Большевики, меньшевики и эсеры в годы Первой русской революции

«Рос­сия 10 янва­ря уже не то, чем была Рос­сия 8 янва­ря» — так писал Вла­ди­мир Ленин о нача­ле рево­лю­ции, про­дол­жав­шей­ся до 1907 года. Нема­лое зна­че­ние в собы­ти­ях тех име­ла и его пар­тия РСДРП, и пар­тия соци­а­ли­стов-рево­лю­ци­о­не­ров, а так­же дру­гие соци­а­ли­сти­че­ские движения.

Несмот­ря на общую цель устра­не­ния цар­ско­го режи­ма, эти пар­тии и фрак­ции внут­ри них пред­став­ля­ли буду­щее Рос­сии по-раз­но­му. В даль­ней­шем соци­а­ли­сты так­же сыг­ра­ют важ­ную роль в собы­ти­ях 1917 года, но имен­но в 1905–1907 годы про­явят­ся цели, мето­ды поли­ти­че­ской борь­бы и идео­ло­ги­че­ские раз­но­гла­сия их лидеров.

Совет рабо­чих депу­та­тов Петер­бур­га в 1905 году

Российская социал-демократическая партия: внутренний раскол, программа-минимум и программа-максимум

Раз­вер­нув­ша­я­ся 9 янва­ря 1905 года дра­ма воз­ле Зим­не­го двор­ца ста­ла ката­ли­за­то­ром мас­со­вых выступ­ле­ние людей недо­воль­ных цар­ским режи­мом. Не исклю­че­ни­ем ста­ла и дея­тель­ность соци­ал-демо­кра­тов, кото­рые актив­но кри­ти­ко­ва­ли дей­ствия пра­вя­щей эли­ты. Вла­ди­мир Ленин писал:

«Бро­сая общий взгляд на собы­тия кро­ва­во­го вос­кре­се­нья, все­го более пора­жа­ешь­ся этим соче­та­ни­ем наив­ной пат­ри­ар­халь­ной веры в царя и оже­сто­чён­ной улич­ной борь­бы с ору­жи­ем в руках про­тив цар­ской вла­сти. Пер­вый день рус­ской рево­лю­ции с пора­зи­тель­ной силой поста­вил лицом к лицу ста­рую и новую Рос­сию, пока­зал аго­нию искон­ной кре­стьян­ской веры в царя-батюш­ку и рож­де­ние рево­лю­ци­он­но­го наро­да в лице город­ско­го про­ле­та­ри­а­та. Неда­ром евро­пей­ские бур­жу­аз­ные газе­ты гово­рят, что Рос­сия 10 янва­ря уже не то, чем была Рос­сия 8 января».

К момен­ту нача­ла Пер­вой рус­ской рево­лю­ции соци­ал-демо­кра­ты уже орга­ни­зо­ва­ли соб­ствен­ную пар­тию на II съез­де Рос­сий­ской соци­ал-демо­кра­ти­че­ской рабо­чей пар­тии в 1903 году. При этом в пар­тии наме­тил­ся раз­де­ле­ние на две фрак­ции: мень­ше­ви­ков и большевиков.

Но в ходе рево­лю­ции соци­ал-демо­кра­там уда­лось пре­одо­леть внут­рен­ний рас­кол. Спо­соб­ство­ва­ла захва­тив­шая мень­ше­ви­ков в 1905 году рево­лю­ци­он­ная эйфо­рия, и стрем­ле­ние рабо­че­го клас­са к един­ству соб­ствен­ных рядов. Этот факт повли­ял на уве­ли­че­ние чис­лен­но­сти чле­нов пар­тии: вес­ной 1907 года их коли­че­ство пре­вы­ша­ло 150 тысяч человек.

Бла­го­да­ря объ­еди­не­нию, несмот­ря на уси­ли­вав­ши­е­ся раз­но­гла­сия меж­ду мень­ше­ви­ка­ми и боль­ше­ви­ка­ми, соци­ал-демо­кра­ты сыг­ра­ли более актив­ную роль в собы­ти­ях Пер­вой рус­ской рево­лю­ции и повли­я­ли на обще­ствен­но-поли­ти­че­скую жиз­ни стра­ны посред­ством выбо­ров в Госу­дар­ствен­ную думу и руко­вод­ством про­фес­си­о­наль­ны­ми сою­за­ми. Одна­ко раз­ли­чия меж­ду дву­мя груп­па­ми пар­тии име­ли боль­шое значение.

