Конец XIX — нача­ло ХХ века в исто­рии Рос­сии был эпо­хой духов­но­го, поли­ти­че­ско­го и куль­тур­но­го кри­зи­сов. Иде­а­лы и цен­но­сти, века­ми впи­ты­ва­е­мые рус­ским обще­ством, дава­ли тре­щи­ну. Преж­ние пра­ви­ла жиз­ни, свя­зан­ные с сослов­ным и пат­ри­ар­халь­ным укла­дом, пере­ста­ли работать.

Кри­зис­ные вре­ме­на порож­да­ли ответ­ное тече­ние мыс­ли. Целая пле­я­да писа­те­лей, фило­со­фов, обще­ствен­ных дея­те­лей стре­ми­лась пред­ло­жить новые осно­ва­ния соци­аль­ной и нрав­ствен­ной жиз­ни. Фигу­ра Льва Тол­сто­го зани­ма­ет осо­бое место сре­ди них. Будучи не толь­ко писа­те­лем, но и ори­ги­наль­ным фило­со­фом, Тол­стой стре­мил­ся к созда­нию после­до­ва­тель­ной и непро­ти­во­ре­чи­вой мора­ли, сво­бод­ной от недо­мол­вок и «серых зон».

Писа­тель ста­вил под сомне­ние при­выч­ные цен­но­сти борь­бы, пат­ри­о­тиз­ма, воин­ской доб­ле­сти и пока­зы­вал «двой­ное дно» офи­ци­аль­ных штам­пов, исполь­зу­е­мых поли­ти­ка­ми. Счи­тая вой­ну уза­ко­нен­ным убий­ством, пря­мо запре­щён­ным Биб­ли­ей, мыс­ли­тель искал под­лин­ные осно­ва­ния нрав­ствен­но­сти в паци­физ­ме и непри­чи­не­нии вре­да живым существам.

VATNIKSTAN пред­ла­га­ет погру­зить­ся в насле­дие Льва Тол­сто­го, как нико­гда акту­аль­ное в наши дни.


Кому служить?

Мно­гие оце­ни­ва­ют гения Тол­сто­го по его рома­нам — «Вой­на и мир», «Анна Каре­ни­на» и дру­гим широ­ко извест­ным про­из­ве­де­ни­ям. Меж­ду тем в 1909 году, когда один из посе­ти­те­лей Ясной Поля­ны вос­тор­жен­но побла­го­да­рил Тол­сто­го за созда­ние «Вой­ны и мира» и «Анны Каре­ни­ной», писа­тель ответил:

«Это всё рав­но, что к Эди­со­ну кто-нибудь при­шёл и ска­зал бы: „Я очень ува­жаю вас за то, что вы хоро­шо тан­цу­е­те мазур­ку“. Я при­пи­сы­ваю зна­че­ние совсем дру­гим сво­им книгам».

Тол­стой боль­ше все­го ценил те свои про­из­ве­де­ния, в кото­рых про­сле­жи­ва­ет­ся его глав­ная мысль — непро­тив­ле­ние злу наси­ли­ем. Эта идея явля­ет­ся клю­че­вой для паци­физ­ма, про­ти­во­по­став­лен­но­го наци­о­на­лиз­му и милитаризму.

Фило­соф­ские поис­ки писа­те­ля хоро­шо иллю­стри­ру­ет его «Круг чте­ния» — сбор­ник цитат миро­вых мыс­ли­те­лей о доб­ре и зле. На пер­вой же стра­ни­це — выдерж­ки из сочи­не­ния Буки (псев­до­ним Алек­сандра Архан­гель­ско­го) «Кому служить»:

— «Запо­ведь о непро­тив­ле­нии зло­му точ­но и ясно опре­де­ля­ет место для борь­бы со злом. Место это в самом себе».

— «Мир­ское зло имен­но в том и состо­ит, что люди, про­сти­рая свою волю за пре­де­лы сво­е­го суще­ства, ста­ра­ют­ся сде­лать там её пред­ме­том пер­вой необ­хо­ди­мо­сти, то есть ста­вят свою волю на место воли Божией».

— «Успех оправ­ды­ва­ет дело; побе­дил — так и прав; прав­да в побе­де. Тако­во плот­ское, живот­ное, язы­че­ское поня­тие об истине. Поня­тие, по кото­ро­му сло­во „исти­на“ — пустой звук».

— «Непро­тив­ле­ние, устра­няя борь­бу, осво­бож­да­ет веро­ят­ность и воз­мож­ность успо­ко­е­ния, осво­бож­да­ет поле для ино­го, духов­но­го вза­и­мо­дей­ствия, в кото­ром уже дру­гие силы и интересы».

«Кому слу­жить» Алек­сандра Архан­гель­ско­го. Источ­ник: tolstoymuseum.ru

В тол­стов­ском уче­нии зло ока­зы­ва­ет­ся тес­но свя­за­но с кате­го­ри­ей вла­сти, кото­рая, в свою оче­редь, пони­ма­ет­ся как глав­ный источ­ник наси­лия (или при­нуж­де­ния) про­тив лич­но­сти. Соглас­но Тол­сто­му, пови­но­ве­ние вла­сти, как и сама власть, несов­ме­сти­мы с честью и досто­ин­ством человека:

«Толь­ко чело­век, созна­ю­щий себя духов­ным суще­ством, может созна­вать чело­ве­че­ское досто­ин­ство своё и дру­гих людей, и толь­ко такой чело­век не уни­зит ни себя, ни ближ­не­го поступ­ком или поло­же­ни­ем, недо­стой­ным человека».

