Невероятные приключения экзистенциалистов в СССР. Как Сартр и Бовуар путешествовали по Советскому Союзу

В 1962 году Совет­ский Союз посе­тил Жан-Поль Сартр и Симо­на де Бову­ар — фран­цуз­ские писа­те­ли и извест­ные левые интел­лек­ту­а­лы. Супру­ги уже быва­ли в СССР в 1950‑х годах, но оста­лись недо­воль­ны тем, что уви­де­ли толь­ко тури­сти­че­ские места и смог­ли пооб­щать­ся лишь с пред­ста­ви­те­ля­ми интел­ли­ген­ции. На этот раз Сартр и Бову­ар пла­ни­ро­ва­ли узнать поболь­ше о жиз­ни в Стране Советов.

Рас­ска­зы­ва­ем, чем был выго­ден визит зна­ме­ни­тых ино­стран­цев вла­стям СССР, поче­му не все радо­ва­лись встре­че с фран­цуз­ски­ми гостя­ми, какие горо­да посе­ти­ли супру­ги и с кем из мест­ных жите­лей им уда­лось познакомиться.


Сартр, Бовуар и СССР: общие интересы и социализм

К 1960‑м годам Сартр и Бову­ар были не про­сто извест­ны­ми интел­лек­ту­а­ла­ми, но и актив­ны­ми поли­ти­че­ски­ми фигу­ра­ми. Сартр, сто­рон­ник соци­а­ли­сти­че­ских идей и кри­тик импе­ри­а­лиз­ма, искал воз­мож­но­сти луч­ше понять, как рабо­та­ет соци­а­ли­сти­че­ская систе­ма на прак­ти­ке. Хотя писа­тель был кри­тич­но настро­ен к неко­то­рым аспек­там совет­ско­го режи­ма, его инте­рес к СССР как к аль­тер­на­ти­ве капи­та­ли­сти­че­ско­му миру был искрен­ним. Симо­на де Бову­ар, его жена и актив­ная феми­нист­ка, под­дер­жи­вав­шая борь­бу за пра­ва жен­щин и мень­шинств, тоже виде­ла в соци­а­лиз­ме потен­ци­аль­ную модель более спра­вед­ли­во­го общества. 

На момент поезд­ки в СССР Жан-Поль Сартр и Симо­на де Бову­ар уже были извест­ны во всем мире как веду­щие интел­лек­ту­а­лы сво­е­го вре­ме­ни. Сартр стал глав­ным пред­ста­ви­те­лем экзи­стен­ци­а­лиз­ма — фило­со­фии, кото­рая утвер­жда­ла, что люди сво­бод­ны выби­рать судь­бу и несут пол­ную ответ­ствен­ность за свои реше­ния. Клю­че­вая рабо­та «Бытие и ничто» сде­ла­ла Сарт­ра куль­то­вой фигу­рой в фило­со­фии, а худо­же­ствен­ные про­из­ве­де­ния, такие как роман «Тош­но­та» и пье­са «За закры­ты­ми две­ря­ми», иссле­до­ва­ли слож­ность чело­ве­че­ской сво­бо­ды и смысл существования.

Сартр актив­но участ­во­вал в поли­ти­ке: высту­пал про­тив коло­ни­а­лиз­ма и под­дер­жи­вал борь­бу Алжи­ра за неза­ви­си­мость, кри­ти­ко­вал вой­ну во Вьет­на­ме и аме­ри­кан­ский империализм.

Жан-Поль Сартр в уни­вер­си­те­те Фрай­бур­га. Фото Вил­ле Пра­ге­ра. 1953 год. Источ­ник: commons.wikimedia.org

Симо­на де Бову­ар тоже была вли­я­тель­ной фигу­рой. Кни­га «Вто­рой пол» (1949) сде­ла­ла Бову­ар одной из осно­во­по­лож­ниц совре­мен­но­го феми­низ­ма. В этой рабо­те писа­тель­ни­ца утвер­жда­ла, что обще­ство навя­зы­ва­ет жен­щи­нам опре­де­лён­ные роли и жен­щи­ны долж­ны бороть­ся за свою сво­бо­ду. Текст стал насто­я­щим мани­фе­стом для жен­щин по все­му миру и изме­нил пони­ма­ние жен­ской иден­тич­но­сти. Как и Сартр, Бову­ар актив­но участ­во­ва­ла в поли­ти­че­ских дви­же­ни­ях, под­дер­жи­ва­ла пра­ва жен­щин и высту­па­ла про­тив соци­аль­но­го неравенства.

