Хозяюшка и секретаришка. «Творческий союз» Иосифа Сталина и Светланы Аллилуевой

О жиз­ни доче­ри Ста­ли­на Свет­ла­ны Алли­лу­е­вой (1926–2011) напи­са­но доста­точ­но. Мож­но открыть ста­тью в Вики­пе­дии или послу­шать три­на­дца­ти­ми­нут­ный лири­че­ский бай­о­пик дуэ­та «Пой­дём вый­дем» — «Алли­лу­е­ва» на мотив Hallelujah Лео­нар­да Коэна.

VATNIKSTAN же пред­ла­га­ет иссле­до­вать несколь­ко при­ме­ров твор­че­ства Свет­ла­ны Иоси­фов­ны, создан­ных в соав­тор­стве с отцом. Малень­кая Сетан­ка писа­ла отцу письма-«приказы», а он отве­чал на том же листе. Сего­дня это смот­рит­ся не хуже, чем арт-объ­ек­ты совре­мен­ных худож­ни­ков вро­де Кирил­ла Кто, кото­рые рабо­та­ют в основ­ном с бук­ва­ми. Но, конеч­но, исто­ри­че­ское зна­че­ние тек­сто­вой гра­фи­ки «твор­че­ско­го сою­за» несо­из­ме­ри­мо выше.

Ещё были цвет­ные рисун­ки, где Ста­лин пря­мо поверх кар­тин остав­лял заме­ча­ния каран­да­шом крас­но­го цве­та. Сво­е­го рода син­тез «наив­но­го» дет­ско­го изоб­ра­зи­тель­но­го искус­ства и взрос­лой тота­ли­тар­ной арт-кри­ти­ки, кото­рая, надо при­знать, ино­гда инте­рес­но рас­ши­ря­ет исход­ный замысел.


Приказ № 3. 10.03.1934

Рас­шиф­ров­ка: «Сек­ре­та­рю № 1 тов. Ста­ли­ну. При­каз № 3. При­ка­зы­ваю тебе поз­во­лить мне взять тебя в боль­шой театр на балет „Рай­мон­да“. Сетан­ка [печать] хозяй­ка». / «Будет испол­не­но. Сек­ре­тарь Сетан­ки Сталин».

О пра­ви­лах игры в «при­ка­зы» Свет­ла­на Алли­лу­е­ва рас­ска­зы­ва­ет в кни­ге «Два­дцать писем к дру­гу», опуб­ли­ко­ван­ной в 1967 году:

«Отец под­пи­сы­вал­ся во всех пись­мах ко мне оди­на­ко­во: „Сек­ре­та­риш­ка Сетан­ки-хозяй­ки бед­няк И. Ста­лин“. Надо объ­яс­нить, что это была игра, выду­ман­ная отцом. Он име­но­вал меня „хозяй­кой“, а себя само­го и всех сво­их това­ри­щей, бывав­ших у нас дома почти еже­днев­но — мои­ми „сек­ре­та­ря­ми“, или „сек­ре­та­риш­ка­ми“. Не знаю, раз­вле­ка­ла ли эта игра осталь­ных, но отец раз­вле­кал­ся ею вплоть до самой вой­ны. В тон его юмо­ру я писа­ла ему „при­ка­зы“ напо­до­бие сле­ду­ю­щих (фор­ма их тоже была выду­ма­на отцом): „21 октяб­ря 1934 г. Тов. И. В. Ста­ли­ну, сек­ре­та­рю № 1. При­каз № 4 При­ка­зы­ваю тебе взять меня с собой. Под­пись: Сетан­ка-хозяй­ка. Печать. Под­пись сек­ре­та­ря № 1: Поко­ря­юсь. И. Сталин“».


Пароход «Ильич». 1934

Рас­шиф­ров­ка: «Рисо­ва­ла Сетан­ка-хозяй­ка». / «Хоро­шо. Отлич­но! Секр. Сетан­ки И. Сталин».

4 мая 1934 года това­рищ Ста­лин полу­ча­ет от «хозяй­ки» оче­ред­ной «при­каз — про­ка­тить её на паро­хо­де «Кла­ра Цет­кин». При­мер­но в это же вре­мя «сек­ре­та­рю» был пере­дан рису­нок с паро­хо­дом, прав­да, дру­гим — «Ильич». Судя по все­му, сов­мест­ный досуг на воде с ката­ни­ем на раз­но­об­раз­ных судах был частой семей­ной заба­вой. Но, как ста­нет вид­но из даль­ней­ших «при­ка­зов», гораз­до боль­ше вре­ме­ни отец с доче­рью уде­ля­ли искус­ству, в том чис­ле кино.


