Атя-тя-тя-тя-тя! Тюрьма и зона в советском кино

Счи­та­ет­ся, что из-за цен­зу­ры в совет­ском кине­ма­то­гра­фе прак­ти­че­ски отсут­ство­ва­ла тема зоны и сидель­цев. До пере­строй­ки в оте­че­ствен­ный про­кат в основ­ном попа­да­ли лен­ты вро­де «Вок­за­ла для дво­их», где лагер­ный быт осве­щён эпи­зо­дич­но. Во вто­рой поло­вине 1980‑х годов на экра­ны выхо­ди­ли более откро­вен­ные кар­ти­ны, кото­рые демон­стри­ро­ва­ли тём­ную сто­ро­ну жиз­ни заключённых.

VATNIKSTAN рас­ска­зы­ва­ет, насколь­ко ради­каль­но менял­ся тюрем­ный жанр, начи­ная с без­обид­ных «Джентль­ме­нов уда­чи» и закан­чи­вая шоки­ру­ю­щим для совет­ско­го зри­те­ля «Бес­пре­де­лом», и поче­му неко­то­рые режис­сё­ры реши­ли взять­ся за такую неод­но­знач­ную и слож­ную тематику.


«Джентльмены удачи» (1971)

Пожа­луй, пер­вым филь­мом, где зонов­ские поряд­ки и блат­ная тема­ти­ка пока­за­ны явным обра­зом, ста­ли «Джентль­ме­ны уда­чи». Режис­сёр кар­ти­ны Алек­сандр Серый сам отси­дел несколь­ко лет. Серый уда­рил молот­ком по голо­ве зна­ко­мо­го по име­ни Вита­лий из рев­но­сти к воз­люб­лен­ной. Суд при­го­во­рил Алек­сандра Ива­но­ви­ча к вось­ми годам заклю­че­ния, через четы­ре года Серый осво­бо­дил­ся досроч­но. Вита­лий остал­ся инва­ли­дом, а девуш­ка, Мари­на Око­по­ва, вышла замуж за Алек­сандра Ивановича.

Пер­во­на­чаль­но идея лен­ты была дру­гой: глав­ным геро­ем был не уго­лов­ник, а созна­тель­ный мили­ци­о­нер. Опе­ра­тив­ник под видом матё­ро­го пре­ступ­ни­ка дол­жен был пере­вос­пи­тать подель­ни­ков бла­го­да­ря сво­е­му авто­ри­те­ту и силе убеж­де­ния. Кон­цеп­цию забра­ко­ва­ли, и сце­на­рий при­шлось пере­де­лы­вать, хотя мысль о пере­вос­пи­та­нии жули­ков оста­лась. «Джентль­ме­ны» мно­гим запом­ни­лись не толь­ко доб­рым юмо­ром, но и попыт­кой пока­зать вза­и­мо­от­но­ше­ния меж­ду пре­ступ­ни­ка­ми в испра­ви­тель­ной коло­нии. Тюрем­ные сце­ны сни­ма­ли в насто­я­щей зоне.

Конеч­но, мно­гие эпи­зо­ды были смяг­че­ны цен­зу­рой. Коме­дия не мог­ла пока­зать насто­я­щий быть совет­ских заключённых.

Инте­рес­ный момент свя­зан со сце­ной, где заве­ду­ю­щий дет­са­дом Трош­кин (Евге­ний Лео­нов) под видом уго­лов­ни­ка Доцен­та запу­ги­ва­ет авто­ри­те­та Нико­лу Питер­ско­го. Даже в этой доб­рой коме­дии есть дели­кат­ные дета­ли, свя­зан­ные с иерар­хи­ей заклю­чён­ных. Напри­мер, фра­за «Деточ­ка! А вам не кажет­ся, что ваше место воз­ле пара­ши?» наме­ка­ет на суще­ство­ва­ние низ­шей касты «опу­щен­ных».

Стран­но выгля­дит диа­лог меж­ду Доцен­том и Васи­ли­ем Али­ба­ба­е­ви­чем, когда послед­не­го глав­ный герой обзы­ва­ет «пету­хом гам­бург­ским». Васи­лий это вос­при­ни­ма­ет спо­кой­но, хотя по воров­ским поня­ти­ям за подоб­ное пола­га­лось «спро­сить». Либо Васи­лий дей­стви­тель­но отно­сил­ся к «опу­щен­ным», либо сце­на­ри­сты не поня­ли, насколь­ко стран­ны­ми и дву­смыс­лен­ны­ми полу­чи­лись руга­тель­ства Доцен­та. В осталь­ном эпи­зод в зоне неболь­шой и не пока­зы­ва­ет всей жиз­ни в заключении.

