Издательский кооператив «Напильник» появился в 2020 году. «Напильник» выпускает историческую, политическую и художественную литературу, переводит книги, которые не выходили на русском. Видными проектами издательства стали тюремные записки народовольца Александра Долгушина «Погребённые заживо» и альманахи «бармалеи/партизаны» — научпоп-проект о диктатурах и агрессивных войнах.
24 декабря в баре Frakcia (Новоданиловская набережная, 4А, стр. 1) состоится новогодняя вечеринка VATNIKSTAN. Помимо прочего, на праздничной ярмарке можно будет приобрести книги издательства «Напильник».
Одним из основателей «Напильника» является Василий Кузьмин — писатель и переводчик, в прошлом — активный участник «Авангарда красной молодёжи» (АКМ). В память о боевой молодости Кузьмин написал книгу «Комсомол имени Летова», в которой вспоминает об акциях прямого действия, работе и буднях большевистской организации.
Мы поговорили с Василием Кузьминым о деятельности «Напильника», уличной политике 1990–2000‑х годов, столкновениях с наци-скинхедами, сходствах анпиловских бабушек с «Отрядами Путина», различиях Лимонова и Удальцова и многом другом.
— Что такое «Напильник», как появилось издательство и почему оно является кооперативом?
— «Напильник» — это сразу был определённый запрос. Началось всё с того, что я написал книгу. Мой друг-товарищ Лёша Макаров тоже написал книгу про идеалистический период своей молодости. Мы её выпустили совместно с moloko plus, просто вне серии — хорошее произведение, два тиража, успешно прошла.
После этого мы с ребятами подумали, что было бы неплохо в целом заняться книжными делами. Тогда политикой заниматься было можно, хоть и становилось сложнее. Хотелось бытийно пособирать и издать то, что самим хотелось бы прочитать.
Первой книгой стал «Катехезис» Сергея Нечаева. Мы решили издать маленькой серией, я написал туда предисловие, добавили справочные материалы.
Почему кооператив? У нас были разные взгляды, как это может с коммерческой точки зрения работать. Практика показала: это работа в лучшем случае в ноль, с коммерческим успехом связать такое тяжело. У moloko plus как-то получается. Если ты какие-то вещи издаёшь, они могут выходить не по большой цене, их могут не покупать — если прибыль будет, она будет делиться поровну.
— То есть вы вдвоём?
— В Москве двое, есть человек в Подмосковье, несколько товарищей в эмиграции. Вычитывает текст товарищ из Кемерово. Иллюстратор живёт в Ижевске — так сложилось, все из разных городов.
— По какому принципу вы подбираете издания?
— Советуемся, думаем. Как правило, кто-то что-то предлагает: хотелось бы это издать. Мы смотрим, понимаем, что было бы любопытно сделать.
Какие-то книги издавались, мы их переиздаём, иногда мы занимаемся переводческой деятельностью. Мы перевели «Зелёную книгу ИРА», которой никогда не было на русском. Сейчас делаем ещё одну, называется «Грязная война», про провокатора. Достаточно любопытная книга, выйдет в марте следующего года.
Переводное — тоже важный фактор. Нужно, чтобы были интересны всем участникам «Напильника» и не было принципиальных возражений. Смотрим на затраты ещё.
— Часть книг посвящена отечественной истории: есть Сергей Нечаев, Александр Долгушин. Книги из отечественной истории связаны с революционным движением?
— Да, во многом интересует во многом этот пласт — революционеры, народники, эсеры. Что-то можно найти в интернете, но хочется сделать именно бумажные книги.
Ещё играет роль то, что некоторые книги нужно актуализировать: предисловие, послесловие, комментарии. Долгушиным открыли серию «Голоса из застенков» — это произведения исторических фигур и наших современников, попавших в тюрьму по политическим причинам.
— Почему именно народовольцы? Про них мало издают?
