К 140-летию Павла Флоренского: дневники, интервью с племянницей и красные водоросли

21 янва­ря 2022 года испол­ни­лось 140 лет со дня рож­де­ния выда­ю­ще­го­ся учё­но­го и фило­со­фа. VATNIKSTAN пере­чи­тал днев­ни­ки и пись­ма Пав­ла Алек­сан­дро­ви­ча, а так­же взял интер­вью у пле­мян­ни­цы мыс­ли­те­ля, Ната­лии Фло­рен­ской — петер­бург­ской худож­ни­цы и науч­но­го иллю­стра­то­ра. Ната­лия Андре­ев­на рас­ска­за­ла о том, что её дядя любил есть, что рисо­вать, поче­му не уехал из Рос­сии, а ещё об исто­ри­че­ской памя­ти и чув­стве родины.

Павел Фло­рен­ский (1882–1937) — один из самых раз­но­сто­рон­них мыс­ли­те­лей XX века, кото­ро­го часто назы­ва­ют рус­ским Лео­нар­до да Вин­чи или новым Ломо­но­со­вым. Свя­щен­ник и автор мно­же­ства рели­ги­оз­ных тру­дов, он так­же пре­по­да­вал во ВХУ­ТЕ­МА­Се, участ­во­вал в раз­ра­бот­ке пла­на ГОЭЛРО и зани­мал­ся есте­ствен­ны­ми нау­ка­ми. О сво­ей жиз­ни Павел Алек­сан­дро­вич подроб­но рас­ска­зы­ва­ет в днев­ни­ках и пись­мах, отправ­лен­ных род­ствен­ни­кам из лагерей.


«Не забывайте своего папу, живите бодро»

Павел Фло­рен­ский родил­ся 21 янва­ря 1882 года воз­ле местеч­ка Евлах Ели­за­вет­поль­ской губер­нии (сей­час это тер­ри­то­рия нынеш­не­го Азер­бай­джа­на). Отец — рус­ский, инже­нер путей сооб­ще­ния, мать — из древ­не­го армян­ско­го рода, посе­лив­ше­го­ся в Гру­зии. Так как роди­те­ли при­над­ле­жа­ли к раз­ным веро­ис­по­ве­да­ни­ям, рели­ги­оз­но­го вос­пи­та­ния в семье не было.

Сле­ва напра­во сидят: Алек­сандр Ива­но­вич, Раи­са, Павел, Ели­за­ве­та, Оль­га Пав­лов­на и Алек­сандр Фло­рен­ские. Сто­ят: Оль­га Фло­рен­ская, Ели­за­ве­та Пав­лов­на Мелик-Бег­ля­ро­ва и Люся Фло­рен­ская. Тифлис. 1900 год

Из кни­ги вос­по­ми­на­ний Пав­ла Фло­рен­ско­го «Детям моим. Вос­по­ми­на­ния про­шлых лет»:

«Меня нико­гда не води­ли в цер­ковь, ни с кем я не гово­рил на темы рели­ги­оз­ные, я не знал даже, как кре­стить­ся. Втайне я этим всем очень инте­ре­со­вал­ся. Я чув­ство­вал, что есть целая область жиз­ни, инте­рес­ная, таин­ствен­ная, охра­ня­ю­щая от стра­ха. Но я не знал её и не смел спро­сить о ней. Я не смел спро­сить о ней при­бли­зи­тель­но так же, как не сме­ет девуш­ка спро­сить роди­те­лей о брач­ных отношениях».

Павел полу­чил свет­ское обра­зо­ва­ние, окон­чив в 1899 году вто­рую Тифлис­скую гим­на­зию с золо­той меда­лью. Несмот­ря на то что осо­бо­го инте­ре­са к школь­ным дис­ци­пли­нам он не испы­ты­вал, учё­ба дава­лась ему лег­ко:

«…Я от гим­на­зии ниче­го не ждал и ниче­го не пред­по­ла­гал, отно­сил­ся и к ней, и к учи­те­лям снис­хо­ди­тель­но-высо­ко­мер­но и был глу­бо­ко убеж­дён, что всё это не такие пред­ме­ты, на обсуж­де­ние кото­рых сто­ит тра­тить вре­мя и вни­ма­ние… В гим­на­зии я зани­мал­ся меж­ду про­чим, уро­ки гото­вил на пере­ме­нах, к гим­на­зи­че­ским непри­ят­но­стям отно­сил­ся вполне равнодушно»*.

