На плат­фор­ме Kion и Пер­вом кана­ле стар­то­вал сери­ал «Ранев­ская» о леген­де совет­ско­го теат­ра и кино. Вось­ми­се­рий­ный про­ект охва­ты­ва­ет боль­шую часть жиз­ни вели­кой актри­сы от её юно­сти в доре­во­лю­ци­он­ном Таган­ро­ге до 1970‑х годов, когда Ранев­ская игра­ла глав­ную роль в спек­так­ле «Даль­ше — тишина…».

Еле­на Куш­нир посмот­ре­ла сери­ал и рас­ска­зы­ва­ет, поче­му бай­о­пик актри­сы не удался.


Таган­рог, 1915 год. Юная Фаи­на Фельд­ман (Мари­эт­та Цигаль-Поли­щук), девуш­ка из состо­я­тель­ной еврей­ской семьи, влюб­ле­на в теат­раль­ную звез­ду Кача­ло­ва (Алек­сандр Домо­га­ров) и гре­зит о сцене. Отец (Семён Стру­га­чёв) посто­ян­но напо­ми­на­ет доче­ри о том, что у неё нет шан­сов на успех: несклад­ная, некра­си­вая, «сума­сшед­шая», да ещё и заи­ка­ет­ся. Вступ­ле­ние пред­по­ла­га­ет феми­нист­скую исто­рию Золуш­ки, доби­ва­ю­щей­ся сво­их целей. Но посте­пен­но сери­ал сво­ра­чи­ва­ет в про­ти­во­по­лож­ном направлении.

Авто­ры взя­лись за слож­ную геро­и­ню, кото­рая мало кому была бы по зубам. Ранев­ская не толь­ко самая необыч­ная и хариз­ма­тич­ная звез­да в исто­рии совет­ско­го кине­ма­то­гра­фа, о кото­рой зна­ют даже те, кто не смот­рел ни одно­го её филь­ма. Она ещё и чело­век-мем, геро­и­ня анек­до­тов, почти фольк­лор­ный персонаж.

Её цити­ру­ют в глян­це, на кана­лах Дзен и в теат­раль­ных жур­на­лах. Мы зна­ём её сло­ва о муж­чи­нах, дурах, извра­ще­ни­ях, дие­те и о том, что сла­бый пол — это не жен­щи­ны, а гни­лые дос­ки. Мы пом­ним её при­щур луч­ше ленин­ско­го. Она нас сме­шит. Про­шло столь­ко лет, а мы до сих пор её зри­те­ли. Нас сре­ди ночи раз­бу­ди, и мы скажем:

— Муля, не нер­ви­руй меня!
— Кра­со­та — это страш­ная сила!
— Вам не нуж­на моя страсть. Вам нуж­на эта жилплощадь.
— Ари­нуш­ка, я взя­ла с собой «Иди­о­та», что­бы не ску­чать в троллейбусе.
— Коро­лев­ство мало­ва­то, раз­гу­лять­ся мне негде! Ну ниче­го, я поссо­рюсь с соседями!

Пусть даже Фаине Геор­ги­евне не при­шлось бы по вку­су сто­ять на полоч­ке в нашем кол­лек­тив­ном бес­со­зна­тель­ном рядом со Штир­ли­цем, Ржев­ским и Чапа­е­вым, это выс­шая фор­ма народ­но­го при­зна­ния, прак­ти­че­ски обожествление.

От неве­ро­ят­ной жен­щи­ны и гран­ди­оз­ной актри­сы в сери­а­ле не оста­лось ничего.

Заи­кать­ся, не верить в себя и бес­по­мощ­но хло­пать гла­за­ми в ответ на оскорб­ле­ния её внеш­но­сти и наци­о­наль­но­сти, со сма­ком повто­ря­е­мые в сери­а­ле, Ранев­ская будет три с поло­ви­ной серии. Посре­дине чет­вёр­той она вдруг пре­вра­тит­ся из эле­гант­ной богем­ной дивы в полу­се­дую сгорб­лен­ную жен­щи­ну в бес­фор­мен­ных бала­хо­нах. Настав­ни­ца Ранев­ской, зна­ме­ни­тая актри­са Пав­ла Вульф (Поли­на Куте­по­ва) бли­же к сере­дине будет выгля­деть как её дочь, хотя в жиз­ни была стар­ше Ранев­ской почти на 20 лет. Кача­лов не изме­нит­ся за все деся­ти­ле­тия, оста­ва­ясь тем Домо­га­ро­вым, кото­ро­го мы зна­ем. И толь­ко Ранев­ская пере­жи­ва­ет фено­мен Бен­джа­ми­на Бат­то­на наобо­рот — сери­ал не зна­ет, что делать с ней, когда она не коми­че­ская старуха.

