В 1948 году Голду Меир назначили первым послом Израиля в СССР. Должность она занимала меньше года, но за месяцы пребывания в Москве пережила немало событий. Например, однажды Меир встретилась в чешском посольстве с Ильёй Эренбургом — от прямой встречи писатель отказывался, хотя посол приглашала его. В воспоминаниях Голда Меир отметила, что Эренбург был пьян, и привела такой диалог:
— Я, к сожалению, не говорю по-русски, — сказала я. — А вы говорите по-английски?
Он смерил меня взглядом и ответил:
— Ненавижу евреев, родившихся в России, которые говорят по-английски.
— А я, — сказала я, — жалею евреев, которые не говорят на иврите или хоть на идиш.
Меир и Эренбург радикально расходились во взглядах. К примеру, Эренбург утверждал, что государство Израиль необходимо только для евреев капиталистических стран, где «процветает» антисемитизм — а в Советском Союзе нет «еврейского вопроса» и потому нет никакой нужды в отдельном государстве. Он даже приходил к выводу, что нет такого понятия, как «еврейский народ», и считал, что оно так же смешно, как если бы кто-то заключил, что люди с рыжими волосами — тоже отдельная национальность. В конце января 1953 года, в разгар юдофобной травли, он и вовсе напишет Сталину:
«…единственным радикальным решением еврейского вопроса в нашем социалистическом государстве является полная ассимиляция, слияние людей еврейского происхождения с народами, среди которых они живут. Это срочно необходимо для борьбы против американской и сионистской пропаганды, которая стремится обособить людей еврейского происхождения».
Вопреки уверениям Эренбурга, антисемитизм в послевоенном СССР «процветал» так же, как в «капиталистических странах», и принимал самые разные формы — от обычного бытового до окологосударственного. Приглашаем читателя узнать о самых громких делах с антиеврейским уклоном, посмотреть на знакомые факты с новой стороны и окунуться в мир пугающе-абсурдных городских легенд.
Часть 1,
в которой рассказывается о Деле Еврейского антифашистского комитета и Деле врачей, а также обсуждается, можно ли называть антисемитизм в СССР государственным
Еврейский антифашистский комитет был создан в 1942 году и объединил советских общественных и культурных деятелей еврейского происхождения. Главной целью комитета было влиять на общественное мнение за рубежом и привлекать иностранную помощь. И это удавалось — например, ЕАК собрал три миллиона рублей для танкового подразделения «Советский Биробиджан». Среди других заслуг — сбор информации о зверствах нацистов и публикации о них в прессе. У истоков комитета стояли государственные органы, но в чрезвычайных условиях войны его члены обладали достаточной свободой и действовали по своему усмотрению.
После войны комитет не прекратил работу: издавал газету «Эйникайт» («Единство»), готовил к выпуску книги. Так продолжалось до 1948 года, когда против Комитета началась тщательно организованная кампания. В январе погиб председатель комитета Соломон Михоэлс — его сбил грузовик. В случайность смерти мало кто поверил, и совершенно справедливо. Уже в 1953 году стало известно, что убийство Михоэлса организовали офицеры МГБ. По инициативе Лаврентия Берии преступление расследовали, а один из виновников рассказал на допросе:
«Поскольку уверенности в благополучном исходе операции во время „автомобильной катастрофы“ у нас не было, да и это могло привести к жертвам наших сотрудников, мы остановились на варианте — провести ликвидацию Михоэлса путём наезда на него грузовой машины на малолюдной улице».
Но вернёмся из «оттепельного» 1953-го в 1948 год. В ноябре комитет ликвидировали, а его участников арестовали. В чём причина репрессий? Скорее всего, сложились сразу несколько факторов. Известно, что Соломон Михоэлс ходатайствовал перед властями о евреях-беженцах, вернувшихся в Украину и Беларусь и просивших возвратить имущество и должности. Есть сведения, что ЕАК посылал Сталину меморандум с требованием противостоять антисемитизму и выделить в Крыму район для евреев-беженцев. Так или иначе, комитет обрёл излишнюю самостоятельность и перерос обязанности, предусмотренные для него государством. За это участники ЕАК и поплатились: 13 обвиняемых расстреляли 12 августа 1952 года, а биохимика Лину Штерн, лауреатку Сталинской премии, приговорили к 3,5 годам тюрьмы и пяти годам ссылки. Всех членов комитета реабилитировали уже в 1955 году.
