Школа оставляет след на судьбах учеников. Иметь дело с профессиональными и понимающими преподавателями, добрыми и отзывчивыми одноклассниками — большое счастье, которое не всем доступно. Учителя запоминаются нам по-разному, будь то злая математичка или веселая англичанка, но в большинстве своём мы ничего о них не знаем. У любого преподавателя есть жизнь вне школы и история прихода в тот самый «второй дом».
Мы взяли интервью у учителя истории лицея НИУ ВШЭ Александра Юрьевича Морозова. Предлагаем вам узнать больше о работе преподавателя: распорядке дня, общении с учениками, практике в 1990‑е годы, благодарности, авторской деятельности и влиянии советской педагогики.
— Когда вы поняли, что к неравнодушны к истории?
— В дошкольном возрасте. Наша семья жила в Гатчине, это место само по себе очень историческое. Родители были молодые, оставить ребёнка не с кем, таскали меня повсюду: во всякие дворцы в Ленинграде, по окрестностям города, по экскурсиям. Подробности убийства Павла I я знал раньше, чем научился читать и писать.
Поскольку атмосфера была очень историческая, то для меня вообще вопрос выбора в жизни не стоял. Я понимал, что буду заниматься чем-то, связанным с историей. Чем конкретно, может быть, и не очень понимал, но то, что это будет связано с историей, знал сколько себя помню.
— Каким был ваш учитель истории? Используете ли вы его техники в своей работе?
— Практически нет, потому что с учителями истории мне не везло. В основном это были какие-то унылые дуры, которые зачастую даже иногда знали меньше, чем я, и передоверяли вести урок мне, как более знающему. Такое случалось даже в четвёртом классе: я за учительницу вёл урок, мы тогда жили в станице Мешковской Ростовской области, на юге. Там с грамотными учителями вообще было плохо, в том числе с историками. Поэтому насчёт школьных учителей я ничего хорошего сказать не могу. Была, правда, одна неплохая учительница. Она была старательная, но совершенно не умела держать дисциплину в классе.
Если на меня кто и повлиял, то это преподаватели вузовские. В том вузе, где я занимался, в МОПИ (нынешний МГОУ. — Ред.), были интересные преподаватели, которые влияли на меня, и один даже, можно сказать, жизненный выбор определил. Это был Василий Владимирович Сухов, очень сильный методист. Он заинтересовал меня, как можно историю преподавать, как можно по-разному на неё посмотреть. Это повлияло, а школьные учителя — нет.
— Кроме преподавания у вас были ещё какие-то идеи?
— Я вообще-то хотел заниматься не преподаванием. Когда я закончил вуз в 1990 году, то довольно легко поступил в аспирантуру Института российской истории академии наук, тогда ещё академии наук СССР. Думал, что буду заниматься научной деятельностью, защищу диссертацию, кандидатскую, докторскую, буду профессором.
Но мне жутко не понравилась атмосфера, в которой я оказался. Это был какой-то питомник старых, совершенно оторванных от жизни людей, средний возраст которых подползал если не к восьмидесяти, то к семидесяти точно. Как мне тогда казалось, они занимались вещами малозначимыми и малоинтересными.
Диссертацию мне первоначально предлагали написать о процессах монополизации в мукомольной промышленности. Говорят, мол, вот этой темой ещё никто не занимался, отличная диссертабельная тема. Я потом выбрал кое-что получше, про жизненный уровень крестьян, но всё равно меня как-то это не особенно привлекало. Помню, с какими муками писал эту диссертацию, так и не состоявшуюся.
Как это ни удивительно, произошёл смешной случай буквально год назад. У одной женщины, доктора, профессора, с которой общался активно в ныне запрещённой сети, я обнаружил, что она пишет раздел для сейчас готовящейся, по-моему, двадцатитомной публикации. В этом году выйдут первые тома супермегагигантского труда «История России с древнейших времён до наших дней», над которым работали много лет. И она говорила, что для этого многотомника пишет раздел, посвящённый в том числе жилищу крестьян в начале ХХ века. Тут я вспомнил, что у меня валяется со времён моей диссертации старая статья, напечатанная ещё не на компьютере, а на машинке. Говорю: «Давайте я вам отдам её, там вроде какие-то материалы есть, мне не нужные, это неопубликованная статья». И я передал ей эту статью.
