Каре­лия — один из самых инте­рес­ных и само­быт­ных реги­о­нов Рос­сии, наци­о­наль­ная рес­пуб­ли­ка, в кото­рой уже почти не оста­лось корен­ных жите­лей. Заво­ра­жи­ва­ю­щая север­ная при­ро­да, глу­бо­кая и древ­няя куль­ту­ра, напол­нен­ная про­ти­во­ре­чи­вы­ми собы­ти­я­ми исто­рия при­вле­ка­ет в Каре­лию свы­ше мил­ли­о­на тури­стов ежегодно.

Клим Шав­ри­ков пред­ла­га­ет посмот­реть десять доку­мен­таль­ных филь­мов, рас­ска­зы­ва­ю­щих об исто­рии Каре­лии. Сре­ди тем — леген­ды и были корен­ных наро­дов, живо­пис­ные Кижи и Вала­ам­ский архи­пе­лаг, а так­же роль фин­нов в ста­нов­ле­нии рес­пуб­ли­ки, строй­ка Бело­мор­ка­на­ла, судь­бы узни­ков Солов­ков и окку­па­ци­он­ных концлагерей.


«Соловки» (1928, А. Черкасов)

Кар­ти­ну снял режис­сёр Алек­сандр Чер­ка­сов по зака­зу ОГПУ. Лен­та «Солов­ки» — насто­я­щее сокро­ви­ще, при­мер того, как чеки­сты в про­па­ган­дист­ских целях пред­став­ля­ли свою рабо­ту по исправ­ле­нию вра­гов наро­да совет­ско­му обще­ству. Фильм был оциф­ро­ван в 2015 году, ори­ги­наль­ное музы­каль­ное сопро­вож­де­ние, к сожа­ле­нию, утеряно.

Чер­ка­сов демон­стри­ру­ет зри­те­лю про­цесс «пере­ков­ки» контр­ре­во­лю­ци­он­ных эле­мен­тов и уго­лов­ни­ков в зна­ме­ни­том СЛОНе — Соло­вец­ком лаге­ре осо­бо­го назна­че­ния. Лен­та пока­зы­ва­ет быт воль­ных жите­лей ост­ро­вов, рабо­ту охра­ны и дру­го­го пер­со­на­ла, а самое глав­ное — жизнь сотен заклю­чён­ных СЛО­На. Если смот­реть этот «гимн тру­ду» не с нача­ла, а уви­деть лишь отдель­ные сце­ны, мож­но поду­мать, что речь идёт о какой-нибудь совет­ской фабрике.

Фильм пред­став­ля­ет собой набор ред­ких архив­ных съё­мок 1927 года, мно­гие зда­ния на Солов­ках не сохра­ни­лись или изме­ни­ли пер­во­на­чаль­ный облик. В кар­тине ост­ро­ва пред­ста­ют в прак­ти­че­ски «нетро­ну­том» виде.


«Карело-Финская ССР» (1951, А. Иванов)

До 1956 года Каре­лия в соста­ве СССР суще­ство­ва­ла в ста­ту­се союз­ной рес­пуб­ли­ки, как Укра­и­на, Бела­русь и ещё 13 субъ­ек­тов. Каре­ло-Фин­ская ССР пред­став­ля­ла из себя севе­ро-запад­ную вит­ри­ну соци­а­лиз­ма, кото­рая долж­на была пока­зать фин­нам и скан­ди­на­вам пре­иму­ще­ства соци­а­ли­сти­че­ско­го строя.

В 1951 году в рам­ках госу­дар­ствен­но­го зака­за Алек­сандр Ива­нов снял видео­ви­зит­ку рес­пуб­ли­ки. В доку­мен­таль­ном филь­ме пери­о­да «высо­ко­го ста­ли­низ­ма» режис­сёр отра­зил все вея­ния того вре­ме­ни: сытые доволь­ные рабо­чие друж­но валят лес по буд­ням, а в вос­кре­се­нье пры­га­ют с трам­пли­на на лыжах и зани­ма­ют­ся борь­бой в зале.

