Печать для детей в Российской империи: тепло «Задушевного слова»

Дет­ская печать в доре­во­лю­ци­он­ный пери­од Рос­сий­ской импе­рии нахо­ди­лась под осо­бым вни­ма­ни­ем обще­ства. Достой­ное вос­пи­та­ние ребён­ка счи­та­лось необ­хо­ди­мо­стью в жиз­ни каж­дой обес­пе­чен­ной семьи, поэто­му было очень важ­но сле­дить за тем, что имен­но дети чита­ют. Суще­ство­ва­ли тре­бо­ва­ния, кото­рые роди­те­ли и всё обще­ство предъ­яв­ля­ли к дет­ской лите­ра­ту­ре: в первую оче­редь, она долж­на была нести духов­ную, нрав­ствен­ную и пат­ри­о­ти­че­скую мораль для юных читателей.

На при­ме­ре жур­на­ла для всей семьи «Заду­шев­ное сло­во» VATNIKSTAN рас­ска­зы­ва­ет, как петер­бург­ское изда­тель­ство «Това­ри­ще­ство М.О. Вольф» взя­ло на себя мис­сию раз­ви­тия дет­ской лите­ра­ту­ры в России.


Первая страница нового журнала

Жур­нал «Заду­шев­ное сло­во» № 16, 1915 год

Идея выпус­кать дет­ский еже­не­дель­ник при­над­ле­жа­ла вли­я­тель­но­му рус­ско­му изда­те­лю Мав­ри­кию Воль­фу. Он был изве­стен как талант­ли­вый орга­ни­за­тор с боль­ши­ми свя­зя­ми в куль­тур­ных кру­гах Петер­бур­га, полу­чив­ший пер­вый опыт рабо­ты в фир­ме само­го Фри­дри­ха Брокгауза.

«Това­ри­ще­ство М.О. Вольф», осно­ван­ное в 1853 году, поль­зо­ва­лось попу­ляр­но­стью сре­ди раз­ных сло­ёв насе­ле­ния и име­ло репу­та­цию круп­ней­ше­го изда­тель­ства доре­во­лю­ци­он­ной Рос­сии. Свою извест­ность това­ри­ще­ство зара­бо­та­ло бла­го­да­ря кра­си­во­му оформ­ле­нию книг, в том чис­ле бога­то деко­ри­ро­ван­ных пода­роч­ных дет­ских изданий.

Ещё в 1850‑е годы Вольф обра­тил вни­ма­ние, что в Рос­сии изда­ёт­ся очень мало книг и жур­на­лов для детей. Как энер­гич­ный орга­ни­за­тор, Мав­ри­кий Оси­по­вич решил «посвя­тить все свои силы на обо­га­ще­ние имен­но дет­ской лите­ра­ту­ры». Кни­ги для детей, выхо­див­шие под руко­вод­ством Воль­фа, отли­ча­лись раз­но­об­ра­зи­ем содер­жа­ния в соот­вет­ствии с воз­рас­том и инте­ре­сом юной аудитории.

Мав­ри­кий Оси­по­вич Вольф

У изда­тель­ства Воль­фа суще­ство­вал свой сло­ган, кото­рый отра­жал прин­цип рабо­ты товарищества:

«Нуж­но знать не толь­ко что изда­вать, но и для кого издавать».

Изда­тель­ский знак типо­гра­фии М.О. Вольфа

Дея­тель­ность Воль­фа охва­ты­ва­ла огром­ное коли­че­ство сфер куль­тур­ной жиз­ни. Поми­мо «Заду­шев­но­го сло­ва», изда­тель­ство так­же зани­ма­лось печа­тью жур­на­лов «Вокруг све­та», «Загра­нич­ный вест­ник», «Новый мир», серии книг «Золо­тая биб­лио­те­ка» и «Живо­пис­ная Рос­сия». Эти жур­на­лы были одни­ми из самых чита­е­мых в своё время.

В 1876 году Вольф решил­ся осно­вать еже­ме­сяч­ный жур­нал для семей­но­го чте­ния. Само назва­ние «Заду­шев­ное сло­во» пред­ло­жил извест­ный писа­тель Иван Гон­ча­ров. В бла­го­дар­ность Вольф попро­сил Гон­ча­ро­ва стать «крёст­ным отцом» жур­на­ла, а сам орга­ни­зо­вал пуб­лич­ные «кре­сти­ны».

