«То, чего мы хотим, — это никому не нужно»: независимое движение за мир в позднем СССР

Одним из самых опас­ных заня­тий для жите­лей позд­не­го СССР была нефор­маль­ная борь­ба за мир. Чле­нов паци­фист­ских орга­ни­за­ций «Груп­па дове­рия» и «Сво­бод­ная ини­ци­а­ти­ва» при­вле­ка­ли к уго­лов­ной ответ­ствен­но­сти, сажа­ли под домаш­ний арест и запи­ра­ли в пси­хи­ат­ри­че­ских клиниках.

Это не поме­ша­ло отваж­ным людям, увле­чён­ным в рав­ной сте­пе­ни нау­кой и иде­я­ми хип­пи, ока­зать суще­ствен­ное вли­я­ние на обще­ство, в конеч­ном счё­те изме­нив его к луч­ше­му. О том, как это было, рас­ска­зы­ва­ет VATNIKSTAN.


Паци­фист­ское дви­же­ние в рос­сий­ской исто­рии берёт нача­ло в кон­це XIX века с тол­стов­цев — после­до­ва­те­лей уче­ния писа­те­ля и фило­со­фа из Ясной Поля­ны. Подоб­но само­му Льву Тол­сто­му, они про­по­ве­до­ва­ли непро­тив­ле­ние злу наси­ли­ем и нрав­ствен­ное пре­об­ра­же­ние. Тол­стов­цы поры­ва­ли с быто­вым ком­фор­том, тру­ди­лись на зем­ле, отка­зы­ва­лись слу­жить в армии и при­зы­ва­ли пре­кра­тить вся­кое наси­лие над живот­ны­ми. Дви­же­ние суще­ство­ва­ло недол­го — в 1920–1930‑х годах при кол­лек­ти­ви­за­ции ком­му­ны тол­стов­цев нача­ли лик­ви­ди­ро­вать, а неко­то­рые из участ­ни­ков попа­ли под каток репрес­сий. При­зы­вы к миру ока­за­лись забы­ты на пару десят­ков лет.

В 1949 году появи­лась госу­дар­ствен­ная миро­твор­че­ская орга­ни­за­ция — Совет­ский коми­тет защи­ты мира (СКЗМ). Он вёл пере­го­во­ры с США о запре­те и уни­что­же­нии ядер­но­го ору­жия, но всё же имел мало обще­го с под­лин­ным паци­физ­мом. СКЗМ суще­ство­вал вплоть до 1991 года и все­гда встра­и­вал­ся в офи­ци­аль­ную повест­ку, ата­куя мише­ни, удоб­ные на дан­ный момент руко­вод­ству стра­ны — напри­мер, вой­ну во Вьет­на­ме и поли­ти­ку НАТО.

Но еди­нич­ные по-насто­я­ще­му паци­фист­ские ини­ци­а­ти­вы в стране всё-таки были. Сре­ди них — демон­стра­ции совет­ских хип­пи в 70‑х, выступ­ле­ния Андрея Саха­ро­ва, эссе «Мир и наси­лие» Сол­же­ни­цы­на (1973), ред­кие про­те­сты про­тив втор­же­ния в Афганистан.

К кон­цу 70‑х годов у совет­ских граж­дан (и не толь­ко у них) обост­рил­ся страх перед ядер­ной угро­зой, на что повли­я­ла и офи­ци­аль­ная про­па­ган­да. Исто­рик Ири­на Гор­де­е­ва в ста­тье, посвя­щён­ной неза­ви­си­мо­му паци­физ­му в СССР, при­во­дит слу­чай, хоро­шо иллю­стри­ру­ю­щий мас­со­вую тре­вож­ность тех лет:

«…В сен­тяб­ре 1979 года по „анти­со­вет­ской“ ста­тье был аре­сто­ван Ю. Н. Никре­дин, 1955 года рож­де­ния, из горо­да Наль­чи­ка. Он счи­тал, что зна­ет, как решить про­бле­му все­об­ще­го разору­же­ния и предот­вра­ще­ния тер­мо­ядер­ной вой­ны, и, думая, что может полу­чить боль­шое воз­на­граж­де­ние, стал систе­ма­ти­че­ски обра­щать­ся со сво­ей „иде­ей“, изло­жен­ной в руко­пи­си под назва­ни­ем „Миру — мир“, в раз­лич­ные инстанции.

В свя­зи с тем, что содер­жа­ние это­го доку­мен­та „носи­ло анти­на­уч­ный харак­тер и пред­ло­же­ния, выдви­га­е­мые им о предот­вра­ще­нии тер­мо­ядер­ной вой­ны, явля­лись абсурд­ны­ми“, Никре­дин полу­чил отказ, после чего решил пере­дать этот доку­мент за гра­ни­цу через аме­ри­кан­ское посоль­ство. Он изго­то­вил само­дель­ное взрыв­ное устрой­ство, раз­до­был два обре­за и в апре­ле 1979 года „оста­но­вил так­си, угро­жая ору­жи­ем, сел за руль, ворвал­ся на тер­ри­то­рию посоль­ства, про­из­ве­дя два выстре­ла. Был аре­сто­ван. Объ­яс­нил, что взрыв­ным устрой­ством хотел подо­рвать себя в слу­чае неудачи“».

Анти­во­ен­ный пла­кат худож­ни­ка Нико­лая Воло­хо. 1980‑е годы. Источ­ник: foto-history.livejournal.com

Бес­по­кой­ство, царив­шее в обще­стве, рож­да­ло у созна­тель­ных граж­дан жела­ние взять дело мира в свои руки. Почти одно­вре­мен­но в 1982 году в Совет­ском Сою­зе воз­ник­ли два неза­ви­си­мых миро­твор­че­ских дви­же­ния. В июне появи­лась орга­ни­за­ция «За уста­нов­ле­ние дове­рия меж­ду СССР и США» (далее «Груп­па дове­рия». — Прим.), в декаб­ре — объ­еди­не­ние совет­ских хип­пи «Сво­бод­ная ини­ци­а­ти­ва». Эти дви­же­ния отли­ча­лись повест­ка­ми — если «Груп­па дове­рия» пона­ча­лу при­зы­ва­ла толь­ко к ядер­но­му разору­же­нию, то «Сво­бод­ная ини­ци­а­ти­ва» сра­зу же высту­пи­ла про­тив вой­ны в Афганистане.