Госу­дар­ство, как абсо­лют­ное вопло­ще­ние прин­ци­па вла­сти, писа­тель упо­доб­лял воору­жён­ным гра­би­те­лям, кото­рые при­тес­ня­ют про­стых тру­же­ни­ков. Фило­соф­ские поис­ки при­ве­ли Льва Тол­сто­го к утвер­жде­нию после­до­ва­тель­но­го анар­хиз­ма. Одна­ко, в отли­чие от про­чих анар­хи­че­ских тече­ний XIX века, уче­ние писа­те­ля носи­ло рели­ги­оз­ный харак­тер. Одна из книг, посвя­щён­ных кри­ти­ке вла­сти (не толь­ко свет­ской, но и цер­ков­ной) так и назы­ва­ет­ся: «Цар­ство божие внут­ри вас».

Иссле­до­ва­тель Павел Ива­но­вич Бирю­ков выде­ля­ет клю­че­вое осно­ва­ние тол­стов­ско­го анархизма:

«Чело­век, духов­но воз­ро­див­ший­ся, усво­ив­ший себе хри­сти­ан­ское уче­ние, носит в себе самом нена­ру­ши­мый боже­ствен­ный закон люб­ви и прав­ды, кото­рый уже не нуж­да­ет­ся в под­креп­ле­нии чело­ве­че­ски­ми законами».


Первая ступень

Писа­тель утвер­дил­ся в сво­их воз­зре­ни­ях, когда позна­ко­мил­ся с индий­ской духов­ной лите­ра­ту­рой: пура­на­ми, упа­ни­ша­да­ми, «Махаб­ха­ра­той», «Зако­на­ми Ману». Тол­стой пола­гал, что совер­шен­ство­ва­ние качеств отдель­ной лич­но­сти тес­но свя­за­но с окру­жа­ю­щей её куль­ту­рой. Он брал во вни­ма­ние все сто­ро­ны быта: пита­ние, обра­зо­ва­ние, язык, повсе­днев­ную жизнь, труд, эти­ку общения.

В сочи­не­нии «Пер­вая сту­пень» Тол­стой пишет, как важ­но быть после­до­ва­тель­ным в при­об­ре­те­нии нуж­ных для доб­рой жиз­ни качеств:

«Дорог этот при­знак пре­иму­ще­ствен­но не для того, что­бы рас­по­зна­вать истин­ность стрем­ле­ний к доб­рой жиз­ни в дру­гих, но для рас­по­зна­ва­ния её в самом себе, так как мы в этом отно­ше­нии склон­ны обма­ны­вать самих себя ещё более, чем других».

Лев Тол­стой. 1900‑е годы

Пер­вой сту­пе­нью духов­но­го роста Тол­стой счи­тал воз­дер­жа­ние, преж­де все­го в питании:

«В нашу жизнь въелось столь­ко диких, без­нрав­ствен­ных вещей, осо­бен­но в ту низ­шую область пер­во­го шага к доб­рой жиз­ни, — отно­ше­ния к пище, на кото­рое мало кто обра­щал вни­ма­ния, — что нам труд­но даже понять дер­зость и безу­мие утвер­жде­ния в наше вре­мя хри­сти­ан­ства или доб­ро­де­те­ли с бифстексом».

Мыс­ли­тель реши­тель­но обли­чал культ еды, счи­тая его пре­гра­дой для раз­ви­тия чело­ве­че­ских качеств:

«В низ­шем, в сред­нем быту ясно вид­но, что празд­ник, похо­ро­ны, сва­дьба — это жра­ньё. Так там и пони­ма­ют это дело. Жра­ньё так засту­па­ет место само­го моти­ва соеди­не­ния, что по-гре­че­ски и по-фран­цуз­ски сва­дьба и пир однозначащи».

Писа­тель не раз бывал на мяс­ной бойне, видел муче­ния живот­ных, кото­рых зажи­во заби­ва­ют, сди­ра­ют кожу. Впо­след­ствии Тол­стой стал одним из глав­ных идео­ло­гом веге­та­ри­ан­ско­го дви­же­ния по все­му миру. Отказ от упо­треб­ле­ния живот­ных в пищу он счи­тал непре­мен­ным усло­ви­ем мораль­ной после­до­ва­тель­но­сти, пол­но­го отка­за от насилия:

«Дви­же­ние это долж­но быть осо­бен­но радост­но для людей, живу­щих стрем­ле­ни­ем к осу­ществ­ле­нию цар­ства божия на зем­ле, не пото­му, что само веге­та­ри­ан­ство есть важ­ный шаг к это­му цар­ству (все истин­ные шаги и важ­ны, и не важ­ны), а пото­му, что оно слу­жит при­зна­ком того, что стрем­ле­ние к нрав­ствен­но­му совер­шен­ство­ва­нию чело­ве­ка серьёз­но и искренно».

У Тол­сто­го было мно­го после­до­ва­те­лей, кото­рые под­твер­жда­ли сво­ей жиз­нью ска­зан­ное писа­те­лем. В пуб­ли­ци­сти­че­ских ста­тьях Лев Нико­ла­е­вич при­во­дил их в пример:

«Моло­дые, доб­рые, неис­пор­чен­ные люди, осо­бен­но жен­щи­ны и девуш­ки, чув­ству­ют, не зная, как одно выте­ка­ет из дру­го­го, что доб­ро­де­тель не сов­ме­сти­ма с биф­стек­сом, и как толь­ко поже­ла­ют быть доб­ры­ми, бро­са­ют мяс­ную пищу».


Непротивление и протест

Тол­стой убеж­дён, что основ­ные источ­ни­ки наси­лия — госу­дар­ствен­ная власть и рево­лю­ци­о­не­ры: обе силы исполь­зу­ют при­нуж­де­ние, хоть и с раз­ны­ми целя­ми. Писа­тель же был уве­рен, что люди спо­соб­ны стать мораль­но само­сто­я­тель­ны­ми. Он счи­тал, что чело­век не бро­са­ет­ся на дру­го­го не из стра­ха судов и тюрем, а пото­му, что люди любят и жале­ют друг друга.