Суще­ству­ет леген­да, что из-за оби­лия блат­ной тема­ти­ки и кри­ми­наль­но­го жар­го­на были опа­се­ния, что кар­ти­ну запре­тят. Но яко­бы Лео­ни­ду Ильи­чу Бреж­не­ву так понра­вил­ся фильм, что в ито­ге «Джентль­ме­ны» вышли в про­кат. Неиз­вест­но, насколь­ко прав­ди­ва леген­да, учи­ты­вая, что в 1979 году появи­лась кино­кар­ти­на «Опас­ные дру­зья», дей­ствие кото­рой про­ис­хо­ди­ло в испра­ви­тель­ной колонии.


«Опасные друзья» (1979)

По сего­дняш­ним мер­кам «Опас­ные дру­зья» выгля­дят наив­но. Доб­рый и чест­ный началь­ник коло­нии в лице май­о­ра Кали­ни­на видит в зеках не толь­ко про­па­щих людей. Офи­цер пыта­ет­ся досту­чать­ся до каж­до­го и наста­вить на путь истин­ный, что вызы­ва­ет оттор­же­ние у его более кон­сер­ва­тив­ных кол­лег. В это же вре­мя в зону при­бы­ва­ет быва­лый вор Лорд, стре­мя­щий­ся укре­пить свои поряд­ки и про­ти­во­сто­я­щий вли­я­нию майора.

Кар­ти­на инте­рес­на не сколь­ко сюже­том, а пока­зом зонов­ских и воров­ских пра­вил, хоть и в смяг­чён­ном вари­ан­те. Зри­тель узна­ёт о суще­ство­ва­нии «акти­ва» коло­нии, или «крас­ных», — акти­ви­стов из зеков, кото­рые отри­ну­ли ста­рую жизнь и теперь стре­мят­ся к исправ­ле­нию. Зна­чи­тель­ная часть сюже­та посвя­ще­на про­ти­во­сто­я­нию «крас­ных» и сто­рон­ни­ков чёр­ной масти, уго­лов­ни­ков ста­рой закал­ки. Кон­флик­ты реша­ют­ся с помо­щью поно­жов­щи­ны и убийств активистов.

Уго­лов­ник Лорд угро­за­ми и запу­ги­ва­ни­ем вну­ша­ет, что выход из чёр­ной масти один — смерть. Май­ор Кали­нин обе­ща­ет заклю­чён­ным, кото­рые захо­тят жить чест­но, что началь­ство и обще­ство обя­за­тель­но помо­жет вер­нуть­ся в нор­маль­ную жизнь.
Пока­за­ны и поряд­ки блат­ных: отказ рабо­тать и под­чи­нять­ся внут­рен­ним усло­ви­ям коло­нии, рас­пи­ва­ние чифи­ря и упо­треб­ле­ние «кай­фа». В тоже вре­мя «мужи­ки» мог­ли рас­счи­ты­вать и на «покро­ви­тель­ство» Лор­да за плату.

Одна­ко доб­ро, кото­рое посе­ял в серд­цах неко­то­рых заклю­чён­ных май­ор, дало свои пло­ды. Лорд и его помощ­ник обез­вре­же­ны зеком, кото­рый встал на путь истин­ный, кто-то пере­шёл в актив зоны.

Сюжет вышел наив­ным и в неко­то­рым смыс­ле ска­зоч­ным. Зло­дей полу­чил по заслу­гам, зеки живут в чистых и отно­си­тель­но уют­ных поме­ще­ни­ях, «крас­ные» акти­ви­сты пере­вос­пи­ты­ва­ют­ся. Даже кон­фликт меж­ду началь­ни­ком коло­нии и его под­чи­нён­ны­ми выгля­дит мяг­ко и дру­же­ствен­но. Одна­ко «Опас­ные дру­зья» — одна из пер­вых кино­лент СССР, где всё-таки пыта­лись пока­зать буд­ни зоны. Сле­ду­ю­щие филь­мы про тюрь­му вый­дут через десять лет, и тон этих кар­тин будет абсо­лют­но иной.


«Беспредел» (1989)

Конец 80‑х годов для уми­ра­ю­ще­го СССР про­те­кал тяже­ло. Рост пре­ступ­но­сти, алко­го­ли­за­ция насе­ле­ния, рас­про­стра­не­ние нар­ко­ма­нии ста­ли печаль­ной реаль­но­стью. Глас­ность и пере­строй­ка дала воз­мож­ность понять, что тво­рит­ся внут­ри стра­ны. Наи­бо­лее шоки­ру­ю­щие подроб­но­сти граж­дане узна­ли о тяжё­лом поло­же­нии заклю­чён­ных в совет­ских зонах.

