Евгений Халдей, фотокорреспондент ТАСС, стал свидетелем ключевых событий Великой Отечественной войны. Росший на Донбассе, он с ранних лет начал увлекаться фотографией. Мальчик в 12 лет смастерил свою первую фотокамеру: объективом послужила линза из бабушкиных очков, а корпусом — обычная картонная коробка. На эту камеру Халдею удалось заснять городскую церковь.
Затем подростком Халдей начал работать на заводе. Там он продолжал заниматься своим хобби. Халдей фотографировал заводскую жизнь и занимался самообразованием. Агитбригада завода заинтересовалась юным фотографом, Халдей начал участвовать в оформлении стендов, а со временем — сотрудничать с агентствами «Прессфото» и «Союзфото».
В 17 лет, в 1933 году, Евгений Халдей уже был штатным фотографом газеты «Сталинский рабочий», а чуть позже — «Социалистического Донбасса». Фотограф постоянно участвовал в конкурсах, на которых был среди призёров. В 1936 году 20-летний Халдей отправился в Москву и начал работать в фотохронике ТАСС. Халдей путешествовал по СССР, снимал грандиозные советские стройки, также ездил на Памир, где ощутил советскую восточную экзотику. Однако жизнь фотографа, как и всей страны, круто изменилась 22 июня 1941 года.
Евгений Халдей прошёл всю войну. 22 июня он был в Москве, где запечатлел толпу, слушающую знаменитую речь Молотова. Практически сразу после этого он отправился на Северный флот, впоследствии он был в Ростове-на-Дону и в Севастополе, участвовал в штурме Новороссийска, а затем вместе с Красной армией освобождал Европу — Румынию, Югославию, Болгарию, Австрию и Венгрию. И вот уже делает Халдей свой знаменитый снимок с флагом над Рейхстагом. Впрочем, для фотографа война закончилась не 9 мая 1945 года — Евгений Халдей фотографировал Нюрнбергский процесс.
После войны, в 1948 году, Халдей был уволен из ТАСС. Фотограф попал под удар из-за кампании против космополитов. Была вынужденная пауза в карьере фотографа. Затем он начал фотографировать для «Правды» и некоторых других изданий. Халдей был живой легендой и образцом для подражания. В 1978 году состоялось открытие его первой персональной выставки в Севастополе. В 1990‑е его творчеством заинтересовались за рубежом: были выпущены две биографические книги, посвящённые фотографу, а также появился документальный фильм.
За два года до смерти, в 1995 году, Евгений Халдей получил титул «Рыцаря ордена искусств и литературы» на фестивале во французском Перпиньяне. Умер Евгений Халдей в Москве 6 октября 1997 года.
Представим подборку наиболее ярких фотографий, снятых Халдеем с 1934 по 1946 год.
Отечественное телевидение в девяностые и первой половине нулевых уделяло особое внимание современной музыке. Когда-то существовали два полноценных музыкальных телеканала — поначалу культовое MTV и более простецкое Муз-ТВ. Кроме этого, у больших федеральных каналов имелись свои музыкальные редакции, регулярно выпускающие интересные программы.
Ныне музыкальные каналы также можно отыскать на кабельном телевидении, но зрителей у них не больше, чем у телеканалов про охоту и рыбалку. Уровень их сомнителен и далёк от того, что выпускалось десять лет назад. Вспомним несколько особо примечательных телепередач, которые формировали вкусы, документировали происходящее и просто очень задорно развлекали.
Программа «А» (ЦТ СССР, РТР, ТВ-Центр; 1989–2000)
Сейчас, спустя уже 15 лет после того, как программа прекратила выходить в эфир, букву «А» можно расшифровать как отсылку к академическому подходу. Настолько тщательно создатель проекта Сергей Антипов, человек со стереотипной внешностью представителя советской научной интеллигенции, относился к рок-музыке. Историю позднесоветского и русского андеграунда можно писать на основе обширного архива программы.
Программа «А» не имела ярко выраженного формата, даже хронометраж постоянно менялся, но неуклонно соблюдались два условия — концертные выступления и интервью с музыкантами. Она предоставляла эфир самым неоднозначным артистам эпохи — Егор Летов рассказывал о «царстве Божьем на земле», Олди играл концерт в лесопарковой зоне, «Свин» из «АУ» устраивал перформанс на сцене. Однако же главными героями для Сергея Антипова были Борис Гребенщиков и Юрий Шевчук. Обозревалась и зарождающаяся в 90‑х альтернативная сцена: были репортажи и выступления артистов фестиваля «Учитесь плавать», с первым телевизионным концертом в эфире программы выступали «Кирпичи».
