«Наши советы не всегда были удачными»: СССР и послевоенный кризис в Восточной Европе

Пер­вое после­во­ен­ное деся­ти­ле­тие в Восточ­ной Евро­пе, ока­зав­шей­ся под пат­ро­на­жем Совет­ско­го Сою­за, ста­ло вре­ме­нем широ­ких соци­аль­ных пре­об­ра­зо­ва­ний. Побе­да ком­му­ни­сти­че­ских пар­тий, наци­о­на­ли­за­ция средств про­из­вод­ства, высо­кая соци­аль­ная мобиль­ность и повы­ше­ние уров­ня жиз­ни ста­ли повсе­днев­ной реаль­но­стью для жите­лей этих стран.

Одна­ко у каж­дой меда­ли есть обрат­ная сто­ро­на. В 1948 году раз­го­рел­ся кон­фликт меж­ду Ста­ли­ным и Тито, в кото­рый ока­за­лись втя­ну­ты и восточ­но­ев­ро­пей­ские стра­ны «народ­ной демо­кра­тии». Под вли­я­ни­ем Моск­вы в послед­них про­изо­шёл отказ от идео­ло­гии «наци­о­наль­но­го пути к соци­а­лиз­му»: с 1948 года там актив­но внед­ря­лась совет­ская поли­ти­ко-эко­но­ми­че­ская модель. Новые, нере­а­ли­стич­ные пла­ны уско­рен­ной инду­стри­а­ли­за­ции и кол­лек­ти­ви­за­ции порож­да­ли дис­про­пор­ции в экономике.

Тем вре­ме­нем раз­ра­зив­ший­ся с 1950 года в Юго-Восточ­ной Азии корей­ский кон­фликт (в кото­рый вме­ша­лись стра­ны Запа­да, а затем СССР и Китай) поро­дил у совет­ско­го руко­вод­ства обос­но­ван­ный страх новой миро­вой вой­ны. Под вли­я­ни­ем этих собы­тий в 1951 году на сове­ща­нии в Крем­ле Ста­лин реко­мен­до­вал пред­ста­ви­те­лям восточ­но­ев­ро­пей­ских ком­пар­тий взять курс на укреп­ле­ние армии. Эко­но­ми­че­ские пла­ны «народ­ных демо­кра­тий» были рез­ко откор­рек­ти­ро­ва­ны в поль­зу обо­рон­но­го сек­то­ра. Это ещё боль­ше дез­ор­га­ни­зо­ва­ло пла­ни­ро­ва­ние и при­ве­ло к кри­зи­су в стра­нах Восточ­ной Европы.

Мы пого­во­рим о том, как совет­ское руко­вод­ство реа­ги­ро­ва­ло на кри­зис­ные явле­ния в стра­нах-сател­ли­тах, какую роль в дан­ной исто­рии сыг­ра­ла смерть Ста­ли­на и каким обра­зом в Крем­ле наме­ре­ва­лись решать назре­ва­ю­щие про­бле­мы. Обо всём этом на при­ме­ре несколь­ких стран — Чехо­сло­ва­кии, Восточ­ной Гер­ма­нии и Юго­сла­вии — рас­ска­жет парт­нёр изда­ния VATNIKSTAN, редак­тор жур­на­ла spichka.media Егор Живи­нин.


Чехословацкая Республика (ЧСР)

Спе­ци­фи­ка ситу­а­ции в этой стране отли­ча­лась тем, что здесь были изна­чаль­но силь­ны пози­ции ком­му­ни­стов. Ком­пар­тия (КПЧ) доби­ва­лась вла­сти само­сто­я­тель­но, пар­ла­мент­ским путём — при зна­чи­тель­ной под­держ­ке изби­ра­те­лей. В фев­ра­ле 1948 года в стране был совер­шён пере­во­рот: кон­сер­ва­тив­ные мини­стры пода­ли в отстав­ку, и лиде­ры КПЧ полу­чи­ли пол­ный кон­троль над пра­ви­тель­ством. При фор­маль­ном сохра­не­нии мно­го­пар­тий­но­сти все рыча­ги управ­ле­ния ока­за­лись в руках чехо­сло­вац­ких коммунистов.

В стране нача­лись пре­об­ра­зо­ва­ния по совет­ско­му образ­цу. Пер­вые годы насе­ле­ние под­дер­жи­ва­ло их: про­во­ди­мые рефор­мы вели к улуч­ше­нию народ­но­го бла­го­со­сто­я­ния, и в 1949–1950 годах реаль­ные дохо­ды рос­ли. Одна­ко под вли­я­ни­ем «корей­ско­го син­дро­ма» при­о­ри­те­ты силь­но изме­ни­лись: отныне пра­ви­тель­ство всё боль­ше вкла­ды­ва­лось в оборонку.

Типич­ной эко­но­ми­че­ской про­бле­мой для Восточ­ной Евро­пы стал дефи­цит капи­та­лов, а помощь от СССР оста­ва­лась огра­ни­чен­ной. Ресур­сы для инве­сти­ций в тяжё­лую про­мыш­лен­ность при­хо­ди­лось изы­мать из дерев­ни, из сфе­ры лёг­кой про­мыш­лен­но­сти, из «кар­ма­на» населения.

Поэто­му в 1951–1953 годах в Чехо­сло­ва­кии реаль­ные дохо­ды пада­ют. К 1953 году лич­ное потреб­ле­ние сокра­ти­лось на 25% в срав­не­нии с 1948‑м. Тем вре­ме­нем рас­хо­ды на обо­ро­ну в общем объ­ё­ме наци­о­наль­но­го дохо­да воз­рос­ли с 2% до 10%.

За ситу­а­ци­ей при­сталь­но сле­ди­ли в Москве. Уже в 1950 году состо­я­лась бесе­да Ана­ста­са Мико­я­на с гла­вой чехо­сло­вац­ко­го МИДа Вилья­мом Широ­ким. Совет­ский пред­ста­ви­тель ука­зал на завы­шен­ные пла­но­вые пока­за­те­ли, кото­рые могут при­ве­сти к про­бле­мам. Прав­да, под послед­ни­ми Мико­ян имел в виду дис­ба­ланс экс­пор­та и импор­та, а так­же асим­мет­рич­ное соот­но­ше­ние коли­че­ства стан­ков и сырья. Соци­аль­ная же сфе­ра выпа­да­ла из его внимания.