— Не очень много. В советской печати народовольцам ещё сравнительно повезло — про них выходила литература. Эсеры считались уклонистами. Про них выходила литература в конце 1980‑х годов, но в небольшом объеме. С гласностью, перестройкой впервые начали что-то издавать, Троцкий появился в Союзе. Не сказать, что материала слишком много. Неизданного больше.
— Вашу книгу про ИРА в личный топ находок на non/fiction включил Константин Эрнст.
— Да, это смешная история. Эрнст обычно покупает у наших товарищей из «Чёрного квадрата». Я его лично на ярмарках не заставал. У Эрнста любопытные подборки. Сложно сказать, что им движет, но он ходит на ярмарки интеллектуальной литературы, хотя взгляды у него довольно сомнительные.
— Приятно ли внимание от подобных персонажей?
— Как минимум, это забавно. Прикольно, что человеку не наших взглядов становится интересно.
— Как ты оказался в книгоиздательском бизнесе? Ведь решиться даже кооперативно непросто? Это образование, навык?
— Прямых книгоиздательских навыков нет, только переводческие — у меня диплом преподавателя английского. В своё время делал перевод Юджина Дебса — американского профсоюзника. Она выходила не у нас.
Пока начало личного пути, есть идея перевести Бобби Сэндса, но это большая работа, трудоёмкая. Пока мне удалось перевести только его дневник во время голодовки. Оказалось, что у него есть ещё работы — «Тюремные записи», увесистая книга.
Единственное, что не рискну, это стихи Сэндса — переводить на русский, чтобы было поэтично, не хватает квалификации, плюс там еще и влияние гэльского языка.
— Ты написал книгу про АКМ. Тебя попросили или это была собственная потребность?
— Хотелось запечатлеть важный период в собственной жизни. Пете Аксёнову из Common Place большое спасибо за то, что мы с ним делали эту книгу, обсуждали концепцию. Пять лет с 2003-го по 2008‑й, до момента, когда организация уже начала отживать своё. Большой период на самом деле.
Я знаю, что некоторым моим бывшим товарищам книга не понравилась, потому что она по большей части про московское отделение и написана без большого пафоса, верности красному флагу и кодексу чести коммуниста, как бы им хотелось. Я не могу писать это на очень серьёзной ноте. В силу кадрового состава и того, что происходило, без доли юмора воспринимать это нереально. В конце концов, у нас были такие персонажи, как Мусин и Семейкин.
— Книга по стилистике похожа на фэнзин, описание того, что происходило на простом или субкультурном языке. Это связано с тем, что АКМ — молодёжное панковское движение?
— Сказать, что панковское — это скорее призма, хотя во многом так и было. Летова очень любили. Сибирский панк и московский формейшен были очень важны, как культурная составляющая.
Я писал так, как было, это бытовые рассказы. Переходить на официальный язык не хотелось. Так вижу историю движения и своей жизни.
— Книга созвучна «Идеализму 2005», есть пересечения с книгой Жабина про более поздний период, про Сократа выходила…
— Не могу сказать, что близко знал Сократа, но общались мы с ним и в целом есть какие-то родственные вещи. Автор «Идеализма» (он есть и в моей книге под псевдонимом Кудрявый) же описал более поздний период своей жизни, когда он стал нацболом. Очень мощная вышла книжка, абсолютно в духе того времени.
— Есть такая тенденция, что нулевые ассоциируются с достатком, стабильностью и, с другой стороны, появляется литература, которая осмысляет это время совершенно иначе. Политическая активность нулевых не была столь радикальной, как в девяностые, но была развита, появлялись различные структуры. Что это была за эпоха?
— Можно поразмышлять, что являлось более радикальным. В девяностые было реваншистское движение, что касается левых. Ну и 1993 год, расстрел парламента, истории про смерть, про кровь.
В нулевых у нас было то, что происходило недавно на Западе и на что мы смотрели. Если не брать сверхрадикальные террористические события, а то, что было как-то ближе к ненасильственным протестам. Всё-таки очевидно, что при всём радикализме деятельность АКМ ближе к условно ситуационистскому интернационалу или другим левым акционистам по практике, то есть не связана с ультранасилием.