«Группа доверия»

Нача­ло груп­пе поло­жи­ли неофи­ци­аль­ные науч­ные семи­на­ры, про­во­див­ши­е­ся в кру­гах интел­ли­ген­ции с 1980 года. На них обсуж­да­лись вопро­сы разору­же­ния и предот­вра­ще­ния «ядер­но­го кош­ма­ра». Ана­ли­зи­руя обста­нов­ку в мире, неза­ви­си­мые совет­ские интел­лек­ту­а­лы при­хо­ди­ли к неуте­ши­тель­ным выводам:

«1980 год был годом нача­ла оче­ред­но­го эко­но­ми­че­ско­го спа­да в боль­шин­стве раз­ви­тых стран. Обостре­ние энер­ге­ти­че­ской, сырье­вой и эко­ло­ги­че­ской про­блем в одних стра­нах, про­до­воль­ствен­ной, тех­но­ло­ги­че­ской и управ­лен­че­ской — в дру­гих, при­да­ло это­му спа­ду остро­ту и дли­тель­ность, не свой­ствен­ную, напри­мер, преды­ду­ще­му спа­ду 1974–1975 годов. Убе­див­шись в неэф­фек­тив­но­сти раз­лич­ных эффек­тов оздо­ров­ле­ния эко­но­ми­ки и для отвле­че­ния вни­ма­ния сво­их наро­дов от насущ­ных эко­но­ми­че­ских про­блем пра­ви­тель­ства неиз­беж­но долж­ны были обра­тить­ся к ста­ро­му и про­ве­рен­но­му рецеп­ту — вло­же­нию денег в дол­го­сроч­ные воен­ные программы.

Такой шаг, лег­ко оправ­ды­ва­е­мый в гла­зах наро­дов внеш­ней воен­ной угро­зой, име­ет для пра­ви­тель­ства и дру­гую при­тя­га­тель­ную сто­ро­ну — он спо­соб­ству­ет кон­со­ли­да­ции обще­ства на псев­до­пат­ри­о­ти­че­ской осно­ве. Вслед за этим неми­ну­е­мо долж­ны прий­ти внед­ре­ние мили­та­рист­ско­го духа, уве­ли­че­ние закры­то­сти обще­ства, уре­за­ние демо­кра­ти­че­ских сво­бод и прав чело­ве­ка. Всё это долж­но уси­лить и при­ве­сти к вла­сти воен­но-про­мыш­лен­ные ком­плек­сы и сою­зы поли­ти­че­ской поли­ции с военными».

Осно­ва­те­лем «Груп­пы дове­рия» стал худож­ник-нон­кон­фор­мист Сер­гей Батов­рин, выхо­дец из Систе­мы — так назы­ва­ли суб­куль­ту­ру хип­пи и анде­гра­унд­ной интел­ли­ген­ции в СССР. В про­шлом Батов­рин имел мно­го непри­ят­но­стей с вла­стя­ми и КГБ. В 1975 году его аре­сто­ва­ли за отказ слу­жить в армии, после чего он бежал из-под стра­жи и был объ­яв­лен в розыск. В том же году худож­ни­ка задер­жа­ли при попыт­ке про­ве­сти выстав­ку и на пять меся­цев, как мно­гих дру­гих дис­си­ден­тов, поме­сти­ли в пси­хи­ат­ри­че­скую боль­ни­цу. По завер­ше­нии «лече­ния» его фор­маль­но осво­бо­ди­ли от при­зы­ва из-за яко­бы най­ден­но­го пси­хи­че­ско­го рас­строй­ства. Про­бле­мы с зако­ном на этом не закон­чи­лись: Батов­ри­на мно­го раз поме­ща­ли под домаш­ний арест, обыс­ки­ва­ли его квар­ти­ру и угро­жа­ли уго­лов­ным делом по обви­не­нию в неза­кон­ных валют­ных операциях.

Сер­гей Батов­рин. 1980‑е. Источ­ник: russianphoto.ru

О созда­нии «Груп­пы дове­рия» было объ­яв­ле­но 4 июня 1982 года. В этот день на квар­ти­ре Сер­гея Батов­ри­на в Москве состо­я­лась пресс-кон­фе­рен­ция для ино­стран­ных жур­на­ли­стов, где худож­ник зачи­тал «Обра­ще­ние к пра­ви­тель­ствам и обще­ствен­но­сти СССР и США». Доку­мент затем отпра­ви­ли в ТАСС, газе­ту «Прав­да» и СКЗМ. Кро­ме того, декла­ра­цию груп­пы высла­ли руко­во­ди­те­лям про­ти­во­бор­ству­ю­щих госу­дарств — Лео­ни­ду Бреж­не­ву и Рональ­ду Рей­га­ну. В самом обра­ще­нии говорилось:

«СССР и США обла­да­ют сред­ства­ми уби­вать в мас­шта­бах, спо­соб­ных под­ве­сти ито­го­вую чер­ту под исто­ри­ей чело­ве­че­ско­го обще­ства. Рав­но­ве­сие стра­ха не может надёж­но гаран­ти­ро­вать без­опас­ность в мире. Толь­ко дове­рие меж­ду наро­да­ми может создать твёр­дую уве­рен­ность в будущем.

Сего­дня, когда эле­мен­тар­ное дове­рие меж­ду дву­мя стра­на­ми пол­но­стью утра­че­но, про­бле­ма дове­рия пере­ста­ла быть про­сто вопро­сом дву­сто­рон­них отно­ше­ний. Это вопрос — будет ли чело­ве­че­ство раз­дав­ле­но соб­ствен­ны­ми раз­ру­ши­тель­ны­ми воз­мож­но­стя­ми или выжи­вет… Соблю­де­ние поли­ти­ка­ми объ­ек­тив­но­сти в вопро­сах разору­же­ния затруд­не­но их поли­ти­че­ски­ми инте­ре­са­ми и обя­за­тель­ства­ми… Мы убеж­де­ны в том, что при­шло вре­мя для широ­кой обще­ствен­но­сти не толь­ко ста­вить вопро­сы о разору­же­нии перед теми, кто при­ни­ма­ет реше­ния, но и решать их вме­сте с поли­ти­ка­ми. Мы высту­па­ем за четы­рёх­сто­рон­ний диа­лог — за то, что­бы в диа­лог поли­ти­ков рав­но­мер­но вклю­чи­лись совет­ская и аме­ри­кан­ская общественность».

Авто­ра­ми «Обра­ще­ния», поми­мо само­го Батов­ри­на, высту­пи­ли инже­не­ры Мария и Вла­ди­мир Флей­ш­гак­ке­ры, врач Игорь Соб­ков, физи­ки Ген­на­дий Кро­чик, Вик­тор Блок и Юрий Хро­но­пу­ло, Миха­ил и Люд­ми­ла Ост­ров­ские, мате­ма­тик Борис Калюж­ный. На декла­ра­цию отклик­ну­лись сот­ни людей — соглас­но дан­ным Ири­ны Гор­де­е­вой, на конец фев­ра­ля 1983 года под ней сто­я­ло более 900 под­пи­сей. Вско­ре подоб­ные орга­ни­за­ции нача­ли появ­лять­ся в Ленин­гра­де, Кие­ве, Риге и дру­гих горо­дах Союза.

