«Пером рабкора и светом науки». Советские антирелигиозные плакаты

Совет­ский Союз вполне мож­но назвать пер­вым в исто­рии ате­и­сти­че­ским госу­дар­ством. Конеч­но, свет­ские вла­сти боро­лись с рели­ги­ей и рань­ше, напри­мер, в рево­лю­ци­он­ной Фран­ции в кон­це XVIII века. Одна­ко ате­и­сти­че­ской стра­ной Фран­ция тогда не стала.

Инте­рес­но, что несмот­ря на анти­ре­ли­ги­оз­ную про­па­ган­ду и сокра­ще­ние коли­че­ства церк­вей, сама рели­гия офи­ци­аль­но нико­гда не запре­ща­лась, а пра­во её испо­ве­до­вать или не испо­ве­до­вать гаран­ти­ро­ва­ли все четы­ре совет­ские кон­сти­ту­ции. Напри­мер, в Кон­сти­ту­ции 1936 года в ста­тье 124 есть такие строки:

«Сво­бо­да отправ­ле­ния рели­ги­оз­ных куль­тов и сво­бо­да анти­ре­ли­ги­оз­ной про­па­ган­ды при­зна­ёт­ся за все­ми гражданами».

Что нема­ло­важ­но, в 1918 году впер­вые в рос­сий­ской исто­рии цер­ковь была отде­ле­на от госу­дар­ства, а шко­ла от церк­ви. Такое поло­же­ние сохра­ня­лось всё вре­мя суще­ство­ва­ния СССР и оста­ёт­ся в Рос­сии и сего­дня. Ста­тьи о сво­бо­де испо­ве­до­вать любую рели­гию или не испо­ве­до­вать ника­кой в совет­ских и совре­мен­ной кон­сти­ту­ци­ях очень похожи.

В нашей под­бор­ке пред­став­ле­ны совет­ские анти­ре­ли­ги­оз­ные пла­ка­ты. До появ­ле­ния теле­ви­де­ния имен­но они были самым мощ­ным инстру­мен­том про­па­ган­ды. Они лако­нич­ны и кра­соч­ны, поэто­му их хоро­шо пони­ма­ли все — даже негра­мот­ные люди, кото­рых в 1920‑е годы оста­ва­лось ещё доволь­но много.

Эти пла­ка­ты про­па­ган­ди­ро­ва­ли отход от рели­ги­оз­ных взгля­дов, пока­зы­ва­ли непри­гляд­ную сто­ро­ну свя­щен­но­слу­жи­те­лей. Часто про­ти­во­по­став­ля­лись цер­ковь и шко­ла в поль­зу послед­ней, ведь пер­вая из них осно­ва­на на вере, вто­рая — на знаниях.

Про­ти­во­по­став­ля­лись рели­гия и науч­но-тех­ни­че­ский про­гресс, отме­ча­лось, что пер­вая часто тор­мо­зит второй.

Наря­ду с кри­ти­кой офи­ци­аль­ных рели­гий, совет­ские анти­ре­ли­ги­оз­ные пла­ка­ты пори­ца­ли сек­ты, кото­рые име­ют свой­ство бур­но раз­рас­тать­ся после круп­ных соци­аль­ных бед­ствий. Высме­и­ва­лись заяв­ле­ния о «кон­це све­та», пока­зы­ва­лась роль тех, кто руко­во­дит сек­тан­та­ми в корыст­ных интересах.

Теперь перей­дём к самим плакатам.


1910‑е и 1920‑е годы

Алек­сандр Апсит. 1918 год
Вик­тор Дени. 1920 год
Дмит­рий Моор. 1920 год
Неиз­вест­ный автор. Сти­хи Демья­на Бед­но­го. 1920‑е годы.
Дмит­рий Моор. 1922 год
Дмит­рий Моор. 1924 год
Дмит­рий Моор. Сти­хи А. Н. Тона. 1924 год

Текст сти­хо­тво­ре­ния на плакате:

Румя­ной зарёю покрыл­ся восток,
Чер­тё­нок из лесу бежит без порток.
Спе­шит на собра­нье. С ним рядом Христос —
Со скром­ным про­бо­ром из русых волос.

— «Куда ты? На митинг?» — «Конеч­но! А ты?»
Чёрт мол­ча кив­нул голо­вой на кусты.
— «Я в каче­стве зри­те­ля. Сам Вельзевул
Пошёл на собра­нье». Тут тихо вздохнул.

Хри­стос сокру­шён­но: «А вдруг сатана
Нач­нёт иску­шать, как в пустыне меня?»
— «Боишь­ся?» — кокет­ли­во скрю­чив­ши хвост,
Хихик­нул чер­тё­нок. — «Да нын­че ж не пост.

Разок соблаз­нить­ся не грех в мясоед
С женой сама­рин­кою. Так или нет?
— «Оты­ди, лука­вый! Мне в душу, как тать,
Залез ты! Что было, не смей вспоминать».

Тем вре­ме­нем божень­ки все на лужок
Собра­лись, соста­вив­ши тес­ный кружок.
Куль­тур­ные, дикие, боги-пеньки,
Кото­рым моли­лись в лесах дураки.

По Сень­ке и шап­ка! Не всё ли равно,
Во что людям верить: в желе­зо, в бревно,
Или в духа-пустыш­ку? Чем люди темней,
Чем разум сла­бее, тем вера сильней.

Неиз­вест­ный автор. Сти­хи С. Горо­дец­ко­го. 1920‑е годы
А. Топи­ков. 1929 год

1930‑е и 1940‑е годы

Нико­лай Тер­пси­хо­ров. 1930 год
Кукры­ник­сы. 1930 год
Миха­ил Раби­но­вич. 1930 год
В. Перву­нин. 1930 год
Иван Кали­кин. 1932 год
Автор неиз­ве­стен
Миха­ил Черем­ных. 1933 год
Кон­стан­тин Урбе­тис. 1934 год
Юлий Ганф. 1936 год
Дмит­рий Моор, Пётр Кара­чен­цов. 1939 год
Миха­ил Черем­ных. 1939 год
Семён Мальт. 1940 год

Смот­ри­те так­же «Воен­ные пла­ка­ты алтай­ско­го худож­ни­ка Ива­на Хари­на»

Поделиться