«Чёрная Москва» в русской литературе XX-XXI веков

Выду­ман­ный сюжет о горо­де-пере­вёр­ты­ше, образ инвер­си­ро­ван­но­го про­стран­ства не нов для лите­ра­ту­ры — во мно­гих про­из­ве­де­ни­ях авто­ры исполь­зу­ют мотив, когда герои попа­да­ют в фан­та­сти­че­ское отра­же­ние горо­да. В рус­ской лите­ра­ту­ре с нача­ла XX века встре­ча­ет­ся образ пере­вёр­ну­той, «Чёр­ной Моск­вы». Как он воз­ник и что в себе несёт, рас­ска­зы­ва­ет писа­тель Вла­ди­мир Кова­лен­ко, автор рома­нов «Ах Куй», «Из-под ног­тей», «Ничто» и «Ток Ток», а так­же лите­ра­тур­ный обо­зре­ва­тель VATNIKSTAN.

Демон­стра­ция на Крас­ной пло­ща­ди. 1 мая 1931 года. Источ­ник: russiainphoto.ru

Городские мифы

Чело­ве­че­ская циви­ли­за­ция воз­ник­ла вме­сте с горо­да­ми. Имен­но появ­ле­ние город­ских посе­ле­ний ста­ло чер­той, за кото­рой дикое и вар­вар­ское суще­ство­ва­ние людей пере­шло в циви­ли­за­цию. При­чи­ны появ­ле­ния и раз­ви­тия горо­дов до сих пор явля­ют­ся дис­кус­си­он­ной темой в исто­рии, антро­по­ло­гии, социо­ло­гии и мно­гих смеж­ных дис­ци­пли­нах. Но факт оста­ёт­ся фак­том — круп­ные посе­ле­ния спо­соб­ны сосре­до­та­чи­вать чело­ве­че­ские уси­лия и уве­ли­чи­вать эффект от них. Без­услов­но, суще­ство­ва­ли и аль­тер­на­тив­ные спо­со­бы орга­ни­за­ции обществ, напри­мер коче­вые циви­ли­за­ции, но они не выдер­жа­ли кон­ку­рен­ции с осёд­лы­ми обществами.

Одно­вре­мен­но с этим город — это очень насы­щен­ная сим­во­ли­че­ская реаль­ность. В деревне или в селе чело­век боль­ше живёт в про­стран­стве при­ро­ды. В горо­де созда­ёт­ся новая систе­ма, свя­зан­ная не толь­ко с инфра­струк­ту­рой как «искус­ствен­ной при­ро­дой», но и с новой, непри­род­ной реаль­но­стью обра­зов и сим­во­лов. Жизнь горо­жа­ни­на — преж­де все­го рабо­та с сим­во­ла­ми, поэто­му в горо­де пре­об­ла­да­ет раз­ви­тие фило­со­фии, мифо­ло­гии, рели­гии, куль­ту­ры, искус­ства. Из-за искус­ствен­но­го харак­те­ра в горо­де очень важен вопрос гра­ниц; где город закан­чи­ва­ет­ся и где начи­на­ет­ся при­ро­да, где искус­ствен­ное про­стран­ство? В антич­но­сти и в Сред­не­ве­ко­вье эти темы были свя­щен­ны. Напри­мер, из-за попра­ния гра­ниц горо­да про­изо­шёл леген­дар­ный кон­фликт Рому­ла и Рема, в ходе кото­ро­го один брат убил другого.

Город рас­по­ла­га­ет­ся в тро­ич­ной мат­ри­це. Во-пер­вых, это кли­мат и при­род­ные усло­вия: реки, озё­ра, горы, хол­мы. Вто­рая пере­мен­ная — это искус­ствен­ная инфра­струк­ту­ра: доро­ги, дома, теат­ры. Тре­тья — это сами люди, их сооб­ще­ства, пове­де­ние, прак­ти­ки, тра­ди­ции. Без каж­дой из состав­ля­ю­щих невоз­мож­но пред­ста­вить себе боль­шое чело­ве­че­ское поселение.

Но такая же тро­ич­ная мат­ри­ца при­ме­ни­ма к горо­ду и в дру­гом изме­ре­нии — он суще­ству­ет под зем­лёй, на зем­ле и над зем­лёй. Под ули­ца­ми рас­по­ла­га­ют­ся ката­ком­бы, про­но­сят­ся поез­да мет­ро, по тру­бам течёт вода. На ули­цах ходят люди, ездят маши­ны и авто­бу­сы, шумят кафе. Над этим взды­ма­ют­ся небо­скрё­бы, жилые дома, выш­ки и баш­ни. С тре­мя изме­ре­ни­я­ми жиз­ни горо­да свя­за­на как свет­лая леген­да о горо­де, его пози­тив­ный образ, так и тём­ная леген­да о горо­де, образ негативный.

