Фотоработы Евгения Халдея

Флаг над Порт-Артуром. Сентябрь 1945 года

Евге­ний Хал­дей, фото­кор­ре­спон­дент ТАСС, стал сви­де­те­лем клю­че­вых собы­тий Вели­кой Оте­че­ствен­ной вой­ны. Рос­ший на Дон­бас­се, он с ран­них лет начал увле­кать­ся фото­гра­фи­ей. Маль­чик в 12 лет сма­сте­рил свою первую фото­ка­ме­ру: объ­ек­ти­вом послу­жи­ла лин­за из бабуш­ки­ных очков, а кор­пу­сом — обыч­ная кар­тон­ная короб­ка. На эту каме­ру Хал­дею уда­лось заснять город­скую церковь.

Затем под­рост­ком Хал­дей начал рабо­тать на заво­де. Там он про­дол­жал зани­мать­ся сво­им хоб­би. Хал­дей фото­гра­фи­ро­вал завод­скую жизнь и зани­мал­ся само­об­ра­зо­ва­ни­ем. Агит­бри­га­да заво­да заин­те­ре­со­ва­лась юным фото­гра­фом, Хал­дей начал участ­во­вать в оформ­ле­нии стен­дов, а со вре­ме­нем — сотруд­ни­чать с агент­ства­ми «Прес­с­фо­то» и «Союз­фо­то».

В 17 лет, в 1933 году, Евге­ний Хал­дей уже был штат­ным фото­гра­фом газе­ты «Ста­лин­ский рабо­чий», а чуть поз­же — «Соци­а­ли­сти­че­ско­го Дон­бас­са». Фото­граф посто­ян­но участ­во­вал в кон­кур­сах, на кото­рых был сре­ди при­зё­ров. В 1936 году 20-лет­ний Хал­дей отпра­вил­ся в Моск­ву и начал рабо­тать в фото­хро­ни­ке ТАСС. Хал­дей путе­ше­ство­вал по СССР, сни­мал гран­ди­оз­ные совет­ские строй­ки, так­же ездил на Памир, где ощу­тил совет­скую восточ­ную экзо­ти­ку. Одна­ко жизнь фото­гра­фа, как и всей стра­ны, кру­то изме­ни­лась 22 июня 1941 года.

Евге­ний Хал­дей про­шёл всю вой­ну. 22 июня он был в Москве, где запе­чат­лел тол­пу, слу­ша­ю­щую зна­ме­ни­тую речь Моло­то­ва. Прак­ти­че­ски сра­зу после это­го он отпра­вил­ся на Север­ный флот, впо­след­ствии он был в Росто­ве-на-Дону и в Сева­сто­по­ле, участ­во­вал в штур­ме Ново­рос­сий­ска, а затем вме­сте с Крас­ной арми­ей осво­бож­дал Евро­пу — Румы­нию, Юго­сла­вию, Бол­га­рию, Австрию и Вен­грию. И вот уже дела­ет Хал­дей свой зна­ме­ни­тый сни­мок с фла­гом над Рейхс­та­гом. Впро­чем, для фото­гра­фа вой­на закон­чи­лась не 9 мая 1945 года — Евге­ний Хал­дей фото­гра­фи­ро­вал Нюрн­берг­ский процесс.

После вой­ны, в 1948 году, Хал­дей был уво­лен из ТАСС. Фото­граф попал под удар из-за кам­па­нии про­тив кос­мо­по­ли­тов. Была вынуж­ден­ная пау­за в карье­ре фото­гра­фа. Затем он начал фото­гра­фи­ро­вать для «Прав­ды» и неко­то­рых дру­гих изда­ний. Хал­дей был живой леген­дой и образ­цом для под­ра­жа­ния. В 1978 году состо­я­лось откры­тие его пер­вой пер­со­наль­ной выстав­ки в Сева­сто­по­ле. В 1990‑е его твор­че­ством заин­те­ре­со­ва­лись за рубе­жом: были выпу­ще­ны две био­гра­фи­че­ские кни­ги, посвя­щён­ные фото­гра­фу, а так­же появил­ся доку­мен­таль­ный фильм.

За два года до смер­ти, в 1995 году, Евге­ний Хал­дей полу­чил титул «Рыца­ря орде­на искусств и лите­ра­ту­ры» на фести­ва­ле во фран­цуз­ском Пер­пи­ньяне. Умер Евге­ний Хал­дей в Москве 6 октяб­ря 1997 года.

Пред­ста­вим под­бор­ку наи­бо­лее ярких фото­гра­фий, сня­тых Хал­де­ем с 1934 по 1946 год.


Сни­мок рабо­че­го на род­ном для фото­гра­фа Дон­бас­се. 1934 год
«Паш­ня». Укра­и­на. 1934 год
Паша (Прас­ко­вья) Анге­ли­на, одна из удар­ниц ста­ха­нов­ско­го дви­же­ния. 1935 год
«Погра­нич­ни­ки». Памир. 1938 год
Участ­ни­цы стро­и­тель­ства Дне­пров­ско-Буг­ско­го кана­ла. 1940 год
Зна­ме­ни­тый кадр, на кото­ром моск­ви­чи слу­ша­ют речь Моло­то­ва в вос­крес­ный пол­день 22 июня 1941 года. В Совет­ском Сою­зе нача­лась Вели­кая Оте­че­ствен­ная война
Хал­дей пер­вый пери­од вой­ны про­вёл за поляр­ным кру­гом. Фото­гра­фия 95-го истре­би­тель­но­го авиа­ци­он­но­го пол­ка. 1942 год
Коман­ду­ю­щий Север­ным фло­том вице-адми­рал Голов­ко награж­да­ет лич­ный состав под­вод­ной лод­ки «К‑1» на при­ча­ле воен­но-мор­ской базы Север­но­го фло­та. 1942 год
Сол­дат­ский труд. Запо­ля­рье. 1941 год
Моря­ки идут по Мур­ман­ску. 1941 год
Мур­манск после бом­бар­ди­ров­ки. Июнь 1942 года
Высад­ка десан­та. Север­ный флот. 1941 год
Жерт­вы рас­стре­ла во дво­ре тюрь­мы. Ростов-на-Дону. 1943 год
Ещё одна фото­гра­фия уби­тых мир­ных жите­лей из Ростова
Осво­бож­де­ние Кер­чи. 1944 год
Десант в Кер­чи. 1944 год
Лет­чи­цы 46-го жен­ско­го авиа­ци­он­но­го пол­ка Таман­ской диви­зии в Ново­рос­сий­ске. 1943 год
Сня­то в Крас­но­дар­ском крае
Бой­цы чита­ют газе­ты. Керчь. 1944 год
Раз­ру­ше­ния в Сева­сто­по­ле. Май 1944 года
Хал­дей побы­вал в Восточ­ной Евро­пе в 1944 году. Так встре­ча­ли совет­ских сол­дат-осво­бо­ди­те­лей в Бухаресте
Похо­ро­ны вои­на. Югославия
Крас­ный флаг над Кер­чен­ским полу­ост­ро­вом. 1944 год
Коман­дир под­вод­ной лод­ки «Щ‑421», Герой Совет­ско­го Сою­за Нико­лай Лунин. 1942 год
В полё­те над Ново­рос­сий­ском. 1943 год
Ремонт эскад­рен­но­го мино­нос­ца «Бес­по­щад­ный»
«Так закан­чи­ва­ют­ся вой­ны». Фото сня­то в Сева­сто­по­ле в 1944 году
Иосип Броз Тито встре­ча­ет свои вой­ска в Белграде
Герой Совет­ско­го Сою­за штур­ман Сер­гей Дуп­лий. Фото дати­ро­ва­но 1944 годом
Идёт вос­ста­нов­ле­ние Сева­сто­по­ля. 1944 год
Совет­ские и юго­слав­ские бой­цы с наци­о­наль­ны­ми фла­га­ми в 1944 году
Сры­ва­ют сва­сти­ку с ворот заво­да име­ни Вой­ко­ва в Кер­чи после освобождения
Дети на пля­же после осво­бож­де­ния Сева­сто­по­ля. 1944 год
Регу­ли­ров­щи­ца в Вене. Апрель 1945 года
Сни­мок сде­лан в Вене в апре­ле 1945 года
Артил­ле­рий­ский бой на ули­цах Буда­пешта. Фев­раль 1945 года
Горит зда­ние геста­по под Веной. Апрель 1945 года
Раз­го­вор с воен­но­плен­ны­ми. Бер­лин. Май 1945 года
Бежен­цы воз­вра­ща­ют­ся. Бер­лин в 1945 году
У Бран­ден­бург­ских ворот. Май 1945 года
Ещё один зна­ме­ни­тый кадр Хал­дея. Поэт Евге­ний Дол­ма­тов­ский со скульп­тур­ной голо­вой Гит­ле­ра в Берлине
Семья наци­ста-само­убий­цы в пар­ке у зда­ния Пар­ла­мен­та в Вене. Апрель 1945 года
Совет­ские вой­ска пере­хо­дят гра­ни­цу Австрии. Апрель 1945 года
Офи­ци­аль­ная фото­гра­фия «Боль­шой трой­ки» на Потс­дам­ской кон­фе­рен­ции 1945 года
Шут­ли­вое фото «Малой трой­ки» на той же Потс­дам­ской кон­фе­рен­ции. Сидят трое воен­ко­ров, сле­ва — сам Евге­ний Халдей
Каза­ки на Пара­де Побе­ды 24 июня 1945 года
Кон­стан­тин Рокос­сов­ский на Пара­де Победы
Будён­ный, Ста­лин и Жуков на три­буне Мав­зо­лея во вре­мя Пара­да Победы
Вул­кан Коряк­ская соп­ка неда­ле­ко от Пет­ро­пав­лов­ска-Кам­чат­ско­го. Сни­мок сде­лан на одном из аэро­дро­мов авиа­уз­ла Ели­зо­во. Август 1945 года, Вто­рая миро­вая вой­на ещё продолжается
Китай­ский рыбак в Порт-Артуре
Флаг над Порт-Арту­ром. Сен­тябрь 1945 года