* из кни­ги вос­по­ми­на­ний Пав­ла Фло­рен­ско­го «Детям моим. Вос­по­ми­на­ния про­шлых лет»

В 17 лет Павел пере­жил два ярких виде­ния, кото­рые опре­де­ли­ли его жиз­нен­ный путь. В сво­ей кни­ге вос­по­ми­на­ний он рас­ска­зы­ва­ет, что Бог явил­ся ему во сне:

«Я ощу­щал себя на катор­ге, может быть, в руд­ни­ках… Мною овла­де­ло без­вы­ход­ное отча­я­ние, и я сознал окон­ча­тель­ную невоз­мож­ность вый­ти отсю­да, окон­ча­тель­ную отре­зан­ность от мира види­мо­го. В это мгно­ве­ние тон­чай­ший луч, кото­рый был не то незри­мым све­том, не то неслы­шан­ным зву­ком, при­нёс имя — Бог… в этой вести дава­лась надеж­да и вме­сте с тем бур­ное и вне­зап­ное созна­ние, что или гибель, или спа­се­ние этим име­нем и ника­ким дру­гим… Мне это было откро­ве­ни­ем, откры­ти­ем, потря­се­ни­ем, уда­ром. От вне­зап­но­сти это­го уда­ра я вдруг проснул­ся, как раз­бу­жен­ный внеш­ней силой, и, сам не зная для чего, но под­во­дя итог все­му пере­жи­то­му, выкрик­нул на всю ком­на­ту: „Нет, нель­зя жить без Бога!“»

«Я сто­ял во дво­ре, зали­том лун­ным све­том… В воз­ду­хе раз­дал­ся совер­шен­но отчёт­ли­вый и гром­кий голос, назвав­ший два­жды моё имя: „Павел! Павел!“ — и боль­ше ниче­го. Это не было — ни уко­риз­на, ни прось­ба, ни гнев, ни даже неж­ность, а имен­но зов, — в мажор­ном ладе, без каких-либо кос­вен­ных оттен­ков. Он выра­жал пря­мо и точ­но имен­но и толь­ко то, что хотел выра­зить, — призыв»*.

* из кни­ги вос­по­ми­на­ний Пав­ла Фло­рен­ско­го «Детям моим. Вос­по­ми­на­ния про­шлых лет»

На выбор даль­ней­ше­го места учё­бы эти собы­тия не повли­я­ли: в 1900 году Фло­рен­ский посту­пил на физи­ко-мате­ма­ти­че­ский факуль­тет Мос­ков­ско­го уни­вер­си­те­та. Одна­ко сра­зу же после его окон­ча­ния, в 1904 году, он позна­ко­мил­ся с епи­ско­пом Анто­ни­ем (Фло­рен­со­вым) и попро­сил у него бла­го­сло­ве­ния на при­ня­тие мона­ше­ства. Ста­рец посо­ве­то­вал не торо­пить­ся и для нача­ла испы­тать себя. Так, с бла­го­сло­ве­ния Фло­рен­со­ва Павел Алек­сан­дро­вич пере­ез­жа­ет в Сер­ги­ев Посад и посту­па­ет в Мос­ков­скую Духов­ную Ака­де­мию, свя­зав свою жизнь с Тро­и­це-Сер­ги­е­вой Лав­рой на дол­гие годы.

Павел Фло­рен­ский — сту­дент Мос­ков­ской Духов­ной ака­де­мии. 1908 год. Источ­ник: humus.livejournal

После рево­лю­ции мона­стырь закры­ли. Фло­рен­ский пытал­ся пре­пят­ство­вать это­му, одна­ко его уси­лия ока­за­лись тщет­ны. До нача­ла 30‑х он ведёт весь­ма раз­но­сто­рон­нюю дея­тель­ность: пре­по­да­ёт во ВХУ­ТЕ­МА­Се, зани­ма­ет­ся нау­кой, рабо­та­ет на про­из­вод­стве, участ­ву­ет в ГОЭЛРО и пишет мно­же­ство тру­дов. Один из самых важ­ных тек­стов того вре­ме­ни — «Столп и утвер­жде­ние исти­ны», рабо­та, поста­вив­шая Фло­рен­ско­го в один ряд с круп­ней­ши­ми рус­ски­ми рели­ги­оз­ны­ми мыслителями.

«Серд­це, изъ­язв­лен­ное Дру­гом, не зале­чит­ся ничем — кро­ме Вре­ме­ни, да Смер­ти. Но Вре­мя сти­ра­ет язвы его, уда­ляя и боль­ную часть серд­ца — частич­но умерщ­вля­ет, — а Смерть изни­что­жи­ва­ет все­го чело­ве­ка. Посколь­ку жив, ста­ло быть, чело­век, постоль­ку неис­цель­ны и болез­нен­ны раны его от друж­бы. И будет он ходить с ними, что­бы явить их Веч­но­му Судие»*.