Другим примером репрессий с антиеврейским уклоном стало Дело врачей. Его истоки уходят в 1948 год, когда сотрудница Кремлёвской больницы Лидия Тимашук передала электрокардиограмму Жданова его лечащим врачам и указала диагноз «инфаркт миокарда». Врачи Егоров и Майоров посчитали этот диагноз ошибочным, однако всего через три дня, 31 августа 1948 года, Жданов скончался.
Об инциденте почти забыли на четыре года, но летом 1952-го вспомнили. Жданова стали называть жертвой «врачей-вредителей». Дело начало раскручиваться, число жертв, пострадавших от «вредительского лечения» росло: врачей обвиняли в попытках убить маршалов Василевского, Конева и других. Сталин приказал расследовать «покушения».
Пик пришёлся на январь 1953 года. В газете «Правда» появилась «разоблачительная» статья «Подлые шпионы и убийцы под маской врачей». Она занимала сразу две полосы мелко набранного текста и прямо указывала, что Жданов и Щербаков стали жертвами «банды человекообразных зверей». Прозвучали конкретные фамилии и безапелляционно утверждалось, что они «куплены американской разведкой».
Всего в статье упомянуто девять докторов, шесть из которых были евреями. Арестовывали и других врачей — и евреев, и других национальностей. Дело не было чисто антисемитским, но сильно способствовало юдофобным настроениям. В печати звучали термины «сионисты», «бундовцы», «еврейские буржуазные националисты», которые становились синонимами слова «вредитель». Появились оскорбительные карикатуры и фельетоны. «Крокодил» не жалел эпитетов: «сионисты» оказывались на одной стороне с гитлеровцами (№ 3, 1953 год):
«Чёрная злоба против нашей великой страны объединила в одном стане американских и английских банкиров, владельцев колоний, пушечных королей, битых гитлеровских генералов, мечтающих о реванше, ватиканских наместников, адептов сионского кагала. На нашу землю проникают лазутчики из чуждого лагеря. Этот же лагерь вербует свою агентуру из числа тех внутренних эмигрантов в нашей стране, которые являются носителями пережитков буржуазной идеологии, частнособственнической психики и морали. Эта отверженная порода всё ещё пытается заявлять о своём презренном существовании. <…> Священный гнев и беспощадная кара советского народа обрушатся на банду врачей-отравителей».
Международная обстановка обострилась — теперь на мировой карте было отдельное еврейское государство, не готовое терпеть притеснения евреев. Министр иностранных дел Израиля Моше Шарет осудил преследование врачей. А 9 февраля 1953 года в советском посольстве в Тель-Авиве случился взрыв. Обошлось без погибших, но несколько человек были серьёзно ранены. Страны разорвали дипломатические отношения. Только значительно позже выяснилось, что взрыв устроили участники правой организации «Црифинское подполье», возмущённые антисемитизмом в СССР.
Ситуация переломилась со смертью Сталина. Ещё некоторые время СМИ по инерции продолжали антисемитские публикации. Но всего через месяц, 4 апреля, Министерство внутренних дел сообщило, что «…врачи были арестованы неправильно, без каких-либо законных оснований». Признали и пытки. Арестованных выпустили на свободу, а шельмование в прессе завершилось. Следователь по особо важным делам МГБ Николай Месяцев уже после распада СССР рассказывал в интервью:
«Большинство проходивших по „делу врачей“ были евреями — значит, раскручивается маховик антисемитизма, и это накладывается на кампанию борьбы с космополитизмом. Каково для авторитета страны, победившей фашизм? <…>
Искусственность сляпанного „дела врачей“ обнаруживалась без особого труда. Сочинители даже не позаботились о серьёзном прикрытии. Бесстыдно брали из истории болезни высокопоставленного пациента врождённые или приобретённые с годами недуги и приписывали их происхождение или развитие преступному умыслу лечащих врачей. Вот вам и „враги народа“».