Она мне потом написала, что это замечательная, прекрасная статья и в этот раздел я буду включён как соавтор. Я ответил, что мне это, в общем-то, не нужно, я уже 30 лет занимаюсь другими делами. Но она сказала, что я нарыл очень хороший материал, и мы в итоге в этом разделе будем фигурировать как соавторы, что немножко смешно для меня. Так что, возможно, я и не такой фигнёй занимался. Но тогда мне казалось, что я занимаюсь именно фигнёй, которая никому не нужна, да и мне самому это не особенно интересно.
И тут как раз Василий Владимирович, который при кафедре методики преподавал у меня, говорит: «Есть такая идея — написать учебник нового типа. Вообще как-то по-другому подойти к методике преподавания». У нас образовался кружок, временный творческий коллектив «МЕТАР». Временность эта 17 лет продолжалась, ну и в школе тоже работал параллельно. Потом я понял, что моё любимое дело — писать учебники и преподавать в школе. Преподавать там мне нравилось даже больше, чем в институте. Этим я, собственно, и занимаюсь.
— Какие учебники вы писали?
— За всё время много разных учебников. Начиная с какой-нибудь экзотики. Например, «История Талдомского района», что было очень круто написать. Талдом — это город к северу от Москвы, сразу за Дмитровым. Историю Дмитрова я тоже писал, историю Дмитровского района.
Сейчас в нынешнем федеральном комплекте три с половиной моих учебника, где я главный автор. Это учебники по всеобщей истории для седьмого, восьмого, девятого классов. Как методист я выступал в учебниках для 10-го и 11-го классов.
Учебники, на мой взгляд, хорошие. Они, правда, под общей редакцией Мединского, но никто не вмешивался в процесс, и я писал, что хотел. Я сказал, что по России писать не буду, потому что там слишком велика вероятность пойти на сделку с совестью. А по всеобщей истории меня никто не трогал.
Единственная была рекомендация, вполне положительная, — побольше написать про тридцатилетнюю войну. Я решил, что да, как-то она у меня коротко проходит, напишу побольше.
— История России не входит в ваши научные интересы, чтобы от греха подальше?
— Я не могу сказать «научные интересы». Конечно, потом, когда мне понадобилось, я защитил диссертацию в 2008 году, подумал: «Для статуса нужно». Написал диссертацию по российской истории начала ХХ века. Сделал это очень быстро, буквально за два-три месяца.
Я не могу сказать, что это научные интересы. Мне интересна вообще вся история. С огромным интересом могу читать историю какого-нибудь Таиланда в XVII веке. Сейчас я свои учебники по всеобщей истории дорабатываю так, для себя, чисто для души, какие-нибудь добавления, что-то новое узнаю. Мне просто нравится история как широкое красочное полотно.
— Каким был ваш первый урок?
— Я не особенно его помню. Это было на практике как раз у Сухова. Мы проходили у него практику в школе в Лыткарино, это Подмосковье. В принципе, на втором курсе мы не должны были уроки давать, но он сказал, что, если хотите, можете попробовать.
Первый урок мало чего говорит. Дети видят, что новый человек, ещё не знают, как себя с ним вести. Я думал, что Сухов останется и будет следить за порядком, а он ушёл. Конечно, тут мной овладело желание схватить его и сказать: «Куда вы?!» Василий Владимирович считал, что лучший способ научить человека плавать — это вывести его на середину реки и бросить туда.
Я справился, но это не моя заслуга, потому что обычно дети на первом уроке ведут себя прилично. Тут проблемы возникают не на первом уроке, а где-то на третьем-четвёртом-пятом.
Почему это не очень помнится? У меня уже педагогический стаж суммарно 32 года, но у меня был перерыв в рабочей школе 10 лет. Хотя я работал много на подготовительных курсах как репетитор, в институте работал, с первокурсниками в основном. Получается, я лет 20 в школе отработал, даже больше.
В школе очень много первых уроков. Это такая профессия. Работаешь где-нибудь в каком-то другом коллективе, зарабатываешь себе авторитет и становишься авторитетен, все знают, что ты из себя представляешь. Для детей, когда ты заходишь в новый класс, ты никто. Ты для детей просто новый человек. Весь твой предыдущий опыт обнуляется. Ты детям заново должен внушить уважение к себе, заново должен стать для них авторитетом. Поэтому на самом деле первых уроков много.
