10 портретов последнего императора и Самодержца Всероссийского

1 нояб­ря 1894 года рос­сий­ский пре­стол уна­сле­до­вал Нико­лай Алек­сан­дро­вич Рома­нов. Ему суж­де­но было стать послед­ним импе­ра­то­ром в исто­рии стра­ны. Весь пери­од его прав­ле­ния сопро­вож­дал­ся эпо­халь­ны­ми собы­ти­я­ми: Ходын­ская ката­стро­фа, Рус­ско-япон­ская вой­на, Пер­вая рус­ская рево­лю­ция, Пер­вая миро­вая вой­на, Вели­кая рус­ская рево­лю­ция, отре­че­ние от пре­сто­ла. И хотя такие эпи­зо­ды до сих пор вос­при­ни­ма­ют­ся неод­но­знач­но, лич­ность Нико­лая II всё рав­но оста­ёт­ся зна­ко­вой и при­вле­ка­ет осо­бое вни­ма­ние со сто­ро­ны общественности.

Этот инте­рес раз­де­ля­ли и совре­мен­ни­ки само­держ­ца. Бла­го­да­ря это­му у нас суще­ству­ет воз­мож­ность позна­ко­мить­ся с под­лин­ным обра­зом зна­ме­ни­то­го пред­ста­ви­те­ля дина­стии Рома­но­вых. Сохра­ни­лись фото­гра­фии цар­ской семьи, кад­ры видео­хро­ни­ки и кар­ти­ны, создан­ные выда­ю­щи­ми­ся дея­те­ля­ми искусства.

VATNIKSTAN пред­став­ля­ет десять самых извест­ных порт­ре­тов импе­ра­то­ра, напи­сан­ных в раз­ные пери­о­ды его жизни.


«Детский портрет Николая II». Лауриц Туксен (1883)

Сре­ди работ масте­ра кон­ца XIX — нача­ла XX веков мож­но уви­деть порт­ре­ты чле­нов раз­лич­ных коро­лев­ских семей. В Рос­сии Тук­сен тру­дил­ся как при­двор­ный худож­ник импе­ра­то­ра Алек­сандра III. В 1883 году он напи­сал «Дет­ский порт­рет Нико­лая II», где цеса­ре­вич изоб­ра­жён в пят­на­дца­ти­лет­нем воз­расте. Сего­дня этот порт­рет хра­нит­ся в Госу­дар­ствен­ном Эрмитаже.

Так­же дат­ско­му худож­ни­ку уда­лось запе­чат­леть в сво­их про­из­ве­де­ни­ях зна­ме­на­тель­ные собы­тия жиз­ни цар­ской семьи в таких кар­ти­нах, как: «Сва­дьба цеса­ре­ви­ча Нико­лая», «Вен­ча­ние цеса­ре­ви­ча Нико­лая и Али­сы Гес­сен­ской», «Коро­на­ция импе­ра­то­ра Нико­лая II».

«Коро­на­ция импе­ра­то­ра Нико­лая II», Лау­риц Туксен

«Парадный портрет Николая II». Илья Репин (1895)

В 1895 году Мини­стер­ство Импе­ра­тор­ско­го дво­ра пору­чи­ло Илье Ефи­мо­ви­чу Репи­ну изго­то­вить парад­ный порт­рет Нико­лая II для зала засе­да­ний Госу­дар­ствен­но­го сове­та. В пись­ме обще­ствен­но­му дея­те­лю А.В. Жир­ке­ви­чу о сво­ей рабо­те над порт­ре­том худож­ник так рас­ска­зы­вал о сво­ей работе:

«Госу­да­ря порт­рет я кон­чил, было все­го семь сеан­сов. Мно­го раз откла­ды­ва­ли, он был не совсем здо­ров — инфлю­ен­ция (всё про­кля­тая и их не щадит). Госу­дарь пози­ро­вал пло­хо, все нахо­дят мой порт­рет похо­жим и не бранят».

