Нулевые годы запомнились как эпоха гламура, культуры неограниченного потребления, клубного бума, бурного экономического роста, наступившего после «голодных» девяностых. Самые яркие ассоциации того времени навсегда отпечатались в памяти главных представителей нулевых — миллениалов. Субкультуры, клипы по MTV, фильм «Сумерки», игра в «сотки» — круглые плоские фишки из картона или пластика — наполняли жизнь школьников в те годы.
2 марта 2024 года писатель и филолог Иван Бевз представил дебютный роман «Чем мы занимались, пока вы учили нас жить». Эта книга — отрефлексированные впечатления о юношестве в нулевые. Сюжет рассказывает о двух старшеклассниках, конкурирующих за статус лидера школы.
Мы поговорили с Иваном Бевзом об атмосфере нулевых, российских школах и системе образования, новом романе и его особенностях.
— Почему вы решили обратиться именно к школьной тематике и вспомнить 2000‑е годы?
— Я не «решал» к ней обращаться. У меня был такой опыт, потому что я был школьником в нулевые. Период, когда я играл в «сотки». Про это, собственно, книга.
Как-то раз на семинаре у писателя Евгения Бабушкина у нас было задание написать скетч за 15 минут про власть и манию. Почему-то при этих словах у меня триггернула школьная история. Я подумал, что было бы круто докрутить её до какого-то утопического максимума, где школьник при помощи «соток» захватывает власть в школе. Я написал такой скетч на полстранички. Это стало синопсисом будущего романа, потому что и мне, и Бабушкину показалось, что это достойно большего объёма. Я написал сначала повесть, потом спин-офф, склеил их вместе и получился роман.
— У героев есть какие-то конкретные прототипы?
— Нет. Это маски, они вымышленные. Прототип есть у школы — это моя школа. Естественно, я поменял название и номер. Но пространственно она описана точно так же, как устроена школа, в которой я учился: она из красного кирпича, в ней четыре этажа, находится она на Таганке. Если походить по ней, как написано в романе, всё будет сходиться.
У каких-то второстепенных персонажей, наверное, есть манера, привычки, как у моих одноклассников. Но в целом это не люди, а просто сгустки энергии.
— Сейчас о девяностых и нулевых активно пишут книги, снимают сериалы. Почему так сильно возрос интерес к этому времени?
— Думаю, это обусловлено тем, что мы, 30-летние, выросли, научились писать и снимать кино и рефлексируем на тему своего детства. Это естественный процесс. Те люди, которым сейчас 20, достигнут какого-то платёжеспособного порога и тоже начнут снимать про десятые и так далее.
Мне кажется, это очень закономерная штука. Я осознанно помню вторую половину нулевых. Про девяностые могу только что-то придумывать — помню какие-то общие вайбы, из этого сложно составить полную картинку. Наверное, опыт школы важен для моего поколения, потому что тогда что-то происходило и с нами, и со страной, чего сейчас уже не происходит.
— Вы писали эту книгу для своих ровесников или адресовали её новому поколению, зумерам?
— Скорее для своих ровесников, миллениалов. Но мне хотелось сделать роман универсальным, чтобы он накладывался и на опыт зумеров в том числе. Не думаю, что современная российская школа настолько бурно меняется, что уже сложно представить себе такие взаимоотношения, которые были у нас в нулевые. Скорее всего, примерно сохраняется всё то же самое с точки зрения иерархии, буллинга, преподавания предметов. Просто у нас не было такого слова, как «буллинг». Это было нормой существования: ты или тебя. Тогда это не выделялось как проблема в дискурсе. Но проблемы те же самые. Они остаются и будут оставаться. Поэтому, несмотря на то, что я писал это для миллениалов, зумерам и бумерам тоже будет интересно читать.
— В книге вы описали довольно жестокое противостояние двух лидеров. Оба героя пытаются установить в школе диктаторский режим. Только один вдохновляется эстетикой бандитских девяностых, а другой хочет ввести тотальную систему контроля через директора. Что из этого было ближе к тому, что происходило в вашей школе, когда вы учились?
— В моей школе просто такого не было. Это гипертрофированная ситуация. Я взял что-то, что мне нравилось из «Повелителя мух», что-то стырил из сериала «Сообщество», и получилось то, что получилось. Я не думаю, что это реалистичная ситуация. В моей школе всё было очень не централизованно. Не было чётких лидеров, либо эти лидеры менялись. Всё было реалистично по-скучному. Не было чётких аутсайдеров, или эти аутсайдеры забирались на какую-то высоту и снова падали. Непререкаемых авторитетов тоже не было.
Я бы не сказал, что эта ситуация каким-то образом относится к моей школе, кроме ностальгии. Мне было приятно вспомнить о том, что происходило со мной, моими одноклассниками когда-то.
