Еврейские погромы в Российской империи конца XIX — начала XX века

В 1903 году Вла­ди­мир Коро­лен­ко побы­вал в Киши­нё­ве спу­стя два меся­ца после еврей­ско­го погро­ма. Писа­тель рас­ска­зал о собы­ти­ях со слов участ­ни­ков в очер­ке «Дом № 13»:

«Послед­ним уби­ли Нисен­зо­на. Он с женой спря­тал­ся в погре­бе, но, услы­шав кри­ки уби­ва­е­мых и поняв, что в дом № 13 уже вошло убий­ство и смерть, они выбе­жа­ли на ули­цу. Нисен­зон успел убе­жать во двор напро­тив и мог бы спа­стись, но за его женой погна­лись гро­ми­лы. Он кинул­ся к ней и стал её звать. Это обра­ти­ло на него вни­ма­ние. Жену оста­ви­ли и погна­лись за мужем; он успел добе­жать до дома № 7 по Ази­ят­ско­му пере­ул­ку. Здесь его настиг­ли и убили».

Жерт­ва­ми погро­ма в Киши­нё­ве ста­ли сот­ни чело­век: 49 были уби­ты, око­ло 600 — ране­ны. Это один из самых извест­ных и кро­ва­вых погро­мов, но дале­ко не единственный.

Погро­мы про­ис­хо­ди­ли регу­ляр­но, в них участ­во­ва­ли муж­чи­ны, жен­щи­ны и дети. Жите­ли одной и той же ули­цы мог­ли ока­зать­ся по раз­ные сто­ро­ны: одни кру­ши­ли еврей­ские дома, дру­гие под­клю­ча­лись к еврей­ской само­обо­роне. Сим­па­тии к погром­щи­кам и нелю­бовь к евре­ям не зави­се­ли ни от обра­зо­ва­ния, ни от про­ис­хож­де­ния и точ­но не были уде­лом люм­пе­нов. Суще­ству­ет пре­да­ние, что Алек­сандр III одна­жды ска­зал гене­рал-губер­на­то­ру Иоси­фу Гур­ко: «Серд­це моё раду­ет­ся, когда бьют евре­ев, но доз­во­лять это­го ни в коем слу­чае не следует».

Рас­ска­зы­ва­ем, по каким при­чи­нам еврей­ские погро­мы в Рос­сий­ской импе­рии ста­ли нор­мой, и прав­да ли, что вла­сти потвор­ство­ва­ли бан­ди­там в стрем­ле­нии гра­бить и убивать.


Почему происходили погромы и кто в них участвовал

До кон­ца XVIII века в Рос­сий­ской импе­рии жило не так мно­го евре­ев. При Иване Гроз­ном въезд евре­ев в стра­ну был запре­щён, хотя ранее еврей­ские куп­цы при­ез­жа­ли тор­го­вать в мос­ков­ские зем­ли. Толь­ко в 1635 году царь Миха­ил Фёдо­ро­вич под­пи­сал указ, раз­ре­шив­ший евре­ям посто­ян­но жить в России.

Одна­ко самый боль­шой рост чис­ла евре­ев в Рос­сии слу­чил­ся во вто­рой поло­вине XVIII века: после раз­де­лов Речи Поспо­ли­той в состав импе­рии вошли тер­ри­то­рии, где жили более 200 тысяч евре­ев. Почти сра­зу, в 1791 году, Ека­те­ри­на II изда­ла указ, кото­рый огра­ни­чи­вал пере­дви­же­ние евре­ев по стране: в Бело­рус­сии и Ново­рос­сии мож­но было жить и тор­го­вать сво­бод­но, а в дру­гих обла­стях — нет. Пра­ви­ло не рас­про­стра­ня­лось на неко­то­рые кате­го­рии: отслу­жив­ших сол­дат, куп­цов пер­вой гиль­дии, ремес­лен­ни­ков, людей с выс­шим обра­зо­ва­ни­ем, напри­мер вра­чей и адво­ка­тов. Надо отме­тить, что моти­вом для созда­ния чер­ты осёд­ло­сти ста­ли не анти­се­мит­ские взгля­ды импе­ра­три­цы, а жало­бы рус­ских куп­цов на конкуренцию.

В 1795 году в чер­ту осёд­ло­сти вошли Волын­ская, Ека­те­ри­но­слав­ская, Подоль­ская, Пол­тав­ская, Таври­че­ская, Хер­сон­ская, Чер­ни­гов­ская. Витеб­ская, Грод­нен­ская, Мин­ская, Моги­лёв­ская, Вилен­ская, Ковен­ская и Бес­са­раб­ская губер­нии. В 1799 году Павел I доба­вил в этот пере­чень Кур­лян­дию. Соглас­но «Поло­же­нию об устрой­стве евре­ев», при­ня­то­му в 1804 году при Алек­сан­дре I, еврей­ским кре­стья­нам так­же поз­во­ли­ли селить­ся в Аст­ра­хан­ской губер­нии и на Кав­ка­зе. К кате­го­ри­ям лиц, кото­рых огра­ни­че­ния не каса­лись, доба­ви­лись фабриканты.

Глав­ным при­зна­ком при­над­леж­но­сти к еврей­ско­му наро­ду была не наци­о­наль­ность, а рели­гия. Кре­щё­ные евреи урав­ни­ва­лись в пра­вах с осталь­ны­ми жите­ля­ми империи.

Воз­мож­но, имен­но попыт­ка вла­стей изо­ли­ро­вать иуде­ев, а не инте­гри­ро­вать их в рус­ское обще­ство, ста­ла одной из при­чин погро­мов. Иуде­ев боя­лись из-за закры­той и непо­нят­ной для дру­гих жиз­ни, из поко­ле­ния в поко­ле­ние пере­да­вал­ся образ «еврея-хри­сто­про­дав­ца» и «бого­убий­цы».

Несмот­ря на созда­ние чер­ты осёд­ло­сти, тор­гов­цев и ремес­лен­ни­ков раз­дра­жа­ла кон­ку­рен­ция с еврей­ски­ми лавоч­ни­ка­ми. Сыг­ра­ла роль и борь­ба за рабо­чие места на фаб­ри­ках меж­ду евре­я­ми и потя­нув­ши­ми­ся в горо­да после отме­ны кре­пост­но­го пра­ва крестьянами.

Раз­вод. Юдель Пэн. 1907 год

После убий­ства Алек­сандра II ста­ло извест­но, что в рядах «Народ­ной воли» были евреи. Таким обра­зом, народ­ная мол­ва пове­си­ла на них ещё и ярлык царе­убийц, вра­гов рус­ско­го государства.

Часто подоб­ным настро­е­ни­ям потвор­ство­ва­ло без­дей­ствие вла­стей во вре­мя погро­мов. Так, нака­нуне бес­по­ряд­ков 1881 года сре­ди кре­стьян Чер­ни­гов­ской губер­нии рас­про­стра­ня­лись слу­хи о тай­ном при­ка­зе вла­стей уни­что­жать евре­ев за убий­ство царя. Пове­рив­шие слу­хам селяне потре­бо­ва­ли от началь­ства пись­мен­ных гаран­тий, заве­ре­ния в том, что не поне­сут за убий­ства евре­ев ника­ко­го нака­за­ния, и в ряде слу­ча­ев такие гаран­тии были полу­че­ны. В неко­то­рых дерев­нях свя­щен­ни­кам с тру­дом уда­лось убе­дить паст­ву, что ника­ко­го при­ка­за «бить жидов» не было.

Ино­гда погро­мы под­дер­жи­ва­ли даже рево­лю­ци­он­ные орга­ни­за­ции. Чле­ны «Народ­ной воли» и «Чёр­но­го пере­де­ла» заяв­ля­ли, что наси­лие про­тив евре­ев спра­вед­ли­во, если те экс­плу­а­ти­ру­ют рабо­чих. Изда­ва­е­мая «Народ­ной волей» одно­имён­ная газе­та сообщала:

«Мы обя­за­ны выра­жать общую фор­му­лу всех сил, спра­вед­ли­во недо­воль­ных и актив­но про­те­сту­ю­щих, и созна­тель­но направ­лять эти силы».