* «Столп и утвер­жде­ние исти­ны», Пись­мо две­на­дца­тое: Ревность

В 1928 году Фло­рен­ско­го с семьёй высла­ли в Ниж­ний Нов­го­род. Ссыл­ка про­дли­лась несколь­ко меся­цев. За его воз­вра­ще­ние в Моск­ву хода­тай­ство­ва­ла быв­шая жена писа­те­ля Мак­си­ма Горь­ко­го — Ека­те­ри­на Пеш­ко­ва, руко­во­ди­тель­ни­ца орга­ни­за­ции «Помощь поли­ти­че­ским заклю­чён­ным» (ранее — «Поли­ти­че­ский Крас­ный Крест»).

Бла­го­да­ря её ста­ра­ни­ям Фло­рен­ский вер­нул­ся из ссыл­ки, но от пред­ло­же­ния эми­гри­ро­вать в Пра­гу, что­бы спа­стись от даль­ней­ших пре­сле­до­ва­ний, отка­зал­ся. При­чи­на отка­за неиз­вест­на до сих пор. В интер­вью про­ек­ту «Север.Реалии»* внук Фло­рен­ско­го, Павел Васи­лье­вич, выска­зы­ва­ет сле­ду­ю­щую версию:

«Я боюсь, что эти­ми хло­по­та­ми [свя­зан­ны­ми с воз­вра­ще­ни­ем из ссыл­ки и воз­мож­но­стью эми­гри­ро­вать] мы — семья — его доби­ли. Пеш­ко­ва — вели­кий чело­век, я копал­ся в архи­ве её коми­те­та, она за мно­гих хло­по­та­ла и кое-кого спас­ла. Это один из пра­вед­ни­ков, на кото­рых стра­на дер­жа­лась. Она за него хло­по­та­ла, и бабуш­ка хло­по­та­ла, а в резуль­та­те его пере­ве­ли на Солов­ки и расстреляли».

Павел Фло­рен­ский в ссыл­ке в Ниж­нем Нов­го­ро­де. 1928 год. Источ­ник: humus.livejournal

В 1933 году Павел Алек­сан­дро­вич был аре­сто­ван по сфаб­ри­ко­ван­но­му делу «наци­о­нал-фашист­ско­го цен­тра» «Пар­тии Рос­сии», осуж­дён на десять лет и эта­пи­ро­ван в восточ­но-сибир­ский лагерь «Сво­бод­ный», куда при­был 1 декаб­ря 1933 года.

«Доро­гая Тика, пишу тебе, толь­ко что отъ­е­хал от г. Тулу­на… В рай­оне Крас­но­яр­ска мест­ность очень кра­си­вая, силь­но вол­ни­стая спер­ва, а затем гори­стая, очень неров­ная. Кра­си­вые леса и пере­ле­ски — из берёз, пихт, лист­вен­ниц, кед­ров, изред­ка крас­ных уже оси­нок… Пих­ты очень кра­си­вы— ост­рые, как кипа­ри­сы… Ско­ро мы подъ­едем к горо­ду, кото­рый назы­ва­ет­ся Зима, а недав­но была стан­ция Кой­тун, что по-бурят­ски зна­чит Мороз. Креп­ко целую тебя, доро­гая Тика, поце­луй мамоч­ку и Олю, кла­няй­ся бабуш­ке и Ане. Ска­жи маме, что­бы та не ску­ча­ла и была весела»*.

* из пись­ма М. П. Фло­рен­ской, 9 сен­тяб­ря 1933 года. Сочи­не­ния: в 4 т. Т. 4: «Пись­ма с Даль­не­го Восто­ка и Солов­ков». Источ­ник

В «Сво­бод­ном» Фло­рен­ский рабо­тал в науч­но-иссле­до­ва­тель­ском отде­ле управ­ле­ния БАМ­ЛА­Га. В фев­ра­ле 1934 года был направ­лен в Ско­во­ро­ди­но на мест­ную мерз­лот­ную стан­цию. На осно­ве про­ве­дён­ных им иссле­до­ва­ний его кол­ле­га­ми Нико­ла­ем Ива­но­ви­чем Быко­вым и Пав­лом Нико­ла­е­ви­чем Кап­те­ре­вым в 1940 году была изда­на кни­га «Веч­ная мерз­ло­та и стро­и­тель­ство на ней».