— В романе вы показали много насилия, происходившего в стенах школы. Насколько актуальны были притеснения учеников или, может быть, даже учителей со стороны неблагополучных подростков?
— Истории, связанные с насилием, были. У нас, как и у многих в то время, были стрелки, мы дрались на коробке, выясняли отношения выкручиванием друг другу рук. Драки были довольно популярным способом решения конфликтов.
Учителя, конечно, тоже не все были подарок. В книге есть момент, где учитель математики называет ученика умственно-отсталым, грозится ему подростковой колонией. Такие вещи были. Не было политики общения с учениками, поэтому учителя могли как-то нас абьюзить. До крайних случаев не доходило, но токсичностью пахло.
— Сейчас в школах гораздо больше деликатности, особенно со стороны учителей, потому что чуть что — к директору сразу придут разбираться родители. Подростки сильно теряют от отсутствия той школы жизни, которую вы прошли в нулевые?
— Что где-то стало лучше, где-то стало хуже. В школах появились новые интересные уроки. Но в региональных школах, как мне кажется, как не следили за поведением учителей, так и не следят. Вот недавно было видео, в котором ученицу заставили на уроке стоять в углу на коленях. У моего поколения не было возможности предоставить неопровержимое доказательство того, что с нами что-то делают в школе. Поэтому учителя, как и все люди в общем, чувствовали себя в стенах школы чем сильнее, тем авторитетнее.
Сейчас есть соцсети, поэтому это можно кому-то предъявить. Но не думаю, что это улучшает школьный климат. Я был недавно на родительском собрании — хотел посмотреть, что такое современная школа. Мне не показалось, что общая образовательная система стала очень принимающей и гуманной по сравнению с тем, что мы имели.
— У вас в романе звучит мысль, что истоки ненависти кроются в стенах учебных заведений, где учеников заставляют жить по околотюремным законам. Что бы вы изменили в системе образования, если бы у вас была такая возможность?
— Надо разбирать её по кирпичикам. У меня нет именно педагогической претензии на изменения в школьном образовании. Но я бы пересмотрел ряд предметов, их обязательность, форму отчётности учеников и учителей. Наверное, я бы ввёл какой-то орган надзора за корректным поведением тех и других. Не уверен, что сейчас смогу сказать что-то компетентное, это материал для отдельной статьи. Я бы преподавал философию, например, со средней школы. Мне кажется, это очень полезный предмет. Гораздо полезнее, чем тот же ОБЖ. Короткий ответ на вопрос, что бы я хотел изменить в современной школе: очень многое.
— Как вы считаете, вам удалось изобразить в романе героя своего поколения?
— Нет, я не Достоевский и не Лермонтов. Я хотел написать развлекательный роман, и с этой задачей справился. Герои поколения — это люди «одни из». Их жизни случайны. В конце романа это подчёркивается.
Когда ощущение того, что весь мир крутится вокруг нас, проходит, мы становимся не героями поколения, а просто людьми. И тем лучше для для нашей психики и для психики окружающих. Не надо мнить себя героями поколения или пытаться их вырастить.
— Что вы делали во время написания романа, чтобы погрузиться в атмосферу нулевых и в подробностях вспомнить это время?
— Я бесконечно прокрастинировал в каких-то сообществах и сообщениях во ВКонтакте, рассматривал свои старые фотки из школы, смотрел Ютуб по запросу «2006—2007» — время романа примерно такое. Я нашёл одно видео, где подробно описывалось, что происходило в каждый год с точки зрения подростковой поп-культуры: какие игры, какие фильмы выходили. Это был очень полезный ресёрч.
Ход исследования был очень хаотичный: что вспоминал, то и вставлял. Прицельной работы с источниками не было. У меня был личный набор представлений о том, что такое нулевые. Понятное дело, что он не универсальный. В это время я слушал определённую музыку, носил определённые вещи, смотрел определённые фильмы. Я постарался всё это запихнуть в роман, насколько было возможно. Например, если я вспоминал, что играл в Counter-Strike, я писал: «диски Counter-Strike». Слушал Linkin Park? Отлично. Писал: «диски Linkin Park».
Полной реконструкции времени, как мне кажется, у меня не получилось. Но мои ровесники улыбнутся, потому что они поймут, что такое группа Bloodhound Gang и какое значение она имела тогда для подростков.
— В романе несколько раз упоминаются Шварценеггер и Саша Белый как авторитеты, на которых равнялись школьники. Каких ещё героев, которыми вдохновлялись подростки нулевых, вы можете вспомнить?
— В разное время по-разному. Год на год не приходился.
