«Россия 10 января уже не то, чем была Россия 8 января» — так писал Владимир Ленин о начале революции, продолжавшейся до 1907 года. Немалое значение в событиях тех имела и его партия РСДРП, и партия социалистов-революционеров, а также другие социалистические движения.
Несмотря на общую цель устранения царского режима, эти партии и фракции внутри них представляли будущее России по-разному. В дальнейшем социалисты также сыграют важную роль в событиях 1917 года, но именно в 1905–1907 годы проявятся цели, методы политической борьбы и идеологические разногласия их лидеров.
Российская социал-демократическая партия: внутренний раскол, программа-минимум и программа-максимум
Развернувшаяся 9 января 1905 года драма возле Зимнего дворца стала катализатором массовых выступление людей недовольных царским режимом. Не исключением стала и деятельность социал-демократов, которые активно критиковали действия правящей элиты. Владимир Ленин писал:
«Бросая общий взгляд на события кровавого воскресенья, всего более поражаешься этим сочетанием наивной патриархальной веры в царя и ожесточённой уличной борьбы с оружием в руках против царской власти. Первый день русской революции с поразительной силой поставил лицом к лицу старую и новую Россию, показал агонию исконной крестьянской веры в царя-батюшку и рождение революционного народа в лице городского пролетариата. Недаром европейские буржуазные газеты говорят, что Россия 10 января уже не то, чем была Россия 8 января».
К моменту начала Первой русской революции социал-демократы уже организовали собственную партию на II съезде Российской социал-демократической рабочей партии в 1903 году. При этом в партии наметился разделение на две фракции: меньшевиков и большевиков.
Но в ходе революции социал-демократам удалось преодолеть внутренний раскол. Способствовала захватившая меньшевиков в 1905 году революционная эйфория, и стремление рабочего класса к единству собственных рядов. Этот факт повлиял на увеличение численности членов партии: весной 1907 года их количество превышало 150 тысяч человек.
Благодаря объединению, несмотря на усиливавшиеся разногласия между меньшевиками и большевиками, социал-демократы сыграли более активную роль в событиях Первой русской революции и повлияли на общественно-политическую жизни страны посредством выборов в Государственную думу и руководством профессиональными союзами. Однако различия между двумя группами партии имели большое значение.
Если по социальному составу две группы были примерно одинаковы: рабочие, интеллигенты, студенты, служащие и малочисленная группа крестьян, то по воззрениям и методам борьбы они сильно отличались. Это прослеживается даже в психологии и ментальности социал-демократов.
Так, большевики были твёрже, последовательнее, смелее и дисциплинированнее, но в тоже время прямолинейнее, нетерпеливее, фанатичнее. Меньшевики же считали, что необходимо действовать осторожно и осмотрительно, готовы были прийти к компромиссу и отвергали любые авторитарные методы. Большевики придавали особое значение насилию, конспирации и часто руководствовались принципом «цель оправдывает средства». Меньшевики, наоборот, острее реагировали на аморальность, нарушения демократии, любые проявления односторонности и примитивизма в мышлении. О методах и психологии большевиков впоследствии написал один из лидеров меньшевиков Юлий Мартов в работе «Мировой большевизм»:
«Каковы основные черты пролетарского большевизма как мирового явления?
Это, во-первых, максимализм, стремление к непосредственным максимальным результатам в деле реализации социальных улучшений вне внимания к объективным условиям. Максимализм этот предполагает дозу наивного социального оптимизма, некритически верующего в то, что реализация таких максимальных результатов в любой момент, возможна, что ресурсы и богатства того общества, овладеть которым стремится пролетариат, неистощимы.
Это, во-вторых, отсутствие внимательного отношения к нуждам общественного производства, преобладание, как и у солдат, точки зрения потребителя над точкой зрения производителя.
Это, в‑третьих, склонность к решению всех вопросов политической борьбы, борьбы за власть, методами непосредственного применения вооружённой силы, — даже в отношениях между отдельными частями пролетариата. Эта склонность предполагает скептическое отношение к возможностям демократического решения социально-политических проблем. В литературе уже в достаточной мере выяснены объективные моменты, обусловливающие преобладание этих тенденций в нынешнем рабочем движении».
Большевикам синтезировали марксизм с русским радикализмом и бунтарством. Но они были готовы пожертвовать некоторыми догмами Маркса ради главной цели — захвата власти. Меньшевики же были более привержены букве марксизма, хотя не могли не понимать, что полностью применить его идеи к специфическим условиями Российской империи невозможно.
В итоге мы видим две разные концепции российской революции и две разные стратегические и тактические линии. Большевики и меньшевики одинаково считали, что революция 1905 — 1907 годов является буржуазно-демократической и главную роль в ней отводили пролетариату. Но уже дальше начинались разногласия в оценке движущих сил, границ и перспектив революционного процесса.
Большевики считали, что движущей силой революции должны стать рабоче-крестьянские массы, причём с доминирующей ролью пролетариата, а РСДРП отводилась роль идеолога и организатора. Методом борьбы должно было стать революционное насилие, а результатом борьбы — установление революционно-демократической диктатуры пролетариата и крестьянства с участием социал-демократов во всех сферах управления нового государства. Импонировала большевикам и идея всеобщей, мировой революции посредством перерастания буржуазно-демократической в социалистическую.