В момент осно­ва­ния жур­на­ла глав­ным редак­то­ром был назна­чен дет­ский писа­тель и дра­ма­тург Васи­лий Инно­кен­тье­вич Лапин. Сов­мест­но с Воль­фом им уда­лось сфор­ми­ро­вать струк­ту­ру печат­но­го изда­ния: изна­чаль­но жур­нал состо­ял из четы­рёх отде­лов, далее из двух — для млад­ше­го и стар­ше­го воз­рас­тов. Это отра­жа­ло кон­цеп­цию «жур­на­ла для всей семьи», заду­ман­ную изна­чаль­но. Цели у редак­ции жур­на­ла были преж­де все­го обра­зо­ва­тель­ны­ми и воспитательными.

В «Заду­шев­ном сло­ве» печа­та­лись ста­тьи позна­ва­тель­но­го харак­те­ра и иллю­стра­ции, пуб­ли­ко­ва­лись ори­ги­наль­ные и пере­вод­ные сти­хо­тво­ре­ния, рас­ска­зы, пове­сти, появи­лись неиз­вест­ные ранее комик­сы. Жур­нал содер­жал раз­де­лы «Весе­лье и смех», «Поч­то­вый ящик», «Зада­чи», «Отве­ты и сове­ты», «Шут­ки и про­ка­зы», «Игры, заба­вы и заня­тия». Редак­ция выпус­ка­ла в каче­стве при­ло­же­ния к жур­на­лу серию тема­ти­че­ских бро­шюр «Педа­го­ги­че­ская биб­лио­теч­ка» и «Заду­шев­ное воспитание».

Жур­нал дей­стви­тель­но очень полю­бил­ся юным чита­те­лям. Это хоро­шо вид­но по пись­мам, кото­рые при­хо­ди­ли от них в редак­цию. Вот одно из них:

«Доро­гие дру­зья по „Заду­шев­но­му сло­ву“! Я очень люб­лю наш доро­гой жур­нал. В про­шлом году я его выпи­сы­ва­ла, а теперь, когда папу взя­ли сра­жать­ся за веру, царя и оте­че­ство и мама не в состо­я­нии пла­тить за него, я ста­ла читать его в биб­лио­те­ке. Мне было очень, очень тяже­ло рас­ста­вать­ся с милым жур­на­лом, но что же делать? При­дёт папоч­ка — и опять буду выписывать.

Моя люби­мая писа­тель­ни­ца — Л.А. Чар­ская. Люб­лю её пото­му, что она в сво­их про­из­ве­де­ни­ях глу­бо­ко вду­мы­ва­ет­ся в дет­скую душу. Доро­гие дру­зья, напи­ши­те мне что-нибудь, я буду видеть, что вы сочув­ству­е­те мне и не гну­ша­е­тесь моей бедности.

Еле­на Саль­ни­ко­ва, 13 лет»[simple_tooltip content=‘Из руб­ри­ки «Поч­то­вый ящик» «Заду­шев­ное сло­во» № 8, 1915 год’]*[/simple_tooltip].

Жур­нал «Заду­шев­ное сло­во» № 1, 1885 год
Жур­нал «Заду­шев­ное сло­во» № 29, 1912 год

Под­пис­ка на жур­нал при­ни­ма­лась в книж­ных мага­зи­нах «Това­ри­ще­ства М.О. Вольф» в Санкт-Петер­бур­ге, а так­же во всех про­вин­ци­аль­ных книж­ных мага­зи­нах. Сто­и­мость годо­вой под­пис­ки с достав­кой состав­ля­ла шесть руб­лей, за пол­го­да — три руб­ля. Для срав­не­ния учи­тель началь­ной шко­лы зара­ба­ты­вал при­мер­но сорок руб­лей в месяц.

В раз­ное вре­мя долж­ность редак­то­ра зани­ма­ли дет­ская писа­тель­ни­ца С.М. Мака­ро­ва, лите­ра­тор Н. Вес­сель, пере­вод­чик П.М. Оль­хин, жур­на­лист С.М. Проскур­нин. Новый лите­ра­тур­но-педа­го­ги­че­ский фор­мат «Заду­шев­но­го сло­ва» поз­во­лял им дово­дить высо­кие про­све­ти­тель­ские идеи и иде­а­лы до чита­те­лей само­го юно­го возраста.


Успешные «Записки институтки»

С 1901 года жур­нал стал сотруд­ни­чать с начи­на­ю­щей дет­ской писа­тель­ни­цей Лиди­ей Чар­ской (насто­я­щая фами­лия Воро­но­ва). Пер­вая (и самая извест­ная) повесть Чар­ской, «Запис­ки инсти­тут­ки», была осно­ва­на на её соб­ствен­ных школь­ных днев­ни­ках. Этим она и заин­те­ре­со­ва­ла ауди­то­рию «Заду­шев­но­го сло­ва» — искрен­ней, лич­ной историей.