— Как вы готовитесь к урокам? Можете сказать на примере конкретной темы занятия?
— Я особо к урокам не готовлюсь. За всю жизнь не написал ни одного конспекта урока. В своё время я ушёл из школы, когда почувствовал какое-то давление дурацкое, административный контроль и «какие у вас там конспекты уроков, пишете ли вы образовательные, развивающие, воспитательные цели». Говорю: «Господи, я такой хренью никогда не занимался и заниматься не буду».
Я тогда ушёл и где-то 10 лет у меня был перерыв. Потом меня уговорили в лицей пойти, и с такой фигнёй они не заморачиваются, чему я необыкновенно рад и счастлив. Поэтому к урокам я особо не готовлюсь. Как учил Сухов: «Настоящий учитель, идя на урок, думает не о том, что сейчас детям скажет, а о том, что они будут делать на уроке». Поэтому обычно продумываешь, какое им дать задание, какую проблему сформулировать.
Если что-то из недавнего — сейчас мы проходим 1990‑е и 2000‑е годы. Темы, так сказать, несколько опасные, уже до современности дошли. Но хотя бы вот: почему развалился Советский Союз? Был и развалился вдруг. Это, наверно, Горбачёв произнёс магическое слово-заклинание «перестройка», взмахнул руками и всё рухнуло. Или, допустим, масоны, жидомасоны. Или ЦРУ, понятное дело. Или что-то всё-таки более серьёзное. Может быть, в конструкции что-то не так было. Вот давайте разбираться на уроке: какие есть версии, предположения, источники, давайте над этим подумает, кто что говорит, что дома говорят, кто виноват.
Вот это интересно обсудить со старшеклассниками. Или дать какое-нибудь задание, какой-нибудь документ, подборку документов, чтобы в работе с ними могли что-то в этом плане увидеть.
— Был ли у вас плохой урок? Может быть, из-за выходок ученика или когда что-то пошло не так?
— У меня никогда особых конфликтов с учениками не было. За исключением самого начала работы в школе, когда я после распределения в институте попал в школу при лифтовом заводе, и там были дети такие.
Мне дали сразу пять девятых классов. Из них один был приличный («А», естественно): там были отобраны дети, так сказать, нормальные, но четыре других были совершенно чудовищными. Был девяностый год, уже всё рушилось. Пионерские, комсомольские и прочие организации, которые обеспечивали более-менее порядок, развалились. Поэтому было тяжело.
Помню, как на урок явились какие-то бандиты, с которыми я чуть не подрался. Их выгнали из школы, то есть были отморозки, которые даже в этих классах учиться не смогли. Потом меня вызвала директриса и сказала: «Вы ведите себя потише, не конфликтуйте с ними, это ж бандиты. Они вас зарежут, а нам отвечать». Я тогда ушёл из этой школы, поступил в аспирантуру.
А так в каждом классе находятся дети, с которыми сложно, иногда даже тяжело бывает. Но с ними интересно, тоже какая-то «самость» из них прёт. Знаете, есть такие альфа-самцы и альфа-самки. С ними интересно: это всегда любопытно, это вызов, своего рода соревнование. Но я всегда как-то спокойно с детьми был.
— Бандиты — это просто с улицы или ученики?
— Это были бывшие ученики, которых выгнали даже из этой школы. Узнали, что там историк какой-то молодой, явились. Один из них спросил: «Можно ли у вас посидеть на уроке?» Я говорю: «Ну, пожалуйста, посидите». Они сначала спокойно сидели, а потом один встал и начал играть на пианино во время урока. Я ему чуть крышкой прищемил пальцы, он едва успел их отдёрнуть. Говорят: «Ну всё, мы тебя убьём». Начали руками махать, я начал отбиваться. Они говорят, в школе не будем, потом подстережём. Лихие 90‑е, мы развлекались как могли. Но потом это как-то затихло и последствий не имело никаких.
— Можете ли вы поделиться самым приятными моментами. Из вашей деятельности? Благодарности учеников, поддержка коллег?
— Благодарности — это всегда приятно. Когда тебе пишут, благодарят, причём зачастую спустя долгое время.