Меньшевистская фракция считала, что сила начавшейся революции в её общенациональном размахе, в участии в ней не только демократических, но и либерально-оппозиционных сил, которые должны были в идеале возглавить борьбу с самодержавием. Скептически они относились к союзу крестьянства и рабочих, подразумевая, что в этой революции главную силу представляет буржуазия. После победы буржуазно-демократических сил они надеялись занять роль крайней левой оппозиции, категорически отрицая возможность участия РСДРП в новом правительстве. После неудачи декабрьских восстаний 1905 года меньшевики возлагали большие надежды на легальные методы политической борьбы, прежде всего на Государственную думу. Также, в отличие от большевиков, Павел Аксельрод, Юлий Мартов и другие поддерживали идею о том, что все оппозиционные силы, включая буржуазию, должны выступить общим фронтом против царской тирании.
Ближайшей задачей РСДРП в революции 1905—1907 годов были свержение самодержавного строя, установление демократической республики и предоставление всем гражданам свободы слова, печати, собраний, союзов. Для социал-демократов имело также значение и изменение российского капитализма: ликвидация пережитков крепостнической эпохи и упорядочение отношений между трудом и капиталом.
Программа-минимум РСДРП включала в себя блок требований по рабочему вопросу, такие как введение восьмичасового рабочего дня и государственного страхования рабочих. РСДРП готова была поддержать борьбу крестьян за передачу им всех казённых, удельных, церковных и частновладельческих земель без какого-либо выкупа. Но в земельном вопросе среди двух фракций также сложилось разное мнение. Большевики считали, что необходима национализация всей земли. Меньшевики выступали за комбинированную систему, включавшую и национализацию, и муниципализацию, то есть передачу земли в распоряжение местных органов самоуправления. Тем не менее в 1906 году на VI съезде РСДРП была принята аграрная программа меньшевистской фракции. Что касается межэтнического вопроса, то социал-демократы выступали за предоставление всем нациям, населявшим Россию, права на самоопределение.
Несмотря на такие разные взгляды, социал-демократы смогли в период Первой русской революции усилить агитационно-пропагандистскую работу в демократической среде, руководить забастовочным движением, вести работу в вооружённых силах, выйти на парламентскую арену. Без РСДРП невозможно представить вооружённые восстания в России 1905— 1906 годов, работу первых Советов рабочих депутатов и профсоюзов.
Примером такого направления большевиков могут стать события Московского восстания 1905 года или восстание на броненосце «Князь Потёмкин Таврический» в том же году. Агитационные и политические методы, использованные РСДРП в годы Первой русской революции, способствовали усилению роли большевиков в 1917 году. И уже после 1907 года социал-демократы зарекомендовали себя одной из ведущих политических сил в России, без которой, пожалуй, революция бы имела несколько иные контуры.
Партия социалистов-революционеров: от террора до парламентской трибуны
Одной из самых неоднозначных партий в годы Первой русской революция стала партия социалистов-революционеров, которая парадоксальным образом была и главным соперником, и главным союзником социал-демократов. В глазах царского правительства она являлась самой опасной и агрессивной революционной организацией, от которой всегда ожидали террористических актов, подрывной агитации в армии и на флоте и организации «разбойничьих» крестьянских гнёзд в сельской глубинке. Понятно, почему 15 тысяч членов ПСР заключили в тюрьмы, отправили в ссылку и около 300 казнили.
За годы революции численность сторонников социалистов-революционеров значительно возросла и превысила отметку в 60 тысяч человек. В основном эсеры вербовали cторонников из среды радикально настроенной интеллигенции, студентов, учащейся молодежи, рабочих, крестьян, мещан, привлекая их романтикой революционного подвига, подвижничеством во имя народного блага и социально справедливости. По социальному составу, исходя из статистики по 21 губернской организации эсеров, движение состояло из 45% рабочих, 40% крестьян и солдат, более 10% интеллигенции — центральный комитет партии.
Наибольшим авторитетом в эсеровских кругах пользовался главный идеолог и теоретик партии, сын бывшего крепостного, выбившегося в дворяне, Виктор Чернов — талантливый публицист и оратор, не обладающий, правда, организаторскими способностями и личной харизмой. Помимо этого, лидерами партии были также и бывший народоволец Марк Натансон, Михаил Гоц, Григорий Гершуни, народница Екатерина Брешко-Брешковская, один из руководителей террористов Борис Савинков. Но, пожалуй, одной из самых одиозных личностей стал провокатор Евно Азеф, разоблачённый уже после Первой российской революции.
Ненависть правительства вызывал не столько революционный темперамент партии, сколько готовность бороться с царизмом напрямую, посредством террористических акций. Террор эсеры считали способом дезорганизовать войск, «возбудить» общество и привлечь радикально настроенную молодёжь.
Как правило, теракты организовала Боевая организация эсеров — законспирированная и немногочисленная группа внутри партии. Иногда террористические акты совершали местные эсеровские группы.