Мы и профсоюзной деятельностью пытались заниматься в разной степени успешности, просветительскую работу вели. Не могу сказать, что это было чисто акционистское движение. С другой стороны, когда весь протест начал схлопываться и действовать стало практически невозможно, даже ещё до смутных недавних времён, когда началась «дадинская» статья (четвёртое административное дело приводит к уголовному), тогда эпоха свободного акционизма закончилась.
— Акционизм — это форма современного искусства как форма политической активности. Сейчас акционизмом занимаются в основном художники. Как ты к этому относишься?
— Совершенно нормально. В те же девяностые художники занимались акционизмом — например, Александр Бренер, Анатолий Осмоловский, группа «Война».
— «Война» — это политизированная. А вот Бренер — это больше…
— Бренер тоже политизирован, например его акция «Чечня» или акции у Белого дома, на Лобном месте. Такого не было, чтобы акционизм ради акционизма. Из современных Паша Крисевич тоже наследует, он анархист по взглядам.
— Насколько акционизм художественный помогает для развития политического движения?
— Почему бы и нет. Самая важная грань — это чтобы не было оверэстетства, чтобы это было понятно, потому что иногда какие-то акции понять бывает трудно.
Смысл политического акционизма — прорыв блокады. Основное — это посыл: на баннере, на плакате. Если ты кидаешь в кого-то яйцо, ты делаешь это почему-то.
— АКМ понятные — есть организация с определёнными взглядами, которая критикует то-другое, в связи с этим проводят мероприятия. Современные экологические активисты устраивают акции в музеях — это резонно?
— Не всегда уверен в том, что их посыл достигается. С одной стороны, они так действуют, потому что иначе блокаду не пробьёшь, чтоб об этом было сложно смолчать. Акции в музеях придумали не активисты, тот же Бренер рисовал знак доллара на картине. Это тоже определённая традиция. Насколько именно так это должно выглядеть — я до конца не уверен.
Акция должна более напрямую быть с чем-то связана. Если нас не устраивает отмена льгот, мы наносим визит тому, кто это сделал. К администрации президента — посыл более точный. К картине — какое отношение имеют произведения искусства к этой проблеме? Мне кажется, никакое. Опять же, осуждать это полностью не могу. Предпочёл бы делать по-другому, потому что это слишком непрямая отсылка.
— Ты писал достаточно хвалебно о лидере движения АКМ Сергее Удальцове. Как ты относишься к нему сейчас?
— У меня есть к нему претензии: сближение с КПРФ, Стася Удальцова стала депутатом. Я не могу сказать, что это категорически плохо, но я был бы не готов состоять в такой организации и сплотиться вокруг нулевого кандидата — Харитонова или Зюганова. У нас разное отношение ко многим вещам.
— За счёт чего Сергей Удальцов образца 2000‑х годов смог стать лидером?
— Сергей — достаточно харизматичный человек. Во многом его плюс в том, что он всегда практически участвовал сам. Можно по-разному относиться к Эдуарду Лимонову, но если он всегда был вождём-руководителем, то Сергей, в силу того, что иногда людей достаточно не набиралось, сам лично участвовал почти во всех акциях. Если не он их придумывал, мог не сходить, но процентов 80–90 всегда присутствовал.
— Почему из всех оппозиционеров последующего десятилетия первым арестовали именно Сергея Удальцова? У него был наибольший потенциал из всех других деятелей?
— Сложно сказать. Можно сказать, что на идейном уровне очень боялись, что эта левая повестка попрёт, потому что Навальный (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга) тогда был более аккуратен. Удальцов пытался вынести левую повестку, социалочку. Мне кажется, это и вызвало такую обеспокоенность.
— В своей книге ты пишешь, что, когда произошёл раскол, ты решил уйти из «Трудовой России» и пойти за Удальцовым. Почему?
— Потому что «Трудовая Россия» — это организация таких бабушек и дедушек, фанатеющих по Сталину и СССР. Серьёзно воспринимать их я просто не мог.