Часть «Груп­пы дове­рия». Сто­ят (сле­ва напра­во): Ген­на­дий Кро­чик, Юрий Мед­вед­ков, Мария Флей­ш­гак­кер, Марк Рейт­ман, Ната­ша Батов­ри­на. Сидят (сле­ва напра­во): Игорь Соб­ков, Вик­тор Блок, Вла­ди­мир Флей­ш­гак­кер, Оль­га Мед­вед­ко­ва, Вла­ди­мир Брод­ский, Вале­рий Годяк. 1982 год. Источ­ник: chayka.org

Фило­со­фия груп­пы пол­но­стью соот­вет­ство­ва­ла назва­нию: глав­ную при­чи­ну ядер­ной угро­зы Батов­рин и его сорат­ни­ки виде­ли в утра­те дове­рия «меж­ду СССР и США, Восто­ком и Запа­дом». Кро­ме того, участ­ни­ки орга­ни­за­ции были недо­воль­ны тем, что вопро­са­ми разору­же­ния зани­ма­лось преж­де все­го пра­ви­тель­ство, а рядо­вые граж­дане оста­ва­лись не у дел. По сло­вам Ири­ны Гордеевой:

«Орга­ни­за­то­ры груп­пы счи­та­ли, что наста­ло вре­мя защи­щать мир „сни­зу“, сила­ми про­стых людей, неза­ви­си­мой от пар­тии и пра­ви­тель­ства обще­ствен­но­сти. Объ­яс­няя моти­вы сво­е­го уча­стия в дви­же­нии, Батов­рин в интер­вью, дан­ном 20 мая 1983 году в Вене кор­ре­спон­ден­ту радио „Сво­бо­да“, ска­зал: „Всё дело в том, что каж­дый участ­ник груп­пы в один пре­крас­ный день для себя почув­ство­вал, что про­бле­мы мира во мно­гом зави­сят от того, будет ли каж­дый чело­век лич­но для себя пони­мать, что он дол­жен при­ло­жить какие-то соб­ствен­ные лич­ные уси­лия для того, что­бы мир был проч­ным. То есть борь­ба за мир не долж­на быть моно­по­ли­ей поли­ти­ков, а это долж­но быть каж­до­днев­ным заня­ти­ем тысяч и тысяч людей… Насто­я­тель­но тре­бу­ет­ся объ­еди­не­ние всех людей вне зави­си­мо­сти от их граж­дан­ства, идео­ло­ги­че­ских, поли­ти­че­ских или рели­ги­оз­ных взглядов“».

Появ­ле­ние в СССР неза­ви­си­мо­го мир­но­го дви­же­ния заме­ти­ли за гра­ни­цей. Участ­ни­ки груп­пы реши­ли нала­дить кон­такт с ино­стран­ны­ми еди­но­мыш­лен­ни­ка­ми и созда­ли «теле­фон­ную линию мира». Она круг­ло­су­точ­но при­ни­ма­ла мир­ные пред­ло­же­ния из раз­ных стран, все­го их посту­пи­ло более сот­ни. Вот неко­то­рые из них:

— нала­дить обмен детьми меж­ду совет­ски­ми и аме­ри­кан­ски­ми семья­ми, вклю­чая семьи руко­во­ди­те­лей госу­дарств и ответ­ствен­ных пра­ви­тель­ствен­ных сотруд­ни­ков (это гаран­ти­ру­ет защи­ту от неожи­дан­но­го ядер­но­го напа­де­ния, а так­же вза­и­мо­по­ни­ма­ние в будущем);

— про­па­ган­ди­ро­вать мир в школь­ных учебниках;

— создать совет­ско-аме­ри­кан­ское брач­ное агент­ство, уве­ли­чить коли­че­ство бра­ков меж­ду граж­да­на­ми СССР и США;

— раз­ра­бо­тать про­грам­му сов­мест­ных кос­ми­че­ских исследований;

— огра­ни­чить воен­ные игры детей, пре­кра­тить про­из­вод­ство и про­да­жу воен­ных игрушек;

— создать пло­щад­ки для обсуж­де­ния анти­во­ен­ных про­из­ве­де­ний кино и литературы;

— исполь­зо­вать в каче­стве товар­ных зна­ков сло­ва, свя­зан­ные с иде­ей мира: дове­рие, раз­ряд­ка, детант (ослаб­ле­ние напря­жён­но­сти в меж­ду­на­род­ных отно­ше­ни­ях. — Прим.) и другие.

— исполь­зо­вать теле­ви­де­ние для зна­ком­ства с куль­ту­рой друг друга;

— вклю­чить в школь­ные про­грам­мы све­де­ния о зако­но­да­тель­ных и госу­дар­ствен­ных доку­мен­тах обе­их стран, а так­же зна­чи­мых худо­же­ствен­ных произведений.

Стре­мясь досту­чать­ся до пра­ви­тельств СССР, США и дру­гих стран, груп­па рас­сы­ла­ла обра­ще­ния с при­зы­вом к пре­кра­ще­нию ядер­ных испы­та­ний. Ни одно­го офи­ци­аль­но­го отве­та на пись­ма, увы, не посту­пи­ло. Но инте­рес к «Груп­пе дове­рия» за рубе­жом не уга­сал, его актив­но про­яв­ля­ли зару­беж­ные жур­на­ли­сты и паци­фист­ские орга­ни­за­ции. Пер­вые под­ни­ма­ли шум в запад­ных СМИ, осу­див пре­сле­до­ва­ние участ­ни­ков груп­пы, вто­рые про­во­ди­ли акции в под­держ­ку дви­же­ния. К сожа­ле­нию, это не спас­ло совет­ских миро­твор­цев от напа­док мили­ции и КГБ.

Пона­ча­лу «Груп­па дове­рия» не пре­тен­до­ва­ла на роль оппо­зи­ции и даже под­дер­жи­ва­ла мир­ные ини­ци­а­ти­вы пра­ви­тель­ства. Одна­жды её орга­ни­за­то­ры напра­ви­ли в Мос­со­вет пись­мо, инфор­ми­руя вла­сти о созда­нии груп­пы и пред­ло­жив заре­ги­стри­ро­вать её как обще­ствен­ную орга­ни­за­цию. На запрос посту­пил уст­ный ответ: «Что­бы бороть­ся за мир, в нашей стране не нуж­но регистрироваться».

