Лучшие экранизации Булгакова: cумрачный Балабанов, чёрная комедия с Рэдклиффом и антисоциалистический Вайда

Тре­тья рос­сий­ская экра­ни­за­ция «Масте­ра и Мар­га­ри­ты» уже собра­ла в про­ка­те пол­то­ра мил­ли­ар­да руб­лей, став пер­вым филь­мом-мил­ли­ар­де­ром с рей­тин­гом «18+». Сама по себе узна­ва­е­мость рома­на не гаран­ти­ро­ва­ла тако­го успе­ха. Режис­сёр Миха­ил Лок­шин пока­зал уме­ние рабо­тать с ретро­ма­те­ри­а­лом ещё в преды­ду­щем про­ек­те — рож­де­ствен­ской сказ­ке «Сереб­ря­ные конь­ки», кото­рая ста­ла пер­вым рос­сий­ским филь­мом в линей­ке Netflix Originals. Веро­ят­но, при дру­гих обсто­я­тель­ствах его новая рабо­та тоже появи­лась бы на запад­ном стриминге.

Еле­на Куш­нир вспо­ми­на­ет дру­гие важ­ные экра­ни­за­ции Бул­га­ко­ва, кото­ро­го уме­ют инте­рес­но ста­вить не толь­ко в России.


«Морфий» (2008)

В 1917 году моло­дой врач Поля­ков (Лео­нид Биче­вин) при­ез­жа­ет в покры­тую сне­гом глу­хо­мань, где его встре­ча­ет муд­рый фельд­шер (пре­крас­ный Андрей Панин) и аку­шер­ка с немец­ким акцен­том (Ингеб­ор­га Дап­ку­най­те). Даль­ше все они начи­на­ют раз­би­вать нам серд­це. Поля­ков, все­го два раза неудач­но уко­лов­шись, ста­но­вит­ся мор­фи­ни­стом и увле­ка­ет за собой сер­до­боль­ную мед­сест­ру, кото­рая име­ла неосто­рож­ность начать с ним спать. Панин про­сто ско­ро умрёт, поэто­му его в любом слу­чае жал­ко, кого бы он ни играл. В Рос­сии что-то про­ис­хо­дит, но мы всё это уже виде­ли: в «Жмур­ках», «Уро­дах» и «Бра­те». Для Алек­сея Бала­ба­но­ва любые собы­тия в Рос­сии — это не исто­рия, а современность.

«Мор­фий», сня­тый Бала­ба­но­вым по сце­на­рию Сер­гея Бод­ро­ва-млад­ше­го, — доста­точ­но эсте­тич­ное кино, что­бы мы вос­при­ни­ма­ли его как ретро­дра­му из раз­ря­да тех, кото­рые сего­дня запо­ло­ни­ли феде­раль­ные кана­лы, пусть и со свой­ствен­ным режис­сё­ру повы­шен­ным уров­нем нату­ра­лиз­ма. Тут мно­го кра­си­вых жен­щин в чул­ках, Рос­сию покры­ва­ет не осо­бен­но про­тив­ный снег, у арти­ста Биче­ви­на куби­ки на живо­те. В то же вре­мя это несо­мнен­ный Бала­ба­нов, во всей сво­ей мрачности.

После Бала­ба­но­ва не было попы­ток сни­мать, как Бала­ба­нов, кро­ме, может быть, филь­ма Алек­сея Миз­ги­рё­ва «Кре­мень» про дем­бе­ля из про­вин­ции, кото­рый попы­тал­ся поко­рить Моск­ву и обло­мал­ся. О чём нам это гово­рит? Ско­рее все­го, о том, что никто в кино боль­ше не видел Рос­сию по Бала­ба­но­ву: шови­нист­скую, анти­се­мит­скую, омерт­ве­лую дер­жа­ву, зама­ри­но­ван­ную в еди­ном момен­те вре­ме­ни, как муха в янта­ре. Здесь нико­гда ниче­го не изме­нит­ся, и по какой-то при­чине Бала­ба­нов это­му рад, любов­но пре­па­ри­руя род­ную кунсткамеру.