Ста­ни­слав Гурин очень мет­ко пере­дал это в ста­тье о мета­фи­зи­ке городов:

«Итак, про­стран­ство горо­да харак­те­ри­зу­ет­ся все­ми свой­ства­ми свя­щен­но­го про­стран­ства: име­ют­ся сакраль­ный центр, пери­фе­рия, свя­щен­ная огра­да. Город Жиз­ни — это боже­ствен­ное тело, свя­щен­ный город — это город-храм, вхож­де­ние в город — при­об­ще­ние к сакраль­но­му. Одна­ко есть и дру­гой аспект фено­ме­но­ло­гии горо­да. Камен­ный город — это цар­ство Змея, мёрт­вый город, цар­ство смерти»[1].

У каж­до­го горо­да есть две леген­ды. Напри­мер, есть бли­ста­тель­ный, лет­ний тури­сти­че­ский Петер­бург и мрач­ный, зим­ний Петер­бург дво­ров-колод­цев. Эти леген­ды отра­жа­ют­ся в образ­но­сти наци­о­наль­ных лите­ра­тур. Пра­ро­ди­те­лем очень важ­но­го, доре­во­лю­ци­он­но­го сто­лич­но­го мифа ста­ла поэ­ма «Мед­ный всад­ник», дав­шая нача­ло мисти­че­ско­му пони­ма­нию Север­ной сто­ли­цы. Миф о Петер­бур­ге — воз­ник­шие о его осно­ва­нии пре­да­ния и леген­ды. Белин­ский ещё в 1845 году в рабо­те «Петер­бург и Москва» писал:

«О Петер­бур­ге при­вык­ли думать, как о горо­де, постро­ен­ном даже не на боло­те, а чуть ли не на воз­ду­хе. Мно­гие не шутя уве­ря­ют, что это город без исто­ри­че­ской свя­ты­ни, без пре­да­ний, без свя­зи с род­ною стра­ною, город, постро­ен­ный на сва­ях и на расчёте»[2].

Суще­ству­ет даже поня­тие «петер­бург­ский текст», выдви­ну­тое в 1970‑х годах ака­де­ми­ком Вла­ди­ми­ром Топо­ро­вым. Петер­бург­ский текст, по его утвер­жде­нию, «это некий син­те­ти­че­ский сверх­текст, с кото­рым свя­зы­ва­ют­ся выс­шие смыс­лы и цели. Толь­ко через этот текст Петер­бург совер­ша­ет про­рыв в сфе­ру сим­во­ли­че­ско­го и про­ви­ден­ци­аль­но­го» [3].

Петер­бург­ский текст — не уни­каль­ное явле­ние. Очень часто в лите­ра­ту­ре город высту­па­ет дей­ству­ю­щим пер­со­на­жем. Как отме­ча­ет Алё­на Еременко:

«Но лите­ра­тур­ный город име­ет свой­ство «втор­гать­ся» из тек­ста в жизнь и вли­ять на вос­при­я­тие горо­да реаль­но­го и даже на дей­ствия людей в пространстве»[4].

Здесь мож­но вспом­нить не толь­ко Петер­бург Досто­ев­ско­го или Моск­ву Бул­га­ко­ва, но и Дуб­лин Джой­са, Париж Эко или Париж Кор­та­са­ра и мно­го дру­гих горо­дов, став­ших лите­ра­тур­ны­ми героями.

Петер­бург­ский миф стал одним из стол­пов рус­ской лите­ра­ту­ры, нашед­ший отра­же­ние в про­из­ве­де­ни­ях Гого­ля, Досто­ев­ско­го, Тол­сто­го, Ахма­то­вой, Гуми­лё­ва, Ман­дель­шта­ма, Бло­ка, Андрея Бело­го, Замя­ти­на, Зощен­ко и мно­гих дру­гих. Совсем ина­че дело обсто­ит с Моск­вой. Бла­го­да­ря твор­че­ству сла­вя­но­фи­лов Москва изна­чаль­но вос­при­ни­ма­лась как древ­няя, искон­ная, сакраль­ная сто­ли­ца Рос­сии, пра­во­пре­ем­ни­ца Рима и Визан­тии. Этот образ отра­жа­ет­ся во мно­гих про­из­ве­де­ни­ях рус­ской лите­ра­ту­ры, напри­мер в рабо­тах Миха­и­ла Загос­ки­на Москва вос­при­ни­ма­ет­ся как душа Рос­сии. Одна­ко к XIX веку миф о Москве как Тре­тьем Риме посте­пен­но ушёл.

Всё поме­ня­ли Октябрь­ская рево­лю­ция 1917 года, Граж­дан­ская вой­на и после­ду­ю­щий пере­нос сто­ли­цы. Это пол­но­стью транс­фор­ми­ро­ва­ло оба город­ских мифа: петер­бург­ский и мос­ков­ский. Москва при­об­ре­ла новый ста­тус, вме­сте с чем под­верг­лась гло­баль­ной пере­строй­ке, кото­рая вклю­ча­ла и так назы­ва­е­мую борь­бу с архи­тек­тур­ны­ми изли­ше­ства­ми. Ста­рая, про­вин­ци­аль­ная, узкая, купе­че­ская Москва исчез­ла, на её место при­шла гроз­ная сто­ли­ца Совет­ско­го Сою­за с широ­ки­ми про­спек­та­ми, гран­ди­оз­ны­ми зда­ни­я­ми и высот­ка­ми. Вме­сте с новой ролью и поло­жи­тель­ным ком­му­ни­сти­че­ским обра­зом горо­да при­шёл и новый нега­тив­ный миф о Москве — миф о «Чёр­ной Москве», инвер­си­ро­ван­ной, пере­вёр­ну­той, тём­ной, мисти­че­ской сто­ли­це, кото­рый отра­жён в про­из­ве­де­ни­ях мно­гих авторов.