Ско­рее все­го, СКЗМ не хотел терять моно­по­лию в борь­бе за мир и пото­му не желал появ­ле­ния само­сто­я­тель­ных дви­же­ний со сво­ей идео­ло­ги­ей. Пред­ста­ви­те­ли госу­дар­ствен­но­го миро­твор­че­ско­го коми­те­та назы­ва­ли «Груп­пу дове­рия» «куч­кой хули­га­нов с учё­ны­ми сте­пе­ня­ми». Меро­при­я­тия орга­ни­за­ции раз­го­ня­ли, а их участ­ни­ков аре­сто­вы­ва­ли. Но в уго­лов­ном кодек­се не было ста­тьи, преду­смат­ри­ва­ю­щей нака­за­ние за при­зы­вы к миру (впро­чем, нет её и сей­час). Поэто­му КГБ фаб­ри­ко­ва­ло про­тив чле­нов груп­пы дела о хули­ган­стве и анти­со­вет­ской про­па­ган­де. Аре­сто­ван­ных отправ­ля­ли за решёт­ку или в пси­хи­ат­ри­че­ские боль­ни­цы. Ири­на Гор­де­е­ва пишет:

«…места встреч участ­ни­ков груп­пы и места их про­жи­ва­ния ста­ли объ­ек­том при­сталь­но­го вни­ма­ния мили­ции и КГБ. Мили­ция мно­го­крат­но пыта­лась попасть в квар­ти­ры чле­нов груп­пы, задер­жи­ва­ла их на ули­це „для выяс­не­ния лич­но­сти“, чле­ны груп­пы полу­ча­ли повест­ки и звон­ки с пред­пи­са­ни­я­ми явить­ся в отде­ле­ние мили­ции, в испол­ком, в про­ку­ра­ту­ру, в КГБ, задер­жи­ва­лись, достав­ля­лись в мили­цию для бесед, полу­ча­ли угро­зы по теле­фо­ну и в лич­ном обще­нии с сотруд­ни­ка­ми сило­вых орга­нов, кото­рые при­ме­ня­ли оскорб­ле­ния и физи­че­ское наси­лие, на рабо­те на них тоже дави­ли, угро­жа­ли уволь­не­ни­я­ми и уволь­ня­ли, домаш­ние теле­фо­ны отклю­ча­ли, под­вер­га­ли домаш­ним аре­стам на срок от одно­го дня до одно­го месяца».

5 авгу­ста 1982 года вла­сти раз­гро­ми­ли под­поль­ную выстав­ку памя­ти жертв Хиро­си­мы. Более 80 анти­во­ен­ных кар­тин Батов­ри­на кон­фис­ко­ва­ли. Худож­ни­ка насиль­ствен­но гос­пи­та­ли­зи­ро­ва­ли в пси­хи­ат­ри­че­скую лечеб­ни­цу на три неде­ли. За пери­од с июня по ноябрь 1982 года он так­же восемь раз попа­дал под домаш­ний арест.

Сер­гей Батов­рин в заклю­че­нии. 1982 год. Источ­ник: russianphoto.ru

Несмот­ря на репрес­сии, «Груп­па дове­рия» про­дол­жа­ла рабо­ту. В 1982–1983 годах участ­ни­ки регу­ляр­но про­во­ди­ли обсуж­де­ния, дис­кус­сии и науч­ные семи­на­ры, рас­про­стра­ня­ли воз­зва­ния, гото­ви­ли мир­ные акции. Они при­зы­ва­ли к созда­нию безъ­ядер­ных зон и запре­ту ядер­ных испы­та­ний, роспус­ку воен­ных бло­ков НАТО и Вар­шав­ско­го дого­во­ра, сокра­ще­нию вооружений.

Ко вто­рой поло­вине 80‑х интел­ли­гент­ский состав орга­ни­за­ции «раз­ба­ви­ли» выход­цы из сре­ды хип­пи. С вес­ны 1984 года к «Груп­пе дове­рия» при­со­еди­ни­лись Алек­сандр Руб­чен­ко и Нико­лай Хра­мов. По мне­нию Ири­ны Гор­де­е­вой, их взгля­ды сыг­ра­ли реша­ю­щую роль в пово­ро­те груп­пы к пацифизму.

Руб­чен­ко был худож­ни­ком, при­вер­жен­цем уче­ния Льва Тол­сто­го, веге­та­ри­ан­цем и паци­фи­стом. Он дав­но при­ни­мал уча­стие в акци­ях «Сво­бод­ной ини­ци­а­ти­вы», как и Нико­лай Хра­мов — сту­дент факуль­те­та жур­на­ли­сти­ки МГУ. Их обо­их неод­но­крат­но задер­жи­ва­ли, изби­ва­ли, поме­ща­ли в пси­хи­ат­ри­че­ские боль­ни­цы. Хра­мо­ва даже исклю­чи­ли из уни­вер­си­те­та и при­зва­ли в армию. В ответ быв­ший сту­дент напра­вил откры­тое пись­мо мини­стру обо­ро­ны СССР, в кото­ром заявил, что убеж­де­ния не поз­во­ля­ют ему про­хо­дить воен­ную служ­бу. И добил­ся сво­е­го — после четы­рёх меся­цев гаупт­вах­ты и след­ствия Хра­мо­ва комис­со­ва­ли по зре­нию, осво­бо­див от уго­лов­но­го преследования.

Вско­ре к «Груп­пе дове­рия» ста­ли при­мы­кать пред­ста­ви­те­ли нефор­маль­ной моло­дё­жи с более ради­каль­ны­ми взгля­да­ми, под вли­я­ни­ем кото­рых повест­ка орга­ни­за­ции ста­ла менять­ся. Это вид­но из тек­ста «Декла­ра­ции прин­ци­пов», при­ня­той груп­пой в апре­ле 1987 года.

Пер­вый раз­дел декла­ра­ции назы­вал­ся «Мир и вза­им­ное дове­рие». В нём гово­ри­лось о том, что путь к все­об­ще­му миру про­ле­га­ет через «вза­им­ное узна­ва­ние наро­да­ми друг дру­га, изме­не­ние пове­де­ния по отно­ше­нию к людям ино­го миро­воз­зре­ния, иско­ре­не­ние в созна­нии людей навя­зы­ва­е­мо­го им сте­рео­ти­па „вра­га“, пре­одо­ле­ние „бар­ри­кад­но­го мыш­ле­ния“». Участ­ни­ки при­зы­ва­ли оста­но­вить мили­та­ри­за­цию обще­ствен­но­го созна­ния, вос­пи­ты­вать детей в духе паци­физ­ма. Здесь же «Груп­па дове­рия» впер­вые осу­ди­ла втор­же­ние в Афга­ни­стан. Это уже счи­та­лось серьёз­ной анти­со­вет­ской про­па­ган­дой, на такое заяв­ле­ние решал­ся дале­ко не каждый.

