Московский международный кинофестиваль в этом году открыл фильм Бориса Хлебникова по сценарию Натальи Мещаниновой «Снегирь» о несчастливом плавании рыболовецкого траулера. В основу картины лёг советский роман «Три минуты молчания» Георгия Владимова, диссидента и правозащитника, выковавшего из соцреализма суровый натурализм.
«Снегиря» уже можно посмотреть на «Кинопоиске», где его представляют как «фильм-катастрофу». Катастрофа в картине действительно есть, но не такая эпичная, как может показаться по трейлеру, где море бушует под саундтрек, больше подходящий для «Дюны». Это скорее производственная драма со смутными намёками на современные обстоятельства, поверхностно затрагивающая вечный конфликт отцов и детей.
В фильме появляется ровно одна женская героиня примерно на две минуты. Остальное экранное время мы проводим в компании корабельных «волков», поэтому «Снегиря» уже успели назвать фильмом про «настоящих мужчин».
Елена Кушнир посмотрела «Снегиря», но оценила в нём только шторм.
Сквозь хмурое утро по мурманскому причалу идут двое юношей с рюкзаками: Никита (Макар Хлебников, главный герой отличного сериала Мещаниновой «Пингвины моей мамы» о юном стендапере) и Макс (Олег Савостюк), о которых мы ничего не знаем. Спойлер — дальше мы о них тоже ничего не узнаем, поскольку это не живые люди, а воплощение современной молодёжи: смартфон, Фейсбук (принадлежит компании Meta, запрещённой в РФ) и песня «Говновоз» Михаила Шелега в фонк-ремиксе, видимо, завирусившаяся в Тик-Токе или популярная на заблокированном Soundcloud. Ещё у Никиты морская болезнь, а у Макса потолще кожа. В принципе, с учётом тонкого лица Хлебникова, этого почти достаточно для создания образов, но от Мещаниновой ожидаешь большего, чем дихотомии «толстый и тонкий».
Молодёжь, которая оказывается студентами мореходки, ищет на причале ржавую развалину с кавайным названием «Снегирь». На корабле им никто не рад. Бывалые моряки называют их «асисяй» и пытаются скинуть друг другу, чтобы не возиться с салагами. Отбитый Юрец (Тимофей Трибунцев, чью харизму злого шута слегка заездили в последние годы) сходу гонит на Никиту, который пытается неуместно острить и в целом раздражает всех сильнее. Макс легче вливается в коллектив, и между юношами начинает появляться тщательно нагнетаемое сценарием напряжение.
Героически продираясь через невыносимый звуковой ряд, в котором слышно всё, кроме реплик актёров (рёв двигателей, крики чаек, плеск волн), мы отправляемся в плавание.
Никите покровительствует самый добродушный и по-отечески настроенный в команде Гена (Александр Робак), который переносит на паренька заботу о своих дочерях-подростках, оставшихся на берегу. Но, узнав, что Никита отправился в море «по приколу», а не по зову сердца (как будто непросыхающая команда раздолбаев очутилась на «Снегире» ради романтики «Капитана Гранта»), крепко обижается.
Корабль между тем несёт туда, куда обычно плывёт русское судно в любом кино — на дно, что, возможно, что-то символизирует, а возможно, нет. Намёки в фильме такие тонкие, что высасывать из них метафору «Армавира» тандема Миндадзе-Абдрашитова не хочется. Русский арт-хаус стал таким сдержанным, что склонять его теперь можно на все лады. Хочешь — на панический: «Никто не хочет и думать о том, пока „Титаник“ плывет», хочешь — на патриотический: «Одолеем любую бурю». Деньги на картину дало государство, так что лучше сосредоточиться на аспекте отцов и детей.
Но в этом вопросе фильму тоже нечего особенно нам сказать.