Фильм ценен как обра­зец офи­ци­аль­но­го после­во­ен­но­го дис­кур­са с веч­ны­ми ода­ми про­мыш­лен­но­сти, кол­хоз­но­му хозяй­ству и нау­ке. При­сут­ству­ют ред­кие съём­ки вал­ки леса и дере­во­об­ра­бот­ки нача­ла 1950‑х годов, кад­ры вос­ста­нов­лен­но­го из руин фин­ской окку­па­ции Пет­ро­за­вод­ска. Фильм затра­ги­ва­ет и наци­о­наль­ную тему: вид­но, как мно­го было в рес­пуб­ли­ке фин­нов и каре­лов, осве­ща­ет­ся быт рабо­чих и куль­тур­ная жизнь карель­ско­го горо­да и деревень.

Доку­мен­таль­ная лен­та точ­но будет инте­рес­на тем, кто изу­ча­ет после­во­ен­ный быт и эсте­ти­ку позд­не­го сталинизма.


«Неизвестное лицо советско-финской войны» (1995, Л. Ховинхеймо)

Доку­мен­таль­ный фильм, сня­тый фин­ской коман­дой в Пет­ро­за­вод­ске, оциф­ро­вал внук узни­цы конц­ла­ге­ря. Рабо­та осно­ва­на на рас­ска­зах сви­де­те­лей окку­па­ции — выжив­ших заклю­чён­ных фин­ских лаге­рей в Пет­ро­за­вод­ске. Кро­ме того, в лен­те есть мно­же­ство кад­ров из аги­та­ци­он­ных филь­мов, сня­тых окку­пан­та­ми в Пет­ро­за­вод­ске и дру­гих горо­дах и сёлах Карелии.

Осе­нью 1941 года фин­ские вой­ска захва­ти­ли почти поло­ви­ну Совет­ской Каре­лии. В Фин­лян­дии тогда про­цве­та­ла реван­шист­ская идея при­со­еди­не­ния всех земель, насе­лён­ных род­ствен­ны­ми наро­да­ми, идея постро­е­ния Вели­кой Фин­лян­дии. На алтарь этой мис­сии поло­жи­ли жиз­ни несколь­ких десят­ков тысяч «неко­рен­ных» жите­лей Каре­лии. В одном толь­ко Пет­ро­за­вод­ске фин­ны постро­и­ли пять кон­цен­тра­ци­он­ных лаге­рей. В лен­те собра­но боль­шое коли­че­ство уст­ных сви­де­тельств воен­ных пре­ступ­ле­ний окку­пан­тов на карель­ской земле.


«Карелы. Земля легенд и былей» (2006, Н. Серебрякова)

Кар­ти­на, создан­ная кино­сту­ди­ей «Этнос» при под­держ­ке Коми­те­та по наци­о­наль­но­стям рес­пуб­ли­ки, явля­ет­ся сво­е­го рода этно­гра­фи­че­ской экс­кур­си­ей по карель­ским деревням.

Лен­та помо­жет луч­ше узнать исто­рию каре­лов, куль­ту­ру, а так­же про­бле­мы выжи­ва­е­мо­сти этни­че­ских тра­ди­ций малых наро­дов Рос­сии. Авто­ры филь­ма путе­ше­ство­ва­ли по карель­ским дерев­ням и запи­са­ли боль­шое коли­че­ство бесед с корен­ны­ми жите­ля­ми рес­пуб­ли­ки. В кар­тине часто зву­чит карель­ский язык раз­ных наречий.

Поми­мо это­го, в филь­ме при­сут­ству­ют кад­ры с тра­ди­ци­он­ной карель­ской архи­тек­ту­рой, празд­ни­ка­ми, а так­же тра­ди­ци­он­ное пение карель­ских рун, кото­рые скла­ды­ва­ют­ся в каре­ло-фин­ский наци­о­наль­ный эпос «Кале­ва­ла».


«Финский Петрозаводск» (2017, Арто Ринне)

Сего­дня мало кто даже из мест­ных жите­лей пони­ма­ет, какой огром­ный вклад внес­ли в ста­нов­ле­ние Каре­лии имен­но фин­ны. Рес­пуб­ли­ка долж­на была стать «аль­тер­на­тив­ной Фин­лян­ди­ей». После граж­дан­ской вой­ны в сосед­ней стране, где белые одер­жа­ли верх, мно­же­ство фин­ских ком­му­ни­стов и сочув­ству­ю­щих бежа­ли, их при­ня­ла Совет­ская Каре­лия. «Крас­ные фин­ны» во мно­гом соста­ви­ли пер­во­на­чаль­ный костяк руко­во­дя­щих совет­ских кад­ров в рес­пуб­ли­ке и доби­лись мно­же­ства при­ви­ле­гий для Каре­лии в соста­ве СССР.

