«Колониализм с европейской точки зрения». Статья русского глобалиста Александра Кожева о марксизме

Алек­сандр Вла­ди­ми­ро­вич Кожев (насто­я­щая фами­лия — Кожев­ни­ков), родив­ший­ся в 1902 году, при­над­ле­жал к выход­цам из верх­ней про­слой­ки мос­ков­ских сред­них клас­сов и при­хо­дил­ся пле­мян­ни­ком зна­ме­ни­то­му худож­ни­ку Васи­лию Кан­дин­ско­му. Когда толь­ко насту­пи­ла Октябрь­ская рево­лю­ция, юный бун­тарь-бур­жуа горя­чо при­вет­ство­вал её, но ско­рое зна­ком­ство с орга­на­ми ЧК осту­ди­ло его пыл, и в 17 лет он поки­нул род­ные пена­ты, навсе­гда уехав на Запад — сна­ча­ла в Гер­ма­нию, а поз­же в Париж. Там он начал читать лек­ции по Геге­лю, кото­рые очень при­шлись по душе фран­цуз­ской интел­ли­ген­ции, и ко вто­рой поло­вине 1930‑х годов он уже более-менее втёр­ся во фран­цуз­ский интел­лек­ту­аль­ный истеб­лиш­мент. В 1937‑м он полу­чил фран­цуз­ский пас­порт, а в вой­ну уга­дал, выбрав сто­ро­ну буду­щих «побе­ди­те­лей» — дви­же­ние Сопро­тив­ле­ния, куда он вступил.

После вой­ны Кожев посту­пил на адми­ни­стра­тив­ную служ­бу. В 1948 году его при­гла­си­ли рабо­тать в Наци­о­наль­ный центр меж­ду­на­род­ной тор­гов­ли при фран­цуз­ском мини­стер­стве ино­стран­ных дел, а в 1950‑х он пере­вёл­ся в депар­та­мент тор­гов­ли мини­стер­ства эко­но­ми­ки Фран­ции. Он был совет­ни­ком в тор­го­вых пере­го­во­рах и одним из глав­ных раз­ра­бот­чи­ков Евро­пей­ско­го обще­го рын­ка и Все­об­ще­го Согла­ше­ния по тари­фам и тор­гов­ле буду­ще­го ЕС. Кожев, конеч­но, не играл первую роль в про­дви­же­нии гло­ба­ли­сти­че­ско­го про­ек­та ЕС, но всё же важ­ные вто­рые и тре­тьи роли за ним были.

Русский глобалист-чиновник из дворян — Александр Кожевников, представляющий Францию на торговых переговорах в чилийском Сантьяго. 1961 год
Рус­ский гло­ба­лист-чинов­ник из дво­рян — Алек­сандр Кожев­ни­ков, пред­став­ля­ю­щий Фран­цию на тор­го­вых пере­го­во­рах в чилий­ском Сантья­го. 1961 год

Выхо­дит, что гло­ба­лист­ский спрут в лице совре­мен­но­го ЕС выстра­и­вал в том чис­ле и рус­ский эми­грант. И я не лукав­лю — одной из глав­ных идей Коже­ва было про­дви­же­ние сокра­ще­ния тор­го­вых барье­ров, кото­рые в длин­ной пер­спек­ти­ве и при­ве­ли к тому, что англий­ские или фран­цуз­ские капи­та­ли­сты вме­сто того, что дер­жать фаб­ри­ки и пла­тить при­лич­ные зар­пла­ты сво­им рабо­чим, закры­ли про­из­вод­ство у себя, остав­ляя свои рабо­чие клас­сы без­ра­бот­ны­ми и пере­во­дя про­из­вод­ства в какую-нибудь Поль­шу (и это в луч­шем слу­чае!). Или же, наобо­рот, остав­ля­ли про­из­вод­ства Англии, но наби­ра­ли туда рабо­тать за копей­ки имми­гран­тов из более бед­ных стран. В любом слу­чае в про­иг­ры­ше про­стой гражданин.

Несмот­ря на непри­ят­ный совет­ский опыт, Кожев с инте­ре­сом и ува­же­ни­ем отно­сил­ся к Кар­лу Марк­су и его иде­ям. Я хочу вас позна­ко­мить с его ста­тьей 1957 года «Коло­ни­а­лизм с евро­пей­ской точ­ки зре­ния». В рабо­те автор через Марк­са выво­дит, что запад­ный мир, пусть уже без коло­ний, тем не менее оста­ёт­ся коло­ни­за­тор­ским режи­мом для тре­тье­го мира и что ему пора бы делить­ся при­бы­лью с этим «бед­ня­ком» — тре­тьим миром. Про­бле­мы госу­дарств, под­вер­жен­ных эко­но­ми­че­ско­му коло­ни­а­лиз­му, сей­час даже для Рос­сии уже не чужие, поэто­му ста­тья чита­ет­ся све­жо и сегодня.


Колониализм с европейской точки зрения

Пере­вод с немец­ко­го Алек­сея Руткевича,
про­фес­со­ра НИУ ВШЭ

Сло­во «капи­та­лизм» воз­ник­ло в XIX веке, Карл Маркс при­дал ему точ­ный, спе­ци­фи­че­ски эко­но­ми­че­ский смысл. Маркс пони­мал под «капи­та­лиз­мом» эко­но­ми­че­скую систе­му, кото­рая харак­те­ри­зу­ет­ся сле­ду­ю­щи­ми чер­та­ми. Во-пер­вых, «капи­та­ли­сти­че­ское» хозяй­ство пред­став­ля­ет собой эко­но­ми­ку с раз­ви­той про­мыш­лен­но­стью. Во-вто­рых, инду­стри­аль­ные сред­ства про­из­вод­ства в этой систе­ме при­над­ле­жат не физи­че­ски рабо­та­ю­ще­му боль­шин­ству насе­ле­ния, но поли­ти­че­ски и эко­но­ми­че­ски «руко­во­дя­ще­му» и «направ­ля­ю­ще­му» мень­шин­ству или эли­те так назы­ва­е­мых «капи­та­ли­стов». В‑третьих, эта систе­ма устро­е­на таким обра­зом, что тру­дя­ще­е­ся боль­шин­ство (так назы­ва­е­мые «про­ле­та­рии») не име­ют ника­ких пре­иму­ществ от тех­ни­че­ско­го про­грес­са, инду­стри­а­ли­за­ции или, если угод­но, «раци­о­на­ли­за­ции» производства.