Орга­ни­за­ция выпу­сти­ла про­кла­ма­цию «К укра­ин­ско­му наро­ду», в кото­рой при­вет­ство­ва­ла погро­мы и при­зы­ва­ла их про­дол­жить, а Алек­сандра III име­но­ва­ла «жидов­ским царём». Разу­ме­ет­ся, часть наро­до­воль­цев высту­пи­ла про­тив тако­го воз­зва­ния, в част­но­сти Вера Фиг­нер уни­что­жи­ла все при­слан­ные ей экзем­пля­ры. Но всё же напе­ча­тан­ная двух­ты­сяч­ным тира­жом про­кла­ма­ция широ­ко рас­про­стра­ни­лась и повли­я­ла на раз­жи­га­ние антисемитизма.

Боль­шин­ство погром­щи­ков состав­ля­ли кре­стьяне и город­ские обы­ва­те­ли — ремес­лен­ни­ки, мел­кие тор­гов­цы, рабо­чие. Ино­гда к ним при­со­еди­ня­лись каза­ки, сол­да­ты — как отстав­ные, так и про­хо­дя­щие служ­бу, — пере­оде­тые в граж­дан­скую одеж­ду поли­цей­ские и даже неболь­шая часть духо­вен­ства. Источ­ни­ки так­же упо­ми­на­ют нищих, бро­дяг, пья­ниц, уго­лов­ни­ков. Для них глав­ным моти­вом было пожи­вить­ся еврей­ским доб­ром, а не наци­о­наль­ная ненависть.

Сель­ские тор­гов­цы. Ули­ца в Ярмо­лин­цах в Подо­лии. Франц Рубо. 1897 год

В неко­то­рых насе­лён­ных пунк­тах антие­в­рей­ские выступ­ле­ния воз­ни­ка­ли сти­хий­но, в дру­гих их гото­ви­ли зара­нее. Часто в места, где начи­на­лись бес­по­ряд­ки, на помощь погром­щи­кам при­бы­ва­ло под­креп­ле­ние из сосед­них горо­дов и сёл. Есть сви­де­тель­ства, что на евре­ев напа­да­ли жен­щи­ны и дети. В уже упо­мя­ну­том очер­ке Вла­ди­мир Коро­лен­ко рас­ска­зал исто­рию еврея, кото­ро­му во вре­мя погро­ма выби­ли глаз. На вопрос писа­те­ля постра­дав­ший отве­тил, что сосед­ский маль­чик хва­стал­ся тем, что это сде­лал имен­но он с помо­щью гири на верёвке.

Наци­о­наль­но­сти погром­щи­ков были столь же раз­но­об­раз­ны: рус­ские, бело­ру­сы, укра­ин­цы, мол­да­ване, цыгане, гре­ки и поля­ки. По этой при­чине не суще­ству­ет ника­ко­го соби­ра­тель­но­го обра­за погром­щи­ка и пытать­ся изоб­ра­зить его озна­ча­ет суще­ствен­но упро­стить кар­ти­ну трагедий.


Неполная хроника погромов

Опи­сать все мно­го­чис­лен­ные собы­тия, свя­зан­ные с еврей­ски­ми погро­ма­ми, невоз­мож­но. Мы собра­ли све­де­ния раз­ной сте­пе­ни подроб­но­сти о неко­то­рых инцидентах.


1821 год. Одесса

Зачин­щи­ка­ми бес­по­ряд­ка ста­ли гре­ки, а ката­ли­за­то­ром погро­ма послу­жи­ли слу­хи о при­част­но­сти евре­ев к убий­ству в Стам­бу­ле гре­че­ско­го пат­ри­ар­ха Григория.


1859, 1862, 1871 годы. Одесса

Эти погро­мы тоже орга­ни­зо­ва­ли гре­ки, одна­ко при­чи­ны были уже не рели­ги­оз­ны­ми, а эко­но­ми­че­ски­ми — кон­ку­рен­ция в тор­гов­ле. Акции не сопро­вож­да­лись мас­со­вы­ми убий­ства­ми евре­ев. Дело огра­ни­чи­ва­лось гра­бе­жа­ми и кру­ше­ни­ем еврей­ских магазинов.

Евреи в Одес­се. XIX век

1882–1883 годы. Юг и юго-восток Украины

Погро­мы нача­лись в ночь с 15 на 16 апре­ля в Ели­са­вет­гра­де (ныне Кро­пив­ниц­кий), в пра­во­слав­ную Пас­ху. Участ­ни­ки бес­по­ряд­ков раз­гра­би­ли мно­же­ство мага­зи­нов и домов, один чело­век был убит. 17 апре­ля погром оста­но­ви­ли вой­ска, при­ме­нив­шие про­тив недо­воль­ных оружие.

Бес­по­ряд­ки пере­ки­ну­лись в сосед­ние с Ели­са­вет­гра­дом местеч­ки, затем рас­про­стра­ни­лись на Хер­сон­скую губер­нию (25 апре­ля — Берё­зов­ка, 27 апре­ля — Ана­ньев). 26 апре­ля начал­ся погром в Кие­ве, кото­рый по коли­че­ству жертв и раз­ру­ше­ний стал самым кро­ва­вым в 1881 году: пре­ступ­ни­ки раз­гро­ми­ли более тыся­чи домов и мага­зи­нов, уби­ли несколь­ко чело­век и изна­си­ло­ва­ли 20 женщин.

В кон­це апре­ля — нача­ле мая 1881 года погро­мы про­ис­хо­ди­ли в 50 сёлах Киев­ской губер­нии. Наи­бо­лее мас­штаб­ны­ми были бес­по­ряд­ки в местеч­ке Сме­ла. В сосед­ней деревне семи­лет­не­го еврей­ско­го маль­чи­ка уби­ли за отказ перекреститься.

Далее антие­в­рей­ские выступ­ле­ния про­ис­хо­ди­ли в Жме­рин­ке Подоль­ской губер­нии, самые мас­со­вые — в Коно­то­пе 27 и 29 апре­ля, один чело­век убит. Там евреи попы­та­лись дать отпор погромщикам.

В это же вре­мя на евре­ев напа­да­ют в несколь­ких насе­лён­ных пунк­тах Волын­ской губер­нии. В нача­ле мая погро­мы про­ис­хо­дят в Ека­те­ри­но­слав­ской, Пол­тав­ской и Таври­че­ской губер­ни­ях. Три дня, с 3 по 5 мая, про­дол­жал­ся погром в Одес­се. Здесь евреи орга­ни­зо­ва­ли отря­ды само­обо­ро­ны, осно­ву кото­рых состав­ля­ли сту­ден­ты Ново­рос­сий­ско­го уни­вер­си­те­та (подроб­но еврей­скую само­обо­ро­ну рас­смот­рим далее). Несколь­ко еврей­ских квар­та­лов уда­лось отстоять.

В июне-июле вновь полых­ну­ло в Пол­тав­ской губер­нии: Бор­испо­ле, Пере­я­с­ла­ве и Нежине. Что­бы пре­кра­тить бес­по­ряд­ки, в Нежине вой­ска откры­ли огонь по кре­стья­нам-погром­щи­кам, несколь­ко чело­век сре­ди них были ране­ны и убиты.

После погро­ма. 1881 год

13 декабря 1881 года. Варшава

В като­ли­че­ское Рож­де­ство начал­ся погром в Вар­ша­ве. Оче­вид­цы сооб­ща­ли, что еврей­ские дома и мага­зи­ны гра­би­ли рус­ские сол­да­ты, а сре­ди руко­во­ди­те­лей бес­по­ряд­ков были люди, гово­рив­шие по-рус­ски. В погро­мах участ­во­ва­ла мест­ная бед­но­та. Армия оста­но­ви­ла бес­по­ряд­ки, а поль­ская интел­ли­ген­ция рез­ко осу­ди­ла наси­лие. Напа­дав­шие раз­ру­ши­ли более полу­то­ра тысяч домов и дру­гих стро­е­ний, при­над­ле­жа­щих евре­ям, 24 чело­ве­ка полу­чи­ли ранения.