Бул­га­ков, ско­рее все­го, пры­гал бы от это­го филь­ма до потол­ка: настоль­ко хоро­шо, глу­бо­ко и по-сво­е­му кра­си­во в нём вос­со­зда­ны муче­ния в рус­ской глу­бин­ке. С дру­гой сто­ро­ны, если эта мерт­во­рож­дён­ная стра­на нико­гда не вер­нёт­ся на экра­ны, сто­ит пора­до­вать­ся. Это мета­фи­зи­че­ское про­стран­ство урод­ства, в кото­ром все обречены.


«Всего несколько слов в честь господина де Мольера» (1973)

Рабо­ту над бай­о­пи­ком «Жизнь гос­по­ди­на де Молье­ра» Бул­га­ков, веро­ят­нее все­го, закон­чил в 1933 году. Очень жаль, что пье­са, кото­рая сна­ча­ла назы­ва­лась про­сто «Мольер», а затем ста­ла извест­на зри­те­лям как «Каба­ла свя­тош», была завер­ше­на рань­ше — в романе писа­тель про­дви­нул­ся даль­ше в иссле­до­ва­нии слож­ных вза­и­мо­от­но­ше­ний худож­ни­ка и вла­сти. Если бы исто­рию Молье­ра ста­ви­ли по рома­ну, то глав­ный герой не бес­по­мощ­но кри­чал в лицо силь­ным мира сего, как в пье­се, а сидел бы под липа­ми на Пат­ри­ар­ших, иро­нич­но улы­бал­ся и вре­ме­на­ми пле­вал бы в воду. Этот Мольер уже бы знал, что Людо­вик XIV — это поли­ти­че­ский дея­тель вре­мён появ­ле­ния теат­ра «Коме­ди Фран­сез», а все кри­ти­ки Латун­ские, кото­рых он вывез на сво­их пле­чах в веч­ность, — не сто­я­щие его вни­ма­ния ничтожества.

Но как бы то ни было, «Каба­ла свя­тош» появи­лась рань­ше рома­на, ори­ен­ти­ро­воч­но в 1929 году. Пье­су про­дол­жа­ют ста­вить на под­мост­ках по сей день, но самой яркой поста­нов­кой оста­ёт­ся теле­спек­такль вели­ко­го Ана­то­лия Эфро­са с ред­чай­шим появ­ле­ни­ем на экране Юрия Люби­мо­ва, кото­рый сыг­рал Молье­ра, ещё одно­го заму­чен­но­го бул­га­ков­ско­го масте­ра. Лео­нид Бро­не­вой репе­ти­ру­ет тут Мюл­ле­ра из «Сем­на­дца­ти мгно­ве­ний вес­ны» — его снис­хо­ди­тель­но-над­мен­ный король гля­дит на вас поверх бока­ла с вином имен­но таким все­зна­ю­щим взглядом.


«Пилат и другие» (1971)

Пер­вая экра­ни­за­ция «Масте­ра и Мар­га­ри­ты» появи­лась на Запа­де — в ФРГ, хотя поста­вил её режис­сер из соц­ла­ге­ря — поляк Анджей Вай­да. Пус­кай день­ги на фильм дали в ФРГ, пока­за­ли его все­го лишь по теле­ви­де­нию, и кто его смот­рел? Вай­да кри­чал в сто­ро­ну Запа­да, но гово­рил с Восто­ком. Это один из самых анти­со­вет­ских, сня­тых с непри­кры­той нена­ви­стью к соци­а­лиз­му филь­мов на све­те. Даже если вы очень люби­те СССР, посмот­ри­те кар­ти­ну, преж­де чем возмущаться.

Вай­да взял лишь биб­лей­ские собы­тия «Масте­ра и Мар­га­ри­ты», а мог бы про­сто исполь­зо­вать сюже­ты Еван­ге­лия и пере­ве­сти их на совре­мен­ный язык: пер­со­на­жи ходят в джин­сах, Иуда пре­да­ёт Иешуа (люби­мец Вай­ды, гран­ди­оз­ный актёр Вой­цех Пшо­няк) по теле­фо­ну, Левий Мат­вей — жур­на­лист, Пон­тий Пилат — Бреж­нев, за моло­ды­ми бун­та­ря­ми ходят муж­чи­ны в чёр­ном из орга­нов. Полу­чил­ся обо­гнав­ший своё вре­мя аван­гард про хип­па­рей (очень ско­ро в том же сти­ле сни­мут рок-мюзикл «Иисус Хри­стос — супер­звез­да»), визу­а­ли­зи­ру­ю­щий бул­га­ков­скую мысль, как ни в одной дру­гой поста­нов­ке. Иешуа везут по совре­мен­но­му Бер­ли­ну в сопро­вож­де­нии поли­цей­ско­го кор­до­на, перед рав­но­душ­ны­ми взгля­да­ми тол­пы. Так когда его рас­пи­на­ют? Вот имен­но — до сих пор не перестали.