Смотреть и слушать

Кадр из программы «Музыкальный ринг»

Оте­че­ствен­ное теле­ви­де­ние в девя­но­стые и пер­вой поло­вине нуле­вых уде­ля­ло осо­бое вни­ма­ние совре­мен­ной музы­ке. Когда-то суще­ство­ва­ли два пол­но­цен­ных музы­каль­ных теле­ка­на­ла — пона­ча­лу куль­то­вое MTV и более про­стец­кое Муз-ТВ. Кро­ме это­го, у боль­ших феде­раль­ных кана­лов име­лись свои музы­каль­ные редак­ции, регу­ляр­но выпус­ка­ю­щие инте­рес­ные программы.

Ныне музы­каль­ные кана­лы так­же мож­но отыс­кать на кабель­ном теле­ви­де­нии, но зри­те­лей у них не боль­ше, чем у теле­ка­на­лов про охо­ту и рыбал­ку. Уро­вень их сомни­те­лен и далёк от того, что выпус­ка­лось десять лет назад. Вспом­ним несколь­ко осо­бо при­ме­ча­тель­ных теле­пе­ре­дач, кото­рые фор­ми­ро­ва­ли вку­сы, доку­мен­ти­ро­ва­ли про­ис­хо­дя­щее и про­сто очень задор­но развлекали.

Кадр из про­грам­мы «Музы­каль­ный ринг»

Программа «А» (ЦТ СССР, РТР, ТВ-Центр; 1989–2000)

Сей­час, спу­стя уже 15 лет после того, как про­грам­ма пре­кра­ти­ла выхо­дить в эфир, бук­ву «А» мож­но рас­шиф­ро­вать как отсыл­ку к ака­де­ми­че­ско­му под­хо­ду. Настоль­ко тща­тель­но созда­тель про­ек­та Сер­гей Анти­пов, чело­век со сте­рео­тип­ной внеш­но­стью пред­ста­ви­те­ля совет­ской науч­ной интел­ли­ген­ции, отно­сил­ся к рок-музы­ке. Исто­рию позд­не­со­вет­ско­го и рус­ско­го анде­гра­ун­да мож­но писать на осно­ве обшир­но­го архи­ва программы.

Про­грам­ма «А» не име­ла ярко выра­жен­но­го фор­ма­та, даже хро­но­мет­раж посто­ян­но менял­ся, но неуклон­но соблю­да­лись два усло­вия — кон­церт­ные выступ­ле­ния и интер­вью с музы­кан­та­ми. Она предо­став­ля­ла эфир самым неод­но­знач­ным арти­стам эпо­хи — Егор Летов рас­ска­зы­вал о «цар­стве Божьем на зем­ле», Олди играл кон­церт в лесо­пар­ко­вой зоне, «Свин» из «АУ» устра­и­вал пер­фор­манс на сцене. Одна­ко же глав­ны­ми геро­я­ми для Сер­гея Анти­по­ва были Борис Гре­бен­щи­ков и Юрий Шев­чук. Обо­зре­ва­лась и зарож­да­ю­ща­я­ся в 90‑х аль­тер­на­тив­ная сце­на: были репор­та­жи и выступ­ле­ния арти­стов фести­ва­ля «Учи­тесь пла­вать», с пер­вым теле­ви­зи­он­ным кон­цер­том в эфи­ре про­грам­мы высту­па­ли «Кир­пи­чи».


Музыкальный ринг (Пятый канал, РТР; 1984–2000)

Про­грам­ма име­ла две ипо­ста­си. Изна­чаль­но, в пере­стро­еч­ное вре­мя, в назва­нии дан­ной про­грам­мы «рин­гом» назы­ва­лось место выступ­ле­ния арти­стов. Музы­кан­ты — пре­иму­ще­ствен­но выхо­дя­щие из тени роке­ры — высту­па­ли на сцене, напо­ми­на­ю­щей аре­ну цир­ка. После каж­дой пес­ни они попа­да­ли под обстрел из каверз­ных вопро­сов от зри­те­лей раз­ных воз­рас­тов и соци­аль­ных групп. Гра­дус дис­кус­сии был очень высок.

При вто­рой ипо­ста­си уже в 1990‑е годы ринг стал местом про­ти­во­бор­ства музы­кан­тов. Побе­ди­те­ля опре­де­ля­ли с помо­щью голо­со­ва­ния. Поп-арти­сты сме­ни­ли пере­стро­еч­ных роке­ров. Из при­ме­ча­тель­но­го: у про­грам­мы появил­ся клон на НТВ с назва­ни­ем «Музы­каль­ный ринг НТВ».


МузОбоз (Первый канал, 2×2, ТВ‑6; 1991–2000)

Глав­ным вест­ни­ком оте­че­ствен­ной поп-музы­ки, кото­рая ещё не полу­чи­ла обид­но­го наиме­но­ва­ния «попса» (пом­нит­ся, поп-музы­ку назы­ва­ли про­сто поп­сом), был «МузО­боз». Рас­шиф­ро­вы­ва­ет­ся наиме­но­ва­ние как «Музы­каль­ное Обо­зре­ние». Выхо­дец из коман­ды «Взгля­да» Иван Деми­дов решил запу­стить музы­каль­ную про­грам­му новост­но­го характера.

Фор­мат стан­дарт­ный — кли­пы, репор­та­жи, интер­вью. «МузО­боз» устра­и­вал сбор­ные кон­цер­ты раз­лич­ных поп-звёзд по горо­дам и весям. К сло­ву, он отпра­вил­ся с кон­цер­та­ми в При­бал­ти­ку, где рус­ские полу­чи­ли ста­тус неграж­дан; про­грам­ма была обви­не­на чуть ли не в том, что явля­лась импер­ским зна­ме­нем России.

«МузО­боз», коче­вав­ший по раз­ным кана­лам, но ассо­ци­и­ру­ю­щей­ся с ТВ‑6, стал насто­я­щей ака­де­ми­ей для моло­дых жур­на­ли­стов. Имен­но в этом теле­про­ек­те нача­ли рабо­тать Отар Куша­на­шви­ли и Лера Куд­ряв­це­ва, насто­я­щие звёз­ды оте­че­ствен­но­го ТВ. А сам Иван Деми­дов, бла­го­да­ря сво­е­му без­уко­риз­нен­но­му ими­джу, стал фигу­рой куль­то­вой. Рэпер Slim уже в нынеш­нем деся­ти­ле­тии зачи­ты­вал: «невоз­му­тим как Иван Деми­дов на МузО­бо­зе». И пожив­ший слу­ша­тель пре­крас­но пони­мал это срав­не­ние. Сей­час Иван Деми­дов теле­ви­де­ни­ем не зани­ма­ет­ся, а зани­ма­ет­ся поли­ти­кой и явля­ет­ся чуть ли не самым при­ят­ным лицом «Еди­ной России».


Дрёма (ТВ‑6; 1997–1998)

Под­за­го­ло­вок про­ек­та, не про­дер­жав­ше­го­ся и полу­го­да на теле­ви­де­нии, но ока­зав­ше­го­ся очень вли­я­тель­ным и запо­ми­на­ю­щем­ся, зву­чал так — «народ­ная про­грам­ма». Ноч­ное музы­каль­ное шоу, запу­щен­ное на ТВ‑6, было каким угод­но, но толь­ко не народ­ным. На экране чере­до­ва­лись лишён­ные сюже­та безум­ные дей­ствия, отда­лен­но напо­ми­на­ю­щие чело­ве­че­ское обще­ние, с кли­па­ми анде­гра­унд­ных артистов.