Симо­на де Бову­ар. 1949 год

Для совет­ских вла­стей при­езд таких вли­я­тель­ных запад­ных интел­лек­ту­а­лов был отлич­ной воз­мож­но­стью про­де­мон­стри­ро­вать силу и успе­хи соци­а­ли­сти­че­ской систе­мы и улуч­шить свой образ в гла­зах миро­вой обще­ствен­но­сти. Про­па­ган­да пыта­лась исполь­зо­вать при­езд Сарт­ра и Бову­ар для леги­ти­ми­за­ции дости­же­ний совет­ско­го строя и смяг­че­ния запад­ной критики.

Визит пары стал воз­мо­жен бла­го­да­ря тому, что с обе­их сто­рон были вза­им­ные инте­ре­сы. Сартр и Бову­ар стре­ми­лись не толь­ко рас­ши­рить свои зна­ния, но и участ­во­вать в диа­ло­гах, кото­рые мог­ли бы повли­ять на гло­баль­ные поли­ти­че­ские про­цес­сы. Совет­ское пра­ви­тель­ство, при­гла­шая столь извест­ных гостей, наде­я­лось на укреп­ле­ние свя­зей с запад­ной интел­ли­ген­ци­ей и, воз­мож­но, даже на более лояль­ное отно­ше­ние к СССР со сто­ро­ны Сарт­ра и его окружения.


Москва, часть первая: поэтический вечер Вознесенского

1 июня 1962 года Сартр и Бову­ар при­ле­те­ли из Пари­жа в Моск­ву.  Бли­жай­шие дни пара про­ве­ла в кру­гах совет­ской интел­ли­ген­ции: с Кон­стан­ти­ном Симо­но­вым, женой Эрен­бур­га Любо­вью Козин­цо­вой, Алек­сан­дром Кор­ней­чу­ком, сек­ре­та­рём фран­цуз­ско­го отде­ле­ния Сою­за писа­те­лей и лите­ра­тур­ным кри­ти­ком и пере­вод­чи­ком Лени­ной Зони­ной, с кото­рой у Сарт­ра закру­тит­ся боль­шой роман, и ещё несколь­ки­ми пред­ста­ви­те­ля­ми интел­ли­ген­ции. Был сре­ди них и Андрей Воз­не­сен­ский, кото­рый при­гла­сил фран­цу­зов на поэ­ти­че­ский вечер в рай­он­ную библиотеку.

Жан-Поль Сартр, Симо­на де Бову­ар и Лени­на Зони­на. 1962 год

На вече­ре Воз­не­сен­ский отве­чал на кри­ти­ку сво­их про­из­ве­де­ний, толь­ко вышед­шую в «Лите­ра­тур­ной газе­те». Поэт читал сти­хи, зал взры­вал­ся апло­дис­мен­та­ми. Сартр и Бову­ар, бла­го­да­ря Зони­ной, при­со­еди­ня­лись к обще­му лико­ва­нию. Пуб­ли­ка обсуж­да­ла сти­хи и хва­ли­ла поэта. Но были и казу­сы. В мему­а­рах Бову­ар писала:

«Под­ня­лась одна учи­тель­ни­ца лет соро­ка и ста­ла зачи­ты­вать длин­ный пере­чень упрё­ков: она вме­ня­ла в вину Воз­не­сен­ско­му его неяс­ность; её две­на­дца­ти­лет­ние уче­ни­ки ниче­го не пони­ма­ют. (Воз­ра­же­ния, смех.) Он упо­треб­ля­ет непо­нят­ные сло­ва, такие как химе­ра. (Смех, кри­ки.) Под гром­кий насмеш­ли­вый гул она невоз­му­ти­мо про­дол­жа­ла свою обви­ни­тель­ную речь. “И она пре­по­да­ёт лите­ра­ту­ру нашим детям. Какой стыд!” — кри­ча­ли подростки».

В целом вечер про­шёл во все­об­щем пре­воз­не­се­нии сти­хов Воз­не­сен­ско­го. 