Сатанинский бал Булгакова

Пер­вым писа­те­лем, сде­лав­шим сто­ли­цу чуть ли не пол­но­цен­ным пер­со­на­жем рома­на, был Миха­ил Бул­га­ков. Поту­сто­рон­ний образ Моск­вы отра­зил­ся в зна­ме­ни­той «мос­ков­ской три­ло­гии»: «Дья­во­ли­а­да», «Роко­вые яйца», «Соба­чье серд­це». Но самым глав­ным про­из­ве­де­ни­ем явля­ет­ся «Мастер и Маргарита».

Миха­ил Бул­га­ков с женой Еле­ной. Январь 1935 года. Источ­ник: russiainphoto.ru

В тек­сте извест­но­го рома­на имен­но Москва выбра­на Волан­дом для посе­ще­ния. При этом, если вспом­нить про­из­ве­де­ние, ино­стран­цу Волан­ду в новой, ком­му­ни­сти­че­ской Москве куда воль­гот­нее и сво­бод­нее, чем её ори­ги­наль­ным, совет­ским жите­лям. Но миф о «Чёр­ной Москве» заклю­ча­ет­ся не толь­ко в выбо­ре сто­ли­цы СССР поту­сто­рон­ни­ми суще­ства­ми для посе­ще­ния. Город име­ет и очень стран­ные атри­бу­ты в романе. Там необъ­яс­ни­мо жар­ко и душ­но: участ­ни­ки МАС­СО­ЛИ­Та стра­да­ют от жары, солн­це нака­ля­ет город и пада­ет куда-то за Садо­вое коль­цо. Сама по себе Москва име­ет стран­ные чер­ты: то она пры­га­ет на геро­ев из-за угла, слов­но фан­та­сти­че­ский пер­со­наж, то слов­но парит в воздухе.

«Эта тьма, при­шед­шая с запа­да, накры­ла гро­мад­ный город. Исчез­ли мосты, двор­цы. Всё про­па­ло, как буд­то это­го нико­гда не было на све­те. Через всё небо про­бе­жа­ла одна огнен­ная нит­ка. Потом город потряс удар. Он повто­рил­ся, и нача­лась гро­за. Воланд пере­стал быть видим во мгле».

При этом Москва в романе посто­ян­но риф­му­ет­ся с не менее мисти­че­ским, зажа­тым в тис­ки Рим­ской импе­рии Иеру­са­ли­мом, где про­ис­хо­дят собы­тия парал­лель­ной вет­ви рома­на, свя­зан­ные с Иешуа Га-Ноцри:

«Горы пре­вра­ти­ли голос Масте­ра в гром, и этот же гром их раз­ру­шил. Про­кля­тые ска­ли­стые сте­ны упа­ли. Оста­лась толь­ко пло­щад­ка с камен­ным креслом. Над чёр­ной без­дной, в кото­рую ушли сте­ны, заго­рел­ся необъ­ят­ный город с цар­ству­ю­щи­ми над ним свер­ка­ю­щи­ми идо­ла­ми над пыш­но раз­рос­шим­ся за мно­го тысяч этих лун садом».

В кон­це рома­на Москва при­ни­ма­ет совсем уж стран­ные чер­ты. Город, ухо­дя­щий вдаль от геро­ев, ска­чу­щих с Волан­дом, пред­ста­ёт как исче­за­ю­щий под зем­лю. Над Моск­вой парят несколь­ко све­тил одновременно:

«Воланд ука­зал рукою в чёр­ной пер­чат­ке с рас­тру­бом туда, где бес­чис­лен­ные солн­ца пла­ви­ли стек­ло за рекою, где над эти­ми солн­ца­ми сто­ял туман, дым, пар рас­ка­лён­но­го за день города».

«Мар­га­ри­та на ска­ку обер­ну­лась и уви­де­ла, что сза­ди нет не толь­ко раз­но­цвет­ных башен с раз­во­ра­чи­ва­ю­щим­ся над ними аэро­пла­ном, но нет уже дав­но и само­го горо­да, кото­рый ушёл в зем­лю и оста­вил по себе толь­ко туман».

Бул­га­ков одним из пер­вых создал миф о тём­ной сто­ли­це СССР, выбран­ную для визи­та демо­ни­че­ски­ми сущ­но­стя­ми, устра­и­ва­ю­щих сата­нин­ские вер­те­пы в обыч­ных квар­ти­рах. Это атри­бу­ти­ро­ва­ние горо­да, выра­зи­тель­ный слог авто­ра, добав­ле­ние нере­аль­ных черт — вро­де несколь­ких све­тил одно­вре­мен­но — откры­ло доро­гу мно­гим дру­гим писа­те­лям и кри­стал­ли­зо­ва­ло тём­ную леген­ду о Москве.