Приказ № 2. 10.05.1934

Рас­шиф­ров­ка: «Сек­ре­та­рю № 1 тов. Ста­ли­ну. При­каз № 2. При­ка­зы­ваю тебе поз­во­лить мне поехать зав­тра в Зуба­ло­во. Сетан­ка [печать] хозяй­ка. Под­пись сек­ре­та­ря:». / «И. Ста­лин, сек­ре­тарь Сетанки».

В тёп­лое вре­мя года Ста­лин любил, что­бы Свет­ла­на про­во­ди­ла с ним вре­мя на даче в Кун­це­во (так назы­ва­е­мая Ближ­няя дача). Но «хозяй­ке» быст­ро дела­лось скуч­но, и она тре­бо­ва­ла отпу­стить её к род­ным в Зуба­ло­во. В память об этом оста­лись мно­го­чис­лен­ные «при­ка­зы» и рас­сказ из «Два­дца­ти писем к другу»:

«Хоро­шо было толь­ко гулять вме­сте по лесу, по саду; он спра­ши­вал у меня назва­ния лес­ных цве­тов и трав, — я зна­ла все эти пре­муд­ро­сти от няни, — спра­ши­вал, какая пти­ца поёт… Потом он уса­жи­вал­ся где-нибудь в тени читать свои бума­ги и газе­ты, и я ему уже была не нуж­на; я томи­лась, ску­ча­ла и меч­та­ла поско­рее уехать к нам в Зуба­ло­во, где была мас­са при­выч­ных раз­вле­че­ний, куда мож­но было при­гла­сить подруг.

Отец чув­ство­вал, что я ску­чаю воз­ле него и оби­жал­ся, а одна­жды рассо­рил­ся со мной надол­го, когда я спро­си­ла: „А мож­но мне теперь уехать?“ — „Езжай!“ — отве­тил он рез­ко, а потом не раз­го­ва­ри­вал со мной дол­го и не зво­нил. И толь­ко когда по муд­ро­му нау­ще­нию няни, я „попро­си­ла про­ще­ния“ — поми­рил­ся со мной. „Уеха­ла! Оста­ви­ла меня, ста­ри­ка! Скуч­но ей?“ — вор­чал он оби­жен­но, но уже цело­вал и про­стил, так как без меня ему было ещё скучнее».


Приказ № 11. 28.11.1934

Рас­шиф­ров­ка: «И. Ста­ли­ну. Сек­ре­та­рю № 1. При­каз № 11. При­ка­зы­ваю тебе поз­во­лить мне пой­ти в кино, а ты зака­жи фильм „Чапа­ев“ и какую-нибудь „Аме­ри­кан­скую коме­дию“. / Сетан­ка [печать] хозяй­ка». «Слу­ша­юсь. Секр. Сет. Хоз. И. Сталин».

Вос­по­ми­на­ния о кино — по кни­ге «Два­дцать писем к другу»:

«…чудес­нее все­го было кино. Кино­зал был устро­ен в Крем­ле, в поме­ще­нии быв­ше­го зим­не­го сада, соеди­нён­но­го пере­хо­да­ми со ста­рым крем­лёв­ским двор­цом. Отправ­ля­лись туда после обе­да, т. е. часов в девять вече­ра. Это конеч­но, было позд­но для меня, но я так умо­ля­ла, что отец не мог отка­зы­вать и со сме­хом гово­рил, вытал­ки­вая меня впе­рёд: „Ну, веди нас, веди, хозяй­ка, а то мы собьём­ся с доро­ги без руко­во­ди­те­ля!“ И я шество­ва­ла впе­ре­ди длин­ной про­цес­сии, в дру­гой конец без­люд­но­го Крем­ля, а поза­ди полз­ли гусь­ком тяжё­лые бро­ни­ро­ван­ные маши­ны и шага­ла бес­чис­лен­ная охрана… <…>

Я ухо­ди­ла из кино позд­но, быст­ро бежа­ла домой по пустын­но­му, тихо­му Крем­лю, и назав­тра шла в шко­лу, а голо­ва была пол­на геро­я­ми кино. Отец счи­тал, что мне полез­нее посмот­реть фильм, чем сидеть дома. Вер­нее все­го, он даже и не думал, что мне полез­но, — про­сто ему было при­ят­но, что­бы я шла с ним вме­сте: я его раз­вле­ка­ла, отвле­ка­ла и потешала».


