На онлайн-платформах вышел сериал «Фишер», посвящённый ловле «одинцовского маньяка» Сергея Головкина, который в конце 1980‑х — начале 1990‑х годов зверски замучил 11 мальчиков. В последние годы российских тру-крайм сериалов сняли так много, что впору задуматься: откуда же на просторах нашей родины взялось столько материала для жестоких детективных триллеров по реальным событиям?
Кажется, именно на этот вопрос пытается ответить экстремально мрачный продюсерский проект Фёдора Бондарчука — как любое хорошее кино о смерти, «Фишер» рассуждает о жизни, породившей зло. В сериале мы видим нелицеприятный портрет общества, которому, как говорит героиня-следовательница, «насрать на своих детей».
Елена Кушнир посмотрела сериал и оценивает его как южную готику по-русски — не только из-за аналогий с «Настоящим детективом».
1986 год, район правительственных дач на Рублёвке, густой тёмный лес. Журналист-международник Мальцев (Сергей Гилёв) недавно вернулся из Америки и смотрит на мир сквозь коньячный бокал, пока его жена без помощи специалиста безуспешно борется с депрессией. Женщина не может обратиться к врачу, иначе её мужа перестанут выпускать за границу. На фоне бытовой драмы интеллигенции сын Мальцевых, маленький Игорь (Станислав Соломатин), чувствует себя потерянным. Мальчик ведёт дневник, а дружит в основном с собакой. Местные ребята из зависти высмеивают его рассказы об Америке — они в лучшем случае могут указать на эту страну на глобусе, а, забегая вперёд, большинство из них никогда там не побывает.
Во время одной из ночных прогулок Игорь видит выходящего из леса великана, который несёт окровавленное тело ребёнка. Конечно, родители не верят сыну, вот только мёртвого мальчика действительно находят в лесу. Озаботившись тем, что в окрестностях находится дача самого Громыко, московское начальство вызывает из Ростова следователя по особо важным делам Бокова (карикатурно гэкающий Иван Янковский), который ищет в своей области похожего «серийника». В Москву он едет неохотно — у Бокова серьёзно болеет жена. В помощь ему выделяют начинающую следовательницу Добровольскую (Александра Бортич), которая раздражает Бокова тем, что она женщина, которой нужно не маньяков ловить, а «борщи варить». Третьим в следственную группу назначают интеллигентного сотрудника прокуратуры Козырева (Александр Яценко), у которого неладно обстоят дела в семье: жену он почти не видит, а сын-подросток слушает неформалов и бунтует. Огрызаясь друг на друга, троица приступает к поискам маньяка-детоубийцы, которому народ дал прозвище Фишер.
На заставке сериала, задавая зрелищу тон, играет электронная кавер-версия гимна советскому детству «Крылатые качели», которая скрежещет и грохочет так, что по спине ползут холодные мурашки. Пока в кино снимали про прекрасное далёко, где юные пионеры сияли глазами и улыбками, в реальности долго и успешно орудовали нелюди, жертвами которых эти самые пионеры часто и становились.
Сериал психологически тяжело смотреть (тяжелее даже, чем ещё более смелый и жёсткий по высказыванию «Хрустальный»), потому что замученных мальчиков — мёртвых и ещё живых — мы увидим не раз. В одной сцене мать растерзанной жертвы, обезумев от горя, ложится рядом с трупом сына в морге, прямо на столе патологоанатома.
«Мальчики кровавые в глазах» нужны авторам не для шокового эффекта. Разумеется, детей убивает вполне конкретный психопат Фишер, который может появиться в любом обществе. Но появился-то он у нас, под напевы «я другой такой страны не знаю».
Перестроечный СССР после Чернобыльской катастрофы снят вовсе не в духе Балабанова, как может показаться. Это не болотно-серая хмарь, упоённая самой собой хтонь, где, как бы ужасно ни было, всё равно «скоро кирдык вашей Америке», как радостно обещает Данила Багров. «Фишер» — это размытая жёлтым блюром американская южная готика, зло под солнцем.
Мы видим классические приметы американского Юга в отечественном Одинцове. Бедность. Дышащие на ладан деревенские дома. Страшный лес, в котором убивают детей, где змея, как будто заползшая к нам из какой-нибудь Флориды, кусает ребёнка. Хлюпает луизианское болото, в которое скидывают трупы. Ещё один реальный маньяк-педофил Сливко (Никита Тарасов) рассказывает, что в лесу испытывает особые ощущения: «Там какая-то дикая энергия, какая-то особенная сила». Один из газетных заголовков о преступлениях гласит: «Лес убивает». Природа в сериале имеет то же значение, что в готических романах и хоррорах, — это тёмная, опасная для человека потусторонняя сущность, пробуждающая звериные инстинкты.
В сериале появляется и аналог луизианского вуду — местная жительница, в доме которой проводятся спиритические сеансы с помощью доски Уиджи, гадательных кристаллов и другой атрибутики; на красном фоне, освещённый свечами, красуется «магический» череп (эта сцена точно могла бы появиться в американском фильме о южной готике или даже в ужастике). Воздух насыщен запахом курений. Перед нами почти секта, во главе которой стоит мамбо (вудуистская жрица), которая и выглядит соответствующе: женщина инфернального вида с длинными волосами, в чёрном платье, с оккультной бижутерией. Но это не злая колдунья. Взывая к духам, она просит их защитить детей. Это точно СССР? О да. Луизианская жрица не скажет:
«Просто у нас соседи стукачи. Ещё Капице не давали спокойно работать — сразу в НКВД».
Одна из важных тем для южной готики — это расизм.
И об этом тоже чётко заявлено в сериале о стране, где на центральной площади стоит фонтан Дружбы народов. Фонтан-то стоит, а как насчёт дружбы? Действие происходит после Олимпиады, героиня Бортич, как многие молодые мамы того времени, воспитывает тёмнокожую дочку. Она сталкивается с бытовым расизмом, когда директриса детского дома называет малышей не белого цвета кожи «обезьянами»:
«Ну забеременела ты от негра! Ну сделай ты аборт».
Замените дубы и берёзки на субтропики, прибавьте загара на лица следователей, включите по радио псевдоотцовские интонации Вилли Нельсона вместо Игоря Скляра, и сериал мог бы стать одним из сезонов «Настоящего детектива». Или всё-таки нет? Или это сугубо отечественная история?
Сценаристы проекта Наталья Капустина и Сергей Кальварский высказываются прямо:
«Это история не про маньяка, а про благодатную почву для его появления. Когда дети росли сами по себе, среднее значило хорошее, а любое проявление индивидуальности могло плохо закончиться. Это о том, что скрывали парадные советские фасады, — о лицемерии, безразличии и эпохе, в которой декларировалось добро, а на самом деле творилось зло. Добро часто оборачивается злом. А зло добром — никогда».
Но неважно, что говорят авторы. Важно происходящее на экране и параллели с сегодняшним днём.
Следователи арестовывают гомосексуала Лаваля (Роман Евдокимов), вызывающего подозрение своей сексуальной ориентацией. Мужчина восклицает:
«Детей насилуют педофилы, я не педофил! Я не насильник».
Как в сериале «Хрустальный», в «Фишере» рассказывается о мужчинах, которые насилуют и убивают мальчиков и юношей. В СССР официально не существовало гомосексуальности, хотя при этом была уголовная статья, которая наказывала за неё, так же как было с проституцией и наркоманией. Современный российский закон уравнял «пропаганду ЛГБТ» с педофилией — это традиционная гомофобная инвектива. Гомосексуалов у нас теперь, можно сказать, тоже нет, только педофилы.
Теперь у нас всё как в СССР.
Следователь Боков уверенно заявляет, что его сын не может стать «пидором». Следователь Козырев с облегчением узнаёт, что его сын, проколов левое ухо, поступил как рокер, а не «голубой». В общем, нормально всё. Геев нет.
Геев нет — есть садист, насильник, каннибал и педофил Фишер.
Есть благополучно женатый Анатолий Сливко: семь повешенных мальчиков, истязания над которыми он снимал на видеоплёнку, получая сексуальное удовольствие при надругательствах над детскими трупами.
Есть уважаемый отец семейства и насильник-педофил Василий Кулик: 13 убийств и 30 изнасилований детей обоего пола.
Есть некрофил Сергей Ряховский, который считал, что должен «бороться с проститутками и гомосексуалами путём их убийства и последующей реинкарнации»: 18 жертв, причём убитых юношей и мужчин-гомосексуалов маньяк насиловал.
Нет нормального здорового эроса, а извращённого — хоть ложкой ешь.
Цветы жизни гниют в могилах. Разговаривая с родителями жертв, следователи понимают, что те ничего не знают о своих детях, и родителей не так уж сильно хочется за это обвинять. Нищета гонит их на пашню. Придя с очередной смены, они валятся в кровать, не замечая, вернулся ли ребёнок домой. Они пытаются выживать в стране, в которой, кажется, никогда не было хорошо жить. Где в первую очередь за вашим ребёнком присмотрит чудовище из тёмного леса, потому что больше за ним смотреть некому.
На фоне обшарпанного, ржавого, запылённого, отравленного Чернобылем… всего в сериале появляется ощущение не скорого развала СССР, а натурального конца света. История о ловле советского маньяка становится концентрацией сегодняшней тревоги и страха перед будущим, приобретающем самые причудливые формы. Самая популярная форма эскапизма в тревожном обществе — это ностальгия, которая сама по себе является бегством от реальности. Игорь Скляр заводит своё шизофренически бодрое «Комарово» в сериале. Сегодня фонк-ремикс этой песни из игры Atomic Heart устанавливает рекорд популярности на «Яндекс.Музыке». Atomic Heart — это советская утопия, сказка о СССР, у которого всё получилось.
На самом деле у СССР не получилось.
Можем повторить.
Читайте также рецензию на фильм «Капитан Волконогов бежал».