Усадив Никиту за беседу с коньяком, Гена спрашивает, что у него за странное поколение, которому «ничего не надо, ни денег, ни подарков». Никита отвечает: «Может, им на самом деле ничего не надо?» Интересно, где в России, с нашим, прямо скажем, не самым высоким уровнем жизни, авторы отыскали молодёжь, которой не нужны деньги? Особенно странно это звучит, потому что в сериале Мещаниновой «Алиса не может ждать» юная главная героиня ради денег торговала девственностью.
Через несколько сцен авторы забывают об этом разговоре, и Никита говорит, что деньги ему тоже нужны. Однако проблема даже не в непостоянстве сценария. Робак душевно играет большого растерянного человека, искренне не понимающего поколение «некст». Но вся сцена получается лишённым юмора ретеллингом монолога о сгущёнке из перестроечного «Курьера», где папаша никак не мог понять сына, который пьёт молоко из банки.
«Я хочу понять одно: что он хочет? Я желаю знать, кого я вырастил!»
Кринжовая сцена Шахназарова, зубодробительный сухой юмор «Курьера», вся эта профанация молодёжного бунта, которой в этом году исполняется 37 лет, выглядит свежее серьёзности Хлебникова. «Снегирю» так отчаянно не хватает самоиронии, что самая трагическая сцена фильма воспринимается как фарс.
Хотя фарс начинается раньше, когда расслабленные зумеры пребывают на бумерское корыто, где их сразу начинают учить жизни до смерти. Прямо с берега мы шагаем в карикатурное «мужское» кино с карикатурными токсичными мужчинами. Все моряки бычат друг на друга, бычат на новоприбывших юнцов, агрессивно выпячивают челюсти и чёкают через слово. «Жопу береги», «жопу подвинь», «прислали рукожопа», «я чуть не блеванул», «все тёлки обоссутся», «сиськи-письки».
По фильму Хлебникова особенно очевидно, насколько плохую услугу Минкульт оказал российскому кинематографу, вычеркнув из него мат. Теперь если режиссёр хочет показать «суровых русских мужиков», взрослым мужчинам на экране приходится вести себя как зэкам и одновременно второклассникам, которых смешит слово «писька». Вместо великого и могучего персонажи разговаривают на несуществующем синкретическом языке, используя тысячи слов, когда хватило бы одного, не будь оно под запретом.
Третий акт фильма разыгран как по нотам. Камера Алишера Хамидходжаева поднимает десятибалльный шторм и тряску на голливудский уровень, даже лучше: в нашем фильме обходятся без зелёного экрана. Эту бы катастрофу да в 3D. Отечественные мужланы, заплыв в норвежские воды, чтобы взять большой улов, ненароком подбивают «вражеский» катер, а затем самоотверженно на грани самоубийства спасают «врагов», которые в момент спасения превращаются в «наших» и «голубчиков». Мерзкий Юрец выступает в авангарде спасательной операции, на краткое время обретает человеческое лицо и теряет в ту же секунду, как кончается шторм. Давно известно, что нашему человеку совершить подвиг — раз плюнуть. Тут Хлебников даже передаёт чёткий и ясный посыл: в России не боятся смерти, потому что не дорожат жизнью.
Понятно, что на государственные деньги нельзя снять клип на песню «Наутилуса Помпилиуса». Однако, глядя на то, как норвежский катер бьётся о борта нашего, почти ощущая солёные брызги на коже и тошноту от качки, задумываешься: может, Хлебникову не стоило сидеть в пространстве между двумя стульями, а надо было снять просто хорошее жанровое кино? Ветер в лицо, рёв двигателей, крики чаек… SOS: спасите наши души! Пятнадцать человек на сундук мертвеца! Подвиги моряков без двойного дна. И что реплики не слышны — не страшно: кому они нужны в фильме-катастрофе?
«Капитан, все акулы в курсе». А хорошего спасения на водах у нас ещё не было.
Читайте также другие материалы Елены о кино:
— «Больше свободы»: пять небанальных советских фильмов о детях.
— «Убивали людей и все бегали абсолютно голые»: как новое русское кино создаёт миф о 1990‑х.
— А как он бьёт ногой, наш Вася: эволюция супергероя в отечественном кино.