Как Ленин помогал рабочим строить новую жизнь? Без даты

Рас­шиф­ров­ка: «Вопрос: Как Ленин помо­гал рабо­чим стро­ить новую жизнь? Ответ: В. И. Ленин устра­и­вал под­поль­ные собра­ния и потом когда Ленин был в ссыл­ке — то он писал рабо­чим пись­ма, пись­ма он писал моло­ком, и в этих пись­мах он писал о том как надо стро­ить новую жизнь. Сетан­ка-хозяй­ка». / «Отлич­но. За Л. Кага­но­вич. Жда­нов. М. Кали­нин И. Сталин».

Воз­мож­но, к это­му или подоб­но­му пись­му отно­сит­ся ответ Ста­ли­на от 8 апре­ля 1936 года:

«Това­рищ хозяй­ка! Пись­мо твоё полу­чи­ли мы, Твои сек­ре­та­риш­ки, и обсу­ди­ли его сов­мест­но с боль­шим удо­вле­тво­ре­ни­ем. Спа­си­бо Тебе, что Ты помог­ла нам сво­им пись­мом разо­брать­ся в слож­ных меж­ду­на­род­ных и внут­рен­них вопро­сах. Пиши поча­ще, т. хозяй­ка. Просим».


Приказ № 8. 5.02.1939

Рас­шиф­ров­ка: «1) Ста­ли­ну 2) Воро­ши­ло­ву 3) Жда­но­ву 4) Моло­то­ву 5) Кага­но­ви­чу 6) Хру­щё­ву. При­каз № 8. Уез­жаю в Зуба­ло­во. Остав­ляю вас на самих себя. При­ка­зы­ваю не терять ори­ен­ти­ров­ки! Дер­жать желе­зя­ку на пузя­ку! Сетан­ка-хозяй­ка. Под­пись всех пере­чис­лен­ных сек­ре­та­рей:». / «Поко­ря­юсь бед­няк Ста­лин. Жда­нов. Л. Кага­но­вич. Н. Хру­щёв. [нрзб] В. Моло­тов. [нрзб] К. Воро­ши­лов». / Ввер­ху спра­ва по вер­ти­ка­ли: «Сня­тие копий воспрещается».

Об эво­лю­ции фор­мы и содер­жа­ния «при­ка­зов — из «Два­дца­ти писем к другу»:

«…так как отец всё тре­бо­вал новых „при­ка­зов“, а мне это уже надо­е­ло, то одна­жды я напи­са­ла так: „При­ка­зы­ваю тебе поз­во­лить мне писать при­каз один раз в шести­днев­ку“ — 26 фев­ра­ля 1937 года. Став чуть постар­ше, я несколь­ко раз­но­об­ра­зи­ла эти тре­бо­ва­ния: „Папа!! Вви­ду того, что сей­час уже мороз, при­ка­зы­ваю носить шубу. Сетан­ка-хозяй­ка“ — 15 декаб­ря 1938 года. Потом, не дождав­шись позд­не­го при­хо­да отца домой, я остав­ля­ла ему на сто­ле воз­ле при­бо­ра послание:

„Доро­гой мой папоч­ка! Я опять при­бе­гаю к ста­ро­му, испы­тан­но­му спо­со­бу, пишу тебе посла­ние, а то тебя не дождёшь­ся. Може­те обе­дать, пить (не очень), бесе­до­вать. Ваш позд­ний при­ход, това­рищ сек­ре­тарь, застав­ля­ет меня сде­лать Вам выго­вор. В заклю­че­ние целую папоч­ку креп­ко-креп­ко и выра­жаю жела­ние, что­бы он при­хо­дил порань­ше. Сетан­ка-хозяй­ка“. На этом посла­нии от 11 октяб­ря 1940 года отец начер­тал: „Моей воро­буш­ке. Читал с удо­воль­стви­ем. Папочка“.