Чехо­сло­вац­кое руко­вод­ство тоже пред­ви­де­ло назре­ва­ю­щий кри­зис, одна­ко усмат­ри­ва­ло корень всех бед в нехват­ке ква­ли­фи­ци­ро­ван­ных кад­ров и замед­лен­ном тем­пе реформ. Об этом сви­де­тель­ству­ют запи­си совет­ско­го посла в Чехо­сло­ва­кии Бого­мо­ло­ва. После бесе­ды с пред­се­да­те­лем пра­ви­тель­ства ЧСР Анто­ни­ном Запо­тоц­ким дипло­мат зафик­си­ро­вал в сво­ём дневнике:

«После крат­кой бесе­ды про­то­коль­но­го харак­те­ра Запо­тоц­кий оста­но­вил­ся на вопро­се о труд­но­стях роста, кото­рые испы­ты­ва­ет Чехо­сло­вац­кая Рес­пуб­ли­ка. Основ­ная при­чи­на этих труд­но­стей — это недо­ста­ток в кад­рах, спо­соб­ных в крат­чай­шее вре­мя про­из­ве­сти пере­строй­ку чехо­сло­вац­кой эко­но­ми­ки, осво­ить новые соци­а­ли­сти­че­ские фор­мы тру­да и по-ново­му руко­во­дить рабо­чи­ми, кре­стья­на­ми и спе­ци­а­ли­ста­ми. В насто­я­щее вре­мя про­из­во­ди­тель­ность тру­да и дис­ци­пли­ни­ро­ван­ность чехо­сло­вац­кий рабо­чих недо­ста­точ­ны. Рабо­чие изба­ло­ва­ны высо­ким жиз­нен­ным уров­нем, кото­рый после 1945 года не упал, а даже повысился…»

Анто­нин Запо­тоц­кий, пре­мьер-министр (1948–1953) и пре­зи­дент (1953–1957) Чехо­сло­вац­кой Республики

Из тех же запи­сей сле­ду­ет, что Бого­мо­лов как дипло­мат не зада­вал уточ­ня­ю­щих вопро­сов Запо­тоц­ко­му, не усо­мнил­ся и не под­верг кри­ти­ке его сло­ва. А это озна­ча­ет, что на тот момент началь­ство посла в Москве не вла­де­ло исчер­пы­ва­ю­щей инфор­ма­ци­ей каса­тель­но эко­но­ми­че­ских про­блем в ЧСР.

Ситу­а­цию ослож­ня­ли репрес­сии, про­во­ди­мые во всех стра­нах Восточ­ной Евро­пы. По под­счё­там исто­ри­ков, в Чехо­сло­ва­кии раз­мах пре­сле­до­ва­ний стал осо­бен­но широ­ким. Под каток репрес­сий попа­да­ли не толь­ко оппо­зи­ци­о­не­ры, но и эко­но­ми­че­ские администраторы.

Для пре­одо­ле­ния труд­но­стей пра­ви­тель­ство в Пра­ге реши­ло про­ве­сти денеж­ную рефор­му. Одна­ко послед­няя мог­ла лишь оздо­ро­вить финан­сы, но про­бле­му паде­ния уров­ня жиз­ни никак не реша­ла. Тем не менее руко­вод­ство КПЧ воз­ла­га­ло на неё боль­шие надеж­ды и запро­си­ло у Моск­вы при­слать на пол­то­радва меся­ца совет­ских спе­ци­а­ли­стов для помо­щи в осу­ществ­ле­нии преобразований.

Рефор­ма была про­ве­де­на в жизнь 1 июня 1953 года. Она сопро­вож­да­лась отме­ной кар­точ­ной систе­мы, что при­ве­ло к рез­ко­му повы­ше­нию цен, но без ана­ло­гич­но­го роста зара­бот­ной пла­ты. Уро­вень жиз­ни рез­ко упал на целых 20%. Это спро­во­ци­ро­ва­ло мас­со­вые бес­по­ряд­ки и заба­стов­ки рабо­чих по всей стране. Наи­бо­лее актив­ные вол­не­ния про­изо­шли в круп­ном горо­де Пль­зень. Гла­ва ЦК КПЧ Анто­нин Новот­ный был вынуж­ден сооб­щить о слу­чив­шем­ся сотруд­ни­кам посоль­ства СССР.

Совет­ские руко­во­ди­те­ли быст­ро осо­зна­ли, что о реаль­ном поло­же­нии дел в Чехо­сло­ва­кии им до послед­не­го вре­ме­ни было извест­но кри­ти­че­ски мало. Моло­тов напра­вил шиф­ро­те­ле­грам­му Бого­мо­ло­ву, тре­буя подроб­но рас­спро­сить о вол­не­ни­ях сре­ди мест­но­го насе­ле­ния. В тот же день совет­ский посол в Пра­ге встре­тил­ся с Запо­тоц­ким и Широ­ким, рас­спра­ши­вая их о про­изо­шед­шем. Чехо­сло­вац­кие лиде­ры назва­ли сво­им основ­ным про­счё­том при про­ве­де­нии рефор­мы невер­ную оцен­ку эко­но­ми­че­ско­го поло­же­ния рабо­чих. Пра­ви­тель­ство ЧСР ожи­да­ло сопро­тив­ле­ния пре­об­ра­зо­ва­ни­ям толь­ко от «бур­жу­аз­ных элементов».

Отно­ше­ние Пра­ги к собы­ти­ям в Пль­зене выра­зил Запотоцкий:

«Если реак­ция пыта­лась исполь­зо­вать в Пль­зене вре­мен­ные труд­но­сти и была подав­ле­на сила­ми пра­ви­тель­ства, то такая же судь­ба ждёт и любое дру­гое выступ­ле­ние реак­ции, где бы она ни про­бо­ва­ла свои силы про­тив пра­ви­тель­ства. Нуж­но, что­бы и рабо­чий класс и бур­жу­а­зия почув­ство­ва­ли силу госу­дар­ствен­ной власти».

Вос­став­шие жите­ли про­мыш­лен­но­го горо­да Пль­зень. 1 июня 1953 года

Всё лето руко­во­ди­те­ли КПЧ твер­ди­ли Совет­ско­му руко­вод­ству: при­чи­на вол­не­ний — это про­ис­ки реак­ции. Москва вполне обос­но­ван­но не вери­ла в это. 13 июня состо­я­лась бесе­да Бого­мо­ло­ва с Новот­ным. Послед­ний воз­ла­гал вину за бес­по­ряд­ки на дей­ствия «бур­жу­аз­ных эле­мен­тов». Он обру­шил­ся с кри­ти­кой на тех пред­ста­ви­те­лей ЦК КПЧ, кото­рые усмат­ри­ва­ли клю­че­вые про­счё­ты в дей­стви­ях само­го пра­ви­тель­ства, а вол­не­ния пола­га­ли стихийными.