Музыкальный ринг (Пятый канал, РТР; 1984–2000)
Программа имела две ипостаси. Изначально, в перестроечное время, в названии данной программы «рингом» называлось место выступления артистов. Музыканты — преимущественно выходящие из тени рокеры — выступали на сцене, напоминающей арену цирка. После каждой песни они попадали под обстрел из каверзных вопросов от зрителей разных возрастов и социальных групп. Градус дискуссии был очень высок.
При второй ипостаси уже в 1990‑е годы ринг стал местом противоборства музыкантов. Победителя определяли с помощью голосования. Поп-артисты сменили перестроечных рокеров. Из примечательного: у программы появился клон на НТВ с названием «Музыкальный ринг НТВ».
МузОбоз (Первый канал, 2×2, ТВ‑6; 1991–2000)
Главным вестником отечественной поп-музыки, которая ещё не получила обидного наименования «попса» (помнится, поп-музыку называли просто попсом), был «МузОбоз». Расшифровывается наименование как «Музыкальное Обозрение». Выходец из команды «Взгляда» Иван Демидов решил запустить музыкальную программу новостного характера.
Формат стандартный — клипы, репортажи, интервью. «МузОбоз» устраивал сборные концерты различных поп-звёзд по городам и весям. К слову, он отправился с концертами в Прибалтику, где русские получили статус неграждан; программа была обвинена чуть ли не в том, что являлась имперским знаменем России.
«МузОбоз», кочевавший по разным каналам, но ассоциирующейся с ТВ‑6, стал настоящей академией для молодых журналистов. Именно в этом телепроекте начали работать Отар Кушанашвили и Лера Кудрявцева, настоящие звёзды отечественного ТВ. А сам Иван Демидов, благодаря своему безукоризненному имиджу, стал фигурой культовой. Рэпер Slim уже в нынешнем десятилетии зачитывал: «невозмутим как Иван Демидов на МузОбозе». И поживший слушатель прекрасно понимал это сравнение. Сейчас Иван Демидов телевидением не занимается, а занимается политикой и является чуть ли не самым приятным лицом «Единой России».
Дрёма (ТВ‑6; 1997–1998)
Подзаголовок проекта, не продержавшегося и полугода на телевидении, но оказавшегося очень влиятельным и запоминающемся, звучал так — «народная программа». Ночное музыкальное шоу, запущенное на ТВ‑6, было каким угодно, но только не народным. На экране чередовались лишённые сюжета безумные действия, отдаленно напоминающие человеческое общение, с клипами андеграундных артистов.
Ведущие «Дрёмы» — Анфиса Чехова и Владимир Епифанцев. Анфиса Чехова, только появившаяся на ТВ, эксплуатировала свою сексуальность, задорно флиртуя с Епифанцевым в стрип-баре. Владимир Епифанцев, тогда ещё длинноволосый музыкант индастриал-коллектива «Собаки Табака» (режиссёром передачи был его коллега по группе Роберт Остролуцкий), выглядел чуть ли не как маньяк. Позже и Епифанцев, и Чехова превратятся в звёзд в выбранных амплуа: Епифанцев — как главный экспериментатор и арт-террорист страны, а Анфиса Чехова станет одной из самых известных секс-див.
Кафе «Обломов» (НТВ, РТР; 1994–1997)
Шоу Артемия Троицкого и шоу имени Артемия Троицкого. На момент запуска передачи «Кафе „Обломов“» Троицкий — главный музыкальный критик России, непререкаемый авторитет, автор бестселлера «Рок в Союзе», распространявшегося в том числе самиздатом и под разными заглавиями. На основе мнения Троицкого, известного не только в России, но и на Западе, составлялись списки выезжающих на заграничные фестивали музыкантов, он дружил с Аллой Борисовной, то есть значение его личности было весьма велико ещё в Советском Союзе.
К середине 90‑х Троицкий мог позволить сделать элитарную программу с вальяжными высоколобыми рассуждениями и передовыми западными артистами. Троицкому давал интервью Дэвид Боуи, в одном из выпусков появился даже Юрий Хой (с Надеждой Бабкиной). Главная функция программы, безусловно, просветительская, иногда Артемий Кивович отжигал, но это случалось редко. Смотреть исключительно музыкальным гикам.
Акулы пера (ТВ‑6. TV Jam; 1995–1998, 2009–2010, 2012)
Звёзды под прицелом. Прообразом телепрограммы послужил, безусловно, «Музыкальный ринг». Именно там зрители задавали самые неприятные вопросы приглашённым артистам. В «Акулах пера» зрителей заменили профессиональные спрашивающие — журналисты, в основном из печатных зданий, а градус вопросов повысился ещё сильнее. Вёл программу музыкальный обозреватель «МК» Илья Легостаев.