И, нако­нец, послед­нее подоб­ное шуточ­ное посла­ние — в мае 1941 года, на поро­ге войны:

„Мой доро­гой сек­ре­та­риш­ка, спе­шу Вас уве­до­мить, что Ваша хозяй­ка напи­са­ла сочи­не­ние на „отлич­но!“. Таким обра­зом, пер­вое испы­та­ние сда­но, зав­тра сдаю вто­рое. Кушай­те и пей­те на здо­ро­вье. Целую креп­ко папоч­ку 1000 раз. Сек­ре­та­рям при­вет. Хозяй­ка“. И „резо­лю­ция“ свер­ху на этом: „При­вет­ству­ем нашу хозяй­ку! За сек­ре­та­ри­шек — пап­ка И. Ста­лин!“ Вско­ре нача­лась вой­на и всем было не до шуток, не до игр. Но про­зви­ще „Сетан­ка-хозяй­ка“ дол­го ещё оста­ва­лось за мной, и все участ­ни­ки этой игры дол­го потом назы­ва­ли меня, уже взрос­лую, „хозяй­кой“ и вспо­ми­на­ли про эти дет­ские „при­ка­зы“».


Почему Красный? Без даты

Рас­шиф­ров­ка: «Сетан­ка! Поче­му Крас­ный? Крас­ный — это стоп! Поче­му 12? Сек­ре­тарь № 1 И. Сталин».

В 2017 году несколь­ко дет­ских рисун­ков «хозя­юш­ки» с помет­ка­ми Ста­ли­на по реше­нию потом­ков были про­да­ны на аук­ци­оне. Из опи­са­ния лота на сай­те аук­ци­он­но­го дома «Три Века»:

«Дет­ские рисун­ки Свет­ла­ны Алли­лу­е­вой с соб­ствен­но­руч­ны­ми замет­ка­ми её отца — Иоси­фа Вис­са­ри­о­но­ви­ча Ста­ли­на. Кор­пус работ про­ис­хо­дит из семьи пра­вну­ка И. В. Ста­ли­на — Яко­ва Джу­га­шви­ли. 1930‑е гг. — [14] л., каран­даш, бума­га; 18,9×28,4 см».

Помет­ки Ста­ли­на поз­во­ля­ют выде­лить в рисун­ках сра­зу два пла­на-взгля­да. Пер­вый — взгляд созер­ца­те­ля, того, кто создал основ­ную кар­ти­ну. Вто­рой — взгляд наблю­да­те­ля, кото­рый пер­вым уви­дел резуль­тат созер­ца­ний и не может удер­жать­ся от репли­ки, лишая осталь­ных пра­ва на свою, не испы­тав­шую чужо­го вли­я­ния оцен­ку. При­мер­но как в книж­ках изда­тель­ства «Азбу­ка», где во всту­пи­тель­ной ста­тье нам рас­ска­зы­ва­ют, как ещё не про­чи­тан­ную кни­гу нуж­но пра­виль­но пони­мать. Но ста­тью доз­во­ля­ет­ся про­пу­стить, а ком­мен­та­рии Ста­ли­на — по-тота­ли­тар­но­му неотъ­ем­ле­мая часть ито­го­вой композиции.

Поэто­му, пред­по­ла­гая (в шут­ку, конеч­но), что вождь в твор­че­ских поис­ках ори­ен­ти­ро­вал­ся на Мар­се­ля Дюша­на, в 1919 году под­ри­со­вав­ше­го «Джо­кон­де» боро­ду и усы, мы вынуж­де­ны сра­зу отка­зать­ся от этой заман­чи­вой тео­рии. Ведь если кано­нич­ный вари­ант кар­ти­ны Лео­нар­до да Вин­чи мы зна­ем, виде­ли рань­ше, то рисун­ки Алли­лу­е­вой в изна­чаль­ном вари­ан­те нам не доступ­ны. Ста­ло быть, кано­ном здесь будут рисун­ки с ком­мен­та­ри­я­ми, кото­рые хоть и лиша­ют кар­тин­ки пер­во­здан­но­го оча­ро­ва­ния «дет­ко­сти», зато зача­стую дела­ют их гораз­до глуб­же. По край­ней мере, с их помо­щью изна­чаль­но безы­мян­ным рабо­там мы ино­гда можем при­сво­ить образ­ные заго­лов­ки, такие как «Поче­му красный?».