Бого­мо­лов доло­жил о бесе­дах Моло­то­ву. В ответ посол полу­чил шиф­ро­те­ле­грам­му, в кото­рой совет­ское руко­вод­ство под­верг­ло жёст­кой кри­ти­ке чехо­сло­вац­ких руководителей:

«В Москве скла­ды­ва­ет­ся мне­ние, что чехо­сло­вац­кие дру­зья явно недо­оце­ни­ва­ют слож­но­сти внут­ри­по­ли­ти­че­ско­го поло­же­ния в стране и не сде­ла­ли для себя долж­ных выво­дов из про­ис­шед­ших собы­тий, а это чре­ва­то новы­ми и ещё более серьёз­ны­ми труд­но­стя­ми в даль­ней­шем. Вви­ду это­го было бы пра­виль­но, что­бы чехо­сло­вац­кие дру­зья хоро­шень­ко разо­бра­лись в их тепе­реш­них хозяй­ствен­ных пла­нах, как в отно­ше­нии про­мыш­лен­но­сти, так и сель­ско­го хозяй­ства, и внес­ли бы в эти пла­ны необ­хо­ди­мые серьёз­ные поправки».

Сло­ва Моло­то­ва озна­ча­ли внед­ре­ние в ЧСР «Ново­го кур­са»: пере­смотр пла­нов в сто­ро­ну финан­си­ро­ва­ния лёг­кой про­мыш­лен­но­сти, рас­ши­ре­ние соци­аль­ной поли­ти­ки, сни­же­ние тем­пов инду­стри­а­ли­за­ции и коллективизации.

Столь адек­ват­ный ответ на труд­но­сти восточ­но­ев­ро­пей­ско­го союз­ни­ка во мно­гом объ­яс­нял­ся тем, что несколь­ки­ми меся­ца­ми ранее, 5 мар­та 1953 года, скон­чал­ся Ста­лин. Это дало воз­мож­ность крем­лёв­ским функ­ци­о­не­рам про­во­дить в жизнь более ком­про­мисс­ную и реа­ли­стич­ную поли­ти­ку в отно­ше­нии стран-парт­нё­ров (умер­ший лидер, как извест­но, обыч­но скло­нял­ся к мерам жёст­ко­го давления).

В непре­рыв­ных кон­суль­та­ци­ях с Моск­вой Пре­зи­ди­ум ЦК КПЧ раз­ра­бо­тал офи­ци­аль­ное поста­нов­ле­ние «Ново­го кур­са». Пер­во­на­чаль­но оно содер­жа­ло кри­ти­ку преж­ней поли­ти­ки. Одна­ко в ито­ге офи­ци­аль­ная фор­му­ли­ров­ка све­лась к тому, что поли­ти­ка пра­ви­тель­ства все­гда была пол­но­стью вер­ной, а мест­ные пар­тий­ные орга­ни­за­ции извра­ти­ли её. Тем не менее в 1954–1955 годах чехо­сло­вац­кое руко­вод­ство дей­стви­тель­но при­ня­ло меры для сни­же­ния соци­аль­но­го напря­же­ния и смог­ло ста­би­ли­зи­ро­вать ситуацию.

Собы­тия в ЧСР силь­но повли­я­ли на общую оцен­ку Крем­лём поло­же­ния в стра­нах «народ­ной демо­кра­тии». В раз­гар вол­не­ний лета 1953 года Берия писал Мален­ко­ву: «В свя­зи с собы­ти­я­ми в Чехо­сло­ва­кии необ­хо­ди­мо отме­тить, что и по дру­гим стра­нам народ­ной демо­кра­тии мы недо­ста­точ­но инфор­ми­ро­ва­ны о дей­стви­тель­ном поли­ти­че­ском и эко­но­ми­че­ском поло­же­нии. Сове­ты, дава­е­мые нашим дру­зьям, явля­ют­ся эпи­зо­ди­че­ски­ми, бес­си­стем­ны­ми, в ряде слу­ча­ев не увя­зан­ны­ми с хозяй­ствен­но-поли­ти­че­ски­ми зада­ча­ми стран народ­ной демо­кра­тии и Совет­ско­го Сою­за. Более того, надо пря­мо ска­зать, что наши сове­ты не все­гда были удачными».

Таким обра­зом, Москва изна­чаль­но взя­ла на себя боль­шой груз ответ­ствен­но­сти за ситу­а­цию в Восточ­ной Евро­пе. Кри­зис в ЧСР при содей­ствии Крем­ля дей­стви­тель­но бла­го­по­луч­но раз­ре­шил­ся. Хотя офи­ци­аль­но Пра­га не при­зна­ла сво­их оши­бок, но пере­осмыс­ли­ла внут­рен­нюю поли­ти­ку и отныне ста­ра­лась дей­ство­вать более акку­рат­но. Важ­но то, что, несмот­ря на смерть Ста­ли­на, совет­ское руко­вод­ство так и не отка­за­лось от зало­жен­ной «отцом наро­дов» поли­ти­ки пат­ро­на­жа: «Новый курс», хотя и ока­зал поло­жи­тель­ное вли­я­ние на чехо­сло­вац­кое обще­ство, был навя­зан ему извне.


Восточная Германия (ГДР)

Если в дру­гих стра­нах Восточ­ной Евро­пы уже к 1951 году была раз­вёр­ну­та уси­лен­ная мили­та­ри­за­ция, то обра­зо­ван­ную дву­мя года­ми ранее Гер­ман­скую Демо­кра­ти­че­скую Рес­пуб­ли­ку это никак не затро­ну­ло. Она не вла­де­ла соб­ствен­ной арми­ей, так как нахо­ди­лась под окку­па­ци­ей, а СССР в то вре­мя ещё не стре­мил­ся созда­вать отдель­ное немец­кое госу­дар­ство в пику Запа­ду. Всё изме­нил март 1952 года.

После про­ва­ла мар­тов­ской ноты, кото­рая ока­за­лась послед­ней серьёз­ной попыт­кой вос­ста­но­вить един­ство после­во­ен­ной Гер­ма­нии, Ста­лин вызвал немец­ких ком­му­ни­стов в Моск­ву. Встре­ча про­шла в апре­ле: обсуж­да­лись пер­спек­ти­вы раз­ви­тия ГДР. Ста­лин реко­мен­до­вал создать в Восточ­ной Гер­ма­нии соб­ствен­ную армию, укре­пить гра­ни­цы, дал доб­ро на стро­и­тель­ство соци­а­лиз­ма и про­ве­де­ние коллективизации.