Мне недавно написал ученик, причём я его так и не вспомнил. Нашёл меня каким-то боком в Телеграме. Говорит: «Вы Александр Юрьевич Морозов?» Я говорю «Ну да, я». Он: «Я ваш ученик, в 2003 году заканчивал, вы повлияли, я вас вспоминаю. Вот на выпускном вы сказали, что жить надо своим умом». Ещё я там что-то сказал умное. Я совершенно ничего не помню, что говорил.
Нам не дано предугадать, как слово наше отзовётся. Но дай бог, чтобы хорошо отзывалось, чтобы кто-то был благодарен, вспоминал. Это всегда приятно. Такие приятные вещи немножко поддерживают на плаву.
— Какие вы можете вспомнить интересные, необычные вопросы, которые задавали вам ученики? Может, что-то въелось в память?
— Последний вопрос был из таких: «Когда вы почувствовали, что страна идёт в каком-то не том направлении, что всё движется к какому-то краху и катастрофе? Чувство, что мы залезаем в какой-то тупик?»
Я сказал, что у меня такой момент был, когда Путин и Медведев вышли на съезде «Единой России» и сказали, что мы тут решили рокировку устроить: Медведев будет премьер-министр, а Путин — опять президентом. Но я сказал, что это сугубо моё мнение, которое никому не навязываю.
— Какие советы вы можете дать начинающим учителям истории? Я, возможно, хотела бы преподавать, и мне интересно, как пытаться быть авторитетом, нужно ли это вообще?
— Это, конечно, нужно. Тут такая вещь: есть где-то 10–15% учителей, которые учителя по призванию. Которые харизматики, которые умеют за счёт какой-то невербалики, жестов, взглядов держать абсолютную дисциплину, быть авторитетом, и они даже ничего для этого специально не делают. Таланты. Мне попадались такие учителя, которым никакая методика не нужна по сути, они умеют справляться.
Есть 10–15% людей, которым в школе работать нельзя просто. Как бы противоположность. Им, наоборот, никакая методика не поможет. Это люди, которые не умеют общаться с детьми, не расположены.
Есть где-то процентов 70 обычных, нормальных людей, к которым я и сам принадлежу. То есть я совершенно не педагогический талант. Обычные люди, которые, в принципе, могут работать в школе. Главное, чтобы это не превратилось в каторгу, чтобы это было интересно.
Не надо утрачивать интерес к этой работе. Это на самом деле очень ценный совет. Дети должны сами думать.
У нас ещё очень много людей, которые идут в школу с комплексом мессианства: они что-то знают, что-то умеют, у них есть какие-то идеи, мысли. Они идут воспитывать патриотизм, либерализм. Это на самом деле лишнее. Здесь надо учить детей мыслить. Пусть они работают, пусть они решают какие-то задачи, проблемы, которые перед ними ставят.
Вот есть вопрос: почему в Гражданской войне победили красные? У белых тоже шансы были, вон какие их люди возглавляли интересные. Давайте подумаем: что они такого сделали, что привело красных к победе? Детям это задаёшь, спрашиваешь их. У них не получаешь ответы, они что-то сами придумывают, иногда интересно даже.
Я тоже учусь у детей, мне интересно от них узнавать какие-то вещи новые. Я никогда не теряюсь, когда они задают вопрос, а я не знаю на него ответа. Такое тоже бывает. История настолько огромная, что я говорю: «Интересный какой ты вопрос задал, надо посмотреть, любопытно, я не знаю на него ответа, в голову что-то не приходило». Это тоже хорошо, это тоже, может быть, одна из целей обучения — научить детей задавать умные вопросы. Это тоже вещь, которая должна быть на выходе.
— Какую книгу вы посоветуете прочитать каждому?
— На этот вопрос «каждому» не существует. Это как в фильме «Убить дракона» Марка Захарова. Недавно пересматривал: «Это вам каждый скажет». Вот каждый. А где каждый? Каждому своя книга. Тем более в разные периоды жизни.
Я помню, был период у меня, когда каждые два года читал «Войну и мир». Сейчас мне совершенно не хочется к этой книге возвращаться. На разных этапах жизни разные вещи бывают.