Анпилов был достаточно специфичным человеком. В детстве я смотрел его марши пустых кастрюль: вроде левак, но для меня он скорее такой Шариков. Он весьма самовлюблённый человек. Даже после раскола мы с Анпиловым умудрились пообщаться уже с его адептами во времена Болотной. Анпилов там жил какими-то очень странными категориями: они на полном серьезе пытались устраивать народное вече. Звучало забавно: собираются мужики после работы, думают, чем бы заняться. Ну разумеется, надо на вече сходить, самое близкое современному человеку понятие! Логично, что в это верило 20 человек. Потом Анпилов придумал акцию «бант Грудинина», позвал всех на нее, но не доехал, поскольку помер.
— Анпилов в советские годы же был журналистом-международником?
— По Латинской Америке работал. Он испаноговорящий, скорее всего, был. Любовь к Че Геваре, может, он оттуда и вынес, но основная его повестка была другая.
— Может быть, это был образ? Он стремился быть более демократичным, чем на самом деле? Я читал его автобиографию — человек достаточно образованный, владеющий слогом, и хорошая работа была за рубежом.
— Как журналист, он умел писать. Как минимум, у него не было причин не любить Советский Союз, потому что там он получил достаточно много, сделал карьеру. Но, конечно, тот посыл, с которым он шёл, изначально определил таргетную аудиторию: реваншисты в основном возраста постарше его самого. Действительно, боевые бабушки Виктора Ивановича — всё это было. Приходишь на собрание — их очень много. Но, к сожалению, они, мягко скажем, постарели с девяностых годов. То есть на полном серьёзе было невозможно смотреть на какие-то партсобрания, на которых они массово несли бред.
Помню, у меня было задание разнести газету «Молния» подписчикам у себя в районе. Пока я пытался это сделать, оказалось, что большая часть их (примерно четверо из семи) физически покинули этот мир, потому что были в возрасте.
Партия не молодела. Попытки как-то внедрять молодёжь шли плохо, а в АКМ была всё-таки другая риторика, а тут ещё вот эти все дедушки и бабушки. У меня в Строгино, например, были несколько дедушек, которые считались старшими. Если бы я остался, мне бы пришлось быть под их командованием.
— Они использовали в качестве партийного помещения Совет ветеранов?
— Нет. У «Трудовой России» был весьма симпатичный подвал. Они потом его лишились, потому что забыли заплатить аренду. Но это был хороший, красивый подвал. Если не брать все эти безумные плакаты со Сталиным и прочее, то партийный бункер был не хуже нацбольского. Единственное, что несколько дедушек в нём жили — это было так себе, потому что они какую-то стряпню постоянно мутили и выглядело немножко общажно.
— Бабушки Анпилова и «Отряды Путина» — есть что-то общее?
— Да, потому что и там и там хватает определённого безумия. От людей, которые в таком возрасте идут в политику, причём как адепты какого-то харизматичного персонажа, можно ожидать весьма девиантного поведения.
Анпиловские традиции продолжают «Граждане СССР» (признана экстремистской организацией) — люди искренне отказываются верить в то, что Советский Союз распался, делают себе советские паспорта и совершенно ни за что получают двузначные сроки с учётом всех отягчающих статей. Чисто по-человечески их даже жалко, потому что даже с точки зрения существования режима они абсолютно безвредны. Наказывать их так жестоко несоразмерно тому, что они делают. Но я не удивлюсь, если многие из этих людей проходили школу «Трудовой России» и подобных организаций..
— Ты пишешь про то, что АКМ упустил нарождающееся антифа-движение. Насколько было злободневно в нулевых противостояние фа и антифа?
— Весьма злободневно. В принципе с девяностых росла ультраправая уличная активность и можно было совершенно спокойно огрести за неправильную футболку, широкие штаны, ирокез и прочее. Тогда война первых правых скинов и антифа действительно имела место быть.
В какой-то момент у правых не было мысли, что кто-то, кроме их естественных врагов (людей другой национальности), может быть против них, и что есть движения, которые устроены как антифа. Для них это было как кактус в Антарктиде.
