Девять фильмов о русских бунтах

Все мы зна­ем, что ска­зал наш вели­кий Алек­сандр Сер­ге­е­вич Пуш­кин о недо­воль­стве рус­ско­го наро­да, в одной фра­зе уло­вив всю суть это­го явления:

«Не при­ве­ди Бог видеть рус­ский бунт, бес­смыс­лен­ный и беспощадный!»

Вели­кий поэт, кро­ме «Капи­тан­ской доч­ки», оста­вил мас­штаб­ный исто­ри­че­ский труд — «Исто­рию Пуга­чёв­ско­го бун­та», кото­рая заслу­жи­ва­ет про­чте­ния не мень­ше пове­сти из 8‑го клас­са шко­лы. В этом явле­нии Пуш­кин разо­брал­ся не хуже мужей из Академии.

Что же до бун­та, мне боль­ше нра­вит­ся дру­гая цита­та, Брюсова:

«Что зна­чит бунт? — Нача­ло жиз­ни новой.
Объ­ято небо поло­сой багровой,
Кровь метит вол­ны воз­му­щён­ных рек.
Вели­ким днём в века прой­дёт наш век,
Кру­шит он яро скре­пы и основы,
<…>
На всех моги­лах про­рас­тут цветы.
Пусть паш­ни чёр­ны; веет ветер горний;
Поют, поют в зем­ле свя­тые корни, —
Но пер­вой жат­вы не уви­дишь ты!»

И прав­да, бунт в Рос­сии — это все­гда раз­ру­ши­тель­но и губи­тель­но, кро­ва­во и сти­хий­но, берём мы вос­ста­ние в Тве­ри 1327 года про­тив мон­голь­ской дани или столк­но­ве­ния в Ново­чер­кас­ске в 1962 году. Поня­тия ком­про­мис­са, «круг­ло­го сто­ла», диа­ло­га бун­та­рей и вла­сти нам неве­до­мы и по сей день, мы стра­на стра­стей и край­но­стей, где в слу­чае бун­та одна сто­ро­на долж­на побе­дить, а вто­рая — быть уни­что­же­на. Побе­ди­тель полу­ча­ет всё.

Воз­мож­но, поэто­му вос­став­шие были столь отваж­ны и шли до кон­ца, пони­мая, что в слу­чае пора­же­ния едва ли их позо­вут на Зем­ский собор или в Сенат. Ноты отча­я­ния — это клю­че­вая пар­тия всех бун­тов, но вме­сте с тем это и глас гне­ва заби­то­го кре­пост­ным пра­вом тру­же­ни­ка, про­сто­го рабо­че­го ураль­ско­го заво­да или каза­ка, гне­ва пра­вед­но­го и искрен­не­го, жёст­ко­го и гру­бо­го, но понят­но­го царям.


«Минин и Пожарский» (1939)

Нака­нуне вой­ны СССР всё боль­ше чув­ство­вал, как важ­на любовь к оте­че­ству — не к соци­а­лиз­му и миро­вой рево­лю­ции, а к Родине, тем «трём берёз­кам», о кото­рых потом напи­шет Симо­нов. Отвер­же­ние ста­ро­го насле­дия сме­ни­лось любо­вью к рус­ской куль­ту­ре и нашим исто­кам. Сюжет о наро­де, кото­рый сам собрал­ся да и изгнал поля­ков, стал как нико­гда актуа­лен. Поль­ша очень раз­дра­жа­ла Ста­ли­на в те годы.

Этот фильм — насто­я­щий блок­ба­стер тех лет, пора­жа­ет и каче­ство съё­мок, и мас­штаб баталь­ных сцен. Идея про­ста: когда власть царя сла­ба, когда дво­ряне про­да­лись поля­кам, имен­но кре­стьяне и посад­ские люди не ста­ли ждать чуда, а про­ло­жи­ли доро­гу к сво­бо­де зем­ли предков.


«Емельян Пугачёв» (1978)

«Вор и раз­бой­ник Емель­ка Пуга­чёв», чьё имя было выма­ра­но и не упо­ми­на­лось до самой смер­ти импе­ра­три­цы Ека­те­ри­ны, а после счи­та­лось сино­ним раз­боя и жесто­ко­сти. Как писа­ла матуш­ка-импе­ра­три­ца в пись­ме Вольтеру:

«Мар­киз Пуга­чёв, о кото­ром вы сно­ва пише­те в пись­ме от 16 декаб­ря, жил как зло­дей, и окон­чил свою жизнь трусом».

В совет­ское вре­мя Пуга­чёв ста­но­вит­ся одним из глав­ных геро­ев после наро­до­воль­цев и Гер­це­на. Во-пер­вых, это самое круп­ное вос­ста­ние Рос­сий­ской импе­рии по обла­сти, заня­той бун­тов­щи­ка­ми. Во-вто­рых, Пуга­чёв высту­пал за тру­до­вой народ, шёл дать кре­стья­нам волю, жёг усадь­бы помещиков.