Деле­га­ция II съез­да РСДРП 1903 года

Если по соци­аль­но­му соста­ву две груп­пы были при­мер­но оди­на­ко­вы: рабо­чие, интел­ли­ген­ты, сту­ден­ты, слу­жа­щие и мало­чис­лен­ная груп­па кре­стьян, то по воз­зре­ни­ям и мето­дам борь­бы они силь­но отли­ча­лись. Это про­сле­жи­ва­ет­ся даже в пси­хо­ло­гии и мен­таль­но­сти социал-демократов.

Так, боль­ше­ви­ки были твёр­же, после­до­ва­тель­нее, сме­лее и дис­ци­пли­ни­ро­ван­нее, но в тоже вре­мя пря­мо­ли­ней­нее, нетер­пе­ли­вее, фана­тич­нее. Мень­ше­ви­ки же счи­та­ли, что необ­хо­ди­мо дей­ство­вать осто­рож­но и осмот­ри­тель­но, гото­вы были прий­ти к ком­про­мис­су и отвер­га­ли любые авто­ри­тар­ные мето­ды. Боль­ше­ви­ки при­да­ва­ли осо­бое зна­че­ние наси­лию, кон­спи­ра­ции и часто руко­вод­ство­ва­лись прин­ци­пом «цель оправ­ды­ва­ет сред­ства». Мень­ше­ви­ки, наобо­рот, ост­рее реа­ги­ро­ва­ли на амо­раль­ность, нару­ше­ния демо­кра­тии, любые про­яв­ле­ния одно­сто­рон­но­сти и при­ми­ти­виз­ма в мыш­ле­нии. О мето­дах и пси­хо­ло­гии боль­ше­ви­ков впо­след­ствии напи­сал один из лиде­ров мень­ше­ви­ков Юлий Мар­тов в рабо­те «Миро­вой большевизм»:

«Како­вы основ­ные чер­ты про­ле­тар­ско­го боль­ше­виз­ма как миро­во­го явления?
Это, во-пер­вых, мак­си­ма­лизм, стрем­ле­ние к непо­сред­ствен­ным мак­си­маль­ным резуль­та­там в деле реа­ли­за­ции соци­аль­ных улуч­ше­ний вне вни­ма­ния к объ­ек­тив­ным усло­ви­ям. Мак­си­ма­лизм этот пред­по­ла­га­ет дозу наив­но­го соци­аль­но­го опти­миз­ма, некри­ти­че­ски веру­ю­ще­го в то, что реа­ли­за­ция таких мак­си­маль­ных резуль­та­тов в любой момент, воз­мож­на, что ресур­сы и богат­ства того обще­ства, овла­деть кото­рым стре­мит­ся про­ле­та­ри­ат, неистощимы.
Это, во-вто­рых, отсут­ствие вни­ма­тель­но­го отно­ше­ния к нуж­дам обще­ствен­но­го про­из­вод­ства, пре­об­ла­да­ние, как и у сол­дат, точ­ки зре­ния потре­би­те­ля над точ­кой зре­ния производителя.
Это, в‑третьих, склон­ность к реше­нию всех вопро­сов поли­ти­че­ской борь­бы, борь­бы за власть, мето­да­ми непо­сред­ствен­но­го при­ме­не­ния воору­жён­ной силы, — даже в отно­ше­ни­ях меж­ду отдель­ны­ми частя­ми про­ле­та­ри­а­та. Эта склон­ность пред­по­ла­га­ет скеп­ти­че­ское отно­ше­ние к воз­мож­но­стям демо­кра­ти­че­ско­го реше­ния соци­аль­но-поли­ти­че­ских про­блем. В лите­ра­ту­ре уже в доста­точ­ной мере выяс­не­ны объ­ек­тив­ные момен­ты, обу­слов­ли­ва­ю­щие пре­об­ла­да­ние этих тен­ден­ций в нынеш­нем рабо­чем движении».