Немец­кие ком­му­ни­сты были воз­му­ще­ны, осо­бен­но гла­ва Соци­а­ли­сти­че­ской еди­ной пар­тии Гер­ма­нии (СЕПГ) Валь­тер Уль­брихт. До это­го вре­ме­ни Ста­лин запре­щал им декла­ри­ро­вать при­вер­жен­ность соци­а­лиз­му, теперь же тре­бо­вал пря­мо про­ти­во­по­лож­но­го. Одна­ко после встре­чи они ста­ли реа­ли­зо­вы­вать обго­во­рен­ные в Крем­ле меры.

Гене­раль­ный сек­ре­тарь ЦК СЕПГ (1950–1953), Пер­вый сек­ре­тарь ЦК СЕПГ (1953–1971) Валь­тер Ульбрихт

Глав­ным пунк­том оста­ва­лось созда­ние армии. Раз­ви­тие тяжё­лой и обо­рон­ной про­мыш­лен­но­сти, рас­хо­ды на воору­жён­ные силы были вклю­че­ны в цен­тра­ли­зо­ван­ный эко­но­ми­че­ский план. Одна­ко дол­гое вре­мя не уда­ва­лось рас­счи­тать необ­хо­ди­мые рас­хо­ды: ГДР была слиш­ком зави­си­ма от поста­вок из СССР. Изна­чаль­но пред­по­ла­га­лось затра­тить на армию 200 мил­ли­о­нов марок, но в ито­го­вом плане было уста­нов­ле­но 1,26 мил­ли­ар­да — в шесть раз боль­ше, чем в пер­во­на­чаль­ных рас­счё­тах. Сам факт, что финан­со­вый план на 1952‑й уда­лось све­сти толь­ко к кон­цу это­го же года, очень показателен.

На госу­дар­ствен­ную каз­ну дави­ло и то, что ГДР всё ещё про­дол­жа­ла выпла­чи­вать Совет­ско­му Сою­зу воен­ные репа­ра­ции. На 1952 год они состав­ля­ли око­ло 15–20% от бюд­же­та. В ито­ге к лету того же года Восточ­ная Гер­ма­ния всту­пи­ла в поло­су финан­со­во­го кри­зи­са. Назре­ва­ет и энер­ге­ти­че­ский кри­зис: отрасль не справ­ля­ет­ся с уско­рен­ным раз­ви­ти­ем тяжё­лой про­мыш­лен­но­сти, начи­на­ют­ся систе­ма­ти­че­ские оста­нов­ки про­из­вод­ства и отклю­че­ния света.

Тем вре­ме­нем летом 1952 года на II пар­тий­ной кон­фе­рен­ции объ­яв­ля­ет­ся о нача­ле стро­и­тель­ства социализма.

Как на все эти собы­тия смот­ре­ли в Москве? Ещё с лета 1952 года совет­ская кон­троль­ная комис­сия (СКК, дей­ство­ва­ла в 1949–1953 годах в под­кон­троль­ной СССР окку­па­ци­он­ной зоне Гер­ма­нии) выра­жа­ла обес­по­ко­ен­ность ситу­а­ци­ей, сло­жив­шей­ся в ГДР. Пред­се­да­тель СКК Васи­лий Чуй­ков (в про­шлом — герой Ста­лин­град­ской бит­вы) неод­но­крат­но направ­лял мемо­ран­ду­мы заме­сти­те­лю пре­мьер-мини­стра ГДР Ген­ри­ху Рау с кон­крет­ны­ми предложениями.

В кон­це октяб­ря началь­ник финан­со­во­го отде­ла СКК Вла­ди­мир Сит­нин пред­ста­вил свой план меро­при­я­тий по оздо­ров­ле­нию бюд­же­та ГДР. В про­ек­те пред­по­ла­га­лось, что в рес­пуб­ли­ке нахо­дят­ся круп­ные «скры­тые резер­вы», кото­рые не были долж­ным обра­зом пуще­ны в ход из-за нера­ци­о­наль­но­го исполь­зо­ва­ния ресурсов.

Сит­нин пред­ла­гал изме­нить струк­ту­ру цен, сни­зить дота­ции гос­пред­при­я­ти­ям, поста­вить зара­бот­ную пла­ту в тес­ную зави­си­мость от уров­ня про­из­во­ди­тель­но­сти рабо­чих, сокра­тить соци­аль­ные выпла­ты. При этом план не затра­ги­вал ни вопрос репа­ра­ций, ни затра­ты на созда­ние обо­рон­ной про­мыш­лен­но­сти и армии: это не вхо­ди­ло в ком­пе­тен­цию СКК.

Вста­ла про­бле­ма и с кол­лек­ти­ви­за­ци­ей. Если с мая до осе­ни 1952-го она про­во­ди­лась в ГДР на доб­ро­воль­ных нача­лах, то в свя­зи с финан­со­вым кри­зи­сом воз­ник вопрос, отку­да брать сред­ства на раз­ви­тие коопе­ра­ти­вов. Оста­ва­лось два пути:

Замед­лить кол­лек­ти­ви­за­цию и укре­пить уже суще­ству­ю­щие коопе­ра­ти­вы. Тако­го мне­ния при­дер­жи­ва­лись спе­ци­а­ли­сты сель­ско­хо­зяй­ствен­но­го отде­ла СЕПГ.

Уси­лить дав­ле­ние на круп­ных кре­стьян и экс­про­при­и­ро­вать часть их зем­ли, направ­ляя их капи­та­лы и тех­ни­ку на укреп­ле­ние кол­хо­зов. Эту пози­цию отста­и­ва­ли кон­суль­тан­ты из СКК.

По «счаст­ли­вой» слу­чай­но­сти тогда же под­верг­ся репрес­си­ям гла­ва сель­хоз­от­де­ла СЕПГ Пауль Мер­кер. Он был актив­ным сто­рон­ни­ком уме­рен­ной кол­лек­ти­ви­за­ции. В ито­ге пози­ции совет­ни­ков СКК уси­ли­лись, и к испол­не­нию был при­нят вто­рой вариант.

В нояб­ре на X пле­ну­ме СЕПГ была при­ня­та ради­каль­ная про­грам­ма по уни­что­же­нию част­но­го сек­то­ра. Пла­ни­ро­ва­лось, что к 1953 году он будет пол­но­стью ликвидирован.

Руко­вод­ство пар­тии пола­га­ло, что в усло­ви­ях кри­зи­са эко­но­ми­ки ГДР Кремль уве­ли­чит постав­ки про­до­воль­ствия и сырья, а так­же сни­зит репа­ра­ци­он­ные пла­те­жи, чего так доби­ва­лись немец­кие ком­му­ни­сты. Одна­ко до вес­ны 1953 года руко­вод­ство СССР не обра­ща­ло зна­чи­тель­но­го вни­ма­ния на поло­же­ние в ГДР. Более того, Москва тре­бо­ва­ла уве­ли­че­ния репа­ра­ци­он­ных поставок.