Это очень индивидуально, я бы здесь ничего не посоветовал. Когда я вижу конкретных людей, учеников, интересы, я могу посоветовать конкретную книгу. Допустим: «Тебе будет интересно „Сто лет одиночества“ Маркеса, почитай, попробуй». Дети потом иногда благодарят. Даже через много лет говорят: «Вот, Александр Юрьевич, помните, вы посоветовали книгу». Я обычно говорю: «Не помню». «А вот у меня сейчас руки дошли, и я вспомнил этот совет, как-то время образовалось, я прочитал роман «Истоки Алданова». Поэтому здесь бы я не стал каждому одно советовать.
— А если ученик интересуется периодом перестройки, что бы вы посоветовали ему прочесть?
— Надо подумать. Я на такой вопрос с ходу ответить не могу, потому что есть исторические какие-то вещи, исследования… Опять же, уровень ученика: если начинающий, то здесь лучше всегда с периодом через биографии познакомиться, например Ельцина или Горбачёва.
Когда дети ко мне с такими вопросами обращаются, я думаю, зная ученика, стараюсь что-нибудь для него подобрать и потом сбрасываю обычно в районе трёх наименований. «Вот посмотри книжечки на выбор. Может, тебя что-нибудь заинтересует». Это серьёзные вопросы, здесь с пол-оборота обычно не отвечаешь и универсальных нет. Здесь всё конкретно, как учили нас классики: «Истина всегда конкретна».
— Какой, по вашему мнению, идеальный учитель? Какими качествами он обладает и вообще человек ли это — может быть, книга, учебник?
— Когда говорят «учитель», всё-таки имеют в виду человека. Для каждого свой учитель. Здесь абстрактные образы. «Идеальный» один для одного кажется, другой для другого, третий для третьего. Дети все разные.
Как Маяковский шутил: «Я не червонец, чтобы всем нравиться». Поэтому здесь просто стараешься. Дети видят, когда учитель старается, переживает за них, нервничает. В этом случае они ему даже какие-то поступки прощают, которые другим бы не простили.
Недавно пересматривал «Педагогическую поэму», экранизация Макаренко. Там же есть эпизод, с чего начинается: его там достали бандиты, которых наприсылали в его колонию. Он просто одного избил. С современной точки зрения поступок дикий чуть более чем полностью. Но они же поняли, как он за них переживает, нервничает, страдает, оценили искренность поступка. И они ему всё простили. Хотя сейчас избил бы кто, сказали бы: «Вы что вообще?»
Так что тут тоже интересно, и идеального учителя, конечно, нет. У меня тоже бывало, когда не находишь общий язык с какими-то учениками, и явно я для них кажусь неидеальным, мягко говоря. Были случаи, когда переходили в другие классы. Поэтому здесь надо исходить из конкретики.
— Вас как-то это расстраивало? Как вы справлялись с тем, что не удалось найти общий язык или определённый подход?
— Я в таких случаях переживал, но не скажу, что сильно расстраивало. Скорее, это был повод задуматься, что что-то, может быть, я делаю не так или неправильно себя повёл.
Я всегда пытаюсь такие ситуации осмыслить и понять, где прокололся, в чём допустил промах. Но не скажу, что сильно расстраивает. Это неизбежно.
У Макаренко тоже были ученики, с которыми он ничего поделать не мог. Потому что дети все разные, приходится с чем-то мириться. Но так большинство оценивает положительно.
У нас в лицее есть оценка учителя, как и в Вышке, впрочем. И я вот работаю с 2017 года, и каждый год я оказываюсь в числе лучших учителей по версии учеников. Но бывают и критические отзывы, тогда стараюсь корректировать действия. Одно время говорили, что я слишком ору, чем-то стучу и пугаю. У меня бывает, разыгрываю лёгкие мизансцены. Так что я стал стараться поменьше орать.
— Расскажите о вашем распорядке дня. Урок: с чего вы начинаете, что вы делаете, если видите, что ученик начинает скучать или отвлекается? Как вы его возвращаете в класс? Как заканчиваете день?
— День учителя не универсален. Потому что есть нагрузка, она распределена по расписанию. Например, сегодня у меня тот день, когда я приезжаю в лицей только к 14:45. То есть первую половину дня дома провожу, а потом у меня две пары в лицее. Сначала дома сидишь, чем-то занимаешься: учебниками, рабочими тетрадями. А потом две пары. Ну и на уроке обычно домашнее задание надо по-быстрому проверить, а потом ставишь перед детьми какой-то вопрос, проблему. Либо сам рассказываешь, либо они работают с раздаточным материалом, либо ещё что-то. И они эту проблему решают.