Гостями «Акул пера» были как русские рокеры, так и представители так называемой попсы. Одним из самых резонансных выпусков стала программа с участием группы «Мальчишник» и первым выступлением Дельфина в качестве сольного артиста. «Акулы пера» дважды пытались реанимировать на интернет-канале TV Jam, с журналистами общались уже герои новой эры, вроде Смоки Мо и Гуфа. Однако на данный момент программа закрыта.
12 злобных зрителей (MTV; 1999–2009)
Одна из самых важных программ MTV классического периода. Формально «12 злобных зрителей» — это переработанный западный формат. Тем не менее, в отличие от оригинала, российский вариант расцвел яркими красками и просуществовал почти до самого закрытия большого российского MTV.
«12 злобных зрителей» считали самым демократичным шоу. Студенты и школьники, журналисты и музыканты в возрасте от 15 до 25 лет — редко кто был старше — оценивали клипы артистов в диапазоне от главных эмтивишных звёзд до какого-то совершенно запредельного трэша, вроде группы «Ахи-Вздохи» (кто слышал этот хит хоть раз, не забудет его никогда). «12 злобных зрителей» внесли вклад и филологический — слово «отстой» стало общеупотребимым.
Программа выходила с промежутками целых десять лет. Имеет смысл смотреть только выпуски с ноября 1999-го по январь 2002-го, которые вела харизматичная Яна Чурикова. После её ухода программа потускнела и в ней произошли дурацкие преобразования.
Антропология (Телеэкспо, НТВ; 1997–2001)
Слово «Антропология» на рубеже 1990–2000‑х годов ассоциировалось с Дмитрием Дибровым. Улыбчивый ростовчанин, проработавший к моменту запуску программы на телевидении почти 20 лет, мог разговорить любого. Формально «Антропология» не являлась исключительно музыкальной программой. Это были задушевные полуночные беседы и живые выступления. На «Антропологии» могли выступить такие артисты, как «Я и друг мой грузовик», «Нож для фрау Мюллер» или «Пеп-си». То есть все богемные фавориты. Не обходилось и без Бориса Гребенщикова.
Земля–Воздух (ТВС; 2002–2003)
ТВС наследовал частоту арт-хаусного ТВ‑6, а «Земля–Воздух» — программу «Акулы пера» в немного изменённом варианте. Музыканты выступали перед сотрудниками всех ключевых российских радиостанций (был разброс от «Радио Шансон» до «Эха Москвы»). История программы оказалась лаконичной — фактически один сезон. Впрочем, и сам телеканал просуществовал чуть больше года.
Ведущими были Антон Комолов и — внимание — Василий Уткин. На программу, кроме вечных Бориса Гребенщикова и Андрея Макаревича, не боялись позвать и только появившуюся группу «Каста». Особенно любили группу НАИВ. Чача был участником программы и как эксперт, и как музыкант.
SHIT-парад (Biz-TV, MTV; 1997–2007)
«SHIT-парад» — это хит-парад наоборот, худшие клипы недели. Программа предвосхитила своё время и вполне органично смотрелась бы на телеканале «Перец». Фактически «SHIT-парад» представлял собой первую подборку мемов со смешными комментариями ведущих. Были у программы свои фавориты или мальчики для битья, вроде Крестова или Алексея Вишни, попадало и группе «Психея». В те годы, когда программа шла, был бум всякого рода чартов, на MTV показывали хит-парады каждый день. «SHIT-парад» же воспринимался отрезвляюще.
Показательно, что «SHIT-парад» почти полностью был скопирован на Муз-ТВ под названием «Пип-парад». Любопытно и то, что программа, которая ассоциируется исключительно с MTV начала нулевых, впервые начала выходить ещё в 1997 году на Biz-Tv, предшественнике MTV.
Основанный в 1923 году журнал Time является самым популярным общественно-политическим изданием США. Начиная с 1927 года, Time определяет человека года, наиболее влиятельную фигуру в международной политике. Периодически звания человека года удостаивается некий собирательный образ. Среди тех, кого журнал Time называл человеком года, были Иосиф Сталин (дважды), Никита Хрущёв, Юрий Андропов, а также Михаил Горбачёв (как «человек десятилетия») и Владимир Путин.
Time, среди прочего, интересовался жизнью и политикой в СССР. Как следствие, на его обложках появились более 50 советских деятелей — политиков, учёных или военных. Среди героев обложки были и малоизвестные персоны: например, партийный функционер Фрол Козлов, учёные Евсей Либерман и Александр Несмеянов. Представим ряд обложек, на которых изображены советские деятели за весь период существования СССР.
Долгожданный российский парламентаризм, появившийся в 1905 году благодаря Манифесту об учреждении Государственной думы и знаменитому Манифесту 17 октября, был воспринят с энтузиазмом. Введение выборного законодательного органа было одним из требований революции 1905 года. Правда, первая Государственная дума Российской империи надежд не оправдала и просуществовала всего 72 дня. Однако начала формироваться политическая культура российского общества — и политический юмор как её элемент.
