В первой половине XX века на сцене Большого театра соединились непревзойдённые голоса, которые до сих пор считаются основой и квинтэссенцией российского оперного искусства. В это время в Большом блистают Фёдор Шаляпин и Леонид Собинов. Женские роли также исполняют талантливейшие артистки, имена которых впоследствии будут отождествляться с главными образами лучших мировых опер.
Пробиться на сцену Императорского театра всегда было нелегко, а тем более в начале XX века. Тогда помимо таланта особенно требовались связи. В театральном деле царил бюрократизм. Чтобы попасть на сцену, нужно было заявить о себе высокопоставленному и авторитетному музыкальному деятелю, будь то известный дирижёр, руководитель театра или директор конторы Императорских театров.
Тем не менее многим артисткам удалось стать солистками Большого, не имея в начале карьеры никаких связей. Их путь на сцену Императорского театра полон всевозможных хитросплетений, счастливых случайностей и неожиданных совпадений. Если бы не удача и неустанное упорство артисток, российская оперная сцена никогда бы не могла гордиться «золотым сопрано» Ксении Держинской или Еленой Катульской, прозванной «совестью Большого театра».
VATNIKSTAN рассказывает о пяти оперных певицах, без которых невозможно представить историю российской оперы, и их сложном пути на сцену Большого театра.
Антонина Нежданова — колоратурное сопрано
Путь Антонины Васильевны Неждановой на сцену Большого состоял из счастливых случайностей. Казалось, ничто, кроме голоса, не располагало к карьере оперной певицы.
Антонина Васильевна родилась в семье сельских учителей недалеко от Одессы. Нежданова пошла по стопам родителей: после окончания женской гимназии она преподавала русский и немецкий языки в Одесском городском училище. Жизнь Антонины Васильевны как будто была предопределена: ей оставалось работать в училище и до конца жизни красоваться высоким «стеклянным» голосом лишь на застольных мероприятиях. По прошествии лет, будучи солисткой главного российского театра, Нежданова в воспоминаниях дивилась перевороту в судьбе:
«… из скромной, незаметной учительницы Одесского городского училища я стала артисткой первого театра в России, на его сцене которого выступали тогда Леонид Витальевич Собинов, Фёдор Иванович Шаляпин. Это был точно прекрасный, волшебный сон».
Несмотря на невысокое социальное положение, у Антонины Неждановой были очень неординарные, талантливые и часто обеспеченные друзья. Осенью 1899 года на именинах у семьи Фитингоф Нежданова пела для близкого круга романсы и народные песни. Друзья будущей артистки собирались в путешествие в Москву и Петербург. Антонина Васильевна неожиданно для самой себя заявила, что хотела бы отправиться вместе с ними. Она ещё не подозревала, что поездка станет переломной в её судьбе.
В Петербурге Фитингофы вместе с Неждановой остановились в доме адмирала Сухотина, чья дочь занималась пением у консерваторской преподавательницы. Антонина Васильевна ради интереса отправилась к ней на занятие. Вердикт был безнадёжным: по мнению преподавательницы, у голоса диапазон маленький и силы не хватает, а совмещать карьеру певицы с педагогическими занятиями — невозможно.
Нежданову такая критика не удовлетворила: она любила свой голос и считала себя способной певицей. Антонина Васильевна попытала счастья в Московской консерватории. Там нежданной абитуриентке строго объявили, что срок для поступающих истёк и мест не осталось, что вполне неудивительно для середины октября.
По счастливой случайности Нежданову заметил недавно прибывший из Италии профессор Мазетти. Он провёл вступительное испытание и взял Антонину Васильевну в свой класс, выделив для неё дополнительное место. Так Нежданова стала студенткой Московской консерватории.
Впервые Антонина Васильевна оказалась на сцене Большого театра в 1900 году во время спектакля-экзамена Московской консерватории. Нежданова пела одну из самых сложных партий миссис Форд из оперы «Виндзорские проказницы» Отто Николаи. Весь спектакль состоял из учеников консерватории: хор, солисты, балетная часть и оркестр.
