1 ноября 1894 года российский престол унаследовал Николай Александрович Романов. Ему суждено было стать последним императором в истории страны. Весь период его правления сопровождался эпохальными событиями: Ходынская катастрофа, Русско-японская война, Первая русская революция, Первая мировая война, Великая русская революция, отречение от престола. И хотя такие эпизоды до сих пор воспринимаются неоднозначно, личность Николая II всё равно остаётся знаковой и привлекает особое внимание со стороны общественности.
Этот интерес разделяли и современники самодержца. Благодаря этому у нас существует возможность познакомиться с подлинным образом знаменитого представителя династии Романовых. Сохранились фотографии царской семьи, кадры видеохроники и картины, созданные выдающимися деятелями искусства.
VATNIKSTAN представляет десять самых известных портретов императора, написанных в разные периоды его жизни.
«Детский портрет Николая II». Лауриц Туксен (1883)
Среди работ мастера конца XIX — начала XX веков можно увидеть портреты членов различных королевских семей. В России Туксен трудился как придворный художник императора Александра III. В 1883 году он написал «Детский портрет Николая II», где цесаревич изображён в пятнадцатилетнем возрасте. Сегодня этот портрет хранится в Государственном Эрмитаже.
Также датскому художнику удалось запечатлеть в своих произведениях знаменательные события жизни царской семьи в таких картинах, как: «Свадьба цесаревича Николая», «Венчание цесаревича Николая и Алисы Гессенской», «Коронация императора Николая II».
«Парадный портрет Николая II». Илья Репин (1895)
В 1895 году Министерство Императорского двора поручило Илье Ефимовичу Репину изготовить парадный портрет Николая II для зала заседаний Государственного совета. В письме общественному деятелю А.В. Жиркевичу о своей работе над портретом художник так рассказывал о своей работе:
«Государя портрет я кончил, было всего семь сеансов. Много раз откладывали, он был не совсем здоров — инфлюенция (всё проклятая и их не щадит). Государь позировал плохо, все находят мой портрет похожим и не бранят».
До 1917 года картина висела в круглом зале-ротонде Мариинского дворца. Последний российский император изображён на парадном портрете в форме полковника 1‑й батареи гвардейской конной артиллерии — с лентой Ордена Святого апостола Андрея Первозванного.
Интересно, что этот портрет можно увидеть и на другой картине Репина — «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года в день столетнего юбилея со дня его учреждения». Император Николай II, ведущий заседание, изображён на фоне собственного портрета. Над этим полотном художник трудился около трёх лет.
В послереволюционный период «Парадный портрет Николая II» хранился в частных коллекциях и долгое время считался утраченным. Однако в 2002 году портрет был выкуплен АК «АЛРОСА» (российская группа алмазодобывающих компаний) для передачи в дар Государственному Эрмитажу в честь 300-летнего юбилея Санкт-Петербурга.
«Церемониальный портрет Николая II». Илья Галкин (1895–1896)
В 2013 году российские реставраторы в процессе работы столкнулись с необычной картиной, которая долгое время находилась в актовом зале петербургской школы № 206. На одной стороне полотна под слоем водорастворимой краски был спрятан церемониальный портрет Николая II, а на другой красовался образ вождя революции.
Искусствоведы выяснили, что художник Владислав Измайлович, портретист Ленина, таким образом попытался сохранить для потомков подлинное изображение последнего императора. Ведь в период расцвета новой власти царские портреты, как правило, подвергались уничтожению.
Было установлено и авторство удивительного произведения. Церемониальный портрет принадлежит кисти Ильи Галкина, который в 1898 году написал ещё один портрет Николая Александровича.
«Николай II в форме шотландского драгунского полка» Валентин Серов (1900)
В 1894 году королева Великобритании Виктория назначила русского императора почётным шефом королевского драгунского полка. Этот жест историки называют свадебным подарком: Николай II женился на внучке королевы Виктории.
На портрете последний Романов изображён в британском парадном кавалерийском мундире. Военнослужащие полка (сейчас он называется Королевским полком Шотландских Гвардейских драгун) до сих пор чтят память русского императора. Его облик бережно хранится в Музее Королевского шотландского драгунского гвардейского полка Великобритании.