Над политическими партиями, которые либо зарождались, либо переходили на легальную основу, начали подшучивать. К примеру, в преддверии выборов в первую Думу 25-летний московский художник Евгений Соколов нарисовал карикатуры на стереотипных представителей партий всего политического спектра империи и примкнувшего к ним пролетариата. На основе этих рисунков были выпущены открытки, которые пользовались популярностью среди публики.
Торгово-промышленная партия Российской империи
Октябрист (Союз 17 октября)
Кадет (Конституционно-демократическая партия)
Собирательный образ представителей партий типа Союза русского народа и Русской монархической партии
Бытует неверное представление, что в советские годы рекламы не существовало. На самом деле рекламная индустрия в СССР развивалась довольно активно. Фактический старт производства рекламы совпал с нэпом — этапом восстановления народного хозяйства после Гражданской войны с помощью активного участия частного капитала.
Реклама в печатных изданиях начинает публиковаться с 1921 года — первой газетой, ставшей принимать рекламные объявления за деньги, стали «Известия». Уже в 1923 году доход «Известий» на 2/3 будет состоять из рекламных денег. При наркоматах открывались рекламные агентства — «Двигатель», «Промреклама», Мосторгреклама. Рекламные агентства специализировались на разных носителях и тематике. Ставил цели перед рекламной индустрией сам Анастас Микоян:
«Задача советской рекламы в том, чтобы дать людям точную информацию о товарах, находящихся в продаже, помочь им сформулировать новые требования, привить новые вкусы и запросы, стимулировать продажи новых видов товаров и объяснить способы их использования потребителю».
В индустрии рекламы трудился звёздный дуэт Маяковский — Родченко. Знаменитый поэт работал в качестве копирайтера, а не менее знаменитый фотограф — как дизайнер. Реклама, созданная Родченко, даже была удостоена серебряной медали Международной выставки декоративного искусства и художественной промышленности в Париже в 1925 году. Маяковский впоследствии изложил свой подход к рекламе в статье «Агитация и реклама».
Однако всё вышесказанное относится к 20‑м годам. В течение же «грозных» 30‑х реклама также развивалась, причём существовал сегмент рекламы, рассчитанной на самую взыскательную аудиторию. Тому свидетельство — журнал «Театральная декада», который выходил с 1935 по 1937 год. В издании публиковались рецензии на спектакли, анонсы, материалы про московские театры.
Последние четыре страницы журнала, а также задняя обложка были отданы на откуп рекламодателям. Основную аудиторию журнала составляли высокообразованные москвичи-театралы. Современные рекламисты обозначили бы эту публику «премиум-аудиторией». Рекламировались рестораны с джазовыми оркестрами, импортное вино, туалетная вода и так далее. Данные рекламные объявления позволяют приоткрыть завесу тайны над московской повседневностью грозных 30‑х годов. И прямо скажем, в несколько иных красках воспринимается мобилизационное суровое предвоенное время. Люди всегда хотели быть красивыми, вкусно питаться и весело проводить время.
Рестораны
Гранд-Отель — это составная часть нынешней гостиницы «Москва», ныне известная как Four Seasons Hotel Moscow. Яков Скоморовский — известный деятель джаза, трубач и, как бы выразились сейчас, автор саундтреков к кинофильмам.
В знаменитые московские гостиницы отобедать зазывали не только постояльцев. А также там можно было потанцевать.
Кавказские рестораны — это вечная московская классика.
Досуг
Похоже, скачки были одним из самых популярных видов развлечений Москвы 1930‑х годов.
Советским туристам, помимо довольно обыденных курортных мест, вроде Крыма, Селигера и Кавказа, предлагалось посетить Заполярье и Днепрогэс.
Торговля
Примечательно, что в Москве 30‑х годов существовали круглосуточные магазины.
Существовали и специализированные магазины с чаем и кофе. Занятно, что в рекламе указано дореволюционное название улицы.
Были и специализированные магазины с фруктами и овощами.
Метро, как известно, было открыто в 1935 году и сразу же превратилось в площадку для торговли. Причём среди торговых точек были и аптеки.
К одежде в 30‑е годы относились очень бережно.
14 магазинов с трикотажем!
Ювелирные магазины 30‑х годов имели черты ломбардов.
Были в Москве и столь распространённые ныне ярмарки по продажи одежды и аксессуаров.
Косметика и лекарства
Ныне лекарство витаминол также используется для лечения рахита, но не у людей, а у кроликов.
Советская туалетная вода и косметика рекламировались с упоминанием заграничных марок, но при этом производились в СССР.
Продукты питания
Токай — это белое десертное вино, названо по наименованию горного массива в Венгрии и Словакии.
Соевые соусы использовались не только для суши.