У нас любят насилие — отнять телефоны. Ну отнимешь телефоны — другое что-нибудь найдут. Кому-то это интересно, кто-то отвлекается.
Учителя считают, что то, чем они занимаются, — это самое важное, это всем нужно и всем необходимо. Так каждый учитель считает про свой предмет. Но у детей ведь собственные интересы. Мы по-прежнему не видим в детях субъектов. Это вот как в старой советской педагогике: они объекты нашего педагогического воздействия. А у них своя жизнь и интересы.
У меня оба сына вообще историей не интересуются ни в малейшей степени. Один программист, другой — увлечённый математик. В своё время это для меня был определённый урок: ещё в школе он увлёкся математикой, там всякие олимпиады, соревнования. Какая история? Просто сил не хватает, чтобы историей заниматься. Как он сказал как-то раз: «Все эти люди давно умерли, какое мне дело до покойников?» И это тоже надо понимать и уважать, поэтому есть те, кто работают, есть те, кто слушают. Но слушают — уже хорошо, если что-то делают — вообще замечательно.
Надо с уважением относиться к детям и к их интересам. Я всегда говорю, что если хотите результат высокий иметь по истории, если это важно для поступления — это одно, если для общего развития — это другое.
— То есть вам кажется, что современная педагогика очень много берёт из советской, и берёт самое плохое? Например, отношение к ученику как объекту.
— Это у нас до сих пор не изжито. Я не могу сказать, что прям берёт самое плохое. Мы очень косплеим позднесоветский строй: давайте единые учебники, единую программу, единую систему воспитания, что-то вроде пионерии и комсомола воссоздадим и будем в этих гадёнышей закачивать нужное нам. Но это так не работает, особенно в нынешних условиях, когда огромное количество информации со всех сторон, когда нет такого авторитарного или даже тоталитарного подавления личности.
Это всё-таки бесперспективно. Даже на уровне учительского сообщества это остаётся. Я же ещё как репетитор работаю. Смотрю, например, дети — 11‑й класс. Ребёнку нужно готовиться к поступлению. Я в своё время ещё при старых министрах пытался пробиться, чтобы 11‑й класс отдали для подготовки к поступлению в вузы. И для многих детей это оказывается важным — сдать ЕГЭ на высокий уровень. Сдать историю на 80+ — это надо серьёзно заниматься, готовиться, если ребёнок не увлекался историей, как я, с дошкольного возраста. Он хочет, старается. И тут к нему лезут учителя с какой-нибудь биологией, химией, которые говорят, что ты должен какие-нибудь вакуоли выучить, иначе мы тебя не аттестуем, не допустим до ЕГЭ. Какая чушь! Я не знаю ни одного случая, чтобы не допустили, потому что это же считается позор школе. Но вот любят пугать, давить, приказывать.
У нас учительский корпус очень нехороший сформировался в массовой школе благодаря двойному негативному отбору. В вузы педагогические шли не лучшие, потом в школу из этих не лучших шли ещё зачастую не лучшие.
У учителей, которые работают в школе по 30–40 лет, происходит профдеформация: я учителей узнаю с пол-оборота, когда человек начинает директивным тоном что-то говорить. Была пара случаев в жизни. Я говорю: «Вы, наверно, учительница?» — «Да, а как вы догадались?» Я говорю, мол, нетрудно догадаться: тон учительский, приказной.
Когда споришь с учителями по каким-нибудь вопросам, говорят с таким апломбом: «Я 30 лет проработала в школе!» Я говорю: «Лечиться надо!» Это уже болезнь, диагноз. И вот это желание приказывать, подавлять, воспринимать учеников как объект. «Не спорь со мной!» — а я всегда радуюсь, когда со мной спорят ученики, это же классно: давай, докажи свою точку зрения. Иногда соглашаюсь, если интересно. А многие же этого не любят, не выносят даже, видят в этом какое-то падение своего авторитета, но это мне непонятно.
— Вы ещё репетиторствуете параллельно?