Инте­рес­но, что Ста­ли­на насто­ро­жил крас­ный флаг: по мер­кам тех лет заме­ча­ние вождя выгля­дит кра­моль­но. При этом из рисун­ка мож­но ана­ли­ти­че­ски вычи­тать фан­та­зию (разу­ме­ет­ся, она не мог­ла бы прий­ти в голо­ву нико­му из семей­но­го «твор­че­ско­го сою­за», во вся­ком слу­чае созна­тель­но) на тему побе­див­ше­го в Совет­ском Сою­зе мате­ри­а­лиз­ма. 12 — апо­столь­ское чис­ло. Сле­до­ва­тель­но, перед нами могу­чий поезд-рели­гия, кото­ро­му, одна­ко, при­дёт­ся под­чи­нить­ся крас­но­му атеисту-регулировщику.


18 лет октября. Без даты

Рас­шиф­ров­ка: «[нрзб] И. Ста­лин» / «Отлич­но». [оцен­ка учителя] 

Веро­ят­нее все­го, рису­нок появил­ся в тот же год, к кото­ро­му отсы­ла­ет празд­нич­ная ком­по­зи­ция — 18‑ю годов­щи­ну октяб­ря отме­ча­ли в 1935 году.


Это где ты такое видела??? Без даты

Рас­шиф­ров­ка: «Пупок!! Это где ты такое виде­ла??? [нрзб] И. Ст».

При­ме­ча­тель­но, что неред­ко ком­мен­та­рии Ста­ли­на содер­жат вопро­сы, так и остав­ши­е­ся без отве­та. Это хоро­шая иллю­стра­ция диа­ло­га чело­ве­ка с искус­ством — даже все­мо­гу­щий вождь не волен выяс­нить у созда­те­ля все моти­вы, кото­рые при­ве­ли к появ­ле­нию про­из­ве­де­ния. Твор­че­ство — явле­ние ирра­ци­о­наль­ное, и на пре­сло­ву­тый вопрос «что автор хотел ска­зать?» даже сам худож­ник спо­со­бен дать в луч­шем слу­чае непол­ный ответ, а в иных ситу­а­ци­ях не спо­со­бен вовсе.

Воз­вра­ща­ясь к Ста­ли­ну: не все­гда понят­но, чем имен­но был вызван тот или иной вопрос. В рисун­ке с пля­жем его вопро­ша­ние выра­жа­ет бес­по­кой­ство отца, кото­рый обна­ру­жил в дет­ском рисун­ке обна­жён­ную нату­ру? Или вождя уди­ви­ло сход­ство нагой фигу­ры с собой? Некто с глад­кой корот­кой при­чёс­кой, выра­зи­тель­ным носом и, как кажет­ся, уса­ми под ним дей­стви­тель­но мог напо­ми­нать само­го Сталина.


Зубалово! А где… Без даты

Рас­шиф­ров­ка: «Зуба­ло­во! А где [нрзб] И. Сталин».

Узнав Зуба­ло­во, Ста­лин не доволь­ству­ет­ся тро­га­тель­ным сюже­том: выгля­нув из дома, «дач­ни­ки» наблю­да­ют за пти­ца­ми, не при­бли­жа­ясь, что­бы не спуг­нуть их. Не уда­ёт­ся разо­брать, чего имен­но не хва­ти­ло Ста­ли­ну, но эта некон­крет­ность удач­на для содер­жа­ния кар­ти­ны. В «Два­дца­ти пись­мах дру­гу» Свет­ла­на пишет о том, как после смер­ти её мамы (Надеж­да Алли­лу­е­ва покон­чи­ла с собой в 1932 году) рез­ко изме­ни­лось люби­мое семей­ное гнёздышко:

«Зуба­ло­во меня­лось на гла­зах… Пере­кра­си­ли дом, выко­па­ли и унес­ли куда‑то огром­ные ста­рые сире­ни, кото­рые цве­ли воз­ле тер­ра­сы как два огром­ных бла­го­уха­ю­щих сто­га. Потом зачем‑то выру­би­ли ста­рые зарос­ли черё­му­хи, — яко­бы по сосед­ству с ого­ро­дом она была вред­ным рас­про­стра­ни­те­лем насе­ко­мых. Потом зали­ли про­тив­ным серым асфаль­том чудес­ные пес­ча­ные утрам­бо­ван­ные дорожки…

<…> Без мамы в Зуба­ло­ве появи­лось что‑то, чего нико­гда не было при ней — скло­ки меж­ду род­ствен­ни­ка­ми… <…> Нет, это было не преж­нее Зуба­ло­во… Дух его и вся обста­нов­ка были совсем иными».