Впер­вые об этом рас­ска­зал жур­на­лист Лео­нид Ники­тин­ский, напи­сав­ший очерк в жур­на­ле «Ого­нёк» в 1988 году. Ста­тья назы­ва­лась «Бес­пре­дел» и повест­во­ва­ла о жут­ких вещах: пол­ном бес­пра­вии касты «опу­щен­ных», о заби­тых «мужи­ках», вынуж­ден­ных отда­вать дань блат­ным, без­раз­ли­чии началь­ства тюрем. Для совет­ско­го чело­ве­ка мно­гое в очер­ке выгля­де­ло диким и страшным.

Лео­нид Никитинский

Ста­тья Ники­тин­ско­го впе­чат­ли­ла режис­сё­ра Иго­ря Госте­ва. Игорь Аро­но­вич нико­гда рань­ше не сни­мал филь­мы на тюрем­ную тема­ти­ку, но в кон­це 80‑х годов она ста­но­ви­лась акту­аль­ной как нико­гда ранее. Одна­ко Гостев, тво­рец ста­рой совет­ской шко­лы, не хотел сни­мать типич­ную «чер­ну­ху», харак­тер­ную для пере­строй­ки. Идея режис­сё­ра была бла­го­род­ной — снять фильм-пре­ду­пре­жде­ние и пока­зать, насколь­ко зона дефор­ми­ру­ет чело­ве­ка и уро­ду­ет пси­хи­че­ски. Гостев разыс­кал Ники­тин­ско­го и дого­во­рил­ся, что тот создаст сце­на­рий для фильма.

Съё­моч­ная груп­па про­ве­ла боль­шую под­го­то­ви­тель­ную рабо­ту. Коман­да Госте­ва опра­ши­ва­ла заклю­чён­ных, сотруд­ни­ков зон, опе­ра­тив­ных работ­ни­ков, что­бы луч­ше узнать тюрем­ный мир. Более того, мас­сов­ку игра­ли насто­я­щие зеки, а кар­ти­ну сни­ма­ли в коло­нии стро­го­го режи­ма под Тверью.

«Бес­пре­дел» — уни­каль­ная рабо­та для СССР. Сня­тый на «чер­нуш­ную» тему фильм под­ни­ма­ет важ­ный вопрос: может ли чело­век на зоне оста­вать­ся собой, а не пре­вра­щать­ся в чудовище?

Глав­ный герой Кал­ган, кото­рый пыта­ет­ся улуч­шить свою жизнь, пер­во­на­чаль­но сим­па­ти­зи­ру­ет блат­ным. Он полу­ча­ет ува­же­ние и почёт со сто­ро­ны уго­лов­ни­ков и бла­го­да­ря им ста­но­вит­ся бри­га­ди­ром. Вско­ре Кал­ган зна­ко­мит­ся с наив­ным моло­дым чело­ве­ком Вик­то­ром Мош­ки­ным по про­зви­щу Фила­те­лист, кото­рый сел в тюрь­му за мел­кое дело. Мош­кин, видя бес­пра­вие «мужи­ков» и не пони­мая зонов­ских поряд­ков, пыта­ет­ся изме­нить тюрем­ную жизнь. Одна­ко дея­тель­ность Фила­те­ли­ста вызы­ва­ет недо­воль­ство как «кума», так и уго­лов­ни­ков, кото­рые при помо­щи мани­пу­ля­ции под­став­ля­ют его и «опус­ка­ют».

Кино­лен­та пока­за­ла мно­же­ство непри­гляд­ных момен­тов совет­ских коло­ний. Блат­ные, соблю­дая «воров­ской закон», не рабо­та­ют и под­де­лы­ва­ют отчёт­но­сти. Началь­ник опер­ча­сти, «кум», занят интри­га­ми про­тив тех, кто пыта­ет­ся изме­нить поряд­ки зоны. Лагер­ное началь­ство в прин­ци­пе не пони­ма­ет, что про­ис­хо­дит, и пыта­ет­ся воз­дей­ство­вать на заклю­чён­ных в совет­ском сти­ле — пусты­ми лозун­га­ми и призывами.

 

В филь­ме пока­за­ны типич­ные пред­ста­ви­те­ли зоны. Напри­мер, крас­ный акти­вист Абраш­ка, все­ми сила­ми пыта­ю­щий­ся ско­стить себе срок. Чле­ны «пету­ши­ной касты», несмот­ря на сомни­тель­ный и стран­ный ста­тус, ско­рее выгля­дят как комич­ные пер­со­на­жи. Фра­за «оби­жен­но­го» Мой­до­ды­ра «Мило­сти про­шу к наше­му шала­шу!» ста­ла интер­нет-мемом. Есть и «стре­мя­щи­е­ся» — мел­кий уго­лов­ник Окунь, кото­рый пыта­ет­ся стать частью воров­ско­го сообщества.