— Да, конечно, деньги-то нужны. Я репетитор, и причём стаж уже 30 лет.
— А конкретно по деньгам: вы не удовлетворены зарплатой учителя?
— Да. Наверно, можно и в школе зарабатывать много, если набрать большую нагрузку. У меня сейчас 18 часов ставка, но если набрать часов побольше и классное руководство (у нас в лицее оно называется кураторством).
В лицее платят даже поменьше, чем в обычной московской школе. У нас народ на эту тему жалуется немного, но дети зато отобранные. Однако зарплаты сравнительно небольшие. Если набрать много всего в современной школе, то будет большая зарплата. Но много всего набрать — это ужасно тяжело психологически. Это изматывает, это нагрузка на психику, и на качестве собственно работы сказывается. Тут уже начинаешь халтурить, уже ничего особо не нужно. Поэтому я никогда не хотел много, с большой нагрузкой работать в школе.
Репетиторство в этом плане всегда выручало, помогало, тем более у меня обычно сарафанное радио срабатывает. Поступают, и, соответственно, с этого и живёшь.
— У вас появилась возможность перенестись в любую эпоху, в любую страну любого времени. Куда бы вы перенеслись, почему и что бы вы сказали первому попавшемуся человеку?
— Когда мы с детьми проходим определённую эпоху, я говорю: «Зачем вообще нужно знать историю? Мало ли как жизнь сложится. Много ведь неожиданностей всяких может быть. Вдруг в ваших руках окажется машина времени. И куда?» Вот для этого история как раз и нужна.
В будущее? Страшно как-то, а вдруг там радиоактивный пепел? Значит, надо в прошлое, для этого мы историю и изучаем. Поэтому рекомендую, значит, помещиком, душ 300–400, особо не надо выделяться. Вот как Чацкий, в эпоху Екатерины II. Но важно не промахнуться, чтоб именно помещиком, а то попадёте крепостным крестьянином или крестьянкой, ничего хорошего. Есть у меня такая шутка.
Что касается себя, то ни в какие эпохи я перемещаться не хочу. Мне все эпохи нравятся, все интересные, по-своему привлекательны.
Да и текущая тоже любопытно происходящее событие. Я всегда в этом плане вспоминаю роман Гюго «Девяносто третий год», посвящённый террору во Франции. Там есть такая глава, в которой он приводит, что люди говорили перед тем как их казнили на гильотине. Франция, революция, каждый норовил сказать что-нибудь умное, красивую фразу, чтобы хоть таким образом остаться в истории перед тем, как ему голову отрубят. Мне больше всего понравилось, как один человек сказал: «Как жалко, что не увижу продолжения».
Поэтому если я и жалею о чём-то, о чём я думаю иногда перед сном и воображаю мысленно, то не о том, чтобы самому там попасть куда-то в прошлые эпохи, а о том, как люди прошлого посмотрели бы на наш нынешний мир. Как они бы удивились, что бы их поразило. Ленин, например. Скоро будет столетие со дня смерти Ленина. И вот он оживает у себя в мавзолее. Может, кто-нибудь даже фильм такой снимет к столетию Владимира Ильича. Вот в Германии сняли фильм про Гитлера «Он вернулся», где он оживает. Может, и у нас такой фильм снимут «Он вернулся» про Ленина. Вот это интересно! Я как-то жалею тех людей, которые «не увидели продолжения».
— Вот такой фильм снимают и выбирают вас в качестве историка-консультанта. Вы изучали, знаете его роль в исторических событиях. Как бы вы помогли создать его первые слова?
— Первые слова были бы: «Надюша! Где она!? Где жена!?» Естественно, когда он умирал, рядом жена была, ухаживала за ним. А потом Владимир Ильич изучил бы, что произошло. Я думаю, как личность, с одной стороны, сильная, целеустремлённая, с другой стороны — умеющая приспосабливаться, я имею в виду сильный стратег, сильный тактик, это его всегда выручало. Думаю, он бы какую-то нишу нашёл себе. Скорее всего, политическую. Приспособился бы. Статья «Что делать?» у него есть, попытался бы создать организацию профессиональных революционеров, чтобы попытаться перевернуть Россию. Думаю, ничем другим он бы заниматься не смог.
Читайте также:
— Быть учителем. Личный опыт.