«Собачье сердце» (1988)

— Мы к вам, про­фес­сор, вот по како­му делу!
— Вы не сочув­ству­е­те детям Германии?
— Не читай­те до обе­да совет­ских газет.
— Кто на ком стоял?

Поче­му филь­мы ста­но­вят­ся куль­то­вы­ми? Мож­но пред­по­ло­жить, что какие-то кар­ти­ны настоль­ко отве­ча­ют духу вре­ме­ни, что если они доста­точ­но умны, что­бы удо­вле­тво­рить интел­ли­ген­цию, доста­точ­но ост­ро­ум­ны, что­бы запом­нить­ся наро­ду, а так­же доста­точ­но силь­ны, что­бы пинать всех по яйцам (роко­вым, разу­ме­ет­ся), то у них есть шанс гово­рить за всю страну.

Мы всё это зна­ли, пони­ма­ли и дума­ли, про­сто так ска­зать не мог­ли, осо­бен­но таки­ми хоро­шо постав­лен­ны­ми голо­са­ми. Поэто­му мы поз­во­ля­ем ребя­там с экра­на за нас всё выра­зить. В пере­стро­еч­ную эру мы поз­во­ли­ли сде­лать это Вла­ди­ми­ру Борт­ко и его команде.

Ока­за­лось, что писа­тель Миха­ил Бул­га­ков мно­го лет ждал наше­го пони­ма­ния во взгля­дах на совет­скую власть и дождал­ся. Мы, нако­нец, срод­ни­лись. Возь­мём­ся за руки дру­зья, чтоб не про­пасть пооди­ноч­ке, пото­му что у нас суро­вые годы ухо­дят в борь­бе за сво­бо­ду стра­ны, за ними дру­гие при­хо­дят — они будут тоже труд­ны. Опять. Мать их.


«Мастер и Маргарита» (1994)

Юрий Кара снял пер­вый совет­ский фильм о кри­ми­наль­ных авто­ри­те­тах «Воры в законе» (1988), в кото­ром Вален­тин Гафт, по сути, сыг­рал Волан­да: хариз­ма­тич­ное зло, кото­рое совер­ша­ет боль­ше добра, чем от него ожи­да­ешь. Его фам-фаталь­ную спут­ни­цу, кото­рую сыг­ра­ла кра­са­ви­ца Анна Само­хи­на, зва­ли Мар­га­ри­той. Если рас­смат­ри­вать кад­ры филь­ма, не зная подо­плё­ки, лег­ко пред­ста­вить, что это экра­ни­за­ция Бул­га­ко­ва и есть. К тому же в «Ворах» появ­лял­ся Вик­тор Стек­лов, поз­же сыг­рав­ший демо­ни­че­ско­го Аза­зел­ло, и частый гость пере­стро­еч­ных филь­мов иллю­зи­о­нист Ама­як Ако­пян, кото­ро­му в «Масте­ре» отры­ва­ют голо­ву в варьете.

Из-за раз­но­гла­сий с про­дю­се­ра­ми и про­блем с автор­ски­ми пра­ва­ми экра­ни­за­ция появи­лась в про­ка­те толь­ко в 2011 году, звер­ски уре­зан­ная на пол­то­ра часа. Сего­дня мож­но посмот­реть пол­ную вер­сию — к сожа­ле­нию, купи­ро­ван­ные фраг­мен­ты очень пло­хо­го качества.