Она повто­ря­ет о сво­ём при­зва­нии, но от повто­ре­ния сло­ва «хал­ва» не появ­ля­ет­ся мыс­ля­щий чело­век, всю жизнь упо­ён­но читав­шая лите­ра­ту­ру подру­га Анны Ахма­то­вой, интел­лек­ту­ал­ка, язви­тель­ная душа обще­ства. Здесь нет Ранев­ской, кото­рая пере­пи­сы­ва­ла, а зача­стую созда­ва­ла свои роли, теат­раль­ной при­мы, давав­шей в афо­риз­мах уро­ки актёр­ско­го мастер­ства. Её игра­ет сви­та, засты­ва­ю­щая в почте­нии. Вот они засты­ли, зна­чит, она талант­ли­вая, ува­жа­е­мая, все­ми любимая.

Нет, ребя­та, так это не работает.

Вы долж­ны были рас­ска­зать об искус­стве, а не завист­ли­вых подруж­ках и доб­рых (или злых) аген­тах НКВД.

Весь твор­че­ский путь актри­сы обо­зна­чен рекон­струк­ци­ей куль­то­вых сцен из филь­мов: вот «Сва­дьба», вот «Вес­на», вот «Золуш­ка». «Узна­ё­те, да?» — под­ми­ги­ва­ют наро­ду с экра­на. Толь­ко по этим крас­ным флаж­кам и узна­ём, гос­по­да кино­де­лы. Ваша геро­и­ня не выска­зы­ва­ет ни еди­ной идеи, не увле­че­на твор­че­ством сво­е­го люби­мо­го Пуш­ки­на, посто­ян­но отка­зы­ва­ет­ся от ролей по при­чине про­блем в лич­ной жиз­ни. А ещё она виде­ла неко­то­рое дерь­мо и поче­му-то его съе­ла, хотя Ранев­ская сла­ви­лась ост­рым язы­ком и уме­ни­ем эле­гант­но вре­зать хамам и дура­кам. Ух, она бы кое-кому врезала.

Един­ствен­ное, что мы узна­ём о сери­аль­ной Ранев­ской: она была одинокой.

Фаи­на сбе­га­ет из Таган­ро­га на мос­ков­ские теат­раль­ные под­мост­ки от навя­зы­ва­е­мо­го ей заму­же­ства, и это самое несо­сто­яв­ше­е­ся заму­же­ство ста­но­вит­ся пер­вой вехой в её исто­рии. Вехи про­дол­жат кро­пот­ли­во счи­тать: сколь­ко раз Ранев­ская отка­за­лась от семей­ной жиз­ни по вер­сии про­дю­се­ра Кон­стан­ти­на Эрнста.

«Выбра­ла вме­сто люби­мо­го чело­ве­ка стать шутом», — взды­ха­ет Ранев­ская о романе с неким высо­ко­по­став­лен­ным воен­ным Пет­ром Реп­ни­ным (Кон­стан­тин Лавроненко).

Насто­я­щий Пётр Реп­нин играл мужа-под­каб­луч­ни­ка тиран­ши Ранев­ской в филь­ме «Под­ки­дыш». Вспы­хи­ва­ет сери­аль­ная страсть без при­чин, обры­ва­ет­ся душе­щи­па­тель­ной сце­ной в боль­ни­це. Ранев­ская умер­ла бы от омер­зе­ния. Такой худо­же­ствен­ной пош­ло­сти не ждёшь даже от сери­а­ла, спро­дю­си­ро­ван­но­го Эрнстом.

По соб­ствен­но­му при­зна­нию, Ранев­ская чув­ство­ва­ла себя оди­но­кой на склоне жиз­ни, хотя у неё было мно­же­ство дру­зей, теат­раль­ных и свет­ских зна­ко­мых (в сери­а­ле их почти нет). Но авто­ры не иссле­ду­ют оди­но­че­ство как «состо­я­ние, кото­рое не под­да­ёт­ся лече­нию», по опре­де­ле­нию Ранев­ской. Они экс­плу­а­ти­ру­ют его и сво­дят к ста­ка­ну воды, кото­рый неко­му подать в ста­ро­сти. Поми­мо лож­ной дихо­то­мии (семья или карье­ра для жен­щи­ны), сери­ал не сде­лал о жиз­ни Ранев­ской ника­ких наблюдений.

Сери­ал вооб­ще ни о чём не сде­лал наблюдений.

Мель­ка­ют исто­ри­че­ские пер­со­на­жи, у кото­рых есть фами­лии, но нет реплик, харак­те­ров и отли­чи­тель­ных черт, кро­ме «лысый», «в очках», «лох­ма­тый». Мимо геро­и­ни стре­ми­тель­но про­но­сят­ся поли­ти­че­ские собы­тия. Фев­раль­ской демо­кра­ти­че­ской рево­лю­ции не было — сра­зу побе­жа­ли крас­ные чер­ти. Потом эва­ку­а­ция, Таш­кент, Ста­лин умер. Вро­де кто-то дру­гой при­шёл к вла­сти, но это не точ­но. Глав­ное, что не рево­лю­ция, ясно дают понять нам.

Ну Ста­лин-то хоть появится?