Впервые оказавшись в Большом театре наедине с его необъятным сценическим пространством, Нежданова не могла поверить, что человеческий голос способен охватить его. Из-за колоссальных размеров сцены и зала многим кажется, что артисты вынуждены форсировать вокал, почти кричать, чтобы слова долетали до зрителей на тридцатом ряду. В воспоминаниях Нежданова опровергает этот стереотип. Когда она начала петь на сцене Большого, магия акустики сделала своё дело:
«Ни один звук даже на piano не пропадал».
Творческая жизнь Антонины Васильевны текла наполненно и плодотворно, чего нельзя было сказать о её жизни вне стен театров и консерватории. Нежданова снимала комнату вместе с несколькими другими студентками музыкального училища. Иногда в сырой и промозглой комнате температура опускалась до девяти градусов. Самое ценное богатство оперной певицы — голос. Жить в постоянном страхе заболеть в лучшем случае простудой из-за постоянного холода было невыносимо тяжело и страшно.
В 1902 году Нежданова вновь участвовала в ученической опере на сцене Большого театра. На этот раз поставили «Похищение из Сераля» Моцарта, где Леонид Собинов заметил Антонину Васильевну, исполнявшую партию Констанцы. Теперь можно было считать, что место в Большом Неждановой обеспечено. Тем более она покорила комиссию на пробах сложнейшей арией Антониды из оперы «Иван Сусанин».
Однако свободных вакансий на лирико-колоратурное сопрано в Большом театре не оказалось, и Неждановой отказали. Но и тут помог случай: через два месяца после проб в главном российском театре должна была идти опера «Иван Сусанин», и обе исполнительницы роли Антониды заболели. Дирекция вспомнила про Антонину Васильевну, которая согласилась выручить театр.
Нежданова была бесподобна: ни удушающее волнение, ни шнуры от костюма, развязавшиеся прямо на сцене, никак не повлияли на превосходное исполнение арий. После первого акта из зала раздались крики: «Нежданова, браво!» Они ознаменовали приход на сцену главного российского театра нового мастера и художника мирового уровня. Так Антонина Васильевна пришла на сцену Большого и уже не сходила с неё более 30 лет.
Песня «В поле чистое» в исполнении Антонины Неждановой.
Ксения Держинская — лирико-драматическое сопрано
Дорога Ксении Георгиевны Держинской на сцену Большого театра лежала не только через талант, но и удачные встречи и знакомства с людьми, которые разгладели в ней потенциал одного из лучших российских сопрано.
Держинская родилась в 1889 году в Киеве. Её отец, как и Неждановой, работал учителем: преподавал математику в Городском железнодорожном техническом училище. Так как семья Держинских принадлежала к преподавательской интеллигенции, перед Ксенией Георгиевной открывалось много возможностей для получения превосходного образования в сфере культуры.
К 17 годам будущая артистка имела широкий кругозор, могла блеснуть знаниями о театре, музыке, литературе, живописи. Насыщенная оперная жизнь в Киеве подготовила Держинскую к занятиям музыкой: в 16 лет она стала брать уроки пения.
Будущая артистка влюбилась в оперу в 12 лет, когда на её родину приехали давать спектакль «Евгений Онегин» лучшие певцы Москвы и Петербурга: Леонид Собинов, Аделаида Больска и Леонид Яковлев. Позже Держинская всегда называла Собинова в числе тех, кому она обязана карьерой. Ксения Георгиевна вспоминала:
«Этот вечер решил мою судьбу: приехав домой после спектакля, я тотчас объявила родным о своём намерении посвятить свою жизнь сцене».
Сначала Ксения Георгиевна решила продолжить педагогическую династию: в 18 лет она окончила педагогические курсы и преподавала общеобразовательные предметы. Держинская совмещала работу с занятиями музыкой. Ксении Георгиевне очень хотелось найти настоящего авторитета из мира оперы, чтобы он смог оценить потенциал как певицы, так как её педагог Флора Паш не могла подобрать корректную программу для диапазона голоса Держинской.