Ключ к вер­но­му устрой­ству обще­ства Тол­стой видел в пол­ном отка­зе от сило­во­го дав­ле­ния на волю и реше­ния дру­гих, в том чис­ле со сто­ро­ны госу­дар­ства. Цен­ность чело­ве­че­ской лич­но­сти, по какую бы сто­ро­ну бар­ри­кад она ни нахо­ди­лась, мыс­ли­тель счи­тал непререкаемой.

Рели­ги­оз­ное бла­го­го­ве­ние перед сво­бод­ной лич­но­стью — глав­ная при­чи­на, по кото­рой Тол­стой кате­го­ри­че­ски не при­ни­ма­ет наси­лие — даже как фор­му про­те­ста или рево­лю­ци­он­ный метод. Если власть и наси­лие — это чистое зло, то побе­дить его путём борь­бы невоз­мож­но. Ведь сопер­ни­че­ство и при­нуж­де­ние — это и есть основ­ной инстру­мент для гос­под­ства. Побе­дить такое зло, соглас­но Тол­сто­му, мож­но, лишь созна­тель­но укло­нив­шись от уча­стия «в делах его». Имен­но здесь лежит фило­соф­ское осно­ва­ние идеи непротивления.

Лев Тол­стой идёт на откры­тие пер­вой пуб­лич­ной биб­лио­те­ки в Ясной Поляне

Писа­тель был убеж­дён: упразд­нить госу­дар­ство мож­но лишь путём непро­тив­ле­ния, мир­но­го и пас­сив­но­го воз­дер­жа­ния каж­до­го чле­на обще­ства от всех госу­дар­ствен­ных обя­зан­но­стей — воен­ной, подат­ной, судеб­ной. А так­же за счёт созна­тель­но­го укло­не­ния от всех видов долж­но­стей, от поль­зо­ва­ния учре­жде­ни­я­ми и от вся­ко­го уча­стия в какой бы то ни было — легаль­ной или рево­лю­ци­он­ной — поли­ти­че­ской деятельности.

Нена­силь­ствен­ное сопро­тив­ле­ние вовсе не было для Тол­сто­го отвле­чён­ной кон­цеп­ци­ей. Наобо­рот, он счи­тал, что толь­ко эта фор­ма про­те­ста может быть эффек­тив­ной в усло­ви­ях поли­ти­че­ско­го кри­зи­са, нарас­тав­ше­го в Рос­сии в нача­ле ХХ века. Одним из важ­ней­ших его аспек­тов стал земель­ный вопрос. Рефор­мы, начав­ши­е­ся со вто­рой поло­ви­ны XIX века, не реши­ли про­бле­му мало­зе­ме­лья и не оправ­да­ли ожи­да­ний крестьян.

Мно­гие жите­ли сёл в поис­ках луч­шей доли отправ­ля­лись в горо­да, но и там стал­ки­ва­лись с нище­той и неустро­ен­но­стью. Ещё в 1884–1886 годах писа­тель пуб­ли­ку­ет трак­тат «Так что же нам делать?», в кото­ром с горе­чью констатирует:

«У мужи­ка не хва­та­ло хле­ба, что­бы кор­мить­ся, а у поме­щи­ка была зем­ля и запа­сы хле­ба, и пото­му мужик остал­ся тем же рабом».

Решить вопрос Тол­стой пред­ло­жил ради­каль­но. В янва­ре 1902 года, нахо­дясь в Кры­му, мыс­ли­тель пишет пись­мо Нико­лаю II. Он при­зы­ва­ет лик­ви­ди­ро­вать пра­во част­ной соб­ствен­но­сти на зем­лю, что­бы обуз­дать «свер­ху» «всё то соци­а­ли­сти­че­ское и рево­лю­ци­он­ное раз­дра­же­ние, кото­рое теперь раз­го­ра­ет­ся сре­ди рабо­чих и гро­зит вели­чай­шей опас­но­стью и наро­ду, и пра­ви­тель­ству». Круп­ную земель­ную соб­ствен­ность писа­тель счи­тал непра­вед­но нажи­той, видел в ней насле­дие эпо­хи заво­е­ва­ний и грабежей.

К октяб­рю 1905 года басто­ва­ло уже око­ло двух мил­ли­о­нов рабо­чих, а их инте­ре­сы под­дер­жа­ли ради­каль­ные пар­тии. Одна­ко всех бор­цов за пра­ва кре­стьян и рабо­чих, при­зна­ю­щих наси­лие мето­дом борь­бы, Тол­стой упо­доб­лял чело­ве­ку, тяну­ще­му за свя­зы­ва­ю­щие его верёв­ки. Путы от это­го не порвут­ся, а узлы затя­нут­ся толь­ко туже.

«„Позна­е­те исти­ну, и исти­на сде­ла­ет вас сво­бод­ны­ми“. Исти­на же в том, что „рабо­чие люди“ (кре­стьяне и фаб­рич­ные) долж­ны изба­вить­ся от общей со сво­и­ми пора­бо­ти­те­ля­ми чер­ты пове­де­ния, склон­но­сти жить не по-Божьи, забо­тить­ся о том, „как бы, поль­зу­ясь нуж­дою ближ­не­го, устро­ить своё благосостояние“».