Список жертв эсеровского террора в период революции обширный: это великий князь Сергей Александрович, самарский губернатор Иван Блок, командующий Черноморским флотом адмирал Григорий Чухнин, лидер консервативной мысли и преемник на посту Дмитрий Сипягина, убитого в 1902 году, Вячеслав фон Плеве и другие. Убийство последнего вдохновило членов Боевой организации, после смерти Плеве лидер эсеров Борис Савинков написал:
«…Успех дела Плеве не оставлял в нас сомнений в успехе и предпринимаемых нами покушений. Мы не задумывались ни над тем, что петербургский отдел будет состоять из неопытных людей, ни над тем, что отдел Боришанского слишком малочислен. Мы были твёрдо уверены, что при отсутствии провокации предпринятые нами дела должны увенчаться успехом…»
Всего в 1905–1907 годах эсеры и эсеры-максималисты совершили более 250 террористических актов. При этом социалисты-революционеры смотрели на террор как на крайнюю, вынужденную и морально угнетавшую многих из них меру. Эту мысль доказывает тот факт, что на время работы I Государственной думы, чтобы не мешать наметившейся тогда известной разрядке политической напряжённости в стране, ЦК ПСР полностью распустило свою Боевую организацию в ноябре 1906 года. Идею роспуска поддержали большинство членов эсеров во главе с Черновым. Один из сторонников продолжения деятельности Боевой организации Борис Савинков о позиции Чернова писал:
«Сущность его речи заключалась в том, что террористические акты после 17 октября по принципиальным причинам недопустимы, но что, действительно, правительству верить нельзя, и единственной гарантией завоёванных прав является реальная сила революции, т. е. сила организованных масс и сила террора. Поэтому, по его мнению, боевую организацию распустить было невозможно, следовало, как он выражался, „держать её под ружьём“. В случае контрреволюции сохраненная под ружьём боевая организация имеет обязанность выступить с народом и на защиту народа».
Но стоит отметить, что не только манифест 17 октября повлиял на позицию Чернова. Так, в воспоминаниях он писал, что успех первых покушений был основан на двух факторах: развитии новой динамитной техники и тактики революционеров, которые посредством маскировки могли застать врасплох высших чинов Российской империи. Но роль провокаторов и агентов охранки позволила царскому правительству создать контрмеры террористическим актам. Поэтому, по мнению Чернова, данный факт только способствовал роспуску Боевой организации.
Основные направления революционной работы эсеров и социал-демократов совпадали, но при этом ПСР соперничала с РСДРП в области военно-боевой работы и явно опережала социал-демократов по масштабам работы в деревне. Помимо этого, эсеры смогли закрепиться во Всероссийском крестьянском союзе, Всероссийском железнодорожном союзе, Союзе учителей и в других подобных организациях. Успешно партия социалистов-революционеров проявила себя и на думской арене. Так, на выборах во II Государственную думу было избрано 37 представителей эсеров.
Социалисты-революционеры участвовали и в работе первых Советов рабочих депутатов, и в деятельности профсоюзов. В столичном Совете рабочих депутатов было 92 эсера, а в Московском — 21. Также их члены заседали в провинциальных Советах: Екатеринославском, Николаевском, Одесском, Саратовском, Севастопольском и других.
Основную программу преобразований эсеры приняли на I съезде на рубеже 1905 — 1906 годов. Социально-политическая программа эсеров была схожа с программой социал-демократов, но были и отличия. Например, социалисты-революционеры уделяли особое внимание человеческой личности, её правам и гарантиям развития заложенных в ней способностей.
Социал-демократы же, напротив, больше оперировали такими обобщёнными понятиями, как «класс» и «массы». Идеи социал-демократов основывались на том, что государство должно выступить важнейшим рычагом политических, социальных и культурных преобразований.
Эсеры видели будущее в развитии общественного самоуправления в рамках сельской общины, трудового индустриального коллектива, профессиональной или национальной группы. В решении аграрного вопроса социалисты-революционеры выступали за объявление всей земли общенародным достоянием, отмену её купли-продажи и уравнительный раздел между теми, кто желает её отрабатывать собственным трудом («социализация земли»). Данные идеи были очень популярны в крестьянской среде.
Идеальным государством, по мнению эсеров, являлось свободное федеративное содружество всех живущих в нём равноправных наций.
Роль революционных партий в событиях Первой русской революции действительно оказалась очень значительной. Конечно, в данной статье были рассмотрены только две основные силы социалистического движения, хотя не стоит забывать и о других течениях. Это касается и анархических организаций, и национальных социалистических партий.
События 1905 — 1907 годах дали социалистическим движениям важнейший урок политической борьбы, и они смогли заявить о себе, вызвав панику в правительственных кругах. Это подтверждают события третьеиюньского переворота, когда правительство Петра Столыпина вступило в конфронтацию с Думой, членами которой являлись в том числе представители крайне левых партий.
Читайте также, как складывались судьбы террористок из Боевой организации эсеров: «Женские лица революции. Истории трёх террористок начала XX века».