Про­гресс про­мыш­лен­ной тех­ни­ки уве­ли­чил про­из­во­ди­тель­ность тру­да (или, как мы гово­рим сего­дня, его «про­дук­тив­ность»). Он сде­лал труд при­но­ся­щим боль­шую сто­и­мость. Одна­ко эта «при­ба­воч­ная сто­и­мость» не выпла­чи­ва­лась тру­дя­щей­ся мас­се, но удер­жи­ва­лась капи­та­ли­сти­че­ским мень­шин­ством. Так что, несмот­ря на тех­ни­че­ский про­гресс, тру­дя­щи­е­ся мас­сы насе­ле­ния оста­ва­лись на преж­нем жиз­нен­ном уровне, кото­рый был бли­зок к мини­маль­но­му (а пото­му его и нель­зя было сде­лать ещё ниже). В то же самое вре­мя тех­ни­че­ский про­гресс вёл к посто­ян­но­му росту дохо­да капи­та­ли­сти­че­ско­го меньшинства.

Я пред­на­ме­рен­но гово­рю о «росте дохо­да», а не о подъ­ёме уров­ня жиз­ни. Если суще­ству­ет мини­маль­ный уро­вень жиз­ни, то име­ет­ся и мак­си­маль­ный или, так ска­зать, опти­маль­ный, кото­рый уже не пере­шаг­нуть. Этот «опти­мум» был задол­го до инду­стри­а­ли­за­ции достиг­нут «руко­во­дя­щим» мень­шин­ством — это хоро­шо знал Маркс и писал об этом в одном из сво­их науч­ных трудов.

Так что лишь незна­чи­тель­ная часть капи­та­ли­сти­че­ской при­ба­воч­ной сто­и­мо­сти фак­ти­че­ски шла на потреб­ле­ние — почти всё «инве­сти­ро­ва­лось» и тем самым слу­жи­ло даль­ней­ше­му тех­ни­че­ско­му про­грес­су, то есть посто­ян­но­му рас­ши­ре­нию и «совер­шен­ство­ва­нию», инду­стри­а­ли­за­ции или раци­о­на­ли­за­ции наци­о­наль­ной экономики.

Одна­ко, как уже было ска­за­но, тот «капи­та­лизм», кото­рый имел в виду Маркс, был устро­ен таким обра­зом, что тру­дя­ще­е­ся боль­шин­ство не име­ло от это­го про­грес­са ни малей­ших выгод. Хотя оно не ста­но­ви­лось абсо­лют­но бед­нее (да это было и невоз­мож­но), оно ста­но­ви­лось отно­си­тель­но бед­нее: раз­ли­чие меж­ду ним и эли­той по сово­куп­но­му дохо­ду ста­но­ви­лось всё большим.

Из этой тео­рии обра­зо­ва­ния капи­та­ла и тео­рии при­ба­воч­ной сто­и­мо­сти Маркс и так назы­ва­е­мые марк­си­сты выве­ли в XIX веке извест­ные соци­аль­ные и поли­ти­че­ские след­ствия. Они про­ро­че­ство­ва­ли о «соци­аль­ной рево­лю­ции» как исто­ри­че­ской необ­хо­ди­мо­сти. Ими гово­ри­лось сле­ду­ю­щее: осно­ван­ный на при­ба­воч­ной сто­и­мо­сти капи­тал раз­ру­ша­ет соци­аль­ное рав­но­ве­сие; вся эта систе­ма рань­ше или поз­же рух­нет. Это насиль­ствен­ное низ­вер­же­ние капи­та­лиз­ма назы­ва­лось ими «соци­аль­ной революцией».

Мы можем сра­зу ска­зать, что марк­сист­ские про­ро­че­ства не оправ­да­лись — как раз в капи­та­ли­сти­че­ских стра­нах не было «соци­аль­ной рево­лю­ции». Сего­дня ни один серьёз­ный чело­век не ста­нет все­рьёз утвер­ждать, что в этих стра­нах име­ет­ся хоть какая-то воз­мож­ность подоб­ной революции.

Но если сего­дня уже нель­зя все­рьёз отри­цать это фак­ти­че­ское поло­же­ние дел, то мож­но лож­ным обра­зом его интер­пре­ти­ро­вать. Ска­жем, мож­но пред­по­ло­жить, что Маркс оши­бал­ся в сво­их пред­ска­за­ни­ях пото­му, что лож­ны­ми были их тео­ре­ти­че­ские осно­ва­ния. Зача­стую имен­но это и утвер­жда­лось. По-мое­му, такое истол­ко­ва­ние не толь­ко лож­но, но и опас­но. На деле Маркс ошиб­ся не пото­му, что он был не прав в тео­рии, но имен­но пото­му, что он был прав.