1882 год. Подольская и Херсонская губернии

Самым зна­чи­тель­ным по коли­че­ству жертв стал пас­халь­ный погром в Бал­те, в кото­ром участ­во­ва­ли сол­да­ты. Вла­сти сно­ва дали коман­ду пре­сечь бес­по­ряд­ки толь­ко на тре­тий день. Несколь­ко чело­век были уби­ты, сот­ни ране­ны и изнасилованы.


1883 год. Екатеринослав, Кривой Рог, Ростов-на-Дону

Погром в Ека­те­ри­но­сла­ве орга­ни­зо­ва­ли зара­нее — кор­ре­спон­дент газе­ты «Новое вре­мя» писал, что в тол­пе буй­ство­ва­ли заез­жие рабо­чие. На этот раз вла­сти опе­ра­тив­но пода­ви­ли бес­по­ряд­ки. В Росто­ве каза­ки откры­ли огонь по погром­щи­кам вско­ре после нача­ла нападений.

Сот­ни погром­щи­ков аре­сто­ва­ли, но боль­шин­ство отпу­сти­ли без обви­не­ний. В суд отпра­ви­лись толь­ко 150 чело­век — по обви­не­нию «в буй­стве и убий­стве». О бес­по­ряд­ках писа­ли (автор­ская орфо­гра­фия сохранена):

«Харак­те­ри­стич­ная чер­та ека­те­ри­но­слав­ско­го погро­ма заклю­ча­ет­ся в том , что здесь уни­что­жа­лось толь­ко то иму­ще­ство, кото­рое нель­зя было уне­сти, всё же про­чее уносилось».


7 июня 1884 года. Нижний Новгород

Погром слу­чил­ся во вре­мя ярмар­ки в Кана­вине и начал­ся с того, что мест­ная житель­ни­ца Федо­сья Рого­жи­на поду­ма­ла, что две еврей­ские девоч­ки куда-то несут её полу­то­ра­го­до­ва­лую дочь. Сре­ди горо­жан мгно­вен­но рас­про­стра­нил­ся слух, что «ребён­ка хотят съесть», и нача­лись бес­по­ряд­ки. На место при­был губер­на­тор Нико­лай Бара­нов, кото­рый поз­же вспоминал:

«Все ули­цы еврей­ско­го квар­та­ла были затоп­ле­ны бушу­ю­щей тол­пой, про­сти­рав­шей­ся, веро­ят­но, до шести тысяч чело­век. Пер­вое сбо­ри­ще я застал у раз­ру­шен­ной уже еврей­ской молель­ни, око­ло кото­рой было несколь­ко изуро­до­ван­ных тру­пов и один ещё живой изби­тый еврей, кото­ро­го доко­ла­чи­ва­ла толпа».

В резуль­та­те бес­по­ряд­ков были уби­ты девять чело­век, 122 погром­щи­ка — аре­сто­ва­ны, 13 из них отпра­ви­ли на каторж­ные рабо­ты на срок от 7 до 20 лет. Слу­хи об улич­ных столк­но­ве­ни­ях быст­ро раз­нес­лись по губер­нии, в Балахне и Арза­ма­се нача­ли гото­вить погро­мы. Толь­ко вме­ша­тель­ство вла­стей предот­вра­ти­ло боль­шую кровь.

На подав­ле­ние погро­ма при­шлось бро­сить вой­ска. Губер­на­тор при­знал, что «в наро­де сло­жи­лось убеж­де­ние в пол­ной без­на­ка­зан­но­сти самых тяжё­лых пре­ступ­ле­ний, если тако­вые направ­ле­ны про­тив евре­ев».


29 сентября 1891 года. Стародуб, Черниговская губерния

В этот день впер­вые после дол­го­го запре­та евре­ям раз­ре­ши­ли тор­го­вать в празд­ни­ки. Неко­то­рых рус­ских такое поло­же­ние не устра­и­ва­ло. Глав­ны­ми участ­ни­ка­ми были тор­гов­цы-ста­ро­об­ряд­цы, кото­рые виде­ли в евре­ях кон­ку­рен­тов. Они устро­и­ли несколь­ко пожа­ров, что­бы уни­что­жить еврей­ские мага­зи­ны. В одной из лавок хра­нил­ся порох, а пото­му огонь рас­про­стра­нил­ся по горо­ду очень быст­ро. В ито­ге сго­ре­ли и еврей­ские, и рус­ские магазины.

Пожар не был един­ствен­ным бед­стви­ем: погром­щи­ки гра­би­ли дома и изби­ва­ли недовольных.


1897 год. Киевская и Херсонская губернии

В местеч­ках Шпо­ла Киев­ской губер­нии 18–19 фев­ра­ля и в местеч­ке Кан­та­ку­зен­ка Хер­сон­ской губер­нии 16–17 апре­ля мест­ные жите­ли раз­гро­ми­ли еврей­ские мага­зи­ны и дома. Вла­сти полу­ча­ли пре­ду­пре­жде­ния о гото­вя­щих­ся бес­по­ряд­ках, но губер­на­то­ры с вой­ска­ми при­бы­ли слиш­ком поздно.


19–21 апреля 1899 года. Николаев

На вто­рой день пра­во­слав­ной Пас­хи рабо­чие нача­ли раз­би­вать буд­ки с мине­раль­ной водой — в них почти все­гда тор­го­ва­ли евреи. Хули­га­ны сры­ва­ли кры­ши с будок, били посу­ду и сифо­ны, роня­ли буд­ку и шли даль­ше. В этих бес­по­ряд­ках никто не усмот­рел раз­го­ра­ю­ще­го­ся погрома.

Утром 20 апре­ля на Сен­ной пло­ща­ди собра­лись пять тысяч чело­век. Поли­ция и каза­ки обра­ти­лись к ним с прось­бой разой­тись, но тщет­но — тол­па не рас­хо­ди­лась, одна­ко и не буя­ни­ла. Око­ло полу­дня несколь­ко чело­век нача­ли гро­мить еврей­скую лав­ку непо­да­лё­ку. Тол­па сре­а­ги­ро­ва­ла: груп­пы погром­щи­ков бро­си­лись уни­что­жать и гра­бить все еврей­ские лав­ки на сво­ём пути.

Утром 21 апре­ля в горо­де вве­ли воен­ное поло­же­ние. Погром­щи­ки соби­ра­лась про­дол­жить гра­бе­жи, но пат­ру­ли окру­жи­ли и задер­жа­ли их. Неко­то­рым уда­лось сбе­жать на окра­и­ны и там раз­гра­бить несколь­ко еврей­ских лавок. За дни погро­ма око­ло 20 чело­век полу­чи­ли тяжё­лые раны кам­ня­ми, один был убит.


6–7 апреля 1903 года. Кишинёв

Одним из самых кро­ва­вых стал пас­халь­ный погром в Киши­нё­ве. Одним из пово­дов ста­ла серия ста­тей в газе­те «Бес­са­ра­бец», кото­рую изда­вал чер­но­со­те­нец Павел Кру­ше­ван. Речь шла о риту­аль­ном убий­стве рус­ско­го под­рост­ка евре­я­ми в сосед­них Дубосса­рах: яко­бы его тело нашли заши­ты­ми гла­за­ми, уша­ми и ртом, над­ре­за­ми на венах и сле­да­ми верё­вок на руках. Поз­же выяс­ни­лось, что маль­чи­ка убил род­ствен­ник из-за наслед­ства и он не полу­чал таких ужас­ных ран. Газе­та даже опуб­ли­ко­ва­ла опро­вер­же­ние, одна­ко на наме­ре­ния погром­щи­ков это никак не повли­я­ло. Неко­то­рые горо­жане и вовсе поду­ма­ли, что вла­сти скры­ва­ют пре­ступ­ле­ние под дав­ле­ни­ем евреев.