Анти­со­вет­ский пла­кат вре­мён афган­ской вой­ны с при­зы­вом не под­да­вать­ся про­па­ган­де СССР. 1980‑е. Источ­ник: zp.depo.ua

Вто­рой раз­дел — «Пра­ва чело­ве­ка и мир» — был посвя­щён соблю­де­нию прав чело­ве­ка, так как «мир в мире и мир внут­ри обще­ства тес­ней­шим обра­зом зави­сят друг от дру­га». Груп­па потре­бо­ва­ла пре­кра­тить пре­сле­до­вать людей за их убеж­де­ния, амни­сти­ро­вать узни­ков сове­сти (людей, лишён­ных сво­бо­ды из-за поли­ти­че­ских или иных убеж­де­ний. — Прим.), отме­нить смерт­ную казнь. Кро­ме того, пред­ла­га­лось учре­дить аль­тер­на­тив­ную граж­дан­скую служ­бу, дать каж­до­му пра­во на сво­бо­ду пере­дви­же­ния и выбор места житель­ства, в том чис­ле и вне стра­ны, отме­нить прописку.

Тре­тий раз­дел декла­ра­ции — «Защи­та окру­жа­ю­щей сре­ды, про­бле­мы тре­тье­го мира и внут­рен­ние про­бле­мы» — посвя­щал­ся вопро­сам атом­ной энер­ге­ти­ки и предот­вра­ще­ния все­мир­ной эко­ло­ги­че­ской ката­стро­фы. Это ста­ло осо­бен­но акту­аль­но после ава­рии на Чер­но­быль­ской АЭС в 1986 году. Так­же груп­па потре­бо­ва­ла сокра­тить воен­ный бюд­жет и напра­вить сред­ства на реше­ние соци­аль­ных проблем.

Ново­вве­де­ния под­дер­жа­ли не все, из-за чего в 1987 году орга­ни­за­ция рас­ко­ло­лась. Участ­ни­ки, высту­пав­шие за более уме­рен­ную про­грам­му, обра­зо­ва­ли отдель­ную груп­пу, кото­рая так­же рас­па­лась через год. В 1989 году пре­кра­ти­ла суще­ство­ва­ние и «Груп­па дове­рия». Мно­гие её участ­ни­ки вой­дут в «Демо­кра­ти­че­ский Союз» и «Ради­каль­ную Ассо­ци­а­цию за мир и сво­бо­ду». Неко­то­рые при­со­еди­нят­ся к орга­ни­за­ции «Ради­каль­ная пар­тия» (ныне — «Транс­на­ци­о­наль­ная ради­каль­ная партия»).

За свою недол­гую жизнь «Груп­па дове­рия» ока­за­ла боль­шое вли­я­ние на обще­ство. Напри­мер, она актив­но про­дви­га­ла закон об аль­тер­на­тив­ной граж­дан­ской служ­бе, кото­рый в ито­ге был при­нят. При­ме­ча­тель­но, что груп­па была одной из немно­гих нефор­маль­ных орга­ни­за­ций в СССР, откры­то заявив­ших про­тест, но при этом все­гда высту­пав­ших за диа­лог с властями.


«Свободная инициатива»

«Я родил­ся 26 октяб­ря 1954 года в Москве (мне 35 лет). Мои роди­те­ли при­е­ха­ли в Моск­ву из Там­бов­ской обла­сти… И там живут мои дедуш­ка и бабуш­ка, они очень ста­рые и очень про­стые. Мой отец имел рабо­ту дирек­то­ра стро­и­тель­ной ком­па­нии и раз­бил­ся в авто­мо­биль­ной ката­стро­фе. Моя мама живёт сей­час. Я полу­чаю посо­бие, при­бли­зи­тель­но 50 руб­лей. Дру­гих денег у меня нет…

1 июня 1971 года я при­нял уча­стие в анти­во­ен­ной демон­стра­ции мос­ков­ской Систе­мы хип­пи, кото­рая про­хо­ди­ла непо­да­лё­ку от Крем­ля и Крас­ной пло­ща­ди. После, затем, меня отпра­ви­ли в сума­сшед­ший дом для детей, и я стал сума­сшед­шим чело­ве­ком (для мас­со­во­го созна­ния), и это оста­ёт­ся и сей­час так­же. Это один из совет­ских обы­ча­ев в моей стране… Затем я при­нял уча­стие в Дви­же­нии моло­дё­жи про­тив вой­ны, про­тив пра­ви­тель­ства, про­тив наси­лия и тра­ди­ци­он­ной мас­со­вой морали…

13 мар­та 1978 года я был аре­сто­ван и про­был в изо­ля­ции один год. И после, тоже вес­ной 1984 года, я был аре­сто­ван и про­вёл в заклю­че­нии четы­ре года. И, кро­ме это­го, я имел мно­же­ство слу­ча­ев, когда меня про­сто отправ­ля­ли в сума­сшед­ший дом на более мень­ший срок. Во всех слу­ча­ях моё пре­ступ­ле­ние заклю­ча­лось в том, что я нар­ко­ман и имел при себе какое-нибудь веще­ство, кото­рое я могу выпить за один раз. Но всё это не важ­но. Глав­ное для меня сей­час — это объ­еди­не­ние наших сил на Зем­ле и уста­нов­ле­ние более плот­но­го кон­так­та аме­ри­кан­ской „семьи“ с рус­ской СИСТЕМОЙ (Систе­ма­ми), МИРА в пол­ном объ­ё­ме и в обыч­ной нашей жиз­ни, как это было 10, 15, 20 лет назад и сей­час — толь­ко вместе.

Это меч­та, но не толь­ко. Это так­же и часть реальности».

Так писал о себе осно­ва­тель «Сво­бод­ной ини­ци­а­ти­вы» Юрий Попов, выхо­дец из сре­ды хип­пи, где полу­чил про­зви­ще Дивер­сант. Эту крат­кую авто­био­гра­фию он пове­дал в пись­ме Пау­лю Кнап­пу — осуж­дён­но­му аме­ри­кан­ско­му акти­ви­сту, в защи­ту кото­ро­го высту­пал в кон­це 1980‑х годов.

Юра Дивер­сант. Источ­ник: akrateia.info

Инфор­ма­ции об исто­рии груп­пы ничтож­но мало. Неболь­шой спра­воч­ный текст о «Сво­бод­ной ини­ци­а­ти­ве» мож­но най­ти в кни­ге «Нефор­маль­ная Рос­сия» 1990 года:

«Груп­па суще­ству­ет с 1982 года. Устав при­нят в 1987 году. Паци­фи­сты, хип­пи-анар­хи­сты. Высту­па­ют за обще­де­мо­кра­ти­че­ские пра­ва и сво­бо­ды, сво­бо­ду собра­ний, печа­ти, ассо­ци­а­ций и орга­ни­за­ций, сокра­ще­ние армии и сро­ков служ­бы, сти­ра­ние гра­ниц меж­ду стра­на­ми, лик­ви­да­цию армий всех госу­дарств, тюрем и конц­ла­ге­рей и так далее. Основ­ная фор­ма дея­тель­но­сти состо­ит в напи­са­нии листо­вок с обра­ще­ни­я­ми, над­пи­сей на сте­нах домов паци­фист­ско­го содер­жа­ния… Изда­ют само­де­я­тель­ный жур­нал „Сво­бо­да“. Выхо­дит четы­ре раза в год, с 1987 года, 20 стра­ниц, тираж не более 30 экзем­пля­ров. Актив — десять чело­век. Воз­раст — 18–23 года».