Какие бы пре­тен­зии ни предъ­яв­ля­ли Каре (слиш­ком мно­го голых жен­щин, все крив­ля­ют­ся, Гар­маш в роли Без­дом­но­го неубе­ди­тель­но орёт), за три с поло­ви­ной часа ни мину­ты не будет скуч­но. Даже в кро­шеч­ных появ­ле­ни­ях задей­ство­ва­ны совет­ские звёз­ды от Иго­ря Ква­ши до Спар­та­ка Мишу­ли­на. Инфер­наль­ный Гафт, пожа­луй, до сих пор оста­ёт­ся луч­шим экран­ным Волан­дом: смех у него поту­сто­рон­ний и древ­ний, гла­за муд­рые и уста­лые, осан­ка коро­лев­ская. А бал сата­ны под «Боле­ро» Раве­ля с при­гла­шён­ны­ми не по рома­ну Ста­ли­ным и Гит­ле­ром — неот­ра­зи­мое соче­та­ние кит­ча и мисти­че­ской эпич­но­сти, кото­рое было воз­мож­но толь­ко в отвяз­ных 1990‑х. Нико­лай Бур­ля­ев, кото­рый сыг­рал Иешуа, сего­дня тре­бу­ет запре­тить фильм Лок­ши­на за сата­низм. Так и слы­шишь хохот дья­во­ла на этом месте.


«Театральный роман» (2003)

Ныне покой­ный работ­ник газе­ты Мак­су­дов (Игорь Ларин) напи­сал роман, оплё­ван­ный его так назы­ва­е­мы­ми дру­зья­ми. Мак­су­дов, лёжа на полу, соби­ра­ет­ся стре­лять­ся, когда под зву­ки опе­ры «Фауст» из сосед­ней квар­ти­ры появ­ля­ет­ся граж­да­нин, ока­зы­ва­ю­щий­ся не совсем дья­во­лом, но близ­ко — изда­те­лем Рудоль­фи (Нико­лай Чин­дяй­кин), кото­рый каким-то обра­зом узнал о романе и берёт­ся его напе­ча­тать. Гоно­рар полу­чен, после чего изда­тель зага­доч­но дематериализуется.

Мак­су­дов соби­ра­ет­ся сде­лать из рома­на пье­су. И вновь, как по вол­шеб­ству, об этом кто-то узна­ёт. Начи­на­ю­ще­го дра­ма­тур­га при­гла­ша­ют в извест­ный театр, но, когда пье­са напи­са­на, ею недо­во­лен режис­сёр (Мак­сим Суха­нов, кото­рый игра­ет тут две роли, обе зло­ве­щие, осо­бен­но паро­дия на Ста­ни­слав­ско­го). Весь мир про­тив автора.

Олег Бабиц­кий и Юрий Гол­дин ухит­ри­лись сде­лать из бул­га­ков­ской сати­ры на типич­ных твор­че­ских 1930‑х более яркую фан­тас­ма­го­рию, чем дру­гие дела­ют из «Масте­ра и Мар­га­ри­ты», а юмор писа­те­ля вооб­ще нико­гда не полу­чал луч­ше­го вопло­ще­ния на экране. Перед нами сле­пок реаль­но­сти, кото­рая, кажет­ся, не пре­вра­ща­ет­ся в чистый бала­ган толь­ко пото­му, что об этом не было поста­нов­ле­ния пле­ну­ма ЦК КПСС. На каких под­пор­ках дер­жит­ся эта стран­ная дей­стви­тель­ность? Трав­ля, жесто­кость, без­де­не­жье — это страш­но, но, навер­ное, даже хуже, когда ты не пони­ма­ешь, как этот бред вокруг тебя ещё не кон­чил­ся какой-то безум­ной фор­мой апокалипсиса.

Все арти­сты вели­ко­леп­ны, но Ларин луч­ше всех. Он даже ходит по совет­ско­му теат­ру абсур­да как-то по-осо­бо­му — опас­ли­во, слег­ка при­гнув­шись, как буд­то на него свер­ху непре­стан­но что-то валит­ся. Да, у него пол­но­раз­мер­ная чело­ве­че­ская тра­ге­дия, но это всё рав­но очень смешно.


«Иван Васильевич меняет профессию» (1973)

Коме­дия Лео­ни­да Гай­дая по пье­се Бул­га­ко­ва не нуж­да­ет­ся в пред­став­ле­ни­ях. Мы это кино не про­сто зна­ем — мы им раз­го­ва­ри­ва­ем. Цен­зу­ра покром­са­ла фильм, ина­че самой люби­мой из цитат ста­ла бы та, кото­рая в кар­ти­ну не попала:

— За чей счёт этот бан­кет? Кто опла­чи­вать будет?
— Народ, народ, батюшка.