Появ­ле­ние Сарт­ра где-либо про­из­во­ди­ло фурор: миро­вая звез­да фило­со­фии здесь, в Рос­сии, совсем близ­ко. Неуди­ви­тель­но, что каж­дое пуб­лич­ная встре­ча фран­цу­за при­тя­ги­ва­ла инте­ре­су­ю­щих­ся людей. Вот так вре­мя это опи­сы­ва­ет Алек­сандр Мои­се­е­вич Пяти­гор­ский, в буду­щем извест­ный философ:

«Може­те себе пред­ста­вить тако­го утон­чён­но­го интел­ли­ген­та, про­сто чело­ве­ка, у кото­ро­го интел­лект из ушей и нозд­рей лез, как Сартр. И когда он пер­вый раз при­е­хал в Моск­ву, мои дру­зья гово­ри­ли: хоть кра­еш­ком бы гла­за на него посмот­реть. Но я все­гда был чело­ве­ком рез­ким и невос­пи­тан­ным, гово­рил: дерь­мо это (то есть пере­кла­ды­вал на него рефлексию).

<…>

То есть, конеч­но, по срав­не­нию с Сарт­ром, я думал, я какой-то пар­ти­зан, тай­ком про­брав­ший­ся к фило­со­фии задвор­ка­ми. Мне было про­тив­но всё, что он гово­рил здесь, я гово­рил друзьям:

— Ну это же пош­лость, вы что, ребя­та, с ума сошли?

— Но ведь он же всё так тон­ко чувствует.

А я тогда сказал: 

— Так вы с ним ско­ро дочув­ству­е­тесь до новой Октябрь­ской, тогда поговорим».


Москва, часть вторая: лаборатория Фейгенберга

Сартр хотел позна­ко­мить­ся с Иоси­фом Мои­се­е­ви­чем Фей­ген­бер­гом — иссле­до­ва­те­лем, изу­чав­шим пси­хо­фи­зио­ло­гию и веро­ят­ност­ное про­гно­зи­ро­ва­ние пове­де­ния людей. Ско­рее все­го, Сартр узнал о Фей­ген­бер­ге от  пси­хо­ло­га Алек­сандра Лурии, кото­рый и дого­во­рил­ся о встрече.

Утром Иосиф Мои­се­е­вич позво­нил дирек­то­ру инсти­ту­та пси­хи­ат­рии АМН СССР Андрею Вла­ди­ми­ро­ви­чу Снежневскому:

— Андрей Вла­ди­ми­ро­вич, я хотел, что­бы вы были в кур­се дела, ко мне в лабо­ра­то­рию в десять утра соби­ра­ет­ся при­е­хать Сартр.

— Сартр!? А вы полу­чи­ли разрешение?

— Чьё разрешение?

— А отку­да это взялось?

— Алек­сандр Рома­но­вич Лурия то ли рас­ска­зы­вал что-то Сарт­ру о моей рабо­те, и Сартр хотел…

— Жуть, жуть! Ужас!

— Так что, Андрей Вла­ди­ми­ро­вич, позво­нить и ска­зать, что дирек­тор инсти­ту­та не согла­сен на эту встречу?

— Нет, нет, нет! Ни в коем слу­чае! Лад­но, чёрт с ним. Пусть он при­ез­жа­ет, а потом сами буде­те расхлёбывать!

Иосиф Мои­се­е­вич опа­сал­ся встре­чать­ся с Сарт­ром — фран­цуз мог сослать­ся на его сло­ва о науч­ном про­гно­зи­ро­ва­нии, кото­рое Фей­ген­берг раз­ра­ба­ты­вал. Упо­ми­на­ние совет­ско­го пси­хо­ло­га в кон­тек­сте немарк­сист­ской, «непра­виль­ной» фило­со­фии гро­зи­ло вопро­са­ми, поче­му его иссле­до­ва­ния носят такой харак­тер, не про­ти­во­ре­чат ли они марк­сиз­му-лениз­му, да и вооб­ще мож­но было лишить­ся финан­си­ро­ва­ния или рабо­ты. Поэто­му Фей­ген­берг посо­ве­то­вал­ся со зна­ко­мым, пре­по­да­ю­щим фило­со­фию в одном из инсти­ту­тов, не будет ли встре­ча с ино­стран­цем обра­ще­на ему во вред. Това­рищ отве­тил, что это вполне воз­мож­но, учи­ты­вая, что Сартр может напи­сать о схо­же­сти веро­ят­ност­но­го про­гно­зи­ро­ва­ния и сво­ей фило­со­фии. Что­бы избе­жать про­блем, друг реко­мен­до­вал от встре­чи не отка­зы­вать­ся, но рас­ска­зать о мело­чах и несу­ще­ствен­ных дета­лях, а суть обой­ти стороной.