Веду­щие «Дрё­мы» — Анфи­са Чехо­ва и Вла­ди­мир Епи­фан­цев. Анфи­са Чехо­ва, толь­ко появив­ша­я­ся на ТВ, экс­плу­а­ти­ро­ва­ла свою сек­су­аль­ность, задор­но флир­туя с Епи­фан­це­вым в стрип-баре. Вла­ди­мир Епи­фан­цев, тогда ещё длин­но­во­ло­сый музы­кант индаст­ри­ал-кол­лек­ти­ва «Соба­ки Таба­ка» (режис­сё­ром пере­да­чи был его кол­ле­га по груп­пе Роберт Остро­луц­кий), выгля­дел чуть ли не как маньяк. Поз­же и Епи­фан­цев, и Чехо­ва пре­вра­тят­ся в звёзд в выбран­ных амплуа: Епи­фан­цев — как глав­ный экс­пе­ри­мен­та­тор и арт-тер­ро­рист стра­ны, а Анфи­са Чехо­ва ста­нет одной из самых извест­ных секс-див.


Кафе «Обломов» (НТВ, РТР; 1994–1997)

Шоу Арте­мия Тро­иц­ко­го и шоу име­ни Арте­мия Тро­иц­ко­го. На момент запус­ка пере­да­чи «Кафе „Обло­мов“» Тро­иц­кий — глав­ный музы­каль­ный кри­тик Рос­сии, непре­ре­ка­е­мый авто­ри­тет, автор бест­сел­ле­ра «Рок в Сою­зе», рас­про­стра­няв­ше­го­ся в том чис­ле сам­из­да­том и под раз­ны­ми загла­ви­я­ми. На осно­ве мне­ния Тро­иц­ко­го, извест­но­го не толь­ко в Рос­сии, но и на Запа­де, состав­ля­лись спис­ки выез­жа­ю­щих на загра­нич­ные фести­ва­ли музы­кан­тов, он дру­жил с Аллой Бори­сов­ной, то есть зна­че­ние его лич­но­сти было весь­ма вели­ко ещё в Совет­ском Союзе.

К сере­дине 90‑х Тро­иц­кий мог поз­во­лить сде­лать эли­тар­ную про­грам­му с вальяж­ны­ми высо­ко­ло­бы­ми рас­суж­де­ни­я­ми и пере­до­вы­ми запад­ны­ми арти­ста­ми. Тро­иц­ко­му давал интер­вью Дэвид Боуи, в одном из выпус­ков появил­ся даже Юрий Хой (с Надеж­дой Баб­ки­ной). Глав­ная функ­ция про­грам­мы, без­услов­но, про­све­ти­тель­ская, ино­гда Арте­мий Киво­вич отжи­гал, но это слу­ча­лось ред­ко. Смот­реть исклю­чи­тель­но музы­каль­ным гикам.


Акулы пера (ТВ‑6. TV Jam; 1995–1998, 2009–2010, 2012)

Звёз­ды под при­це­лом. Про­об­ра­зом теле­про­грам­мы послу­жил, без­услов­но, «Музы­каль­ный ринг». Имен­но там зри­те­ли зада­ва­ли самые непри­ят­ные вопро­сы при­гла­шён­ным арти­стам. В «Аку­лах пера» зри­те­лей заме­ни­ли про­фес­си­о­наль­ные спра­ши­ва­ю­щие — жур­на­ли­сты, в основ­ном из печат­ных зда­ний, а гра­дус вопро­сов повы­сил­ся ещё силь­нее. Вёл про­грам­му музы­каль­ный обо­зре­ва­тель «МК» Илья Легостаев.

Гостя­ми «Акул пера» были как рус­ские роке­ры, так и пред­ста­ви­те­ли так назы­ва­е­мой попсы. Одним из самых резо­нанс­ных выпус­ков ста­ла про­грам­ма с уча­сти­ем груп­пы «Маль­чиш­ник» и пер­вым выступ­ле­ни­ем Дель­фи­на в каче­стве соль­но­го арти­ста. «Аку­лы пера» два­жды пыта­лись реани­ми­ро­вать на интер­нет-кана­ле TV Jam, с жур­на­ли­ста­ми обща­лись уже герои новой эры, вро­де Смо­ки Мо и Гуфа. Одна­ко на дан­ный момент про­грам­ма закрыта.


12 злобных зрителей (MTV; 1999–2009)

Одна из самых важ­ных про­грамм MTV клас­си­че­ско­го пери­о­да. Фор­маль­но «12 злоб­ных зри­те­лей» — это пере­ра­бо­тан­ный запад­ный фор­мат. Тем не менее, в отли­чие от ори­ги­на­ла, рос­сий­ский вари­ант рас­цвел ярки­ми крас­ка­ми и про­су­ще­ство­вал почти до само­го закры­тия боль­шо­го рос­сий­ско­го MTV.

«12 злоб­ных зри­те­лей» счи­та­ли самым демо­кра­тич­ным шоу. Сту­ден­ты и школь­ни­ки, жур­на­ли­сты и музы­кан­ты в воз­расте от 15 до 25 лет — ред­ко кто был стар­ше — оце­ни­ва­ли кли­пы арти­стов в диа­па­зоне от глав­ных эмти­виш­ных звёзд до како­го-то совер­шен­но запре­дель­но­го трэ­ша, вро­де груп­пы «Ахи-Вздо­хи» (кто слы­шал этот хит хоть раз, не забу­дет его нико­гда). «12 злоб­ных зри­те­лей» внес­ли вклад и фило­ло­ги­че­ский — сло­во «отстой» ста­ло общеупотребимым.

Про­грам­ма выхо­ди­ла с про­ме­жут­ка­ми целых десять лет. Име­ет смысл смот­реть толь­ко выпус­ки с нояб­ря 1999-го по январь 2002-го, кото­рые вела хариз­ма­тич­ная Яна Чури­ко­ва. После её ухо­да про­грам­ма потуск­не­ла и в ней про­изо­шли дурац­кие преобразования.


Антропология (Телеэкспо, НТВ; 1997–2001)

Сло­во «Антро­по­ло­гия» на рубе­же 1990–2000‑х годов ассо­ци­и­ро­ва­лось с Дмит­ри­ем Диб­ро­вым. Улыб­чи­вый ростов­ча­нин, про­ра­бо­тав­ший к момен­ту запус­ку про­грам­мы на теле­ви­де­нии почти 20 лет, мог раз­го­во­рить любо­го. Фор­маль­но «Антро­по­ло­гия» не явля­лась исклю­чи­тель­но музы­каль­ной про­грам­мой. Это были заду­шев­ные полу­ноч­ные бесе­ды и живые выступ­ле­ния. На «Антро­по­ло­гии» мог­ли высту­пить такие арти­сты, как «Я и друг мой гру­зо­вик», «Нож для фрау Мюл­лер» или «Пеп-си». То есть все богем­ные фаво­ри­ты. Не обхо­ди­лось и без Бори­са Гребенщикова.


Земля–Воздух (ТВС; 2002–2003)

ТВС насле­до­вал часто­ту арт-хаус­но­го ТВ‑6, а «Земля–Воздух» — про­грам­му «Аку­лы пера» в немно­го изме­нён­ном вари­ан­те. Музы­кан­ты высту­па­ли перед сотруд­ни­ка­ми всех клю­че­вых рос­сий­ских радио­стан­ций (был раз­брос от «Радио Шан­сон» до «Эха Моск­вы»). Исто­рия про­грам­мы ока­за­лась лако­нич­ной — фак­ти­че­ски один сезон. Впро­чем, и сам теле­ка­нал про­су­ще­ство­вал чуть боль­ше года.

Веду­щи­ми были Антон Комо­лов и — вни­ма­ние — Васи­лий Уткин. На про­грам­му, кро­ме веч­ных Бори­са Гре­бен­щи­ко­ва и Андрея Мака­ре­ви­ча, не боя­лись позвать и толь­ко появив­шу­ю­ся груп­пу «Каста». Осо­бен­но люби­ли груп­пу НАИВ. Чача был участ­ни­ком про­грам­мы и как экс­перт, и как музыкант.


SHIT-парад (Biz-TV, MTV; 1997–2007)

«SHIT-парад» — это хит-парад наобо­рот, худ­шие кли­пы неде­ли. Про­грам­ма пред­вос­хи­ти­ла своё вре­мя и вполне орга­нич­но смот­ре­лась бы на теле­ка­на­ле «Перец». Фак­ти­че­ски «SHIT-парад» пред­став­лял собой первую под­бор­ку мемов со смеш­ны­ми ком­мен­та­ри­я­ми веду­щих. Были у про­грам­мы свои фаво­ри­ты или маль­чи­ки для битья, вро­де Кре­сто­ва или Алек­сея Виш­ни, попа­да­ло и груп­пе «Пси­хея». В те годы, когда про­грам­ма шла, был бум вся­ко­го рода чар­тов, на MTV пока­зы­ва­ли хит-пара­ды каж­дый день. «SHIT-парад» же вос­при­ни­мал­ся отрезвляюще.

Пока­за­тель­но, что «SHIT-парад» почти пол­но­стью был ско­пи­ро­ван на Муз-ТВ под назва­ни­ем «Пип-парад». Любо­пыт­но и то, что про­грам­ма, кото­рая ассо­ци­и­ру­ет­ся исклю­чи­тель­но с MTV нача­ла нуле­вых, впер­вые нача­ла выхо­дить ещё в 1997 году на Biz-Tv, пред­ше­ствен­ни­ке MTV.