Сего­дняш­ний рос­сий­ский кине­ма­то­граф копи­ру­ет застой­ный: на экра­нах сказ­ки с их эзо­по­вым язы­ком, дра­мы о рефлек­си­ру­ю­щей интел­ли­ген­ции, полё­ты во сне и наяву, даже совет­ские ков­ры всё чаще раз­ве­ша­ны по сте­нам, напри­мер в маги­че­ском реа­лиз­ме Анто­на Ермо­ли­на «Ниша». Неуди­ви­тель­но, что царь с Шури­ком тоже пере­за­гру­зи­лись и появи­лись в ново­год­нем сит­ко­ме ТНТ «Иван Васи­лье­вич меня­ет всё». На празд­ни­ки, под оли­вье, очень даже хоро­шо пошло. Репли­ки про народ из коме­дии не убра­ли по при­чине их отсут­ствия — выре­за­ли Кир­ко­ро­ва и ещё несколь­ких участ­ни­ков «голой» вече­рин­ки. Тра­ди­ции чтим.


«Записки юного врача» (2012)

Нака­нуне рево­лю­ции толь­ко что окон­чив­ший мед­ин­сти­тут моло­дой врач (Дэни­ел Рэд­к­лифф) при­ез­жа­ет в глухую дерев­ню. В боль­ни­це его встре­ча­ет фельд­шер-иди­от (Адам Год­ли) и две геро­и­че­ские мед­сест­ры. Паци­ен­ты — негра­мот­ные кре­стьяне. 24 часа в сут­ки и, кажет­ся, 12 меся­цев в году буря мглою небо кро­ет. Ниче­го, кро­ме сне­га, тос­ки и стра­ха обла­жать­ся. В 1934 году в Москве того же само­го вра­ча (Джон Хэмм) обыс­ки­ва­ет НКВД, но это не эпи­зод Боль­шо­го тер­ро­ра — он мно­го лет выпи­сы­вал себе мор­фий на имя дав­но умер­ших людей из сво­е­го про­шло­го. Взрос­лый врач пыта­ет­ся пре­ду­пре­дить моло­до­го, но тот, конеч­но же, не послушает.

Мини-сери­ал со звез­дой «Гар­ри Пот­те­ра», кото­рый успеш­но изба­вил­ся от обра­за юно­го вол­шеб­ни­ка, полон чер­ней­ше­го юмо­ра и абсур­да, а сюр­ре­а­ли­сти­чен по одно­му толь­ко сет­тин­гу: гни­лой и кри­вой домиш­ко, нари­со­ван­ный посре­ди белой мглы, сим­во­ли­зи­ру­ет не столь­ко матуш­ку Рос­сию со все­ми её мытар­ства­ми, сколь­ко экзи­стен­ци­аль­ную тос­ку, от кото­рой неопе­рив­ший­ся юнец бежит в нар­ко­ти­че­ские грё­зы. Юмор не бул­га­ков­ский, а эле­гант­ный бри­тан­ский, цинизм — уров­ня «Док­то­ра Хау­са», кровь и киш­ки — как в боди-хор­ро­ре. Если Бала­ба­нов сни­мал оте­че­ствен­ную хтонь, то эта наро­чи­тая клюк­ва с «Калин­кой-малин­кой» за кад­ром — тра­ги­фарс с интер­на­ци­о­наль­ным духом.

— Пере­би­ра­е­тесь куда-то получше?
— А в Гра­чёв­ке лучше?
— О да, эти яркие огни Грачёвки!
— Правда?
— Нет. Кро­ме дома почт­мей­сте­ра, вез­де хочет­ся повеситься.