(«К рабо­че­му наро­ду», 1902 год)

Идеи нена­силь­ствен­но­го про­те­ста так и не воз­об­ла­да­ли в Рос­сии, но побе­ди­ли в дру­гой части све­та. Под вли­я­ни­ем пере­пис­ки с Тол­стым индий­ский поли­ти­че­ский лидер Мохандас Ган­ди раз­ра­бо­та­ет уче­ние о сатья­гра­хе — так­ти­ке нена­силь­ствен­ной борь­бы за неза­ви­си­мость Индии от Вели­ко­бри­та­нии. Глав­ные её прин­ци­пы — несо­труд­ни­че­ство и граж­дан­ское неповиновение.

Тол­сто­го счи­та­ли без­на­дёж­ным иде­а­ли­стом, одна­ко его идеи были не толь­ко теп­ло вос­при­ня­ты в Индии, но и дали свои пло­ды. Махат­ма Ган­ди при­звал индий­цев не бороть­ся с Бри­тан­ской импе­ри­ей, а про­сто отка­зать­ся участ­во­вать в делах коло­ни­аль­ных вла­стей — не слу­жить англи­ча­нам, не пла­тить нало­ги, не рабо­тать в адми­ни­стра­ции. И власть Вели­ко­бри­та­нии, не один век пра­вив­шей Инди­ей, рух­ну­ла за пару десятилетий.

Мохандас Карам­чанд Ганди

Отношение Толстого к войне и патриотизму

«…оду­рён­ные молит­ва­ми, про­по­ве­дя­ми, воз­зва­ни­я­ми, про­цес­си­я­ми, кар­ти­на­ми, газе­та­ми, пушеч­ное мясо, сот­ни тысяч людей одно­об­раз­но оде­тые, с раз­но­об­раз­ны­ми ору­ди­я­ми убий­ства, остав­ляя роди­те­лей, жён, детей, с тос­кой на серд­це, но с напу­щен­ным моло­де­че­ством, едут туда, где они, рискуя смер­тью, будут совер­шать самое ужас­ное дело: убий­ство людей, кото­рых они не зна­ют и кото­рые им ниче­го дур­но­го не сделали».

(«Оду­май­тесь!»)

Лев Тол­стой знал, как пах­нет порох, поэто­му пре­крас­но пони­мал, о чём пишет. Ещё юнке­ром 17 и 18 фев­ра­ля 1852 года Тол­стой участ­во­вал в Кав­каз­ской войне — в сра­же­нии в Маюр­туп­ском лесу, на пере­пра­ве через Гашень и в ата­ке на Мичи­ке. В 1856 году 26-лет­ний Тол­стой коман­до­вал бата­ре­ей в ходе Крым­ской войны.

Воен­ные буд­ни остав­ля­ли тягост­ное впе­чат­ле­ние. Сидя в крым­ских око­пах, Тол­стой отме­чал в дневнике:

«И эти люди — хри­сти­ане, испо­ве­ду­ю­щие один вели­кий закон люб­ви и само­от­вер­же­ния, гля­дя на то, что они сде­ла­ли, не упа­дут с рас­ка­я­ни­ем вдруг на коле­ни перед тем, кто, дав им жизнь, вло­жил в душу каж­до­го, вме­сте со стра­хом смер­ти, любовь к доб­ру и пре­крас­но­му, и со сле­за­ми радо­сти и сча­стья не обни­мут­ся, как бра­тья? Нет! Белые тряп­ки спря­та­ны — и сно­ва сви­стят ору­дия смер­ти и стра­да­ний, сно­ва льёт­ся чест­ная, невин­ная кровь и слы­шат­ся сто­ны и проклятия».

Пере­жив ужа­сы бое­вых дей­ствий в юно­сти, посте­пен­но Тол­стой при­шёл к убеж­де­нию, что веде­ние войн несов­ме­сти­мо с тре­бо­ва­ни­я­ми хри­сти­ан­ской и про­сто чело­ве­че­ской сове­сти. Он после­до­ва­тель­но кри­ти­ко­вал кон­флик­ты, слу­чив­ши­е­ся при его жиз­ни: от Англо-бур­ской до Русско-японской.

Излюб­лен­ный при­ём Тол­сто­го: вер­нуть сло­вам их реаль­ный смысл, затем­нён­ный усто­яв­ши­ми­ся кли­ше. Сло­во «вой­на» кажет­ся при­выч­ным, обо­зна­ча­ю­щим что-то нуж­ное и оправ­дан­ное. Одна­ко писа­тель счи­тал, что гораз­до чест­нее гово­рить об убий­ствах, при­чём мас­со­вых. И тем самым сорвать пар­чу стыд­ли­во­го умол­ча­ния, пока­зать явле­ние в его реаль­ной неприглядности.

Трак­тат Тол­сто­го «Цар­ство Божие внут­ри вас», издан­ный в 90‑х годах XIX века, содер­жит такие слова:

«Один чело­век не дол­жен уби­вать. Если он убил, он пре­ступ­ник, он убий­ца. Два, десять, сто чело­век, если они дела­ют это, — они убий­цы. Но госу­дар­ство или народ может уби­вать, сколь­ко он хочет, и это не будет убий­ство, а хоро­шее, доб­рое дело. Толь­ко собрать поболь­ше наро­да, и бой­ня десят­ков тысяч людей ста­но­вит­ся невин­ным делом».

На про­тя­же­нии всей жиз­ни Тол­стой счи­тал вой­ну при­зна­ком помут­не­ния рас­суд­ка. Ещё в «Сева­сто­поль­ских рас­ска­зах», опуб­ли­ко­ван­ных в 1855 году под впе­чат­ле­ни­ем от бое­вых дей­ствий в Кры­му, автор писал:

«Одно из двух: или вой­на есть сума­сше­ствие, или еже­ли люди дела­ют это сума­сше­ствие, то они совсем не разум­ные созда­ния, как у нас поче­му-то при­ня­то думать».

