В XIX — нача­ле XX века рус­ская живо­пись пере­жи­ла рас­цвет бата­ли­сти­ки. Сего­дня насле­дие жан­ра почти забы­то: мы зна­ем и пом­ним Васи­лия Вере­ща­ги­на, а дру­гие худож­ни­ки зате­ря­лись в его тени. Вик­тор Мазу­ров­ский (1859–1944) — один из самых талант­ли­вых масте­ров-бата­ли­стов, кото­рый ныне неза­слу­жен­но забыт.

Несмот­ря на поль­ское про­ис­хож­де­ние, Мазу­ров­ский при­над­ле­жит и к рус­ской куль­ту­ре. В 1879–1888 годах он учил­ся баталь­ной живо­пи­си в Петер­бург­ской Ака­де­мии худо­жеств, где рабо­тал над сюже­та­ми недав­ней Рус­ско-турец­кой вой­ны. Эти­ми кар­ти­на­ми Мазу­ров­ский заслу­жил спе­ци­аль­ную сти­пен­дию рос­сий­ской армии. Поз­же он ста­нет штат­ным худож­ни­ком Гене­раль­но­го штаба.

Мазу­ров­ский изве­стен полот­на­ми по исто­рии поль­ских вос­ста­ний и напо­лео­нов­ских войн. Но писал он кар­ти­ны не толь­ко по ста­рым источ­ни­кам — неко­то­рые сюже­ты худож­ник наблю­дал сво­и­ми гла­за­ми. В 1904–1905 годах Мазу­ров­ский рабо­тал на фрон­те кор­ре­спон­ден­том армей­ско­го жур­на­ла «Лето­пись вой­ны с Япо­ни­ей», а в 1914–1917 годах уве­ко­ве­чил сра­же­ния Пер­вой миро­вой. Путе­ше­ствуя вме­сте с арми­ей, худож­ник изоб­ра­жал лихие кава­ле­рий­ские ата­ки, жар­кие бои и поход­ной быт.

На боль­шин­стве кар­тин Мазу­ров­ский пока­зы­вал геро­изм воен­ных, бес­страш­ные ата­ки и ярост­ные схват­ки. Худож­ник ста­рал­ся ярко пока­зать дина­мизм боя: зри­тель буд­то сам слы­шит звон клин­ков, топот копыт, кри­ки сол­дат и ржа­ние лоша­дей. При этом ужа­сы вой­ны отхо­ди­ли на вто­рой план.

По злой иро­нии судь­бы эти ужа­сы Мазу­ров­ский пере­жил и в жиз­ни. В пожи­лом воз­расте худож­ник, в 1924 году поки­нув­ший СССР, ока­зал­ся в окку­пи­ро­ван­ной наци­ста­ми Вар­ша­ве. В авгу­сте 1944-го 85-лет­ний ста­рик погиб вме­сте с женой при подав­ле­нии Вар­шав­ско­го вос­ста­ния, когда наци­сты уби­ли боль­ше 100 тысяч мир­ных жите­лей поль­ской сто­ли­цы. Воз­мож­но, в огне мяте­жа сго­ре­ли послед­ние из кар­тин Мазу­ров­ско­го: боль­шин­ство сохра­нив­ших­ся работ худож­ни­ка отно­сят­ся к пери­о­ду, когда он жил в Рос­сии. VATNIKSTAN вспо­ми­на­ет самые зна­чи­мые из них.


Атака лейб-гвардии Гусарского полка при селе Телиш, 1888 год. Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге

Мазу­ров­ский напи­сал кар­ти­ну ещё сту­ден­том Ака­де­мии худо­жеств. За эту рабо­ту Вик­то­ра награ­ди­ли боль­шой золо­той медалью.

Кар­ти­на посвя­ще­на Рус­ско-турец­кой войне 1877–1878 годов. Ата­ка при Тели­ше была частью бит­вы за Гор­ный Дуб­няк, раз­вер­нув­шей­ся в октяб­ре 1877-го неда­ле­ко от Плев­ны (Бол­га­рия). Побе­да в сра­же­нии была достиг­ну­та боль­шой ценой: рус­ская армия поте­ря­ла боль­ше 800 сол­дат уби­ты­ми и две с поло­ви­ной тыся­чи ранеными.


Бой за знамя (битва при Аустерлице). 1910–1912 год. Музей-панорама «Бородинская битва», Москва

Кар­ти­на под­го­тов­ле­на Мазу­ров­ским к 100-лет­не­му юби­лею Оте­че­ствен­ной вой­ны, широ­ко отме­чав­ше­му­ся в 1912 году.