Производство чая в Грузии ведёт свою историю ещё со второй половины XIX века.
Весьма изобретательно подошли создатели к рекламе пончиков.
Искусство
Довольно интересная афиша событий для всех, кто увлечён театром. Есть даже давно позабытый формат мероприятий — диспут.
Не будем забывать, что данные изображения взяты из журнала «Театральная декада», чья аудитория принадлежала к числу ценителей искусства.
Кто такой Веня Д’ркин — молодой поэт и музыкант родом из 1990‑х, так и не переживший эту эпоху и умерший в 1999 году в возрасте 29 лет? Можно ли его направление причислить к бард-року? В чём смысл его псевдонима? Об этом рассказывает очерк нашего автора, современного поэта Александра Скубы.
В статьях о российской рок-музыке общим местом являются слова о логоцентричности данного направления. Вначале было слово, которым сокрушали города и останавливали реки. Многие меломаны брезгливо относятся к русской рок-музыке как к подвальной, вторичной и эпигонской. Данные сентенции сложно назвать безосновательными, однако высокопарные рассуждения на этот счёт суть вкусовщина.
В конце 80‑х годов в ходу отечественной рок-прессы было полузабытое выражение «бард-рок». В том смысле, что барды взяли в руки электрогитары и запели своё КСП, цитируя мелодические стандарты западных кумиров. Отчасти это утверждение верно, потому что семантика русской рок-словесности во многом коренилась в традициях советской авторской песни.
Несмотря на то что к бардам сегодня относятся, как правило, с усмешкой, напомним, что Высоцкий, Визбор и Галич тоже относились к этому направлению. Зачастую ироничный взгляд на авторскую песню мотивируется тем, что существенная часть современных бардов застряла внутри своего микромира. Тексты их песен стали не чем иным, как перебором различных клише, кочующих из текста в текст.
С другой стороны, такое утверждение вполне применимо к любому стилю — нескольких действительно талантливых авторов всегда будет окружать значительное количество посредственностей. Проблемы авторской песни состоят в том, что это изначально маргинальный стиль. Попадание талантливого барда в обойму даже в контексте андерграундной среды усложняются тем, что отношение к человеку с гитарой у публики изначально предвзято — «Ну, что там? Лыжи у печки ты обнимаешь нежно?».
Однако в любом стиле есть самородки. Таким был Веня Д’ркин (настоящее имя — Александр Литвинов). В отличие от бард-рокеров 80‑х, Веня был скорее рок-бардом. Основой семантики песен Д’ркина была поэтика русского рока, цитаты из бардов там были вторичны. Например, в песне «Молодой пожарный» легко читается ирония над агрессивной манерой пения Егора Летова, в «Мышином марше» — бытовые эзотерические образы, свойственные БГ, а в целом проблематика песен характерна скорее для среды хиппи, интеллектуальных неформалов, нежели чем для походников.
Сам псевдоним Литвинова — Веня Д’ркин — прекрасно гармонирует с содержанием его песен. Веня — да, это же Веничка Ерофеев, задумчивый выпивоха, проводящий жизнь в блужданиях между станциями, эпохами и страницами романов. Фамилия порой пишется как Дыркин, но это неверно, так смак пропадает. Дыркин-то Дыркин, но зачем об этом всерьёз распространяться? Нетипичная для аристократического уха буква «Ы» прикрыта апострофом, что придаёт псевдониму какой-то нездешний флёр.
Надо сказать, сам Д’ркин был мастером стилизации. Есть множество авторов, темами песен, которых являются разнообразные события: от военных действий до покупки лошади в колхозном хозяйстве. При этом зачастую все эти песни проговариваются с одной интонацией, лексика практически не меняется и получается какая-то частушечная акынщина. Сама по себе история может быть интересной, смешной и оригинальной, но предсказуемость и монотонность образов убивает самый неординарный замысел, исполнителю попросту перестают верить.
У Д’ркина все слова били точно в цель. Если смешно, то до колик, если страшно, то до холода, прохаживающегося по спине, если грустно, то до слёз. Самое странное, что Веня жил не в Москве и не в Петербурге, а в Луганске — казалось бы, так далеко от того, что сейчас принято называть «дискурсом». Именно эта отдалённость провинциальных музыкантов от тусовки с её законами и табу во многом предопределяет их самобытность. Они переосмысляют музыкальную среду в соответствии с собственным бытием, что делает их творчество отличным от общего течения.
Мертвенный пепел лун в трауре неба,
Перхотью буквы звёзд — моё имя,
Чтобы его прочесть — столько вёрст…
В песнях Д’ркина очень часто сквозит чувство, которое возникает, когда некуда, нечего, незачем и некому. Когда просто пережимается кислород, но надо идти. Не на бой, не на плаху, а куда-то. Странное подтрунивание над абсурдными сторонами человеческой жизни — раз — и сменяется невыносимым, тёмным одиночеством, которое простирается невыносимо далеко.