Советские деятели на обложках Time: от Рыкова до Горбачёва

Осно­ван­ный в 1923 году жур­нал Time явля­ет­ся самым попу­ляр­ным обще­ствен­но-поли­ти­че­ским изда­ни­ем США. Начи­ная с 1927 года, Time опре­де­ля­ет чело­ве­ка года, наи­бо­лее вли­я­тель­ную фигу­ру в меж­ду­на­род­ной поли­ти­ке. Пери­о­ди­че­ски зва­ния чело­ве­ка года удо­ста­и­ва­ет­ся некий соби­ра­тель­ный образ. Сре­ди тех, кого жур­нал Time назы­вал чело­ве­ком года, были Иосиф Ста­лин (два­жды), Ники­та Хру­щёв, Юрий Андро­пов, а так­же Миха­ил Гор­ба­чёв (как «чело­век деся­ти­ле­тия») и Вла­ди­мир Путин.

Time, сре­ди про­че­го, инте­ре­со­вал­ся жиз­нью и поли­ти­кой в СССР. Как след­ствие, на его облож­ках появи­лись более 50 совет­ских дея­те­лей — поли­ти­ков, учё­ных или воен­ных. Сре­ди геро­ев облож­ки были и мало­из­вест­ные пер­со­ны: напри­мер, пар­тий­ный функ­ци­о­нер Фрол Коз­лов, учё­ные Евсей Либер­ман и Алек­сандр Несме­я­нов. Пред­ста­вим ряд обло­жек, на кото­рых изоб­ра­же­ны совет­ские дея­те­ли за весь пери­од суще­ство­ва­ния СССР.


Государственные деятели

Алексей Рыков


Лев Троцкий


Михаил Калинин


Иосиф Сталин


Иосиф Сталин и Георгий Маленков


Максим Литвинов


Вячеслав Менжинский


Вячеслав Молотов


Андрей Жданов


Андрей Громыко


Андрей Вышинский


Георгий Маленков


Лаврентий Берия


Василий Сталин


Никита Хрущёв


Николай Булганин


Анастас Микоян


Фрол Козлов


Валериан Зорин


Леонид Брежнев


Юрий Андропов


Константин Черненко


Михаил Горбачёв


Военные

Семён Тимошенко


Семён Будённый


Борис Шапошников


Георгий Жуков


Филипп Голиков


Александр Василевский


Константин Рокоссовский


Николай Воронов


Александр Новиков


Родион Малиновский


Сергей Горшков


Деятели культуры

Композитор Дмитрий Шостакович


Писатель Борис Пастернак


Поэт Евгений Евтушенко


Писатель Александр Солженицын


Учёные

Химик Александр Несмеянов


Экономист Евсей Либерман


Космонавты

Юрий Гагарин


Андриян Николаев и Павел Попович


Общественные деятели

Шахтёр Алексей Стаханов


Патриарх Сергий


Учёный и диссидент Андрей Сахаров


Диссидент Анатолий (Натан) Щаранский

Политические партии в открытках 1905 года

Дол­го­ждан­ный рос­сий­ский пар­ла­мен­та­ризм, появив­ший­ся в 1905 году бла­го­да­ря Мани­фе­сту об учре­жде­нии Госу­дар­ствен­ной думы и зна­ме­ни­то­му Мани­фе­сту 17 октяб­ря, был вос­при­нят с энту­зи­аз­мом. Вве­де­ние выбор­но­го зако­но­да­тель­но­го орга­на было одним из тре­бо­ва­ний рево­лю­ции 1905 года. Прав­да, пер­вая Госу­дар­ствен­ная дума Рос­сий­ской импе­рии надежд не оправ­да­ла и про­су­ще­ство­ва­ла все­го 72 дня. Одна­ко нача­ла фор­ми­ро­вать­ся поли­ти­че­ская куль­ту­ра рос­сий­ско­го обще­ства — и поли­ти­че­ский юмор как её элемент.

Над поли­ти­че­ски­ми пар­ти­я­ми, кото­рые либо зарож­да­лись, либо пере­хо­ди­ли на легаль­ную осно­ву, нача­ли под­шу­чи­вать. К при­ме­ру, в пред­две­рии выбо­ров в первую Думу 25-лет­ний мос­ков­ский худож­ник Евге­ний Соко­лов нари­со­вал кари­ка­ту­ры на сте­рео­тип­ных пред­ста­ви­те­лей пар­тий все­го поли­ти­че­ско­го спек­тра импе­рии и при­мкнув­ше­го к ним про­ле­та­ри­а­та. На осно­ве этих рисун­ков были выпу­ще­ны открыт­ки, кото­рые поль­зо­ва­лись попу­ляр­но­стью сре­ди публики.


Торгово-промышленная партия Российской империи


Октябрист (Союз 17 октября)


Кадет (Конституционно-демократическая партия)


Собирательный образ представителей партий типа Союза русского народа и Русской монархической партии


Социал-демократ (представитель РСДРП)


Эсер (Партия социалистов-революционеров)


Анархист


Обычный горожанин 1905 года


Обычный рабочий 1905 года

Сталинская реклама 1935–1937 годов

Быту­ет невер­ное пред­став­ле­ние, что в совет­ские годы рекла­мы не суще­ство­ва­ло. На самом деле реклам­ная инду­стрия в СССР раз­ви­ва­лась доволь­но актив­но. Фак­ти­че­ский старт про­из­вод­ства рекла­мы сов­пал с нэпом — эта­пом вос­ста­нов­ле­ния народ­но­го хозяй­ства после Граж­дан­ской вой­ны с помо­щью актив­но­го уча­стия част­но­го капитала.

Рекла­ма в печат­ных изда­ни­ях начи­на­ет пуб­ли­ко­вать­ся с 1921 года — пер­вой газе­той, став­шей при­ни­мать реклам­ные объ­яв­ле­ния за день­ги, ста­ли «Изве­стия». Уже в 1923 году доход «Изве­стий» на 2/3 будет состо­ять из реклам­ных денег. При нар­ко­ма­тах откры­ва­лись реклам­ные агент­ства — «Дви­га­тель», «Про­мре­кла­ма», Мос­тор­гре­кла­ма. Реклам­ные агент­ства спе­ци­а­ли­зи­ро­ва­лись на раз­ных носи­те­лях и тема­ти­ке. Ста­вил цели перед реклам­ной инду­стри­ей сам Ана­стас Микоян:

«Зада­ча совет­ской рекла­мы в том, что­бы дать людям точ­ную инфор­ма­цию о това­рах, нахо­дя­щих­ся в про­да­же, помочь им сфор­му­ли­ро­вать новые тре­бо­ва­ния, при­вить новые вку­сы и запро­сы, сти­му­ли­ро­вать про­да­жи новых видов това­ров и объ­яс­нить спо­со­бы их исполь­зо­ва­ния потребителю».

В инду­стрии рекла­мы тру­дил­ся звёзд­ный дуэт Мая­ков­ский — Род­чен­ко. Зна­ме­ни­тый поэт рабо­тал в каче­стве копи­рай­те­ра, а не менее зна­ме­ни­тый фото­граф — как дизай­нер. Рекла­ма, создан­ная Род­чен­ко, даже была удо­сто­е­на сереб­ря­ной меда­ли Меж­ду­на­род­ной выстав­ки деко­ра­тив­но­го искус­ства и худо­же­ствен­ной про­мыш­лен­но­сти в Пари­же в 1925 году. Мая­ков­ский впо­след­ствии изло­жил свой под­ход к рекла­ме в ста­тье «Аги­та­ция и реклама».

Одна­ко всё выше­ска­зан­ное отно­сит­ся к 20‑м годам. В тече­ние же «гроз­ных» 30‑х рекла­ма так­же раз­ви­ва­лась, при­чём суще­ство­вал сег­мент рекла­мы, рас­счи­тан­ной на самую взыс­ка­тель­ную ауди­то­рию. Тому сви­де­тель­ство — жур­нал «Теат­раль­ная дека­да», кото­рый выхо­дил с 1935 по 1937 год. В изда­нии пуб­ли­ко­ва­лись рецен­зии на спек­так­ли, анон­сы, мате­ри­а­лы про мос­ков­ские театры.

Послед­ние четы­ре стра­ни­цы жур­на­ла, а так­же зад­няя облож­ка были отда­ны на откуп рекла­мо­да­те­лям. Основ­ную ауди­то­рию жур­на­ла состав­ля­ли высо­ко­об­ра­зо­ван­ные моск­ви­чи-теат­ра­лы. Совре­мен­ные рекла­ми­сты обо­зна­чи­ли бы эту пуб­ли­ку «пре­ми­ум-ауди­то­ри­ей». Рекла­ми­ро­ва­лись ресто­ра­ны с джа­зо­вы­ми оркест­ра­ми, импорт­ное вино, туа­лет­ная вода и так далее. Дан­ные реклам­ные объ­яв­ле­ния поз­во­ля­ют при­от­крыть заве­су тай­ны над мос­ков­ской повсе­днев­но­стью гроз­ных 30‑х годов. И пря­мо ска­жем, в несколь­ко иных крас­ках вос­при­ни­ма­ет­ся моби­ли­за­ци­он­ное суро­вое пред­во­ен­ное вре­мя. Люди все­гда хоте­ли быть кра­си­вы­ми, вкус­но питать­ся и весе­ло про­во­дить время.