Дивер­сан­та упо­ми­на­ли во мно­гих рас­ска­зах о хип­пи 1970‑х. Он стал одним из геро­ев рома­на Арка­дия Ров­не­ра «Кала­ла­цы» (издан в Пари­же в 1980 году) под име­нем Юра Заложник:

«У Юры Залож­ни­ка — свет­лые воло­сы до под­мы­шек. Высо­кий, кости­стый, ходил он в зелё­ном френ­че керен­ско­го покроя с рас­стёг­ну­той верх­ней пугов­кой, и на шее кре­стик… Залож­ник счи­тал­ся тео­ре­ти­ком — ему при­пи­сы­ва­ли текст: „Вы отня­ли у нас всё — в шко­лах засра­ли наши моз­ги, в дур­до­мах зако­ло­ли нашу память. Но у нас ещё оста­лась наша жизнь и пра­во выби­рать себе спо­соб каз­ни. Мы хозя­е­ва сво­ей кро­ви и можем делать с ней всё, что хотим, — отрав­лять её нар­ко­ти­ка­ми или поли­вать ею заборы“».

Клич­ка Дивер­сант появи­лась, види­мо, после слу­чая, опи­сан­но­го в этой же книге:

«… [он] при­нёс в мет­ро пустую лимон­ку, дое­хал до пло­ща­ди Мая­ков­ско­го, дождал­ся, поку­да объ­яви­ли: „Осто­рож­но, две­ри закры­ва­ют­ся“, закри­чал страш­ным голо­сом: — Ложись! — и запу­стил лимон­ку под ноги пас­са­жи­рам. Лимон­ка закру­жи­лась волч­ком, все попа­да­ли, поза­ты­ка­ли уши — поезд ушёл, сам он сна­ру­жи остал­ся, — поло­жи­ли в дурдом».

Сер­гей Батов­рин в вос­по­ми­на­ни­ях опи­сы­вал Дивер­сан­та как «орга­ни­за­то­ра мно­го­люд­ных меро­при­я­тий кон­тр­куль­ту­ры и завсе­гда­тая пси­хи­ат­ри­че­ских боль­ниц». Сорат­ни­ки гово­ри­ли о Попо­ве как о «созна­тель­ном оппо­зи­ци­о­не­ре» и «искрен­нем паци­фи­сте», кото­рый живо инте­ре­со­вал­ся поли­ти­кой и меч­тал пре­вра­тить тусов­ку хип­пи в насто­я­щее обще­ствен­ное дви­же­ние. Мно­гие вспо­ми­на­ют его доб­ро­ту — види­мо, эта чер­та силь­но повли­я­ла на фор­ми­ро­ва­ние паци­фист­ских взгля­дов Юры.

В стар­ших клас­сах Юра отрас­тил воло­сы, а поз­же, под вли­я­ни­ем фило­соф­ских тру­дов Льва Тол­сто­го, стал ходить в шко­лу боси­ком. Тол­стой был люби­мым авто­ром Дивер­сан­та, в сво­их текстах он часто обра­щал­ся к его про­из­ве­де­ни­ям, цити­ро­вал их. Счи­тал ясно­по­лян­ско­го писа­те­ля «духов­ным отцом мое­го наро­да». За кра­моль­ные взгля­ды и пове­де­ние Юру отпра­ви­ли в пси­хи­ат­ри­че­скую боль­ни­цу и поста­ви­ли диагноз.

После это­го, будучи инва­ли­дом вто­рой груп­пы, Юра нигде не рабо­тал и жил на пен­сию. Он стал ори­ги­наль­ным худож­ни­ком-само­уч­кой, участ­во­вал в под­поль­ных выстав­ках. О его твор­че­стве вспо­ми­на­ет быв­ший хип­пи Вла­ди­мир Виде­ман (Кест):

«Его фир­мен­ный стиль — мини­а­тюр­ный сюр, то есть он рисо­вал аква­ре­лью, часто под лупой, кро­шеч­ные пси­хо­де­ли­че­ские фигур­ки, что-то сред­нее меж­ду Бос­хом и Дали, но по талан­ту, ИМХО, пре­вос­хо­дил обо­их вме­сте взя­тых. Таки­ми фигур­ка­ми — прав­да, более мас­штаб­ны­ми — он одна­жды, от нече­го делать, коро­тая длин­ные зим­ние ночи, раз­ри­со­вал мою ком­на­ту… кото­рая после это­го ста­ла, веро­ят­но, пер­вым и послед­ним музе­ем худож­ни­ка. В его мос­ков­ском жили­ще посре­ди про­стор­ной ком­на­ты сто­ял огром­ный стол, зава­лен­ный тыся­ча­ми мел­ких листоч­ков, часто раз­ме­ром с трам­вай­ный билет, покры­тых уди­ви­тель­ны­ми ком­по­зи­ци­я­ми, от кото­рых кры­ша еха­ла реально».

Рису­нок Юры Дивер­сан­та. Источ­ник: akrateia.info

Мир­ное воз­зва­ние «Сво­бод­ной ини­ци­а­ти­вы», как и в слу­чае с груп­пой Батов­ри­на, при­зы­ва­ло нала­дить дове­рие меж­ду наро­да­ми двух сверх­дер­жав. В тек­сте, назван­ном «Обра­ще­ние к моло­дой Аме­ри­ке», говорилось:

«Нам бес­ко­неч­но близ­ка и понят­на аме­ри­кан­ская моло­дёжь. Нас объ­еди­ня­ет общая боль и надеж­да, какие бы абсурд­ные фор­мы она ни при­ни­ма­ла в гла­зах стар­ше­го поко­ле­ния. И мы верим, что чест­ная моло­дёжь Аме­ри­ки так же, как и мы, видит своё буду­щее более сво­бод­ным от орга­ни­зо­ван­но­го наси­лия, про­цве­та­ю­ще­го в атмо­сфе­ре стра­ха и вза­им­но­го недоверия.

Мы при­зы­ва­ем рабо­чую, сту­ден­че­скую и „неза­ня­тую“ моло­дую Аме­ри­ку под­дер­жать непра­ви­тель­ствен­ные мир­ные ини­ци­а­ти­вы, высту­пить за уста­нов­ле­ние кон­так­тов меж­ду про­сты­ми людь­ми наших стран, в чём мы видим един­ствен­ную воз­мож­ность пре­одо­леть фор­ма­лизм в отно­ше­ни­ях, неиз­беж­но воз­ни­ка­ю­щий, когда они опо­сред­ство­ва­ны сред­ства­ми мас­со­вой инфор­ма­ции. Ведь насто­я­ще­го дру­га мож­но най­ти лишь сопри­кос­нув­шись с ним серд­цем. Нас мно­гое объ­еди­ня­ет, и в первую оче­редь это паци­фист­ское дви­же­ние пла­не­ты, кото­рое роди­лось и вырос­ло на аме­ри­кан­ской зем­ле. И сей­час нам осо­бен­но ясен глу­бо­кий смысл слов тра­ги­че­ски погиб­ше­го Джо­на Лен­но­на: «Нам нуж­на толь­ко любовь. Толь­ко любовь спа­сёт нас всех».