С точки зрения моды, если ты был альтернативщиком — ориентировался на Честера Беннингтона или группу Limp Bizkit с Фредом Дёрстом во главе. Я носил красную кепку, как у Дёрста: заказывал её специально из Америки через каких-то знакомых, без онлайн-доставок, как сейчас. Я смотрел сериал «Тайны Смолвиля», мне нравился образ Супермена в школе. Это был мой самый главный фанатский сериал тогда. Наверное, можно назвать этих людей авторитетами.
В то же время мне кажется, что если спросить 16–17-летнего чувака, кто твой авторитет, то он скажет: «Никто мне не авторитет, я сам себе авторитет!» Так было у нас. Мы что-то смотрели, что-то хватали. Но я бы не сказал, что было какое-то идолопоклонство.
В романе упоминаются Саша Белый и Шварцнеггер просто потому, что они мелькали по телеку, а не потому, что они были нравственными и моральными ориентирами. Телевизор заменял очень многим из нас общение. Мой цитатник состоял из каких-то попсовых песен, каких-то пафосных цитат из боевиков. Это было вполне типично.
— Каково ваше отношение к 1990‑м годам? Как вы оцениваете влияние культуры этого периода на ваше поколение?
— Влияние, конечно, колоссальное. Культура девяностых продолжала жить в нулевые очень активно, потому что информация передавалась медленнее, тренды застревали дольше в сознании масс. Сериал «Бригада», наверное, каждый второй из моего поколения смотрел. «Улицы разбитых фонарей» продолжали крутить по телеку. То, что происходило в Америке в девяностые, доходило до нас только в нулевые. Например, «Альфа» какого-нибудь крутили, мне кажется, ещё до десятых годов. Хотя это сериал чуть ли не конца восьмидесятых. Девяностые в России были в нулевых ещё очень ощутимы.
— Какие треки вы бы выбрали, чтобы описать свои нулевые?
— На это очень сложно отвечать. Для себя я бы выделил группу Limp Bizkit, потому что она шла со мной сквозь все нулевые. Я помню где-то 20 песен, слушал эту группу постоянно. Самый известный трек Rollin’. Для меня он абсолютно про нулевые.
Вторая песня пусть будет Breaking the Habit группы Linkin Park. Этот клип анимешного типа крутили по десять раз в день по MTV. Мы его все знали покадрово.
И третья группа, которая для меня лично застряла в нулевых, — «Кирпичи». Я её слушал ещё начиная с кассет и заканчивая MP3 треками уже в айфоне в конце нулевых. Наивная такая, но показательная для того времени песня «Джедаи». Её тоже слушали очень многие из моих ровесников.
Но я не могу сказать, что эти вещи универсальны. Нулевые для всех очень разные. Конечно, по прошествии времени их утрамбуют в какую-то понятную форму, как уже утрамбовали девяностые, восьмидесятые и так далее. Но пока что для меня нулевые — целый мир с кучей разных оптик.
Мне запомнилось, что середина нулевых — это время гламура и столкновения субкультур: панка, хип-хопа, эмо, доживающих готов, металлистов. Общая тенденция — это китч, безвкусица. Чем ярче — тем лучше, чем громче — тем круче, чем агрессивнее — тем лучше и так далее. Такой максимализм был выражен везде: и в кино, и в музыке, и в моде.
— Давайте попробуем то же самое проделать с фильмами. Что для вас нулевые в фильмах или сериалах?
— Здесь я просто начинаю конфликтовать сам с собой, как какой-то мамкин культуролог и как человек, который жил в то время и смотрел определённые вещи. Я считал себя не похожим на других. И все считали себя не похожими на других. Мне казалось, что я смотрю только то кино, которое другие не смотрят. Старался делать особенный выбор, чтобы потом этим понтоваться.
Для меня 15-летнего, наверное, самый яркий фильм — «Пираты Карибского моря». Любая часть — я их не отличаю. Они оказали огромное влияние на всё, что тогда происходило. Сейчас оно подзакончилось, но в нулевые «Пираты Карибского моря» и капитан Джек Воробей были чем-то вроде общего мема. «Сумерки» были супертрендом, темой для обсуждения в течение нескольких лет. Поэтому я бы их добавил сюда, хотя самолично не смотрел.
— Какие книги современных писателей вы могли бы посоветовать почитать тем, кто с недоверием относится к современной литературе?
— У меня есть список книг, который я составлял в последнем году. Там есть Анна Старобинец с «Лисьими бродами», обязательно Ася Володина с «Протагонистом». Повесть «Фрукты и фруктики» Павла Кошелева — очень крутая книга, всем советую почитать. Там про нулевые и про подростков в регионах.
Книгу «Чем мы занимались, пока вы учили нас жить» можно заказать на сайте издательства «Самокат».
Читайте также другие интервью с писателями: