Фильмы и сериалы об отечественных серийных убийцах

Фено­мен серий­ных убийств изве­стен с глу­бо­кой древ­но­сти. Вме­сте со ста­нов­ле­ни­ем мас­со­вой куль­ту­ры сюже­ты, свя­зан­ные с манья­ка­ми, ста­ли инте­ре­со­вать пуб­ли­ку. На сего­дняш­ний день суще­ству­ют сот­ни книг, сери­а­лов, кино­филь­мов и видео­игр, повест­ву­ю­щих о серий­ных убий­цах и тех, кто их ловит. В Аме­ри­ке серий­ные убий­цы дав­но пре­вра­ти­лись в культ: о Джеф­ф­ри Даме­ре вышло несколь­ко книг, гра­фи­че­ский роман два худо­же­ствен­ных филь­ма и сери­ал; дру­гой зна­ме­ни­тый маньяк Тед Бан­ди «удо­сто­ил­ся» семи пол­но­мет­раж­ных филь­мов и бес­чис­лен­но­го коли­че­ства упоминаний.

В СССР, а затем и на пост­со­вет­ском про­стран­стве тоже дей­ство­ва­ли десят­ки серий­ни­ков. Одна­ко оте­че­ствен­ная куль­ту­ра до недав­не­го вре­ме­ни весь­ма осто­рож­но отно­си­лась к подоб­ным сюже­там. Мест­ные «кол­ле­ги» Бан­ди и Дам­ме­ра нача­ли появ­лять­ся на экра­нах толь­ко в нача­ле 2000‑х годов. Пред­ла­га­ем вспом­нить несколь­ко при­ме­ча­тель­ных сери­а­лов и филь­мов о реаль­ных совет­ских и рос­сий­ских убийцах.


«Мосгаз» (сериал, восемь серий, 2012 год)

Мини-сери­ал стал резуль­та­том сов­мест­ной рабо­ты рос­сий­ско­го Пер­во­го кана­ла и укра­ин­ско­го «Инте­ра». Назва­ние ука­зы­ва­ет на пер­во­го «офи­ци­аль­но­го» серий­ни­ка СССР — Вла­ди­ми­ра Ионе­ся­на, уби­вав­ше­го декаб­ре 1963 — янва­ре 1964 годов. Убий­ца пред­став­лял­ся сотруд­ни­ком газо­вой служ­бы и про­ни­кал в квар­ти­ры жертв, из-за чего полу­чил про­зви­ще Мос­газ. За две неде­ли Ионе­сян убил пяте­рых человек.

Источ­ник: kinopoisk.ru

В сери­а­ле нет пря­мо­го упо­ми­на­ния Ионе­ся­на, вме­сто него дей­ству­ет убий­ца Вла­ди­слав Вих­ров. Сама кар­ти­на явля­ет­ся весь­ма воль­ной интер­пре­та­ци­ей реаль­ной исто­рии. «Мос­газ» ско­рее сери­ал об эпо­хе 1960‑х годов: в нём нашли отра­же­ние и цехо­ви­ки, и худож­ни­ки-аван­гар­ди­сты. Реаль­ная исто­рия Ионе­ся­на здесь явля­ет­ся фоном или даже ходом мар­ке­то­ло­гов — чтоб заин­те­ре­со­вать зри­те­ля име­нем убий­цы из СССР, а на деле рас­ска­зать про совсем другое.

При этом сери­ал явля­ет­ся вполне креп­ким сред­ним детек­ти­вом, види­мо, ска­за­лось то, что сце­на­рист Зоя Куд­ря до это­го рабо­та­ла над бле­стя­щей «Лик­ви­да­ци­ей». Из актё­ров здесь сто­ит выде­лить Андрея Смо­ля­ко­ва, удач­но сыг­рав­ше­го сыщи­ка май­о­ра Чер­ка­со­ва. Сери­ал имел опре­де­лён­ный успех, у него есть про­дол­же­ния, кото­рые уже вооб­ще никак не отно­сят­ся к серий­ным убий­цам. Сле­ду­ю­щие сезо­ны рас­ска­зы­ва­ют исто­рию Чер­ка­со­ва, кото­рый про­дол­жа­ет бороть­ся с пре­ступ­но­стью в совет­ской Москве.

Источ­ник: kinopoisk.ru

Вла­ди­мир Ионе­сян — доста­точ­но нети­пич­ный убий­ца. Его моти­вы не ясны, он обво­ро­вы­вал жертв, но заби­рал толь­ко мело­чи: 20 копе­ек, одеж­ду, про­дук­ты. Серия Ионе­ся­на была жесто­ка и стре­ми­тель­на, его жерт­вы не похо­жи друг на дру­га. Если бы созда­те­ли сери­а­ла реаль­но экра­ни­зи­ро­ва­ли исто­рию убий­цы из «Мос­га­за», мог­ло бы полу­чить­ся инте­рес­но, но они пошли по дру­го­му пути.

Поче­му сто­ит смотреть:

  • атмо­сфе­ра клас­си­че­ско­го совет­ско­го детектива;
  • широ­кое изоб­ра­же­ние кри­ми­наль­но­го мира СССР;
  • хоро­шая игра Андрея Смолякова.

«Сибирский потрошитель» (фильм, 2016 год)

Уди­ви­тель­но, что жесто­кая исто­рия Алек­сандра Спе­сив­це­ва до 2016 года не ста­но­ви­лась объ­ек­том при­сталь­но­го вни­ма­ния кине­ма­то­гра­фи­стов. Обыч­ная квар­ти­ра совет­ской панель­ки ста­ла каме­рой пыток мини­мум для четы­рёх (дока­зан­ных след­стви­ем) жертв, но до 2016 года об ужас­ном про­ис­ше­ствии вооб­ще не упо­ми­на­лось в игро­вом кино.

«Сибир­ский потро­ши­тель» дей­ство­вал в Ново­куз­нец­ке в пер­вой поло­вине 1990‑х годов. Алек­сандр Спе­сив­цев, по дан­ным след­ствия, убил 19 чело­век, пол­но­стью уда­лось дока­зать четы­ре убий­ства. Жур­на­ли­сты и пра­во­охра­ни­те­ли утвер­жда­ют, что на самом деле жертв мог­ло быть 82. Все убий­ства Спе­сив­цев совер­ша­лись дома, в трёх­ком­нат­ной квар­ти­ре мате­ри. Мать и сест­ра, с кото­ры­ми жил Алек­сандр, не толь­ко дога­ды­ва­лись об убий­ствах, но и при­сут­ство­ва­ли при мно­го­днев­ных пыт­ках. Мать зама­ни­ва­ла жертв и помо­га­ла избав­лять­ся от рас­чле­нён­ных тел.

Спе­сив­це­ва пой­ма­ли слу­чай­но. В доме про­во­дил­ся ремонт труб, когда «Ново­куз­нец­кий монстр» неадек­ват­но отре­а­ги­ро­вал на прось­бу открыть дверь, ком­му­наль­щи­ки вызва­ли мили­цию. Пра­во­охра­ни­те­ли вскры­ли дверь и обна­ру­жи­ли два рас­чле­нён­ных дет­ских тела и еле живую, изму­чен­ную девоч­ку, кото­рая скон­ча­лась через несколь­ко дней.

Суд при­знал Спе­сив­це­ва невме­ня­е­мым, он и сей­час про­хо­дит при­ну­ди­тель­ное лече­ние. Мать Алек­сандра была при­го­во­ре­на к 13 годам лише­ния сво­бо­ды, сей­час она уже отбы­ла нака­за­ние. Сест­ре обви­не­ния не выдвигались.

Алек­сандр Спе­сив­цев в каби­не­те сле­до­ва­те­ля. Источ­ник: lenta.ru

В 2016 году Сер­гей Жиз­нен­ный снял фильм «Сибир­ский потро­ши­тель». Рабо­та ста­ла пол­но­мет­раж­ным дебю­том режис­сё­ра, до это­го Жиз­нен­ный сни­мал толь­ко корот­ко­мет­раж­ки и рабо­тал на теле­ви­де­нии. «Сибир­ский потро­ши­тель» — мало­бюд­жет­ная неза­ви­си­мая рабо­та. Исто­рия Спе­сив­це­ва и его семьи пере­не­се­на в реа­лии сере­ди­ны 2010‑х годов, жерт­ва­ми манья­ка ста­но­вят­ся не девоч­ки-под­рост­ки, а более взрос­лые девуш­ки. Одна­ко основ­ная кан­ва сохра­не­на: есть и жут­кая квар­ти­ра, и пыт­ки, и мать, зама­ни­ва­ю­щая жертв, толь­ко всё закан­чи­ва­ет­ся хэп­пи-эндом — хотя бы для одной из героинь.

Малый бюд­жет отра­зил­ся на актёр­ской рабо­те. Навер­ное, отме­тить мож­но толь­ко игру испол­ни­те­ля роли Спе­сив­це­ва, Алек­сандра Пика­ло­ва. В филь­ме хоро­ший грим, нор­маль­ная опе­ра­тор­ская рабо­та, о пери­пе­ти­ях сюже­та в спл­эт­те­рах гово­рить не приходится.

В целом «Сибир­ский потро­ши­тель» — стан­дарт­ный пред­ста­ви­тель мало­бюд­жет­но­го жесто­ко­го и кро­ва­во­го спл­эт­те­ра (или «пыточ­но­го пор­но»), кото­рый выде­ля­ет­ся лишь оте­че­ствен­ным про­из­вод­ством и клей­мом «осно­ва­но на реаль­ных собы­ти­ях». Фильм мож­но посо­ве­то­вать толь­ко люби­те­лям жан­ра. Даже люди, инте­ре­су­ю­щи­е­ся темой серий­ных убийц, риску­ют не най­ти для себя ниче­го инте­рес­но­го, кро­ме тща­тель­но вос­со­здан­но­го инте­рье­ра квар­ти­ры манья­ка или реаль­ных съё­мок той самой мно­го­этаж­ки в Новокузнецке.

Быть может, исто­рию Спе­сив­це­ва и нель­зя экра­ни­зи­ро­вать по-дру­го­му. В ней не было захва­ты­ва­ю­ще­го след­ствия, как в исто­рии Голов­ки­на, или инте­рес­но­го судеб­но­го про­цес­са, как в слу­чае с Чика­ти­ло. Дело Спе­сив­це­ва — лишь бес­пре­дель­ный ужас, боль и кровь. Всё это в филь­ме отра­же­но, но может ли это быть инте­рес­но широ­ко­му зрителю?

Поче­му сто­ит смотреть:

  • ред­кий пред­ста­ви­тель спл­эт­те­ра в России;
  • достой­ный грим;
  • жут­кая атмосфера.

«Чикатило» (сериал, два сезона, 2021–2022 годы)

Андрей Чика­ти­ло не нуж­да­ет­ся в пред­став­ле­нии: фами­лия это­го кро­ва­во­го сади­ста уже дав­но ста­ла нари­ца­тель­ной. О манья­ке, кото­рый с 1982 по 1990 год убил 53 чело­ве­ка (дока­за­но судом), сня­ты десят­ки доку­мен­таль­ных про­ек­тов, на исто­рии убийств «Ростов­ско­го чудо­ви­ща» осно­ва­но несколь­ко гол­ли­вуд­ских филь­мов, суще­ству­ет даже теат­раль­ный про­ект «Выш­ка Чика­ти­ло». Тем при­ме­ча­тель­ней ста­но­вит­ся тот факт, что исто­рия рас­сле­до­ва­ний гром­ких пре­ступ­ле­ний манья­ка лишь недав­но заин­те­ре­со­ва­ла пред­ста­ви­те­лей оте­че­ствен­но­го кинематографа.

В 2017 году состо­я­лась пер­вая попыт­ка «сери­аль­но­го» осмыс­ле­ния рас­сле­до­ва­ния убийств на Юге Рос­сии. Сери­ал «Кон­суль­тант» кон­цен­три­ро­вал­ся на реаль­ной исто­рии при­вле­че­ния к след­ствию пси­хо­ло­га по кри­ми­наль­но­му пове­де­нию. Одна­ко рабо­та не заво­е­ва­ла широ­ко­го зри­тель­ско­го вни­ма­ния. Кар­ти­на слиш­ком воль­но пере­ска­зы­ва­ла хро­ни­ку рабо­ты след­ствен­ной груп­пы — не посвя­щён­ный в дело зри­тель мог даже не подо­зре­вать, что про­из­ве­де­ние осно­ва­но на исто­рии о самом извест­ном убий­це СССР и СНГ.

В 2020 году нача­лось про­из­вод­ство сери­а­ла «Чика­ти­ло» для плат­фор­мы Okko. Режис­сё­ром стал Сарик Андре­а­сян — неожи­дан­ный выбор, учи­ты­вая, что Андре­а­сян до это­го был изве­стен как режис­сёр низ­ко­проб­ных коме­дий от ком­па­нии Enjoy movies. Выбор актё­ра на роль убий­цы был таким же неожи­дан­ным: Андрея Чика­ти­ло на экране вопло­тил Дмит­рий Нагиев.

Источ­ник: kinopoisk.ru

Сери­ал кон­цен­три­ру­ет­ся на двух основ­ных лини­ях — жиз­ни само­го Чика­ти­ло и рабо­те след­ствен­ной груп­пы, состав­лен­ной из мест­ных сле­до­ва­те­лей и спе­ци­а­ли­стов из Моск­вы, в чис­ле кото­рых и пси­хо­лог-кри­ми­на­лист. Исто­рия рас­сле­до­ва­ния изоби­лу­ет реаль­ны­ми подроб­но­стя­ми. Здесь есть сюжет­ная линия и «дела дура­ков», когда след­ствие, пой­дя по лож­но­му пути, стро­и­ло дело про­тив несколь­ких быв­ших вос­пи­тан­ни­ков кор­рек­ци­он­но­го дет­ско­го дома. Созда­те­ли не обо­шли вни­ма­ни­ем и убий­ство Лены Зако­т­но­вой, по обви­не­нию в кото­ром был рас­стре­лян Алек­сандр Кра­вчен­ко. Несколь­ки­ми года­ми поз­же вину за это убий­ство взял на себя Чикатило.

Фото­ро­бот и реаль­ное фото Чика­ти­ло. Источ­ник: kp.ru

В сери­а­ле есть хоро­шие актёр­ские рабо­ты, несколь­ко весь­ма неожи­дан­ных пово­ро­тов и удач­ных режис­сёр­ских нахо­док. Наги­ев в роли Чика­ти­ло спер­ва вос­при­ни­ма­ет­ся пло­хо, но к сере­дине пер­во­го сезо­на к нему при­вы­ка­ешь и начи­на­ешь насла­ждать­ся необыч­ным обра­зом. Немно­го раз­дра­жа­ет невнят­ная любов­ная линия меж­ду моло­дым пси­хо­ло­гом из Моск­вы и сотруд­ни­цей мест­ной мили­ции, а так­же силь­но «аме­ри­ка­ни­зи­ро­ван­ный» образ пси­хо­ло­га-кон­суль­тан­та, кото­рый все­ми сила­ми ста­ра­ет­ся похо­дить на зна­ме­ни­тых «про­фай­ле­ров» из ФБР.

На сего­дняш­ний день «Чика­ти­ло» — это наи­бо­лее пол­ная и инте­рес­ная с точ­ки зре­ния дра­ма­тур­гии кино­адап­та­ция исто­рии «Ростов­ско­го потро­ши­те­ля». Несмот­ря на неко­то­рые про­бле­мы, сери­ал заслу­жи­ва­ет вни­ма­ния и явля­ет­ся креп­ким сред­ним про­дук­том оте­че­ствен­но­го киностриминга.

Поче­му сто­ит смотреть:

  • акцент созда­те­ли сде­ла­ли не толь­ко на сыщи­ках, но и на жиз­ни само­го Чикатило;
  • хоро­шая опе­ра­тор­ская работа;
  • подроб­ная исто­рия «оши­бок» след­ствия по делу Чикатило.

«Фишер» (сериал, восемь серий, 2023 год)

Вслед за Чика­ти­ло на «сери­аль­ную сце­ну» выве­ли ещё одно­го жут­ко­го позд­не­со­вет­ско­го манья­ка — Сер­гея Голов­ки­на. Убий­ца напа­дал на детей и под­рост­ков с 1986 по 1992 год, его жерт­ва­ми ста­ли 11 маль­чи­ков. Голов­кин наси­ло­вал, пытал и толь­ко потом уби­вал детей, для это­го он спе­ци­аль­но обо­ру­до­вал для пыток под­вал в гара­же. Бла­го­да­ря нали­чию убе­жи­ща манья­ку уда­ва­лось похи­щать маль­чи­ков неболь­ши­ми груп­па­ми по два-три человека.

Источ­ник: kinopoisk.ru

Нехват­ка опы­та в рас­сле­до­ва­нии серий­ных пре­ступ­ле­ний и бюро­кра­тизм в рабо­те совет­ской мили­ции при­ве­ли к тому, что Голов­кин шесть лет уби­вал детей рядом с местом рабо­ты — кон­ным заво­дом. Маньяк дей­ство­вал в Один­цов­ском рай­оне Мос­ков­ской обла­сти, рядом нахо­ди­лись зна­ме­ни­тые Гор­ки и мно­же­ство дач номен­кла­тур­щи­ков. Вла­сти тре­бо­ва­ли от мили­ции и про­ку­ра­ту­ры быст­рой поим­ки пре­ступ­ни­ка, одна­ко рас­сле­до­ва­ние затя­ну­лось на дол­гие годы.

В фев­ра­ле 2023 года в несколь­ких онлайн-кино­те­ат­рах стар­то­ва­ла пре­мье­ра «Фише­ра». Сери­ал назван по про­зви­щу Голов­ки­на: сре­ди школь­ни­ков ходил слух, что у манья­ка на руке тату­и­ров­ка Fisher. Инфор­ма­ция дошла до пра­во­охра­ни­те­лей, а потом и до само­го Голов­ки­на, кото­рый начал так пред­став­лять­ся жертвам.

Сер­гей Голов­кин на след­ствен­ном экс­пе­ри­мен­те. Источ­ник: mvdmedia.ru

Сери­ал кон­цен­три­ру­ет­ся имен­но на рас­сле­до­ва­нии, мы не зна­ем, кто убий­ца. Все восемь серий мы наблю­да­ем за сле­до­ва­те­ля­ми про­ку­ра­ту­ры Боко­вым и Козы­ре­вым (в реаль­но­сти это были Бакин и Коста­рёв), кото­рые пыта­ют­ся раз­вя­зать клу­бок тайн вокруг убийств детей.

Визу­аль­но сери­ал выгля­дит прак­ти­че­ски без­уко­риз­нен­но, пере­да­ча быта, настро­е­ний, мел­ких тех­ни­че­ских дета­лей достой­на выс­ших похвал. Кар­тин­ка, опе­ра­тор­ская рабо­та, цве­то­кор­рек­ция и поста­нов­ка сцен вызы­ва­ют искрен­нее вос­хи­ще­ние оте­че­ствен­ны­ми кино­де­ла­ми. При про­смот­ре сери­а­ла воз­ни­ка­ют ассо­ци­а­ции с пер­вым сезо­ном «Насто­я­ще­го детек­ти­ва» и «Охот­ни­ка­ми за разу­мом». Одна­ко это лишь ассо­ци­а­ции, вызван­ные высо­ким каче­ством, а не копированием.

«Фишер» инте­рес­но смот­реть как неко­то­рую рекон­струк­цию рабо­ты пра­во­охра­ни­те­лей эпо­хи позд­не­го СССР. Мили­ци­о­не­ры пока­за­ны без купюр: могут нада­вить на подо­зре­ва­е­мо­го, при­ме­нить физи­че­ское наси­лие, под­та­со­вы­вать ули­ки под при­зна­ние, но при всём этом реаль­но заин­те­ре­со­ва­ны пой­мать убий­цу. Сери­ал даже затра­ги­ва­ет про­бле­мы гомо­фо­бии и расиз­ма, хотя с расиз­мом полу­чи­лось доста­точ­но невнятно.

Источ­ник: kinopoisk.ru

«Фишер» — доста­точ­но жёст­кий сери­ал: убий­ства детей — куль­тур­ное табу, кото­рое ред­ко реша­ют­ся пока­зать на экране. Здесь нет оби­лия кро­ва­вых сцен, но даже выве­ден­ные за кадр муче­ния под­рост­ков остав­ля­ют доста­точ­но жут­кое впечатление.

Поче­му сто­ит смотреть:

  • шикар­ная атмо­сфе­ра позд­не­го СССР;
  • силь­ный детек­тив­ный сюжет;
  • отлич­ная кар­тин­ка и звук.

Голливудский опыт

Запад­ные кино­де­лы тоже несколь­ко раз обра­ща­лись к исто­ри­ям оте­че­ствен­ных манья­ков. Хоро­шо извест­ны как мини­мум два филь­ма, осно­ван­ных на одном и том же сюжете.


«Гражданин Икс» (фильм, 1995 год)

«Граж­да­нин Икс» — неболь­шой теле­ви­зи­он­ный про­ект, сня­тый ком­па­ни­ей HBO. Фильм — экра­ни­за­ция исто­рии Андрея Чика­ти­ло, в сюже­те сли­лись реаль­ные обсто­я­тель­ства и вымыш­лен­ные тру­ды сце­на­ри­стов. Исполь­зу­ют­ся обра­зы насто­я­щих геро­ев: сле­до­ва­те­ля Бура­ко­ва, пол­ков­ни­ка Фети­со­ва, пси­хи­ат­ра Буха­нов­ско­го, само­го Чикатило.

Роль совет­ско­го Юга в филь­ме сыг­ра­ла Вен­грия. Кар­ти­на боль­шей частью рас­ска­зы­ва­ет реаль­ную исто­рию поим­ки одно­го из опас­ней­ших манья­ков, но в ней нашлось место для заго­во­ра в рядах совет­ской мили­ции, кон­флик­тов с руко­вод­ством и даже тай­но­го лоб­би гомосексуалистов.

Джеф­ф­ри ДеМанн в роли Андрея Чика­ти­ло. Источ­ник: afisha.ru

Рабо­та пол­на «клюк­вы». Если не касать­ся мел­ких дета­лей, то сто­ит отме­тить, что Ростов­ская область изоб­ра­же­на абсо­лют­но нищим реги­о­ном. Ростов-на-Дону в филь­ме — малень­кий горо­док, почти дерев­ня, жите­ли кото­ро­го оде­ва­ют­ся в фуфай­ки и тело­грей­ки, а по ули­цам ездят маши­ны 1930–1950‑х годов. Какой-то боль­шой худо­же­ствен­ной цен­но­сти «Граж­да­нин Икс» не пред­став­ля­ет, но как при­мер «гол­ли­вуд­ско­го взгля­да» 1990‑х годов на СССР доволь­но интересен.


«Эвиленко» (фильм, 2004 год)

Ещё один запад­ный фильм, осно­ван­ный на исто­рии Чика­ти­ло. «Эви­лен­ко» снял ита­льян­ский режис­сёр Давид Грие­ко, глав­ную роль, Андрея Рома­но­ви­ча Эви­лен­ко, сыг­рал Мал­кольм Мак­дау­элл — тот самый Алекс из «Завод­но­го апель­си­на» Стен­ли Кубрика.

Из реаль­ной исто­рии здесь фак­ти­че­ски оста­лись толь­ко имя и отче­ство манья­ка. Местом дей­ствия на этот раз ста­ла Укра­и­на. Андрей Эви­лен­ко — школь­ный учи­тель, кото­ро­го ули­чи­ли в педо­фи­лии. В СССР идёт пере­строй­ка, а Эви­лен­ко, как ста­рый ком­му­нист, тяже­ло её пере­жи­ва­ет. На учи­те­ля выхо­дят сотруд­ни­ки КГБ, и он ста­но­вит­ся информатором.

Мал­кольм Мак­дау­элл в роли Андрея Эви­лен­ко. Источ­ник: afisha.ru

Новая рабо­та поз­во­ля­ет Эви­лен­ко разъ­ез­жать по стране и уби­вать детей и жен­щин. Сотруд­ни­ки КГБ несколь­ко раз покры­ва­ют инфор­ма­то­ра. Фильм напол­нен мисти­кой: маньяк уме­ет ока­зы­вать на жертв гип­но­ти­че­ское вли­я­ние и застав­ля­ет испол­нять свою волю.

В целом «Эви­лен­ко» — клас­си­че­ский трил­лер, похо­жий на «Ган­ни­ба­ла» или «Крас­но­го дра­ко­на». Деко­ра­ции СССР здесь ско­рее тема­ти­че­ский парк: если бы созда­те­ли филь­ма пере­ме­сти­ли манья­ка в США, Гре­цию, Ита­лию или Фран­цию, то изме­ни­лись бы толь­ко име­на героев.


Читай­те так­же «„Уби­ва­ли людей и все бега­ли абсо­лют­но голые“: как новое рус­ское кино созда­ёт миф о 1990‑х».

Поделиться