Со вре­ме­нем писа­тель при­шёл к выво­ду, что это сума­сше­ствие не воз­ни­ка­ет само по себе — оно испод­воль подо­гре­ва­ет­ся вла­стя­ми. Оправ­да­ние вой­ны нахо­дит удоб­ную поч­ву под мас­кой пат­ри­о­тиз­ма, кото­рый Тол­стой при­нял­ся бес­по­щад­но обли­чать. В 1900 году он под­верг этот фено­мен все­объ­ем­лю­щей кри­ти­ке в ста­тье «Пат­ри­о­тизм и пра­ви­тель­ство». При­ве­дём наи­бо­лее важ­ные цита­ты из неё:

«Вся­кий чинов­ник тем более успе­ва­ет по служ­бе, чем он более пат­ри­от; точ­но так же и воен­ный может подви­нуть­ся в сво­ей карье­ре толь­ко на войне, кото­рая вызы­ва­ет­ся пат­ри­о­тиз­мом. Пат­ри­о­тизм и послед­ствия его — вой­ны — дают огром­ный доход газет­чи­кам и выго­ды боль­шин­ству тор­гу­ю­щих. Вся­кий писа­тель, учи­тель, про­фес­сор тем более обес­пе­чи­ва­ет своё поло­же­ние, чем более будет про­по­ве­ды­вать пат­ри­о­тизм. Вся­кий импе­ра­тор, король тем более при­об­ре­та­ет сла­вы, чем более он пре­дан патриотизму».

«Все наро­ды так назы­ва­е­мо­го хри­сти­ан­ско­го мира дове­де­ны пат­ри­о­тиз­мом до тако­го озве­ре­ния, что не толь­ко те люди, кото­рые постав­ле­ны в необ­хо­ди­мость уби­вать или быть уби­ты­ми, жела­ют или раду­ют­ся убий­ству, но и люди, спо­кой­но живу­щие в сво­их никем не угро­жа­е­мых домах в Евро­пе… нахо­дят­ся в поло­же­нии зри­те­лей в рим­ском цир­ке и так же, как и там, раду­ют­ся убий­ству и так же кро­во­жад­но кри­чат: Pollice verso!»

В 1904 году под впе­чат­ле­ни­ем от начав­шей­ся Рус­ско-япон­ской вой­ны Тол­стой пуб­ли­ку­ет ста­тью «Оду­май­тесь!», текст кото­рой широ­ко рас­хо­дит­ся по стране в виде бро­шюр. Автор не толь­ко после­до­ва­тель­но изла­га­ет в ней при­чи­ны сво­е­го непри­я­тия мили­та­риз­ма, но и при­во­дит мно­же­ство цитат из насле­дия миро­вых писа­те­лей и фило­со­фов, близ­ких ему по духу. Так, в одном из эпи­гра­фов Тол­стой при­во­дит сло­ва Ги де Мопас­са­на, что­бы напом­нить пуб­ли­ке про истин­ное лицо войны:

«Вое­вать — это „без отды­ха ходить день и ночь, ни о чём не думать, ниче­го не изу­чать, ниче­му не научать­ся, ниче­го не читать, не быть полез­ным нико­му, загни­вать в нечи­сто­те, спать в грязи“».

Лев Тол­стой на Деми­ре. Ясная Поля­на. Фото­граф Карл Бул­ла. 1908 год

Для писа­те­ля вой­на была похо­жа на поме­ша­тель­ство, поэто­му он не верил в анти­во­ен­ные кон­фе­рен­ции или лозун­ги. Он обра­щал вни­ма­ние на то, что сам смысл слов, осо­бен­но в воен­ное вре­мя, после­до­ва­тель­но иска­жа­ет­ся пропагандой:

«Ничто оче­вид­нее речей гос­по­ди­на Мура­вьё­ва и про­фес­со­ра Мар­тен­са о том, что япон­ская вой­на не про­ти­во­ре­чит Гааг­ской кон­фе­рен­ции мира, ничто оче­вид­нее этих речей не пока­зы­ва­ет, до какой сте­пе­ни сре­ди наше­го мира извра­ще­но ору­дие пере­да­чи мыс­ли — сло­во — и совер­шен­но поте­ря­на спо­соб­ность ясно­го, разум­но­го мыш­ле­ния. Мысль и сло­во упо­треб­ля­ют­ся не на то, что­бы слу­жить руко­вод­ством чело­ве­че­ской дея­тель­но­сти, а на то, что­бы оправ­ды­вать вся­кую дея­тель­ность, как бы она ни была преступна».

Не толь­ко про­па­ган­да, оправ­ды­ва­ю­щая при­ме­не­ние ору­жия, но и сами вой­ны, соглас­но Тол­сто­му, абсурд­ны. Затра­ты, кото­рые они порож­да­ют, не соот­вет­ству­ют ника­ким разум­ным расчётам:

«Пово­ды к вой­нам все­гда такие, из-за кото­рых не сто­ит тра­тить не толь­ко одной жиз­ни чело­ве­че­ской, но и одной сотой тех средств, кото­рые рас­хо­ду­ют­ся на вой­ну (на осво­бож­де­ние негров истра­че­но в мно­го раз боль­ше того, что сто­ил бы выкуп всех негров юга)».

При этом вой­ны нико­гда не выгод­ны тем, кто в них участ­ву­ет, слив­ки все­гда сни­ма­ет кто-то дру­гой: они «дают огром­ный доход газет­чи­кам и выго­ды боль­шин­ству тор­гу­ю­щих».