Писа­тель­ни­ца за корот­кое вре­мя смог­ла поко­рить дет­ские серд­ца. Их роди­те­ли тоже высо­ко цени­ли твор­че­ство Чар­ской — за духов­ную, хри­сти­ан­скую напол­нен­ность про­из­ве­де­ний. «Запис­ки инсти­тут­ки» пуб­ли­ко­ва­лись в жур­на­ле по частям и при­нес­ли авто­ру заслу­жен­ную популярность.

«В исто­рии новей­шей дет­ской лите­ра­ту­ры, на наших гла­зах, про­изо­шёл факт совер­шен­но небы­ва­лый: появи­лась писа­тель­ни­ца, кото­рая бук­валь­но запо­ло­ни­ла серд­ца юных чита­те­лей, ста­ла их куми­ром <…>, писа­тель­ни­ца, про­из­ве­де­ни­я­ми кото­рой дети всех воз­рас­тов поло­жи­тель­но зачи­ты­ва­ют­ся, писа­тель­ни­ца, кото­рую они ста­вят рядом с вели­чай­ши­ми кори­фе­я­ми рус­ской худо­же­ствен­ной литературы»[simple_tooltip content=‘Комментарий из «Заду­шев­но­го сло­ва» 1913 года’]*[/simple_tooltip].

Дет­ская писа­тель­ни­ца Лидия Алек­се­ев­на Чарская

В даль­ней­шем «Това­ри­ще­ство М.О. Вольф» про­дол­жи­ло рабо­ту с дет­ским авто­ром и выпу­сти­ло зна­чи­тель­ную часть её книг. Но, делая став­ку на вос­тре­бо­ван­ность моло­дой писа­тель­ни­цы, изда­тель­ство не забы­ва­ло и о клас­си­че­ской литературе.

В 1911 году комис­сия при Мос­ков­ском обще­стве рас­про­стра­не­ния зна­ний докла­ды­ва­ла на съез­де по биб­лио­теч­но­му делу: дети сред­не­го воз­рас­та чита­ют в основ­ном Гого­ля (34 %), Пуш­ки­на (23 %), Чар­скую (21 %), Тве­на (18 %), Тур­ге­не­ва (12 %). Боль­шую роль в этом сыг­ра­ло изда­тель­ство Воль­фа. Оно актив­но пере­из­да­ва­ло как отдель­ные кни­ги клас­си­ков, так и целые собра­ния сочинений.

Жур­нал «Заду­шев­ное сло­во» № 2, 1911 год
Жур­нал «Заду­шев­ное сло­во» № 6, 1911 год

Каза­лось, неза­ви­си­мая изда­тель­ская тра­ди­ция в Рос­сии вошла в пору рас­цве­та. Одна­ко совер­шен­но вне­зап­но, в резуль­та­те рево­лю­ци­он­ных собы­тий, эта тра­ди­ция была пре­рва­на. После Октябрь­ской рево­лю­ции Лидия Чар­ская попа­ла под запрет — как и все дру­гие писа­те­ли дво­рян­ско­го про­ис­хож­де­ния. В 1918 году закрыл­ся жур­нал «Заду­шев­ное слово».

«„Убить“ Чар­скую, несмот­ря на её мни­мую хруп­кость и воз­душ­ность, было не так-то лег­ко. Ведь она и до сих пор про­дол­жа­ет жить в дет­ской сре­де, хотя и на под­поль­ном поло­же­нии. Но рево­лю­ция нанес­ла ей сокру­ши­тель­ный удар. Одно­вре­мен­но с инсти­тут­ски­ми пове­стя­ми исчез­ли с лица нашей зем­ли и свя­точ­ные рас­ска­зы, и сла­ща­вые сти­хи, при­уро­чен­ные к праздникам»[simple_tooltip content=‘Самуил Яко­вле­вич Мар­шак о поло­же­нии Лидии Чар­ской в совет­ское время’]*[/simple_tooltip].

Само «Това­ри­ще­ство М.О. Вольф» про­су­ще­ство­ва­ло до 1917 года и было наци­о­на­ли­зи­ро­ва­но новой вла­стью наря­ду с осталь­ны­ми бур­жу­аз­ны­ми изда­тель­ства­ми. На этом, разу­ме­ет­ся, исто­рия дет­ской книж­ной лите­ра­ту­ры в Рос­сии не завер­ши­лась, одна­ко для неё начи­на­лась совсем дру­гая эпоха.


Читай­те так­же «„Нива“ и послед­ний роман Льва Тол­сто­го»

Поделиться