После Дела врачей государственные репрессии с антиеврейским уклоном идут на спад — как и все другие, близка оттепель. Некоторые историки, например Геннадий Костырченко, и вовсе уверены, что главным виновником того, что антисемитизм на время стал частью государственной политики, был лично Сталин. Насколько такое обвинение справедливо — дискуссионный вопрос. Вместе с юдофобными делами одновременно разворачивались и атаки на генетиков, и жёсткий контроль театров и кино, и борьба с «безыдейными» писателями.
Дело врачей отметилось и долгосрочными неблагоприятными последствиями. Прессе и властям удалось посеять среди граждан недоверие ко всем врачам в целом — независимо от происхождения. Вот пример из перлюстрированного письма:
«У меня, видимо, общий ревматизм. Даже страшно идти к врачам после этого процесса. <…> Маринке буду давать только яблоки и морковь — вообще то, куда эти типы не могут всунуть свой длинный нос. <…> Ради бога, не будь ротозеем, не зевай и проверяй».
Подытожим. Официально в послевоенном СССР антисемитизма не существовало: в эти годы не появилось законов, как либо ущемляющих права евреев, не начались депортации. А советская Конституция по-прежнему гарантировала равноправие всем гражданам, независимо от национальности. Но репрессивная машина продолжала работать сразу в нескольких направлениях — и одно из них было антисемитским. Осмысленно или, скорее, нет, государство вытянуло на поверхность болезненные предрассудки, поощрило в гражданах подозрительность, предвзятость и жестокость.
Часть 2,
в которой рассказывается о бытовом антисемитизме и его корнях, последнем погроме и городских легендах
Отношение общества к евреям в СССР никогда не было простым и без государственного научения, а после войны стало совсем неоднозначным. Смешивались сразу несколько факторов. Во-первых, низовые антисемитские настроения, тянущиеся ещё с кровавого навета — представления о том, что евреи используют кровь других народов, чаще всего детей, для ритуалов. Во-вторых, антисемитская кампания 1948 года, предлагавшая, среди прочего, искать настоящие еврейские имена в литературных псевдонимах. Последствия этой кампании растянулись на десятилетия: Сахарова некоторые считали Цукерманом, а Солженицына — Солженицером. В‑третьих, сложные отношения с молодым Израилем и стремление многих евреев туда уехать. В‑четвёртых, слухи о том, что евреи не участвовали в войне и потому не сделали вклад в общую победу. Список можно продолжить.
Эти и другие обстоятельства порождали такое представление: евреи ущемлены и вынуждены скрываться, а потому оставляют друг другу скрытые послания. Распространялись слухи и о том, что евреи хотят отомстить советским народам за «соучастие» в геноциде и антисемитские настроения. В заговор верили не только обыватели: органы госбезопасности повсюду искали следы сионистской пропаганды — и в публичных высказываниях, и в личных письмах.
Эта кампания тоже отметилась долгосрочным влиянием на общественное мнение. Например, уже в брежневские десятилетия распространилась городская легенда, что дома на Новом Арбате спроектированы «архитекторами-евреями в виде Торы, раскрытой книги» [1]. Или версия попроще — пять домов символизируют Пятикнижие.
Впрочем, такие представления — просто детский лепет в сравнении со зловещей теорией, выдвинутой в 1990‑е годы членами общества «Память»:
«Линии московского метрополитена спроектированы так, что, когда их взорвут, на месте Москвы образуется звезда Давида» [2].