Тол­стой отме­чал, что воен­ные кон­флик­ты рас­че­ло­ве­чи­ва­ют, «раз­вра­ща­ют, озве­ря­ют людей». И речь не толь­ко об убий­ствах на фрон­те. Вой­на порож­да­ет нездо­ро­вые соци­аль­ные явле­ния, она уве­ли­чи­ва­ет гра­дус наси­лия даже в тылу:

«Пра­ви­тель­ство воз­буж­да­ет и поощ­ря­ет тол­пы празд­ных гуляк, кото­рые, рас­ха­жи­вая с порт­ре­том царя по ули­цам, поют, кри­чат „ура“ и под видом пат­ри­о­тиз­ма дела­ют вся­ко­го рода бесчинства…»

Нако­нец, вой­на все­гда неот­де­ли­ма от про­па­ган­ды и неиз­беж­но при­во­дит к при­туп­ле­нию кри­ти­че­ско­го мыш­ле­ния. Не толь­ко сокро­вищ­ни­ца миро­вой мыс­ли, предо­сте­ре­га­ю­щая от смер­тей и раз­ру­ше­ний, но даже сам здра­вый рас­су­док оста­ёт­ся невос­тре­бо­ван­ным в такие дни:

«Как буд­то не было ни Воль­те­ра, ни Мон­те­ня, ни Пас­ка­ля, ни Свиф­та, ни Кан­та, ни Спи­но­зы, ни сотен дру­гих писа­те­лей, с боль­шой силой обли­чав­ших бес­смыс­лен­ность, ненуж­ность войны…

Посмот­ришь вокруг себя на то, что дела­ет­ся теперь, и испы­ты­ва­ешь ужас уже не перед ужа­са­ми вой­ны, а перед тем, что ужас­нее всех ужа­сов, — перед созна­ни­ем бес­си­лия чело­ве­че­ско­го разу­ма. То, что един­ствен­но отли­ча­ет чело­ве­ка от живот­но­го, то, что состав­ля­ет его досто­ин­ство — его разум, ока­зы­ва­ет­ся ненуж­ным, бес­по­лез­ным, даже… вред­ным придатком».

А на пусту­ю­щее место разу­ма при­хо­дят древ­ние стра­сти и инстинк­ты, «все­об­щая, газет­ная ложь, всё это оду­ре­ние и озве­ре­ние». Таким обра­зом, в трак­тов­ке писа­те­ля вой­на — апо­фе­оз абсур­да и стра­да­ния, бес­смыс­лен­но­го и беспощадного.

Тол­стой счи­тал, что основ­ная при­чи­на войн состо­ит в несо­вер­шен­ном нрав­ствен­ном состо­я­нии чело­ве­ка. Любые воен­ные дей­ствия ясно­по­лян­ский муд­рец счи­тал пря­мым нару­ше­ни­ем биб­лей­ской запо­ве­ди: «Не убий!» Но при этом вой­на для него — это логич­ное след­ствие того, что люди не живут уста­нов­ле­ни­я­ми Хри­ста и в мир­ное вре­мя. Тол­стой пола­гал, что даже хри­сти­ан­ские церк­ви ото­шли от уче­ния сво­е­го осно­ва­те­ля и нача­ли поощ­рять заблуж­де­ния. Полу­ча­лось так, что всё обще­ство сби­лось с пути.

В этом убеж­де­нии автор не был оди­нок. Близ­кий друг писа­те­ля Алек­сандр Архан­гель­ский писал:

«Нет на зем­ле боль­шей свя­ты­ни — свя­ты­ни чело­ве­ка, живо­го носи­те­ля боже­ства. А меж­ду тем мы видим, что то, что про­ис­хо­дит от чело­ве­ка, изде­лия, вымыс­лы и дела чело­ве­че­ские воз­ве­ли­чи­ва­ют­ся выше чело­ве­ка, тво­ре­ние ста­вит­ся выше творца…»

Тол­стой с почте­ни­ем отно­сил­ся к Буке и его иде­ям, гово­рил о нём: «Он живёт Богом». Так­же как и Тол­стой, Архан­гель­ский отвра­тил­ся от церк­ви и духо­вен­ства, жил вне­цер­ков­ным хри­сти­ан­ством. Инте­рес­но, что сам Бука являл­ся скром­ным выход­цем из семьи свя­щен­ни­ков и даже учил­ся в бур­се (цер­ков­ной семи­на­рии). Вме­сте с Тол­стым Архан­гель­ский после­до­ва­тель­но про­те­сто­ва­ли про­тив царя, гос­слу­жа­щих и свя­щен­но­на­ча­лия, стре­мясь утвер­дить идеи, кото­рые пред­став­ля­лись им исти­ной христианства.

Лев Нико­ла­е­вич счи­тал, что уче­ние Хри­ста со вре­ме­нем иска­зи­лось в церк­ви. Ина­че как выхо­дит, что свя­щен­но­слу­жи­те­ли оправ­ды­ва­ют вой­ну в нару­ше­ние не толь­ко вет­хо­за­вет­ной запо­ве­ди, но и при­зы­ва Иису­са воз­лю­бить вра­гов? Тол­стой стре­мил­ся стать более после­до­ва­тель­ным хри­сти­а­ни­ном, чем кри­ти­ку­е­мые им тео­ло­ги и свя­щен­ни­ки, настой­чи­во тре­бо­вал от себя и дру­гих бук­валь­но­го испол­не­ния пред­пи­са­ний Биб­лии. И даже отва­жил­ся на соб­ствен­ный пере­вод Еван­ге­лия, пред­ва­ри­тель­но изу­чив необ­хо­ди­мые древ­ние язы­ки. Рабо­та над ним была завер­ше­на в 1882 году, одна­ко цен­зу­ра не поз­во­ли­ла пуб­ли­ка­цию тру­да в Рос­сии. Впер­вые «Чет­ве­ро­е­ван­ге­лие» Тол­сто­го уви­дит свет не на родине авто­ра, а в Англии.

