Русская православная церковь во время Русско-японской войны

До Октябрь­ской рево­лю­ции воен­ное духо­вен­ство игра­ло важ­ную роль в воору­жён­ных силах Рос­сий­ской импе­рии. Свя­щен­ни­ки неред­ко рис­ко­ва­ли жиз­нью, выхо­дя на пере­до­вую во вре­мя бое­вых дей­ствий. Так было и во вре­мя Рус­ско-япон­ской войны.

Офи­ци­аль­но Рус­ская пра­во­слав­ная цер­ковь под­дер­жа­ла мир­скую власть, хотя мно­гие рели­ги­оз­ные дея­те­ли кри­ти­ко­ва­ли поли­ти­че­ские реше­ния на Даль­нем Восто­ке. Тем не менее свя­щен­ни­ки на фрон­те и в тылу выпол­ня­ли свой долг: под­дер­жи­ва­ли бое­вой дух сол­дат и про­во­ди­ли хри­сти­ан­ские обряды.

VATNIKSTAN рас­ска­зы­ва­ет, каки­ми при­чи­на­ми пред­ста­ви­те­ли РПЦ объ­яс­ня­ли вой­ну, как цер­ковь помо­га­ла ране­ным, а так­же какую важ­ную зада­чу взя­ла на себя пра­во­слав­ная мис­сия в Японии.


Церковь о причинах войны и неудач России

Когда нача­лась вой­на с Япо­ни­ей, во всех пра­во­слав­ных хра­мах импе­рии зачи­та­ли мани­фест Нико­лая II и отслу­жи­ли молеб­ны о даро­ва­нии побе­ды рус­ско­му воин­ству. С пер­вых дней цер­ковь при­зы­ва­ла паст­ву не жалеть себя для защи­ты оте­че­ства. «Туль­ские епар­хи­аль­ные ведо­мо­сти» обра­ти­лись к читателям:

«Слу­жить Рус­ской зем­ле мож­но, толь­ко любя её. Про­шла пора хваст­ли­во­го квас­но­го пат­ри­о­тиз­ма. При­спе­ло вре­мя рабо­ты во имя наци­о­наль­ных иде­а­лов. Рус­ские люди не хотят вой­ны. Бог судил вой­ну, и мы будем вое­вать, будем уже гово­рить о войне, а не о мире».

«Рос­сия зна­ет, что тяжё­лые испы­та­ния посы­ла­ют­ся Богом за какие-либо пре­гре­ше­ния наши. И в наро­де воз­ник­ло чув­ство пока­я­ния, хра­мы пере­пол­ни­лись моля­щи­ми­ся. Не похваль­бой, не шови­ни­сти­че­ски­ми кри­ка­ми долж­ны мы в эту мину­ту про­во­жать наши вой­ска на подвиг, но с созна­ни­ем, что нет побе­ды без воли Божьей».

Одна­ко неко­то­рые цер­ков­но­слу­жи­те­ли виде­ли при­чи­ны вой­ны не толь­ко в «гос­под­ней воле», но и объ­яс­ни­ли про­ис­хо­дя­щее с пози­ций гео­по­ли­ти­ки. В тех же «Туль­ских епар­хи­аль­ных ведо­мо­стях» писали:

«Вой­на Рос­сии с Япо­ни­ей — исто­ри­че­ская необ­хо­ди­мость. Столк­ну­лись инте­ре­сы двух дер­жав. Рос­сия дав­но дви­жет­ся на Восток, туда, к даль­не­му оке­а­ну, где даль­но­вид­ные поли­ти­ки видят буду­щее Рос­сии. <…> необ­хо­ди­мо, для неза­ви­си­мо­сти от дав­ле­ния дру­гих дер­жав, стать твёр­дой ногой на восточ­ной окра­ине Рос­сии, у Тихо­го оке­а­на. Толь­ко тогда откро­ет­ся нам „окно в Азию“».