«Портрет императора Николая II». Валентин Серов (1900)
Создание этого портрета оказалось затруднительным для художника. В рабочий процесс постоянно вмешивалась супруга императора. В какой-то момент Серов предложил Александре Фёдоровне самостоятельно закончить портрет и отказался от дальнейшего сотрудничества с императорским домом.
Однако незавершённость картины не делает её безынтересной. Так, русский живописец Константин Коровин утверждал, что именно этот портрет наилучшим образом передаёт мягкость и интеллигентность Николая II. Сегодня картину можно увидеть в стенах Третьяковской галереи.
«Портрет императора Николая II». Эрнст Липгарт (1900)
Русский художник и декоратор Эрнст Карлович Липгарт работал по заказам императорской и великокняжеских фамилий. В 1900 году по очередному запросу царской семьи был написан «Портрет императора Николая II». На мундире Николая Александровича видны звезда Ордена Святого апостола Андрея Первозванного, знак к Ордену Святого Владимира 4‑й степени, Орден Даннеброг, Орден Спасителя и другие награды.
«Портрет Николая II». Николай Шабунин (1902−1903)
Художник Николай Авенирович Шабунин, как и его портрет Николая II, малоизвестны. Уже долгое время картина находится в частном собрании, сохраняя тайну своего создания.
«Император Николай II с Орденом Святого Владимира» Генрих Манизер (1905)
Художник Генрих Манизер написал портрет Николая Александровича в сложный для Российской империи исторический период. Исход русско-японской войны уже становился очевидным из-за ряда неудачных сражений.
Император изображён со знаком к Ордену Святого Владимира 4‑й степени, которым Николай II был награждён в 1890 году за выслугу лет. Государь гордился этой наградой, так как она была получена им за личные заслуги, а не по праву рождения в династии Романовых. Орден Святого Владимира 4‑й степени вручался гражданским или военным чинам не ниже седьмого класса (надворный советник, подполковник, капитан второго ранга).
«Император Николай II». Александр Маковский (1907)
Известному русскому художнику Александру Маковскому удалось запечатлеть самодержца в форме Его Императорского Величества Лейб-Гвардии Гусарского полка. Шефом этого полка Николай II был торжественно назначен осенью 1894 года. Масти лошадей различались по эскадронам: на картине император изображён на лошади 4‑го эскадрона. Во время Первой мировой войны полк сражался на Северо-Западном фронте, участвовал в Восточно-Прусской, Лодзинской и Сейнской операциях.
Военачальник Евгений Миллер, однополчанин императора по Лейб-гвардии Гусарскому Его Величества полку о службе Николая II вспоминал:
«Входя в жизнь и быт солдат вверенной ему роты или эскадрона, наблюдая и изучая солдатскую психологию, взаимоотношения офицеров и солдат, Наследник вынес из своего пребывания в войсковых частях не только глубокую, искреннюю любовь к военной среде, к армии, но совершенно определённые взгляды на духовную сторону жизни в казарме. Мечтой Наследника была возможность командовать полком. Он желал привести в жизнь свои взгляды на офицера и солдата, на их взаимоотношения, на отношение к службе и собственным примером увлечь офицеров на путь ещё большего приближения к солдату».
Сейчас творение кисти Александра Маковского можно увидеть в Государственном Русском музее.
«Царь Николай II». Борис Кустодиев (1915)
В Государственном Русском музее находится один из последних портретов Николая II. Работа была выполнена в Царском Селе, однако фоном на полотне изображён вид Московского Кремля. Таким способом Борис Кустодиев обозначил парадный характер портрета.
Художник вспоминал:
«Ездил в Царское 12 раз; был чрезвычайно милостиво принят, даже до удивления — может быть, у них теперь это в моде „обласкивать“, как раньше „облаивали“. Много беседовали — конечно, не о политике (чего очень боялись мои заказчики), а так, по искусству больше — но просветить мне его не удалось — безнадёжен, увы…»
Искусствоведы отмечают, что портрет отличается ощущением неестественности, «ряжености» образа царя.
Деятельность последнего самодержца Российской империи и в настоящее время остаётся популярной темой для многих исследователей. Благодаря сохранившимся работам знаменитых и малоизвестных художников современный зритель может гораздо ближе познакомиться со знаменательными событиями, фактами и деталями из жизни императора Николая.
Читайте также «Николай II в народной молве к началу мировой войны».