Юлий Мар­тов (1873–1923)

Боль­ше­ви­кам син­те­зи­ро­ва­ли марк­сизм с рус­ским ради­ка­лиз­мом и бун­тар­ством. Но они были гото­вы пожерт­во­вать неко­то­ры­ми дог­ма­ми Марк­са ради глав­ной цели — захва­та вла­сти. Мень­ше­ви­ки же были более при­вер­же­ны бук­ве марк­сиз­ма, хотя не мог­ли не пони­мать, что пол­но­стью при­ме­нить его идеи к спе­ци­фи­че­ским усло­ви­я­ми Рос­сий­ской импе­рии невозможно.

Бой­ня в Тифлис­ском сове­те 15 октяб­ря 1905 года, Акил­ле Бельтраме

В ито­ге мы видим две раз­ные кон­цеп­ции рос­сий­ской рево­лю­ции и две раз­ные стра­те­ги­че­ские и так­ти­че­ские линии. Боль­ше­ви­ки и мень­ше­ви­ки оди­на­ко­во счи­та­ли, что рево­лю­ция 1905 — 1907 годов явля­ет­ся бур­жу­аз­но-демо­кра­ти­че­ской и глав­ную роль в ней отво­ди­ли про­ле­та­ри­а­ту. Но уже даль­ше начи­на­лись раз­но­гла­сия в оцен­ке дви­жу­щих сил, гра­ниц и пер­спек­тив рево­лю­ци­он­но­го процесса.

Боль­ше­ви­ки счи­та­ли, что дви­жу­щей силой рево­лю­ции долж­ны стать рабо­че-кре­стьян­ские мас­сы, при­чём с доми­ни­ру­ю­щей ролью про­ле­та­ри­а­та, а РСДРП отво­ди­лась роль идео­ло­га и орга­ни­за­то­ра. Мето­дом борь­бы долж­но было стать рево­лю­ци­он­ное наси­лие, а резуль­та­том борь­бы — уста­нов­ле­ние рево­лю­ци­он­но-демо­кра­ти­че­ской дик­та­ту­ры про­ле­та­ри­а­та и кре­стьян­ства с уча­сти­ем соци­ал-демо­кра­тов во всех сфе­рах управ­ле­ния ново­го госу­дар­ства. Импо­ни­ро­ва­ла боль­ше­ви­кам и идея все­об­щей, миро­вой рево­лю­ции посред­ством пере­рас­та­ния бур­жу­аз­но-демо­кра­ти­че­ской в социалистическую.

Мень­ше­вист­ская фрак­ция счи­та­ла, что сила начав­шей­ся рево­лю­ции в её обще­на­ци­о­наль­ном раз­ма­хе, в уча­стии в ней не толь­ко демо­кра­ти­че­ских, но и либе­раль­но-оппо­зи­ци­он­ных сил, кото­рые долж­ны были в иде­а­ле воз­гла­вить борь­бу с само­дер­жа­ви­ем. Скеп­ти­че­ски они отно­си­лись к сою­зу кре­стьян­ства и рабо­чих, под­ра­зу­ме­вая, что в этой рево­лю­ции глав­ную силу пред­став­ля­ет бур­жу­а­зия. После побе­ды бур­жу­аз­но-демо­кра­ти­че­ских сил они наде­я­лись занять роль край­ней левой оппо­зи­ции, кате­го­ри­че­ски отри­цая воз­мож­ность уча­стия РСДРП в новом пра­ви­тель­стве. После неуда­чи декабрь­ских вос­ста­ний 1905 года мень­ше­ви­ки воз­ла­га­ли боль­шие надеж­ды на легаль­ные мето­ды поли­ти­че­ской борь­бы, преж­де все­го на Госу­дар­ствен­ную думу. Так­же, в отли­чие от боль­ше­ви­ков, Павел Аксель­род, Юлий Мар­тов и дру­гие под­дер­жи­ва­ли идею о том, что все оппо­зи­ци­он­ные силы, вклю­чая бур­жу­а­зию, долж­ны высту­пить общим фрон­том про­тив цар­ской тирании.

Павел Аксель­род (1850–1928)

Бли­жай­шей зада­чей РСДРП в рево­лю­ции 1905—1907 годов были свер­же­ние само­дер­жав­но­го строя, уста­нов­ле­ние демо­кра­ти­че­ской рес­пуб­ли­ки и предо­став­ле­ние всем граж­да­нам сво­бо­ды сло­ва, печа­ти, собра­ний, сою­зов. Для соци­ал-демо­кра­тов име­ло так­же зна­че­ние и изме­не­ние рос­сий­ско­го капи­та­лиз­ма: лик­ви­да­ция пере­жит­ков кре­пост­ни­че­ской эпо­хи и упо­ря­до­че­ние отно­ше­ний меж­ду тру­дом и капиталом.