При­чи­ны пора­же­ний в войне на Даль­нем Восто­ке боль­шин­ство свя­щен­ни­ков трак­то­ва­ли как нака­за­ние наро­да и вла­стей за гре­хи. Имен­но эта пози­ция пре­об­ла­да­ла в про­по­ве­дях, выступ­ле­ни­ях духо­вен­ства в газе­тах и жур­на­лах. В част­но­сти, свя­той Иоанн Крон­штадт­ский писал в дневнике:

«Вождь наше­го воин­ства Алек­сей Нико­ла­е­вич Куро­пат­кин оста­вил все под­не­сён­ные ему ико­ны в пле­ну у япон­цев − языч­ни­ков, меж­ду тем как мир­ские вещи все захва­тил. Како­во отно­ше­ние к вере и свя­тыне цер­ков­ной! За то Гос­подь не бла­го­слов­ля­ет ору­жия наше­го и вра­ги побеж­да­ют нас. За то мы ста­ли в посме­я­ние и попра­ние всем вра­гам нашим».

Пла­кат вре­мён Рус­ско-япон­ской войны

В сло­ве «О страш­ном поис­ти­не Суде Божи­ем, гря­ду­щем и при­бли­жа­ю­щим­ся» Иоанн Крон­штадт­ский говорил:

«…от неве­рия в Бога, упад­ка нрав­ствен­но­сти, от бес­смыс­лен­но­го тол­стов­ско­го уче­ния не про­тивь­ся злу, сле­дуя кото­ро­му сдал­ся на капи­ту­ля­цию Порт-Артур, воен­ные суда сда­ют­ся в постыд­ный плен со всем инвентарём».

Иоанн Крон­штадт­ский

Впро­чем, не все пред­ста­ви­те­ли церк­ви согла­ша­лись с такой трак­тов­кой собы­тий. Были и те, кто видел при­чи­ны пора­же­ния в ошиб­ках пра­ви­тель­ства, него­тов­но­сти к войне воору­жён­ных сил и госу­дар­ства в целом. Напри­мер, извест­ный мис­си­о­нер Нико­лай Япон­ский (Касат­кин), осно­вав­ший пра­во­слав­ную цер­ковь в Япо­нии, пря­мо обви­нял рус­ское пра­ви­тель­ство в жад­но­сти и не гово­рил откровенно:

«А рус­ско­му пра­ви­тель­ству всё кажет­ся мало, и ширит оно свои вла­де­ния всё боль­ше и боль­ше; да ещё каки­ми спо­со­ба­ми! Мань­чжу­ри­ей завла­деть, отнять её у Китая, раз­ве доб­рое дело? Ну вот и пусть теперь хва­лят­ся сво­им неслы­хан­ным позо­ром пора­же­ния. Оче­вид­но, Бог не с нами был, пото­му что мы нару­ши­ли правду».

Нико­лай Японский

Неспра­вед­ли­вую, по его мне­нию, вой­ну Нико­лай Япон­ский назы­вал «нечи­стым актом рус­ско­го пра­ви­тель­ства», пото­му она и «при­ве­ла стра­ну к бед­ствию». Свя­щен­ник-либе­рал Гри­го­рий Пет­ров, высту­пав­ший с про­по­ве­дя­ми в газе­те «Рус­ское сло­во», видел исто­ки неудач на фрон­тах в бес­пра­вии и отста­ло­сти угне­тён­но­го рус­ско­го наро­да, отры­ве его от благ цивилизации:

«Гово­рят, буд­то вся при­чи­на неудач­ли­вой вой­ны нашей с япон­ца­ми в том, что мы, рус­ские, не были гото­вы для серьёз­ной вой­ны на Даль­нем Восто­ке? <…> Для борь­бы с иным серьёз­ным вра­гом мы гото­вы? На миро­вом рын­ке тор­гов­ли и про­мыш­лен­но­сти мы гото­вы для серьёз­ной эко­но­ми­че­ской борь­бы? В борь­бе с царя­щим в стране народ­ным неве­же­ством, с рас­ту­щим повсе­мест­но разо­ре­ни­ем и обни­ща­ни­ем кре­стьян­ства мы гото­вы серьёз­но? Воору­же­ны как сле­ду­ет: собра­ли и соби­ра­ем луч­шие силы?»

Пет­ров в обра­ще­нии к чита­те­лям в честь наступ­ле­ния 1905 года гово­рит, что вой­на про­тив­на чело­ве­че­ской при­ро­де, что её мож­но объ­яс­нить раци­о­наль­но, но нрав­ствен­но, с пози­ций чело­ве­че­ской и хри­сти­ан­ской эти­ки — невоз­мож­но. Про­по­вед­ник счи­тал, что истреб­ле­ние людей друг дру­гом угод­но дья­во­лу, но не богу:

«Как мог­ло вооб­ще начать­ся подоб­ное кро­во­про­ли­тие? Как на вер­шине циви­ли­за­ции может быть вой­на? Разу­мом, интел­лек­том понять и объ­яс­нить мож­но. Но как это при­ми­рить с серд­цем. Как оправ­дать чув­ства­ми? Как дока­зать, что циви­ли­за­ция впра­ве направ­лять волю наро­да на вза­им­ное истребление?»