Москва. Фото Вален­ти­на Хух­ла­е­ва. 1960‑е гг.

Почти весь рабо­чий день Сартр и Бову­ар про­ве­ли рядом с Фей­ген­бер­гом и увле­чён­но слу­ша­ли про экс­пе­ри­мен­ты, инте­ре­со­ва­лись дета­ля­ми и узна­ва­ли подроб­но­сти. Про про­гно­зи­ро­ва­ние Иосиф Мои­се­е­вич так и не рас­ска­зал, о чём, по соб­ствен­но­му при­зна­нию, поз­же очень жалел.


Ростов и Ярославль: жизнь колхозников и уклад деревенской жизни

В Москве Сартр и Бову­ар позна­ко­ми­лись с Ефи­мом Доро­шем, авто­ром очер­ков о дере­вен­ской жиз­ни. Дорош пла­ни­ро­вал отпра­вить­ся в Ростов и опи­сать всё, что уви­дит, ниче­го не при­укра­ши­вая и не скры­вая. Сартр и Бову­ар поеха­ли с ним.

В Росто­ве ком­па­нию сопро­вож­да­ли «трое муж­чин в соло­мен­ных шля­пах» — руко­во­ди­те­ли мест­но­го сове­та и началь­ник отде­ла про­па­ган­ды. По при­зна­ни­ям Бову­ар, ростов­ский Кремль её впе­чат­лил: она назы­ва­ет его «очень кра­си­вым», хотя и более «безыс­кус­ным», чем мос­ков­ский. В это вре­мя шла рестав­ра­ция и гости позна­ко­ми­лись с архи­тек­то­ром, кото­рый ей руководил. 

Ули­цы Росто­ва. Фото Бори­са Смир­но­ва-Русец­ко­го. 1960‑е гг.

Дорош обе­щал позна­ко­мить гостей с  кол­хоз­ни­ка­ми. На пред­при­я­тие ком­па­ния попа­ла позд­но и заста­ла толь­ко одну работ­ни­цу — дояр­ку. Но и она не пусти­ла ино­стран­цев в дом. Бову­ар писа­ла в воспоминаниях: 

«…когда мы при­е­ха­ли, все кре­стьяне уже разо­шлись по домам, кро­ме одной жен­щи­ны, задер­жав­шей­ся в хле­ву, кото­рая ока­за­лась луч­шей дояр­кой в окру­ге. Нель­зя ли зай­ти к ней в избу? Нет, как раз сего­дня она высти­ра­ла бельё».

Сартр и Бову­ар при­гла­сил к себе мест­ный бри­га­дир. На удив­ле­ние, его дом был похож боль­ше на жили­ще «бед­но­го бур­жуа», чем на фран­цуз­ско­го фер­ме­ра. Гости уди­ви­лись, что у бри­га­ди­ра в ком­на­те была цер­ков­ная лам­па­да. Когда ком­па­ния вышла из дома, Бову­ар спро­си­ла, мно­го ли веру­ю­щих кре­стьян. Началь­ник отде­ла про­па­ган­ды отве­тил, что «каж­дый сво­бо­ден в сво­ём выборе».

Осмот­реть город и Кремль само­сто­я­тель­но фран­цу­зам не дали, как и позна­ко­мить­ся с мест­ны­ми жителями. 

Ком­па­ния поеха­ла в Яро­славль, где писа­те­ли гуля­ли по горо­ду, смот­ре­ли на Вол­гу и ста­рые церк­ви. Сартр и Бову­ар реши­ли вер­нуть­ся в Моск­ву. В поез­де Дорош гово­рил о про­бле­мах дерев­ни, кон­флик­те с горо­дом, стрем­ле­нии удер­жать моло­дёжь в сёлах и мно­гом другом.


Ленинград: красота архитектуры и история города

Из Моск­вы супру­ги поеха­ли в Ленин­град. Бову­ар понра­ви­лась рос­кош­ная архи­тек­ту­ра: Смоль­ный, Адми­рал­тей­ство, Пет­ро­пав­лов­ская кре­пость. Город она назва­ла одним из самых кра­си­вых в мире. Визит сов­пал с сезо­ном белых ночей, опи­са­ние кото­рых у писа­тель­ни­цы полу­чи­лось весь­ма необычное: 

«Вол­шеб­ству ноч­но­го солн­ца необ­хо­ди­ма имен­но эта деко­ра­ция, где про­шлое ока­ме­не­ло и ему не дают покоя при­зра­ки».

