Советский Союз вполне можно назвать первым в истории атеистическим государством. Конечно, светские власти боролись с религией и раньше, например, в революционной Франции в конце XVIII века. Однако атеистической страной Франция тогда не стала.
Интересно, что несмотря на антирелигиозную пропаганду и сокращение количества церквей, сама религия официально никогда не запрещалась, а право её исповедовать или не исповедовать гарантировали все четыре советские конституции. Например, в Конституции 1936 года в статье 124 есть такие строки:
«Свобода отправления религиозных культов и свобода антирелигиозной пропаганды признаётся за всеми гражданами».
Что немаловажно, в 1918 году впервые в российской истории церковь была отделена от государства, а школа от церкви. Такое положение сохранялось всё время существования СССР и остаётся в России и сегодня. Статьи о свободе исповедовать любую религию или не исповедовать никакой в советских и современной конституциях очень похожи.
В нашей подборке представлены советские антирелигиозные плакаты. До появления телевидения именно они были самым мощным инструментом пропаганды. Они лаконичны и красочны, поэтому их хорошо понимали все — даже неграмотные люди, которых в 1920‑е годы оставалось ещё довольно много.
Эти плакаты пропагандировали отход от религиозных взглядов, показывали неприглядную сторону священнослужителей. Часто противопоставлялись церковь и школа в пользу последней, ведь первая из них основана на вере, вторая — на знаниях.
Противопоставлялись религия и научно-технический прогресс, отмечалось, что первая часто тормозит второй.
Наряду с критикой официальных религий, советские антирелигиозные плакаты порицали секты, которые имеют свойство бурно разрастаться после крупных социальных бедствий. Высмеивались заявления о «конце света», показывалась роль тех, кто руководит сектантами в корыстных интересах.
Теперь перейдём к самим плакатам.
1910‑е и 1920‑е годы
Текст стихотворения на плакате:
Румяной зарёю покрылся восток,
Чертёнок из лесу бежит без порток.
Спешит на собранье. С ним рядом Христос —
Со скромным пробором из русых волос.— «Куда ты? На митинг?» — «Конечно! А ты?»
Чёрт молча кивнул головой на кусты.
— «Я в качестве зрителя. Сам Вельзевул
Пошёл на собранье». Тут тихо вздохнул.Христос сокрушённо: «А вдруг сатана
Начнёт искушать, как в пустыне меня?»
— «Боишься?» — кокетливо скрючивши хвост,
Хихикнул чертёнок. — «Да нынче ж не пост.Разок соблазниться не грех в мясоед
С женой самаринкою. Так или нет?
— «Отыди, лукавый! Мне в душу, как тать,
Залез ты! Что было, не смей вспоминать».Тем временем боженьки все на лужок
Собрались, составивши тесный кружок.
Культурные, дикие, боги-пеньки,
Которым молились в лесах дураки.По Сеньке и шапка! Не всё ли равно,
Во что людям верить: в железо, в бревно,
Или в духа-пустышку? Чем люди темней,
Чем разум слабее, тем вера сильней.
1930‑е и 1940‑е годы
Смотрите также «Военные плакаты алтайского художника Ивана Харина».