Наи­бо­лее тяжё­лой и уни­каль­ной сце­ной для совет­ско­го кине­ма­то­гра­фа выгля­дел эпи­зод с «опус­ка­ни­ем» Фила­те­ли­ста. Эта одна из пер­вых сцен гомо­сек­су­аль­но­го изна­си­ло­ва­ния, пока­зан­ная в СССР.

Несмот­ря на жела­ние режис­сё­ра не сни­мать «чер­ну­ху», выбран­ная тема была такой, что исто­рия полу­чи­лась депрес­сив­ной и пока­зы­ва­ла реа­лии вре­ме­ни. Более того, рабо­та Госте­ва ста­ла хре­сто­ма­тий­ным при­ме­ром, как надо сни­мать филь­мы о зоне. Хотя во мно­гом лен­та полу­чи­ла попу­ляр­ность в кон­це нуле­вых годов бла­го­да­ря мемам про Писто­на — уго­лов­ни­ка, кото­рый изна­си­ло­вал Фила­те­ли­ста, став­ше­го сим­во­лом сек­су­аль­но­го бес­пре­де­ла на зонах.


«Лошади в океане» (1989)

Преж­де чем закон­чить повест­во­ва­ние, вспом­ним ещё один прак­ти­че­ски забы­тый фильм, сня­тый в той же сти­ли­сти­ке, что и «Бес­пре­дел». Рабо­та Нико­лая Гуса­ро­ва «Лоша­ди в оке­ане» вышла прак­ти­че­ски парал­лель­но с «Бес­пре­де­лом», в 1989 году. Сце­на­рий Гуса­ров писал сов­мест­но с Миха­и­лом Коль­цо­вым, чья повесть «За вра­та­ми» послу­жи­ла осно­вой для исто­рии. Коль­цов опи­сал лич­ный опыт, и режис­сёр даже пред­ла­гал ему роль в кино­лен­те. Миха­ил Яко­вле­вич отка­зал­ся, пото­му что не хотел пере­жи­вать слу­чив­ше­е­ся заново.

Мало­лет­ние пре­ступ­ни­ки по жесто­ко­сти ино­гда пре­вос­хо­дят даже матё­рых уго­лов­ни­ков. Сце­на­рий рас­ска­зы­ва­ет о сомни­тель­ной прак­ти­ке под­са­жи­ва­ния в каме­ру к под­рост­кам взрос­ло­го сидель­ца — «бати», выпол­ня­ю­ще­го роль настав­ни­ка. Тако­вым ста­но­вит­ся быв­ший режис­сёр дет­ско­го теат­ра Миха­ил Кост­ров, кото­рый по оши­боч­но­му обви­не­нию попа­да­ет в тюрьму.

Герой, стра­да­ю­щий сла­бым здо­ро­вьем и угро­зой инфарк­та, пыта­ет­ся при­вить вос­пи­тан­ни­кам зако­ны нрав­ствен­но­сти и мора­ли и про­ти­во­сто­ять зонов­ским поня­ти­ям. Одна­ко мно­гие настоль­ко испор­че­ны, что не пред­став­ля­ют иной жиз­ни, кро­ме пре­ступ­ной. Несмот­ря на свои ошиб­ки, Кост­ров всё-таки соби­ра­ет вокруг себя еди­но­мыш­лен­ни­ков, кото­рых пыта­ет­ся научить уму-разуму.

Несмот­ря на жесто­кость мало­ле­ток, фильм пуга­ет атмо­сфе­рой тоталь­но­го раз­ло­же­ния систе­мы. Вос­пи­та­те­ли спра­вед­ли­во нена­ви­дят под­опеч­ных, мало­лет­ки тако­го же мне­ния о над­зи­ра­те­лях. Все пони­ма­ют, что у этих под­рост­ков нет буду­ще­го и они — надви­га­ю­ща­я­ся угро­за. Никто не в состо­я­нии что-то изме­нить, наив­ная вера Кост­ро­ва, что мало­лет­них пре­ступ­ни­ков мож­но пере­вос­пи­тать, раз­би­ва­ет­ся в кон­цов­ке фильма.

Во мно­гом позд­ний совет­ский кине­ма­то­граф сумел пред­ска­зать кри­ми­наль­ную рево­лю­цию 90‑х годов и тоталь­ное рас­про­стра­не­ния тюрем­ной суб­куль­ту­ры на тер­ри­то­рии быв­ше­го СССР. В пост­со­вет­ское вре­мя жанр филь­мов о зоне при­об­рёл дру­гую фор­му и вышел на новый уровень.


Читай­те так­же «Жига­ны: бело­гвар­дей­цы в кри­ми­наль­ном мире пер­вой поло­ви­ны XX века».

Поделиться