Толь­ко 13 апре­ля 1953-го руко­вод­ство СЕПГ полу­чи­ло согла­сие совет­ско­го пра­ви­тель­ства на неболь­шое сни­же­ние объ­ё­ма репа­ра­ци­он­ных поста­вок. Так­же в Крем­ле раз­ре­ши­ли умень­шить нагруз­ку на ряд отрас­лей промышленности.

Одна­ко этих мер было недо­ста­точ­но: эко­но­ми­ка ГДР всё ещё нахо­ди­лась в тяжё­лом поло­же­нии. Руко­вод­ство СЕПГ при­ня­ло самое чрез­вы­чай­ное реше­ние, кото­рое толь­ко мог­ло, — повы­сить про­из­вод­ствен­ные нор­мы. Этот вопрос исто­ри­че­ски был одним из самых болез­нен­ных в отно­ше­ни­ях меж­ду гер­ман­ским пар­тий­ным руко­вод­ством и рабо­чи­ми. Ещё в 1947–1952 годах СЕПГ неод­но­крат­но пыта­лась повы­шать про­из­вод­ствен­ные нор­мы, но все­гда натал­ки­ва­лась на сопро­тив­ле­ние рядо­вых тружеников.

В апреле–мае 1953 года новые руко­во­ди­те­ли СССР, при­няв­шие власть после смер­ти Ста­ли­на, нако­нец обра­ти­ли вни­ма­ние на ситу­а­цию в ГДР. Немец­кие ком­му­ни­сты были вызва­ны в Моск­ву для полу­че­ния ука­за­ний и кри­ти­ки. Лиде­рам Восточ­ной Гер­ма­нии был пред­ло­жен «Новый курс», кото­рый вклю­чал ослаб­ле­ние дав­ле­ния на част­ный сек­тор, улуч­ше­ние снаб­же­ния насе­ле­ния, отказ от чрез­вы­чай­ных мер, сни­же­ние тем­пов кол­лек­ти­ви­за­ции и отказ от декла­ри­ро­ва­ния социализма.

В конеч­ном ито­ге «Новый курс» был при­нят СЕПГ 9 июня, но офи­ци­аль­но объ­яв­ле­но об этом было дву­мя дня­ми поз­же. Перед пуб­лич­ным про­воз­гла­ше­ни­ем сме­ны поли­ти­ки руко­вод­ство ГДР запра­ши­ва­ло у Моск­вы раз­ре­ше­ния про­ве­сти обсуж­де­ние в пар­тий­ных ячей­ках и с насе­ле­ни­ем. Одна­ко в Крем­ле им отве­ти­ли, что меры нуж­но при­нять немед­лен­но. В ито­ге обще­ствен­ное мне­ние стра­ны ока­за­лось не под­го­тов­ле­но к столь рез­ким переменам.

Наи­боль­шее недо­воль­ство оче­ред­ны­ми рефор­ма­ми выра­жа­ли рабо­чие: «Новый курс» не затро­нул повы­шен­ные тру­до­вые нор­мы, но давал послаб­ле­ния пред­при­ни­ма­те­лям, церк­ви и кре­стья­нам. Гер­ман­ский про­ле­та­ри­ат счёл сме­ну кур­са пре­да­тель­ством. В тече­ние неде­ли после объ­яв­ле­ния реформ, 11–16 июня 1953 года, реги­стри­ру­ет­ся рез­кий всплеск заба­сто­воч­ной актив­но­сти на пред­при­я­ти­ях. На этой волне 16 июня состо­я­лась демон­стра­ция стро­и­тель­ных рабо­чих в Бер­лине, а 17 июня всю ГДР охва­ты­ва­ют мас­со­вые волнения.

Тре­бо­ва­ния про­те­сту­ю­щих вклю­ча­ли как соци­аль­но-эко­но­ми­че­ские, так и поли­ти­че­ские лозун­ги: пере­вы­бо­ры про­из­вод­ствен­ных сове­тов, отме­на норм для рабо­чих, улуч­ше­ние усло­вий тру­да, отстав­ка пра­ви­тель­ства и сво­бод­ные обще­гер­ман­ские выборы.

Вол­не­ния в Восточ­ном Бер­лине. Лето 1953 года

Вол­не­ния были подав­ле­ны Груп­пой совет­ских войск в Гер­ма­нии, и в тече­ние июня–августа поло­же­ние посте­пен­но ста­би­ли­зи­ро­ва­лось. В авгу­сте 1953 года совет­ское руко­вод­ство под­пи­са­ло про­то­кол о пре­кра­ще­нии репа­ра­ций. Хотя нефор­маль­ные, скры­тые репа­ра­ции про­дол­жа­лись взыс­ки­вать­ся и далее, при­мер­но до кон­ца 1950‑х годов они были зна­чи­тель­но снижены.

Что мы можем ска­зать о поли­ти­ке Крем­ля в отно­ше­нии после­во­ен­ной Восточ­ной Гер­ма­нии? Ситу­а­ция была схо­жа с собы­ти­я­ми в Чехо­сло­ва­кии. Пара­док­саль­но, но до смер­ти Ста­ли­на выс­шее руко­вод­ство в Москве почти пол­но­стью игно­ри­ро­ва­ло назрев­ший в союз­ном немец­ком госу­дар­стве кри­зис эко­но­ми­ки. Это тем более стран­но, учи­ты­вая, что ГДР нахо­ди­лась под пря­мым совет­ским кон­тро­лем. Спе­ци­аль­но создан­ный для мони­то­рин­га ситу­а­ции в стране орган — СКК — под­чи­нял­ся напря­мую Сове­ту Мини­стров СССР. И тем не менее тре­вож­ное поло­же­ние на местах (кото­рое фик­си­ро­ва­ли даже коман­ди­ро­ван­ные в Гер­ма­нию совет­ские спе­ци­а­ли­сты) не вызва­ло в Крем­ле свое­вре­мен­ной и долж­ной реакции.

Судя по все­му, Ста­лин смот­рел на Восточ­ную Гер­ма­нию пре­иму­ще­ствен­но как на источ­ник репа­ра­ций, кото­рые дей­стви­тель­но были важ­ны для СССР. Одна­ко подоб­ный под­ход неиз­беж­но при­во­дил к накоп­ле­нию недо­воль­ства сре­ди немец­ко­го населения.