Причём даже до моего прихода в политику правые накрывали левые мероприятия. Например, одному из моих друзей по АКМ, пришедшему раньше, пробили голову бутылкой на митинге, куда левые и правые изначально пришли вместе по поводу, по-моему, Югославии.
— 1999 год, наверно, был?
— Может, попозже. Не 99‑й, потому что он всё-таки мой ровесник.
Когда я пришёл в движение, штаб «Трудовой России» накрыли ультраправые. Такая серьёзная была потасовка: часть людей пострадала. То есть то, о чём я говорил, что АКМ мог стать таким центром притяжения — да, определённо. Многие люди, которые были в АКМ, потом стояли у истоков того, что называется RASH (Red & Anarcho Skinheads, «Красные и анархо-скинхеды» — международное леворадикальное крыло скинхедов. — VATNIKSTAN).
Да, так получилось, что многие люди не захотели участвовать в сомнительных так называемых «Маршах несогласных» — общих мероприятиях, на которых допускалось участие как либералов, так и ультраправых. Для них это было чересчур, и люди таким образом покинули АКМ. Мне кажется, это была ошибка Сергея, потому что он не умел находить язык с этой аудиторией.
Я негативно отношусь к «Маршам несогласных». Может быть, в них ничего ужасного не было, но непосредственно для АКМ они стали катализатором распада. С одной стороны, они пугали антифа-часть: им приходилось вынужденно дружить и общаться с какими-то правыми элементами. С другой — более красных и олдовых персонажей очень пугали либералы, которые были таким исчадием зла.
С либералами у нас потом ещё в «Левом фронте» были непростые отношения, особенно когда они начали вступать в эту организацию под Удальцова. Это были достаточно возрастные люди либеральных взглядов. В какой-то момент даже официально-неофициально некоторые вещи оказались под запретом. Ряд лозунгов стало неправильно кричать. Были достаточно большие тёрки с Сергеем, особенно по поводу того, что было связано с капитализмом. В левой организации запрещать лозунг «Капитализм — дерьмо» было очень глупо. Это вылилось, в частности, в то, что я ушёл из «Левого фронта».
— Сейчас ты не поддерживаешь отношения с Сергеем?
— Примерно год назад мы виделись. Лёня Развозжаев написал довольно нелепую книжку про марксистскую корову. Мы пошли на презентацию с точки зрения культурного опыта. Я ему задавал вопросы про Мэттью Стокоу и его коров. Лёня, конечно, об этой книге ничего не знал.
Какого-то хейта с Удальцовым нет. Мы нормально посидели, пообщались. Но понятно, что уже общности взглядов нет. В целом, у меня с ним обычные человеческие отношения. Не ругались, хотя политически, конечно, разошлись.
— Многие считают, что Удальцов стремился к организации АКМ наподобие НБП (признана экстремистской организацией и запрещена на территории РФ). Это было так или АКМ сам по себе дошёл до тех форм агитации, которые он осуществлял?
— Методы, как и лозунги, принадлежат всем. Понятно, что нацболы тогда были сильнейшей радикальной организацией. Определенно подражание происходило: не на уровне оргформ (не идейного заимствования слоганов вроде «Россия — всё, остальное — ничто»), но в каких-то акциях и бытовом построении организации что-то брали.
Риторика разная была, но тогдашние АКМ и НБП — максимально похожие организации. У остальных марксистских и анархистских движух это было немного по-другому.
— НБП классического времени — это скорее правые или левые?
— Там всё всегда было интересно. Что считать за классическое время? То время, которое я считаю золотым для организации, это как раз те годы, в которые мы были в АКМ — середина нулевых.
— Когда Лимонов сел.
— Во-первых, там ещё Владимир Абель был. Это сейчас он за права русских уныло борется, а тогда это был человек, который выстраивал определённую стратегию партии, и в принципе они были по сути дела самый радикальный субъект. Не левые и не правые, а скорее радикальные демократы. Не знаю, насколько слово «демократы» им бы понравилось. Классика: если ты идёшь общаться с нацболами, то кто-то будет сидеть с символикой с серпом и молотом, а кто-то — с кельтскими крестами и свастиками.