Фильм в двух сери­ях рас­ска­зы­ва­ет о ста­нов­ле­нии Еме­лья­на Ива­но­ви­ча как лиде­ра вос­ста­ния, как он создал миф о «чудес­но спас­шем­ся царе Пет­ре Фёдо­ро­ви­че». Народ пой­дёт за царем, что дару­ет им «волю общую и еди­ную, для бари­на и мужи­ка», но про­иг­ра­ет злой и под­лой Кате­рине. Он хотел сча­стья народ­но­го, его пре­да­ли, но в памя­ти людей он остал­ся героем.


«Стенька Разин (Понизовая вольница)» (1908)

Пер­вый рус­ский худо­же­ствен­ный фильм, пер­вая исто­ри­че­ская коме­дия, ещё немая. Газе­ты тогда писа­ли об огром­ных оче­ре­дях за биле­та­ми на сеанс, об ажи­о­та­же и фуро­ре неслы­хан­ных мас­шта­бов. Глав­ное свет­ское собы­тие Петер­бур­га 1908 года, показ филь­ма сопро­вож­дал­ся пени­ем пес­ни о Стень­ке, напи­сан­ной Миха­и­лом Иппо­ли­то­вым-Ива­но­вым. Так что хотя зву­ко­во­го сопро­вож­де­ния нет, пес­ня за кад­ром при­ят­но уди­вит вас качеством.

Как вы зна­е­те, в немом кино играть гораз­до слож­нее: нуж­но чёт­ко доно­сить эмо­ции и пово­ро­ты сюже­та, не полу­чит­ся быть оди­на­ко­вым вез­де. Каза­кам и Стень­ке это уда­лось, жеста­ми и мими­кой они доно­сят палит­ру чувств. А как за борт эпич­но летит княж­на! Это невероятно!


«Степан Разин» (1939)

Народ­ные герои в чести у совет­ской вла­сти, хоть они и не были созна­тель­ны­ми марк­си­ста­ми. Види­мо, их счи­та­ли пред­те­чей совет­ской вла­сти. Про­стой чело­век, что встал про­тив поме­щи­ков, пра­виль­но мыс­лил, а зна­чит — наш, ком­му­нист! Сто­ит ли удив­лять­ся, что в 1919 году Рази­ну откры­ли памятник?

Вла­ди­мир Ленин на откры­тии памят­ни­ка Сте­па­ну Рази­ну. 1 мая 1919 года
Фото: Н. Тро­шин / РИА Новости

Что же до Рази­на, то в филь­ме будет рас­ска­за­на исто­рия пре­вра­ще­ния раз­бой­ни­ка Стень­ки в лиде­ра наро­да, заму­чен­но­го побо­ра­ми и пода­тя­ми. «Горе­сти ваши — мои, ваша судь­ба — моя. Зем­ля будет нашей — каза­чьей и кре­стьян­ской», — такую речь про­из­не­сёт он и пове­дёт в бой. Под­лые пре­да­те­ли сда­ли его боярам, но он вынес пыт­ки и казнь. «Живу не вашей я радо­стью, царё­вы дья­во­лы», — мани­фест бор­ца за рус­ский народ.


«Салават Юлаев» (1941)

Совет­ская куль­ту­ра была мно­го­на­ци­о­наль­ной, под­чёр­ки­ва­лось раз­но­об­ра­зие куль­тур. В дет­ских садах, напри­мер, были книж­ки-рас­крас­ки с наци­о­наль­ны­ми наря­да­ми 15 рес­пуб­лик и наци­о­наль­ных авто­но­мий. В шко­ле дети чита­ли пере­вод­ные пове­сти Семё­на Лип­ки­на о кир­ги­зах, кал­мы­ках, тата­рах и баш­ки­рах, позна­вая куль­ту­ры дру­гих чуж­дых наро­дов. В целях повы­ше­ния куль­тур­ной эру­ди­ции «Союз­дет­фильм» в 1941 году создал фильм о Сала­ва­те Юлаеве.

Воин и поэт, бун­тарь и бога­тырь баш­ки­ров, он при­нял прав­ду Пуга­чё­ва, встал за него вме­сте с рабо­чи­ми заво­дов. И неваж­но, что он баш­ки­рец и маго­ме­та­нин, прав­да у наро­да одна, вера в волю для всех тру­же­ни­ков. Он най­дёт свою любовь, ста­нет отцом, уйдёт непо­беж­дён­ным и про­жи­вёт аж до 1800 года.


«Гулящие люди» (1988)

«Вста­вай­те, люди рус­ские!» — пес­ня из филь­ма «Алек­сандр Нев­ский» посвя­ще­на защи­те оте­че­ства. Но рус­ский люд, дове­дён­ный до отча­я­ния, вста­вал не толь­ко про­тив ино­зем­но­го вра­га, но и про­тив эли­ты стра­ны. Гово­ря о покор­но­сти и о том, что Рос­сия — «тыся­че­лет­няя раба», лите­ра­то­ры забы­ва­ют, что XVII век был «бун­таш­ным», что вос­ста­ния слу­ча­лись не толь­ко в Сму­ту, но каж­дое деся­ти­ле­тие про­тив вла­стей вста­ва­ли кре­стьяне, каза­ки, посад­ский люд и ста­ро­ве­ры, стрель­цы и пуш­ка­ри. Такие вот «рабы» жили на рус­ской земле.