Из набо­ра совет­ских откры­ток «Карл Маркс и Фри­дрих Энгельс»

В чём заклю­ча­ет­ся эта ошиб­ка и поче­му он при­шёл к тому, что на сего­дняш­ний день все­ми при­зна­ёт­ся лож­ным? Совсем не пото­му, что на Запа­де не дошло до рево­лю­ции, хотя сохра­нил­ся опи­сан­ный Марк­сом капи­та­лизм. Маркс ошиб­ся и не пото­му, что опи­сан­но­го им капи­та­лиз­ма вооб­ще не суще­ство­ва­ло (как это часто и охот­но повто­ря­ли в XIX веке). Маркс ошиб­ся имен­но пото­му, что, во-пер­вых, капи­та­лизм в его вре­мя был как раз таким, как он его опи­сы­вал, и, во-вто­рых, посколь­ку этот капи­та­лизм сам сумел раз­ре­шить откры­тые Марк­сом и опи­сан­ные им эко­но­ми­че­ские недо­стат­ки или «про­ти­во­ре­чия». При­чём сде­лал он это в том направ­ле­нии, кото­рое было ука­за­но самим Марк­сом, толь­ко не «рево­лю­ци­он­ным» или «дик­та­тор­ским», но мир­ным и демо­кра­тич­ным образом.

Соб­ствен­но гово­ря, Маркс и марк­си­сты ошиб­лись толь­ко в одном. Они пола­га­ли, что капи­та­ли­сты оста­нут­ся столь же наив­ны­ми, поверх­ност­ны­ми, непо­нят­ли­вы­ми и сле­пы­ми, как бур­жу­аз­ные полит­эко­но­мы и интел­лек­ту­а­лы вооб­ще, кото­рые писа­ли более или менее тол­стые кни­ги и дума­ли, что тем самым они «опро­вер­га­ют» марк­сист­скую тео­рию. Если бы так и про­ис­хо­ди­ло, то Маркс ничуть не ошиб­ся бы в сво­их пред­ска­за­ни­ях. Но на деле всё про­ис­хо­ди­ло ина­че. Капи­та­ли­сты помо­га­ли пуб­ли­ко­вать «анти­марк­сист­ские» книж­ки, ино­гда их даже чита­ли (пока были сту­ден­та­ми), но дела­ли как раз нечто про­ти­во­по­лож­ное тому, что было в этих книж­ках напи­са­но. А имен­но: они по-марк­сист­ски пере­стра­и­ва­ли капитализм.

Корот­ко гово­ря, капи­та­ли­сты сами виде­ли в точ­но­сти то же самое, что видел и что опи­сы­вал Маркс (пусть неза­ви­си­мо от него и с неко­то­рым запоз­да­ни­ем). А имен­но: они виде­ли то, что капи­та­лизм не может раз­ви­вать­ся и даже про­сто сохра­нять­ся в том слу­чае, если обре­тён­ная с помо­щью про­мыш­лен­ной тех­ни­ки «при­ба­воч­ная сто­и­мость» не будет пере­рас­пре­де­лять­ся меж­ду капи­та­ли­сти­че­ским мень­шин­ством и тру­дя­щим­ся боль­шин­ством. Ина­че гово­ря, капи­та­ли­сты вслед за Марк­сом поня­ли, что совре­мен­ный капи­та­лизм с высо­ким уров­нем раз­ви­тия про­мыш­лен­но­сти и мас­со­вым про­из­вод­ством не толь­ко дела­ет воз­мож­ным посто­ян­ный рост дохо­дов (и жиз­нен­но­го уров­ня) рабо­та­ю­щей мас­сы, но он его даже тре­бу­ет. И они ста­ли соот­вет­ству­ю­щим обра­зом действовать.

Коро­че гово­ря, капи­та­ли­сты ста­ли делать имен­но то, что они и долж­ны были делать по марк­сист­ской тео­рии, а имен­но то, что дела­ло «соци­аль­ную рево­лю­цию» невоз­мож­ной и ненуж­ной. Такое «марк­сист­ское» пре­об­ра­зо­ва­ние пер­во­на­чаль­но­го капи­та­лиз­ма про­те­ка­ло более или менее ано­ним­но. Тем не менее и тут имел­ся один вели­кий идео­лог. Его зва­ли Ген­ри Форд. Мы даже можем ска­зать, что Форд был един­ствен­ным вели­ким и под­лин­ным марк­си­стом ХХ сто­ле­тия. А все так назы­ва­е­мые тео­ре­ти­ки марк­сиз­ма были в боль­шей или мень­шей сте­пе­ни «роман­ти­ка­ми», посколь­ку они иска­жа­ли марк­сист­ские тео­рии ради того, что­бы при­спо­со­бить их к нека­пи­та­ли­сти­че­ским отно­ше­ни­ям, то есть к эко­но­ми­че­ской систе­ме, кото­рая вовсе не под­ра­зу­ме­ва­лась Марксом.

После того, что совер­шен­но созна­тель­но дела­лось Фор­дом и более или менее бес­со­зна­тель­но про­чи­ми капи­та­ли­ста­ми до или после него, при­шли тео­ре­ти­ки-интел­лек­ту­а­лы, кото­рые, исполь­зуя тер­ми­ны вро­де Full Empolyment, пере­ве­ли идеи Фор­да на учё­ный язык, недо­ступ­ный нор­маль­но­му сред­не­му чело­ве­ку, и раз­ви­ли этот язык столь успеш­но, что уже было труд­но понять, что речь идёт имен­но об иде­ях Фор­да. Они-то были вполне марк­сист­ски­ми, а пото­му при их реа­ли­за­ции ока­за­лись опро­верг­ну­ты­ми вся­ко­го рода псев­до­марк­сист­ские теории.