Про­иг­рав Напо­лео­ну сра­же­ние под Аустер­ли­цем, рус­ская армия унес­ла с поля боя един­ствен­ный тро­фей. На кар­тине рядо­вые лейб-гвар­дии Кон­но­го пол­ка Гав­ри­лов и Омель­чен­ко захва­ты­ва­ют стяг 4‑го фран­цуз­ско­го линей­но­го пол­ка. В память об этом собы­тии Алек­сандр I пожа­ло­вал Кон­но­му пол­ку осо­бый штан­дарт «За взя­тие при Аустер­ли­це непри­я­тель­ско­го зна­ме­ни». Сам Гав­ри­лов, сра­жа­ясь за фран­цуз­ское зна­мя, погиб.


Кавалерийский бой на Макотовом поле, 1888 год. Центральный военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи в Санкт-Петербурге

На кар­тине — эпи­зод поль­ско­го вос­ста­ния 1830–1831 годов. Бит­ва слу­чи­лась 26 авгу­ста 1831 года на под­сту­пах к Вар­ша­ве: рус­ский Лейб-гвар­дии Дра­гун­ский полк гене­рал-май­о­ра Кор­не­лия фон Засса боль­ше часа про­ти­во­сто­ял четы­рём пол­кам повстан­цев. Рус­ские отби­ли все ата­ки непри­я­те­ля, но понес­ли тяжё­лые поте­ри. В реша­ю­щий момент на помощь Зассу подо­шёл гусар­ский полк, заста­вив­ший поля­ков отступить.


Кто кого? Эпизод из войны 1812 года. Дата и место хранения неизвестны

Одна из работ, посвя­щён­ная 100-летию вой­ны 1812 года. Мазу­ров­ский изоб­ра­зил схват­ку дон­ско­го каза­ка с фран­цуз­ским кава­ле­ри­стом. В мос­ков­ском музее «Садо­вое коль­цо» сохра­ни­лась поч­то­вая открыт­ка с репро­дук­ци­ей кар­ти­ны, издан­ная в 1917 году ком­па­ни­ей «Зин­гер».

Полот­но повто­ря­ет более ран­нюю рабо­ту худож­ни­ка. В 1891 году он пред­ста­вил сюжет по моти­вам Рус­ско-турец­кой вой­ны 1877–1878 годов, где рус­ский казак сра­жал­ся с осман­ским башибузуком.


Патруль гвардейских улан в Польше в 1830 году. 1892 год. Центральный военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи в Санкт-Петербурге

Окон­чив Ака­де­мию худо­жеств, Мазу­ров­ский про­дол­жил заня­тия живо­пи­сью. Сти­пен­дия рос­сий­ской армии поз­во­ли­ла ему совер­шить боль­шое путе­ше­ствие по Евро­пе. В XIX веке рус­ские живо­пис­цы отправ­ля­лись в подоб­ные туры, что­бы отто­чить мастер­ство и бли­же позна­ко­мить­ся с запад­ной эстетикой.

Нахо­дясь за гра­ни­цей, Мазу­ров­ский пишет цикл работ на исто­ри­че­ские сюже­ты. На дан­ной кар­тине — рядо­вой эпи­зод Поль­ско­го вос­ста­ния 1830–1831 годов.


Батальная сцена. 1890‑е годы. Место хранения неизвестно

Эпи­зод напо­лео­нов­ских войн. На полотне — обо­ро­на укреп­лён­ной деревни.


Атака 1‑го Гвардейского польского уланского полка на испанскую батарею в битве при Сомо-Сьерре 30 ноября 1808 года. 1900 год. Центральный военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи в Санкт-Петербурге

Эпи­зод Пире­ней­ской вой­ны 1808–1814 годов. На сто­роне Напо­лео­на в Испа­нии сра­жа­лись поль­ские вой­ска: фран­цуз­ский импе­ра­тор обе­щал Поль­ше неза­ви­си­мость в обмен на их вер­ность и отва­гу. Не желая терять фран­цуз­ских сол­дат, Напо­ле­он исполь­зо­вал поль­ских леги­о­не­ров на самых труд­ных участ­ках фрон­та. Так про­изо­шло и при Сомо-Сьер­ре. Бона­парт пер­вы­ми отпра­вил в ата­ку поль­ских улан, и боль­шая часть их погиб­ла в бою. Остав­ши­е­ся в живых захва­ти­ли испан­скую батарею.