В сери­а­ле «Орло­ва и Алек­сан­дров», где Ранев­ская была вто­ро­сте­пен­ной, но намно­го более яркой геро­и­ней, и где пре­крас­но была рас­кры­та её мно­го­лет­няя друж­ба с Любо­вью Орло­вой, Ста­лин был сре­ди глав­ных дей­ству­ю­щих лиц. И как ина­че, когда Ста­лин был глав­ным кино­кри­ти­ком, цен­зо­ром и зри­те­лем СССР? Нико­гда искус­ство и власть в нашей стране не были свя­за­ны так тесно.

Но в «Ранев­ской» так боят­ся этой мифо­ло­ги­зи­ро­ван­ной фигу­ры, что Ста­лин появ­ля­ет­ся толь­ко на пла­ка­те и один раз в теат­ре, где его не пока­зы­ва­ют. Он оби­та­ет в таких заоб­лач­ных высо­тах, что нам не поз­во­ле­но его видеть. А ведь Ста­лин высо­ко отзы­вал­ся о Ранев­ской, актри­са была три­жды лау­ре­ат­кой Ста­лин­ской пре­мии. Может, авто­рам сто­и­ло унять тре­пет и хотя бы упо­мя­нуть об этом фак­те? Жить, под собою не чуя стра­ны, — не тот выбор, кото­рый есть у людей при дик­та­ту­ре. Его нет ни у кого.

Сери­аль­ная Ранев­ская жмёт­ся серой мыш­кой в углу исто­рии. Эта роб­кая, затрав­лен­ная кол­ле­га­ми жен­щи­на даже псев­до­ним не мог­ла себе при­ду­мать — спа­си­бо, Кача­лов помог. В сери­а­ле про­сле­жи­ва­ет­ся замет­ное кастри­ро­ва­ние, ужи­ма­ние лич­но­сти Ранев­ской, попыт­ка сде­лать её как мож­но туск­лее и неза­мет­нее. Может, нам пыта­ют­ся ска­зать, что в тота­ли­тар­ной стране луч­ше не высовываться?

Её сар­казм, бес­стра­шие, чув­ство соб­ствен­но­го досто­ин­ства, уме­ние запу­гать до полу­смер­ти режис­сё­ров и юных кол­лег, а так­же щед­рость, доб­ро­та, бес­ко­рыст­ная помощь людям вошли в леген­ды. Цигаль-Поли­щук выжи­ма­ет из роли всё, что мож­но, но мно­гое ли мож­но выжать из уче­ни­че­ски про­пи­сан­ной пустоты?

«У Ахма­то­вой депрес­сив­ная поэ­зия», «с нача­лом вой­ны у него пошёл биз­нес», «отпу­сти ситу­а­цию»… Оста­лось ска­зать, что у Ранев­ской был краш на Кача­ло­ва, а вой­на — это кринж, когда у всех был пло­хой муд. Поми­мо заме­ще­ния раз­го­во­ров сто­лет­ней дав­но­сти лек­си­кой XXI века, сери­ал стра­да­ет син­дро­мом Турет­та: самое часто упо­треб­ля­е­мое пер­со­на­жа­ми сло­во — это «жопа». С завид­ной регу­ляр­но­стью зву­чит «дерь­мо», «шлю­ха», «про­сти­тут­ка», но сери­ал не ста­но­вит­ся от это­го ни «народ­ным», ни соч­ным, ни ска­брез­ным. Репли­ки натуж­ные, неумест­ные, как буд­то малень­кие дети шёпо­том руга­ют­ся, под­ра­жая взрослым.

На СССР суще­ству­ет спрос, и для так назы­ва­е­мо­го широ­ко­го зри­те­ля звёз­ды совет­ско­го кино до сих пор сия­ют ярче совре­мен­ных. Поэто­му кино­де­лы штам­пу­ют одно­об­раз­ные ретро­бай­о­пи­ки, где гру­бы­ми раз­ма­ши­сты­ми штри­ха­ми обо­зна­чен исто­ри­че­ский фон, кото­рый авто­ры не пыта­ют­ся ни понять, ни объ­яс­нить. В кар­тон­ных деко­ра­ци­ях шата­ют­ся туда-сюда по сво­ей био­гра­фии стан­дарт­ные заго­тов­ки в гри­ме и пари­ках. Мы долж­ны узна­вать их по голо­сам, ужим­кам и цита­там, а не пото­му, что рас­ска­зы­ва­ют о них авторы.

Но «Ранев­ская» всё же отли­чи­лась. Инто­на­ци­ей: «Несчаст­ная ты баба, куда ты полез­ла? Детей бы луч­ше рожала».

Сери­ал при­зван пре­по­дать жен­щи­нам урок: вот что быва­ет, когда не испол­ня­ешь сво­е­го «насто­я­ще­го» пред­на­зна­че­ния. Ты ста­нешь Раневской.

Не вол­нуй­тесь, авто­ры, Ранев­ской не ста­нет никто.

Веч­ность мало кому гро­зит. Осо­бен­но тем, кто про­дол­жа­ет в неё плевать.


Читай­те так­же «„Имею пра­во“: как совет­ский кине­ма­то­граф 1970‑х стал феми­нист­ским».

Поделиться