Мерз­лот­ная стан­ция в Ско­во­ро­ди­но. Источ­ник: amur.info

«Мерз­лот­ная стан­ция — уют­ное тихое учре­жде­ние, вполне соот­вет­ству­ю­щее сосре­до­то­чен­ной науч­ной рабо­те. Людей здесь мало — все­го-навсе­го, с рабо­чи­ми, 25 чело­век. Началь­ство куль­тур­ное, доб­ро­по­ря­доч­ное и бла­го­же­ла­тель­ное, так что с ним мож­но будет хоро­шо рабо­тать. Стан­ция на отлё­те, за нею поле, так что чув­ству­ешь себя как в деревне или на даче… Когда вам мож­но будет при­е­хать ко мне, то тут будет где похо­дить по окрест­но­стям. Книг здесь немно­го, но есть хоро­шие и труд­но доста­ва­е­мые… Солн­ца тут ещё боль­ше, чем в Сво­бод­ном, — мест­ность выше и воз­дух чище. Небо без­об­лач­ное, и солн­це, попа­дая на лицо, гре­ет. Вот сей­час сижу в ком­на­те, и лицу от сол­неч­ных лучей даже жар­ко… Не забы­вай­те сво­е­го папу, живи­те бодро»*.

* из пись­ма А. М. Фло­рен­ской. 18 фев­ра­ля 1934 года. Сочи­не­ния: в 4 т. Т. 4: «Пись­ма с Даль­не­го Восто­ка и Соловков»

1 сен­тяб­ря 1934 года Павел Фло­рен­ский был отправ­лен на Солов­ки, в одно из лагер­ных отде­ле­ний Бел­Балт­Ла­га, где рабо­тал на Соло­вец­ком лагер­ном заво­де йод­ной про­мыш­лен­но­сти, зани­мал­ся про­бле­мой добы­чи йода и агар-ага­ра из мор­ских водо­рос­лей. Имен­но Фло­рен­ско­му обя­зан сво­им появ­ле­ни­ем «умный йод», про­да­ю­щий­ся сей­час в аптеках.

«Вес­на тут задер­жи­ва­ет­ся, каж­дую ночь под­мо­ра­жи­ва­ет, несмот­ря на тёп­лый, срав­ни­тель­но, день. Снег толь­ко начи­на­ет таять, обра­зо­ва­лись про­та­лин­ки, в общем же всё под белым покро­вом. Море вскры­лось лишь места­ми. Ника­ких при­зна­ков зеле­ни, понят­но, нет. Зато белые ночи уже про­яви­ли себя. Ты спра­ши­ва­ешь об агар-ага­ре. Это веще­ство выра­ба­ты­ва­ет­ся из водо­рос­лей тёп­лых морей, но, несо­мнен­но, мож­но полу­чить какой-то род­ствен­ный про­дукт и из водо­рос­лей соло­вец­ких. Как раз вот послед­ние дни я сижу над этой зада­чей. Тут высту­па­ют тон­кие вопро­сы орга­ни­че­ской и кол­ло­ид­ной химии, так что надо рабо­тать голо­вой. Но кро­ме обсуж­да­е­мо­го про­дук­та из водо­рос­лей мож­но извлечь и ещё мно­го цен­ных мате­ри­а­лов, над ними мы рабо­та­ем, что­бы всё веще­ство водо­рос­лей исполь­зо­вать по воз­мож­но­сти полностью»*.

* из пись­ма О. П. Фло­рен­ской. 16 мая 1935 года. Сочи­не­ния: в 4 т. Т. 4: «Пись­ма с Даль­не­го Восто­ка и Соловков»

Фото­гра­фия из след­ствен­но­го дела Фло­рен­ско­го. Источ­ник: miloserdie.ru

25 нояб­ря 1937 года осо­бой трой­кой НКВД Ленин­град­ской обла­сти Павел Алек­сан­дро­вич Фло­рен­ский был при­го­во­рён к выс­шей мере нака­за­ния и расстрелян.

«Как-то на днях видел во сне, что при­е­хал в Ско­во­ро­ди­но, но что там нашёл разо­ре­ние и бес­по­ря­док, что меня огор­чи­ло. Боюсь пере­мен… Сей­час я вошёл в Соло­вец­кую при­ро­ду и пото­му начи­на­ет казать­ся, что обста­нов­ка долж­на изме­нить­ся, но не в ту сто­ро­ну, кото­рая была бы жела­тель­на… Сей­час сижу на веран­де перед окном и вре­мя от вре­ме­ни смот­рю на рас­сти­ла­ю­щу­ю­ся даль с её зали­ва­ми, полу­ост­ро­ва­ми и ост­ро­ва­ми. Море голу­бое — сталь­ное. На бли­жай­шем зали­ве искрят­ся бес­чис­лен­ные всплес­ки све­та, и я понял, поче­му мёрт­вы­ми выхо­дят они на фото­сним­ках и кар­ти­нах: каж­дый всплеск есть не точ­ка, а све­то­вая стре­ла, выле­та­ю­щая из моря. Эти све­то­вые линии, мгно­вен­но воз­ни­ка­ю­щие и исче­за­ю­щие пере­кре­щи­ва­ют­ся меж­ду собою во все­воз­мож­ных направ­ле­ни­ях и обра­зу­ют живую сетку»*.