В любом слу­чае фак­том оста­ёт­ся то, что сего­дня опи­сан­ный и рас­кри­ти­ко­ван­ный Марк­сом капи­та­лизм ста­ро­го сти­ля, то есть капи­та­лизм, созда­ю­щий инве­сти­ру­е­мый далее капи­тал за счёт искус­ствен­но­го огра­ни­че­ния дохо­да тру­дя­щих­ся сло­ёв насе­ле­ния вплоть до жиз­нен­но­го мини­му­ма, не сохра­нил­ся ни в одной высо­ко­раз­ви­той стране — за исклю­че­ни­ем Совет­ской Рос­сии. Там он назы­ва­ет­ся если не «ком­му­низ­мом», то «соци­а­лиз­мом», но при всех соци­аль­но-поли­ти­че­ских вто­рич­ных про­яв­ле­ни­ях (будь они поли­цей­ски­ми или рево­лю­ци­он­ны­ми) оста­ёт­ся тем же самым евро­пей­ским капи­та­лиз­мом XIX века. И это цели­ком отве­ча­ет марк­сист­ской тео­рии. Ведь с точ­ки зре­ния этой тео­рии совер­шен­но всё рав­но, кем инве­сти­ру­ет­ся при­ба­воч­ная сто­и­мость, част­ным лицом или госу­дар­ствен­ным чинов­ни­ком. Важ­но лишь то, что обра­зу­ю­щая капи­тал при­ба­воч­ная сто­и­мость рас­счи­ты­ва­ет­ся так, что тру­дя­щим­ся мас­сам оста­ёт­ся лишь про­жи­точ­ный минимум.

Ска­зан­ное мною совсем не ново — сего­дня это про­сто баналь­но. Мож­но даже спро­сить, зачем это вооб­ще было мною ска­за­но. Тем более что тема мое­го докла­да обо­зна­че­на как «коло­ни­а­лизм», а не «капи­та­лизм».

Я гово­рил о Марк­се и марк­сист­ском капи­та­лиз­ме, рав­но как о мир­ном и «демо­кра­тич­ном» пре­одо­ле­нии пер­во­на­чаль­но­го капи­та­лиз­ма, имен­но пото­му, что, по мое­му мне­нию, капи­та­лизм ста­ро­го сти­ля не был пол­но­стью и окон­ча­тель­но пре­одо­лён, как это может пока­зать­ся с пер­во­го взгля­да. И не толь­ко пото­му, что он под более или менее вер­ным назва­ни­ем «соци­а­лизм» сохра­нил­ся в Совет­ской Рос­сии (и её «сател­ли­тах»). К сожа­ле­нию, он сохра­нил­ся и на Запа­де и назы­ва­ет­ся сего­дня «коло­ни­а­лиз­мом».

Кол­лаж-раз­мыш­ле­ние «Стра­на чудес» от авто­ра руб­ри­ки «На чужбине»

Маркс рас­смат­ри­вал толь­ко Запад­ную Евро­пу, и в его вре­мя это было совер­шен­но оправ­дан­но. Куда менее оправ­дан­но то, что и сего­дня мно­гие из его хва­ля­щих или кри­ти­ку­ю­щих обла­да­ют той же пер­спек­ти­вой и видят мир при­мер­но так же, как какой-нибудь древ­не­рим­ский «эко­но­мист». С тем един­ствен­ным отли­чи­ем, что в этот orbis terrarum вклю­че­ны ещё Соеди­ён­ные Шта­ты Америки.

Но в дей­стви­тель­но­сти так назы­ва­е­мый «запад­ный мир» — по край­ней мере после Вто­рой миро­вой вой­ны — явля­ет­ся отнюдь не толь­ко евро­пей­ским или евро-аме­ри­кан­ским. Он явля­ет­ся так­же афри­кан­ским и ази­ат­ским и ещё в боль­шей мере ста­нет тако­вым в дли­тель­ной перспективе.

Если рас­смот­реть этот мир в целом и таким, как он есть в дей­стви­тель­но­сти, то не так уж труд­но заме­тить, что марк­сист­ское опре­де­ле­ние капи­та­лиз­ма к нему по-преж­не­му при­ме­ни­мо, при­чём со все­ми след­стви­я­ми, выте­ка­ю­щи­ми из это­го опре­де­ле­ния «логи­че­ски» (то есть не толь­ко «в дей­стви­тель­но­сти», но и со всей «необ­хо­ди­мо­стью»).

В самом деле, мы видим, что важ­ней­шие сред­ства про­мыш­лен­но­го про­из­вод­ства при­над­ле­жат в нем евро-аме­ри­кан­ско­му мень­шин­ству, кото­рое толь­ко и поль­зу­ет­ся бла­га­ми тех­ни­че­ско­го про­грес­са, уве­ли­чи­вая из года в год свои дохо­ды, тогда как афро-ази­ат­ское боль­шин­ство хотя и не ста­но­вит­ся бед­нее (это про­сто физи­че­ски невоз­мож­но), но всё же дела­ет­ся отно­си­тель­но всё более бед­ным. При­чем речь идёт не о каких-то двух раз­дель­ных эко­но­ми­че­ских систе­мах, посколь­ку меж­ду Евро-Аме­ри­кой и Афро-Ази­ей про­ис­хо­дит ожив­лён­ный хозяй­ствен­ный обмен. Толь­ко систе­ма эта устро­е­на таким обра­зом, что одна, мень­шая, часть с каж­дым годом дела­ет­ся всё бога­че, а дру­гая, боль­шая, часть нигде не под­ни­ма­ет­ся выше про­жи­точ­но­го минимума.