Нака­нуне Пас­хи в горо­де рас­про­стра­ни­лись слу­хи, что царь поз­во­лил гра­бить и уби­вать евре­ев в три пас­халь­ных дня. Бес­по­ряд­ки нача­лись в пер­вый день Пас­хи и не ста­ли мас­штаб­ны­ми: погром­щи­ки в основ­ном кида­ли кам­ни в еврей­ские дома, изби­е­ний и убийств не было. Поли­ция аре­сто­ва­ла 60 чело­век, но не пыта­лась пре­кра­тить погром — и это под­кре­пи­ло слу­хи о пра­ви­тель­ствен­ном раз­ре­ше­нии на насилие.

На вто­рой день в Киши­нёв при­е­ха­ли погром­щи­ки из окрест­но­стей, а евреи из-за без­дей­ствия вла­стей дава­ли отпор само­сто­я­тель­но. Про­ти­во­сто­я­ние ста­ло по-насто­я­ще­му мас­штаб­ным и жесто­ким: нача­лись серьёз­ные изби­е­ния и убий­ства. Погром­щи­ки вры­ва­лись в сина­го­ги и уни­что­жа­ли еврей­ские свя­ты­ни — об этом писал в отчё­те губер­на­тор Бес­са­раб­ско­го края Сер­гей Урусов.

Люди на ули­це после Киши­нёв­ско­го погро­ма. Апрель 1903 года. Неиз­вест­ный автор. Источ­ник: russiainphoto.ru

Чис­ло жертв в Киши­нё­ве соста­ви­ло 49 чело­век, 596 было ране­но. Еврей­ские орга­ни­за­ции Рос­сии и зару­бе­жья помо­га­ли постра­дав­шим — напри­мер, спе­ци­аль­но создан­ный Коми­тет собрал око­ло мил­ли­о­на руб­лей от жерт­во­ва­те­лей из Рос­сии и со все­го мира. Сре­ди тех, кто под­дер­жал постра­дав­ших евре­ев день­га­ми, был и Фёдор Шаляпин.

В том же 1903 году на Пав­ла Кру­ше­ва­на, одно­го из винов­ни­ков погро­ма, в попыт­ке ото­мстить за собы­тия в Киши­нё­ве напал с ножом сту­дент Пин­хус Дашев­ский. Рана ока­за­лась несмер­тель­ной. Дашев­ско­го при­го­во­ри­ли к пяти годам аре­стант­ских рот, амни­сти­ро­ва­ли в 1906‑м. Кру­ше­ван отка­зал­ся от меди­цин­ской помо­щи вра­ча-еврея, а все остав­ши­е­ся годы про­жил в пара­нойе — повсю­ду носил с собой ору­жие и возил пова­ра из стра­ха перед отравлением.

В 1906 году Мак­сим Горь­кий ска­жет на лек­ции в Нью-Йор­ке:

«В позор­ном и страш­ном дея­нии, совер­шён­ном в Киши­нё­ве, наше куль­тур­ное обще­ство повин­но не менее актив­ных убийц и насиль­ни­ков. Оно винов­но не толь­ко в том, что не защи­ща­ло изби­ва­е­мых, а любо­ва­лось изби­е­ни­ем, — глав­ным обра­зом оно вино­ва­то в том, что на про­тя­же­нии дол­гих лет спо­кой­но поз­во­ля­ло рас­тле­вать себя таким чело­ве­ко­не­на­вист­ни­кам, издав­на про­сла­лен­ным пре­зрен­ной сла­вой лаке­ев силы и апо­ло­ге­тов лжи, как Суво­рин, Буре­нин, Велич­ко, Кру­ше­ван и иные иже с ними…»

Аме­ри­кан­ская лито­гра­фия 1905 года, посвя­щён­ная погро­мам и труд­но­му поло­же­нию евре­ев в Рос­сий­ской импе­рии. 1905 год

Август и сентябрь 1904 года. Украина и Белоруссия

Погро­мы устро­и­ли ново­бран­цы, моби­ли­зо­ван­ные на Рус­ско-япон­скую вой­ну. В Алек­сан­дрии Хер­сон­ской губер­нии погром­щи­ки ворва­лись в сина­го­гу и жесто­ко изби­ли моля­щих­ся. Уби­ты 20 евреев.


18–19 апреля 1905 года. Мелитополь

Бес­по­ряд­ки нача­лись на Ярма­роч­ной пло­ща­ди: тол­па гро­ми­ла мага­зи­ны, а затем устро­и­ла пожар. На вто­рой день бес­по­ряд­ков евреи орга­ни­зо­ва­ли само­обо­ро­ну. В соста­ве отря­дов были и пред­ста­ви­те­ли дру­гих наци­о­наль­но­стей, в основ­ном — участ­ни­ки РСДРП. Оста­но­вить погром уда­лось толь­ко при­быв­шим в город вой­скам. В эти дни никто не погиб, а зачин­щи­ки полу­чи­ли от 4 до 15 меся­цев тюрьмы.


Апрель 1905 года. Симферополь, Житомир

Пред­ло­гом погро­ма в Сим­фе­ро­по­ле стал слух об осквер­не­нии еврей­ским маль­чи­ком пра­во­слав­ной ико­ны. Трёх­днев­ные бес­по­ряд­ки в Жито­ми­ре и его окрест­но­стях нача­лись после слу­ха о том, что евреи яко­бы стре­ля­ли в порт­рет импе­ра­то­ра. Были уби­ты боль­ше 30 евреев.


26 мая и 29 мая 1905 года. Минск и Брест-Литовск

Сол­да­ты и каза­ки уби­ва­ли евре­ев на улицах.


30 июня 1905 года. Белосток

Пово­дом для погро­ма была бом­ба, кото­рую анар­хист бро­сил в воен­ный пат­руль. Кор­ре­спон­дент либе­раль­ной газе­ты «Дума» сооб­щал, что бом­ба про­во­ка­ци­он­ная и нико­му вре­да не при­нес­ла. Поми­мо это­го, в горо­де ходи­ли слу­хи, что евреи обстре­ля­ли с бал­ко­на като­ли­че­скую и пра­во­слав­ную про­цес­сии и бро­са­ли в палом­ни­ков бомбы.

По сви­де­тель­ствам мест­ных жите­лей, погром гото­вил­ся зара­нее. В тече­ние двух недель в Бело­сто­ке, осо­бен­но по вече­рам, рас­про­стра­ня­лись про­кла­ма­ции с при­зы­ва­ми изби­вать не толь­ко евре­ев, но и интел­ли­ген­цию. И во вре­мя аги­та­ции, и само­го погро­ма поли­ция и город­ские вла­сти без­дей­ство­ва­ли. Наси­лие пре­кра­ти­лось толь­ко на сле­ду­ю­щий день. Погиб­ли 50 чело­век. Жите­ли в пани­ке бежа­ли из горо­да. Министр внут­рен­них дел Пётр Сто­лы­пин полу­чил теле­грам­му из Бело­сто­ка, но никак не отреагировал.

Ране­ные воз­ле еврей­ской боль­ни­цы. 1905 год. Неиз­вест­ный автор. Источ­ник: russiainphoto.ru

20 июля 1905 года. Екатеринослав

Отря­ды само­обо­ро­ны (о них в сле­ду­ю­щем раз­де­ле) пода­ви­ли погром без помо­щи войск. Есть све­де­ния, что в в Ека­те­ри­но­сла­ве евреи уби­ли 47 погромщиков.

Жерт­вы погро­ма в Ека­те­ри­но­сла­ве 1905 года. На фото уби­тые еврей­ские дети

Июль 1905 года. Макарьев Нижегородской губернии

В кон­це июля бес­по­ряд­ки вышли за чер­ту осёд­ло­сти и вспых­ну­ли в город­ке Мака­рьев Ниже­го­род­ской губернии.


31 июля 1905 года. Керчь

В погром пере­рос­ла про­цес­сия во гла­ве с гра­до­на­чаль­ни­ком. Он при­ка­зал стре­лять в отря­ды само­обо­ро­ны, два чело­ве­ка были уби­ты, один из них — рус­ский гим­на­зист. В бес­по­ряд­ках вме­сте с пор­то­вы­ми рабо­чи­ми и дру­ги­ми горо­жа­на­ми участ­во­вал цыган­ский табор, спе­ци­аль­но при­е­хав­ший в Керчь гра­бить евреев.