* из послед­не­го сохра­нив­ше­го­ся пись­ма, отправ­лен­но­го А. М. Фло­рен­ской. 18 мая 1937 года. Сочи­не­ния: в 4 т. Т. 4: «Пись­ма с Даль­не­го Восто­ка и Соловков»

При­чи­на смер­ти. Источ­ник: humus.livejournal

«Приезжал почти всегда весной, потому что очень любил корюшку…». Художница Наталия Андреевна Флоренская о Павле Флоренском

Ната­лия Фло­рен­ская. Фото: Лена Ека

— Ната­лия Андре­ев­на, вы помни­те, когда осо­зна­ли себя пле­мян­ни­цей Пав­ла Флоренского?

— Это очень слож­ный вопрос. Папа (Андрей Алек­сан­дро­вич Фло­рен­ский, млад­ший брат Пав­ла Фло­рен­ско­го — Прим.) рас­ска­зы­вал мне о нем ещё в дет­стве, но очень неопре­де­лен­но, без подроб­но­стей. Я зна­ла толь­ко, что Павел Алек­сан­дро­вич был репрес­си­ро­ван, аре­сто­ван, но не зна­ла поче­му, из-за чего. Оче­вид­но, мне даже не пыта­лись это объ­яс­нить — тогда для это­го было непод­хо­дя­щее время.

Клас­се в 9‑м или 10‑м — это были 50‑е — я пер­вый раз поеха­ла в Моск­ву, в гости к род­ствен­ни­кам. Там мой пле­мян­ник (Павел Васи­лье­вич Фло­рен­ский, внук Пав­ла Фло­рен­ско­го — Прим.) как-то ска­зал: «А тебя нико­гда не спра­ши­ва­ют, не род­ствен­ни­ца ли ты Фло­рен­ско­го?» Я уди­ви­лась: «А поче­му долж­ны спрашивать?»

От пле­мян­ни­ка я мно­го узна­ла о Пав­ле Алек­сан­дро­ви­че. А потом — не пом­ню, когда точ­но, но тоже в 50‑е — папа при­вёз из Моск­вы фото­гра­фии, кое-какие доку­мен­ты семей­ные. Пом­ню, что уже на пер­вом кур­се худо­же­ствен­но­го учи­ли­ща я рас­ска­зы­ва­ла о нём однокурсникам.

— Как они реагировали?

— Инте­рес был, но неглу­бо­кий. Всё-таки мы были ещё очень молодыми.

— Что вы почув­ство­ва­ли, когда нако­нец узна­ли об этой части исто­рии вашей семьи?

— Поду­ма­ла, что теперь в моей жиз­ни есть нечто осо­бен­ное, необык­но­вен­ное. Мож­но ска­зать, это была гор­дость, но такая дет­ская, несе­рьёз­ная. Я ещё прак­ти­че­ски ниче­го не чита­ла из его работ.

— Когда вы нача­ли читать Пав­ла Фло­рен­ско­го и поче­му? С чего начинали?

— Нача­ла читать, когда его нача­ли изда­вать — но это было мно­го поз­же. В СССР пуб­ли­ка­ций было очень мало, и появ­ля­лись они чаще все­го в малень­ких жур­на­лах. Это были даже не отрыв­ки из его про­из­ве­де­ний, а про­сто ста­тьи о нём. «Име­на», «Ико­но­стас», «Столп и утвер­жде­ние исти­ны» и дру­гие его рабо­ты были опуб­ли­ко­ва­ны толь­ко в 90‑е.

Надо ска­зать, что для меня это было непро­стое чте­ние. Неко­то­рые вещи сра­зу дались, были понят­ны, а неко­то­рые ока­за­лись совер­шен­но недо­ся­га­е­мы. Я думаю, эта недо­ступ­ность про­ис­хо­ди­ла из необ­ра­зо­ван­но­сти — мы не зна­ем каких-то вещей, кото­рые были в ста­ром обра­зо­ва­нии, до рево­лю­ции. Потом, со вре­ме­нем, конеч­но, ста­ло лег­че. Что-то я пере­чи­ты­ва­ла, а что-то — нет.

Из пуб­ли­ка­ции Иеро­ди­а­ко­на Анд­ро­ни­ка (Тру­ба­че­ва) к 100-летию со Дня рож­де­ния свя­щен­ни­ка Пав­ла Фло­рен­ско­го. Источ­ник: xpa-spb.ru

— Что перечитывали?