Ни в одной высо­ко­раз­ви­той стране, за исклю­че­ни­ем Рос­сии, сего­дня нет «про­ле­та­ри­ев», то есть тех дей­стви­тель­но бед­ных сло­ёв насе­ле­ния, кото­рые в состо­я­нии толь­ко выжи­вать и не име­ют ника­ко­го избыт­ка. В так назы­ва­е­мых «капи­та­ли­сти­че­ских» стра­нах все более или менее бога­ты, а не бед­ны, посколь­ку все живут в них в усло­ви­ях пусть отно­си­тель­но­го, но изоби­лия. Но если взять мир в целом, то в гла­за сра­зу бро­са­ет­ся гигант­ский про­ле­та­ри­ат, при­чём имен­но в марк­сист­ском смыс­ле это­го сло­ва. А так как мы име­ем еди­ную эко­но­ми­че­скую систе­му, то мож­но ска­зать, что в ней име­ет­ся и «при­ба­воч­ная сто­и­мость» в марк­сист­ском смыс­ле, кото­рая идёт в целом во бла­го толь­ко тем стра­нам, кото­рые рас­по­ла­га­ют про­мыш­лен­ны­ми сред­ства­ми производства.

С эко­но­ми­че­ской точ­ки зре­ния совер­шен­но всё рав­но, как эта «при­ба­воч­ная сто­и­мость» под­счи­ты­ва­ет­ся и как она удер­жи­ва­ет­ся. Важ­но здесь лишь то, что эта при­ба­воч­ная сто­и­мость спо­соб­ству­ет обра­зо­ва­нию капи­та­ла в про­мыш­лен­но раз­ви­тых стра­нах. А пото­му мы можем ска­зать, что совре­мен­ная запад­ная систе­ма миро­во­го хозяй­ства в целом явля­ет­ся «капи­та­ли­сти­че­ской» в марк­сист­ском смыс­ле это­го слова.

Прав­да, име­ет­ся одно отли­чие — не толь­ко с пси­хо­ло­ги­че­ской или поли­ти­че­ской, но и с эко­но­ми­че­ской точ­ки зре­ния — меж­ду систе­мой, где при­ба­воч­ная сто­и­мость изы­ма­ет­ся у тру­дя­щих­ся масс в одной стране, и систе­мой, где эта при­ба­воч­ная сто­и­мость ухо­дит в дру­гую стра­ну. Это отли­чие мож­но тер­ми­но­ло­ги­че­ски зафик­си­ро­вать, опре­де­ляя поня­тия «капи­та­лизм», «соци­а­лизм» и «коло­ни­а­лизм» сле­ду­ю­щим обра­зом. Капи­та­лиз­мом мы можем назвать клас­си­че­ский евро­пей­ский капи­та­лизм XIX века, то есть систе­му, в кото­рой при­ба­воч­ная сто­и­мость изы­ма­ет­ся в рам­ках одной стра­ны и инве­сти­ру­ет­ся част­ны­ми лица­ми. Под соци­а­лиз­мом (я имею в виду не тео­ре­ти­че­ский соци­а­лизм, кото­рый нигде и нико­гда не суще­ство­вал, но фак­ти­че­ски суще­ству­ю­щую систе­му, то есть совет­ский соци­а­лизм) под­ра­зу­ме­ва­ет­ся та систе­ма, где при­ба­воч­ная сто­и­мость точ­но так же, как и при капи­та­лиз­ме, изы­ма­ет­ся в рам­ках одной стра­ны, но инве­сти­ру­ет­ся она госу­дар­ством. Нако­нец, сло­во «коло­ни­а­лизм» обо­зна­ча­ет ту систе­му, где при­ба­воч­ная сто­и­мость, как и при капи­та­лиз­ме, инве­сти­ру­ет­ся част­ны­ми лица­ми, а не госу­дар­ством, но изы­ма­ет­ся она не в пре­де­лах той же стра­ны, но за её пределами.

Эти опре­де­ле­ния пока­зы­ва­ют, что капи­та­лизм в соб­ствен­ном смыс­ле сло­ва уже нигде не суще­ству­ет, рав­но как и то, что коло­ни­а­лизм весь­ма бли­зок это­му исчез­нув­ше­му капи­та­лиз­му. Тогда понят­но и то, что нынеш­ние марк­си­сты зани­ма­ют по отно­ше­нию к коло­ни­а­лиз­му пози­цию, кото­рая ана­ло­гич­на той, кото­рую Маркс зани­мал по отно­ше­нию к капи­та­лиз­му. С одной сто­ро­ны, они ука­зы­ва­ют на то, что раз­рыв в дохо­дах меж­ду афро-ази­ат­ским боль­шин­ством и евро-аме­ри­кан­ским мень­шин­ством посто­ян­но уве­ли­чи­ва­ет­ся; с дру­гой сто­ро­ны, они выво­дят из это­го то, что подоб­ная систе­ма рух­нет, посколь­ку она лише­на рав­но­ве­сия. При этом они, как и Маркс, пред­по­ла­га­ют, что лишь они одни спо­соб­ны уста­но­вить это и выве­сти все след­ствия, тогда как нынеш­ние коло­ни­а­ли­сты оста­нут­ся столь же сле­пы­ми и неда­лё­ки­ми, как капи­та­ли­сты во вре­ме­на Маркса.

Если б это было дей­стви­тель­но так, то нео­марк­си­сты были бы пра­вы со сво­и­ми пред­ска­за­ни­я­ми отно­си­тель­но коло­ни­а­лиз­ма. Имен­но поэто­му в нача­ле мое­го докла­да мною было ска­за­но, что было бы в выс­шей сте­пе­ни опас­но лож­но интер­пре­ти­ро­вать фак­ты, в част­но­сти тот факт, что пред­ска­за­ние Марк­са отно­си­тель­но капи­та­лиз­ма ока­за­лось невер­ным. Мы виде­ли, что капи­та­лизм не рух­нул, несмот­ря на то, что обна­ру­жен­ные Марк­сом «про­ти­во­ре­чия» сохра­ня­лись и в даль­ней­шем. На Запа­де не было соци­аль­ной рево­лю­ции, но не было пото­му, что сам запад­ный капи­та­лизм сумел устра­нить это про­ти­во­ре­чие мир­ным и демо­кра­ти­че­ским путем, «по-фор­дов­ски» пере­стро­ив свою эко­но­ми­ку. Из это­го исто­ри­че­ско­го фак­та мож­но логи­че­ски выве­сти толь­ко одно след­ствие: для того что­бы избе­жать кра­ха коло­ни­а­лиз­ма, нуж­но раци­о­наль­ным обра­зом его пере­стро­ить — ана­ло­гич­но тому, как капи­та­ли­сты во вре­ме­на Фор­да и после него пере­стро­и­ли капитализм.