Про­грам­ма-мини­мум РСДРП вклю­ча­ла в себя блок тре­бо­ва­ний по рабо­че­му вопро­су, такие как вве­де­ние вось­ми­ча­со­во­го рабо­че­го дня и госу­дар­ствен­но­го стра­хо­ва­ния рабо­чих. РСДРП гото­ва была под­дер­жать борь­бу кре­стьян за пере­да­чу им всех казён­ных, удель­ных, цер­ков­ных и част­но­вла­дель­че­ских земель без како­го-либо выку­па. Но в земель­ном вопро­се сре­ди двух фрак­ций так­же сло­жи­лось раз­ное мне­ние. Боль­ше­ви­ки счи­та­ли, что необ­хо­ди­ма наци­о­на­ли­за­ция всей зем­ли. Мень­ше­ви­ки высту­па­ли за ком­би­ни­ро­ван­ную систе­му, вклю­чав­шую и наци­о­на­ли­за­цию, и муни­ци­па­ли­за­цию, то есть пере­да­чу зем­ли в рас­по­ря­же­ние мест­ных орга­нов само­управ­ле­ния. Тем не менее в 1906 году на VI съез­де РСДРП была при­ня­та аграр­ная про­грам­ма мень­ше­вист­ской фрак­ции. Что каса­ет­ся меж­эт­ни­че­ско­го вопро­са, то соци­ал-демо­кра­ты высту­па­ли за предо­став­ле­ние всем наци­ям, насе­ляв­шим Рос­сию, пра­ва на самоопределение.

Несмот­ря на такие раз­ные взгля­ды, соци­ал-демо­кра­ты смог­ли в пери­од Пер­вой рус­ской рево­лю­ции уси­лить аги­та­ци­он­но-про­па­ган­дист­скую рабо­ту в демо­кра­ти­че­ской сре­де, руко­во­дить заба­сто­воч­ным дви­же­ни­ем, вести рабо­ту в воору­жён­ных силах, вый­ти на пар­ла­мент­скую аре­ну. Без РСДРП невоз­мож­но пред­ста­вить воору­жён­ные вос­ста­ния в Рос­сии 1905— 1906 годов, рабо­ту пер­вых Сове­тов рабо­чих депу­та­тов и профсоюзов.

При­ме­ром тако­го направ­ле­ния боль­ше­ви­ков могут стать собы­тия Мос­ков­ско­го вос­ста­ния 1905 года или вос­ста­ние на бро­не­нос­це «Князь Потём­кин Таври­че­ский» в том же году. Аги­та­ци­он­ные и поли­ти­че­ские мето­ды, исполь­зо­ван­ные РСДРП в годы Пер­вой рус­ской рево­лю­ции, спо­соб­ство­ва­ли уси­ле­нию роли боль­ше­ви­ков в 1917 году. И уже после 1907 года соци­ал-демо­кра­ты заре­ко­мен­до­ва­ли себя одной из веду­щих поли­ти­че­ских сил в Рос­сии, без кото­рой, пожа­луй, рево­лю­ция бы име­ла несколь­ко иные контуры.


Партия социалистов-революционеров: от террора до парламентской трибуны

Одной из самых неод­но­знач­ных пар­тий в годы Пер­вой рус­ской рево­лю­ция ста­ла пар­тия соци­а­ли­стов-рево­лю­ци­о­не­ров, кото­рая пара­док­саль­ным обра­зом была и глав­ным сопер­ни­ком, и глав­ным союз­ни­ком соци­ал-демо­кра­тов. В гла­зах цар­ско­го пра­ви­тель­ства она явля­лась самой опас­ной и агрес­сив­ной рево­лю­ци­он­ной орга­ни­за­ци­ей, от кото­рой все­гда ожи­да­ли тер­ро­ри­сти­че­ских актов, под­рыв­ной аги­та­ции в армии и на фло­те и орга­ни­за­ции «раз­бой­ни­чьих» кре­стьян­ских гнёзд в сель­ской глу­бин­ке. Понят­но, поче­му 15 тысяч чле­нов ПСР заклю­чи­ли в тюрь­мы, отпра­ви­ли в ссыл­ку и око­ло 300 казнили.

