Груз 200 и любовь: сериал «Вернуть любой ценой» об афганской войне с последней ролью Сергея Пускепалиса

В онлайн-кино­те­ат­ре KION стар­то­ва­ла воен­ная мело­дра­ма «Вер­нуть любой ценой» режис­сё­ра Тиму­ра Алпа­то­ва (автор про­дол­же­ния исто­ри­че­ско­го сери­а­ла «Году­нов» с Сер­ге­ем Без­ру­ко­вым и псев­до­и­сто­ри­че­ской «Золо­той орды»). Назва­ние сери­а­ла неспро­ста напо­ми­на­ет «Спа­сти рядо­во­го Рай­а­на»: у нас тоже спа­са­ют хоро­ше­го пар­ня, капи­та­на Гера­си­мо­ва (Антон Баты­рев), прав­да, намно­го быст­рее и менее энер­го­за­трат­но. После про­буж­де­ния на боль­нич­ной кой­ке начи­на­ет­ся его любовь с роб­кой мед­сест­рой Диной (Саё­ра Сафа­ри), кото­рой пре­пят­ству­ет отверг­ну­тый девуш­кой полит­рук (Сер­гей Пус­ке­па­лис в сво­ей послед­ней роли).

Для зри­те­ля, конеч­но, инте­рес­нее не роман­ти­че­ские кол­ли­зии, кото­рые Алпа­тов копи­ру­ет из соб­ствен­ной «Золо­той орды» с тем же Пус­ке­па­ли­сом в роли того же раз­луч­ни­ка (в «Орде» был рус­ский князь и татар­ская неволь­ни­ца). Сери­ал ско­рее при­вле­чёт вни­ма­ние неод­но­знач­ной темой афган­ской вой­ны, о кото­рой в Рос­сии до сих пор сня­то очень мало, а в послед­нее вре­мя — прак­ти­че­ски ниче­го, кро­ме филь­ма «Брат­ство» Пав­ла Лун­ги­на, кото­рый про­сла­вил­ся в основ­ном раз­ду­ты­ми скан­да­ла­ми и обзо­ром BadComedian. Забе­гая впе­рёд, мож­но ска­зать, что неод­но­знач­ность Алпа­тов прак­ти­че­ски вычеркнул.

Еле­на Куш­нир посмот­ре­ла несколь­ко эпи­зо­дов «Вер­нуть любой ценой» и делит­ся мыс­ля­ми о мейл-гей­зе, атмо­сфе­ре совет­ских 1980‑х и мно­го­на­ци­о­наль­ном кастин­ге как глав­ной уда­че сериала.


СССР, вро­де бы 1983 год. О точ­ной дате мы судим по ску­пым куль­тур­ным мар­ке­рам: по радио игра­ет хит «Учку­дук, три колод­ца» ВИА «Ялла», зазву­чав­ший ото­всю­ду в 1982 году, а для совет­ских сол­дат кру­тят коме­дию Гай­дая «Спорт­ло­то-82», кото­рую они уже засмот­ре­ли до дыр, но ниче­го акту­аль­нее пока не при­во­зят. В Москве по мону­мен­таль­ным, но пустым, как в страш­ном сне, про­сто­рам ВДНХ бежит тро­га­тель­ная девуш­ка Дина­ра Кари­мо­ва из Джам­бу­ла, кото­рая не посту­пи­ла в мед­ин­сти­тут (по какой-то при­чине сце­ну про­ва­ла мы уви­дим не вна­ча­ле, а толь­ко во флеш­б­э­ке). Дина поку­па­ет глав­ный сим­вол СССР — плом­бир в вафель­ном ста­кан­чи­ке за 20 копе­ек — садит­ся на теп­ло­ход и при­плы­ва­ет со скром­ным чемо­дан­чи­ком пря­мо в Кабул. Един­ствен­ное, что мы узна­ём о геро­ине: после ста­жи­ров­ки в воен­ном гос­пи­та­ле её обе­ща­ют при­нять в инсти­тут без экза­ме­нов, а пока она врёт папе по теле­фо­ну, что учит­ся в Москве. С жен­ски­ми пер­со­на­жа­ми у Алпа­то­ва слож­ные отно­ше­ния, но всё-таки мож­но было бы при­ду­мать что-нибудь ещё — напри­мер, какие книж­ки она любит читать.