Во второй половине 1940‑х и в начале 1950‑х годов евреев чаще всего обвиняли в том, что они добывают детскую кровь для омолаживания, отравляют воду в школах, а под видом вакцин прививают болезни. Например, вскоре после публикации упомянутой статьи в «Правде» по стране обсуждают слухи, что «чьей-то соседке врач-еврей прописал аспирин, внутри которого оказалась проволока, или что где-то детям врач-еврей под видом прививки против туберкулёза сделал „прививку рака“» [3].
Другим распространённым обвинением становится продажа человеческого мяса. Здесь ксенофобия подпитывалась голодом, разрухой и нищетой. Впрочем, в каннибализме подозревали не только евреев, но и татар. Такие сплетни не были антисемитизмом в чистом виде.
Чуть ранее, в 1950 году, в Москве распространился слух, объединивший сразу две эти легенды. Город обсуждал, что в суде рассматривают дело евреев-каннибалов. Рассказчики не скупились на подробности, фантазируя о том, что похищенного ребёнка нашли в тайной комнате с перерезанной шеей. Кровь, конечно, была нужна для лекарства, а мясо — для продажи в казённых ларьках. Рассказывали, что участников грязного дела около ста, и большая часть из них евреи, а «русских только трое» [4].
Слухи так взбудоражили москвичей, что готовая к расправе толпа собралась около суда. Их с трудом успокоили объяснениями, что судят другого человека за совсем иное преступление.
Недоверие к евреям, подогреваемое сверху, в начале 1950‑х годов распространяется среди самых разных людей, независимо от уровня образования. Вот цитата преподавателя Киевского финансово-экономического института Ивана Брыка:
«…У меня просто кулаки чешутся против этой сволочи. И где же граница? Если у евреев есть свой Израиль и любимая ими Америка, то кому из них могу я верить. Если крупнейшие врачи оказались подлецами, то почему я должен верить еврею из института или аптекарю, они тоже могут меня и мою семью принести в жертву Трумэну или Эйзенхауэру…»
Если уж у преподавателя «зачесались кулаки», что говорить о других. Судить о настроениях в обществе после войны можно по письму фронтовиков-евреев, адресованному Сталину, от 12 октября 1945 года:
«Здесь сильно чувствуется влияние немцев. Борьбы с политическими последствиями их политического вредительства здесь не ведётся никакой. Здесь распоясались всякого рода националисты, порой с партийным билетом в кармане. <…> Здесь свирепствует ещё невиданный в нашей советской действительности АНТИСЕМИТИЗМ. Слово „жид“ или „бей жидов“ — излюбленный лозунг немецких фашистов, украинских националистов и царских черносотенцев — со всей сочностью раздаётся на улицах столицы Украины, в трамваях, в троллейбусах, в магазинах, на базарах и даже в некоторых советских учреждениях. В несколько иной, более завуалированной форме это имеет место в партийном аппарате, вплоть до ЦК КП(б)У. Всё это в конечном итоге и привело к еврейскому погрому, который недавно имел место в городе Киеве».
Речь в письме идёт о киевском погроме 4–7 сентября 1945 года, который иногда называют «последним погромом» в Украине и СССР. Его главной причиной стал пресловутый жилищный вопрос, который, смешавшись с юдофобией, превратился в гремучий коктейль ненависти. Возвращающиеся в Киев евреи хотели занять прежние квартиры, но в них уже жили другие люди — как правило, не евреи. Власти шли евреям навстречу и выселяли жильцов — как правило, не предоставляя другого дома. Из-за одного такого случая и начался погром.
Летом 1945 года семью Грабарей выгнали из квартиры прямо на улицу, и они попросили сына-красноармейца заступиться за них. Младший Грабарь вместе с сослуживцем Мельниковым избил заселившегося в квартиру Розенштейна — кстати, старшего лейтенанта и радиооператора отдела «Б» НКГБ УССР. Прохожие вступились за Розенштейна, ему удалось бежать. Дома он переоделся в форму, взял пистолет ТТ и вместе с женой отправился во двор к Грабарю и Мельникову. Конфликт предсказуемо закончился убийством: Розенштейн застрелил обоих нападавших и пытался бежать. Его быстро поймали и доставили в милицию.
