Детская печать в дореволюционный период Российской империи находилась под особым вниманием общества. Достойное воспитание ребёнка считалось необходимостью в жизни каждой обеспеченной семьи, поэтому было очень важно следить за тем, что именно дети читают. Существовали требования, которые родители и всё общество предъявляли к детской литературе: в первую очередь, она должна была нести духовную, нравственную и патриотическую мораль для юных читателей.
На примере журнала для всей семьи «Задушевное слово» VATNIKSTAN рассказывает, как петербургское издательство «Товарищество М.О. Вольф» взяло на себя миссию развития детской литературы в России.
Первая страница нового журнала
Идея выпускать детский еженедельник принадлежала влиятельному русскому издателю Маврикию Вольфу. Он был известен как талантливый организатор с большими связями в культурных кругах Петербурга, получивший первый опыт работы в фирме самого Фридриха Брокгауза.
«Товарищество М.О. Вольф», основанное в 1853 году, пользовалось популярностью среди разных слоёв населения и имело репутацию крупнейшего издательства дореволюционной России. Свою известность товарищество заработало благодаря красивому оформлению книг, в том числе богато декорированных подарочных детских изданий.
Ещё в 1850‑е годы Вольф обратил внимание, что в России издаётся очень мало книг и журналов для детей. Как энергичный организатор, Маврикий Осипович решил «посвятить все свои силы на обогащение именно детской литературы». Книги для детей, выходившие под руководством Вольфа, отличались разнообразием содержания в соответствии с возрастом и интересом юной аудитории.
У издательства Вольфа существовал свой слоган, который отражал принцип работы товарищества:
«Нужно знать не только что издавать, но и для кого издавать».
Деятельность Вольфа охватывала огромное количество сфер культурной жизни. Помимо «Задушевного слова», издательство также занималось печатью журналов «Вокруг света», «Заграничный вестник», «Новый мир», серии книг «Золотая библиотека» и «Живописная Россия». Эти журналы были одними из самых читаемых в своё время.
В 1876 году Вольф решился основать ежемесячный журнал для семейного чтения. Само название «Задушевное слово» предложил известный писатель Иван Гончаров. В благодарность Вольф попросил Гончарова стать «крёстным отцом» журнала, а сам организовал публичные «крестины».
В момент основания журнала главным редактором был назначен детский писатель и драматург Василий Иннокентьевич Лапин. Совместно с Вольфом им удалось сформировать структуру печатного издания: изначально журнал состоял из четырёх отделов, далее из двух — для младшего и старшего возрастов. Это отражало концепцию «журнала для всей семьи», задуманную изначально. Цели у редакции журнала были прежде всего образовательными и воспитательными.
В «Задушевном слове» печатались статьи познавательного характера и иллюстрации, публиковались оригинальные и переводные стихотворения, рассказы, повести, появились неизвестные ранее комиксы. Журнал содержал разделы «Веселье и смех», «Почтовый ящик», «Задачи», «Ответы и советы», «Шутки и проказы», «Игры, забавы и занятия». Редакция выпускала в качестве приложения к журналу серию тематических брошюр «Педагогическая библиотечка» и «Задушевное воспитание».
Журнал действительно очень полюбился юным читателям. Это хорошо видно по письмам, которые приходили от них в редакцию. Вот одно из них:
«Дорогие друзья по „Задушевному слову“! Я очень люблю наш дорогой журнал. В прошлом году я его выписывала, а теперь, когда папу взяли сражаться за веру, царя и отечество и мама не в состоянии платить за него, я стала читать его в библиотеке. Мне было очень, очень тяжело расставаться с милым журналом, но что же делать? Придёт папочка — и опять буду выписывать.
Моя любимая писательница — Л.А. Чарская. Люблю её потому, что она в своих произведениях глубоко вдумывается в детскую душу. Дорогие друзья, напишите мне что-нибудь, я буду видеть, что вы сочувствуете мне и не гнушаетесь моей бедности.
Елена Сальникова, 13 лет»[simple_tooltip content=‘Из рубрики «Почтовый ящик» «Задушевное слово» № 8, 1915 год’]*[/simple_tooltip].
Подписка на журнал принималась в книжных магазинах «Товарищества М.О. Вольф» в Санкт-Петербурге, а также во всех провинциальных книжных магазинах. Стоимость годовой подписки с доставкой составляла шесть рублей, за полгода — три рубля. Для сравнения учитель начальной школы зарабатывал примерно сорок рублей в месяц.
В разное время должность редактора занимали детская писательница С.М. Макарова, литератор Н. Вессель, переводчик П.М. Ольхин, журналист С.М. Проскурнин. Новый литературно-педагогический формат «Задушевного слова» позволял им доводить высокие просветительские идеи и идеалы до читателей самого юного возраста.
Успешные «Записки институтки»
С 1901 года журнал стал сотрудничать с начинающей детской писательницей Лидией Чарской (настоящая фамилия Воронова). Первая (и самая известная) повесть Чарской, «Записки институтки», была основана на её собственных школьных дневниках. Этим она и заинтересовала аудиторию «Задушевного слова» — искренней, личной историей.
Писательница за короткое время смогла покорить детские сердца. Их родители тоже высоко ценили творчество Чарской — за духовную, христианскую наполненность произведений. «Записки институтки» публиковались в журнале по частям и принесли автору заслуженную популярность.
«В истории новейшей детской литературы, на наших глазах, произошёл факт совершенно небывалый: появилась писательница, которая буквально заполонила сердца юных читателей, стала их кумиром <…>, писательница, произведениями которой дети всех возрастов положительно зачитываются, писательница, которую они ставят рядом с величайшими корифеями русской художественной литературы»[simple_tooltip content=‘Комментарий из «Задушевного слова» 1913 года’]*[/simple_tooltip].
В дальнейшем «Товарищество М.О. Вольф» продолжило работу с детским автором и выпустило значительную часть её книг. Но, делая ставку на востребованность молодой писательницы, издательство не забывало и о классической литературе.
В 1911 году комиссия при Московском обществе распространения знаний докладывала на съезде по библиотечному делу: дети среднего возраста читают в основном Гоголя (34 %), Пушкина (23 %), Чарскую (21 %), Твена (18 %), Тургенева (12 %). Большую роль в этом сыграло издательство Вольфа. Оно активно переиздавало как отдельные книги классиков, так и целые собрания сочинений.
Казалось, независимая издательская традиция в России вошла в пору расцвета. Однако совершенно внезапно, в результате революционных событий, эта традиция была прервана. После Октябрьской революции Лидия Чарская попала под запрет — как и все другие писатели дворянского происхождения. В 1918 году закрылся журнал «Задушевное слово».
«„Убить“ Чарскую, несмотря на её мнимую хрупкость и воздушность, было не так-то легко. Ведь она и до сих пор продолжает жить в детской среде, хотя и на подпольном положении. Но революция нанесла ей сокрушительный удар. Одновременно с институтскими повестями исчезли с лица нашей земли и святочные рассказы, и слащавые стихи, приуроченные к праздникам»[simple_tooltip content=‘Самуил Яковлевич Маршак о положении Лидии Чарской в советское время’]*[/simple_tooltip].
Само «Товарищество М.О. Вольф» просуществовало до 1917 года и было национализировано новой властью наряду с остальными буржуазными издательствами. На этом, разумеется, история детской книжной литературы в России не завершилась, однако для неё начиналась совсем другая эпоха.
Читайте также «„Нива“ и последний роман Льва Толстого».