Соглас­но семей­но­му пре­да­нию, в роду Тол­сто­го по отцов­ской линии были насто­я­щие вои­ны-мона­хи, а имен­но — там­пли­е­ры. По сооб­ще­нию Чер­ни­гов­ской лето­пи­си, во вре­ме­на гоне­ний некто Индрис или Анри де Монс укрыл­ся на рус­ской зем­ле и при­нял кре­ще­ние со сво­и­ми сыно­вья­ми. Эту вер­сию отста­и­вал один из потом­ков писа­те­ля. Позна­ко­мить­ся с ней мож­но в кни­ге «Опыт моей жиз­ни», состав­лен­ной из отрыв­ков авто­био­гра­фии Льва Льво­ви­ча Толстого.

Если пре­да­ние соот­вет­ству­ет истине, то, воз­мож­но, имен­но от хра­мов­ни­ков Тол­стой уна­сле­до­вал мятеж­ный дух сво­бо­до­лю­бия и про­те­ста про­тив вла­сти и церкви.


Критика идей Толстого

Уже после Вели­кой Октябрь­ской рево­лю­ции, в 1925 году, фило­соф Иван Ильин, нахо­дясь в эми­гра­ции, в тру­де «О сопро­тив­ле­нии злу силой» высту­пит с кри­ти­кой идей Тол­сто­го. К тому вре­ме­ни тол­стов­ство уже дав­но утра­ти­ло попу­ляр­ность. Одна­ко имен­но идею непро­тив­ле­ния злу наси­ли­ем Ильин счи­тал одной из при­чин мяг­ко­те­ло­сти интел­ли­ген­ции, при­вед­шей к побе­де рево­лю­ции большевиков.

По мне­нию Ильи­на, Тол­стой, судя о доб­ре и зле, делал это без «вер­но­го духов­но­го опы­та в вос­при­я­тии и пере­жи­ва­нии зла, люб­ви, добра и воли и, далее, нрав­ствен­но­сти и рели­ги­оз­но­сти». Фило­соф счи­тал, что тол­стов­цы про­сто сни­ма­ют про­бле­му зла, бегут от неё.

Пра­виль­ный духов­ный опыт Ильин отож­деств­лял с пра­во­слав­ной прак­ти­кой рели­ги­оз­но­сти — её при­ме­ры мож­но най­ти в его же «Кни­ге тихих созер­ца­ний». Извест­но, что Тол­стой и его после­до­ва­те­ли созна­тель­но отка­за­лись от православия.

Преж­де чем спо­рить с тол­стов­ством, Ильин при­во­дит основ­ные поло­же­ния это­го уче­ния. В чём же Тол­стой, по мне­нию фило­со­фа, оши­ба­ет­ся? Напри­мер, в том, что, отри­цая глу­бин­ное и даже мисти­че­ское зло, видит вме­сто него лишь заблуж­де­ния, ошиб­ки, сла­бо­сти и бед­ствия. Если бы зло и при­сут­ство­ва­ло в дру­гих людях, то надо от него отвер­нуть­ся, не судить и не осуж­дать за него — тогда его всё рав­но что не будет. Любить — зна­чит жалеть чело­ве­ка, не огор­чать его. Нрав­ствен­ный чело­век забо­тит­ся о само­со­вер­шен­ство­ва­нии и предо­став­ля­ет дру­гим сво­бо­ду дей­ствия, отка­зы­ва­ясь навя­зы­вать дру­гим свою волю и усмат­ри­вая во всём про­ис­хо­дя­щем «волю Божью». Все эти мыс­ли, уви­ден­ные у Тол­сто­го, Ильин отвергает.

Эми­грант­ский фило­соф дела­ет вывод:

«Таким обра­зом, всё его фило­соф­ское уче­ние исхо­дит из чув­ства жалост­ли­во­го состра­да­ния и док­три­нер­ско­го рас­суд­ка. Все миро­со­зер­ца­ние Льва Тол­сто­го сво­дит­ся к тези­су: „надо любить (жалеть); к это­му себя при­учать; в этом нахо­дить бла­жен­ство; всё осталь­ное отвергнуть“».

При­во­дя поло­же­ния уче­ния Тол­сто­го (ино­гда кажет­ся, что Ильин спо­рит не с самим тол­стов­ством, а со сво­им пред­став­ле­ни­ем о нём), фило­соф наста­и­ва­ет: отка­зать­ся от про­ти­во­дей­ствия гра­би­те­лю или убий­це — зна­чит стать соучаст­ни­ком преступления.

Иван Ильин

По мне­нию Ильи­на, непро­тив­ле­ние не спо­соб­но спа­сти реаль­ных людей от насто­я­ще­го зла. Для это­го нуж­на внеш­няя сила – такая, как госу­дар­ство. Ильин счи­тал, что толь­ко силь­ная поли­ти­че­ская власть — кото­рая не свя­за­на инте­ре­са­ми и потреб­но­стя­ми отдель­ной лич­но­сти — может утвер­ждать и охра­нять услов­ное доб­ро. Зло же, по Ильи­ну, все­гда лич­ност­но, оно носит харак­тер чисто чело­ве­че­ско­го про­из­во­ла. Зада­ча вла­сти – сдер­жи­вать позы­вы низ­мен­ной чело­ве­че­ской при­ро­ды. Если пона­до­бит­ся, силой поли­ции или армии. Отсю­да кри­ти­ка идеи Тол­сто­го о лич­ной сво­бо­де от госу­дар­ства. Ильин утвер­жда­ет необ­хо­ди­мость делать зло ради добра:

«Жить не свет­лы­ми, но тём­ны­ми луча­ми люб­ви, от кото­рых она ста­но­вит­ся суро­вее, жёст­че, рез­че и лег­ко впа­да­ет в каме­не­ю­щее ожесточение».