Люди были очень разные: и вполне обыкновенные ультраправые — наци уличные, и какие-то леваки, и анархисты. В принципе, по взглядам там был коктейль. Было и просто понятие «нацбол» — человек и левый, и правый.
Мне кажется, что более ранняя НБП — она более правая, как раз до этих самых нулевых. Да и наследники партии — не особо левые ребята нынче. А вот с середины нулевых там эклектично и уравновешивающе получалось.
— Зачем Эдуарду Лимонову нужна была НБП? Чтобы выразить собственные идеи или ему просто как личности хотелось возглавлять организацию?
— Определённо был элемент личного арт-проекта, потому что человек не был лишён тщеславия и самолюбия. Лимонов действительно верил в то, что придумывал и за что боролся. Я был с ним знаком. Для своего возраста человек достаточно пассионарный, многое у него действительно получалось.
Всё началось с того, что Лимонов сделал газету «Лимонка» — интереснейший проект контркультуры. Эдуард Вениаминович действительно верил в своё дело, создавая все эти ячейки и съезды, для него это было не просто для потехи на старости лет. Лимонову действительно удалось создать проект, который, в силу ряда обстоятельств, не выглядит таким, каким он был. Но это уже к вопросу о том, что очень сложно иметь ровную политическую жизнь какому-то субъекту и эту субъектность не терять.
— В личном общении у Лимонова и Удальцова, если их сопоставлять, было что-то общее?
— Довольно разные люди. Всё-таки возраст: Эдуард Вениаминович мне в отцы годился, а Удальцов незначительно старше. Хотя, конечно, когда ты более юный, Удальцов казался старшим товарищем.
Они люди с разной харизмой. У Лимонова было гораздо больше от проклятого поэта, у Удальцова — это скорее в духе типа «делай как я», он больше сподвигал личным примером. У Сергея всё было попроще. Это не есть плохо, просто сам факт, что он ориентировался больше на понятность среднестатистическому человеку. У Лимонова было больше эстетства.
— В подобных политических организациях у каждого участника большое эго. Если он пришёл заниматься политикой, значит, у него выстроена определённая система ценностей. Насколько сложно организовывать людей, чтобы заниматься делом, которое не приносит сиюминутной выгоды? Ведь людям эта деятельность может и навредить, причём серьёзно. Человек приходит в организацию и становится партийной единицей. Как это происходит?
— У всех истории индивидуальные. У кого-то идейная мотивация: человек что-то почитал и пришёл как истинно верующий в какие-то вещи. Кто-то приходит социализироваться. Зачастую эти вещи начинают смешиваться. То есть люди приходят, потому что у них не хватает круга общения, и здесь они могут реализоваться в том, чего не могут сделать на работе или по месту учёбы. Как правило, те, которые задерживаются надолго, — это люди определённого склада. Текучка в любой организации, смена кадров огромная.
— Что это за люди, которые являются ядром?
— Ядро — это пассионарные люди с какими-то скилами. Кто-то умеет общаться с людьми, кто-то может придумывать акции, кто-то умеет убеждать-рассказывать. Без навыков людям сложновато в политике. Понятно, эти навыки можно развивать. Если вдуматься, то и в АКМ, и у нацболов кузница кадров была достаточно интересная, если посмотреть, кто кем стал.
— А кто кем стал?
— Скажем так: люди всё равно умеренно-непосредственные. У нас есть люди, которые в писательство пошли, в урбанистику, журналистику, айтишные дела. С точки зрения карьеры у многих было всё достаточно любопытно.
— Молодому поколению стоит заниматься подобной деятельностью?
— Мне сложно сказать нет. Сейчас правила игры, условия немного другие. Всё равно запрос на нелегальную деятельность будет. Это никуда не исчезнет, потому что есть какие-то закономерности, даже не в идейном, политическом плане, а, например, проблема отцов и детей.