Рестораны

Гранд-Отель — это состав­ная часть нынеш­ней гости­ни­цы «Москва», ныне извест­ная как Four Seasons Hotel Moscow. Яков Ско­мо­ров­ский — извест­ный дея­тель джа­за, тру­бач и, как бы выра­зи­лись сей­час, автор саунд­тре­ков к кинофильмам.

В зна­ме­ни­тые мос­ков­ские гости­ни­цы ото­бе­дать зазы­ва­ли не толь­ко посто­яль­цев. А так­же там мож­но было потанцевать.

Кав­каз­ские ресто­ра­ны — это веч­ная мос­ков­ская классика.


Досуг

Похо­же, скач­ки были одним из самых попу­ляр­ных видов раз­вле­че­ний Моск­вы 1930‑х годов.

Совет­ским тури­стам, поми­мо доволь­но обы­ден­ных курорт­ных мест, вро­де Кры­ма, Сели­ге­ра и Кав­ка­за, пред­ла­га­лось посе­тить Запо­ля­рье и Днепрогэс.


Торговля

При­ме­ча­тель­но, что в Москве 30‑х годов суще­ство­ва­ли круг­ло­су­точ­ные магазины.

Суще­ство­ва­ли и спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ные мага­зи­ны с чаем и кофе. Занят­но, что в рекла­ме ука­за­но доре­во­лю­ци­он­ное назва­ние улицы.

Были и спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ные мага­зи­ны с фрук­та­ми и овощами.

Мет­ро, как извест­но, было откры­то в 1935 году и сра­зу же пре­вра­ти­лось в пло­щад­ку для тор­гов­ли. При­чём сре­ди тор­го­вых точек были и аптеки.

К одеж­де в 30‑е годы отно­си­лись очень бережно.

14 мага­зи­нов с трикотажем!

Юве­лир­ные мага­зи­ны 30‑х годов име­ли чер­ты ломбардов.

Были в Москве и столь рас­про­стра­нён­ные ныне ярмар­ки по про­да­жи одеж­ды и аксессуаров.


Косметика и лекарства

Ныне лекар­ство вита­ми­нол так­же исполь­зу­ет­ся для лече­ния рахи­та, но не у людей, а у кроликов.

Совет­ская туа­лет­ная вода и кос­ме­ти­ка рекла­ми­ро­ва­лись с упо­ми­на­ни­ем загра­нич­ных марок, но при этом про­из­во­ди­лись в СССР.


Продукты питания

Токай — это белое десерт­ное вино, назва­но по наиме­но­ва­нию гор­но­го мас­си­ва в Вен­грии и Словакии.

Сое­вые соусы исполь­зо­ва­лись не толь­ко для суши.

Про­из­вод­ство чая в Гру­зии ведёт свою исто­рию ещё со вто­рой поло­ви­ны XIX века.

Весь­ма изоб­ре­та­тель­но подо­шли созда­те­ли к рекла­ме пончиков.


Искусство

Доволь­но инте­рес­ная афи­ша собы­тий для всех, кто увле­чён теат­ром. Есть даже дав­но поза­бы­тый фор­мат меро­при­я­тий — диспут.

Не будем забы­вать, что дан­ные изоб­ра­же­ния взя­ты из жур­на­ла «Теат­раль­ная дека­да», чья ауди­то­рия при­над­ле­жа­ла к чис­лу цени­те­лей искусства.


Страхование

Веня Д’ркин. Рябиной за окном…

Кто такой Веня Д’ркин — моло­дой поэт и музы­кант родом из 1990‑х, так и не пере­жив­ший эту эпо­ху и умер­ший в 1999 году в воз­расте 29 лет? Мож­но ли его направ­ле­ние при­чис­лить к бард-року? В чём смысл его псев­до­ни­ма? Об этом рас­ска­зы­ва­ет очерк наше­го авто­ра, совре­мен­но­го поэта Алек­сандра Скубы.


В ста­тьях о рос­сий­ской рок-музы­ке общим местом явля­ют­ся сло­ва о лого­цен­трич­но­сти дан­но­го направ­ле­ния. Вна­ча­ле было сло­во, кото­рым сокру­ша­ли горо­да и оста­нав­ли­ва­ли реки. Мно­гие мело­ма­ны брезг­ли­во отно­сят­ся к рус­ской рок-музы­ке как к под­валь­ной, вто­рич­ной и эпи­гон­ской. Дан­ные сен­тен­ции слож­но назвать без­осно­ва­тель­ны­ми, одна­ко высо­ко­пар­ные рас­суж­де­ния на этот счёт суть вкусовщина.

В кон­це 80‑х годов в ходу оте­че­ствен­ной рок-прес­сы было полу­за­бы­тое выра­же­ние «бард-рок». В том смыс­ле, что бар­ды взя­ли в руки элек­тро­ги­та­ры и запе­ли своё КСП, цити­руя мело­ди­че­ские стан­дар­ты запад­ных куми­ров. Отча­сти это утвер­жде­ние вер­но, пото­му что семан­ти­ка рус­ской рок-сло­вес­но­сти во мно­гом коре­ни­лась в тра­ди­ци­ях совет­ской автор­ской песни.

Несмот­ря на то что к бар­дам сего­дня отно­сят­ся, как пра­ви­ло, с усмеш­кой, напом­ним, что Высоц­кий, Виз­бор и Галич тоже отно­си­лись к это­му направ­ле­нию. Зача­стую иро­нич­ный взгляд на автор­скую пес­ню моти­ви­ру­ет­ся тем, что суще­ствен­ная часть совре­мен­ных бар­дов застря­ла внут­ри сво­е­го мик­ро­ми­ра. Тек­сты их песен ста­ли не чем иным, как пере­бо­ром раз­лич­ных кли­ше, кочу­ю­щих из тек­ста в текст.

С дру­гой сто­ро­ны, такое утвер­жде­ние вполне при­ме­ни­мо к любо­му сти­лю — несколь­ких дей­стви­тель­но талант­ли­вых авто­ров все­гда будет окру­жать зна­чи­тель­ное коли­че­ство посред­ствен­но­стей. Про­бле­мы автор­ской пес­ни состо­ят в том, что это изна­чаль­но мар­ги­наль­ный стиль. Попа­да­ние талант­ли­во­го бар­да в обой­му даже в кон­тек­сте андер­гра­унд­ной сре­ды услож­ня­ют­ся тем, что отно­ше­ние к чело­ве­ку с гита­рой у пуб­ли­ки изна­чаль­но пред­взя­то — «Ну, что там? Лыжи у печ­ки ты обни­ма­ешь нежно?».

Одна­ко в любом сти­ле есть само­род­ки. Таким был Веня Д’ркин (насто­я­щее имя — Алек­сандр Лит­ви­нов). В отли­чие от бард-роке­ров 80‑х, Веня был ско­рее рок-бар­дом. Осно­вой семан­ти­ки песен Д’ркина была поэ­ти­ка рус­ско­го рока, цита­ты из бар­дов там были вто­рич­ны. Напри­мер, в песне «Моло­дой пожар­ный» лег­ко чита­ет­ся иро­ния над агрес­сив­ной мане­рой пения Его­ра Лето­ва, в «Мыши­ном мар­ше» — быто­вые эзо­те­ри­че­ские обра­зы, свой­ствен­ные БГ, а в целом про­бле­ма­ти­ка песен харак­тер­на ско­рее для сре­ды хип­пи, интел­лек­ту­аль­ных нефор­ма­лов, неже­ли чем для походников.

Сам псев­до­ним Лит­ви­но­ва — Веня Д’ркин — пре­крас­но гар­мо­ни­ру­ет с содер­жа­ни­ем его песен. Веня — да, это же Венич­ка Еро­фе­ев, задум­чи­вый выпи­во­ха, про­во­дя­щий жизнь в блуж­да­ни­ях меж­ду стан­ци­я­ми, эпо­ха­ми и стра­ни­ца­ми рома­нов. Фами­лия порой пишет­ся как Дыр­кин, но это невер­но, так смак про­па­да­ет. Дыр­кин-то Дыр­кин, но зачем об этом все­рьёз рас­про­стра­нять­ся? Нети­пич­ная для ари­сто­кра­ти­че­ско­го уха бук­ва «Ы» при­кры­та апо­стро­фом, что при­да­ёт псев­до­ни­му какой-то нездеш­ний флёр.