Око­ло 10 тысяч чело­век гро­ми­ли еврей­ские дома и мага­зи­ны. Еврей­ская само­обо­ро­на пыта­лась про­ти­во­сто­ять, 30 моло­дых людей стре­ля­ли из револь­ве­ров — сол­да­ты откры­ли ответ­ный огонь. Поли­ция не мог­ла про­ти­во­сто­ять бес­по­ряд­кам, погром уда­лось оста­но­вить толь­ко спе­ци­аль­но при­быв­шим в город двум ротам солдат.


После пуб­ли­ка­ции Мани­фе­ста от 17 октяб­ря мас­штаб погро­мов вырос: бес­по­ряд­ки охва­ти­ли 660 насе­лён­ных пунк­тов, по боль­шей части в южных и юго-запад­ных губер­ни­ях, и буше­ва­ли вплоть до 29 октяб­ря. Лит­ву и Поль­шу на этот раз вол­на наси­лия обо­шла сто­ро­ной, в Бело­рус­сии было несколь­ко слу­ча­ев. 24 погро­ма про­изо­шли за пре­де­ла­ми чер­ты осёд­ло­сти. Под удар попа­ли не толь­ко евреи, но и все, кто под­дер­жи­вал пре­об­ра­зо­ва­ния, — либе­ра­лы и социалисты.

Наи­боль­шее коли­че­ство погро­мов было в Чер­ни­гов­ской губер­нии. Там уби­ли 800 евре­ев, не счи­тая умер­ших поз­же от ран. Мате­ри­аль­ный ущерб соста­вил 70 мил­ли­о­нов руб­лей. В Одес­се погиб­ли более 400 евре­ев, в Росто­ве-на — Дону — более 150, в Ека­те­ри­но­сла­ве — 67, в Мин­ске — 54, в Сим­фе­ро­по­ле — боль­ше 40, в Орше — 30. В Юзов­ке (совре­мен­ный Донецк), Сара­то­ве, Кие­ве точ­ных дан­ных о коли­че­стве жертв нет, одна­ко извест­но, что их было боль­ше тысячи.

Зача­стую с евре­я­ми рас­прав­ля­лись крайне жесто­ки­ми спо­со­ба­ми. В Юзов­ке евре­ев-демон­стран­тов, кото­рые при­шли сооб­щить рабо­чим о Мани­фе­сте 17 октяб­ря, живы­ми кину­ли в домен­ные печи. В Одес­се малень­ких детей бро­са­ли с верх­них эта­жей на мосто­вую или уби­ва­ли, раз­би­вая голо­вы о сте­ны. Под Тирас­по­лем на стан­ции рабо­чие и сол­да­ты выта­щи­ли евре­ев из поез­да. Были уби­ты 12 чело­век, в том чис­ле трое детей.

После 18 октяб­ря бес­по­ряд­ки обыч­но начи­на­лись с улич­ных шествий. В то вре­мя левые пар­тии часто устра­и­ва­ли демон­стра­ции в честь даро­ван­ных импе­ра­то­ром сво­бод. За чер­той осёд­ло­сти боль­шин­ство мани­фе­стан­тов состав­ля­ли евреи. В ответ вла­сти устра­и­ва­ли соб­ствен­ные про­цес­сии под наци­о­наль­ны­ми фла­га­ми и порт­ре­та­ми царя, в них в основ­ном участ­во­ва­ли мел­кие тор­гов­цы, двор­ни­ки, извоз­чи­ки и чер­но­ра­бо­чие. С обе­их сто­рон мог­ли быть город­ские хули­га­ны. Мани­фе­ста­ции часто закан­чи­ва­лись столк­но­ве­ни­я­ми демон­стран­тов, кото­рые затем пере­рас­та­ли в погромы.

Боль­шую роль в раз­жи­га­нии нена­ви­сти по-преж­не­му игра­ли поро­ча­щие евре­ев слу­хи. В Кие­ве их обви­ня­ли в том, что они разо­рва­ли порт­ре­ты царя в город­ской думе, в Ека­те­ри­но­сла­ве — что соби­ра­ли день­ги царю на гроб. Сам Нико­лай II в пись­ме от 27 октяб­ря 1905 года к мате­ри, вдов­ству­ю­щей импе­ра­три­це Марии Фёдо­ровне, сообщал:

«…народ воз­му­тил­ся наг­ло­стью и дер­зо­стью рево­лю­ци­о­не­ров и соци­а­ли­стов, а так как 9/10 из них жиды, то вся злость обру­ши­лась на тех — отсю­да еврей­ские погро­мы… Но не одним жидам при­шлось пло­хо, доста­лось и рус­ским аги­та­то­рам: инже­не­рам, адво­ка­там и вся­ким дру­гим сквер­ным людям».

После нача­ла Пер­вой миро­вой вой­ны по пред­ло­же­нию началь­ни­ка шта­ба Вер­хов­но­го глав­но­ко­ман­до­ва­ния гене­ра­ла Януш­ке­ви­ча евре­ев вновь под­верг­ли репрес­си­ям — их часто подо­зре­ва­ли в шпи­о­на­же. Напри­мер, ходи­ла мол­ва о том, что они пря­чут в боро­дах теле­фо­ны для сно­ше­ний с нем­ца­ми. Это ста­ло при­чи­ной новой чере­ды напа­де­ний. Мно­гих евре­ев само­воль­но уби­ва­ли сол­да­ты или при­го­ва­ри­ва­ли к смерт­ной каз­ни воен­но-поле­вые суды.

В 1915–1916 годах десят­ки тысяч евре­ев отпра­ви­ли вглубь стра­ны как мож­но даль­ше от мест бое­вых дей­ствий. В сен­тяб­ре 1917 года их гра­би­ли бежав­шие с фрон­та дезер­ти­ры. Боль­ше все­го инци­ден­тов про­изо­шло в Киев­ской, Волын­ской и Подоль­ской губер­ни­ях, но убийств, как пра­ви­ло, не было.

Ули­ца в еврей­ском местеч­ке Олы­ка Дубен­ско­го уез­да Волын­ской губер­нии. С. Юдо­вин. 1912–1914 гг. Источ­ник: russiainphoto.ru

Как защищались евреи

После погро­ма в Киши­нё­ве во мно­гих посе­ле­ни­ях евреи объ­еди­ни­лись в отря­ды само­обо­ро­ны. Боль­шин­ство состав­ля­ли моло­дые люди, они актив­но дей­ство­ва­ли, в част­но­сти в нача­ле гомель­ско­го погро­ма 29 авгу­ста — 1 сен­тяб­ря 1903 года. Но поли­ция не поз­во­ли­ла им вме­шать­ся, и бес­чин­ства про­дол­жа­лись три дня.

В отря­дах само­обо­ро­ны участ­во­ва­ли и рус­ские: рабо­чие, интел­ли­ген­ция, сту­ден­ты, гим­на­зи­сты. Зача­стую само­обо­ро­на была воору­же­на луч­ше, чем погром­щи­ки. Боль­шин­ство недо­воль­ных состав­ля­ла город­ская и сель­ская бед­но­та с под­руч­ны­ми сред­ства­ми: вила­ми, ножа­ми, топо­ра­ми, лопа­та­ми, коса­ми, булыж­ни­ка­ми. Сре­ди их про­тив­ни­ков было мно­го зажи­точ­ных рус­ских и евре­ев с револь­ве­ра­ми — в цар­ской Рос­сии ору­жие мог купить каж­дый. Есть сви­де­тель­ство Иса­а­ка Бабе­ля, что евреи име­ли даже пуле­мёт. Само­обо­ро­на была вну­ши­тель­ной силой.