Смерть Ста­ли­на поз­во­ли­ла высо­ко­по­став­лен­ным совет­ским функ­ци­о­не­рам раз­вер­нуть экс­трен­ную про­грам­му необ­хо­ди­мых реформ, не огля­ды­ва­ясь более на мне­ние «отца наро­дов». Одна­ко «Новый курс» был вве­дён в ГДР — под дав­ле­ни­ем Моск­вы — слиш­ком поспеш­но и без учё­та мест­ной спе­ци­фи­ки. Неже­ла­ние Крем­ля счи­тать­ся с осо­бен­но­стя­ми восточ­но­гер­ман­ской ситу­а­ции и изу­чить мне­ние насе­ле­ния (вклю­чая тех же рабо­чих) при­ве­ло к восстанию.

Тем не менее кри­зис уда­лось ста­би­ли­зи­ро­вать, при­ме­нив воен­ную силу. Далее пра­ви­тель­ство ГДР более не под­вер­га­лось таким рез­ким изме­не­ни­ям кур­са и дав­ле­нию со сто­ро­ны СССР. После­ду­ю­щие кри­зи­сы, свя­зан­ные с 1956 и 1961 года­ми, руко­вод­ство Восточ­ной Гер­ма­нии реша­ло более неза­ви­си­мо и успешно.


Феде­ра­тив­ная Народ­ная Рес­пуб­ли­ка Юго­сла­вия (ФНРЮ)

В отли­чие от дру­гих стран Восточ­ной Евро­пы, юго­слав­ские ком­му­ни­сты при­шли к вла­сти пол­но­стью само­сто­я­тель­но уже в ходе Вто­рой миро­вой вой­ны. Обла­дая широ­кой под­держ­кой сре­ди насе­ле­ния, они мино­ва­ли ста­тус «народ­ной демо­кра­тии», фак­ти­че­ски сра­зу заявив откры­тое гла­вен­ство компартии.

Лиде­ры дви­же­ния юго­слав­ских пар­ти­зан в 1944 году, буду­щие мини­стры пра­ви­тель­ства ФНРЮ. Тито край­ний спра­ва в пер­вом ряду

Как след­ствие, юго­слав­ские ком­му­ни­сты ощу­ща­ли себя более неза­ви­си­мы­ми от вли­я­ния СССР и лич­но Ста­ли­на, что при­ве­ло к ряду про­ти­во­ре­чий и совет­ско-юго­слав­ско­му кон­флик­ту 1948–1953 годов.

Эти раз­но­гла­сия сыг­ра­ли боль­шую роль в рас­ко­ле миро­во­го ком­му­ни­сти­че­ско­го дви­же­ния после вой­ны. Сотруд­ни­ки Инслав РАН отмечают:

«Сло­жи­лась неви­дан­ная до той поры и казав­ша­я­ся пара­док­саль­ной ситу­а­ция, когда стра­на с ком­му­ни­сти­че­ским прав­ле­ни­ем фак­ти­че­ски ока­за­лась как бы по дру­гую сто­ро­ну бар­ри­кад холод­ной вой­ны: осталь­ные ком­му­ни­сти­че­ские режи­мы во гла­ве с СССР, вче­раш­ние союз­ни­ки Юго­сла­вии по совет­ско­му бло­ку, высту­пи­ли по отно­ше­нию к ней как враги».

Но несмот­ря на то, что ФНРЮ ока­за­лась в столь уни­каль­ном внеш­не­по­ли­ти­че­ском поло­же­нии, соци­аль­но-эко­но­ми­че­ская кри­зис­ная дина­ми­ка в стране была схо­жа с той, что име­ла место в под­кон­троль­ных Москве восточ­но­ев­ро­пей­ских госу­дар­ствах. Хотя совет­ское руко­вод­ство не вла­де­ло пря­мы­ми рыча­га­ми вли­я­ния на Юго­сла­вию, оно про­яв­ля­ло инте­рес к собы­ти­ям в стране в каче­стве наблюдателя.

До нача­ла кон­флик­та совет­ский дипло­мат Алек­сандр Лаври­щев отме­тил мест­ную спе­ци­фи­ку таким образом:

«Мне кажет­ся, что во внут­рен­нем поло­же­нии Юго­сла­вии нет ниче­го тако­го, что дела­ло бы необ­хо­ди­мы­ми какие-либо сове­ты с нашей стороны».

Юго­слав­ские ком­му­ни­сты до 1948 года поль­зо­ва­лись наи­боль­шим дове­ри­ем со сто­ро­ны руко­вод­ства СССР и счи­та­лись образ­цо­вы­ми в сво­их дей­стви­ях. Они под­твер­жда­ли это эко­но­ми­че­ски­ми преобразованиями.

Кол­лек­ти­ви­за­ция в ФНРЮ нача­лась рань­ше, чем в «народ­ных демо­кра­ти­ях», — ещё в 1945 году, — и тогда носи­ла доб­ро­воль­ный харак­тер. Но Юго­сла­вия оста­ва­лась одной из самых нераз­ви­тых стран в Восточ­ной Евро­пе. Коли­че­ство рабо­чих было неве­ли­ко, основ­ное насе­ле­ние состав­ля­ли кре­стьяне. Необ­хо­ди­ма была индустриализация.

Её актив­ная фаза нача­лась в ходе пер­во­го пяти­лет­не­го пла­на 1947–1951 годов. Были заяв­ле­ны очень амби­ци­оз­ные пока­за­те­ли для раз­ви­тия про­мыш­лен­но­сти, и на пер­вый взгляд они были оправ­да­ны: в 1947 году фаб­рич­ное про­из­вод­ство вырос­ло на 57%, но далее каж­дый год тем­пы стре­ми­тель­но пада­ли. Пра­ви­тель­ство осо­зна­ло, что сле­ду­ет повы­шать бла­го­со­сто­я­ние город­ско­го насе­ле­ния. В крат­чай­шие сро­ки это­го мож­но было добить­ся лишь за счёт выка­чи­ва­ния средств и про­до­воль­ствия из дерев­ни — поэто­му с 1949 года про­цесс кол­лек­ти­ви­за­ции был рез­ко форсирован.

Сыг­рал роль и идео­ло­ги­че­ский фак­тор: юго­сла­вы хоте­ли как бы оправ­дать­ся перед СССР, пока­зать, что они оста­ют­ся насто­я­щи­ми ком­му­ни­ста­ми, а обви­не­ния в их сто­ро­ну не име­ют под собой реаль­ной почвы.

Одна­ко кол­лек­ти­ви­за­ция не ока­за­лась столь удач­ной, как пред­по­ла­га­лось: уже в 1949 году при­шлось замед­лить тем­пы. Это не при­нес­ло облег­че­ния кре­стьян­ству — 1949–1953 годы ста­ли для них самы­ми худ­ши­ми в исто­рии Юго­сла­вии. Нача­лись вол­не­ния в деревне.