Таким обра­зом, вопрос «А где?» по отно­ше­нию к Зуба­ло­во — опре­де­ля­ю­щий. Он вклю­ча­ет в себя пере­жи­ва­ния, свя­зан­ные с изме­не­ни­ем мира после 1932 года в широ­ком и лич­ном смыс­ле, при­чём не в луч­шую сто­ро­ну. Воз­мож­но, рису­нок «Зуба­ло­во! А где…» на каком-то под­со­зна­тель­ном или даже мисти­че­ском уровне дол­жен пере­дать тос­ку по Надеж­де Аллилуевой.

Что каса­ет­ся нари­со­ван­ных взрос­лых, выгля­ды­ва­ю­щих из дома вме­сте с ребён­ком, воз­мож­но, это живу­щие в Зуба­ло­во тесть и тёща Ста­ли­на — то есть роди­те­ли Надеж­ды, дед и бабуш­ка Свет­ла­ны: Сер­гей и Оль­га Аллилуевы.


Поздно! Без даты

Рас­шиф­ров­ка: «Сетан­ка! [нрзб] ты в лап­тях! Пти­цы уже уле­те­ли. А ты их кор­мишь. Поздно!»

«Дет­ский» экзи­стен­ци­а­лизм от отца с доче­рью. Подоб­ное было у Гри­го­рия Осте­ра в мрач­ном одно­слож­ном рас­ска­зе «Выпав­шие зубы чистить позд­но», но здесь комизм отсут­ству­ет. Рису­нок плюс ком­мен­та­рий дают сюжет о том, как важ­но, с одной сто­ро­ны, ценить мгно­ве­ние, но с дру­гой — пом­нить, что все­му — увы! — своё время.


Политбюро. 1939

Рас­шиф­ров­ка: «Это наше Полит­бю­ро / дядя Чем­бер­лен / Мико­ян / Это дядя Лара [Берия] на цыр­лах, он ещё кан­ди­дат / Нико­ла­ша [Бул­га­нин] / Это я. Ген. заяц».

Изна­чаль­но не слиш­ком при­ме­ча­тель­ный сюжет в духе клас­си­че­ской дис­не­ев­ской ани­ма­ции Ста­лин увёл в сати­ри­че­скую плос­кость. Полу­чи­лось инте­рес­но не толь­ко пото­му, что, забав­ля­ясь, он готов вооб­ра­зить себя гене­ра­лом-зай­цем, сорат­ни­ков зай­ча­та­ми помень­ше, а бри­тан­ско­го пре­мьер-мини­стра — зата­ив­шим­ся хищ­ным зверь­ком. Ком­по­зи­ция напо­ми­на­ет тра­ди­ци­он­ные иллю­стра­ции к «Сказ­ке про храб­ро­го зай­ца — длин­ные уши, косые гла­за, корот­кий хвост» Дмит­рия Мами­на-Сиби­ря­ка. Воз­мож­но, кни­га со сказ­кой была у Свет­ла­ны, и она вдох­нов­ля­лась рабо­той худож­ни­ка-иллю­стра­то­ра. Да и самим зай­цем, исто­рию кото­ро­го име­ет смысл напомнить:

«Родил­ся зай­чик в лесу и всё боял­ся. Трес­нет где-нибудь сучок, вспорх­нёт пти­ца, упа­дёт с дере­ва ком сне­га, — у зай­чи­ка душа в пятки.

Боял­ся зай­чик день, боял­ся два, боял­ся неде­лю, боял­ся год; а потом вырос он боль­шой, и вдруг надо­е­ло ему бояться.

— Нико­го я не боюсь! — крик­нул он на весь лес. — Вот не боюсь нисколь­ко, и всё тут!