В Мели­то­по­ле само­обо­ро­на из рус­ской и еврей­ской моло­дё­жи суме­ла дать погром­щи­кам отпор, после чего те при­ня­лись за мага­зи­ны и лав­ки хри­сти­ан. В Сева­сто­по­ле бес­по­ряд­ки пре­кра­ти­ли еврей­ская само­обо­ро­на и сол­да­ты. В Жито­ми­ре вой­ска, напро­тив, защи­ща­ли погром­щи­ков и не дава­ли евре­ям сопро­тив­лять­ся. В неко­то­рых горо­дах погром­щи­ки даже не реша­лись захо­дить в места, где про­жи­ва­ло мно­го евреев.


Власть и церковь о погромах

В отно­ше­нии погро­мов у вла­стей нико­гда не было един­ства. Одни смот­ре­ли на погро­мы сквозь паль­цы, дру­гие боро­лись с еврей­ской само­обо­ро­ной актив­нее, чем с погром­щи­ка­ми, тре­тьи опе­ра­тив­но подав­ля­ли беспорядки.

Одес­ский гене­рал-губер­на­тор Алек­сандр Кауль­барс при­ка­зал сол­да­там стре­лять по само­обо­роне из любо­го ору­жия вплоть до артил­ле­рии, а в обра­ще­нии к офи­це­рам поли­ции и жан­дар­ме­рии заявил:

«Нуж­но при­знать, что все мы в душе сочув­ству­ем это­му погрому».

Сена­тор Алек­сандр Куз­мин­ский, про­во­див­ший рас­сле­до­ва­ние после погро­ма в Одес­се, при­влёк к ответ­ствен­но­сти 41 стра­жа поряд­ка, сре­ди кото­рых было мно­го офицеров.

В Кие­ве один из поли­цей­ских началь­ни­ков объ­яс­нил участ­ни­кам без­об­ра­зий, что «гро­мить мож­но, но гра­бить не следует».

Полиц­мей­стер Кие­ва Вяче­слав Цехов­ский с бал­ко­на город­ской Думы при­зы­вал «бить жидов, гра­бить и ломать».

Из отчё­тов сенат­ской комис­сии сле­ду­ет, что в Одес­се и Кие­ве поли­цей­ские и погром­щи­ки неред­ко откры­ва­ли огонь из еврей­ских домов, что­бы спро­во­ци­ро­вать наси­лие. В этих горо­дах, а так­же в Росто­ве вой­ска стре­ля­ли по домам, в кото­рых засе­ла еврей­ская обо­ро­на, а после начи­на­ла их кру­шить. В Одес­се сол­да­ты гра­би­ли еврей­ские лавки.

Полиц­мей­стер Орши Мод­за­лев­ский при­ка­зал кре­стья­нам при­быть в город для уча­стия в погро­ме и взять с собой холод­ное ору­жие. За ослу­ша­ние он угро­жал штра­фом в 30 руб­лей (за месяц рабо­чий зара­ба­ты­вал от 10 до 20 руб­лей). Но глав­ную роль в оршин­ских бес­по­ряд­ках сыг­ра­ли солдаты.

Кре­мен­чуг­ский кол­ле­га Мод­за­лев­ско­го Ива­нов давал ука­за­ния, на какие дома напа­дать, а какие не тро­гать. К горо­жа­нам он обра­тил­ся со сле­ду­ю­щей речью:

«Не прячь­те евре­ев в сво­их домах, выда­вай­те их. С жида­ми нуж­но раз и навсе­гда расправиться».

Неуди­ви­тель­но, что его под­чи­нён­ные сами участ­во­ва­ли в без­об­ра­зи­ях. После погро­ма в Гоме­ле к ответ­ствен­но­сти были при­вле­че­ны 44 хри­сти­а­ни­на и 36 евре­ев, послед­ние — за уча­стие в «рус­ских погромах».

После собы­тий в Киши­нё­ве губер­на­то­ра Бес­са­ра­бии Рудоль­фа Раабе­на отпра­ви­ли в отстав­ку. Под уго­лов­ную ответ­ствен­ность попа­ли 300 человек.

В Бело­сто­ке рядом с жен­ской гим­на­зи­ей собра­лась агрес­сив­ная тол­па, в кото­рой было мно­го пья­ных. Уче­ни­цы боя­лись вый­ти на ули­цу. Дирек­тор Доб­ро­воль­ский согла­сил­ся про­во­дить деву­шек-хри­сти­а­нок, а евре­ек оста­вил на про­из­вол судь­бы, заявив, что «с жидов­ка­ми не ходит». Когда в том же Бело­сто­ке рас­про­стра­нил­ся слух о том, что хули­га­ны «идут резать ком­мер­сан­тов» в ком­мер­че­ском учи­ли­ще, поли­ция на прось­бу о защи­те отве­ти­ла, что «для жидов­ской шко­лы нет охраны».

Еврей­ские девоч­ки в Слуц­ке сле­дят за делом Бей­ли­са. 1911–1913 гг. Неиз­вест­ный автор. Источ­ник: russiainphoto.ru

Мно­гие слу­жи­те­ли пра­во­слав­ной церк­ви пыта­лась усми­рить погром­щи­ков, но чаще все­го напрас­но. В Кие­ве епи­скоп Чиги­рин­ский Пла­тон орга­ни­зо­вал крест­ный ход по горо­ду, во вре­мя кото­ро­го умо­лял тол­пу разой­тись, даже несколь­ко раз вста­вал на коле­ни. Один из погром­щи­ков с угро­зой спро­сил мит­ро­по­ли­та: «И ты за жидов?»

Во вре­мя рож­де­ствен­ско­го погро­ма в Вар­ша­ве ксён­дзы (като­ли­че­ские свя­щен­но­слу­жи­те­ли) так­же ходи­ли по ули­цам и пыта­лись успо­ко­ить хулиганов.

Иоанн Крон­штадт­ский уве­ще­вал паст­ву после киши­нёв­ско­го погрома:

«Что поро­ди­ло это, потря­са­ю­щее до глу­би­ны души, буй­ство хри­сти­ан­ско­го наро­да, кото­рый, вооб­ще, отли­ча­ет­ся про­сто­той и доб­ро­той? Силь­но чув­ству­ет­ся воз­дей­ствие извне зло­на­ме­рен­ных людей, под­стрек­нув­ших наш народ к тако­му небы­ва­ло­му погро­му. Рус­ский народ, бра­тья наши! Что вы дела­е­те? Зачем вы сде­ла­лись вар­ва­ра­ми, гро­ми­ла­ми и раз­бой­ни­ка­ми людей, живу­щих в одном с вами оте­че­стве, под сенью и вла­стью рус­ско­го Царя и постав­лен­ных от него пра­ви­те­лей? Зачем допу­сти­ли пагуб­ное само­управ­ство и кро­ва­вую раз­бой­ни­че­скую рас­пра­ву с подоб­ны­ми вам людь­ми? Вы забы­ли свой хри­сти­ан­ское зва­ние и сло­ва Хри­сто­вы. Каков же и чей дух про­яви­ли киши­нёв­цы над евре­я­ми? Дух Диавола».

Дру­гие свя­щен­но­слу­жи­те­ли, наобо­рот, раз­жи­га­ли анти­се­мит­ские настро­е­ния. В горо­де Воль­ске епи­скоп Пал­ла­дий, гово­ря в про­по­ве­ди о роспус­ке Госу­дар­ствен­ной думы, заявил, что она «была избра­на из одних жидов, кото­рые хоте­ли уни­что­жить веру пра­во­слав­ную и стать пра­ви­те­ля­ми рус­ской зем­ли». После этих слов мно­гие при­хо­жане ста­ли поки­дать храм, епи­скоп при­гро­зил им отлу­че­ни­ем от церкви.

В Орше про­то­и­е­рей Львов при­зы­вал уни­что­жать евре­ев, назы­вая их изменниками.