Случай представился в 1911 году, когда в Киев с концертной программой приехал Сергей Рахманинов. Ксения Георгиевна встретилась с известным композитором благодаря счастливому стечению обстоятельств: двоюродный брат певицы учёный-музыковед Александр Оссовский передал Рахманинову свою визитку с запиской о просьбе проэкзаменовать Держинскую. Сергей Васильевич согласился и уделил Ксении Георгиевне ровно полчаса. Держинская пела романсы Чайковского и самого Рахманинова, который ей аккомпанировал.
Сергей Васильевич одобрил стремление Держинской стать оперной певицей и помог в её начинаниях. Благодаря содействию композитора Ксения Георгиевна дебютировала на музыкальном утре Русского музыкального общества в Киеве.
Наконец поверив в себя после одобрительного слова Рахманинова, Держинская уехала в Петербург, где занималась со знаменитой певицей и музыкальным педагогом Еленой Осиповной Терьян-Коргановой. Благодаря преподавательнице голос артистки окреп и приобрёл широкий диапазон в рамках лирико-драматического сопрано.
Попасть сразу в главный театр России Держинской не удалось. В марте 1913 года Ксения Георгиевна пришла на пробы к управляющему конторой Московских императорских театров Сергею Обухову. Чиновник высоко оценил способности Держинской, но в театр не принял:
«Идите попойте год-два на другой сцене, приобретите сценический опыт, у нас некому возиться с вами».
Ксения Георгиевна не отчаялась и, последовав совету Обухова, подписала контракт с Сергиевским народным домом, где за четыре месяца спела все основные партии репертуарного драматического сопрано: Марию из «Мазепы» Чайковского, Ярославну из «Князя Игоря» Бородина, Аиду из «Русалки» Даргомыжского и Лизу из «Пиковой дамы». В это время Держинская продолжала работать, как она пишет в письме сестре Татьяне, «не зная времени и усталости». Ксения Георгиевна совершенствовала мастерство у музыкального педагога Матильды Маллингер. Именно ей удалось поставить певице правильное звучание ми, которое долго не давалось Держинской:
«После урока я весь остаток дня просидела дома, не отходя от рояля, и наслаждалась своим ми, которое упорно звучало правильно!»
В декабре 1914 года Ксения Георгиевна блестяще прошла пробы в Большом театре и попала в труппу. Всю творческую жизнь она посвятила главному российскому театру, приобретя титул «золотого сопрано».
Держинская дебютировала на сцене Большого партией Ярославны из оперы Бородина «Князь Игорь». Роль стала одной из визитных карточек певицы: именно в образе величавой русской девы с сильным волевым характером она осталась в памяти зрителей того времени.
Надежда Обухова — меццо-сопрано
Надежда Андреевна Обухова родилась в семье, происходившей из старинного дворянского рода с богатыми культурными корнями. Будущая артистка с детства жила с осознанием творческой идентичности, которая основывалась на рассказах о жизни талантливых предков и развивалась в атмосфере просвещённого интеллигентного общества.
Прадед Надежды Андреевны по матери Евгений Баратынский — поэт пушкинской плеяды. Ключевую роль в становлении музыкальной натуры будущей артистки сыграл дедушка Адриан Семёнович Мазараки, которому поручили воспитание внуков. Мазараки был пианистом и играл Обуховой Бетховена и Шопена, развивая музыкальный вкус внучки. Кроме того, дедушка Надежды Андреевны дружил с Николаем Рубинштейном — пианистом-виртуозом, основателем Московской консерватории. Именно Адриан Семёнович давал юной Обуховой первые уроки нотной грамоты и игры на рояле.
Мазараки воспитывал Надежду Андреевну, её сестру и брата в тамбовской деревне. Обухова вспоминала, что детство в Тамбове сильно повлияло на начало творческого пути:
«Петь я начала с юных лет, сперва русские народные песни, услышанные мной в деревне Тамбовской губернии».