На месте убийства собралась толпа, выкрикивавшая антисемитские лозунги. Жену Розенштейна и случайного прохожего тяжело избили. А затем на похоронах убитых Грабаря и Мельникова избили двух евреев, никак не относящихся к Розенштейнам — работника комитета по делам искусств Виктора Томского и работника областного отдела глухонемых Якова Шварцмана. Задержали только одного участника драки — беспартийного 22-летнего Геннадия Салацкого.
Информацию о погроме постарались скрыть, но она неизбежно разнеслась по стране в самых искажённых формах — менялось и число участников, и имена погибших, и другие детали. Властям удалось справиться с ситуацией: погромов и убийств больше не было. Но антисемитские настроения никуда не исчезли.
«Низовой» и «окологосударственный» антисемитизм по-разному определяли масштаб деятельности «вредителей». Если в статье «Правды» врачей-евреев изображали сионистскими шпионами, по американскому наказу убивающими исключительно высокопоставленных чиновников, то в массовом представлении евреи угрожали абсолютно всем. В сплетнях их жертвами становились самые обычные, беззащитные люди, нередко дети. А их безжалостные преступления разворачивались в таких местах, где может оказаться каждый: в аптеке, в детском саду, в больнице. Например, была такая легенда (орфография и пунктуация цитируются по источнику):
«Одна доктор еврейка предлагала детям выпить какую-то воду напиток, приготовленный, якобы, для того, чтобы дети не боялись инэкций. Дети не пили этой воды, говоря, что — «мы не будем пить с невкусным лекарством». Тогда зав. детсада, видя, что дети не пьют воду и из бачка (для питьевой воды в детсаду), послала пробу этой воды на анализ. Оказалось, что вся вода была заражена туберкулёзными бациллами. Эта докторша органами была арестована» [5].
Что интересно, в этой и других городских легендах предотвратить трагедию помогает «спаситель» — проницательный взрослый или ребёнок, который разгадывает коварный умысел. Это роднит городскую легенду с народной сказкой, где изобретательный герой побеждает злодея совершенно непредсказуемым способом.
Сюжет об «отравительнице» объединяет все стереотипы и придуман так, чтобы напугать как можно больше людей. «Вредители» в таких историях обычно действуют сообща, у них есть единая цель и «подполье». Заговор большого числа евреев вполне может произрастать ещё из теории о «Протоколах сионских мудрецов» (сейчас в России их содержание признано экстремистским). Этот подложный документ впервые опубликовали на русском ещё в 1903 году (изначально «Протоколы» написаны на французском). Если попытаться передать содержание кратко, то документ описывает, как евреи должны действовать, чтобы добиться власти над всем миром. Среди методов упоминаются насаждение культа денег, подкуп прессы, распространение порнографии и многое другое.
По содержанию и замыслу «Протоколы» сходны с «Планом Даллеса». Многократно доказано, что документ — подделка, но он и сегодня нередко всплывает в конспирологических теориях. В СССР обывателям термин «Протоколы сионских мудрецов» мог быть неизвестен, однако представление о «еврейском заговоре» глубоко укоренилось и приносило горькие плоды даже в 1940–1950‑е годы.
Часть третья,
в которой рассказываются анекдоты и подводятся итоги
Бытовой антисемитизм проявлял себя не только в слухах, городских легендах и личных конфликтах, но и в сфере на первый взгляд безобидной — в анекдотах. Евреи часто становились героями жанра, и, надо заметить, не всегда юмор был прямо-таки оскорбительным и жестоким. Чаще всего в анекдотах евреи предстают эдакими трикстерами, способными кого угодно обмануть, обойти запреты и извлечь выгоду из любой ситуации:
Вассерман приходит устраиваться на работу. Начальник отдела кадров посмотрел в его паспорт и говорит:
— На «-ман» — не берём!