При этом ты понимаешь, что кислород перекрыт, а дышать надо. Не можешь дышать, так других научи. Покажи, если можешь, как, они, может, сумеют. Дело ведь вовсе не в том, что всё очень плохо, дело в том, что порой действительно всё очень плохо. Ты этого совсем не ждёшь, а оно накрывает тебя с головой. Дело же вовсе не в том, что так будет всегда, так что и двигаться никуда не надо. Наоборот, двигаться жизненно необходимо, двигаться как можно быстрей, иначе плохо будет. Тьма у Д’ркина бывает непроглядной, злой и колючей, а на душе всё равно легко. Потому что внутри тепло.
И тут в пору сокрушаться: почему в стране живут такие люди, пишут такие песни, а в телевизоре — эти… Да потому, что такие люди, как Д’ркин — живут, а эти — в телевизоре. Что с них взять-то?
В реальной жизни Александр Литвинов был учителем, работал на стройке, выступал на разных фестивалях неформальной песни. Был женат, имел сына, дружил с известными в узких кругах музыкантами Александром Непомнящим и Геннадием Жуковым.
В принципе, ценность его творчества заключается во многом в том, что Веня Д’ркин и Александр Литвинов — это один и тот же человек. Песни Д’ркина — это песни про Литвинова. Конечно, не без украшательства. Но, с другой стороны, почему бы и нет? Разве никому никогда не хотелось выйти из трамвая не на надоевшую до боли остановку, где поликлиника, а на улицу жаркого Рио-де-Жанейро. Или никого бы не обрадовал жираф, работающий кассиром в местном клубе? Главное — мечтать и верить, остальное приложится.
Чувак в клёшах, чувак в клёшах дорогу перешёл,
А это значит, что ишо всё будет хорошо.
Многие песни Д’ркина были очень веселыми. На фоне повсеместной скотской жизни Д’ркин позволял себе элегантную иронию, которая никогда не переходила в цинизм. Это очень важное качестве человека — сохранить изначальную самость на фоне тотальной бесталанности и похабности. В эпоху всепобеждающего кабака Д’ркину удалось сохранить дух милых провинциальных варьете, утончённых и вместе с тем немного неуклюжих.
В этом плане его творчество во многом рифмуется с песнями московского барда Александра О’Шеннона. Тот же апостроф в фамилии, то же ироническое декадентство, то же внутренне одиночество, сквозящее тут и там.
Д’ркин был очень бытовым поэтом, видевшим умирающую провинцию в её алкогольном делирии. В мире Венички был не только героический Нибелунг или охотящийся за сигаретными бычками никотиновый маньяк, но и вполне конкретный гопник, насилующий малолетку Весну.
По сути, жизнь любого постсоветского неформала — это вечное бегство. Бегство от гопников, от строгих родителей, от провинции и метрополии, от юности и от взросления, от казённых речей, подвального мата и прочих проявлений хроноса, космоса, эроса, расы, вируса. Бегство на флэты и фесты, в Хибины, в Кастанеду или Маркеса, в анархисты или хиппи, безответственно и остервенело, в такт пронзительному вою Янки Дягилевой или Аллена Гинзберга, домой. Д’ркин был таким же фантазёром-беглецом, который, вместо того, чтобы петь стандартный набор известных любому стареющему подростку тех лет песен на вечеринках, зачем-то выдумал себе роль непризнанного большого поэта, коим и стал.
Про Д’ркина было написано много статей, мол, гений, мол, не разглядели, мол, не то время. Но дело ведь совершенно не в этом. Ни про Высоцкого, ни про Башлачёва, ни про многих других талантливых поэтов никак нельзя сказать, что их не разглядели. С другой стороны, 90‑е были трагичны во многом своей иллюзорной свободой. Параллельно журналисты и культурологи сформировали иконический ряд отечественной рок-музыки, в котором не нашлось место для множества самобытных авторов. Рок-музыка коммерциализировалась, а усилий попечителей молодых дарований, какими были в то время, например, Юрий Шевчук или Александр Скляр, не хватало на то, чтобы объективно оценить всех незамеченных ранее самородков. Поэтому многих действительно не оценили.
Хотя почему не оценили? Вряд ли музыканты, подобные Д’ркину, должны собирать стадионы и давать мессианские интервью многотиражным изданиям. Для таких людей главное — быть услышанными теми, кто действительно услышит и прочувствует. Журналист Лев Гончаров верно написал в журнале «Контркультура» о Янке Дягилевой: «Если вдруг выйдет пластинка Янки, то это будет уже не Янка, а пятьдесят, скажем, тысяч одинаково бездушных кусков пластмассы». Для людей, подобных Д’ркину, важно просто говорить, именно поэтому они не пытаются играть в кошки-мышки ни с масскультом, ни с генсеками андерграунда.