Надо ска­зать, сам Д’ркин был масте­ром сти­ли­за­ции. Есть мно­же­ство авто­ров, тема­ми песен, кото­рых явля­ют­ся раз­но­об­раз­ные собы­тия: от воен­ных дей­ствий до покуп­ки лоша­ди в кол­хоз­ном хозяй­стве. При этом зача­стую все эти пес­ни про­го­ва­ри­ва­ют­ся с одной инто­на­ци­ей, лек­си­ка прак­ти­че­ски не меня­ет­ся и полу­ча­ет­ся какая-то часту­шеч­ная акын­щи­на. Сама по себе исто­рия может быть инте­рес­ной, смеш­ной и ори­ги­наль­ной, но пред­ска­зу­е­мость и моно­тон­ность обра­зов уби­ва­ет самый неор­ди­нар­ный замы­сел, испол­ни­те­лю попро­сту пере­ста­ют верить.

У Д’ркина все сло­ва били точ­но в цель. Если смеш­но, то до колик, если страш­но, то до холо­да, про­ха­жи­ва­ю­ще­го­ся по спине, если груст­но, то до слёз. Самое стран­ное, что Веня жил не в Москве и не в Петер­бур­ге, а в Луган­ске — каза­лось бы, так дале­ко от того, что сей­час при­ня­то назы­вать «дис­кур­сом». Имен­но эта отда­лён­ность про­вин­ци­аль­ных музы­кан­тов от тусов­ки с её зако­на­ми и табу во мно­гом пред­опре­де­ля­ет их само­быт­ность. Они пере­осмыс­ля­ют музы­каль­ную сре­ду в соот­вет­ствии с соб­ствен­ным быти­ем, что дела­ет их твор­че­ство отлич­ным от обще­го течения.

Мерт­вен­ный пепел лун в тра­у­ре неба,
Пер­хо­тью бук­вы звёзд — моё имя,
Что­бы его про­честь — столь­ко вёрст…

В пес­нях Д’ркина очень часто скво­зит чув­ство, кото­рое воз­ни­ка­ет, когда неку­да, нече­го, неза­чем и неко­му. Когда про­сто пере­жи­ма­ет­ся кис­ло­род, но надо идти. Не на бой, не на пла­ху, а куда-то. Стран­ное под­тру­ни­ва­ние над абсурд­ны­ми сто­ро­на­ми чело­ве­че­ской жиз­ни — раз — и сме­ня­ет­ся невы­но­си­мым, тём­ным оди­но­че­ством, кото­рое про­сти­ра­ет­ся невы­но­си­мо далеко.

При этом ты пони­ма­ешь, что кис­ло­род пере­крыт, а дышать надо. Не можешь дышать, так дру­гих научи. Пока­жи, если можешь, как, они, может, суме­ют. Дело ведь вовсе не в том, что всё очень пло­хо, дело в том, что порой дей­стви­тель­но всё очень пло­хо. Ты это­го совсем не ждёшь, а оно накры­ва­ет тебя с голо­вой. Дело же вовсе не в том, что так будет все­гда, так что и дви­гать­ся нику­да не надо. Наобо­рот, дви­гать­ся жиз­нен­но необ­хо­ди­мо, дви­гать­ся как мож­но быст­рей, ина­че пло­хо будет. Тьма у Д’ркина быва­ет непро­гляд­ной, злой и колю­чей, а на душе всё рав­но лег­ко. Пото­му что внут­ри тепло.

И тут в пору сокру­шать­ся: поче­му в стране живут такие люди, пишут такие пес­ни, а в теле­ви­зо­ре — эти… Да пото­му, что такие люди, как Д’ркин — живут, а эти — в теле­ви­зо­ре. Что с них взять-то?

В реаль­ной жиз­ни Алек­сандр Лит­ви­нов был учи­те­лем, рабо­тал на строй­ке, высту­пал на раз­ных фести­ва­лях нефор­маль­ной пес­ни. Был женат, имел сына, дру­жил с извест­ны­ми в узких кру­гах музы­кан­та­ми Алек­сан­дром Непом­ня­щим и Ген­на­ди­ем Жуковым.

В прин­ци­пе, цен­ность его твор­че­ства заклю­ча­ет­ся во мно­гом в том, что Веня Д’ркин и Алек­сандр Лит­ви­нов — это один и тот же чело­век. Пес­ни Д’ркина — это пес­ни про Лит­ви­но­ва. Конеч­но, не без укра­ша­тель­ства. Но, с дру­гой сто­ро­ны, поче­му бы и нет? Раз­ве нико­му нико­гда не хоте­лось вый­ти из трам­вая не на надо­ев­шую до боли оста­нов­ку, где поли­кли­ни­ка, а на ули­цу жар­ко­го Рио-де-Жаней­ро. Или нико­го бы не обра­до­вал жираф, рабо­та­ю­щий кас­си­ром в мест­ном клу­бе? Глав­ное — меч­тать и верить, осталь­ное приложится.

Чувак в клё­шах, чувак в клё­шах доро­гу перешёл,
А это зна­чит, что ишо всё будет хорошо.

Мно­гие пес­ни Д’ркина были очень весе­лы­ми. На фоне повсе­мест­ной скот­ской жиз­ни Д’ркин поз­во­лял себе эле­гант­ную иро­нию, кото­рая нико­гда не пере­хо­ди­ла в цинизм. Это очень важ­ное каче­стве чело­ве­ка — сохра­нить изна­чаль­ную самость на фоне тоталь­ной бес­та­лан­но­сти и похаб­но­сти. В эпо­ху все­по­беж­да­ю­ще­го каба­ка Д’ркину уда­лось сохра­нить дух милых про­вин­ци­аль­ных варье­те, утон­чён­ных и вме­сте с тем немно­го неуклюжих.

В этом плане его твор­че­ство во мно­гом риф­му­ет­ся с пес­ня­ми мос­ков­ско­го бар­да Алек­сандра О’Шеннона. Тот же апо­строф в фами­лии, то же иро­ни­че­ское дека­дент­ство, то же внут­ренне оди­но­че­ство, скво­зя­щее тут и там.

Д’ркин был очень быто­вым поэтом, видев­шим уми­ра­ю­щую про­вин­цию в её алко­голь­ном дели­рии. В мире Венич­ки был не толь­ко геро­и­че­ский Нибе­лунг или охо­тя­щий­ся за сига­рет­ны­ми быч­ка­ми нико­ти­но­вый маньяк, но и вполне кон­крет­ный гоп­ник, наси­лу­ю­щий мало­лет­ку Весну.

По сути, жизнь любо­го пост­со­вет­ско­го нефор­ма­ла — это веч­ное бег­ство. Бег­ство от гоп­ни­ков, от стро­гих роди­те­лей, от про­вин­ции и мет­ро­по­лии, от юно­сти и от взрос­ле­ния, от казён­ных речей, под­валь­но­го мата и про­чих про­яв­ле­ний хро­но­са, кос­мо­са, эро­са, расы, виру­са. Бег­ство на флэты и фесты, в Хиби­ны, в Каста­не­ду или Мар­ке­са, в анар­хи­сты или хип­пи, без­от­вет­ствен­но и остер­ве­не­ло, в такт прон­зи­тель­но­му вою Янки Дяги­ле­вой или Алле­на Гин­збер­га, домой. Д’ркин был таким же фан­та­зё­ром-бег­ле­цом, кото­рый, вме­сто того, что­бы петь стан­дарт­ный набор извест­ных любо­му ста­ре­ю­ще­му под­рост­ку тех лет песен на вече­рин­ках, зачем-то выду­мал себе роль непри­знан­но­го боль­шо­го поэта, коим и стал.

Про Д’ркина было напи­са­но мно­го ста­тей, мол, гений, мол, не раз­гля­де­ли, мол, не то вре­мя. Но дело ведь совер­шен­но не в этом. Ни про Высоц­ко­го, ни про Башла­чё­ва, ни про мно­гих дру­гих талант­ли­вых поэтов никак нель­зя ска­зать, что их не раз­гля­де­ли. С дру­гой сто­ро­ны, 90‑е были тра­гич­ны во мно­гом сво­ей иллю­зор­ной сво­бо­дой. Парал­лель­но жур­на­ли­сты и куль­ту­ро­ло­ги сфор­ми­ро­ва­ли ико­ни­че­ский ряд оте­че­ствен­ной рок-музы­ки, в кото­ром не нашлось место для мно­же­ства само­быт­ных авто­ров. Рок-музы­ка ком­мер­ци­а­ли­зи­ро­ва­лась, а уси­лий попе­чи­те­лей моло­дых даро­ва­ний, каки­ми были в то вре­мя, напри­мер, Юрий Шев­чук или Алек­сандр Скляр, не хва­та­ло на то, что­бы объ­ек­тив­но оце­нить всех неза­ме­чен­ных ранее само­род­ков. Поэто­му мно­гих дей­стви­тель­но не оценили.