Саё­ра Сафа­ри в роли Дины

В вер­то­лё­те Дина ока­зы­ва­ет­ся вме­сте с глав­ным хирур­гом гос­пи­та­ля (Алек­сей Кра­вчен­ко из «Иди и смот­ри»), кото­рый встре­ча­ет её так же нелас­ко­во, как Афга­ни­стан, зара­нее гно­бя как неумё­ху. По доро­ге из Кабу­ла в гос­пи­таль Дине при­хо­дит­ся вытас­ки­вать ране­ных с высо­ты, на кото­рой кипит бой (Алпа­тов не тянет с экшен-сце­на­ми, сня­ты­ми эффект­но и задор­но). Пер­вый парень в армии, капи­тан Гера­си­мов, кото­ро­го все рас­хва­ли­ва­ют ещё до того, как мы его уви­дим, не даёт под­бить вер­то­лёт с Диной, и нам, конеч­но, сра­зу ясно, что это судь­ба. Пока девуш­ка уха­жи­ва­ет за ране­ным Гера­си­мо­вым, её вни­ма­ния доби­ва­ет­ся началь­ник полит­от­де­ла Рам­зин с неиз­мен­но оба­я­тель­ным лицом Пус­ке­па­ли­са. Он пере­во­дит её в отдель­ный модуль от злыд­ней-мед­се­стёр (одну из них игра­ет Юлия Алек­сан­дро­ва), дарит тушён­ку и кол­ба­су, но деви­чье серд­це тянет­ся к геро­и­че­ско­му кра­сав­цу Герасимову.

Парал­лель­ная роман­ти­че­ская линия (любовь Алпа­тов сеет щед­ро, даже мно­го­ва­то) раз­ви­ва­ет­ся меж­ду про­сто­душ­ным, оча­ро­ва­тель­но рыжим и лопо­ухим «чижом» (Сер­гей Соцер­дот­ский) и про­жжён­ной про­дав­щи­цей мага­зи­на Ири­ной (Мари­на Алек­сан­дро­ва), кото­рая ока­зы­ва­ет воен­ным секс-услу­ги за чеки, за что те назы­ва­ют её «чекист­кой». Весь цинизм кра­са­ви­цы тает при пер­вом же столк­но­ве­нии с наив­ным юно­шей, кото­рый смот­рит на всё широ­ко рас­кры­ты­ми гла­за­ми, даже успев позна­ко­мить­ся с «деда­ми». Надо ска­зать, что вто­ро­сте­пен­ная любов­ная пара инте­рес­нее глав­ной в силу како­го-то сол­неч­но­го иди­о­тиз­ма про­ис­хо­дя­ще­го и бла­го­да­ря упо­и­тель­но стер­воз­ной Алек­сан­дро­вой с про­зрач­ны­ми рысьи­ми гла­за­ми. От этой геро­и­ни зву­чит един­ствен­ный намёк на кри­ти­ку госу­дар­ства и армии, кото­рый поз­во­ля­ют себе авто­ры во всту­пи­тель­ных эпи­зо­дах: «Зачем же детей в Афган берут?» Не исклю­че­но, что этим оцен­ки вой­ны в сери­а­ле ограничатся.

Кар­ти­ны армей­ской жиз­ни рису­ют­ся уме­рен­но пат­ри­о­ти­че­ские, но всё же не настоль­ко радуж­ные, что­бы пока­зы­вать по феде­раль­ным кана­лам в прайм-тайм. Тут и запре­щён­ные веще­ства, и дедов­щи­на, хотя и без осо­бой жесто­ко­сти, и подо­гре­тый рев­но­стью Пус­ке­па­лис вре­дит влюб­лён­ным, поль­зу­ясь вла­стью, хотя мужик он на самом деле хоро­ший, да и вооб­ще ты попро­буй воз­не­на­ви­деть чело­ве­че­ский ана­лог Винни-Пуха.