Метафизика Мамлеева

Сле­ду­ю­щим писа­те­лем, кото­рый внёс нема­лый вклад в созда­ние мифа о «Чёр­ной Москве», был Юрий Мамле­ев. Что­бы пол­но­стью опи­сать образ Моск­вы у Мамле­е­ва, при­дёт­ся затро­нуть всю образ­ность авто­ра, а это тре­бу­ет не про­сто отдель­ной ста­тьи, но целой кни­ги. Если попро­бо­вать харак­те­ри­зо­вать твор­че­ство корот­ко, то Мамле­ев опи­сы­вал столк­но­ве­ние реаль­но­го и мета­фи­зи­че­ско­го миров, геро­я­ми его книг ста­но­ви­лись под­поль­ные совет­ские мисти­ки, вур­да­ла­ки, пси­хи, тём­ные сущ­но­сти. Дей­ствие мно­гих про­из­ве­де­ний Мамле­е­ва про­ис­хо­дит имен­но в сто­ли­це, там, где дей­ство­вал зна­ме­ни­тый Южин­ский кру­жок.

«Воз­мож­но, всё про­ис­хо­ди­ло не так или с дру­гим под­тек­стом. Но юро­ди­вень­кие, влюб­лён­ные в себя слуш­ки рос­ли, дока­ты­ва­ясь до самых пота­ён­ных, под­валь­но-мета­фи­зи­че­ских угол­ков Москвы».

Сто­ли­це СССР посвя­щён и роман «Мос­ков­ский гам­бит», в кото­ром так­же опи­сы­ва­ет­ся явле­ние мисти­че­ско­го пер­со­на­жа — неко­е­го маги­че­ско­го гуру — в столицу.

Юрий Мамле­ев

Пре­ди­сло­вие к рома­ну гласит:

«Я смот­рел в его немно­го „отклю­чён­ные“ гла­за, слу­шал нето­роп­ли­вые рас­суж­де­ния по раз­ным „поту­сто­рон­ним“ вопро­сам и верил, что есть Рос­сия Веч­ная в его мамле­ев­ской инто­на­ции, верил, что суще­ству­ет дру­гая Москва в её гро­теск­но-реаль­ном изоб­ра­же­нии, верил, что насту­пит спа­сён­ное Рос­си­ей свет­лое завтра».

Тек­сты Мамле­е­ва напол­не­ны мисти­че­ским удив­ле­ни­ем от Моск­вы, насе­лён­ной самы­ми стран­ны­ми пер­со­на­жа­ми — сата­ни­ста­ми, сек­тан­та­ми, вур­да­ла­ка­ми, каннибалами.

«Дело про­ис­хо­ди­ло в кон­це вто­ро­го тыся­че­ле­тия, в Москве, в под­ва­ле, или, точ­нее, в бро­шен­ном „под­зем­ном укры­тии“ стран­но­ва­то­го дома в рай­оне, рас­ки­нув­шем­ся вда­ли и от цен­тра, и от окра­ин горо­да. Одна­ко окру­жа­ю­щие дома здесь про­из­во­ди­ли впе­чат­ле­ние имен­но окра­и­ны, толь­ко неиз­вест­но чего: горо­да, стра­ны, а может быть, и самой Все­лен­ной. Некий жилец с послед­не­го эта­жа неболь­шо­го дома так и кри­чал, быва­ло: „Мы, ребя­та, живём на окра­ине все­го миро­зда­ния!! Да, да!!“ Мно­гие оби­та­те­ли, осо­бен­но пыль­ные ста­руш­ки, вполне согла­ша­лись с этим».

Сто­ли­ца вто­рит сво­им жите­лям — сама по себе Москва посто­ян­но меня­ет гео­гра­фию, игра­ет с глав­ны­ми геро­я­ми, лома­ет зако­ны вре­ме­ни и пространства.

«Павел, вне ума сво­е­го, схва­тил с вешал­ки чей-то плащ, стук­нул­ся лбом об сте­ну и, мате­рясь, выбе­жал из квар­ти­ры. Спу­стил­ся вниз он стре­ми­тель­но, как буд­то пре­вра­тил­ся в рысь. Выбе­жал на тём­ную ули­цу. Стран­но, совсем рядом ока­зал­ся заху­да­лый зала­пан­ный ларёк, где тол­сту­ха тор­го­ва­ла пивом, — Павел в жиз­ни не видел тако­го обшар­пан­но­го ларь­ка, ведь дело-то было в цен­тре Моск­вы. Двое угрю­мо-весе­лых мужи­ков смот­ре­ли, как доб­ро­душ­ная жир­ная про­дав­щи­ца раз­ли­ва­ет им пиво в стек­лян­ные пол-лит­ро­вые круж­ки. Вдруг Пав­ла захва­ти­ло, ста­ло затя­ги­вать что-то, туда, к ларьку…»

Юрий Мамле­ев отто­чил образ «Чёр­ной Моск­вы», доба­вил ему глу­би­ны и насе­лил мисти­че­скую сто­ли­цу огром­ным коли­че­ством стран­ных и пуга­ю­щих, но запо­ми­на­ю­щих­ся и коло­рит­ных пер­со­на­жей, напри­мер мяс­ни­ка­ми, раз­де­лы­ва­ю­щи­ми чело­ве­че­ские тру­пы с осо­бой любо­вью. Мамле­ев доба­вил к хри­сти­ан­ско­му бул­га­ков­ско­му обра­зу нехри­сти­ан­ской, язы­че­ской мисти­ки, насто­я­ще­го тём­но­го огня, создав глу­бо­кий и мно­го­мер­ный образ.