Хотя поче­му не оце­ни­ли? Вряд ли музы­кан­ты, подоб­ные Д’ркину, долж­ны соби­рать ста­ди­о­ны и давать мес­си­ан­ские интер­вью мно­го­ти­раж­ным изда­ни­ям. Для таких людей глав­ное — быть услы­шан­ны­ми теми, кто дей­стви­тель­но услы­шит и про­чув­ству­ет. Жур­на­лист Лев Гон­ча­ров вер­но напи­сал в жур­на­ле «Кон­тр­куль­ту­ра» о Янке Дяги­ле­вой: «Если вдруг вый­дет пла­стин­ка Янки, то это будет уже не Янка, а пять­де­сят, ска­жем, тысяч оди­на­ко­во без­душ­ных кус­ков пласт­мас­сы». Для людей, подоб­ных Д’ркину, важ­но про­сто гово­рить, имен­но поэто­му они не пыта­ют­ся играть в кош­ки-мыш­ки ни с мас­скуль­том, ни с ген­се­ка­ми андерграунда.

Чистой водой мчит­ся домой твоё ладо.
Сре­ди дорог, заби­тых тра­вой, мой путь светел.

Види­мо, послед­ние 30 лет — это дей­стви­тель­но не то вре­мя, кото­ро­му нужен свой Высоц­кий, еди­ный, моно­лит­ный, бес­спор­ный. Мы ста­ли то ли слиш­ком раз­ны­ми, то ли слиш­ком цинич­ны­ми, то ли дело и в том, и в дру­гом. Веня умер в 29 лет, от рака, в одной из под­мос­ков­ных боль­ниц. Дру­зья всем миром соби­ра­ли день­ги на опе­ра­цию — не смог­ли. К уми­ра­ю­ще­му Д’ркину захо­дил извест­ный про­дю­сер, хотел, что­бы его под­опеч­ная испол­ня­ла пес­ни Вени, на что тот съяз­вил, мол, един­ствен­ное, что может пред­ло­жить поэту боль­шой город — это акт пуб­лич­но­го мужеложства.

Каза­лось бы, зря, каза­лось бы, логич­ный финал заве­до­мо про­иг­ран­ной игры, но нет, всё не зря. Это ста­но­вит­ся ясно на каком-то фести­ва­ле, куда ты ехал через всю стра­ну. На часах уже восемь вече­ра, ты при­хо­дишь в свой лагерь, при­вет­ству­ешь всех неиз­мен­ным доб­рым утром и тут твои дру­зья, а с ними и ты, начи­на­ют петь про непо­хо­жую на сны или кош­ку в окрош­ке. Сле­до­ва­тель­но, Вени­но посла­ние было и при­ня­то, и счи­та­но сво­и­ми. А дру­гие — пусть их, всем мил не будешь. Нам оста­ёт­ся повторять:

Мар­шал желез­ной доро­ги, мар­шал желез­ной дороги,
Где твоя гвар­дия, бро­шен­ная на произвол?
Мар­шал желез­ной доро­ги, мар­шал желез­ной дороги,
Поче­му ты так рано ушёл?

Дей­стви­тель­но, поче­му? Безум­но жаль тебя, маршал.

Под надёжной крышей

Экс­пе­ри­мен­ты совет­ских руко­во­ди­те­лей по стро­и­тель­ству див­но­го ново­го мира кос­ну­лись прак­ти­че­ски всех сфер чело­ве­че­ской жиз­ни. Жили­ще как нечто для каж­до­го чело­ве­ка пре­дель­но лич­ное так­же ста­ло важ­ным ком­по­нен­том соци­аль­но­го стро­и­тель­ства. После рево­лю­ции при­выч­ный уклад жиз­ни круп­ных горо­дов изме­нил­ся. Их навод­ни­ли кре­стьяне, при­е­хав­шие на зара­бот­ки. Новым горо­жа­нам, разу­ме­ет­ся, необ­хо­ди­мо было где-то жить…


Жилищ­ные усло­вия ста­ли дик­то­вать осо­бый меха­низм пове­де­ния: для того, что­бы полу­чить желан­ные квад­рат­ные мет­ры в ситу­а­ции их край­не­го дефи­ци­та, необ­хо­ди­мо было как сле­ду­ет послу­жить на бла­го дей­ству­ю­щей вла­сти. Посколь­ку мас­штаб­но­го стро­и­тель­ства в пер­вые годы после рево­лю­ции не про­ис­хо­ди­ло, поиск жилья для про­ле­та­ри­а­та ока­зы­вал­ся неиз­беж­но свя­зан с ухуд­ше­ни­ем усло­вий для людей, счи­тав­ших­ся зажиточными.

Все опе­ра­ции с недви­жи­мо­стью в ран­ний совет­ский пери­од кон­тро­ли­ро­ва­лись спе­ци­аль­ны­ми орга­на­ми, в том чис­ле орга­на­ми без­опас­но­сти (ЧК, НКВД). По соб­ствен­ной ини­ци­а­ти­ве совет­ский граж­да­нин не мог ни про­дать, ни раз­ме­нять свою квар­ти­ру, ни постро­ить дом — таким обра­зом, при­вя­зан­ность к месту житель­ства ста­ла для людей почти стопроцентной.

Руч­ная клад­ка кир­пи­ча на стро­и­тель­стве дома. Москва. Конец 1910‑х — нача­ло 1920‑х годов

А вот обна­ру­жить в один пре­крас­ный день новых жиль­цов в сво­ей квар­ти­ре чело­век небед­ству­ю­щий мог лег­ко. Это иде­аль­но впи­сы­ва­лось в пред­став­ле­ния совет­ских вла­стей о пра­виль­ном укла­де жиз­ни. Совет­ские люди хотя и долж­ны были суще­ство­вать ком­му­на­ми, но по соб­ствен­ной ини­ци­а­ти­ве в подоб­ные стаи поче­му-то сби­вать­ся не торо­пи­лись. В свя­зи с этим вла­стям при­хо­ди­лось уско­рять ход процесса.

Вождь миро­во­го про­ле­та­ри­а­та Вла­ди­мир Ленин само­лич­но сфор­му­ли­ро­вал прин­цип, по кото­ро­му и ста­ли дей­ство­вать совет­ские руко­во­дя­щие орга­ны: бога­той счи­та­ет­ся та квар­ти­ра, в кото­рой ком­нат столь­ко же, сколь­ко жиль­цов, или больше.

Сто­ит пони­мать, что ком­на­та ком­на­те быва­ет рознь. Те граж­дане, кого новые вла­сти счи­та­ли зажи­точ­ны­ми, име­ли наг­лость жить в ком­на­тах пло­ща­дью в два, три, а то и боль­ше десят­ков квад­рат­ных мет­ров. С этим необ­хо­ди­мо было что-то делать, поэто­му сра­зу после рево­лю­ции был опре­де­лён мет­раж так назы­ва­е­мой «нор­маль­ной ком­на­ты», под­хо­дя­щей для совет­ско­го чело­ве­ка. На взрос­ло­го с ребён­ком до 2 лет пола­га­лось 10 квад­рат­ных мет­ров, а если дитя уже в воз­расте от 2 до 12 лет, то на него дава­ли допол­ни­тель­но ещё 5 мет­ров. В боль­ших ком­на­тах сде­ла­ли пере­го­род­ки — в каж­дую из полу­чив­ших­ся яче­ек, как пра­ви­ло, сели­ли одну семью. Так в Совет­ском Сою­зе воз­ник­ли ком­му­наль­ные квартиры.

В 1919 году нор­му скор­рек­ти­ро­ва­ли — с 10 мет­ров нор­ма на одно­го взрос­ло­го была сни­же­на до 8. По фак­ту в 1920‑е годы даже такие скуд­ные пока­за­те­ли в реаль­но­сти не обес­пе­чи­ва­ли. В 1926 году в Москве на одно­го чело­ве­ка при­хо­ди­лось в сред­нем 5,2 квад­рат­ных мет­ра, по стране же почти 6. Новые квар­ти­ры, кото­рые воз­во­ди­ли в 20‑е и 30‑е годы, так­же засе­ля­ли из рас­чё­та по одной семье в ком­на­ту, при том, что сред­няя «трёш­ка» ред­ко име­ла пло­щадь более 50 квадратов.

Ещё одним фор­ма­том стро­и­тель­ства ста­ли дома-ком­му­ны — они, как пра­ви­ло, воз­во­ди­лись для работ­ни­ков опре­де­лён­ных пред­при­я­тий и по сути сво­ей мало чем отли­ча­лись от казарм. В иде­аль­ном мире совет­ских архи­тек­то­ров жилец тако­го дома мог поль­зо­вать­ся всей обще­ствен­ной инфра­струк­ту­рой и не заду­мы­вать­ся об обес­пе­че­нии лич­ной. Не надо гото­вить на соб­ствен­ной кухне, ведь вопрос пита­ния реша­ет общая сто­ло­вая. Душе­вые и ван­ные так­же не обя­за­тель­ны, ведь есть обще­ствен­ные бани.

Экс­пе­ри­мент с дома­ми-ком­му­на­ми доста­точ­но быст­ро свер­ну­ли из-за пло­хой реа­ли­за­ции уто­пи­че­ской идеи. Жить на всём гото­вом совет­ским граж­да­нам ока­за­лось сложно.