В даль­ней­шем рес­пуб­ли­ка долж­на была стать плац­дар­мом для экс­пор­та рево­лю­ции в сосед­нюю Фин­лян­дию, но эти пла­ны не сбы­лись. Этот фильм — сугу­бо исто­ри­че­ский. Он рас­ска­зы­ва­ет исто­рию о двух вол­нах фин­ской эми­гра­ции — 1918 года и нача­ла 1930‑х годов — и о вкла­де этих эми­гран­тов в госу­дар­ствен­ное стро­и­тель­ство, эко­но­ми­ку, архи­тек­ту­ру, спорт.

На при­ме­ре «фин­ской Каре­лии» пре­крас­но про­сле­жи­ва­ет­ся судь­ба все­го СССР рубе­жа 1920–1930‑х годов. Всё начи­на­лось как стро­и­тель­ство ново­го Эль­до­ра­до на до сих пор неви­дан­ных прин­ци­пах равен­ства и брат­ства, но меч­ты иде­а­ли­стов раз­би­лись о кон­сер­ва­тив­ный пово­рот вре­мён сталинизма.

«Фин­ский Пет­ро­за­водск» пре­крас­но рас­кры­ва­ет роль фин­ско­го фак­то­ра в исто­рии Каре­лии. В кон­це кон­цов, жите­ли сто­ли­цы реги­о­на до сих пор ходят по ули­це Ровио и набе­реж­ной Гюллинга.


«Беломорканал. Вчера, сегодня, завтра» (2019, С. Феофанов)

Бело­мор­ско-Бал­тий­ский канал, уве­ко­ве­чен­ный в назва­нии самых извест­ных совет­ских папи­рос, — круп­ней­шая ста­лин­ская строй­ка в Каре­лии. Канал соеди­нил Белое и Бал­тий­ское моря через систе­му шлю­зов, судо­ход­ных рек и озёр. Строй­ка дли­лась с 1931 по 1933 год. Как и мно­гие дру­гие гран­ди­оз­ные про­мыш­лен­ные объ­ек­ты, ББК стро­и­ли в основ­ном заклю­чён­ные лаге­рей, как мини­мум 12 тысяч из них погиб­ли при соору­же­нии канала.

Фильм Ста­ни­сла­ва Фео­фа­но­ва не про исто­рию кана­ла в узком смыс­ле. Конеч­но, здесь есть интер­вью исто­ри­ков, музей­ных работ­ни­ков, инже­не­ров, опи­сы­ва­ю­щих сам канал, но основ­ная часть филь­ма постро­е­на на интер­вью нынеш­них жите­лей посёл­ков при ББК. Боль­шин­ство из них — потом­ки заклю­чён­ных или тюремщиков.

Поми­мо съё­мок потря­са­ю­щих инже­нер­ных соору­же­ний, в филь­ме мно­го вни­ма­ния уде­ле­но про­сто­му быту далё­кой карель­ской глу­бин­ки, дожи­ва­ю­щим послед­ние дни малень­ким посёл­ках, появив­шим­ся во вре­мя стро­и­тель­ства Бело­мор­ка­на­ла. Исто­рии, кото­рые рас­ска­зы­ва­ют герои филь­ма, часто кон­тра­сти­ру­ют с пане­ги­ри­ка­ми «вели­кой строй­ке Севе­ра», каж­дая из них — это рас­сказ о страш­ном вре­ме­ни и испытаниях.


«Древнерусское искусство на острове Кижи» (2020, проект «Кижи онлайн»)

Мно­гие деся­ти­ле­тия Кижи явля­ют­ся глав­ной визит­ной кар­точ­кой Каре­лии. Архи­тек­тур­ный ансамбль ост­ро­ва состо­ит из двух дере­вян­ных церк­вей и коло­коль­ни XVIII века. Памят­ни­ки архи­тек­ту­ры вне­се­ны в спи­сок все­мир­но­го насле­дия ЮНЕСКО. Еже­год­но ост­ров посе­ща­ют десят­ки тысяч тури­стов, для мно­гих попасть на Кижи — основ­ная цель поезд­ки в республику.