До 1917 года кар­ти­на висе­ла в круг­лом зале-ротон­де Мари­ин­ско­го двор­ца. Послед­ний рос­сий­ский импе­ра­тор изоб­ра­жён на парад­ном порт­ре­те в фор­ме пол­ков­ни­ка 1‑й бата­реи гвар­дей­ской кон­ной артил­ле­рии — с лен­той Орде­на Свя­то­го апо­сто­ла Андрея Первозванного.

Инте­рес­но, что этот порт­рет мож­но уви­деть и на дру­гой кар­тине Репи­на — «Тор­же­ствен­ное засе­да­ние Госу­дар­ствен­но­го сове­та 7 мая 1901 года в день сто­лет­не­го юби­лея со дня его учре­жде­ния». Импе­ра­тор Нико­лай II, веду­щий засе­да­ние, изоб­ра­жён на фоне соб­ствен­но­го порт­ре­та. Над этим полот­ном худож­ник тру­дил­ся око­ло трёх лет.

«Тор­же­ствен­ное засе­да­ние Госу­дар­ствен­но­го сове­та 7 мая 1901 года в день сто­лет­не­го юби­лея со дня его учре­жде­ния». И.Е. Репин

В после­ре­во­лю­ци­он­ный пери­од «Парад­ный порт­рет Нико­лая II» хра­нил­ся в част­ных кол­лек­ци­ях и дол­гое вре­мя счи­тал­ся утра­чен­ным. Одна­ко в 2002 году порт­рет был выкуп­лен АК «АЛРОСА» (рос­сий­ская груп­па алма­зо­до­бы­ва­ю­щих ком­па­ний) для пере­да­чи в дар Госу­дар­ствен­но­му Эрми­та­жу в честь 300-лет­не­го юби­лея Санкт-Петербурга.


«Церемониальный портрет Николая II». Илья Галкин (1895–1896)

В 2013 году рос­сий­ские рестав­ра­то­ры в про­цес­се рабо­ты столк­ну­лись с необыч­ной кар­ти­ной, кото­рая дол­гое вре­мя нахо­ди­лась в акто­вом зале петер­бург­ской шко­лы № 206. На одной сто­роне полот­на под сло­ем водо­рас­тво­ри­мой крас­ки был спря­тан цере­мо­ни­аль­ный порт­рет Нико­лая II, а на дру­гой кра­со­вал­ся образ вождя революции.
Искус­ство­ве­ды выяс­ни­ли, что худож­ник Вла­ди­слав Измай­ло­вич, порт­ре­тист Лени­на, таким обра­зом попы­тал­ся сохра­нить для потом­ков под­лин­ное изоб­ра­же­ние послед­не­го импе­ра­то­ра. Ведь в пери­од рас­цве­та новой вла­сти цар­ские порт­ре­ты, как пра­ви­ло, под­вер­га­лись уничтожению.

Было уста­нов­ле­но и автор­ство уди­ви­тель­но­го про­из­ве­де­ния. Цере­мо­ни­аль­ный порт­рет при­над­ле­жит кисти Ильи Гал­ки­на, кото­рый в 1898 году напи­сал ещё один порт­рет Нико­лая Александровича.

«Нико­лай II». И.С. Галкин

«Николай II в форме шотландского драгунского полка» Валентин Серов (1900)

В 1894 году коро­ле­ва Вели­ко­бри­та­нии Вик­то­рия назна­чи­ла рус­ско­го импе­ра­то­ра почёт­ным шефом коро­лев­ско­го дра­гун­ско­го пол­ка. Этот жест исто­ри­ки назы­ва­ют сва­деб­ным подар­ком: Нико­лай II женил­ся на внуч­ке коро­ле­вы Виктории.

На порт­ре­те послед­ний Рома­нов изоб­ра­жён в бри­тан­ском парад­ном кава­ле­рий­ском мун­ди­ре. Воен­но­слу­жа­щие пол­ка (сей­час он назы­ва­ет­ся Коро­лев­ским пол­ком Шот­ланд­ских Гвар­дей­ских дра­гун) до сих пор чтят память рус­ско­го импе­ра­то­ра. Его облик береж­но хра­нит­ся в Музее Коро­лев­ско­го шот­ланд­ско­го дра­гун­ско­го гвар­дей­ско­го пол­ка Великобритании.