Дом Нар­ком­фи­на в Москве, кото­рый раз­ви­вал идею «домов-ком­мун», но давал семьям обособ­лен­ные, не ком­му­наль­ные квар­ти­ры. Фото­гра­фия нача­ла 1930‑х годов

Стро­и­тель­ство вос­тре­бо­ван­ных и сего­дня «ста­ли­нок» про­ис­хо­ди­ло начи­ная с 1935 года вплоть до пере­хо­да к мас­со­во­му панель­но-кир­пич­но­му стро­и­тель­ству. Архи­тек­то­ры, с одной сто­ро­ны, дела­ли доста­точ­но инди­ви­ду­аль­ные про­ек­ты, с дру­гой — отка­зы­ва­лись от изли­шеств в оформ­ле­нии. Сто­ит раз­де­лять номен­кла­тур­ное жильё, то есть каче­ствен­но сде­лан­ные дома, воз­во­див­ши­е­ся в тот пери­од для госу­дар­ствен­но­го руко­вод­ства, и мас­со­вое — послед­нее было про­ще и дешевле.

С нача­лом Вели­кой Оте­че­ствен­ной вой­ны перед совет­ской вла­стью вста­ла новая про­бле­ма, свя­зан­ная с обес­пе­че­ни­ем граж­дан жильём. Круп­ные сто­лич­ные пред­при­я­тия эва­ку­и­ро­ва­ли вглубь Цен­траль­ной Рос­сии, на Урал и ещё даль­ше. Вме­сте с про­из­вод­ствен­ны­ми мощ­но­стя­ми пере­ез­жа­ли и все сотруд­ни­ки пред­при­я­тий, селить кото­рых было осо­бен­но неку­да. Рас­пре­де­ле­ние жилой пло­ща­ди рабо­та­ло из рук вон пло­хо, в свя­зи с этим попу­ляр­ным сре­ди ново­при­быв­ших граж­дан стал само­за­хват жилья. Напри­мер, в Росто­ве-на-Дону в 1943 году само­воль­но захва­чен­ны­ми чис­ли­лись 1345 квар­тир в 6 рай­о­нах горо­да. Новые жиль­цы, посе­лив­ши­е­ся во вре­мен­но пусто­вав­ших квар­ти­рах, как пра­ви­ло, не забо­ти­лись об иму­ще­стве про­шлых хозя­ев дома, а вла­сти не мог­ли на долж­ном уровне кон­тро­ли­ро­вать эти процессы.

В пер­вые же годы после вой­ны на выс­шем уровне декла­ри­ру­ют прин­цип: долж­ные жилищ­ные усло­вия для семьи — это не ком­на­та, а отдель­ная квар­ти­ра. Исхо­дя из тако­го пра­ви­ла с это­го момен­та нач­нёт рабо­тать совет­ское домо­стро­е­ние, одна­ко, обес­пе­чить отдель­ным жильём всех жела­ю­щих ему так и не удаст­ся. Про­бле­ма суще­ство­ва­ния ком­му­наль­ных квар­тир ста­нет бичом совет­ско­го обще­ства, в неко­то­рых же горо­дах оста­нет­ся акту­аль­ной и в XXI веке. Так, напри­мер, в исто­ри­че­ской части Петер­бур­га ещё живы око­ло ста тысяч ком­му­на­лок. С одной сто­ро­ны, квар­ти­ры на несколь­ко семей в евро­пей­ском горо­де-мил­ли­он­ни­ке кажут­ся страш­ным пере­жит­ком, с дру­гой — обес­пе­чи­ва­ют жите­лям реги­о­нов воз­мож­ность дёше­во при­об­ре­сти или арен­до­вать жильё.

Кух­ня в ком­му­нал­ке. Фото­граф Миха­ил Дашев­ский. Москва, ули­ца Солян­ка. 1960‑е годы

В после­во­ен­ное деся­ти­ле­тие ста­ло оче­вид­но, что решить про­бле­му с нехват­кой жилья могут толь­ко ради­каль­ные меры. Имен­но такие в 1957 году и про­воз­гла­сил Ники­та Хру­щёв. В СССР нача­лась затяж­ная эпо­ха панель­но­го домо­стро­е­ния. Новые дома на окра­и­нах с тес­ны­ми про­ход­ны­ми ком­на­та­ми рос­ли необы­чай­но быст­ро. Соглас­но про­ек­там, про­зван­ные в наро­де «хру­щёв­ка­ми» зда­ния долж­ны были стать вре­мен­ным жильём лет на 30. Вме­сто них позд­нее хоте­ли постро­ить дру­гие, более капи­таль­ные дома, одна­ко, паде­ние совет­ско­го строя рас­по­ря­ди­лось с его архи­тек­тур­ным насле­ди­ем иначе.

В «хру­щёв­ках» была незна­чи­тель­но скор­рек­ти­ро­ва­на нор­ма обес­пе­че­ния жилья: теперь это уже 9 мет­ров на чело­ве­ка. Прав­да, добить­ся орга­ни­за­ции лич­но­го, интим­но­го про­стран­ства в про­ход­ных ком­на­тах по-преж­не­му было слож­но. Не спо­соб­ство­ва­ла это­му и пло­хая зву­ко­изо­ля­ция, поз­во­ляв­шая узнать все подроб­но­сти о жиз­ни сосе­дей свер­ху, сни­зу и сбо­ку. Тем не менее, сво­их резуль­та­тов про­грам­ме стро­и­тель­ства жилья мас­со­вых серий добить­ся уда­лось — запад­ные спе­ци­а­ли­сты под­счи­та­ли, что к 1970 году в новые дома пере­еха­ли 126 млн совет­ских граждан.

С нача­ла 70‑х «хру­щёв­ки» пере­ста­ли стро­ить в Ленин­гра­де, в осталь­ных горо­дах стра­ны их воз­ве­де­ние про­ис­хо­ди­ло вплоть до кон­ца 80‑х годов. В горо­де на Неве заме­ной им ста­ли так назы­ва­е­мые «дома-кораб­ли» — про­ек­ты серии 1‑ЛГ-600. Назва­ли их так за сход­ство с кру­из­ны­ми лай­не­ра­ми — линии окон у зда­ний были сплош­ны­ми, как на палу­бе мор­ско­го тури­сти­че­ско­го суд­на. Заме­на «хру­щёв­кам», прав­да, ока­за­лась так себе — жите­ли «кораб­лей» жало­ва­лись, в част­но­сти, на крайне тон­кие сте­ны, кото­рые не спа­са­ли от холод­но­го север­но­го вет­ра, и малень­кую пло­щадь кух­ни — око­ло 6 метров.

«Ста­рое и новое». Фото­граф Иван Шагин. 1960‑е годы

Попыт­ку сде­лать доступ­ное жильё ещё и ком­форт­ным по все­му СССР пред­при­ня­ли при Лео­ни­де Бреж­не­ве. Имя это­го гене­раль­но­го сек­ре­та­ря, как и его пред­ше­ствен­ни­ка, ока­за­лось уве­ко­ве­че­но в назва­нии серии жилых домов. Новые дома мас­со­вых серий име­ли несколь­ко отли­чий от пилот­но­го про­ек­та — в них появи­лись лиф­ты и мусо­ро­про­во­ды, а так­же раз­дель­ные сан­уз­лы. Пло­ща­ди квар­тир, прав­да, боль­ше не ста­ли. Одно­ком­нат­ная квар­ти­ра мог­ла иметь пло­щадь в 22 квад­рат­ных мет­ра, а четы­рёх­ком­нат­ная каким-то чудом втис­ки­ва­лась в 58.

Ново­вве­де­ни­ем бреж­нев­ско­го пери­о­да ста­ли так­же дома гости­нич­но­го типа, в кото­рых были лишь очень мало­га­ба­рит­ные «однуш­ки», а то и вовсе то, что сей­час при­ня­то назы­вать сту­ди­я­ми — ком­на­ты с выде­лен­ной нишей для при­го­тов­ле­ния пищи. В послед­нем слу­чае места для того, что­бы поста­вить пол­но­цен­ную ван­ну не хва­та­ло, поэто­му в сов­ме­щён­ном сан­уз­ле ста­ви­лась ван­на сидя­чая. Как пра­ви­ло, в домах-«гостинках» была кори­дор­ная систе­ма, а чис­ло ком­нат на одном эта­же мог­ло пре­вы­шать 40.

Стро­и­тель­ство горо­да Протви­но. Фото­граф Все­во­лод Тара­се­вич. Мос­ков­ская область. 1970‑е годы

Впо­след­ствии раз­лич­ные экс­пе­ри­мен­таль­ные серии жилья вырас­та­ли в отдель­ных рос­сий­ских горо­дах. Дома­ми сво­их, осо­бен­ных, серий застра­и­ва­лись окра­и­ны Моск­вы и Ленин­гра­да, круп­ных реги­о­наль­ных цен­тров. На сме­ну типо­вым про­ек­там всё чаще ста­ли при­хо­дить инди­ви­ду­аль­ные. Облик совет­ских горо­дов ста­но­вил­ся всё более разнообразным.