Есть условная пассионарность, которая так или иначе будет находить выход. Всё равно кто-то будет составлять основы организаций, про формы которых мы, может, сейчас даже не догадываемся. Мне кажется, что в целом да, стоит, можно.
— Отличие правых молодёжных организаций от левых: в чём они различаются, кто является ядром организации условно правого и либерального толка?
— Либерального — там по-разному. Насчёт либералов, это более сложный вопрос: есть либералы, есть либертарианцы.
По поводу правых — сейчас же есть молодеющее, в общем-то, «зиганутое» ультраправое движение. Какие-то там детишки бьют дворников и курьеров — такое действительно есть. С правыми вопрос в том, насколько можно говорить об этом как о политическом движении, насколько это организации просто по ультранасилию. Потому что одно дело — просто уличные правые, и другое, допустим, ННП, «Славянский союз» (признан экстремистской организацией и запрещена в РФ), общество «Память», которые пытались какую-то форму придать своим действиям. Хотя там всё равно хватало таких же уличных сомнительных ребят.
— Сейчас как устроена молодёжная и условно-радикальная уличная политика? Она вообще есть?
— Какая-то есть, даже порой её доводится наблюдать. Если раньше, в нулевые, чтобы стать каким-то политическим актором, надо было прийти, вступить в организацию, заняться каким-то делом, то сейчас, теоретически, можно политизироваться, просто подписавшись на какой-то канал в Телеграме.
Можно получить те же самые риски будучи просто онлайн-активистом. Какой-то неудачный репост сделать и получить значительные проблемы. Ценз на вход стал ниже, но глобально в политику, организации, идёт меньше людей.
— Организации, подобные АКМ, сейчас существуют?
— Формально есть «Левый фронт» Удальцова и какие-то левацкие организации имеют место быть. Насколько это похоже на АКМ? Я бы поспорил.
Я не скажу, что АКМ был идеальной организацией. Например, у НБП есть наследники — «Другая Россия». Правда, у неё сейчас другая повестка: они ездят на фронт, какие-то маскировочные сети плетут. Это не совсем та организация, которая занималась чисто радикальной движухой и уличным протестом.
— Но размах другой: про НБП и АКМ и по телевизору, и «Коммерсантъ» постоянно репортажи выпускал. Сейчас ведь этого нет?
— В таком объёме нет. Но если чего-то не показывают и не постят, это не значит, что этого нет. Раньше на РЕН ТВ снимали репортажи, как просто ходили рисовать граффити, и это было интересно журналистам, Сейчас такой материал просто цензуру не пройдёт.
Сверху делается многое, чтобы таких организаций не было вообще. Раньше у молодёжной политики был какой-то спектр. В книге про АКМ я описываю, что были прокремлёвские радикальные организации. Сейчас такое ощущение, что было принято решение, что это не нужно. Грубо говоря, приструнять можно и другими средствами, а какого-то элемента поддержания якобы политической жизни и парторганизаций просто нет.
— Получается, что у Кремля отсутствует осознанная молодёжная политика, какая была раньше?
— Тогда она была просто на деньгах, это называлось «ликующая гопота». Было два типа организаций: условный МГЕР («Молодая гвардия Единой России»), где просто молодые карьеристы выходили с флажками по какому-то поводу, радовались тому, что «Единая Россия» на выборах победит, «ликующая гопота». А были нашисты, боевые крылья у этого всего, местные движения, которые занимались либо политическими провокациями, проводя сомнительные политические акции, либо определёнными нападениями.
— Сейчас нашистов нет, местных нет, МГЕР, может, и есть, но в каком-то усечённом виде?
— Активной деятельности и такого размаха уже нет. Нашисты были институтом по социализации людей в первую очередь из провинции. Показательно, что многие лидеры переехали за границу: Василий Якеменко и Роберт Шлегель живут в Германии, Мария Дрокова — в Америке. Из той кузницы кадров получилось создать только Кристину Потупчик. Вопрос — чем она сейчас занимается?