«Портрет императора Николая II». Валентин Серов (1900)

Созда­ние это­го порт­ре­та ока­за­лось затруд­ни­тель­ным для худож­ни­ка. В рабо­чий про­цесс посто­ян­но вме­ши­ва­лась супру­га импе­ра­то­ра. В какой-то момент Серов пред­ло­жил Алек­сан­дре Фёдо­ровне само­сто­я­тель­но закон­чить порт­рет и отка­зал­ся от даль­ней­ше­го сотруд­ни­че­ства с импе­ра­тор­ским домом.

Одна­ко неза­вер­шён­ность кар­ти­ны не дела­ет её безын­те­рес­ной. Так, рус­ский живо­пи­сец Кон­стан­тин Коро­вин утвер­ждал, что имен­но этот порт­рет наи­луч­шим обра­зом пере­да­ёт мяг­кость и интел­ли­гент­ность Нико­лая II. Сего­дня кар­ти­ну мож­но уви­деть в сте­нах Тре­тья­ков­ской галереи.


«Портрет императора Николая II». Эрнст Липгарт (1900)

Рус­ский худож­ник и деко­ра­тор Эрнст Кар­ло­вич Лип­гарт рабо­тал по зака­зам импе­ра­тор­ской и вели­ко­кня­же­ских фами­лий. В 1900 году по оче­ред­но­му запро­су цар­ской семьи был напи­сан «Порт­рет импе­ра­то­ра Нико­лая II». На мун­ди­ре Нико­лая Алек­сан­дро­ви­ча вид­ны звез­да Орде­на Свя­то­го апо­сто­ла Андрея Пер­во­зван­но­го, знак к Орде­ну Свя­то­го Вла­ди­ми­ра 4‑й сте­пе­ни, Орден Дан­не­брог, Орден Спа­си­те­ля и дру­гие награды.


«Портрет Николая II». Николай Шабунин (1902−1903)

Худож­ник Нико­лай Аве­ни­ро­вич Шабу­нин, как и его порт­рет Нико­лая II, мало­из­вест­ны. Уже дол­гое вре­мя кар­ти­на нахо­дит­ся в част­ном собра­нии, сохра­няя тай­ну сво­е­го создания.


«Император Николай II с Орденом Святого Владимира» Генрих Манизер (1905)

Худож­ник Ген­рих Мани­зер напи­сал порт­рет Нико­лая Алек­сан­дро­ви­ча в слож­ный для Рос­сий­ской импе­рии исто­ри­че­ский пери­од. Исход рус­ско-япон­ской вой­ны уже ста­но­вил­ся оче­вид­ным из-за ряда неудач­ных сражений.

Импе­ра­тор изоб­ра­жён со зна­ком к Орде­ну Свя­то­го Вла­ди­ми­ра 4‑й сте­пе­ни, кото­рым Нико­лай II был награж­дён в 1890 году за выслу­гу лет. Госу­дарь гор­дил­ся этой награ­дой, так как она была полу­че­на им за лич­ные заслу­ги, а не по пра­ву рож­де­ния в дина­стии Рома­но­вых. Орден Свя­то­го Вла­ди­ми­ра 4‑й сте­пе­ни вру­чал­ся граж­дан­ским или воен­ным чинам не ниже седь­мо­го клас­са (надвор­ный совет­ник, под­пол­ков­ник, капи­тан вто­ро­го ранга).