При­чи­нам бун­тов посвя­щён фильм «Гуля­щие люди». Монах Таи­сий пове­дал стрель­цу Семё­ну о вере сво­ей в волю народ­ную, о неве­рии в Нико­на, пат­ри­ар­ха, одер­жи­мо­го лишь често­лю­би­ем и амби­ци­я­ми. Искать прав­ду Семён пой­дёт к лихим каза­кам да холо­пам бег­лым, бро­сив карье­ру при дво­ре. Бун­то­вать он будет до послед­не­го вздо­ха, не най­дя прав­ды, пой­дёт по миру покой искать. Веч­ная наша рус­ская беда — где прав­ду най­ти да упра­ву на бояр. До бога высо­ко, до царя далеко.


«Русский бунт» (1999)

Совре­мен­ное про­чте­ние «Капи­тан­ской доч­ки» с тек­стом авто­ра. Шикар­ная игра Маш­ко­ва (Пуга­чёв) и Мако­вец­ко­го (Шваб­рин). Школь­ная клас­си­ка ожи­ва­ет на экране, дуэ­ли и любовь, пре­да­тель­ство и честь. Как все­гда: измен­ник будет нака­зан, а прав­да побе­дит. Пётр и Маша будут вместе.

Минус филь­ма — пло­хая игра глав­ных актё­ров на ролях Пет­ра Гри­нё­ва и Маши Миро­но­вой. Им не уда­лось пере­дать слож­ность харак­те­ров, это боль­ше похо­дит на КВН или школь­ную пье­су. Чего не ска­жешь о Пуга­чё­ве — он и добр, и жесток, и силён, и слаб, и храбр, и трус­лив. Он сам рус­ский народ как есть, дол­го запря­га­ет, но едет быст­ро и ино­гда по трупам.


«Борис Годунов» (1986)

Непра­вед­ная власть — про­кля­тие любо­го пра­ви­те­ля. На кро­ви не постро­ить сча­стья нико­му, зна­ли это и наши цари. Бори­с­ка Году­нов, что бед­ный дво­ря­нин-оприч­ник, забрав­ший власть при сла­бом царе Фёдо­ре, пой­дёт на всё, что­бы шап­ку Моно­ма­ха обре­сти. Не оста­но­вил­ся он и перед кро­вью ребён­ка, но грех пре­сле­ду­ет его и ожи­ва­ет как Лже­д­мит­рий. Само­зва­нец стал его кош­ма­ром и рас­пла­той, нис­по­слал Гос­подь голод, за Лже­д­мит­рия пошёл про­стой люд. Но, как не зама­ли­вай ты грех, а за всё надо пла­тить, как не про­кли­най вра­га, но не все­си­лен ты и настиг­нет то, что суждено.

Текст Пуш­ки­на соблю­дён без ого­во­рок, атмо­сфе­ра Сму­ты тоже. Откро­вен­ную ложь най­ти тут труд­но, но луч­ше не искать, а вос­хи­щать­ся игрою Сер­гея Бон­дар­чу­ка. Году­нов в его испол­не­нии — греш­ник, кото­рый осо­знал, что сде­лал, кото­ро­го настиг­ла совесть, а это страш­нее болез­ни. Мыс­ли не деть нику­да, и грех твой перед тобою будет наве­ки, пожи­рая изнут­ри стра­хом наказания.


«Огнём и мечом» (1999)

Супер­блок­ба­стер и самый доро­гой фильм в поль­ском кине­ма­то­гра­фе рубе­жа веков (24 млн зло­тых). Режис­сер Ежи Гоф­ман создал луч­шую экра­ни­за­цию кни­ги Сен­ке­ви­ча всех вре­мён и наро­дов. Поль­ские, рус­ские и укра­ин­ские актё­ры погру­жа­ют вас в эпо­ху Запо­рож­ской Сечи, храб­рых каза­ков и вос­ста­ния наро­да за пра­ва, а панов — за любовь. Поют народ­ную поль­скую пес­ню «Хей, Соколы»:

Вина, вина, вина дайте
А как помру — поминайте,
Где зелé­на Украина,
Где живéт моя дивчина.

Исто­ри­че­ская досто­вер­ность рома­на и сери­а­ла, конеч­но, под сомне­ни­ем — князь Виш­не­вец­кий, отли­чав­ший­ся в реаль­ной жиз­ни осо­бой жесто­ко­стью, здесь пред­став­лен храб­рым рыца­рем и набож­ным като­ли­ком. Если вы не чита­ли кни­ги, то сове­тую посмот­реть сери­ал, он помо­жет понять поль­ский взгляд на Хмель­ниц­ко­го и Сечь, Укра­и­ну и Рос­сию тех лет, сло­мать сте­рео­ти­пы учеб­ни­ков. Пре­крас­ная игра Бог­да­на Ступ­ки и Анджея Севе­ри­на, да и Домо­га­ров тоже хорош!


Читай­те так­же «Десять песен о рабо­чих: от бур­ла­ков до рэпе­ров»

Поделиться