Нынеш­нее поло­же­ние явля­ет­ся доволь­но стран­ным и даже тре­вож­ным. «Марк­сист­ское» про­ти­во­ре­чие ста­ро­го капи­та­лиз­ма было реше­но сами­ми «фор­дов­ски­ми» капи­та­ли­ста­ми, реше­но их соб­ствен­ной прак­ти­че­ской дея­тель­но­стью. Толь­ко затем при­шла науч­ная тео­рия (Full Employment и тому подоб­ное), госу­дар­ства тоже яви­лись вослед и при­спо­со­би­лись к уже воз­ник­шей эко­но­ми­че­ской систе­ме. С сего­дняш­ним коло­ни­а­лиз­мом ситу­а­ция выгля­дит как пря­мо про­ти­во­по­лож­ная. Уже име­ет­ся нема­лое чис­ло доб­рот­ных тео­ре­ти­че­ских работ по этой про­бле­ме (ска­жем, в ООН), есть пози­тив­ные меро­при­я­тия и про­грам­мы госу­дарств, но прак­ти­ки от эко­но­ми­ки зани­ма­ют пока выжи­да­тель­ную и скеп­ти­че­скую пози­цию и дей­ству­ют так, слов­но это их вооб­ще не каса­ет­ся, посколь­ку это «поли­ти­че­ская проблема».

Разу­ме­ет­ся, это — поли­ти­че­ская про­бле­ма, воз­мож­но, даже глав­ная поли­ти­че­ская про­бле­ма XX века. Этот аспект я созна­тель­но не рас­смат­ри­ваю. Тем более что это и в огром­ной сте­пе­ни эко­но­ми­че­ская про­бле­ма. Если выра­зить её на обыч­ном язы­ке (а он все­гда бли­же к сути дела): бед­ный кли­ент — пло­хой кли­ент. Если боль­шин­ство поку­па­те­лей какой-то фир­мы пло­хие кли­ен­ты, то и сама фир­ма пло­хая, несо­лид­ная, рас­ту­щая из года в год, но лишь пото­му, что ей гро­зит крах. Никто тогда не уди­вит­ся тому, что в один пре­крас­ный день такая фир­ма дей­стви­тель­но потер­пит крах.

У раз­би­то­го коры­та. Худож­ни­ки Кукры­ник­сы. 1942 год

Имен­но поэто­му сле­ду­ет сего­дня задать вопрос: как мож­но «по-фор­дов­ски» эко­но­ми­че­ски пере­стро­ить коло­ни­а­лизм? Для это­го суще­ству­ют три мыс­ли­мых мето­да, все они в том или ином виде уже предлагались.

Во-пер­вых, мож­но ого­во­рить зна­ме­ни­тые terms of trade, то есть доро­же, чем ныне, опла­чи­вать про­из­во­ди­мые в недо­раз­ви­тых стра­нах про­дук­ты, в первую оче­редь сырье­вые ресур­сы. Речь идёт о ста­би­ли­за­ции цен на сырьё, что поз­во­ли­ло бы выво­зя­щим его стра­нам не толь­ко выжи­вать, но жить луч­ше и луч­ше, подоб­но тому, как живут вво­зя­щие его стра­ны. Ина­че гово­ря, совре­мен­ный коло­ни­а­лизм мог бы прий­ти к тому же, до чего дошел ста­рый капи­та­лизм: понять, что не толь­ко поли­ти­че­ски, но и эко­но­ми­че­ски выгод­но то, что за рабо­ту пла­тят не насколь­ко мож­но мало, но насколь­ко мож­но мно­го. По это­му пово­ду велись дли­тель­ные пере­го­во­ры (Commodity-agreements) на раз­ных язы­ках, все стра­ны выка­за­ли свою готов­ность. Прав­да, при этом выяс­ни­лось, что в недо­раз­ви­тых стра­нах водят­ся и какие-то совсем недо­раз­ви­тые люди, кото­рые никак не могут понять, поче­му за про­из­во­ди­мую на Ближ­нем Восто­ке нефть пла­тят чуть ли не вдвое мень­ше, чем за добы­ва­е­мую в Теха­се; поче­му вооб­ще при созда­нии «миро­во­го сою­за» сырьё будет поку­пать­ся за бес­це­нок, тогда как цены на про­мыш­лен­ные това­ры оста­нут­ся столь же высо­ки­ми, и так далее. Но всё же все стра­ны в Жене­ве при­шли к согла­сию, и толь­ко одна стра­на была про­тив по «прин­ци­пи­аль­ным сооб­ра­же­ни­ям». Но это­го было доста­точ­но для того, что­бы все эти раз­го­во­ры закон­чи­лись. Ведь имя этой «прин­ци­пи­аль­ной» стра­ны — США.