«Бег» (1970)

Пер­вая совет­ская экра­ни­за­ция Бул­га­ко­ва про­шла все пре­пят­ствия, поло­жен­ные филь­му, выхо­дя­ще­му за рам­ки темы «наши успе­хи». Пье­са «Бег» счи­та­лась контр­ре­во­лю­ци­он­ной — про­из­ве­де­ние пока­зы­ва­ло собы­тия Граж­дан­ской вой­ны гла­за­ми белых, у кото­рых в филь­ме слиш­ком чело­ве­че­ские лица (кро­ме Евстиг­не­е­ва, кото­рый про­сто сво­лочь, и кари­ка­тур­но­го Вран­ге­ля). Авто­ры ста­ра­лись пока­зать крас­ных ещё луч­ше — и во гла­ве у них бла­го­род­ный кра­са­вец Фрун­зе, обе­ща­ю­щий про­ще­ние вра­гам (это исто­ри­че­ский факт), и в бой с ними идёт спа­сён­ный ребе­нок, то есть само будущее.

Но боль­ше­ви­ки — это мифи­че­ские бога­ты­ри, о кото­рых мы в филь­ме ниче­го не зна­ем. Какое нам дело до этих желез­ных Фелик­сов и брон­зо­вых памят­ни­ков самим себе? Гвоз­ди бы делать из этих людей, но мы-то не гвоз­ди. Соц­ре­а­лизм создал куми­ра, с кото­рым никто не мог тягать­ся, поэто­му иде­аль­ные крас­ные были дале­ки зри­те­лю, а несо­вер­шен­ные, неуве­рен­ные белые — близки.

В жур­на­ле «Сеанс» писа­ли про запре­щён­ный фильм Ало­ва и Нау­мо­ва «Сквер­ный анек­дот», став­ший пер­вым «полоч­ным» филь­мом бреж­нев­ско­го застоя: «Визу­аль­но-смыс­ло­вая выра­зи­тель­ность скон­цен­три­ро­ва­на в каж­дом отдель­но взя­том кад­ре». «Бег» — ещё более утон­чен­ное про­из­ве­де­ние, насы­щен­ное смыс­ла­ми, но в первую оче­редь кра­си­вое. При­смот­ри­тесь к этой Граж­дан­ской войне с эстет­ски­ми зим­ни­ми пей­за­жа­ми и свер­ка­ю­щим двор­цо­вым мра­мо­ром, сня­тым с иде­аль­ной куб­ри­ков­ской сим­мет­ри­ей кад­ра опе­ра­то­ром Лева­ном Паа­та­шви­ли. Что уж гово­рить об актё­рах: ико­но­пис­ном Оля­лине, туман­но-аква­рель­ной Саве­лье­вой, Бата­ло­ве, с помо­щью кото­ро­го мож­но впа­рить пью­ще­го сле­са­ря-сек­си­ста как жен­ское счастье.

Душев­но истер­зан­ный Хлу­дов (мар­си­а­нин Двор­жец­кий в пер­вой кино­ро­ли) — мораль­ный центр кар­ти­ны, сакра­ли­зи­ру­ю­щей рус­ское стра­да­ние, неиз­быв­ное по фак­ту рож­де­ния. И без роди­ны пло­хо и на родине, и жер­но­ва исто­рии у нас не оста­нав­ли­ва­ют­ся, всё мелют и мелют. Пере­ме­лет­ся — не мука будет, а тра­ге­дия эми­гра­ции, акту­аль­ная сего­дня тема, очень жёст­ко подан­ная Бул­га­ко­вым. Оста­ют­ся вод­ка и кар­ты, молод­це­ва­тый азарт, разыг­ран­ный тра­ги­ко­ми­че­ским дуэ­том Улья­но­ва и Евстиг­не­е­ва как един­ствен­ный дей­ствен­ный акт сопро­тив­ле­ния судьбе.

«Я богат, но мне отче­го-то груст­но. Мне нико­гда не было так груст­но, даже когда меня расстреливали».


Читай­те так­же «Рус­ский бунт: Еме­льян Пуга­чёв в кино». 

 

Под­дер­жи­те авто­ров и редак­цию — под­пи­сы­вай­тесь на плат­ный теле­грам-канал VATNIKSTAN_vip. Там мы делим­ся экс­клю­зив­ны­ми мате­ри­а­ла­ми, зна­ко­мим­ся с исто­ри­че­ски­ми источ­ни­ка­ми и обща­ем­ся в ком­мен­та­ри­ях. Сто­и­мость под­пис­ки — 500 руб­лей в месяц.

Поделиться