Зиму Надежда Андреевна проводила в Ницце, куда дедушка привозил её с сестрой отдохнуть и оздоровиться. Там она начала заниматься вокалом с Элеонорой Линман, которая считалась лучшей преподавательницей пения в Ницце. Впоследствии Обухова поступила в Московскую консерваторию в класс к профессору Мазетти — тому самому, у которого училась Нежданова.
Обухова с блеском окончила консерваторию в 1912 году, и её мечтой, как и всех оперных артисток, был Большой театр. Однако в его труппу Надежду Андреевну приняли лишь в 1916 году. Как ни странно, этому помешали обширные связи семьи Обуховых.
Дело в том, что дядя Надежды Андреевны Сергей Трофимович Обухов был назначен управляющим Московской конторой Императорских театров. Должность считалась очень значительной, престижной и налагающей большую ответственность. Сергей Трофимович отказался принимать Надежду в Большой театр, сказав, что это может навредить его репутации: недоброжелатели могли посчитать такой поступок протекцией, использованием служебного положения.
Наконец, в 1916 году Обухову приняли в труппу Большого театра — и сразу же на главные роли. Дебютом на его сцене была партия Полины из оперы «Пиковая дама» Чайковского. В воспоминаниях Надежда Андреевна сравнивала первый выход на сцену Большого с возвращением «в родной дом». Попав в главный российский театр в качестве артистки, Обухова больше никогда не выступала на других сценах.
Надежда Андреевна служила в Большом театре свыше 30 лет, исполнила более 25 партий, каждая из которых — уникальное оперно-художественное воплощение огромного психологического и музыкального масштаба.
Елена Катульская — лирико-колоратурное сопрано
Елена Климентьевна Катульская родилась в Одессе в 1888 году в семье начальника станции «Одесса-Порт». Уже в 17 лет будущая примадонна Большого театра уехала из родного города почти без средств и связей в Петербург — учиться пению. В столице Катульской приходилось тяжело: всё свободное от музыкальных занятий время она посвящала педагогической деятельности — частные уроки были единственным источником заработка, который помогал ей выживать.
Катульская на протяжении всей жизни отличалась несгибаемой волей: ничто не могло заставить её сдаться. В 1907 году Елена Климентьевна поступила в Петербургскую консерваторию. Через год произошёл случай, перевернувший её жизнь: на консерваторском спектакле, где она исполняла одну из главных партий, Катульскую заметил директор Императорских театров Владимир Аркадьевич Теляковский.
Катульская с отличием окончила консерваторию и по протекции Теляковского превосходно дебютировала на сцене Мариинского театра в 1909 году в партии Лакме из одноимённой оперы Лео Делиба.
Но этого было недостаточно для полной реализации на сцене Императорского театра. В то время самым необходимым критерием для участия в спектаклях было признание главного дирижёра, которое молодой артистке заслужить было практически невозможно. И дело даже не в таланте и опыте, а в «засилье корифеев» на императорских сценах. Все лучшие роли отдавались признанным исполнителям, которые держались за них мёртвой хваткой. Новоприбывшие актёры годами ждали возможности заявить о себе.
Катульской повезло: главный дирижёр Мариинского театра Эдуард Направник заметил молодую артистку на репетиции, где она подменяла одну из исполнительниц главных ролей. Елене Климентьевне начали давать роли, и даже если они были небольшими, талантливое исполнение всегда выдвигало Катульскую в зрительские фавориты. Однако артистке хотелось большего: на сцене императорского столичного театра была жестокая конкуренция, подпитываемая бюрократизмом, которая не давала певице возможности полноценно совершенствоваться в опере. Несмотря на известность и признание, Елена Климентьевна всё ещё крайне редко выступала на сцене.
В 1911 году Катульская приехала на гастроли в Москву, где влюбилась в Большой театр. Её впечатлил аскетичный художественный быт Большого, неподдельная искренность публики, искусное мастерство главного дирижёра Вячеслава Ивановича Сука. В 1913 году певица окончательно перешла на сцену Большого, решившись связать с ним последующую творческую жизнь.