Во-вто­рых, воз­мож­ны и пря­мые дей­ствия, а имен­но мож­но по-преж­не­му изы­мать при­ба­воч­ную сто­и­мость, но инве­сти­ро­вать её не в высо­ко­раз­ви­тых и бога­тых стра­нах, но на месте, в недо­раз­ви­тых, бед­ных стра­нах. Для это­го мож­но создать какую-нибудь меж­ду­на­род­ную орга­ни­за­цию типа SUNFED. Об этом так­же из года в год и на меж­ду­на­род­ном уровне про­из­но­си­лось нема­ло речей. Толь­ко гово­ри­лось не о том, что раз­ви­тые стра­ны непо­сред­ствен­но при­дут на помощь бед­ным, а о созда­нии неко­е­го меж­ду­на­род­но­го инве­сти­ци­он­но­го фон­да. Нако­нец, после пяти лет иссле­до­ва­ний и речей на кон­фе­рен­ци­ях, согла­си­лись собрать… 250 мил­ли­о­нов дол­ла­ров на все бед­ные стра­ны, да и эту сум­му никак не собе­рут, навер­ное, имен­но пото­му, что она столь незна­чи­тель­на. Да и ныне речи по это­му пово­ду ведут­ся, и не где-нибудь, а в ООН!

В‑третьих, воз­мож­ны пря­мые дей­ствия не на меж­ду­на­род­ном, а на наци­о­наль­ном уровне. Некая высо­ко­раз­ви­тая стра­на может пра­вой рукой изы­мать при­ба­воч­ную сто­и­мость (что все эти стра­ны и дела­ют сего­дня), но левой рукой её воз­вра­щать, даже с неко­то­рой добав­кой, и инве­сти­ро­вать в одну или несколь­ко нераз­ви­тых стран. Если вся при­ба­воч­ная сто­и­мость ухо­дит на это, да ещё с добав­кой, то уже нель­зя гово­рить о коло­ни­а­лиз­ме в при­выч­ном смыс­ле сло­ва. Ведь в таком слу­чае берёт­ся не боль­ше (а то и мень­ше), чем отда­ёт­ся. Если же пере­да­ёт­ся мно­го боль­ше, чем берёт­ся, то такую стра­ну сле­до­ва­ло бы назы­вать «анти­ко­ло­ни­а­лист­ской».

Насколь­ко мне извест­но, этот тре­тий метод прак­ти­ку­ет­ся сего­дня толь­ко дву­мя стра­на­ми, Фран­ци­ей и Англи­ей. При самых высо­ких рас­цен­ках изы­ма­е­мой Фран­ци­ей при­ба­воч­ной сто­и­мо­сти (с учё­том нацен­ки на фран­цуз­ские това­ры, тамо­жен­ные пре­фе­рен­ции и тому подоб­ное) выяс­ня­ет­ся, что каж­дый после­во­ен­ный год Фран­ция инве­сти­ро­ва­ла в свои коло­нии и быв­шие коло­нии в пять — шесть раз боль­ше, чем изы­ма­ла. Хотя соот­вет­ству­ю­щие бри­тан­ские дан­ные извест­ны мне хуже, я всё же могу ска­зать, что Англия дела­ла при­мер­но то же самое.

Если крат­ко оха­рак­те­ри­зо­вать нынеш­нюю ситу­а­цию запад­но­го мира в этом отно­ше­нии, то мож­но ска­зать следующее:

  • оплот «прин­ци­пи­аль­но­го» коло­ни­а­лиз­ма нахо­дит­ся в Вашингтоне;
  • все высо­ко­раз­ви­тые стра­ны явля­ют­ся de facto коло­ни­за­то­ра­ми — за исклю­че­ни­ем Фран­ции и Англии.
Кари­ка­ту­ра из совет­ско­го жур­на­ла «Кро­ко­дил»

Разу­ме­ет­ся, ска­зан­ное мною сле­ду­ет при­ни­мать cum grano salis. Ина­че гово­ря, это шут­ка, но из тех шуток, кото­рые фило­со­фы назы­ва­ют «сокра­ти­че­ской иро­ни­ей» (конеч­но, как все шут­ки, она быва­ет удач­ной или неудач­ной). Но по суще­ству ска­зан­ное мною в докла­де было ска­за­но все­рьёз и с «педа­го­ги­че­ски­ми» целями.

Все­рьёз утвер­жда­лось то, что под­лин­ной про­бле­мой наше­го вре­ме­ни явля­ет­ся не поли­ти­че­ский, но эко­но­ми­че­ский коло­ни­а­лизм. Посколь­ку от поли­ти­че­ско­го коло­ни­а­лиз­ма вооб­ще почти ниче­го не оста­лось, срав­ни­тель­но немно­гие стра­ны и сего­дня живут в усло­ви­ях коло­ни­аль­но­го «режи­ма». И если из-за это­го могут воз­ник­нуть какие-то мест­ные затруд­не­ния, то весь запад­ный мир от это­го, конеч­но, не рух­нет. Тако­го сор­та коло­ни­а­лизм пере­стал быть миро­вой про­бле­мой. Напро­тив, эко­но­ми­че­ский коло­ни­а­лизм пред­став­ля­ет собой не толь­ко миро­вую про­бле­му, но и гроз­ную опасность.

Все­рьёз гово­ри­лось и о том, что коло­ни­а­лизм вполне воз­мо­жен и без нали­чия коло­ний и все высо­ко­раз­ви­тые инду­стри­аль­ные стра­ны фак­ти­че­ски явля­ют­ся (пусть зача­стую бес­со­зна­тель­но) коло­ни­за­то­ра­ми. Все они полу­ча­ют выго­ды от тех­ни­че­ско­го про­грес­са, дела­ют­ся с каж­дым годом всё бога­че, тогда как отста­лые стра­ны оста­ют­ся на преж­нем месте и с каж­дым годом ста­но­вят­ся (отно­си­тель­но) всё более бедными.