— Часто пере­чи­ты­ваю его вос­по­ми­на­ния о про­жи­тых годах, кото­рые посвя­ще­ны его детям, и гене­а­ло­ги­че­ские иссле­до­ва­ния — то, что в Солов­ках было напи­са­но. Отту­да я мно­го узна­ла о нашей семье, даже о моём папе. Я папу очень рано поте­ря­ла — он умер в 1961 году, ему был все­го 61 год, а мне 21. Мне очень не хва­ти­ло с ним взрос­ло­го обще­ния — до 20 лет я ещё была вро­де как ребёнок.

— Если бы вы успе­ли пого­во­рить с отцом о Пав­ле Алек­сан­дро­ви­че, о чём бы спросили?

— О том, какой он был. Но об этом потом мно­го мама рас­ска­зы­ва­ла. Она гово­ри­ла, что Павел Алек­сан­дро­вич часто отправ­лял­ся пови­дать­ся с папой в Петер­бург. При­ез­жал почти все­гда вес­ной, пото­му что очень любил корюш­ку — такой тро­га­тель­ный момент. Они мно­го гуля­ли по вече­рам, раз­го­ва­ри­ва­ли. Меня тогда ещё не было, роди­лась через два года после смер­ти Пав­ла Алек­сан­дро­ви­ча. Прав­да, когда я роди­лась, дату его смер­ти ещё никто не знал. Нам сооб­щи­ли, что он умер яко­бы в 1941 году. Как было на самом деле, узна­ли очень поздно.

Я как раз сего­дня вспо­ми­на­ла, как в 1982 году мы езди­ли в Моск­ву с сыном, доче­рью и пле­мян­ни­цей, когда Пав­лу Алек­сан­дро­ви­чу испол­ня­лось 100 лет — это очень широ­ко отме­ча­лось. Его имя — одно из пер­вых, кото­рое в 80‑е выну­ли из небы­тия. Тогда же вышла круп­ная пуб­ли­ка­ция о Пав­ле Александровиче.

На юби­лее пыта­лись собрать всю нашу семью. Я не пом­ню, к сожа­ле­нию, где было это тор­же­ствен­ное засе­да­ние, в каком-то очень боль­шом зале. Зна­е­те, что меня пора­зи­ло? Нас при­ве­ли в ком­на­ту, где собра­лись все Фло­рен­ские. Столь­ко род­ствен­ни­ков, нево­об­ра­зи­мо про­сто! Мно­гих я зна­ла, но дале­ко не всех.

Зна­е­те, я ино­гда стал­ки­ва­юсь с тем, что мной инте­ре­су­ют­ся толь­ко пото­му, что я род­ствен­ни­ца Фло­рен­ско­го. А не мной лич­но. Дело не в том, что я хочу к себе како­го-то осо­бен­но­го отно­ше­ния. Про­сто часто люди, когда начи­на­ют мной инте­ре­со­вать­ся, спра­ши­ва­ют: «А вы не род­ствен­ни­ца?» При­хо­дит­ся всем отве­чать: «Да, родственница…»

— Каки­ми ещё вос­по­ми­на­ни­я­ми о Пав­ле Фло­рен­ском от знав­ших его чле­нов семьи вы мог­ли бы поделиться?

— Мно­го чего рас­ска­зы­ва­ли. Но есть такие вещи, кото­рые всё-таки не для пуб­лич­но­го осве­ще­ния. Ино­гда речь о каких-то внут­ри­се­мей­ных труд­но­стях — ведь нас всех так мно­го! Мно­го вет­вей, раз­ных по духу людей.

С супру­гой Анной. Источ­ник: foma.ru

Но долж­на ска­зать, что в семье Пав­ла Алек­сан­дро­ви­ча — у моих бабуш­ки и дедуш­ки — были очень тро­га­тель­ные отно­ше­ния, бра­тья и сёст­ры друг дру­га очень люби­ли. Это я пом­ню и по папе — он очень тре­пет­но отно­сил­ся к семье, к бра­ту, очень стра­дал из-за того, что так сло­жи­лась его судь­ба. И ведь ещё один их брат (Алек­сандр Алек­сан­дро­вич Фло­рен­ский — Прим.) тоже погиб в лагере.

А папа был самым млад­шим ребён­ком, поэто­му его все люби­ли, как любят самых малень­ких. У меня есть пись­мо 1917 года, в кото­ром Павел Алек­сан­дро­вич пишет Нико­лаю Фран­це­ви­чу Эрну, гене­рал-май­о­ру Ген­шта­ба Рус­ской импе­ра­тор­ской армии, с прось­бой помочь устро­ить папу в Кав­каз­скую кон­ную диви­зию. Ему тогда было все­го 17.

— Ваш папа дей­стви­тель­но так хотел в армию? Почему?