Дело казаков Платова под Миром 9 июля 1812 года. 1912 год. Музей-панорама «Бородинская битва», Москва

Летом 1812 года рос­сий­ская армия отсту­па­ла под натис­ком Напо­лео­на. Отход при­кры­ва­ли рус­ские каза­ки. Они совер­ша­ли лету­чие рей­ды, извест­ные как «дело каза­ков Пла­то­ва». Близ местеч­ка Мир кор­пус Пла­то­ва устро­ил заса­ду. В ходе оже­сто­чён­но­го боя каза­ки одо­ле­ли поль­скую кава­ле­рий­скую диви­зию гене­ра­ла Рож­нец­ко­го, сра­жав­шу­ю­ся на сто­роне Напо­лео­на. Это помог­ло задер­жать про­дви­же­ние Бона­пар­та вглубь России.


Бивуак отступающей армии Наполеона (война 1812 года). Место хранения и дата неизвестны. Вероятно, написана около 1912 года

Мазу­ров­ский пока­зал быт фран­цуз­ских воен­ных в усло­ви­ях тяжё­ло­го осен­не­го отступ­ле­ния. Один из сол­дат раз­де­лы­ва­ет лошадь, что сви­де­тель­ству­ет о начав­шем­ся голоде.


Атака лейб-гвардии Конного полка на французских кирасир в сражении под Фридландом 2 июня 1807 года. 1912 год. Центральный военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи в Санкт-Петербурге

Под Фрид­лан­дом рус­ская армия гене­ра­ла Бен­ниг­се­на, высту­пив на сто­роне Прус­сии, потер­пе­ла тяжё­лое пора­же­ние от Напо­лео­на. Это собы­тие выну­ди­ло Алек­сандра I заклю­чить Тиль­зит­ский мир­ный дого­вор с Францией.


Возвращение Наполеона на Ошмянском тракте. 1812 год. Дата и место хранения неизвестны

Город Ошмя­ны нахо­дит­ся в совре­мен­ной Бело­рус­сии. Мазу­ров­ский изоб­ра­зил зим­нее отступ­ле­ние Бона­пар­та из Рос­сии, в ходе кото­ро­го фран­цу­зы поги­ба­ли от голо­да или обмо­ро­же­ния. Тяжё­лое состо­я­ние армии под­чёр­ки­ва­ет изоб­ра­жён­ный труп лошади.


Схватка казаков с прусскими кавалеристами. Дата и место хранения неизвестны

Эпи­зод лет­них сра­же­ний 1812 года. «Вели­кая армия» Напо­лео­на вклю­ча­ла сол­дат из поко­рён­ных фран­цу­за­ми стран Евро­пы. На сто­роне Бона­пар­та были вынуж­де­ны сра­жать­ся и прус­ские войска.


Из набега генерала Мищенко. Атака 2‑го Дагестанского полка под командой Хана Нахичеванского у деревни Ландунгоу на японскую пехоту и артиллерию. 14 января 1905 года. 1900‑е годы, место хранения неизвестно

За успеш­ную ата­ку Хана Нахи­че­ван­ско­го удо­сто­и­ли орде­на Свя­то­го Геор­гия 4‑й сте­пе­ни. В наград­ном доку­мен­те об обсто­я­тель­ствах подви­га сказано:

«В бою 14 янва­ря 1905 года, будучи коман­ди­ром 2‑го Даге­стан­ско­го кон­но­го пол­ка, когда рас­стре­ляв­шая все патро­ны 1‑я Забай­каль­ская каза­чья бата­рея была ата­ко­ва­на япон­ской пехо­той, он, полу­чив от гене­рал-адъ­ютан­та Мищен­ко при­ка­за­ние ата­ко­вать про­тив­ни­ка, зашёл с пол­ком во фланг япон­цам и с двух вёрст бро­сил­ся в ата­ку, чем заста­вил япон­скую пехо­ту пре­кра­тить ата­ку и бежать за закры­тия, а затем, хотя япон­ская бата­рея повер­ну­ла ору­дия и сосре­до­то­чи­ла весь огонь про­тив даге­стан­цев, а япон­ская пехо­та, заняв гли­но­бит­ные стен­ки дерев­ни, откры­ла тоже огонь про­тив пол­ка, он про­дол­жал ата­ку, и, толь­ко дой­дя до непро­хо­ди­мо­го овра­га в 300–400 шагах от бата­реи, вынуж­ден был оста­но­вить­ся и отой­ти назад, при­чём полк отсту­пил в поряд­ке, выне­ся уби­тых и раненых».


Российские уланы в разведке, Маньчжурия. 1930‑е годы, место хранения неизвестно

Эпи­зод Рус­ско-япон­ской вой­ны 1904–1905 годов. В осно­ву сюже­та лёг фрон­то­вой опыт Мазу­ров­ско­го, кото­рый он полу­чил как кор­ре­спон­дент иллю­стри­ро­ван­но­го жур­на­ла «Лето­пись вой­ны с Японией».