Побег из Москвы Венички Ерофеева

Дру­гим важ­ным авто­ром, затра­ги­ва­ю­щим эту тему, был Вене­дикт Еро­фе­ев. Москва выне­се­на в заго­ло­вок его само­го зна­ме­ни­то­го про­из­ве­де­ния «Москва — Петуш­ки». Необ­хо­ди­мо ого­во­рить­ся, что текст поэ­мы куда слож­нее, чем может пока­зать­ся на пер­вый взгляд. В нём есть несколь­ко (фило­ло­ги до сих пор спо­рят, сколь­ко точ­но) сло­ёв смыс­ла, кото­рые вклю­ча­ют обиль­ное коли­че­ство рели­ги­оз­ных тем. В тек­сте при­сут­ству­ет вет­хо­за­вет­ный ново­за­вет­ный пласт смыс­лов, а так­же часть, отсы­ла­ю­щая к новой совет­ской граж­дан­ской религии.

Вене­дикт Еро­фе­ев. 1976–1979 годы. Источ­ник: russiainphoto.ru

В кон­тек­сте наше­го раз­го­во­ра это важ­но, пото­му что рели­ги­оз­ные темы про­ти­во­по­став­ля­ют­ся друг дру­гу — ком­му­ни­сти­че­ской про­ти­во­по­став­ля­ет­ся тема ново­за­вет­ная. В этом кон­тек­сте сама модель мира выстра­и­ва­ет­ся как про­стран­ство от Моск­вы до Петушков:

«Во всей зем­ле, от самой Моск­вы и до самых Петуш­ков, нет ниче­го тако­го, что было бы для меня слиш­ком многим…»

Сюжет поэ­мы стро­ит­ся на попыт­ке лири­че­ско­го героя уехать из Моск­вы в рай­ские Петуш­ки. Образ сто­ли­цы сра­зу выво­дит­ся нере­аль­ным: Венич­ка не может уви­деть Кремль — город­ской и поли­ти­че­ский центр 1/6 мира — несмот­ря на то, что обо­шёл всю сто­ли­цу. Петуш­ки же демон­стри­ру­ют­ся как рай­ское место:

«Петуш­ки — это место, где не умол­ка­ют пти­цы, ни днём, ни ночью, где ни зимой, ни летом не отцве­та­ет жас­мин. Пер­во­род­ный грех — может, он и был — там нико­го не тяго­тит. Там даже у тех, кто не про­сы­ха­ет по неде­лям, взгляд без­до­нен и ясен…»

Имен­но в Петуш­ки зазы­ва­ет лири­че­ско­го героя рас­су­док и серд­це еди­ным хором:

«…исчез­ла грань меж­ду рас­суд­ком и серд­цем, и оба в голос мне затвер­ди­ли: „Поез­жай, поез­жай в Петуш­ки! В Петуш­ках — твоё спа­се­ние и радость твоя, поезжай“».

Но попыт­ка убе­жать из Моск­вы обо­ра­чи­ва­ет­ся обма­ном. Венич­ка дове­ря­ет­ся голо­сам анге­лов, кото­рые потом демо­ни­че­ски сме­ют­ся над ним, когда он ока­зы­ва­ет­ся опять в сто­ли­це, кото­рая, соглас­но четы­рёх­част­ной систе­ме, отсы­ла­ю­щей к Еван­ге­лию, сов­па­да­ет с Гол­го­фой [5].

«„Нет, это не Петуш­ки! Петуш­ки Он сто­ро­ной не обхо­дил. Он, уста­лый, почи­вал там при све­те кост­ра, и я во мно­гих душах заме­чал там пепел и дым Его ноч­ле­га. Пла­ме­ни не надо, был бы пепел…“ Не Петуш­ки это, нет! Кремль сиял пере­до мною во всём вели­ко­ле­пии. Я хоть и слы­шал уже сза­ди топот пого­ни, — я успел поду­мать: „Я, исхо­див­ший всю Моск­ву вдоль и попе­рёк, трез­вый и с похме­лю­ги, — я ни разу не видел Крем­ля, а в поис­ках Крем­ля все­гда попа­дал на Кур­ский вок­зал. И вот теперь уви­дел — когда Кур­ский вок­зал мне нуж­нее все­го на свете!..“»

Тём­ный город с пусты­ми подъ­ез­да­ми и стран­ны­ми хто­ни­че­ски­ми сущ­но­стя­ми — вот Москва, куда попа­да­ет Еро­фе­ев в кон­це поэ­мы. Крем­лёв­ская сте­на пред­ста­ёт местом при­не­се­ния жерт­вы и Венич­ка про­из­но­сит фразу:

«Мне не нуж­на дрожь, мне нужен покой, вот все мои жела­ния… Про­не­си, Господь…»

Образ тём­ной Моск­вы в про­из­ве­де­нии Еро­фе­е­ва наи­бо­лее мисти­чен и менее пря­мо­ли­не­ен из всех. Здесь нет опи­са­ний поту­сто­рон­них пер­со­на­жей или явле­ния сата­ны в сто­ли­цу СССР. Поэ­ма Еро­фе­е­ва посвя­ще­на боль­ше попыт­ке малень­ко­го чело­ве­ка, скром­но­го пьян­ству­ю­ще­го интел­лек­ту­а­ла сбе­жать из огром­ной и меха­ни­сти­че­ской систе­мы путём рас­суж­де­ния о Боге. В этой систе­ме Москва и Петуш­ки явля­ют собой два полю­са как реаль­ной, так и вооб­ра­жа­е­мой эми­гра­ции совет­ско­го интеллектуала.


Средневековая чернь. Сорокин

Образ «Чёр­ной Моск­вы» нашёл себя и в рос­сий­ской лите­ра­ту­ре после рас­па­да СССР. Стра­ны не ста­ло, но сто­ли­ца оста­лась на месте — это вызы­ва­ло потреб­ность в новом осмыс­ле­нии её роли и мифа. Конеч­но, такой образ не мог не попасть в твор­че­ство Вла­ди­ми­ра Соро­ки­на. Москва в его твор­че­стве неиз­мен­но центр дико­ва­той, вар­вар­ской Рос­сии, постро­ен­ной на осно­вах управ­ле­ния вре­мен Ива­на Гроз­но­го, как это опи­са­но в «Дне опричника»:

«Не одна голо­ва ска­ты­ва­лась на Лоб­ном месте за эти шест­на­дцать лет, не один поезд уво­зил за Урал супо­ста­тов и семьи их, не один крас­ный петух кука­ре­кал на заре в стол­бо­вых усадь­бах, не один вое­во­да пер­дел на дыбе в Тай­ном При­ка­зе, не одно под­мёт­ное пись­мо упа­ло в ящик Сло­ва и Дела на Лубян­ке, не одно­му меня­ле наби­ва­ли рот пре­ступ­но нажи­ты­ми ассиг­на­ци­я­ми, не один дьяк иску­пал­ся в кру­том кипят­ке, не одно­го послан­ни­ка иноземного».

Вла­ди­мир Соро­кин. Фото Иго­ря Мухи­на. 1985–1989 годы. Источ­ник: russiainphoto.ru

В сбор­ни­ке «Сахар­ный Кремль» автор отво­дит Москве роль сред­не­ве­ко­во­го нище­го город­ка. Москва — сино­ним все­го отста­ло­го и мра­ко­бес­но­го, сино­ним наси­лия, вре­мен­ной пара­докс для Сорокина:

«Теперь уже всё в Москве печи топят по утрам, гото­вят обед в печи рус­ской, как Госу­дарь пове­лел. Боль­шая это под­мо­га Рос­сии и вели­кая эко­но­мия газа дра­го­цен­но­го. Любит Мар­фу­ша смот­реть, как дро­ва в печи раз­го­ра­ют­ся. Но сего­дня — неко­гда. Сего­дня день особый».

То же повто­ря­ет­ся и в романе «Тел­лу­рия»:

«На пер­вый вкус Москва мне не очень понра­ви­лась: соче­та­ние при­тор­но­сти, нечи­сто­плот­но­сти, тех­но­ло­гич­но­сти, идео­ло­гич­но­сти (ком­му­низм + пра­во­сла­вие) и про­вин­ци­аль­ной затх­ло­сти. Город кишит рекла­мой, маши­на­ми, лоша­дя­ми и нищими».

Образ Моск­вы у Соро­ки­на, с одной сто­ро­ны, очень выпук­лый, а с дру­гой — крайне одно­об­ра­зен. Паро­дия на сбыв­шу­ю­ся дил­ли­ри­у­м­ную меч­ту сла­вя­но­фи­лов может тро­нуть толь­ко после пер­во­го про­чте­ния. Посто­ян­ные само­по­вто­ры ско­рее раз­ру­ша­ют этот образ, чем добав­ля­ют ему лоска.


Советская некромантия Масодова

Более выпук­лым образ Моск­вы создал Илья Масо­дов — автор-загад­ка, кото­рый неиз­вест­но, суще­ство­вал ли на самом деле. Его тек­сты про­из­ве­ли когда-то насто­я­щий фурор в оте­че­ствен­ной лите­ра­ту­ре, появи­лись на сцене рез­ко, и так­же рез­ко с неё про­па­ли. Хотя Масо­дов остал­ся и в памя­ти, и в куль­ту­ре. Да что гово­рить — сама фра­за «Чёр­ная Москва» была при­ду­ма­на им:

«Пови­ну­ясь его немо­му зна­ку, пар­ти­за­ны сво­ра­чи­ва­ют с доро­ги и засне­жен­ным полем идут к Чёр­ной Москве».