Замед­ле­ние тем­пов кол­лек­ти­ви­за­ции ска­за­лось и на горо­дах. Горо­жане, коли­че­ство кото­рых рез­ко воз­рос­ло, ощу­ти­ли на себе дефи­цит про­дук­тов. Как писал один юго­слав­ский журналист:

«Снаб­же­ние насе­ле­ния, осо­бен­но в горо­дах, было очень скуд­ным. Вит­ри­ны зия­ли пусто­той. Вме­сто това­ров на них сто­я­ли порт­ре­ты чле­нов Полит­бю­ро. В это вре­мя воз­ник анек­дот о „совет­ских аген­тах“, кото­рые тай­но обо­шли Юго­сла­вию и при­шли доло­жить Ста­ли­ну, что уви­де­ли. Они ска­за­ли ему: „Мы всё-таки убедились,что там стро­ят соци­а­лизм!“ — „Как?“ — спро­сил он стро­го. — „Да, заме­ча­тель­но. Они в мага­зи­нах не име­ют ниче­го, как и мы. Совер­шен­но так же!“»

Как же на эти собы­тия смот­ре­ло совет­ское руководство?

В мар­те 1949 года Кремль полу­чил обшир­ную инфор­ма­цию о поло­же­нии в ФНРЮ от сек­ре­та­ря ЦК Румын­ской рабо­чей пар­тии това­ри­ща Киши­нев­ско­го, а так­же от пред­ста­ви­те­ля ЦК ком­пар­тии Италии.

Вот что они сооб­ща­ли о замед­ле­нии тем­пов коллективизации:

«Юго­слав­ские аван­тю­ри­сты пред­на­ме­рен­но дис­кре­ди­ти­ру­ют орга­ни­за­цию дела кол­лек­тив­но­го про­из­вод­ства в деревне, ока­зы­ва­ют помощь кула­кам-экс­плу­а­та­то­рам и усу­губ­ля­ют хозяй­ствен­ное поло­же­ние бед­ней­ше­го кре­стьян­ства. Они созна­тель­но сабо­ти­ру­ют ока­за­ние помо­щи уже суще­ству­ю­щим кре­стьян­ским тру­до­вым кооперативам».

Несмот­ря на тяжё­лое эко­но­ми­че­ское поло­же­ние, город­ское насе­ле­ние под­дер­жи­ва­ло режим Тито и про­яв­ля­ло зна­чи­тель­ный тру­до­вой энту­зи­азм. Совет­ско-юго­слав­ский кон­фликт при­вёл лишь к кон­со­ли­да­ции и укреп­ле­нию пат­ри­о­ти­че­ских настро­е­ний в стране. Но в отчё­те инфор­ма­то­ров Крем­ля писа­лось так:

«Насе­ле­ние всё боль­ше начи­на­ет осо­зна­вать пре­ступ­ную поли­ти­ку кли­ки Тито. Рас­тёт вера в Совет­ский Союз».

Свой взгляд на поло­же­ние в ФНРЮ выра­зил Моло­тов в бесе­де с лиде­ром албан­ских ком­му­ни­стов Энве­ром Ходжей:

«Отве­чая на вопрос т. Энве­ра Ход­жи, това­рищ Моло­тов гово­рит, что Алба­ния явля­ет­ся непо­сред­ствен­ным сосе­дом Юго­сла­вии, Гре­ции и Ита­лии. Юго­сла­вия — самый неспо­кой­ный из её сосе­дей, заин­те­ре­со­ван­ный в том, что­бы поболь­ше шуметь насчёт внеш­ней угро­зы, кото­рая буд­то бы созда­ёт­ся для Юго­сла­вии… Мы объ­яс­ня­ем это тем, что внут­рен­ние дела Юго­сла­вии очень пло­хи, и им важ­но отвлечь вни­ма­ние насе­ле­ния от сво­их внут­рен­них вопросов».

Тем не менее в пери­од 1951–1952 годов Юго­сла­вия само­сто­я­тель­но вышла из эко­но­ми­че­ско­го тупи­ка. Резуль­тат был достиг­нут за счёт сни­же­ния капи­та­ло­вло­же­ний, сокра­ще­ния бюд­жет­ных дота­ций, а так­же при­вле­че­ния запад­ных кре­ди­тов. Кри­зис в Юго­сла­вии был наи­бо­лее глу­бо­ким и дошёл до вяло­те­ку­щей граж­дан­ской вой­ны с кре­стьян­ством. Но мест­ное руко­вод­ство быст­рее, чем в дру­гих стра­нах, спра­ви­лось с ним.

Визит Эле­о­но­ры Рузвельт в Юго­сла­вию. Июль 1953 года. Встре­ча с Иоси­пом Тито

Одна­ко это­го демон­стра­тив­но «не заме­ча­ли» в Москве. В тече­ние все­го пери­о­да, пока длил­ся совет­ско-юго­слав­ский кон­фликт, в Крем­ле оце­ни­ва­ли поло­же­ние в ФНРЮ рез­ко отри­ца­тель­но. Как спра­вед­ли­во отме­ча­ет исто­рик Аникеев:

«Как пра­ви­ло, все крем­лев­ские и МИДов­ские запис­ки и про­чие инфор­ма­ци­он­ные мате­ри­а­лы о состо­я­нии эко­но­ми­ки, настро­е­ни­ях насе­ле­ния в Юго­сла­вии как буд­то писа­лись под копир­ку. Всё в стране было пло­хо: снаб­же­ние отвра­ти­тель­ное, в боль­ших горо­дах не хва­та­ет про­дук­тов пита­ния, зар­пла­ты низ­кие, на селе кулак укреп­ля­ет свои пози­ции, рабо­чие на гра­ни выжи­ва­ния и ско­ро нач­нут басто­вать. Аппа­рат Ран­ко­ви­ча уси­ли­ва­ет репрес­сии в пар­тии и сре­ди насе­ле­ния. Выво­ды так­же все­гда одни и те же: „Насе­ле­ние всё боль­ше пони­ма­ет и осо­зна­ет пре­ступ­ную поли­ти­ку кли­ки Тито. Рас­тёт вера в Совет­ский Союз“».

После смер­ти Ста­ли­на оцен­ка Моск­вой поло­же­ния в Юго­сла­вии изме­ни­лась не силь­но. МИД СССР сфор­му­ли­ро­вал сле­ду­ю­щие зада­чи для совет­ских послов в Югославии:

«Тща­тель­ное изу­че­ние внут­рен­них изме­не­ний, про­ис­хо­дя­щих в Юго­сла­вии, её внеш­не­по­ли­ти­че­ских отно­ше­ний, исполь­зо­ва­ние всех воз­мож­но­стей для про­ник­но­ве­ния в Юго­сла­вию прав­ди­вой инфор­ма­ции об СССР, про­ве­де­ние меро­при­я­тий, могу­щих осла­бить аме­ри­ка­но-англий­ское вли­я­ние в Юго­сла­вии и предот­вра­тить созда­ние анти­со­вет­ско­го стра­те­ги­че­ско­го плац­дар­ма на Балканах».