Сер­гей Пус­ке­па­лис в сериале

Глав­ное зло в сери­а­ле пока пред­став­ля­ют вовсе не мод­жа­хе­ды, кото­рых член мест­ной соци­а­ли­сти­че­ской пар­тии Афга­ни­ста­на назы­ва­ет не ина­че, как «бан­ди­та­ми». Не обма­ни­тесь «муж­ской» воен­ной темой — ещё по «Орде» было ясно, что боль­ше все­го режис­сёр любит рабо­тать с жен­ски­ми геро­и­ня­ми. Жен­щи­ны рос­сий­ско­го «Вели­ко­леп­но­го века» были теми «шея­ми», кото­рые кру­ти­ли в нуж­ную сто­ро­ну всю поли­ти­ку. Алпа­тов уде­лил доста­точ­но вни­ма­ния про­бле­ме сек­су­аль­но­го наси­лия, муж­ской жесто­ко­сти и отно­ше­ния к жен­щи­нам в исто­рии как к объ­ек­та­ми куп­ли-про­да­жи. Про­бле­ма в том, что режис­сёр, кажет­ся, не может опре­де­лить­ся, за что он голо­су­ет: за феми­низм или за пат­ри­ар­хат? Поэто­му, с одной сто­ро­ны, в его сери­а­ле была отлич­но вла­де­ю­щая ору­жи­ем наша Бри­ен­на Тарт, отре­зав­шая золо­тые косы и отпра­вив­ша­я­ся выру­чать мужа из Орды, а с дру­гой — в тере­мах и шат­рах жен­ская жизнь вер­те­лась исклю­чи­тель­но вокруг муж­ско­го вни­ма­ния. «Вер­нуть любой ценой» повто­ря­ет отно­ше­ния меж­ду жен­щи­на­ми под копирку.

Лари­са Дамас­ки­на, игра­ю­щая суро­вую стар­шую помощ­ни­цу хирур­га, дуб­ли­ру­ет в сери­а­ле свою роль из «Орды», где она была стар­шей кухар­кой в кня­же­ских хоро­мах, непри­вет­ли­вой внешне, но с золо­тым серд­цем. Там она бра­ла под кры­ло ново­при­быв­шую юную кра­са­ви­цу, во мгно­ве­ние ока чару­ю­щую всех муж­чин. И здесь Дамас­ки­на дела­ет абсо­лют­но то же самое. Вме­сто интри­га­нок с кня­жье­го дво­ра и завист­ли­вых хан­ских жён — мед­сёст­ры, рев­ну­ю­щие к Дина­ре, пока она толь­ко к ним летит из Кабу­ла. Не хва­та­ет ядо­ви­то­го голо­са док­то­ра Кел­со из сери­а­ла «Кли­ни­ка» за кад­ром: «Ох уж эти бабы».

Мейл-гейз («муж­ской взгляд», то есть изоб­ра­же­ние жен­щин с пози­ции муж­ско­го вос­при­я­тия) пре­сле­ду­ет зашу­ган­ную геро­и­ню повсю­ду. Тут это жен­ское зме­и­ное гнез­до, там навяз­чи­вый Пус­ке­па­лис с его кол­ба­сой, даже хирург, высту­па­ю­щий на пра­вах стар­ше­го това­ри­ща, цока­ет язы­ком, мол, труд­но тебе при­дёт­ся сре­ди муж­чин. Вряд ли ауди­то­рия, вырос­шая на супер­ге­рой­ских блок­ба­сте­рах с чудо-жен­щи­на­ми, заин­те­ре­су­ет­ся про­ек­том, от кото­ро­го так силь­но разит нафталином.

В сери­а­ле бога­тый мно­го­на­ци­о­наль­ный кастинг

В хоро­шем смыс­ле наф­та­лин тоже есть. Доста­точ­но посмот­реть на узор­ные ков­ры, поли­ро­ван­ные тум­боч­ки, блед­ные цве­та­стые обои и про­чий совет­ский шик, что­бы на одних зри­те­лей с экра­на дох­ну­ло носталь­ги­ей, а на дру­гих — удуш­ли­вой пылью. В послед­ние годы мы при­вык­ли к сери­а­лам, в кото­рых не осо­бен­но ста­ра­ют­ся вос­со­здать атмо­сфе­ру СССР, огра­ни­чи­ва­ясь глав­ны­ми куль­тур­ны­ми ико­на­ми и костю­ма­ми, кото­рые боль­ше подо­шли бы для кос­плей­ной вече­рин­ки. У Алпа­то­ва за счёт аске­тич­ной обста­нов­ки полу­чи­лось досто­вер­нее. Ино­гда Зыки­ну помя­нут, ино­гда «Зем­лян», на тит­рах игра­ет кавер «На заре» груп­пы «Аль­янс», и, в общем-то, ока­зы­ва­ет­ся, что ниче­го осо­бен­но­го боль­ше не надо. И без того аутен­тич­но, осо­бен­но с учё­том насто­я­щей воен­ной тех­ни­ки 1980‑х, задей­ство­ван­ной на съёмках.