«Тор­же­ство куль­ту­ры, век циви­ли­за­ции и семи­днев­ные бои с сот­нею тысяч тру­пов — ведь это же кошмар!»

Свя­щен­ник при­хо­дит к выво­ду, что в «кро­ва­вом пожа­ри­ще на Даль­нем Восто­ке» вино­ват не толь­ко рус­ский народ, но и всё чело­ве­че­ство. И рус­ско­му наро­ду необ­хо­ди­мо не гор­дить­ся мни­мой бого­из­бран­но­стью, а чисто­сер­деч­но пока­ять­ся в прегрешениях:

«И не гор­дою, над­мен­ною похваль­бою нам сле­ду­ет отве­тить на роко­вой урок исто­рии, не само­уве­рен­ным и дерз­ким утвер­жде­ни­ем: „С нами Бог!“ Бог-то, несо­мнен­но, с нами, как рав­но и со все­ми дру­ги­ми наро­да­ми вооб­ще, да мы-то с Богом ли?»

Гри­го­рий Петров

Участ­во­вав­ший в войне пол­ко­вой свя­щен­ник Мит­ро­фан Среб­рян­ский был убеж­дён­ным монар­хи­стом. Одна­ко и он при­зна­вал, что рус­ские воору­жён­ные силы не гото­вы к войне, ком­му­ни­ка­ции рас­тя­ну­ты, а вое­вать на отда­лён­ной от цен­тра тер­ри­то­рии очень трудно:

«Не знаю, как бы дру­гая чья-нибудь армия выдер­жа­ла себя здесь, созна­вая, что под­держ­ка при­дёт очень не ско­ро, да и воюя-то сре­ди чуж­до­го наро­да, китай­цев. А мы, сквер­ные, нику­да не год­ные, „кое-какие“, по при­го­во­ру сво­их и чужих судей, хотя чужие, кажет­ся, мень­ше, чем свои, заме­ча­ют у нас гре­хи и судят…»


Священники на фронте и в тылу

Воен­ные свя­щен­ни­ки слу­жи­ли в шта­те каж­до­го пол­ка и на всех боль­ших кораб­лях. Неред­ко так­же у пол­ков были свои хра­мы и поход­ные часов­ни. И во вре­мя Рус­ско-япон­ской вой­ны пред­ста­ви­те­ли церк­ви выпол­ня­ли долг: про­во­ди­ли при­ча­стия и дру­гие обря­ды, собо­ро­ва­ли ране­ных и боль­ных, под­дер­жи­ва­ли уми­ра­ю­щих в послед­ние часы.

Что­бы под­нять бое­вой дух воин­ства, капел­ла­ны не толь­ко обра­ща­лись к сол­да­там и офи­це­рам с про­по­ве­дя­ми, но и сами выхо­ди­ли на пере­до­вую. Участ­ник Цусим­ско­го сра­же­ния Вла­ди­мир Семё­нов вспо­ми­нал, что иеро­мо­нах Наза­рий с тяжё­лым ране­ни­ем осе­нял моря­ков крёст­ным зна­ме­ни­ем до тех пор, пока не поте­рял созна­ние. Каж­дый день в дей­ству­ю­щей армии и на фло­те свя­щен­ни­ки слу­жи­ли моле­бен «О даро­ва­нии побе­ды». Во вре­мя утрен­них и вечер­них молитв поми­на­ли «вои­нов, на поле бра­ни за Веру, Царя и Оте­че­ство живот свой поло­жив­ших». Неко­то­рые свя­щен­ни­ки помо­га­ли меди­кам в гос­пи­та­лях забо­тить­ся о раненых.