Кро­ме того, что киж­ские церк­ви явля­ют­ся шедев­ра­ми север­но­го дере­вян­но­го зод­че­ства, в них сохра­ни­лись алта­ри и ико­но­ста­сы, мно­гие в изна­чаль­ном виде. В этой лен­те авто­ры стре­мят­ся пока­зать в первую оче­редь ред­кие рус­ские ико­ны XVI–XVIII веков, мно­гие ико­ны с мест­ны­ми карель­ски­ми свя­ты­ми мож­но встре­тить толь­ко на острове.


«Валаамский архипелаг. Nature of Russia» (2021, А. Переверзин)

Плод сотруд­ни­че­ства неза­ви­си­мо­го режис­сё­ра Алек­сандра Пере­вер­зи­на и Мини­стер­ства при­ро­ды Рос­сий­ской Феде­ра­ции. Эта кар­ти­на об исто­рии кра­си­вей­ше­го места — Вала­ам­ских ост­ро­вов, на одном из кото­рых нахо­дит­ся один из древ­ней­ших рус­ских мона­сты­рей. Но ещё боль­ше этот фильм о при­ро­де Ладож­ско­го озе­ра и его островов.

Шикар­ные виды, мед­лен­ное тягу­чее повест­во­ва­ние о Вала­а­ме и Ладо­ге в целом, про­стой и инте­рес­ный рас­сказ об осо­бен­но­стях фло­ры и фау­ны этих мест. Лен­та не пре­тен­ду­ет на уни­каль­ность — воз­мож­но, немно­го зауряд­ный фильм об очень неза­у­ряд­ных местах.


«Карелия — большое автопутешествие» (2021, ютуб-канал Discoverus)

Автор филь­ма пере­се­ка­ет Каре­лию с запа­да на восток: начи­на­ет путе­ше­ствие с Сор­та­ва­лы на гра­ни­це с Фин­лян­ди­ей и закан­чи­ва­ет в сто­ли­це рес­пуб­ли­ки Пет­ро­за­вод­ске. Путе­ше­ствие сопро­вож­да­ет­ся зре­лищ­ны­ми съём­ка­ми при­ро­ды и руко­твор­ных достопримечательностей.

Бло­гер пока­зы­ва­ет самый «фин­ский» город рес­пуб­ли­ки Сор­та­ва­лу с сохра­нив­шей­ся архи­тек­ту­рой XIX века, посе­ща­ет Вала­ам, Руске­а­лу, зна­ме­ни­тые Ладож­ские шхе­ры и наи­бо­лее извест­ные досто­при­ме­ча­тель­но­сти Петрозаводска.

Зри­те­ли филь­ма уви­дят прак­ти­че­ски все тури­сти­че­ски при­вле­ка­тель­ные объ­ек­ты Каре­лии. Это путе­во­ди­тель для тех, кто решит­ся на путе­ше­ствие в этот далё­кий, но очень кра­си­вый север­ный край.


«Незнаменитая война. Советско-финская повесть 1939–1944 годов» (2022, Б. Нигматуллин)

Доста­точ­но све­жая доку­мен­таль­ная лен­та рас­кры­ва­ет тему запу­тан­ных совет­ско-фин­ских отно­ше­ний с 1918 года и до кон­ца «вой­ны про­дол­же­ния» — так при­ня­то назы­вать уча­стие фин­нов в Вели­кой Оте­че­ствен­ной войне. Это исто­рия воен­ных кон­флик­тов, поли­ти­че­ских интриг и вза­им­ных пре­тен­зий двух государств.

В филь­ме огром­ное коли­че­ство архив­ных съё­мок Зим­ней вой­ны, подроб­ное объ­яс­не­ние хода бое­вых дей­ствий с при­ме­не­ни­ем ком­пью­тер­ной гра­фи­ки. При этом авто­ры нашли и оциф­ро­ва­ли видео­за­пи­си с уст­ны­ми сви­де­тель­ства­ми вете­ра­нов Зим­ней вой­ны, кото­рые были сня­ты в 1990‑х годах в Петрозаводске.

На сего­дняш­ний день это один из самых подроб­ных и бес­при­страст­ных взгля­дов на совет­ско-фин­ские отно­ше­ния, пред­став­лен­ных в доку­мен­таль­ном кинематографе.


Читай­те так­же «Отры­вок из кни­ги „В пучине Граж­дан­ской вой­ны: Каре­лы в поис­ках стра­те­гий выжи­ва­ния. 1917–1922“»

Поделиться