Воз­мож­но, одни пред­ста­ви­те­ли вла­стей и церк­ви, под­дер­жи­вав­шие погро­мы, дей­стви­тель­но были яры­ми анти­се­ми­та­ми. Дру­гие же счи­та­ли евре­ев и всех, кто им сочув­ство­вал, рево­лю­ци­о­не­ра­ми и, сле­до­ва­тель­но, вра­га­ми госу­дар­ства. Погро­мы пред­став­ля­лись им не раз­бо­ем и гра­бе­жом, а напро­тив, защи­той закон­но­сти и поряд­ка. Посколь­ку отря­ды само­обо­ро­ны часто были воору­же­ны луч­ше, чем погром­щи­ки, и бар­ри­ка­ди­ро­ва­лись в домах, то пер­вая кровь порой про­ли­ва­лась в рядах напа­дав­ших. Воз­мож­но, имен­но это обсто­я­тель­ство побуж­да­ло поли­цию, армию и каза­ков вста­вать на сто­ро­ну погром­щи­ков. Всё выше­пе­ре­чис­лен­ное не сни­ма­ет с вла­стей ответ­ствен­но­сти за попу­сти­тель­ство насилию.

В пра­ви­тель­стве рабо­та­ли люди с раз­ны­ми взгля­да­ми на еврей­ский вопрос. Во вре­мя погро­мов вес­ной и летом 1881 года в пра­ви­тель­стве утвер­жда­ли, что напа­де­ния на евре­ев устра­и­ва­ют анар­хи­сты. Когда на встре­чу с импе­ра­то­ром 11 мая 1881 года при­бы­ла еврей­ская деле­га­ция в соста­ве бан­ки­ра Зака, извест­ных адво­ка­тов Бан­ка и Пас­со­ве­ра, учё­но­го-геб­ра­и­ста Бер­ли­на во гла­ве с баро­ном Гинц­бур­гом, Алек­сандр III гово­рил о том же:

«В пре­ступ­ных бес­по­ряд­ках на юге Рос­сии евреи слу­жат толь­ко пред­ло­гом; это дело рук анархистов».

Затем в вер­хах рас­про­стра­ни­лось мне­ние о том, что евреи «име­ют вред­ное вли­я­ние на быт корен­но­го насе­ле­ния». В част­но­сти, этот тезис под­дер­жал министр внут­рен­них дел Нико­лай Игна­тьев, пря­мо обви­нив­ший в погро­мах самих евреев:

«Евреи за послед­ние 20 лет захва­ти­ли не толь­ко тор­гов­лю и про­мыс­лы, но при­об­ре­ли куп­лей и арен­до­ва­ни­ем зна­чи­тель­ную позе­мель­ную соб­ствен­ность, они <…> напра­ви­ли уси­лия не к уве­ли­че­нию про­из­во­ди­тель­ных сил, а к экс­плу­а­та­ции корен­ных жите­лей, пре­иму­ще­ствен­но бед­ней­ших клас­сов, чем и вызва­ли про­тест, выска­зав­ший­ся <…> в насилиях».

Имен­но при Игна­тье­ве всту­пи­ли в силу «Вре­мен­ные пра­ви­ла», соглас­но кото­рым евре­ям запре­ща­лось поку­пать недви­жи­мость и тор­го­вать в хри­сти­ан­ские празд­ни­ки. Даже в пре­де­лах осёд­ло­сти было сокра­ще­но коли­че­ство мест, где им раз­ре­ша­лось жить. Меры, как ста­ло ясно поз­же, не предот­вра­ти­ли новые погро­мы, а лишь уси­лии в обще­стве нега­тив­ное отно­ше­ние к евре­ям и про­тестные настро­е­ния в еврей­ской среде.

Сохра­не­ние ста­тус-кво для иуде­ев под­дер­жи­вал так­же обер-про­ку­рор Свя­щен­но­го Сино­да Побе­до­нос­цев. В при­част­но­сти к антие­в­рей­ским акци­ям обви­ня­ли Тре­по­ва, гла­ву отдель­но­го кор­пу­са жан­дар­мов, а поз­же комен­дан­та Зим­не­го двор­ца. Во вре­мя выступ­ле­ния в Думе князь Уру­сов пря­мо назвал его погромщиком.

При­шед­ший в мае 1882 года на сме­ну Игна­тье­ву Тол­стой в цир­ку­ля­ре от 9 июня уве­до­мил губер­на­то­ров, что они несут лич­ную ответ­ствен­ность за борь­бу с этим явле­ни­ем. Погро­мы осуж­дал и министр Дур­но­во. Шаги по урав­ни­ва­нию евре­ев в пра­вах с дру­ги­ми под­дан­ны­ми импе­рии пред­при­ня­ло пра­ви­тель­ство во гла­ве с Вит­те. В 1906 году был раз­ре­шён набор евре­ев в сту­ден­ты и воль­но­слу­ша­те­ли сверх уста­нов­лен­ной квоты.

Не обна­ру­же­но дока­за­тельств того, что погро­мы устра­и­ва­ли по при­ка­зу пра­ви­тель­ства или импе­ра­то­ра. Боль­шин­ство чинов­ни­ков, даже при­дер­жи­ва­ю­щих­ся кон­сер­ва­тив­ных взгля­дов, осуж­да­ло погро­мы, пони­мая: это нару­ше­ние зако­на и непо­ви­но­ве­ние вла­стям, кото­рые могут пере­ра­с­ти в революцию.

В 1883 году была созда­на пра­ви­тель­ствен­ная Вер­хов­ная комис­сия для пере­смот­ра зако­на о евре­ях. Она при­шла к тако­му выво­ду: там, где губер­на­то­ры при­ни­ма­ли реши­тель­ные меры для предот­вра­ще­ния погро­мов, их уда­лось избе­жать. Напри­мер, в Севе­ро-Запад­ном крае, кото­рый воз­глав­лял Эду­ард Тот­ле­бен. Этот факт ука­зы­ва­ет и на то, что погро­мы не орга­ни­зо­вы­ва­лись по коман­де «свер­ху» — ина­че губер­на­то­ры вряд ли осме­ли­лись бы им пре­пят­ство­вать. Нет досто­вер­ных дан­ных и о том, что погро­ма­ми руко­во­ди­ли так назы­ва­е­мые чер­но­со­тен­ные пар­тии — «Союз рус­ско­го наро­да» и «Союз Миха­и­ла Архан­ге­ла». Хотя в погро­мах, конеч­но, мог­ли участ­во­вать чле­ны этих орга­ни­за­ций, но по соб­ствен­ной ини­ци­а­ти­ве, а не по ука­за­нию пар­тий­ных лидеров.


Интеллигенция и пресса

Интел­ли­ген­ция так­же раз­де­ли­лась на два лаге­ря. Отри­ца­тель­но к евре­ям отно­си­лись сла­вя­но­фи­лы. Напри­мер, Иван Акса­ков в замет­ках о чер­те осёд­ло­сти, нелест­но отзы­вал­ся об иудеях:

«Если кто хоть раз в жиз­ни бывал на нашем юге и запад­ной окра­ине, там, где сво­бод­но живут евреи, и видел, ста­ло быть, соб­ствен­ны­ми гла­за­ми гнёт еврей­ства над рус­ским наро­дом, тот мог толь­ко дивить­ся народ­но­му дол­го­тер­пе­нию. Это гнёт дав­ний, нахаль­ный, круп­ный по резуль­та­там, неснос­ный по мелоч­но­сти, ещё более оскор­би­тель­ный по раз­но­пле­мён­но­сти и разноверию».

В лите­ра­ту­ре евре­ев так­же неред­ко изоб­ра­жа­ли бес­прин­цип­ны­ми мошен­ни­ка­ми и алч­ны­ми ростов­щи­ка­ми. Имен­но так пред­став­ле­ны евреи у Пуш­ки­на в «Ску­пом рыца­ре», Гого­ля в «Тара­се Буль­бе». Даже либе­рал Тур­ге­нев делал их толь­ко отри­ца­тель­ны­ми пер­со­на­жа­ми: таков, напри­мер, пре­да­тель и трус Гер­шель, глав­ный герой рас­ска­за «Жид». У Сал­ты­ко­ва- Щед­ри­на евреи — в основ­ном наг­лые, про­ныр­ли­вые, но в то же вре­мя трус­ли­вые и неуве­рен­ные в себя спе­ку­лян­ты, бир­же­ви­ки, откуп­щи­ки и, опять же, ростовщики.