— Кав­каз­ские кор­ни… В кон­ную армию хотел. Я думаю, тогда ещё папа не пред­став­лял, чем он будет зани­мать­ся в жиз­ни. Толь­ко кон­чил шко­лу, а тут такое сума­сшед­шее вре­мя нача­лось. Это была ката­стро­фа — и семей­ная ката­стро­фа тоже. В 1915 году наша семья поки­ну­ла Тифлис и пере­еха­ла в Моск­ву. Когда жили в Тифли­се, всё было заме­ча­тель­но, жизнь была совер­шен­но дру­гая. И вдруг всё обрушилось.

Дом Фло­рен­ских в Тби­ли­си. Ната­лия Флоренская

В Граж­дан­скую вой­ну, в 1919 году, папа слу­жил сани­та­ром в поез­де. В Кав­каз­скую кава­ле­рий­скую диви­зию он так и не попал — в 1918 году она пре­кра­ти­ла суще­ство­ва­ние. Потом выучил­ся в воен­ной ака­де­мии (воен­ные кур­сы ком­со­ста­ва РККА — Прим.) и стал инже­не­ром. Это было уже в 1920‑е.

— Давай­те вер­нём­ся к тру­дам Пав­ла Алек­сан­дро­ви­ча. Какие его взгля­ды вам близ­ки, а какие не очень?

— Мне бы не хоте­лось об этом гово­рить. Конеч­но, какие-то взгля­ды мне кажут­ся непри­ем­ле­мы­ми сей­час. Поэто­му не хоте­лось бы на них останавливаться.

— Для вас Павел Фло­рен­ский преж­де все­го свя­щен­ник, писа­тель или учёный?

— В первую оче­редь учё­ный. Когда Пав­лу Алек­сан­дро­ви­чу испол­ня­лось 100 лет, были опуб­ли­ко­ва­ны его фото­гра­фии, кото­рых я рань­ше не виде­ла. На одной из них он сидит у мик­ро­ско­па. Этот сни­мок был сде­лан в лаге­ре в Ско­во­ро­ди­но, где он рабо­тал на опыт­ной мерз­лот­ной стан­ции. А я сама как раз тогда нача­ла зани­мать­ся науч­ной иллю­стра­ци­ей и про­во­ди­ла жизнь за микроскопом.

В Ско­во­ро­ди­но. 1934 год. Источ­ник: humus.livejournal

Я почув­ство­ва­ла такую бли­зость от того, что мы с ним зани­ма­ем­ся оди­на­ко­вым делом! А потом я уви­де­ла его рисун­ки с Солов­ков, при­слан­ные в пись­мах. Он очень мно­го и очень хоро­шо рисовал.

Водо­рос­ли. Павел Фло­рен­ский. Источ­ник: sergiev.ru

И ведь я тоже всё это рисо­ва­ла! Есть мас­са водо­рос­лей, кото­рые мы с ним изоб­ра­жа­ли оди­на­ко­во — лами­на­рию, крас­ные водо­рос­ли. Это было для меня как чудо — обра­тив­шись к био­ло­гии, я ока­за­лось с ним на одной волне. И надо же — ламинария!

Водо­рос­ли (из лич­но­го архи­ва Ната­лии Флоренской)

— Полу­ча­ет­ся, вы ста­ли осно­ва­тель­но изу­чать архив Фло­рен­ско­го толь­ко после 100-лет­не­го юбилея?

— Да, тогда я все­рьёз поня­ла, что всё это очень инте­рес­но, важ­но и нуж­но. После смер­ти папы мне доста­лись доку­мен­ты, фото­гра­фии. Тогда же, в 1982 году, я впер­вые позна­ко­ми­лась с рабо­та­ми сво­ей тёти, худож­ни­цы Раи­сы Фло­рен­ской. С это­го, навер­ное, всё и началось.

Цве­ты. Раи­са Фло­рен­ская. 1920‑е гг. Источ­ник: wikipedia.org

— Семей­ный архив доку­мен­тов хра­нит­ся у вас?

— У меня есть фото­гра­фии и несколь­ко писем. Есть несколь­ко папи­ных дет­ских школь­ных тет­ра­док из Тифли­са. И его доку­мен­ты — анке­ты, справ­ки воен­но­го и после­ре­во­лю­ци­он­но­го вре­ме­ни. Здесь же все фото­гра­фии, что папа при­вёз из Моск­вы после смер­ти Пав­ла Алек­сан­дро­ви­ча — это фото в основ­ном тифлис­ско­го пери­о­да, дореволюционного.