Елена Климентьевна была солисткой главного российского театра 33 года. За это время она исполнила на его сцене 46 партий благодаря грандиозному диапазону голоса, простиравшемуся от лирико-колоратурного до лирико-драматического сопрано. За горячую преданность чистому оперному искусству соратники по Большому дали Катульской прозвище — «совесть Большого театра».
Мария Максакова — меццо-сопрано
У Марии Петровны Максаковой (урождённая Сидорова) было, пожалуй, самое невыгодное положение для успешной карьеры оперной певицы. Её семья не обладала ни большим состоянием, ни знатным происхождением, ни обширными связями.
Мария Максакова родилась в 1902 году в Астрахани. Отец был саратовским мещанином, а мать происходила из крестьян Вятской губернии. Отец умер рано, и, чтобы помочь семье, Мария Петровна пошла петь в церковный хор — так начался её путь к Большому театру.
Максакова вспоминала, что музыка даже в десятилетнем возрасте, когда юная певица поступила в хор, давалась легко:
«Нотной грамоте я выучилась сама. Для этого я дома на стенке написала гамму и зубрила её по целым дням. Через два месяца я считалась знатоком нот, а ещё через некоторое время имела уже „имя“ хориста, свободно читающего с листа».
Октябрьская революция дала начинающей певице возможность поступить в музыкальное училище по классу рояля, так как образование стало бесплатным. Максакова отдавала музыке всю себя, старалась впитать каждое слово преподавателя, каждую гамму и ноту:
«Музыку я очень любила. Бывало, услышу, идя по улице, как кто-то играет гаммы, останавливаюсь под окном и часами слушаю, пока меня не прогонят».
Затем Максакова поступила в труппу Астраханской оперы. До этого юная певица ни разу не смотрела спектаклей, тем более оперных, и попасть в труппу ей удалось исключительно благодаря таланту и упорной учёбе.
Первым заданием, которое поручили Максаковой, было выучить партию Ольги из оперы Чайковского «Евгений Онегин». Как только Максакова начала получать оклад, другие артистки негодовали. Они обвиняли певицу в дилетантстве и сценическом невежестве, указывая на её несуразность и скованность на выступлениях. Действительно, у Максаковой совсем не было сценического опыта: она плохо представляла, как нужно вести себя во время спектакля. Мария Петровна поехала совершенствовать мастерство в Петроград. Однако отсутствие связей и гимназического образования сильно подвело: певицу не приняли.
Мария Петровна вернулась в Астрахань, где её педагогом стал Максимилиан Карлович Максаков — управляющий труппой, за которого артистка в скором времени вышла замуж. Именно он сделал из неотёсанного таланта Марии Петровны драгоценный алмаз. Максимилиан Карлович был прекрасным любящим мужем и вместе с тем самым строгим критиком для жены. Максакова вспоминала о временах первых выступлений:
«С утра меня ждала работа, потом спектакль, вечером — слёзы. Максимилиан устраивал полный разбор моего исполнения и нагоняй за все ошибки… Ежедневно».
Максимилиан Карлович настолько филигранно отточил искусство жены, что через три года артистку пригласили в труппу Большого театра. Первое появление на его сцене случилось в образе Амнерис из оперы «Аида» Джузеппе Верди.
Мария Максакова пришла в Большой театр в период его наивысшего расцвета — в 1923 году. Она легко влилась в труппу театра, наполненного артистами, уже успевшими получить всеобщее признание. Максакова училась и работала вместе с Неждановой, Собиновым, Обуховой, Степановой, Катульской. Она играла в спектаклях режиссёра Владимира Аполлоновича Лосского под дирижёрской палочкой Вячеслава Сука.
Вскоре благодаря неутомимой работе над голосом и сценическим мастерством Мария Петровна оказалась на одном пьедестале с теми, на кого равнялись в начале своего пути. Максакова прослужила на сцене Большого театра 26 лет и получила три Сталинских премии первой степени.
Читайте также «Театр-коммуна, режиссёрский диктат и запрещённая пьеса: как зарождался МХТ».