— «Наши» работали вхолостую, если актив и лидеры эмигрировали?
— Может быть, и в холостую, потому что действительно здесь речь о том, что из ничего ничто. Изначально и так было немного идейного содержания. Просто были деньги, определённый запрос, технические задания у этих организаций. Сейчас, наверно, просто нерентабельно и нелогично их содержать, потому что по факту можно бороться с оппозицией и без этого.
— Но тут же ещё функция социализации — рекрутирование потенциальных депутатов?
— Мне кажется, что это всё тоже можно делать без молодёжных организаций.
— Какие бы ты порекомендовал документальные книги исторические и социологические для понимания политики и того, как общество устроено?
— Вопрос широкий. Я бы, наверно, посоветовал что-то тематичное: того же Лёшу Макарова почитать стоит — неплохо для понимания образа нацбола, ультрапассионарного активиста.
Достаточно любопытно почитать про те движения, на которые мы отчасти в издательстве изначально ориентируемся: мемуары-подборки по народовольцам, по эсерам. Важно вообще смотреть живые книги. Произведения Степняка-Кравчинского — больший ключ к пониманию, что такое радикальная политика, чем экономические работы Маркса. Это очень важно, потому что здесь вопрос психологии бойца-пассионария.
Книг достаточно много — нужно просто смотреть, что интересно. Достать можно практически всё. Надеюсь, что сами мы какие-то книги тоже постараемся вынести на свет.
— Степняка-Кравчинского планируете издавать?
— Степняк неплохо издан: не так давно переиздавали его «Россию под властью царей». Так что его, наверное, нет.
Нет смысла издавать то, что выходило давно большими тиражами: Фигнер, Степняка-Кравчинского, Фроленко, Морозова — базовых народовольцев. Это довольно массовые издания, их можно найти в библиотеках. К сожалению, многие герои того времени просто не успели ничего написать, потому что рано погибли: нет работ Желябова, Перовской. Про них есть какие-то любопытные книги — например, очень интересное издание про Перовскую выходило у Common Place. Так для понимания образа народовольцев и народоволок это крайне интересно.
— Вы издали книгу «Хроника пикирующего аппаратчика». Ты активно читаешь художественную литературу и что бы ты посоветовал?
— Да, достаточно. Если в плане не политической литературы, то я могу сказать, что у меня довольно разнообразный рэндж. На вскидку, любимый мой писатель Даниил Хармс — всё его творчество, особенно проза. В юности обожал, да и до сих пор очень люблю профессора Толкина. Я считаю, что надо читать всё, что можно прочитать, лишней информации не бывает.
«Хроника» — это очень хорошее произведение. Мы знакомы с авторами книги и на самом деле это одна из наших ранних книг. Сначала мы делали сборник «Труд освобождает» — классическая подборка статей. Но когда я прочёл именно «Хронику» — это было очень сильно, меня это произведение затронуло. Вместо тысячи слов, можно было написать кучу красивых памфлетов про рабочий класс, а можно просто такую кричащую проникновенную вещь разово прочитать и представить этот «рак химзавода».
— В послесловии твоей книги про АКМ звучит много мотивации, где ты пытаешься вдохновить людей повторить твой путь. Что бы ты посоветовал молодым людям, которые хотели бы развиваться в левом движении сейчас?
— Посоветовал бы быть аккуратными. Когда писал эту книгу, я считал: «Идите в левое движение, и будет вам счастье». Сейчас, давая такие рекомендации, нужно понимать, что кто-то может пострадать. Для художественного познания это всё хорошо и интересно, но теперь я не могу сказать: «Ребята, идите и делайте!» Это будет достаточно безответственно.
Человек, который хочет заниматься радикальной политикой, всё равно найдёт себе применение. Но это должно быть осознанно. Я считаю, что нужно приходить прокачанными и подготовленными, а совсем юным людям мне бы не хотелось нечаянно испортить жизнь.
Подписывайтесь на издательство «Напильник» в соцсетях: ВК и Телеграме.