Потом заходит Рабинович и получает ответ:
— На «-вич» — не берём!
Рабинович доходит до двери, оборачивается и спрашивает— Скажите, а на что вы берёте?
Начальник отдела:
— На «-ко».
Рабинович подходит к двери и весело кричит в неё:
— Коган, заходи!
Менее безобидные примеры тоже встречаются. Так анекдот-загадка ставил под сомнение участие евреев в боях на фронтах Второй мировой:
Один русский — пьяница.
Два русских — драка.
Десять русских — очередь в шинок (шалман).
Много русских — фронт.
Один еврей — лауреат.
Два еврея — блат.
Десять евреев — наркомат.
Много евреев — тыл.
Или иной вариант текста:
Один еврей — лавка.
Два еврея — блат.
Три еврея — наркомат.
Четыре еврея — крепкий тыл страны.
Один Иван — пьян.
Два Ивана — драка.
Три Ивана — строительство Беломорканала.
Четыре Ивана — передний край.
Анекдот задевает и русских, и евреев — но подвиг первых не оспаривается. Другие сомнительные анекдоты потешаются над без разбора приписываемые евреям черты характера. Например, бережливость за гранью жадности.
Хутор. Западная Украина. Приходит мужчина, стучит в дверь. Открывает пожилая украинка.
— Здравствуйте!
— Здравствуйте!
— Это вы в 43‑м году три дня укрывали еврейского мальчика от немцев?
— Да.
— Так это я! Кепочку верните, пожалуйста.
Для желающих посмеяться над «еврейской жадностью» была и более лаконичная история:
— Что такое еврейская дилемма?
— Бесплатная ветчина.
Насколько взаимосвязаны анекдоты о евреях с бытовым антисемитизмом — вопрос хитрый. С одной стороны, анекдоты рассказывали обо всех без исключения, доставалось не только евреям — и русским, и украинцам, и татарам, и грузинам, и особенно чукчам. С другой — в анекдотах муссируются вредные стереотипы о нациях и якобы присущих им чертах. Они убедительнее газет и слухов поддерживали недоверие и предвзятость, легко передавали их из поколения в поколения и создавали почву, в которой антисемитизму было комфортно существовать десятилетиями.
Достигнув пика в начале 1953 года, антисемитские настроения уже весной идут на спад. Сказывается и оправдание «вредителей», и признание всех обвинений против них ложными, и прекращение травли в прессе. Конечно, по щелчку пальцев унять антисемитизм было невозможно, но власти и пресса перестали ему потворствовать, и для успокоения большинства этого было достаточно. Но меньшинство осталось. Так, жители сибирской деревни Гурьевки даже в 1960‑е годы по-прежнему боялись ложиться в больницу. Они верили, что врачи подвешивают больных на крюках и выкачивают из них кровь на продажу.
Однако передышка была временной. Уже в 1960‑е годы начнётся кампания «все на борьбу с мацой», «переубеждение» желающих эмигрировать в Израиль как жертв «сионистской пропаганды», а израильтян будут называть не иначе как «военщиной» и «агрессорами». Антисемитизм примет новые формы, соответствующие эпохе.
Рекомендуемые источники и литература
Если вас заинтересовала тема репрессий, автор рекомендует изучить подборку документов в Архиве Александра Яковлева. Для погружения в мир городских легенд и слухов (не только антисемитских) нет книги лучше, чем «Опасные советские вещи. Городские легенды и страхи в СССР» Александры Архиповой* и Анны Кирзюк. Тысячи анекдотов на всевозможные темы ждут читателя в издании «Советский анекдот. Указатель сюжетов» Михаила Мельниченко.
* Считается иноагентом.
Примечания
1–5. Цит. по «Опасные советские вещи». Александра Архипова, Анна Кирзюк.
Читайте также «Где партизан — там и еврей, где еврей — там и партизан».
Подписывайтесь на телеграм-канал автора о книгах «Зимогор».