Чистой водой мчится домой твоё ладо.
Среди дорог, забитых травой, мой путь светел.
Видимо, последние 30 лет — это действительно не то время, которому нужен свой Высоцкий, единый, монолитный, бесспорный. Мы стали то ли слишком разными, то ли слишком циничными, то ли дело и в том, и в другом. Веня умер в 29 лет, от рака, в одной из подмосковных больниц. Друзья всем миром собирали деньги на операцию — не смогли. К умирающему Д’ркину заходил известный продюсер, хотел, чтобы его подопечная исполняла песни Вени, на что тот съязвил, мол, единственное, что может предложить поэту большой город — это акт публичного мужеложства.
Казалось бы, зря, казалось бы, логичный финал заведомо проигранной игры, но нет, всё не зря. Это становится ясно на каком-то фестивале, куда ты ехал через всю страну. На часах уже восемь вечера, ты приходишь в свой лагерь, приветствуешь всех неизменным добрым утром и тут твои друзья, а с ними и ты, начинают петь про непохожую на сны или кошку в окрошке. Следовательно, Венино послание было и принято, и считано своими. А другие — пусть их, всем мил не будешь. Нам остаётся повторять:
Маршал железной дороги, маршал железной дороги,
Где твоя гвардия, брошенная на произвол?
Маршал железной дороги, маршал железной дороги,
Почему ты так рано ушёл?
Эксперименты советских руководителей по строительству дивного нового мира коснулись практически всех сфер человеческой жизни. Жилище как нечто для каждого человека предельно личное также стало важным компонентом социального строительства. После революции привычный уклад жизни крупных городов изменился. Их наводнили крестьяне, приехавшие на заработки. Новым горожанам, разумеется, необходимо было где-то жить…
Жилищные условия стали диктовать особый механизм поведения: для того, чтобы получить желанные квадратные метры в ситуации их крайнего дефицита, необходимо было как следует послужить на благо действующей власти. Поскольку масштабного строительства в первые годы после революции не происходило, поиск жилья для пролетариата оказывался неизбежно связан с ухудшением условий для людей, считавшихся зажиточными.
Все операции с недвижимостью в ранний советский период контролировались специальными органами, в том числе органами безопасности (ЧК, НКВД). По собственной инициативе советский гражданин не мог ни продать, ни разменять свою квартиру, ни построить дом — таким образом, привязанность к месту жительства стала для людей почти стопроцентной.
А вот обнаружить в один прекрасный день новых жильцов в своей квартире человек небедствующий мог легко. Это идеально вписывалось в представления советских властей о правильном укладе жизни. Советские люди хотя и должны были существовать коммунами, но по собственной инициативе в подобные стаи почему-то сбиваться не торопились. В связи с этим властям приходилось ускорять ход процесса.
Вождь мирового пролетариата Владимир Ленин самолично сформулировал принцип, по которому и стали действовать советские руководящие органы: богатой считается та квартира, в которой комнат столько же, сколько жильцов, или больше.
Стоит понимать, что комната комнате бывает рознь. Те граждане, кого новые власти считали зажиточными, имели наглость жить в комнатах площадью в два, три, а то и больше десятков квадратных метров. С этим необходимо было что-то делать, поэтому сразу после революции был определён метраж так называемой «нормальной комнаты», подходящей для советского человека. На взрослого с ребёнком до 2 лет полагалось 10 квадратных метров, а если дитя уже в возрасте от 2 до 12 лет, то на него давали дополнительно ещё 5 метров. В больших комнатах сделали перегородки — в каждую из получившихся ячеек, как правило, селили одну семью. Так в Советском Союзе возникли коммунальные квартиры.
В 1919 году норму скорректировали — с 10 метров норма на одного взрослого была снижена до 8. По факту в 1920‑е годы даже такие скудные показатели в реальности не обеспечивали. В 1926 году в Москве на одного человека приходилось в среднем 5,2 квадратных метра, по стране же почти 6. Новые квартиры, которые возводили в 20‑е и 30‑е годы, также заселяли из расчёта по одной семье в комнату, при том, что средняя «трёшка» редко имела площадь более 50 квадратов.
Ещё одним форматом строительства стали дома-коммуны — они, как правило, возводились для работников определённых предприятий и по сути своей мало чем отличались от казарм. В идеальном мире советских архитекторов жилец такого дома мог пользоваться всей общественной инфраструктурой и не задумываться об обеспечении личной. Не надо готовить на собственной кухне, ведь вопрос питания решает общая столовая. Душевые и ванные также не обязательны, ведь есть общественные бани.
Эксперимент с домами-коммунами достаточно быстро свернули из-за плохой реализации утопической идеи. Жить на всём готовом советским гражданам оказалось сложно.