Хотя совет­ское руко­вод­ство и ста­ло стре­мить­ся к более подроб­но­му ана­ли­зу поло­же­ния в Юго­сла­вии, окрас­ка запра­ши­ва­е­мой и полу­ча­е­мой по дипло­ма­ти­че­ской линии инфор­ма­ции оста­ва­лась чрез­мер­но идео­ло­ги­зи­ро­ван­ной. Сотруд­ни­ки совет­ско­го посоль­ства в ФНРЮ про­дол­жа­ли исполь­зо­вать в дело­вой доку­мен­та­ции язык враж­ды и кон­флик­та. Тем самым они соблю­да­ли неглас­ное пра­ви­ло выра­же­ния лояль­но­сти по отно­ше­нию к внеш­не­по­ли­ти­че­ской линии руко­вод­ства СССР, при­ня­тые в совет­ских учре­жде­ни­ях при рабо­те с «подо­зри­тель­ны­ми» государствами.

Как при­мер мож­но при­ве­сти отчёт вто­ро­го сек­ре­та­ря посоль­ства СССР в Юго­сла­вии о дея­тель­но­сти мест­ных рабо­чих сове­тов (дати­ро­ван 28 октяб­ря 1953 года). В нём гово­ри­лось, что эти сове­ты явля­ют­ся шир­мой, за кото­рой скры­ва­ет­ся рестав­ра­ция в ФНРЮ капи­та­ли­сти­че­ских отношений.

Дол­гая эво­лю­ция совет­ско-юго­слав­ских отно­ше­ний при­ве­дет к тому, что толь­ко в нача­ле 1960‑х годов руко­вод­ство СССР при­зна­ет Юго­сла­вию под­лин­но соци­а­ли­сти­че­ской страной.


В заклю­че­ние попы­та­ем­ся выде­лить общие чер­ты, при­су­щие поли­ти­ке Крем­ля в отно­ше­нии соци­а­ли­сти­че­ских стран-парт­нё­ров в тече­ние пер­вых после­во­ен­ных лет.

До смер­ти Ста­ли­на совет­ское руко­вод­ство если и заме­ча­ло кри­зис­ные явле­ния, то предо­став­ля­ло союз­ни­кам реко­мен­да­ции исклю­чи­тель­но тех­ни­че­ско­го харак­те­ра, игно­ри­руя соци­аль­ные аспек­ты. Апо­ге­ем тако­го под­хо­да высту­пи­ла ситу­а­ция в Восточ­ной Гер­ма­нии, где в момент нарас­та­ния эко­но­ми­че­ских труд­но­стей Москва потре­бо­ва­ла уве­ли­че­ния репараций.

Когда Ста­лин умер, руко­вод­ство в Крем­ле пере­шло к более трез­вой и реа­ли­стич­ной оцен­ке поло­же­ния дел в стра­нах Восточ­ной Евро­пы. Чехо­сло­вац­кие и немец­кие ком­му­ни­сты под­верг­лись кри­ти­ке и были при­нуж­де­ны к исправ­ле­нию про­счё­тов. С дру­гой сто­ро­ны, само совет­ское пра­ви­тель­ство при­зна­ва­ло свои ошиб­ки лишь неофи­ци­аль­но, во внут­рен­них документах.

Каким обра­зом Москва и совет­ские дипло­ма­ты на местах мог­ли повли­ять на ситу­а­цию в Восточ­ной Евро­пе? Послы мог­ли рас­спро­сить лиде­ров союз­ных госу­дарств о поло­же­нии в их стране, хотя не факт, что полу­чи­ли бы прав­ди­вый ответ. Этот ответ пере­да­вал­ся в Моск­ву. Поль­зу­ясь как дипло­ма­ти­че­ски­ми кана­лам, так и дан­ны­ми спец­служб или орга­нов Сове­та Эко­но­ми­че­ской Вза­и­мо­по­мо­щи, чле­ны пра­ви­тель­ства СССР при­хо­ди­ли к тем или иным выво­дам. Дове­де­ние ответ­ных ука­за­ний Крем­ля до мест­ных поли­ти­ков ложи­лось на совет­ские посоль­ства. Либо ино­стран­ные ком­му­ни­сты мог­ли быть вызва­ны в Моск­ву на пря­мую критику.

Само совет­ское пра­ви­тель­ство, воз­ло­жив на себя груз ответ­ствен­но­сти за поло­же­ние в стра­нах-сател­ли­тах, дале­ко не все­гда долж­ным обра­зом справ­ля­лось с воз­ни­ка­ю­щи­ми про­бле­ма­ми. Так, в суве­рен­ной Чехо­сло­ва­кии руко­вод­ство СССР про­ве­ло адек­ват­ную кри­ти­ку и смог­ло быст­ро раз­ре­шить ситу­а­цию. А в Восточ­ной Гер­ма­нии, где Москва име­ла гораз­до боль­ше рыча­гов вли­я­ния и была спо­соб­но на пол­ный кон­троль за ситу­а­ци­ей, вме­сто того, что­бы пога­сить кри­зис, Кремль сам спро­во­ци­ро­вал эска­ла­цию напряжённости.

В Юго­сла­вии СССР мог высту­пать лишь в роли наблю­да­те­ля, будучи лишён­ным реаль­ных меха­низ­мов дав­ле­ния на стра­ну. Москва оце­ни­ва­ла собы­тия в Юго­сла­вии отри­ца­тель­но. Хотя после смер­ти Ста­ли­на Кремль осо­знал необ­хо­ди­мость более тща­тель­но­го ана­ли­за спе­ци­фи­ки поло­же­ния в ФНРЮ, поли­ти­ко-идео­ло­ги­че­ские раз­но­гла­сия СССР с режи­мом Тито силь­но сма­зы­ва­ли кар­ти­ну. Совет­ские руко­во­ди­те­ли про­дол­жа­ли полу­чать анга­жи­ро­ван­ную, недо­ста­точ­но досто­вер­ную инфор­ма­цию о Юго­сла­вии от сво­их дипло­ма­ти­че­ских служащих.

Более подроб­ную инфор­ма­цию о собы­ти­ях в Восточ­ной Евро­пе вы смо­же­те узнать из пуб­ли­ка­ций Инсти­ту­та сла­вя­но­ве­де­ния РАН.


Читай­те так­же «Над всей Испа­ни­ей без­об­лач­ное небо».

Поделиться