Собра­лись ста­рые зай­цы, сбе­жа­лись малень­кие зай­ча­та, при­пле­лись ста­рые зай­чи­хи — все слу­ша­ют, как хва­ста­ет­ся Заяц — длин­ные уши, косые гла­за, корот­кий хвост, — слу­ша­ют и сво­им соб­ствен­ным ушам не верят. Не было ещё, что­бы заяц не боял­ся никого. <…>

— Да что тут дол­го гово­рить! — кри­чал рас­храб­рив­ший­ся окон­ча­тель­но Заяц.— Еже­ли мне попа­дет­ся волк, так я его сам съем…»

А даль­ше из леса появ­ля­ет­ся Волк, кото­рый решил про­учить хва­сту­на. От ужа­са Заяц пада­ет пря­мо на Вол­ка — тому кажет­ся, что на него напа­ли, и спа­са­ет­ся бег­ством: «Мало ли в лесу дру­гих зай­цев мож­но най­ти, а этот был какой-то беше­ный…» С тех пор Заяц уве­ро­вал в свою храб­рость и сде­лал­ся отваж­ным не на сло­вах, а на деле.

Пока­за­тель­но, что Ста­лин ассо­ци­и­ро­вал с собой эту пси­хо­ло­ги­че­скую сказ­ку-ауто­тре­нинг. Ведь дей­стви­тель­но, не так важ­но, насколь­ко ты пре­вос­хо­дишь или, наобо­рот, усту­па­ешь окру­жа­ю­щим в уме, лов­ко­сти и так далее. Глав­ное — задать соб­ствен­ные пра­ви­ла игры и сде­лать так, что­бы осталь­ные их принимали.


Кто кого. Без даты

Рас­шиф­ров­ка: «Воро­бу­шек и Мар­фа! Кто кого?»

Веро­ят­но, речь о Мар­фе Мак­си­мовне Пеш­ко­вой — внуч­ке Мак­си­ма Горь­ко­го. Она была близ­кой подру­гой Свет­ла­ны, девоч­ки вме­сте учи­лись в шко­ле, сиде­ли за одной партой.

Позд­нее девуш­ки поссо­ри­лись из-за сына Берии Сер­го — Свет­ла­на была в него влюб­ле­на, но он выбрал Мар­фу. Таким обра­зом, навя­зы­ва­е­мое Ста­ли­ным сопер­ни­че­ство «кто кого» раз­ре­ши­лось не в поль­зу дочери.

Свет­ла­на Алли­лу­е­ва и Мар­фа Пешкова

На лыжах. Без даты

Рас­шиф­ров­ка: «Воро­бу­шек, бере­ги бам­бук, вален­ки и честь смо­ло­ду, не так как Вась­ка! Сек­ре­тарь № 1 И. Сталин».

Сын Васи­лий часто исполь­зо­вал­ся Ста­ли­ным в каче­стве отри­ца­тель­но­го при­ме­ра для Свет­ла­ны. Из писем отца к доче­ри от 8 октяб­ря 1935 года и 18 октяб­ря 1935 года:

«Посы­лаю тебе немнож­ко гра­на­то­вых яблок. Через несколь­ко дней пошлю ман­да­ри­ны. Ешь, весе­лись… Васе ниче­го не посы­лаю, так как он стал пло­хо учить­ся». «Посы­лаю тебе гра­на­ты, ман­да­ри­ны и заса­ха­рен­ные фрук­ты. Ешь — весе­лись, моя хозя­юш­ка! Васе ниче­го не посы­лаю, так как он все ещё пло­хо учит­ся и кор­мит меня обещаниями».

По вос­по­ми­на­ни­ям Свет­ла­ны, Ста­лин все­гда был очень строг с Васи­ли­ем, а тот так боял­ся отца, что терял дар речи в его присутствии.


Стахановка. Без даты

Рас­шиф­ров­ка: «Сетан­ка Ста­ха­нов­ка! А Козя поче­му не рабо­та­ет? [нрзб]».

Свет­лане опре­де­лён­но уда­ва­лись авто­порт­ре­ты: на рисун­ке с лыжа­ми узна­ют­ся чер­ты лица, кото­рые про­сле­жи­ва­ют­ся и на более позд­них фотографиях.

Козей назы­ва­ли дочь Нико­лая Буха­ри­на, тоже Светлану.


Как в Туруханске. Без даты

Рас­шиф­ров­ка: «Как в Туруханске».

