реви­зи­о­низ­ма Тол­сто­го упре­ка­ют в мизо­ги­нии, в пись­ме Зутт­нер он отме­тил важ­ность рабо­ты женщин-писательниц:

«Я очень ценю ваше про­из­ве­де­ние, и мне при­хо­дит мысль, что опуб­ли­ко­ва­ние ваше­го рома­на явля­ет­ся счаст­ли­вым предзнаменованием.

Отмене неволь­ни­че­ства пред­ше­ство­ва­ла зна­ме­ни­тая кни­га жен­щи­ны, гос­по­жи Бичер-Стоу; дай Бог, что­бы ваша кни­га пред­ше­ство­ва­ла уни­что­же­нию войны».

В про­дол­же­нии пись­ма Тол­стой выска­зы­ва­ет скеп­сис по пово­ду быто­вав­шей тогда идеи созда­ния меж­ду­на­род­ных тре­тей­ских судов как дей­ствен­но­го сред­ства «для уни­что­же­ния вой­ны». Так какое же сред­ство пред­ла­гал Тол­стой? Он счи­тал, что един­ствен­ное воз­мож­ное из них — вос­пи­та­ние сове­сти в человеке.

Лев Тол­стой. 1908 год

В нача­ле XX века на фоне уча­стив­ших­ся воен­ных кон­флик­тов паци­фи­сты не мог­ли не видеть, что их актив­ная дея­тель­ность ни к чему не при­во­дит. С нача­лом Рус­ско-япон­ской вой­ны, в 1904 году, фран­цуз­ский писа­тель-ака­де­мик Жюль Кла­ре­ти опуб­ли­ко­вал в париж­ской газе­те обра­ще­ние к Толстому:

«Про­рок добра, вы поуча­е­те людей жало­сти, а они отве­ча­ют вам, заря­жая ружья и откры­вая огонь! Не сму­ща­ет ли это вас, несмот­ря на твёр­дость ваших убеж­де­ний, и не разо­ча­ро­ва­лись ли вы в чело­ве­ке-зве­ре? Вот это-то я и хотел бы услы­шать от вас, доро­гой и вели­кий учитель!»

Тут бы напи­сать что-то опти­ми­стич­ное в духе Тол­сто­го, кото­рый наде­ял­ся на побе­ду мира, по край­ней мере, гово­рил в том же 1904 году:

«Созна­ние зла, ненуж­но­сти, неле­по­сти вой­ны, всё более про­ни­ка­ет в обще­ствен­ное созна­ние: так что, может быть, близ­ко то вре­мя, когда вой­ны ста­нут невоз­мож­ны, никто не ста­нет воевать».

Надеж­ды Тол­сто­го пока не оправ­да­лись, и опти­мизм тут может быть толь­ко исто­ри­че­ский. После Вто­рой миро­вой вой­ны была при­ня­та Все­об­щая декла­ра­ция прав чело­ве­ка. По срав­не­нию с кро­ва­вой вак­ха­на­ли­ей «охо­ты на ведьм», изу­вер­ства­ми оприч­ни­ны, безу­ми­ем рели­ги­оз­ных войн, да и всей нескон­ча­е­мой виви­сек­тор­ской исто­ри­ей мира, сего­дняш­ний день пред­став­ля­ет­ся гуман­ным и циви­ли­зо­ван­ны­ми. Это не было бы воз­мож­но без мыс­ли­те­лей и дея­те­лей, подоб­ных Толстому.


Подроб­нее о паци­фист­ских взгля­дах писа­те­ля мы рас­ска­зы­ва­ли в мате­ри­а­ле «„Укло­ни­ся от зла и сотво­ри бла­го“: фило­со­фия нена­си­лия Льва Тол­сто­го»

Поделиться