За годы рево­лю­ции чис­лен­ность сто­рон­ни­ков соци­а­ли­стов-рево­лю­ци­о­не­ров зна­чи­тель­но воз­рос­ла и пре­вы­си­ла отмет­ку в 60 тысяч чело­век. В основ­ном эсе­ры вер­бо­ва­ли cто­рон­ни­ков из сре­ды ради­каль­но настро­ен­ной интел­ли­ген­ции, сту­ден­тов, уча­щей­ся моло­де­жи, рабо­чих, кре­стьян, мещан, при­вле­кая их роман­ти­кой рево­лю­ци­он­но­го подви­га, подвиж­ни­че­ством во имя народ­но­го бла­га и соци­аль­но спра­вед­ли­во­сти. По соци­аль­но­му соста­ву, исхо­дя из ста­ти­сти­ки по 21 губерн­ской орга­ни­за­ции эсе­ров, дви­же­ние состо­я­ло из 45% рабо­чих, 40% кре­стьян и сол­дат, более 10% интел­ли­ген­ции — цен­траль­ный коми­тет партии.

Наи­боль­шим авто­ри­те­том в эсе­ров­ских кру­гах поль­зо­вал­ся глав­ный идео­лог и тео­ре­тик пар­тии, сын быв­ше­го кре­пост­но­го, выбив­ше­го­ся в дво­ряне, Вик­тор Чер­нов — талант­ли­вый пуб­ли­цист и ора­тор, не обла­да­ю­щий, прав­да, орга­ни­за­тор­ски­ми спо­соб­но­стя­ми и лич­ной хариз­мой. Поми­мо это­го, лиде­ра­ми пар­тии были так­же и быв­ший наро­до­во­лец Марк Натан­сон, Миха­ил Гоц, Гри­го­рий Гер­шу­ни, народ­ни­ца Ека­те­ри­на Бреш­ко-Бреш­ков­ская, один из руко­во­ди­те­лей тер­ро­ри­стов Борис Савин­ков. Но, пожа­луй, одной из самых оди­оз­ных лич­но­стей стал про­во­ка­тор Евно Азеф, раз­об­ла­чён­ный уже после Пер­вой рос­сий­ской революции.

Нена­висть пра­ви­тель­ства вызы­вал не столь­ко рево­лю­ци­он­ный тем­пе­ра­мент пар­тии, сколь­ко готов­ность бороть­ся с цариз­мом напря­мую, посред­ством тер­ро­ри­сти­че­ских акций. Тер­рор эсе­ры счи­та­ли спо­со­бом дез­ор­га­ни­зо­вать войск, «воз­бу­дить» обще­ство и при­влечь ради­каль­но настро­ен­ную молодёжь.

Как пра­ви­ло, тер­ак­ты орга­ни­зо­ва­ла Бое­вая орга­ни­за­ция эсе­ров — закон­спи­ри­ро­ван­ная и немно­го­чис­лен­ная груп­па внут­ри пар­тии. Ино­гда тер­ро­ри­сти­че­ские акты совер­ша­ли мест­ные эсе­ров­ские группы.

Спи­сок жертв эсе­ров­ско­го тер­ро­ра в пери­од рево­лю­ции обшир­ный: это вели­кий князь Сер­гей Алек­сан­дро­вич, самар­ский губер­на­тор Иван Блок, коман­ду­ю­щий Чер­но­мор­ским фло­том адми­рал Гри­го­рий Чух­нин, лидер кон­сер­ва­тив­ной мыс­ли и пре­ем­ник на посту Дмит­рий Сипя­ги­на, уби­то­го в 1902 году, Вяче­слав фон Пле­ве и дру­гие. Убий­ство послед­не­го вдох­но­ви­ло чле­нов Бое­вой орга­ни­за­ции, после смер­ти Пле­ве лидер эсе­ров Борис Савин­ков написал:

«…Успех дела Пле­ве не остав­лял в нас сомне­ний в успе­хе и пред­при­ни­ма­е­мых нами поку­ше­ний. Мы не заду­мы­ва­лись ни над тем, что петер­бург­ский отдел будет состо­ять из неопыт­ных людей, ни над тем, что отдел Бори­шан­ско­го слиш­ком мало­чис­лен. Мы были твёр­до уве­ре­ны, что при отсут­ствии про­во­ка­ции пред­при­ня­тые нами дела долж­ны увен­чать­ся успехом…»