Наполеон покидает горящую Москву. Дата и место хранения неизвестны

Во вре­мя сен­тябрь­ско­го пожа­ра Напо­ле­он оста­вал­ся в Пет­ров­ском зам­ке на окра­ине горо­да. Мазу­ров­ский несколь­ко погре­шил про­тив дей­стви­тель­но­сти: Бона­парт поки­нет Моск­ву лишь месяц спу­стя, в октяб­ре 1812 года.


Наполеон под Москвой. Около 1912 года, место хранения неизвестно

Спу­стя несколь­ко дней после Боро­дин­ской бит­вы фран­цуз­ские вой­ска всту­пи­ли в Моск­ву и оста­ва­лись в ней 36 дней. Одна из работ, напи­сан­ных к 100-летию Оте­че­ствен­ной войны.


Атака Текинского конного полка, сформированного в Туркмении, в ходе Первой мировой войны. 1916–1917 годы, место хранения неизвестно

Турк­ме­ны-теке ста­ли един­ствен­ным наро­дом Сред­ней Азии, кому поз­во­ли­ли доб­ро­воль­но всту­пать в рос­сий­скую армию. С 1914 года текин­цы участ­во­ва­ли в Пер­вой миро­вой войне. В 1916‑м был создан отдель­ный Текин­ский кон­ный полк, мно­гие бой­цы кото­ро­го были награж­де­ны. В Граж­дан­ской войне текин­цы сра­жа­лись на сто­роне гене­ра­ла Кор­ни­ло­ва. Полк был рас­фор­ми­ро­ван в янва­ре 1918 года в Киеве.

Ино­гда изоб­ра­жён­ных Мазу­ров­ским всад­ни­ков по ошиб­ке отно­сят к кав­каз­ской «Дикой дивизии».


Переход армии Наполеона через Неман. Около 1912 года, место хранения неизвестно

Репро­дук­ция кар­ти­ны сохра­ни­лась на открыт­ке ком­па­нии «Зин­гер». Мазу­ров­ский изоб­ра­зил нача­ло Оте­че­ствен­ной вой­ны: река Неман тогда была запад­ной гра­ни­цей Рос­сий­ской империи.


Атака русских кирасир на французскую батарею. Около 1912 года, место хранения неизвестно

Кар­ти­на из серии работ, напи­сан­ных к 100-летию вой­ны 1812 года.


В поход. Около 1915 года

Эпи­зод Пер­вой миро­вой вой­ны. Мрач­ный вид сол­дат пред­ве­ща­ет, что бои будут нелёг­ки­ми. Мазу­ров­ский писал кар­ти­ну по лич­ным наблю­де­ни­ям — рабо­тая фрон­то­вым кор­ре­спон­ден­том в армии.


В атаку! Казаки в годы Первой Мировой войны. 1915 год, место хранения неизвестно

Мно­гие кар­ти­ны, посвя­щён­ные Пер­вой миро­вой, были выпол­не­ны Мазу­ров­ским в духе мрач­но­го реа­лиз­ма. Лихие кава­ле­рий­ские ата­ки при­во­ди­ли к боль­шим поте­рям, когда армии воору­жи­лись пуле­мё­та­ми и мино­мё­та­ми. В про­ти­во­сто­я­нии пуле­мё­та с шаш­кой побе­ди­тель был оче­ви­ден. Гер­ман­ский шлем под нога­ми коней наме­ка­ет на гибель вра­га, но кар­ти­на лише­на побед­но­го тор­же­ства: артил­ле­рий­ский огонь бес­по­ща­ден к кавалерии.


После битвы. 1920‑е годы, место хранения неизвестно

Эпи­зод напо­лео­нов­ских войн. Коман­ду­ю­щий рус­ской арми­ей при­ни­ма­ет фран­цуз­ское зна­мя, изре­ше­чён­ное пуля­ми. Дей­ствие про­ис­хо­дит после оже­сто­чён­но­го боя. Как мно­гие из позд­них работ Мазу­ров­ско­го, кар­ти­на выдер­жа­на в мрач­ном настро­е­нии. Несмот­ря на види­мую тор­же­ствен­ность обста­нов­ки, она пока­зы­ва­ет тра­ги­че­ское лицо войны.


Читай­те так­же «10 порт­ре­тов послед­не­го импе­ра­то­ра и Само­держ­ца Все­рос­сий­ско­го»

Поделиться