Пуб­ли­ка­ция «Обра­ще­ния к моло­дой Аме­ри­ке» в зару­беж­ной прес­се. Источ­ник: akrateia.info

Ещё более ради­каль­ное обра­ще­ние «К 1 июня 1981 года» было напи­са­но вто­рым лиде­ром «Сво­бод­ной ини­ци­а­ти­вы» Сер­ге­ем Тро­ян­ским, откры­то осу­див­шим вой­ну в Афга­ни­стане. Пуб­лич­ные выступ­ле­ния про­тив неё были чрез­вы­чай­но ред­ки: как мы уже гово­ри­ли, это гро­зи­ло серьёз­ным уго­лов­ным пре­сле­до­ва­ни­ем. В доку­мен­те Тро­ян­ско­го было сказано:

«Как ты, паци­фист, отно­сишь­ся к тому, что сверст­ник убит в Афга­ни­стане? Спра­ши­ва­ешь ли ты себя, поче­му он там ока­зал­ся? Не пото­му ли, что Афга­ни­стан напал на нас? Или пото­му, что в тво­ей стране 250 мил­ли­о­нов чело­век и у неё есть самое совре­мен­ное ору­жие, а в Афга­ни­стане все­го 15 мил­ли­о­нов чело­век и нет сво­е­го ору­жия? Госу­дар­ство име­ет сво­им свой­ством вой­ну, и чем оно боль­ше и силь­нее, тем агрессивнее…

Для того что­бы защи­тить жизнь тво­их сверст­ни­ков и детей все­го мира, нуж­но кол­лек­тив­ное уси­лие тво­их дру­зей и тебя само­го. Кол­лек­тив­ное само­де­я­тель­ное выступ­ле­ние в тота­ли­тар­ном госу­дар­стве рас­це­ни­ва­ет­ся как поме­ша­тель­ство. Да здрав­ству­ет кол­лек­тив­ное поме­ша­тель­ство про­тив атом­но­го ору­жия госу­дар­ства, за жизнь афган­ских детей, про­тив вой­ны в Афганистане!

Да здрав­ству­ет Меж­ду­на­род­ный день защи­ты детей!»

Послед­няя строч­ка не слу­чай­на — «Обра­ще­ние» Тро­ян­ский при­уро­чил к 1 июня, так как в этот день в 1971 году совет­ские хип­пи впер­вые пыта­лись про­ве­сти демон­стра­цию в защи­ту мира. По ини­ци­а­ти­ве Дивер­сан­та встре­чи в этот день ста­ли тра­ди­ци­ей: с 1982 года хип­пи еже­год­но соби­ра­ют­ся в Цари­цы­но в пер­вый день лета. В 1983 году встре­ча закон­чи­лась мили­цей­ской обла­вой и задер­жа­ни­я­ми. После неё в пар­ке были най­де­ны листов­ки с при­зы­ва­ми к отмене смерт­ной каз­ни и, по неко­то­рым дан­ным, к оста­нов­ке афган­ской опе­ра­ции. Дивер­сан­та задер­жа­ли, обви­ни­ли в хра­не­нии нар­ко­ти­ков без цели сбы­та (позд­нее в интер­вью он рас­ска­зы­вал, что при себе имел «сме­хо­твор­ные коли­че­ства садо­во­го мака») и сно­ва поме­сти­ли в пси­хи­ат­ри­че­скую больницу.

В октяб­ре 1986 года в Москве у себя на квар­ти­ре был аре­сто­ван Сер­гей Тро­ян­ский. После обыс­ка у него изъ­яли пишу­щую машин­ку, бро­шю­ры «Сво­бод­ной ини­ци­а­ти­вы» с осуж­де­ни­ем афган­ской вой­ны, доку­мен­ты «Груп­пы дове­рия». Кро­ме того, мили­ция нашла бро­шю­ру австра­лий­ской паци­фист­ской груп­пы Canberra Peacemakers «Обще­ствен­ная обо­ро­на (о мето­дах нена­силь­ствен­но­го сопро­тив­ле­ния агрессии)».

На сле­ду­ю­щий день состо­ял­ся повтор­ный обыск. На обу­ви и одеж­де Тро­ян­ско­го иска­ли пят­на аэро­золь­ной крас­ки, что­бы дока­зать, что он писал лозун­ги на сте­нах мос­ков­ских домов: «Пре­кра­тить позор­ную вой­ну в Афга­ни­стане!», «Гор­ба­чёв — убий­ца афган­ских детей» и тому подоб­ные. Тро­ян­ско­го поме­сти­ли в «Мат­рос­скую тиши­ну», затем — в пси­хи­ат­ри­че­скую лечебницу.

Сер­гей Тро­ян­ский. Источ­ник: akrateia.info

В 1987 году из боль­ни­цы вышел Юра. Вско­ре после это­го «Сво­бод­ная ини­ци­а­ти­ва» соста­ви­ла мани­фест хип­пи «Назад пути нет». Доку­мент сфор­му­ли­ро­вал основ­ные зада­чи дви­же­ния: созда­ние «пози­тив­ной» про­грам­мы и «прак­ти­че­ское вопло­ще­ние иде­а­лов». «Сво­бод­ная ини­ци­а­ти­ва» требовала:

— немед­лен­но, в трёх­днев­ный срок, выве­сти вой­ска из Афганистана;

— отме­нить смерт­ную казнь. Изме­нить пени­тен­ци­ар­ную систе­му в сто­ро­ну гума­ни­за­ции, пре­кра­тить исполь­зо­вать при­ну­ди­тель­ный труд заключённых;

— про­ве­сти все­об­щую демо­би­ли­за­цию, впо­след­ствии создать про­фес­си­о­наль­ную армию;

— уси­лить уча­стие в обще­ствен­но-поли­ти­че­ской жиз­ни рели­ги­оз­ных орга­ни­за­ций и паци­фист­ских групп;

— сво­бо­ду сло­ва, мыс­ли, печа­ти, собра­ний и ассоциаций;

— раз­ре­шить сво­бод­ный въезд и выезд из страны;

— уни­что­жить все ядер­ные воору­же­ния, запре­тить исполь­зо­ва­ние атом­ной энергии.