Убий­ство вели­ко­го кня­зя Сер­гея Александровича

Все­го в 1905–1907 годах эсе­ры и эсе­ры-мак­си­ма­ли­сты совер­ши­ли более 250 тер­ро­ри­сти­че­ских актов. При этом соци­а­ли­сты-рево­лю­ци­о­не­ры смот­ре­ли на тер­рор как на край­нюю, вынуж­ден­ную и мораль­но угне­тав­шую мно­гих из них меру. Эту мысль дока­зы­ва­ет тот факт, что на вре­мя рабо­ты I Госу­дар­ствен­ной думы, что­бы не мешать наме­тив­шей­ся тогда извест­ной раз­ряд­ке поли­ти­че­ской напря­жён­но­сти в стране, ЦК ПСР пол­но­стью рас­пу­сти­ло свою Бое­вую орга­ни­за­цию в нояб­ре 1906 года. Идею роспус­ка под­дер­жа­ли боль­шин­ство чле­нов эсе­ров во гла­ве с Чер­но­вым. Один из сто­рон­ни­ков про­дол­же­ния дея­тель­но­сти Бое­вой орга­ни­за­ции Борис Савин­ков о пози­ции Чер­но­ва писал:

«Сущ­ность его речи заклю­ча­лась в том, что тер­ро­ри­сти­че­ские акты после 17 октяб­ря по прин­ци­пи­аль­ным при­чи­нам недо­пу­сти­мы, но что, дей­стви­тель­но, пра­ви­тель­ству верить нель­зя, и един­ствен­ной гаран­ти­ей заво­ё­ван­ных прав явля­ет­ся реаль­ная сила рево­лю­ции, т. е. сила орга­ни­зо­ван­ных масс и сила тер­ро­ра. Поэто­му, по его мне­нию, бое­вую орга­ни­за­цию рас­пу­стить было невоз­мож­но, сле­до­ва­ло, как он выра­жал­ся, „дер­жать её под ружьём“. В слу­чае контр­ре­во­лю­ции сохра­нен­ная под ружьём бое­вая орга­ни­за­ция име­ет обя­зан­ность высту­пить с наро­дом и на защи­ту народа».

Но сто­ит отме­тить, что не толь­ко мани­фест 17 октяб­ря повли­ял на пози­цию Чер­но­ва. Так, в вос­по­ми­на­ни­ях он писал, что успех пер­вых поку­ше­ний был осно­ван на двух фак­то­рах: раз­ви­тии новой дина­мит­ной тех­ни­ки и так­ти­ки рево­лю­ци­о­не­ров, кото­рые посред­ством мас­ки­ров­ки мог­ли застать врас­плох выс­ших чинов Рос­сий­ской импе­рии. Но роль про­во­ка­то­ров и аген­тов охран­ки поз­во­ли­ла цар­ско­му пра­ви­тель­ству создать контр­ме­ры тер­ро­ри­сти­че­ским актам. Поэто­му, по мне­нию Чер­но­ва, дан­ный факт толь­ко спо­соб­ство­вал роспус­ку Бое­вой организации.

Основ­ные направ­ле­ния рево­лю­ци­он­ной рабо­ты эсе­ров и соци­ал-демо­кра­тов сов­па­да­ли, но при этом ПСР сопер­ни­ча­ла с РСДРП в обла­сти воен­но-бое­вой рабо­ты и явно опе­ре­жа­ла соци­ал-демо­кра­тов по мас­шта­бам рабо­ты в деревне. Поми­мо это­го, эсе­ры смог­ли закре­пить­ся во Все­рос­сий­ском кре­стьян­ском сою­зе, Все­рос­сий­ском желез­но­до­рож­ном сою­зе, Сою­зе учи­те­лей и в дру­гих подоб­ных орга­ни­за­ци­ях. Успеш­но пар­тия соци­а­ли­стов-рево­лю­ци­о­не­ров про­яви­ла себя и на дум­ской арене. Так, на выбо­рах во II Госу­дар­ствен­ную думу было избра­но 37 пред­ста­ви­те­лей эсеров.