Серый зим­ний пей­заж, по всей види­мо­сти, напом­нил Ста­ли­ну его ссыл­ку в Туру­хан­ском крае. В «Два­дца­ти пись­мах к дру­гу» Свет­ла­на вспоминает:

«Отец полю­бил Рос­сию очень силь­но и глу­бо­ко, на всю жизнь. Я не знаю ни одно­го гру­зи­на, кото­рый настоль­ко бы забыл свои наци­о­наль­ные чер­ты и настоль­ко силь­но полю­бил бы всё рус­ское. Еще в Сиби­ри отец полю­бил Рос­сию по‑настоящему: и людей, и язык, и при­ро­ду. Он вспо­ми­нал все­гда о годах ссыл­ки, как буд­то это были сплошь рыб­ная лов­ля, охо­та, про­гул­ки по тай­ге. У него навсе­гда сохра­ни­лась эта любовь».


К рассказу «Лисички». Без даты

Рас­шиф­ров­ка: «Сетан­ка, Не рви крас­ные гри­бы! Они ядо­ви­ты!» / К рас­ска­зу «Лис­чи­ки».

Игно­ри­руя упо­ми­на­ние лиси­чек, Ста­лин пред­по­чи­та­ет верить не напи­сан­но­му, а тому, что перед гла­за­ми, — крас­ные ост­рые шляп­ки гри­бов дей­стви­тель­но напо­ми­на­ют мухо­мо­ры. И спе­шит дать прак­ти­че­ский «хозяй­ский» совет.

Сно­ва из «Два­дца­ти писем к другу»:

«Я толь­ко поз­же, когда ста­ла взрос­лой, поня­ла этот свое­об­раз­ный инте­рес отца к при­ро­де, инте­рес прак­ти­че­ский, в осно­ве сво­ей — глу­бо­ко кре­стьян­ский. Он не мог про­сто созер­цать при­ро­ду, ему надо было хозяй­ство­вать в ней, что‑то веч­но пре­об­ра­зо­вы­вать. <…> мы, дети, рос­ли, по суще­ству, в усло­ви­ях малень­кой поме­щи­чьей усадь­бы с её дере­вен­ским бытом, — кось­бой сена, соби­ра­ни­ем гри­бов и ягод, со све­жим еже­год­ным „сво­им“ мёдом, „сво­и­ми“ соле­нья­ми и мари­на­да­ми, „сво­ей птицей“».


На буксир! Без даты

Рас­шиф­ров­ка: «Позор! На бук­сир! Сет». / «Хоро­шо». [оцен­ка учителя] 

Воз­мож­но, бук­сир сле­ду­ет пони­мать не в пря­мом смыс­ле (тогда непо­нят­но, поче­му «позор»), а в пере­нос­ном. Обыч­но раду­ю­щая отца успе­ха­ми в учё­бе Свет­ла­на полу­чи­ла за рису­нок «хоро­шо», и Ста­лин тут же пред­ла­га­ет под­тя­нуть «отста­ю­щую» на буксире.


Замок или изба. Без даты

Рас­шиф­ров­ка: «Сет, это замок или изба? Поясни!»

Мож­но посе­то­вать на отцов­скую при­дир­чи­вость, но в наблю­да­тель­но­сти Ста­ли­ну не отка­жешь — домик дей­стви­тель­но напо­ми­на­ет и дере­вян­ную про­стую избу, и замок — фео­да­ла. Сосу­ще­ство­ва­ние одно­го с дру­гим непри­ем­ле­мо: а как же идеи клас­со­вой борьбы?


Сет. Без названия

Рас­шиф­ров­ка: «Сет».

Наи­бо­лее лако­нич­ный из всех ком­мен­та­ри­ев. Воз­мож­но, Ста­ли­на что-то отвлек­ло, и он, начав с обра­ще­ния, не успел, по обык­но­ве­нию, раз­ма­ши­сто отре­цен­зи­ро­вать рису­нок. Но не исклю­че­но, что в оди­но­кой фигур­ке, везу­щей по пустын­ной дере­вен­ской доро­ге сан­ки спи­ной к зри­те­лю, он дей­стви­тель­но уло­вил тро­нув­шее его сход­ство с доче­рью. И тогда здесь по какой-то при­чине у него про­сто не воз­ник­ло допол­ни­тель­ных вопро­сов, уточ­не­ний или дело­вых пояснений.


Источники


Читай­те так­же «„Това­рищ Ста­лин, толь­ко для вас“: как автор „Кари­ка и Вали“ отпра­вил в Кремль мар­си­а­ни­на»

Поделиться