Самым ярым про­тив­ни­ком евре­ев был Досто­ев­ский. В част­но­сти, он счи­тал, что осво­бо­див­ший­ся рус­ский народ встре­тил «шат­кость выс­ших сло­ёв обще­ства, века­ми уко­ре­нив­шу­ю­ся от него отчуж­дён­ность нашей интел­ли­ген­ции и в довер­ше­ние все­го дешёв­ку и жида». Далее писа­тель пре­ду­пре­ждал, что «если сам народ не опом­нит­ся, а интел­ли­ген­ция не помо­жет ему, то весь, цели­ком, в самое малое вре­мя очу­тит­ся в руках у все­воз­мож­ных жидов».

Важ­но отме­тить, что зна­чи­тель­ная доля интел­лек­ту­аль­ной эли­ты осуж­да­ла погро­мы и вооб­ще отно­ше­ние к евре­ям как к людям вто­ро­го сор­та. Напри­мер, Лев Тол­стой, Вла­ди­мир Коро­лен­ко, Мак­сим Горь­кий, Лео­нид Андреев.

Газе­ты и жур­на­лы осве­ща­ли еврей­ский вопрос в зави­си­мо­сти от сво­ей идеологии.

Под­дер­жи­ва­ю­щая монар­хи­че­ские, так назы­ва­е­мые чер­но­со­тен­ные пар­тии печать клей­ми­ла евре­ев чуть ли не в каж­дой пуб­ли­ка­ции и обви­ня­ла во всех гре­хах. Пра­вая монар­хи­че­ская газе­та «Рус­ское дело» писа­ла об умно­же­нии на Руси част­ных ком­мер­че­ских учи­лищ, кото­рые «осно­вы­ва­ют­ся, в боль­шин­стве слу­ча­ев, ста­ра­ни­я­ми и ижди­ве­ни­ем евре­ев». По мне­нию авто­ра, туда, «кро­ме евре­ев, идут вся­кие озор­ни­ки и лен­тяи, исклю­чён­ные из казён­ных учеб­ных заве­де­ний, и все они бла­го­по­луч­но кон­чат курс». Далее сле­до­вал вывод, что если так пой­дёт и даль­ше, рус­ским при­дёт­ся доволь­ство­вать­ся толь­ко сред­ним и низ­шим обра­зо­ва­ни­ем, а «твор­че­ские и рас­по­ря­ди­тель­ные функ­ции в обще­ствен­ных делах бла­го­склон­но возь­мут на себя евреи».

Та же газе­та встре­ти­ла в шты­ки изве­стие о выде­ле­нии для евре­ев мест в выс­ших учеб­ных заве­де­ни­ях сверх уста­нов­лен­ной нор­мы. Жур­на­лист срав­ни­вал это собы­тие со сда­чей Порт-Арту­ра и назы­вал даже более опас­ным для госу­дар­ства. В ста­тье пря­мо ука­зы­ва­лось, что после раз­де­ла сла­вян­ской сест­ры Поль­ши с рус­ским наро­дом ведут вой­ну шесть мил­ли­о­нов евре­ев и что «все­ми пре­зи­ра­е­мые евреи» ста­ли фак­ти­че­ски­ми хозя­е­ва­ми Рос­сии, «нало­жи­ли страш­ную руку на все про­из­вод­ствен­ные силы; захва­ти­ли глав­ные либе­раль­ные про­фес­сии: меди­ци­ну, адво­ка­ту­ру, печать».

Дру­гая чер­но­со­тен­ная газе­та, «Зем­щи­на», сооб­ща­ла, что бла­го­да­ря друж­бе с поли­ци­ей евре­ям схо­дят с рук все пре­ступ­ле­ния. Речь шла о кор­руп­ции в Мин­ской губер­нии, где бога­тым евре­ям раз­ре­ша­лось арен­до­вать зем­ли за пре­де­ла­ми чер­ты осёд­ло­сти. По мне­нию чер­но­со­тен­цев, имен­но евреи сто­я­ли за все­ми рево­лю­ци­он­ны­ми орга­ни­за­ци­я­ми в Рос­сии, Пер­вой рус­ской рево­лю­ци­ей, в част­но­сти за бес­по­ряд­ка­ми в июне 1905 года в Одессе.

Либе­раль­ное же «Рус­ское сло­во» в репор­та­же о погро­ме в поль­ском местеч­ке Бело­сток предупреждало:

«…зве­ри­ная сти­хия рас­тап­ты­ва­ет не толь­ко жизнь и сча­стие отдель­ных людей, но и выры­ва­ет огром­ную моги­лу. Над бело­сток­ски­ми тру­па­ми зани­ма­ет­ся кро­ва­вая заря гря­ду­щих бед­ствий, и не для еврей­ско­го толь­ко насе­ле­ния рус­ских запад­ных губер­ний, но бед­ствий, кото­рые отзо­вут­ся в отда­лён­ных угол­ках России».


Одним из послед­ствий погро­мов ста­ла мас­со­вая эми­гра­ция евре­ев из Рос­сий­ской импе­рии. После 1882 года уеха­ло несколь­ко десят­ков тысяч чело­век, в основ­ном в Евро­пу, США и Кана­ду. В 1906 году в Север­ную Аме­ри­ку пере­еха­ли 125 тысяч евре­ев, в 1907 году — 115 тысяч.

Пись­мо из Аме­ри­ка. Юдель Пэн. 1903 год

Вто­рым след­стви­ем антие­в­рей­ских инци­ден­тов было мас­со­вое вступ­ле­ние евре­ев, в первую оче­редь моло­дых людей, в рево­лю­ци­он­ные и сио­нист­ские пар­тии. Как извест­но, сре­ди вождей веду­щих левых пар­тий — эсе­ров, мень­ше­ви­ков и боль­ше­ви­ков — евре­ев было не мало.

Пред­ста­ви­те­ли еврей­ско­го рабо­че­го сою­за «Бунд» на демон­стра­ции в Пет­ро­гра­де. Март 1917 год. Неиз­вест­ный автор. Источ­ник: russiainphoto.ru

Конец Рос­сий­ской импе­рии не озна­чал конец погро­мов — послед­ний из них про­изой­дёт даже после Вто­рой миро­вой вой­ны.


Литература

  1. Иван Акса­ков о «реше­нии еврей­ско­го вопро­са». https://jewish.ru
  2. Анти­се­ми­тизм в Рос­сии как одна из при­чин воз­ник­но­ве­ния наци­о­наль­но­го еврей­ско­го дви­же­ния. jewishagency.org
  3. Бело­сток и Рос­сия. Газе­та «Дума». № 38. 6 июля 1906.
  4. Где закон­ность? Газе­та «Зем­щи­на». № 1388. 16 янва­ря 1910.
  5. Давид Заслав­ский. Евреи в рус­ской лите­ра­ту­ре. lechaim.ru
  6. Алек­сандр Миндлин. Еврей­ский вопрос в дея­тель­но­сти Н. П. Игна­тье­ва. library.by
  7. Еврей­ские погро­мы. Исто­ри­че­ская энцик­ло­пе­дия hrono. ru
  8. Непри­стой­ная про­по­ведь. Газе­та «Новый путь». № 1. 1906.
  9. И. Ано­сов. Из харь­ков­ско­го «Мир­но­го тру­да». Газе­та «Рус­ское дело». № 27. 1906.
  10. Пере­до­вая ста­тья. Газе­та «Рус­ское дело». № 34. 26 авгу­ста 1906.
  11. Погром в Бело­сто­ке. Газе­та «Дума». 2 июля 1906.
  12. Погро­мы. Элек­трон­ная еврей­ская энцик­ло­пе­дия. eleven.co
  13. П. Хво­стов. Фаб­ри­ка атте­ста­тов для евре­ев. Газе­та «Рус­ское дело». № 17. 29 апре­ля 1906.

Читай­те так­же «Пра­во­сла­вие и анти­се­ми­тизм. Иску­ше­ние вре­мён модер­на».

Поделиться