Ране­ные в пала­те лаза­ре­та. Фото Вик­то­ра Бул­лы. 1904 год. Источ­ник: russiainphoto.ru

В тылу тоже кипе­ла рабо­та. В Сиби­ри и Евро­пей­ской части Рос­сии при хра­мах на день­ги при­хо­дов и пожерт­во­ва­ния бла­го­тво­ри­те­лей устра­и­ва­лись лаза­ре­ты для ране­ных. Дава­ли кров постра­дав­шим и боль­шие мона­сты­ри. Часто в мона­стыр­ских и при­ход­ских гос­пи­та­лях сол­дат и мат­ро­сов не толь­ко лечи­ли, но и обу­ча­ли гра­мо­те и счё­ту. При цер­ков­ных лаза­ре­тах откры­ва­лись биб­лио­те­ки с лите­ра­ту­рой раз­ных жан­ров, но с пре­об­ла­да­ни­ем духов­ной. Часть тяже­ло­ра­не­ных и полу­чив­ших инва­лид­ность вои­нов оста­ва­лась на попе­че­нии мона­сты­рей и при­хо­дов после выхо­да из гос­пи­та­лей. Семьям погиб­ших и ране­ных помо­га­ли как цер­ков­ные общи­ны, так и отдель­ные люди. Част­ные бла­го­тво­ри­те­ли не огра­ни­чи­ва­лись разо­вы­ми пожерт­во­ва­ни­я­ми, а забо­ти­лись о под­опеч­ных дли­тель­ное время.

Отец Иоанн (Иван) — свя­щен­ник Дво­рян­ско­го отря­да. 7 авгу­ста 1904 года. Фото Пет­ра Пост­ни­ко­ва. Источ­ник: russiainphoto.ru

Цер­ковь так­же помо­га­ла воен­но­плен­ным. Глав­ную роль здесь сыг­ра­ла Рус­ская пра­во­слав­ная мис­сия в Япо­нии, создан­ная епи­ско­пом Нико­ла­ем Япон­ским. Мис­си­о­не­ры уха­жи­ва­ли за моги­ла­ми рус­ских вои­нов в Китае и Япо­нии, а на пожерт­во­ва­ния воз­во­ди­ли часов­ни и памят­ни­ки на кладбищах.

Пере­нос­ка пра­ха погиб­ших. Порт-Артур. 1904 год. Фото неиз­вест­но­го авто­ра. Источ­ник: russiainphoto.ru

В Рус­ско-япон­скую вой­ну цер­ковь ста­ла одной из опор обще­ства и армии. Упо­мя­ну­тые фак­ты дока­зы­ва­ют, что отдель­ные пред­ста­ви­те­ли РПЦ не под­дер­жи­ва­ли офи­ци­аль­ную пози­цию вла­стей и духо­вен­ства. Одна­ко госу­дар­ство стро­го кон­тро­ли­ро­ва­ло цер­ков­но­слу­жи­те­лей, и откро­вен­ных про­те­стов про­тив поли­ти­че­ской воли само­дер­жа­вия не было. В посла­нии апо­сто­ла Пав­ла гово­рит­ся: «Вся­кая душа да будет покор­на выс­шим вла­стям, ибо нет вла­сти не от Бога», — и духов­ное сосло­вие сле­до­ва­ло это­му посту­ла­ту. Свя­щен­ни­ки мог­ли рас­хо­дить­ся в оцен­ках при­чин вой­ны, но цер­ковь не оста­ва­лась в сто­роне: помо­га­ла ране­ным, семьям постра­дав­ших и погибших.


Дополнительная литература

  1. Вла­ди­слав Аксё­нов. Рус­ский мир и клир. Поче­му к 1917 году рос­си­яне разо­ча­ро­ва­лись в церкви.
  2. Дея­тель­ность Рус­ской пра­во­слав­ной церк­ви на фоне собы­тий Рус­ско-япон­ской вой­ны 1904–1905 годов. Выпуск­ная ква­ли­фи­ка­ци­он­ная рабо­та обу­ча­ю­ще­го­ся по направ­ле­нию под­го­тов­ки 48.04.01 Тео­ло­гия заоч­ной фор­мы обу­че­ния, груп­пы 87001556 Мар­ты­но­ва Дени­са Николаевича
  3. Миха­ил Шка­ров­ский. Рус­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь в XX веке spbda.ru
  4. Еле­на Ледов­ских. Рус­ская пра­во­слав­ная цер­ковь и госу­дар­ство в нача­ле XX века. www.vestnik.vsu.ru

Читай­те так­же «Рус­ская пра­во­слав­ная цер­ковь во вре­мя Рево­лю­ции 1905–1907 годов».

Поделиться