«Император Николай II». Александр Маковский (1907)

Извест­но­му рус­ско­му худож­ни­ку Алек­сан­дру Маков­ско­му уда­лось запе­чат­леть само­держ­ца в фор­ме Его Импе­ра­тор­ско­го Вели­че­ства Лейб-Гвар­дии Гусар­ско­го пол­ка. Шефом это­го пол­ка Нико­лай II был тор­же­ствен­но назна­чен осе­нью 1894 года. Масти лоша­дей раз­ли­ча­лись по эскад­ро­нам: на кар­тине импе­ра­тор изоб­ра­жён на лоша­ди 4‑го эскад­ро­на. Во вре­мя Пер­вой миро­вой вой­ны полк сра­жал­ся на Севе­ро-Запад­ном фрон­те, участ­во­вал в Восточ­но-Прус­ской, Лод­зин­ской и Сейн­ской операциях.

Вое­на­чаль­ник Евге­ний Мил­лер, одно­пол­ча­нин импе­ра­то­ра по Лейб-гвар­дии Гусар­ско­му Его Вели­че­ства пол­ку о служ­бе Нико­лая II вспоминал:

«Вхо­дя в жизнь и быт сол­дат вве­рен­ной ему роты или эскад­ро­на, наблю­дая и изу­чая сол­дат­скую пси­хо­ло­гию, вза­и­мо­от­но­ше­ния офи­це­ров и сол­дат, Наслед­ник вынес из сво­е­го пре­бы­ва­ния в вой­ско­вых частях не толь­ко глу­бо­кую, искрен­нюю любовь к воен­ной сре­де, к армии, но совер­шен­но опре­де­лён­ные взгля­ды на духов­ную сто­ро­ну жиз­ни в казар­ме. Меч­той Наслед­ни­ка была воз­мож­ность коман­до­вать пол­ком. Он желал при­ве­сти в жизнь свои взгля­ды на офи­це­ра и сол­да­та, на их вза­и­мо­от­но­ше­ния, на отно­ше­ние к служ­бе и соб­ствен­ным при­ме­ром увлечь офи­це­ров на путь ещё боль­ше­го при­бли­же­ния к солдату».

Сей­час тво­ре­ние кисти Алек­сандра Маков­ско­го мож­но уви­деть в Госу­дар­ствен­ном Рус­ском музее.


«Царь Николай II». Борис Кустодиев (1915)

В Госу­дар­ствен­ном Рус­ском музее нахо­дит­ся один из послед­них порт­ре­тов Нико­лая II. Рабо­та была выпол­не­на в Цар­ском Селе, одна­ко фоном на полотне изоб­ра­жён вид Мос­ков­ско­го Крем­ля. Таким спо­со­бом Борис Кусто­ди­ев обо­зна­чил парад­ный харак­тер портрета.

Худож­ник вспоминал:

«Ездил в Цар­ское 12 раз; был чрез­вы­чай­но мило­сти­во при­нят, даже до удив­ле­ния — может быть, у них теперь это в моде „облас­ки­вать“, как рань­ше „обла­и­ва­ли“. Мно­го бесе­до­ва­ли — конеч­но, не о поли­ти­ке (чего очень боя­лись мои заказ­чи­ки), а так, по искус­ству боль­ше — но про­све­тить мне его не уда­лось — без­на­дё­жен, увы…»

Искус­ство­ве­ды отме­ча­ют, что порт­рет отли­ча­ет­ся ощу­ще­ни­ем неесте­ствен­но­сти, «ряже­но­сти» обра­за царя.


Дея­тель­ность послед­не­го само­держ­ца Рос­сий­ской импе­рии и в насто­я­щее вре­мя оста­ёт­ся попу­ляр­ной темой для мно­гих иссле­до­ва­те­лей. Бла­го­да­ря сохра­нив­шим­ся рабо­там зна­ме­ни­тых и мало­из­вест­ных худож­ни­ков совре­мен­ный зри­тель может гораз­до бли­же позна­ко­мить­ся со зна­ме­на­тель­ны­ми собы­ти­я­ми, фак­та­ми и дета­ля­ми из жиз­ни импе­ра­то­ра Николая.


Читай­те так­же «Нико­лай II в народ­ной мол­ве к нача­лу миро­вой вой­ны»

Поделиться