Миры Масо­до­ва напол­не­ны кро­ва­вы­ми пер­со­на­жа­ми, отсы­ла­ю­щи­ми к ком­му­ни­сти­че­ской идео­ло­гии. Тут есть зом­би-пар­ти­за­ны, мёрт­вые пио­нер­ки, огром­ные мед­ве­ди. В цен­тре засне­жен­ной Моск­вы Масо­до­ва, посре­ди мра­мор­но­го кос­мо­дро­ма, нахо­дит­ся Чёр­ная Пира­ми­да, в кото­рой поко­ит­ся тём­ное боже­ство Ленин, охра­ня­е­мый вестал­ка­ми-ком­со­мол­ка­ми с факе­ла­ми, горя­щи­ми синим огнём:

«— Мы — архан­ге­лы рево­лю­ции, — в один голос отве­ча­ют шёпо­том девуш­ки. — Мы — вестал­ки Чёр­ной Пира­ми­ды, хра­ни­тель­ни­цы веч­но­го огня ком­му­низ­ма, мы, ком­со­мол­ки, умер­шие юны­ми и без­греш­ны­ми, соби­ра­ем чело­ве­че­скую кровь, что­бы огонь ком­му­низ­ма не погас в серд­цах буду­щих поко­ле­ний. Наши ноги, сту­па­ю­щие по сту­пе­ням свя­щен­но­го кам­ня, не зна­ют неудоб­ных туфель, уши, слы­ша­щие все зву­ки мира — золо­тых серьг, ног­ти, каса­ю­щи­е­ся жерт­вен­ных пиал — хими­че­ско­го лака, а рты, несу­щие вещее сло­во ком­му­низ­ма — лжи­вой помады».

Вме­сте с местом повест­во­ва­ния, геро­я­ми и вре­ме­нем меня­ет­ся и сама Москва, и, слов­но воз­душ­ный замок, при­об­ре­та­ет новые черты:

«Вера спер­ва взвиз­ги­ва­ет от раз­верз­шей­ся под ними глу­би­ны, но Катя гово­рит ей, что­бы не боя­лась, они про­плы­ва­ют сей­час над буду­щей Моск­вой, сплошь зарос­шей алы­ми мака­ми, и сре­ди них идёт в белом ките­ле огром­ный чело­век, это това­рищ Ста­лин. Он накло­ня­ет­ся и вгля­ды­ва­ет­ся в под­няв­ши­е­ся из живой зем­ли цве­ты, гони­мые вет­ром под самые сте­ны Кремля».

Масо­дов — один из наи­ме­нее извест­ных писа­те­лей, при­ве­дён­ных в этом обзо­ре, но его твор­че­ство силь­но повли­я­ло на эсте­ти­за­цию «Чёр­ной Моск­вы», «совет­ской некро­ман­тии» и нега­тив­ной леген­ды. Создан­ные обра­зы до сих пор заво­ра­жи­ва­ют и цеп­ля­ют за душу.


Центр оккультизма. Пелевин

Наи­бо­лее мно­го­мер­ным образ тём­ной сто­ли­цы создал Вик­тор Пеле­вин. Будучи, как и Еро­фе­ев, в высо­кой сте­пе­ни пост­мо­дер­ни­стом, он уме­ло вплёл все име­ю­щи­е­ся нара­бот­ки в облик «Чёр­ной Моск­вы». Сто­ли­ца у Пеле­ви­на — это не толь­ко мир­ская, обыч­ная, люд­ская сто­ли­ца, но и центр управ­ле­ния в поту­сто­рон­нем, тай­ном, пота­ён­ном мире — будь это «кри­эй­то­ры» в Generation P, вам­пи­ры в Empire V или чеки­сты в «Край­ней бит­ве чеки­стов с масо­на­ми», где совер­ша­ют­ся самые страш­ные жерт­во­при­но­ше­ния, как в «Искус­стве лёг­ких касаний»:

«Мно­гие погиб­шие в два­дца­том веке — кре­стьяне быв­шей Рос­сий­ской импе­рии, узни­ки нацист­ских лаге­рей, стра­даль­цы ГУЛА­Га, жерт­вы Рын­ко­мо­ра и так далее — были при­не­се­ны в жерт­ву Разуму».

Вик­тор Пеле­вин. Источ­ник: pelevinlive.ru

Вме­сте с этим Москва у Пеле­ви­на — центр самых стран­ных, экс­тра­сен­сор­ных и уди­ви­тель­ных прак­тик, как это опи­са­но в «Чис­лах» или «Свя­щен­ной кни­ге оборотня»:

«Пом­нишь пред­ска­за­ние о свер­хо­бо­ротне? Она гово­рит, что место, о кото­ром идёт речь в про­ро­че­стве, — это Москва. В ост­ро­умии её рас­суж­де­ни­ям не отка­жешь. Про­ро­че­ство гла­сит, что свер­хо­бо­ро­тень появит­ся в горо­де, где раз­ру­шат Храм, а потом вос­ста­но­вят его в преж­нем виде. Мно­го веков все счи­та­ли, что речь идет об Иеру­са­ли­ме, а при­ше­ствие свер­хо­бо­рот­ня — пред­ска­за­ние, отно­ся­ще­е­ся к само­му кон­цу вре­мен, нечто вро­де Апокалипсиса».