Соот­вет­ствен­но фило­со­фии сло­жи­лись и поли­ти­че­ские сим­па­тии Ильи­на. Он был после­до­ва­тель­ным идео­ло­гом наци­о­на­лиз­ма и Бело­го дви­же­ния, жёст­ким кри­ти­ком ком­му­низ­ма. Его иде­а­лом была либо авто­ри­тар­ная пра­во­слав­ная монар­хия, либо пра­во­слав­ная же дик­та­ту­ра. Либе­раль­ную демо­кра­тию и сам прин­цип наро­до­вла­стия фило­соф при­ни­мал в шты­ки, счи­тая, что пра­вить долж­ны толь­ко луч­шие пред­ста­ви­те­ли стра­ны: «Мас­са может иметь зна­че­ние в дра­ке, но сила её суж­де­ния оста­ёт­ся жал­кою». Идее демо­кра­тии Ильин про­ти­во­по­став­лял пафос пре­кло­не­ния перед наци­о­наль­ным вождём.

После высыл­ки из Совет­ской Рос­сии Ильин пре­по­да­вал в бер­лин­ском Рус­ском науч­ном инсти­ту­те, участ­во­вав­шем в Лиге Обе­ра (Меж­ду­на­род­ная анти­ком­му­ни­сти­че­ская лига). В эту же лигу вхо­ди­ла НСДАП. Отме­тим взгляд Ильи­на на фашизм: он счи­тал его более пред­по­чти­тель­ным, чем ком­му­низм, и оста­вал­ся при этом мне­нии даже после 1945 года.


Справедлива ли критика Ильина?

Мож­но ли гово­рить об отсут­ствии вер­но­го духов­но­го опы­та в вос­при­я­тии и пере­жи­ва­нии зла, люб­ви, добра, воли, нрав­ствен­но­сти и рели­ги­оз­но­сти у само­го Тол­сто­го (о после­до­ва­те­лях умол­чим)? Конеч­но же, нет.

Вся жизнь писа­те­ля, отра­жён­ная в его твор­че­стве, — чере­да духов­ных взлё­тов и паде­ний, с посте­пен­ным вос­хож­де­ни­ем на вер­ши­ны мыс­ли и духа, воли и само­от­ре­че­ния. Кни­ги и лич­ные запи­си ясно­по­лян­ско­го стар­ца поз­во­ля­ют по досто­ин­ству оце­нить объ­ём внут­рен­ней рабо­ты и борь­бы, кото­рую вёл Лев Николаевич.

Его уче­ние было осно­ва­но на фило­со­фии цело­го ряда мыс­ли­те­лей, из тру­дов кото­рых Тол­стой стре­мил­ся почерп­нуть самое важ­ное. Сре­ди них: апо­стол Павел, немец­кий рефор­ма­тор Мар­тин Лютер, фран­цуз­ский учё­ный и рели­ги­оз­ный писа­тель Блез Пас­каль, Лао Цзы и мно­гие дру­гие. Из «Кру­га чте­ния» мы видим, что идеи «несо­про­тив­ле­ния злу» во мно­гом почерп­ну­ты из тру­дов Алек­сандра Архангельского.

Лев Тол­стой в исто­рии и куль­ту­ре Рос­сии зани­ма­ет совер­шен­но уни­каль­ное место. Будучи дво­ря­ни­ном, при­вык­шим к обес­пе­чен­но­му ком­фор­ту, он порвал с обы­ча­я­ми сво­е­го соци­аль­но­го слоя, пред­по­чёл рос­ко­ши суро­вую жизнь аске­та. Оста­ва­ясь вете­ра­ном Крым­ской кам­па­нии, зна­чи­тель­ную часть жиз­ни он осуж­дал вой­ну и инсти­тут армии. Кос­мо­по­лит по убеж­де­ни­ям, он напол­нял свою рели­ги­оз­ную фило­со­фию иде­я­ми духов­ных уче­ний со все­го све­та. Но в то же вре­мя сохра­нял нераз­рыв­ную связь с рус­ской куль­ту­рой — как в дво­рян­ском, так и в кре­стьян­ском её изводе.

Фило­со­фия Тол­сто­го для эпо­хи зака­та цар­ской Рос­сии была настоль­ко же ори­ги­наль­на, насколь­ко и свое­вре­мен­на. Она оста­ёт­ся акту­аль­ной и в наши дни — и, навер­ное, оста­нет­ся тако­вой в любую дру­гую эпо­ху. От кри­ти­че­ских вопро­сов, кото­рые зада­ёт писа­тель, нель­зя увер­нуть­ся: они все­гда бьют точ­но в цель, тре­буя ответ­ствен­но­го рас­суж­де­ния и рабо­ты кри­ти­че­ской мыс­ли. Пожа­луй, столь неза­ви­си­мо­го, ори­ги­наль­но­го и систем­но­го кри­ти­ка рос­сий­ское обще­ство не зна­ло ни в XIX веке, ни даже сейчас.

Тол­стой был убеж­дён: если чело­век возь­мёт для себя за пра­ви­ло после­до­ва­тель­ность и чест­ность во всех мыс­лях и дей­стви­ях, это убе­ре­жёт его от боль­шин­ства бед, даже гло­баль­ных. Попа­да­ет в ловуш­ку лишь тот, кто «сам обма­ны­вать­ся рад».


Ранее мы посвя­ти­ли писа­те­лю цикл мате­ри­а­лов «Огонь, вода и мед­ные тру­бы Льва Толстого»:

  • Часть I. О моло­до­сти и воен­ной службе.
  • Часть II. О рабо­те над «Вой­ной и миром», а так­же пер­вых шагах в философии.
  • Часть III. О семье, отлу­че­нии от церк­ви и миро­вом признании.

Поделиться