В Ленин­гра­де Бову­ар с Сар­том посмот­ре­ли поста­нов­ку по пье­се Брех­та «Доб­рый чело­век из Сезу­а­на», сде­лан­ную под реа­ли­сти­че­ский стиль Ста­ни­слав­ско­го. Резуль­тат, по при­зна­ни­ям Симо­ны, ока­зал­ся пла­чев­ным: зри­те­ли не толь­ко не поня­ли поста­нов­ку, но и ока­за­лись ей шокированы. 

Нев­ский про­спект. Фото Все­во­ло­да Тара­се­ви­ча. 1960‑е гг.

Супру­ги подру­жи­лись с писа­те­лем Юри­ем Гер­ма­ном и режис­сё­ром теат­ра Иоси­фом Хей­фе­цем и его семьёй. Эта ком­па­ния сопро­вож­да­ла ино­стран­цев и пока­зы­ва­ла места, за кото­рые так ценят Петер­бург: квар­тал Досто­ев­ско­го и зда­ния, где по замыс­лу писа­те­ля жил Рас­коль­ни­ков и баб­ка-про­цент­щи­ца, домик Рого­жи­на, окно гости­ни­цы «Англе­тер», где покон­чил с собой Сер­гей Есе­нин, и место послед­ней дуэ­ли Алек­сандра Пуш­ки­на, где все его помя­ну­ли, выпив водки.

Совет­ские дру­зья мно­го рас­ска­зы­ва­ли гостям об исто­рии горо­да, в том чис­ле совсем недав­ней. Бову­ар писала: 

«Как и до вой­ны, в Ленин­гра­де четы­ре мил­ли­о­на жите­лей, но почти все вновь при­е­хав­шие: во вре­мя бло­ка­ды, после того как в пер­вые же дни сго­ре­ли про­до­воль­ствен­ные скла­ды, погиб­ли три с поло­ви­ной мил­ли­о­на чело­век. Ста­рый про­фес­сор опи­сал Сарт­ру обле­де­не­лые ули­цы, усе­ян­ные тру­па­ми, на кото­рые про­хо­жие даже не смот­ре­ли; дума­ли лишь о том, как доне­сти до дома мис­ку супа, не упав от сла­бо­сти: под­нять­ся уже не было бы сил, а если кто-то и про­тя­нул бы вам руку, это всё рав­но не помог­ло бы: он тоже упал бы».


После поезд­ки в СССР Бову­ар рас­ска­зы­ва­ла, что их встре­чи и досуг силь­но отли­ча­лись от тех, какие были при пер­вых посе­ще­ни­ях Сою­за, в 1954 и 1955 годах. Тогда Сарт­ру пока­зы­ва­ли спе­ци­аль­но выстро­ен­ный для него спек­такль иде­аль­но­го госу­дар­ства: води­ли толь­ко по тури­сти­че­ским местам Моск­вы и Ленин­гра­да. Теперь же Сартр вме­сте с женой уви­де­ли и дру­гую сто­ро­ну СССР. Симо­на под­чёр­ки­ва­ла, что жизнь в Совет­ском Сою­зе нала­ди­лась, ста­ла сыт­нее и обес­пе­чен­нее, люди инте­ре­су­ют­ся куль­ту­рой, а самое инте­рес­ное наблю­де­ние выгля­дит так:

«СССР чело­век тво­рит само­го себя, и даже если это про­ис­хо­дит не без тру­да, если слу­ча­ют­ся тяже­лые уда­ры, отступ­ле­ния, ошиб­ки, всё, что его окру­жа­ет, всё, что с ним слу­ча­ет­ся, напол­не­но весо­мым зна­че­ни­ем».


Читай­те так­же о том, как про­хо­ди­ли визи­ты дру­гих зна­ме­ни­тых ино­стран­цев в СССР: 

Визи­ты ино­стран­ных писа­те­лей в СССР 1920–1940‑х

«Stranger in Moscow»: самые стран­ные визи­ты зару­беж­ных арти­стов в Россию

«Моё место в Сиби­ри!» Как Ален Делон гене­ра­ла Лебе­дя поддерживал

Поделиться