Как и «Орда», сери­ал заслу­жи­ва­ет похвал за инклю­зив­ность. Не так часто нам напо­ми­на­ют, что СССР был мно­го­на­ци­о­наль­ным госу­дар­ством. А мыль­ную опе­ру прак­ти­че­ски урав­но­ве­ши­ва­ет вни­ма­ние к мест­ным жите­лям. Афган­ский излом не так прост, как мож­но было ожи­дать от пря­мо­ли­ней­но­го шоу, где из всех совет­ских един­ствен­ный неод­но­знач­ный пер­со­наж — пере­беж­чик Кыча­нов (родив­ший­ся в Азер­бай­джане изра­иль­ский актёр Ген­ри Давид), чьи моти­вы нам пока не извест­ны. Сре­ди посто­ян­ных вто­ро­сте­пен­ных геро­ев — афган­ская семья: ста­рик-отец везёт к «невер­ным» свою дочь, у кото­рой труд­ные роды, что­бы её спас­ли совет­ские вра­чи. Каза­лось бы, нас ожи­да­ют кар­ти­ны сплош­но­го геро­из­ма и брон­зо­вой муже­ствен­но­сти, но уже во вто­ром эпи­зо­де вер­то­лёт­чи­ки слу­чай­но сбра­сы­ва­ют бом­бу на кишлак, и сери­ал не чура­ет­ся пока­зать тру­пы мир­ных жите­лей. На удив­ле­ние, не выгля­дит мон­стром даже гла­ва мод­жа­хе­дов Садул­ло (Фари­дун­шо Рах­ма­тул­ло­ев), запи­сы­ва­ю­щий на видео горь­кое посла­ние на фоне горя­щих руин кишлака:

«Вы при­шли на нашу зем­лю, и она покры­лась огнём. Я най­ду всех, каждого».

У вой­ны в сери­а­ле слов­но бы нет поли­ти­че­ской подо­плё­ки. Если не знать, что перед нами Афга­ни­стан, эта вой­на мог­ла бы быть выду­ман­ной, как «Орда». От про­ек­та Алпа­то­ва вряд ли мож­но ожи­дать како­го-то ново­го сло­ва, кото­рое мог­ло про­зву­чать в пере­стро­еч­ном кино — напри­мер, в куль­то­вом анти­ми­ли­та­рист­ском сюр­ре­а­лиз­ме «Нога» с Ива­ном Охло­быст­и­ным тех вре­мён, когда он ещё не кри­чал: «Гой­да!» Это доб­рот­ная рабо­та, кото­рая не заде­нет ни чьи чув­ства. Алпа­то­ва лег­ко упрек­нуть в отсут­ствии автор­ской не то что сме­ло­сти, но даже автор­ско­го взгля­да. Но ино­гда кажет­ся, что здесь что-то зву­чит в умол­ча­ни­ях. Вер­то­лёт­чи­ки, рас­се­ка­ю­щие голу­бое про­стран­ство над засне­жен­ным Казах­ста­ном, «игра­ю­щим» в сери­а­ле зим­ний Афга­ни­стан, в каж­дом выле­те поми­на­ют, что надо забрать «двух­со­тых». Они их поми­на­ют, а мы их нико­гда не видим. Он где-то там мол­чит за болт­ли­вым кад­ром, груз 200.

Что­бы под­дер­жать авто­ров и редак­цию, под­пи­сы­вай­тесь на плат­ный теле­грам-канал VATNIKSTAN_vip. Там мы делим­ся экс­клю­зив­ны­ми мате­ри­а­ла­ми, зна­ко­мим­ся с исто­ри­че­ски­ми источ­ни­ка­ми и обща­ем­ся в ком­мен­та­ри­ях. Сто­и­мость под­пис­ки — 500 руб­лей в месяц.

 

Читай­те так­же «Афга­ни­стан на сты­ке инте­ре­сов СССР и США. Пере­вод ста­тьи 1979 года из жур­на­ла „Атлан­тик“».

Поделиться