Соци­а­ли­сты-рево­лю­ци­о­не­ры участ­во­ва­ли и в рабо­те пер­вых Сове­тов рабо­чих депу­та­тов, и в дея­тель­но­сти проф­со­ю­зов. В сто­лич­ном Сове­те рабо­чих депу­та­тов было 92 эсе­ра, а в Мос­ков­ском — 21. Так­же их чле­ны засе­да­ли в про­вин­ци­аль­ных Сове­тах: Ека­те­ри­но­слав­ском, Нико­ла­ев­ском, Одес­ском, Сара­тов­ском, Сева­сто­поль­ском и других.

Основ­ную про­грам­му пре­об­ра­зо­ва­ний эсе­ры при­ня­ли на I съез­де на рубе­же 1905 — 1906 годов. Соци­аль­но-поли­ти­че­ская про­грам­ма эсе­ров была схо­жа с про­грам­мой соци­ал-демо­кра­тов, но были и отли­чия. Напри­мер, соци­а­ли­сты-рево­лю­ци­о­не­ры уде­ля­ли осо­бое вни­ма­ние чело­ве­че­ской лич­но­сти, её пра­вам и гаран­ти­ям раз­ви­тия зало­жен­ных в ней способностей.

Соци­ал-демо­кра­ты же, напро­тив, боль­ше опе­ри­ро­ва­ли таки­ми обоб­щён­ны­ми поня­ти­я­ми, как «класс» и «мас­сы». Идеи соци­ал-демо­кра­тов осно­вы­ва­лись на том, что госу­дар­ство долж­но высту­пить важ­ней­шим рыча­гом поли­ти­че­ских, соци­аль­ных и куль­тур­ных преобразований.

Эсе­ры виде­ли буду­щее в раз­ви­тии обще­ствен­но­го само­управ­ле­ния в рам­ках сель­ской общи­ны, тру­до­во­го инду­стри­аль­но­го кол­лек­ти­ва, про­фес­си­о­наль­ной или наци­о­наль­ной груп­пы. В реше­нии аграр­но­го вопро­са соци­а­ли­сты-рево­лю­ци­о­не­ры высту­па­ли за объ­яв­ле­ние всей зем­ли обще­на­род­ным досто­я­ни­ем, отме­ну её куп­ли-про­да­жи и урав­ни­тель­ный раз­дел меж­ду теми, кто жела­ет её отра­ба­ты­вать соб­ствен­ным тру­дом («соци­а­ли­за­ция зем­ли»). Дан­ные идеи были очень попу­ляр­ны в кре­стьян­ской среде.

Иде­аль­ным госу­дар­ством, по мне­нию эсе­ров, явля­лось сво­бод­ное феде­ра­тив­ное содру­же­ство всех живу­щих в нём рав­но­прав­ных наций.

Под­ня­тие крас­но­го фла­га воз­ле дома гене­рал-губер­на­то­ра Моск­вы в 1905 году

Роль рево­лю­ци­он­ных пар­тий в собы­ти­ях Пер­вой рус­ской рево­лю­ции дей­стви­тель­но ока­за­лась очень зна­чи­тель­ной. Конеч­но, в дан­ной ста­тье были рас­смот­ре­ны толь­ко две основ­ные силы соци­а­ли­сти­че­ско­го дви­же­ния, хотя не сто­ит забы­вать и о дру­гих тече­ни­ях. Это каса­ет­ся и анар­хи­че­ских орга­ни­за­ций, и наци­о­наль­ных соци­а­ли­сти­че­ских партий.

Собы­тия 1905 — 1907 годах дали соци­а­ли­сти­че­ским дви­же­ни­ям важ­ней­ший урок поли­ти­че­ской борь­бы, и они смог­ли заявить о себе, вызвав пани­ку в пра­ви­тель­ствен­ных кру­гах. Это под­твер­жда­ют собы­тия тре­тье­и­юнь­ско­го пере­во­ро­та, когда пра­ви­тель­ство Пет­ра Сто­лы­пи­на всту­пи­ло в кон­фрон­та­цию с Думой, чле­на­ми кото­рой явля­лись в том чис­ле пред­ста­ви­те­ли крайне левых партий.


Читай­те так­же, как скла­ды­ва­лись судь­бы тер­ро­ри­сток из Бое­вой орга­ни­за­ции эсе­ров: «Жен­ские лица рево­лю­ции. Исто­рии трёх тер­ро­ри­сток нача­ла XX века».

Поделиться