— В кон­це 2021 года вы на свой стра­ни­це в Фейс­бу­ке опуб­ли­ко­ва­ли доку­мент о при­го­во­ре Пав­лу Александровичу…

— Само­го доку­мен­та у меня нет. Фото при­го­во­ра мне когда-то при­слал один чело­век с прось­бой не пуб­ли­ко­вать, посколь­ку полу­чил он его неглас­но. В про­шлом году я реши­ла, что с тех пор про­шло уже мно­го вре­ме­ни, и выло­жи­ла его на Фейс­бу­ке. Когда я сде­ла­ла пост, мне при­сла­ли мно­го ссы­лок на мате­ри­а­лы — ока­за­лось, доку­мент уже неод­но­крат­но публиковали.

При­го­вор. Фото предо­став­ле­но Н. А. Флоренской

— Поче­му для вас было важ­но его опубликовать?

— Пото­му что сей­час такое вре­мя. Исчез «Мемо­ри­ал»**. Суще­ству­ет мас­са людей, кото­рые не верят или не хотят верить, что репрес­сии были в исто­рии наше­го госу­дар­ства, счи­та­ют, что всё это выдум­ки. Но ведь это прав­да! И чем боль­ше людей будут знать об этом — тем лучше.

— Как вы дума­е­те, поче­му Павел Алек­сан­дро­вич не вос­поль­зо­вал­ся воз­мож­но­стью уехать из стра­ны, что­бы спастись?

— Это очень слож­ный вопрос, на кото­рый, мне кажет­ся, нет отве­та. Я знаю, что у Пав­ла Алек­сан­дро­ви­ча была такая воз­мож­ность, но не уве­ре­на, что она мог­ла вопло­тить­ся. Были хло­по­ты и прось­бы, но это не зна­чит, что всё слу­чи­лось бы.
Сего­дня этот вопрос — сто­ит ли уез­жать из Рос­сии — тоже вста­ёт перед мно­ги­ми, и пере­до мной в том чис­ле. Воз­мож­ность эми­гри­ро­вать в Аме­ри­ку у меня появи­лась ещё в 1991 году. Я жила в Вашинг­тоне и три с поло­ви­ной меся­ца рабо­та­ла в Смит­со­нов­ском инсти­ту­те. Но посто­ян­но чув­ство­ва­ла себя чужой. Так что уеха­ла обрат­но в Россию.

— Види­мо, вклю­чи­лось что-то вро­де чув­ства родины?

— Когда гово­рят «роди­на» — я не пони­маю, про что гово­рят. Это какое-то поня­тие из учеб­ни­ка. Что это? Город, стра­на, семья? Это сло­во меня коро­бит, я посто­ян­но спо­ты­ка­юсь об него. Мне кажет­ся, роди­на — это ощу­ще­ние себя. Вы же ощу­ща­е­те как-то свою лич­ность. Я не имею в виду зна­чи­мость этой лич­но­сти. А про­сто — «я», моё «я» — оно вот такое. Это и есть роди­на. Поэто­му жела­ние куда-то уехать может быть жела­ни­ем поте­рять себя как лич­ность, убе­жать от себя. А это невоз­мож­но. Куда бы ты ни попал, все рав­но ты — это ты. Поэто­му в первую оче­редь менять надо что-то в себе.

Печ­ка в Роди­о­но­во. Н.А. Флоренская
Рож­де­ство в Кати­ном куколь­ном доме. Н.А. Флоренская
Натюр­морт с зер­ка­лом. Н.А. Флоренская

— Для тех, кто захо­чет изу­чать исто­рию Пав­ла Алек­сан­дро­ви­ча, с чего вы посо­ве­ту­е­те начать?

— С чте­ния его днев­ни­ков (опуб­ли­ко­ва­ны под назва­ни­ем «Детям моим. Вос­по­ми­на­ния про­шлых лет» — Прим.) А даль­ше уже по мере инте­ре­са. Мно­гих инте­ре­су­ют его рели­ги­оз­ные взгля­ды и фило­со­фия, но нуж­но быть гото­вым к тому, что читать эти тру­ды будет непросто.


* Медиа­про­ект «Север.Реалии» вклю­чён Миню­стом РФ в реестр СМИ-иноагентов

** Меж­ду­на­род­ное исто­ри­ко-про­све­ти­тель­ское обще­ство «Мемо­ри­ал», а так­же меж­ре­ги­о­наль­ный Пра­во­за­щит­ный центр «Мемо­ри­ал» вклю­че­ны Миню­стом РФ в пере­чень НКО-иноагентов

Мы обя­за­ны сопро­во­дить текст  дан­ны­ми при­ме­ча­ни­я­ми по тре­бо­ва­нию закона.


Читай­те так­же «Инклю­зия как искус­ство: выстав­ка „Вне истеб­лиш­мен­та“ в Рус­ском музее»

Поделиться