В то же вре­мя Москва, как у Мамле­е­ва, про­стран­ство явле­ния поту­сто­рон­не­го, осо­бая рус­ская хто­ни­че­ская пусты­ня, где быв­шие части ПВО пред­ста­ют Вави­лон­ской баш­ней, при­го­ро­ды засе­ле­ны бро­дя­чи­ми тибет­ски­ми аст­ро­ло­га­ми, а осо­зна­ние бес­смыс­лен­но­сти про­ни­ка­ет гораз­до сильнее:

«— Инте­рес­но, — задум­чи­во ото­звал­ся Татар­ский, — а зачем для это­го ехать в Нью-Йорк? Разве…
— А пото­му что в Нью-Йор­ке это пони­ма­ешь, а в Москве нет, — пере­бил Пугин. — Пра­виль­но, здесь этих воню­чих кухонь и обосран­ных дво­ров гораз­до боль­ше. Но здесь ты ни за что не пой­мешь, что сре­ди них прой­дёт вся твоя жизнь. До тех пор, пока она дей­стви­тель­но не пройдёт».

В кон­це одно­го из самых извест­ных про­из­ве­де­ний Пеле­вин дела­ет отсыл­ку к Бул­га­ко­ву. Рама, достиг­нув вла­сти, добив­ше­го­ся рас­по­ло­же­ния тём­но­го боже­ства, взле­та­ет над тём­ной столицей:

«Вокруг лете­ли круп­ные, но ред­кие хло­пья сне­га, и сквозь их белую пеле­ну огни Моск­вы про­све­чи­ва­ли осо­бо таин­ствен­но и неж­но. Город был так кра­сив, что у меня захва­ти­ло дух. И через несколь­ко минут в моём настро­е­нии про­изо­шла пере­ме­на. Ужас исчез; на сме­ну ему при­шли уми­ро­тво­ре­ние и покой».

Пеле­вин, пожа­луй, один из немно­гих писа­те­лей, кто акку­му­ли­ру­ет в образ «Чёр­ной Моск­вы» наи­боль­шее коли­че­ство состав­ля­ю­щих бла­го­да­ря как бога­то­му набо­ру средств выра­зи­тель­но­сти, так и весь­ма боль­шо­му коли­че­ству книг. «Чёр­ная Москва» Пеле­ви­на — наи­бо­лее мно­го­мер­ный и насы­щен­ный образ на дан­ный момент.


«Чёр­ная Москва» — наи­бо­лее часто встре­ча­ю­щий­ся образ сто­ли­цы как в совет­ской, так и в рос­сий­ской лите­ра­ту­ре. Москва ско­рее вос­при­ни­ма­ет­ся как центр иерар­хии, тём­ный лаби­ринт, центр жерт­во­при­но­ше­ния, мисти­че­ская сущ­ность, неже­ли свет­лый и доб­ро­душ­ный город. Образ стал попу­ляр­ным как в анде­гра­унд­ной лите­ра­ту­ре (мож­но вспом­нить тек­сты Бая­на Ширя­но­ва, DJ Stalingrad и про­чих), так и в мас­со­вой культуре.

Напри­мер, он вос­про­из­во­дит­ся в серии книг и игр «Мет­ро-2033», где имен­но уни­что­жен­ная, насе­лён­ная при­зра­ка­ми и мутан­та­ми сто­ли­ца СССР после атом­ной вой­ны ста­но­вит­ся не толь­ко местом кро­ва­вой бит­вы раз­ных поли­ти­че­ских сил, но и точ­кой явле­ния незем­ной цивилизации.


Примечания

  1. Ста­ни­слав Гурин. Образ горо­да в куль­ту­ре: мета­фи­зи­че­ские и мисти­че­ские аспек­ты // Топос. 2009. Доступ по ссыл­ке (15.05.2023) https://www.topos.ru/article/6747.
  2. Вис­са­ри­он Белин­ский. Собра­ние сочи­не­ний в трех томах. Т. II ОГИЗ, ГИХЛ, М., 1948
  3. Вла­ди­мир Топо­ров. Петер­бург и «Петер­бург­ский текст рус­ской лите­ра­ту­ры» [Текст] /
  4. Вла­ди­мир Топо­ров. // Семи­о­ти­ка горо­да и город­ской куль­ту­ры: Петер­бург / Тру­ды по зна­ко­вым систе­мам. — Тар­ту, 1984. — Вып. XVIII. — С. 3–29.
  5. Алё­на Ере­мен­ко. «Тём­ные горо­да» Хулио Кор­та­са­ра: от лите­ра­ту­ры к город­ским иссле­до­ва­ни­ям // Город­ские иссле­до­ва­ния и прак­ти­ки. 2021. № 4. С. 47–55.
  6. Свет­ла­на Шнит­ман-Мак­Мил­лин. Вене­дикт Еро­фе­ев «Москва — Петуш­ки, или The rest is silence». НЛО, 2022. 248 с.

Читай­те так­же «Аль­тер­на­ти­ва есть: девять немейн­стрим­ных книг ухо­дя­ще­го года».

Поделиться