Нако­нец, все­рьёз было ука­за­но и на то, что эту про­бле­му не раз­ре­шить, пока за неё не взя­лись прак­ти­ки хозяй­ствен­ной дея­тель­но­сти. Совре­мен­ный коло­ни­а­лизм столь же насто­я­тель­но нуж­да­ет­ся сего­дня в кол­лек­тив­ном «Фор­де», как нуж­дал­ся во мно­же­стве спон­тан­но воз­ник­ших «Фор­дов» ста­рый капи­та­лизм. Я имею в виду тех людей, кото­рые про­из­во­дят для масс и нуж­да­ют­ся в росте поку­па­тель­ной спо­соб­но­сти этих масс, кото­рые созда­ют эту спо­соб­ность, повы­шая по эко­но­ми­че­ским сооб­ра­же­ни­ям зар­пла­ту, не дожи­да­ясь того, что это сде­ла­ет госу­дар­ство по тео­ре­ти­че­ским или поли­ти­че­ским соображениям.

Всё это кажет­ся мне зако­ном сего­дняш­не­го мира. По-гре­че­ски закон — «номос», и речь идёт о номо­се запад­но­го мира, охва­тив­шем всю Землю.

В одном из самых бога­тых мыс­ля­ми и бле­стя­ще напи­сан­ных эссе, какие мне дово­ди­лось читать, древ­не­гре­че­ский номос выво­дит­ся из трёх кор­ней: Брать, Делить и Радо­вать­ся (то есть упо­треб­лять или потреб­лять). Все это кажет­ся мне совер­шен­но вер­ным. Прав­да, древ­ние гре­ки не веда­ли о том, что совре­мен­ный номос обла­да­ет ещё одним, чет­вёр­тым кор­нем, а имен­но — Давать. Тако­во кор­не­ви­ще соци­аль­но-поли­ти­че­ско­го и эко­но­ми­че­ско­го зако­на совре­мен­но­го запад­но­го мира, кото­рое не было доступ­но гре­кам; быть может, пото­му, что они были язы­че­ским народ­цем, но никак не хри­сти­ан­ской державой.

Конеч­но, это не кри­ти­ка про­фес­со­ра Шмит­та, посколь­ку его «Делить» без­услов­но вклю­ча­ет в себя «Давать»; когда всё взять, то при­хо­дит­ся затем рас­пре­де­лять, и одни могут полу­чать лишь после того, как дру­гие отда­ли. Я обра­щу вни­ма­ние толь­ко на то, что эти­мо­ло­ги­че­ски гла­гол «давать» иной раз зву­чит луч­ше, чем гла­гол «брать», несмот­ря на то, что фак­ти­че­ски име­ет­ся в виду совер­шен­но то же самое. Гово­рим же мы, что сами отда­ем нало­ги в каз­ну, а не «у нас их берут».

Сло­ва вооб­ще часто обла­да­ют боль­шим зна­че­ни­ем, чем это при­ня­то счи­тать. В кон­це кон­цов, чело­век отли­ча­ет­ся от живот­но­го имен­но из-за нали­чия язы­ка. И с этой линг­ви­сти­че­ской точ­ки зре­ния наш запад­ный мир выгля­дит дале­ко не луч­шим обра­зом. Ста­рый беру­щий капи­та­лизм, давав­ший мас­сам как мож­но мень­ше, был окре­щён в Рос­сии «соци­а­лиз­мом» (после того как этот капи­та­лизм сде­ла­ли госу­дар­ствен­ным). Но и наш даю­щий капи­та­лизм, предо­став­ля­ю­щий мас­сам как мож­но боль­ше, не нашёл себе ника­ко­го достой­но­го име­ни. Прав­да, он оста­ёт­ся и беру­щим, пока речь идёт о том, что он отби­ра­ет вовне, и тут он назы­ва­ет­ся «коло­ни­а­лиз­мом». Это его имя сего­дня всем извест­но. Сво­е­го име­ни не полу­чил пока новей­ший, даю­щий коло­ни­а­лизм, кото­рый даёт отста­лым стра­нам зна­чи­тель­но боль­ше, чем берёт, — он пока ано­ни­мен. Но мы име­ем дело с едва родив­шим­ся ребён­ком, кото­рый ещё мал, слаб, да и не осо­бен­но кра­сив. Одна­ко, сле­дуя нашим хри­сти­ан­ским обы­ча­ям, его сле­до­ва­ло бы окре­стить — это доволь­но здра­вый обычай.

Будь он поиме­но­ван­ным или нет, номос совре­мен­но­го запад­но­го мира заклю­ча­ет­ся для меня в том, что я, импро­ви­зи­руя, назвал «даю­щим коло­ни­а­лиз­мом». Он явля­ет­ся «зако­ном», а пото­му рань­ше или поз­же все про­мыш­лен­но раз­ви­тые стра­ны ему под­чи­нят­ся. В осо­бен­но­сти это отно­сит­ся к тем стра­нам, у кото­рых нет «коло­ний» (то есть неко­му давать), кото­рые дер­жат­ся беру­ще­го коло­ни­а­лиз­ма в его самой откро­вен­ной фор­ме, при­чём чаще все­го с совер­шен­но спо­кой­ной совестью.


О жиз­ни извест­ных рос­сий­ских эми­гран­тов читай­те на ресур­сах автора:

Что­бы под­дер­жать авто­ров и редак­цию, под­пи­сы­вай­тесь на плат­ный теле­грам-канал VATNIKSTAN_vip. Там мы делим­ся экс­клю­зив­ны­ми мате­ри­а­ла­ми, зна­ко­мим­ся с исто­ри­че­ски­ми источ­ни­ка­ми и обща­ем­ся в ком­мен­та­ри­ях. Сто­и­мость под­пис­ки — 500 руб­лей в месяц.

Читай­те так­же наш мате­ри­ал «Баку­нин про­тив Марк­са. Бит­ва за Интер­на­ци­о­нал».

Поделиться