Отдель­но сто­ит ска­зать о сам­из­дат­ском жур­на­ле «Сво­бо­да», кото­рый выпус­кал­ся с 1987 года. Изда­вал и оформ­лял его сам Дивер­сант — печа­тал под копир­ку по пять листов за раз. У него выхо­ди­ло по десять—пятнадцать 30-стра­нич­ных экзем­пля­ров. На облож­ке жур­на­ла Юра поме­щал свои рисун­ки, допол­нен­ные над­пи­ся­ми и лозун­га­ми. Напри­мер: «Любовь спа­са­ет нас», «Паци­фист­ская оппо­зи­ция», «Amnesty 2000/Амнистия 2000» (смысл послед­не­го оста­ёт­ся загад­кой). На вто­рой стра­ни­це содер­жал­ся эпи­граф: «Не бой­ся это­го, чего ты боишь­ся, всё не так страш­но, как тебе кажет­ся, всё гораз­до страш­нее», «Зло в нас самих», «То, чего мы хотим, — это нико­му не нуж­но». В жур­на­ле печа­та­лись сти­хи дру­зей и зна­ко­мых Дивер­сан­та, а так­же его само­го. Гор­де­е­ва харак­те­ри­зу­ет поэ­зию Юры как «наив­ные диле­тант­ские стихи»:

«Пре­крас­ный мир, люб­лю тебя,
При­ми меня, рас­крой объятья,
Все люди бра­тья на Земле,
Все люди — братья».

Облож­ка «Сво­бо­ды». Источ­ник: akrateia.info

В «Сво­бо­де» мож­но было най­ти анон­сы меро­при­я­тий для паци­фи­стов и анар­хи­стов, обра­ще­ния «Груп­пы дове­рия» и дру­гих подоб­ных орга­ни­за­ций. Осо­бое место в жур­на­ле зани­ма­ли мате­ри­а­лы по исто­рии Дви­же­ния (поня­тие, кото­рое Дивер­сант исполь­зо­вал в отно­ше­нии совет­ских хип­пи) и руб­ри­ка «Нам пишут дру­зья» — в ней пуб­ли­ко­ва­лась пере­пис­ка Дивер­сан­та с зару­беж­ны­ми еди­но­мыш­лен­ни­кам. Раз­дел «Вести отту­да» печа­тал пись­ма из псих­боль­ниц, в основ­ном от Сер­гея Тро­ян­ско­го. Пись­ма в защи­ту тех, кто нахо­дил­ся в заклю­че­нии, раз­ме­ща­лись в руб­ри­ке «Борись за друга».

Жур­нал выхо­дил четы­ре раза в год, но нере­гу­ляр­но, посте­пен­но пре­вра­тив­шись в неболь­шое «пись­мо-запис­ку». В мар­те 1992 года был выпу­щен послед­ний номер «Сво­бо­ды». При­мер­но тогда же «Сво­бод­ная ини­ци­а­ти­ва» пре­кра­ти­ла существование.

Ири­на Гор­де­е­ва, изу­чая лич­ные тет­ра­ди Дивер­сан­та, при­шла к выво­ду, что после 1992 года он счи­тал про­грам­му рас­пав­шей­ся груп­пы во мно­гом выполненной:

«Мы нача­ли дело 20 лет назад и в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни (выра­жа­ясь соци­а­ли­сти­че­ским язы­ком) сня­ли напря­же­ние в обще­стве, вне­ся в него актив­ный твор­че­ский заряд. И то, что сей­час вой­на ото­дви­ну­лась немно­го, — было сде­ла­но нами тогда… Мы и сей­час дела­ем то, что надо делать. А глу­пые надеж­ды на то, что отдель­ная груп­па людей, к тому же и не очень мно­го­чис­лен­ная, будет до бес­ко­неч­но­сти впи­ты­вать в себя яд, соча­щий­ся из всех пор обще­ства, — наив­ны, в кон­це кон­цов надо дать воз­мож­ность ему само­му (обще­ству) почув­ство­вать, как дей­ству­ют те выде­ле­ния, кото­рые оно само же исторгает».

По мне­нию Гор­де­е­вой, био­гра­фия Юры сви­де­тель­ству­ет, что паци­физм в Рос­сии все­гда зарож­дал­ся в мар­ги­наль­ной сре­де, в про­стран­стве соци­аль­но­го, куль­тур­но­го и рели­ги­оз­но­го погра­ни­чья. Дивер­сант погиб в 1999 году при невы­яс­нен­ных обсто­я­тель­ствах. В 2004 году без вести про­пал Сер­гей Тро­ян­ский. К насто­я­ще­му момен­ту прак­ти­че­ски не оста­лось в живых людей, при­част­ных к исто­рии «Сво­бод­ной инициативы».

Рису­нок Юры Дивер­сан­та и стра­ни­цы из его тетрадей

В завер­ше­ние рас­ска­за о «Сво­бод­ной ини­ци­а­ти­ве» при­ве­дём неболь­шую выдерж­ку из тет­ра­ди Юры. Это запись-рас­суж­де­ние под назва­ни­ем «Люди» с при­пис­кой «памя­ти А. Сахарова»:

«…Я не хочу зла нико­му. И таких, как я, очень мно­го. Ведь чего нам не хва­та­ет дей­стви­тель­но боль­ше все­го — это того, что­бы знать, что вокруг тебя люди, и они не жела­ют тебе зла, знать, что твоя боль вызы­ва­ет у тех, кто рядом, состра­да­ние, это нуж­но нам всем — знать, что в его душе оста­лась ещё кап­ля мило­сер­дия. Как это сделать?

Позво­ни сво­им дру­зьям и встре­чай­тесь, все­го несколь­ко слов — как дела, как тебя зовут, при­вет, не гру­сти, сколь­ко вре­ме­ни сей­час; пода­ри то, что у тебя есть, про­сто так что-нибудь, всё рав­но что, не бой­ся, и ты уви­дишь, что это такое.
Так было на ули­це. И пусть это вер­нёт­ся. Пусть будет Жизнь.

Нель­зя одних любить, а дру­гих нена­ви­деть — так не полу­ча­ет­ся. Любить мож­но толь­ко всех».

Рису­нок Юры Дивер­сан­та. Источ­ник: vk.com/m2mfestival

Мате­ри­ал состав­лен на осно­ве иссле­до­ва­ний кан­ди­да­та исто­ри­че­ских наук Ири­ны Гор­де­е­вой, посвя­щён­ных паци­фист­ско­му дви­же­нию в СССР в 1980‑е годы.

Лек­ция Ири­ны Гор­де­е­вой «Совет­ское неза­ви­си­мое дви­же­ние за мир в 1980‑е годы: люди, идеи, транс­на­ци­о­наль­ные свя­зи» на Постнауке


Читай­те так­же «Тан­ки в цве­то­чек и пинг­ви­ны у Бело­го дома: паци­фист­ские акции ДвУ­РА­Ка и зАи­Би»

Поделиться