Строительство востребованных и сегодня «сталинок» происходило начиная с 1935 года вплоть до перехода к массовому панельно-кирпичному строительству. Архитекторы, с одной стороны, делали достаточно индивидуальные проекты, с другой — отказывались от излишеств в оформлении. Стоит разделять номенклатурное жильё, то есть качественно сделанные дома, возводившиеся в тот период для государственного руководства, и массовое — последнее было проще и дешевле.
С началом Великой Отечественной войны перед советской властью встала новая проблема, связанная с обеспечением граждан жильём. Крупные столичные предприятия эвакуировали вглубь Центральной России, на Урал и ещё дальше. Вместе с производственными мощностями переезжали и все сотрудники предприятий, селить которых было особенно некуда. Распределение жилой площади работало из рук вон плохо, в связи с этим популярным среди новоприбывших граждан стал самозахват жилья. Например, в Ростове-на-Дону в 1943 году самовольно захваченными числились 1345 квартир в 6 районах города. Новые жильцы, поселившиеся во временно пустовавших квартирах, как правило, не заботились об имуществе прошлых хозяев дома, а власти не могли на должном уровне контролировать эти процессы.
В первые же годы после войны на высшем уровне декларируют принцип: должные жилищные условия для семьи — это не комната, а отдельная квартира. Исходя из такого правила с этого момента начнёт работать советское домостроение, однако, обеспечить отдельным жильём всех желающих ему так и не удастся. Проблема существования коммунальных квартир станет бичом советского общества, в некоторых же городах останется актуальной и в XXI веке. Так, например, в исторической части Петербурга ещё живы около ста тысяч коммуналок. С одной стороны, квартиры на несколько семей в европейском городе-миллионнике кажутся страшным пережитком, с другой — обеспечивают жителям регионов возможность дёшево приобрести или арендовать жильё.
В послевоенное десятилетие стало очевидно, что решить проблему с нехваткой жилья могут только радикальные меры. Именно такие в 1957 году и провозгласил Никита Хрущёв. В СССР началась затяжная эпоха панельного домостроения. Новые дома на окраинах с тесными проходными комнатами росли необычайно быстро. Согласно проектам, прозванные в народе «хрущёвками» здания должны были стать временным жильём лет на 30. Вместо них позднее хотели построить другие, более капитальные дома, однако, падение советского строя распорядилось с его архитектурным наследием иначе.
В «хрущёвках» была незначительно скорректирована норма обеспечения жилья: теперь это уже 9 метров на человека. Правда, добиться организации личного, интимного пространства в проходных комнатах по-прежнему было сложно. Не способствовала этому и плохая звукоизоляция, позволявшая узнать все подробности о жизни соседей сверху, снизу и сбоку. Тем не менее, своих результатов программе строительства жилья массовых серий добиться удалось — западные специалисты подсчитали, что к 1970 году в новые дома переехали 126 млн советских граждан.
С начала 70‑х «хрущёвки» перестали строить в Ленинграде, в остальных городах страны их возведение происходило вплоть до конца 80‑х годов. В городе на Неве заменой им стали так называемые «дома-корабли» — проекты серии 1‑ЛГ-600. Назвали их так за сходство с круизными лайнерами — линии окон у зданий были сплошными, как на палубе морского туристического судна. Замена «хрущёвкам», правда, оказалась так себе — жители «кораблей» жаловались, в частности, на крайне тонкие стены, которые не спасали от холодного северного ветра, и маленькую площадь кухни — около 6 метров.
Попытку сделать доступное жильё ещё и комфортным по всему СССР предприняли при Леониде Брежневе. Имя этого генерального секретаря, как и его предшественника, оказалось увековечено в названии серии жилых домов. Новые дома массовых серий имели несколько отличий от пилотного проекта — в них появились лифты и мусоропроводы, а также раздельные санузлы. Площади квартир, правда, больше не стали. Однокомнатная квартира могла иметь площадь в 22 квадратных метра, а четырёхкомнатная каким-то чудом втискивалась в 58.
Нововведением брежневского периода стали также дома гостиничного типа, в которых были лишь очень малогабаритные «однушки», а то и вовсе то, что сейчас принято называть студиями — комнаты с выделенной нишей для приготовления пищи. В последнем случае места для того, чтобы поставить полноценную ванну не хватало, поэтому в совмещённом санузле ставилась ванна сидячая. Как правило, в домах-«гостинках» была коридорная система, а число комнат на одном этаже могло превышать 40.
Впоследствии различные экспериментальные серии жилья вырастали в отдельных российских городах. Домами своих, особенных, серий застраивались окраины Москвы и Ленинграда, крупных региональных центров. На смену типовым проектам всё чаще стали приходить индивидуальные. Облик советских городов становился всё более разнообразным.