Пять отличных отечественных фильмов об освоении Сибири

Образ непро­хо­ди­мой Сиби­ри по-раз­но­му осмыс­ли­вал­ся мас­со­вым созна­ни­ем рос­си­ян на про­тя­же­нии сто­ле­тий: край диких холод­ных пей­за­жей, шама­нов, пуш­ни­ны и неф­ти. Все попыт­ки впи­сать зем­ли меж­ду Ура­лом и Тихим оке­а­ном, по мне­нию исто­ри­ка куль­ту­ры Алек­сандра Эткин­да, были раз­ви­ти­ем оте­че­ствен­но­го ори­ен­та­лиз­ма, то есть созда­ни­ем обра­за соб­ствен­но­го экзо­ти­че­ско­го Восто­ка, сво­ей «внут­рен­ней колонии».

Алек­сей Стри­жов выбрал пять оте­че­ствен­ных филь­мов, в кото­рых Сибирь изоб­ра­же­на тем зага­доч­ным кра­ем «с открытки».


Советский Netflix с медведями и тайгой

Любой импе­рии или (пост­им­пе­рии, как в слу­чае с Рос­си­ей) важ­но иметь склад­ную исто­рию, кото­рая бы объ­еди­ни­ла наро­ды. Без­услов­но, это слож­но: вот идёт осво­е­ние диких про­странств с пуш­ни­ной, золо­том и нефтью, а вот — уже вели­кие импер­ские цели ста­вят­ся выше гено­ци­да малых наро­дов. Напри­мер, так Эткинд пишет о коло­ни­за­ции Кам­чат­ки, опи­ра­ясь на рабо­ты исто­ри­ков XVIII века:

«С горе­чью он (исто­рик Шлё­цер. — А. С.) срав­ни­вал „про­све­ще­ние“, зане­сён­ное на Рус­скую рав­ни­ну нор­ман­на­ми, с тем, какое каза­ки при­нес­ли кам­ча­да­лам. Из отчё­тов Геор­га Виль­гель­ма Стел­ле­ра, кото­рый путе­ше­ство­вал на Кам­чат­ку в 1740 году, Шлё­цер знал, что рос­сий­ское заво­е­ва­ние этих земель было одним из самых кро­ва­вых в исто­рии. Все­го за 40 лет после при­бы­тия каза­ков насе­ле­ние Кам­чат­ки сокра­ти­лось в 15 раз».

При­ме­ров тако­го под­чи­не­ния наро­дов Сиби­ри (ино­гда Даль­ний Восток вклю­ча­ет­ся в Сибирь) склад­но­му рас­ска­зу про жизнь Рос­сий­ской (а потом и Совет­ской) импе­рии — мно­го. Но мы оста­но­вим­ся на совет­ском пери­о­де, когда через мас­со­вый оте­че­ствен­ный кине­ма­то­граф, нача­лась новая вол­на попу­ля­ри­за­ции обра­за Сиби­ри — чаще серий­ная и высо­ко­го каче­ства. Конеч­но, в ней пока­зы­ва­ет­ся толь­ко роман­ти­че­ский образ края меж­ду Ура­лом и Тихим оке­а­ном, закры­вая гла­за на фак­ты реаль­ной истории.


«Даурия» (1971)

Сибирь труд­но пред­ста­вить без каза­че­ства, живу­ще­го в Забай­ка­лье. «Дау­рия» — двух­се­рий­ный фильм, рас­ска­зы­ва­ю­щий, как забай­каль­ское каза­че­ство при­ня­ло совет­скую власть.

В сюже­те мно­го идео­ло­гии: как водит­ся, белые рису­ют­ся пло­хи­ми, крас­ные — хоро­ши­ми. В таком клю­че Забай­ка­лье — уро­чи­ще заблуд­ших душ, за кото­рые борют­ся боль­шие силы. В то же вре­мя — фильм инте­ре­сен тем, что каса­ет­ся исто­рии сибир­ско­го каза­че­ства. Это доста­точ­но ред­кая тема в кино.

Поче­му сто­ит смотреть

В первую оче­редь, ради самой затро­ну­той темы сибир­ско­го каза­че­ства. Без неё Сибирь в XX веке выгля­де­ла бы зем­лёй Дер­су Уза­ла и дре­му­чих шама­нов. Кро­ме того, сто­ит отме­тить, что сюжет раз­ви­ва­ет­ся стре­ми­тель­но — вы ни разу не успе­е­те заскучать.


«Дерсу Узала» (1975)

Совет­ский фильм япон­ско­го масте­ра кино Аки­ро Куро­са­вы, сня­тый по госу­дар­ствен­но­му зака­зу по био­гра­фи­че­ским про­из­ве­де­ни­ям Вла­ди­ми­ра Арсеньева.

Сюжет вра­ща­ет­ся вокруг осво­е­ния самых восточ­ных рубе­жей Рос­сий­ской импе­рии в нача­ле XX века.

Дер­су Уза­ла — реаль­ный исто­ри­че­ский пер­со­наж, но исто­рия зна­ком­ства и друж­бы людей евро­пей­ской выправ­ки и мест­но­го жите­ля Дер­су чем-то напо­ми­на­ет сюжет Дэфо, где Робин­зон Кру­зо зна­ко­мит­ся с або­ри­ге­ном Пятницей.

Поче­му сто­ит смотреть

«Дер­су Уза­ла» — отлич­ный при­мер ста­ро­го кра­си­во­го кино, по кото­ро­му мож­но пред­ста­вить роман­ти­за­цию осво­е­ния Сиби­ри в 1900‑х.

Любо­пыт­но, что образ глав­но­го героя вос­со­зда­вал­ся не еди­но­жды. Вслед за выхо­дом рома­на в 1923 году, исто­рия два­жды экранизировалась.

Ещё один аргу­мент в поль­зу про­смот­ра кар­ти­ны 1975 года — отлич­ные пей­заж­ные съём­ки. Меня осо­бен­но впе­чат­лил закат над снеж­ной гла­дью в пер­вой части лен­ты. Когда в 2018 году я впер­вые ока­зал­ся на Бай­ка­ле, я уви­дел имен­но такой закат обле­пи­хо­во­го цвета.


«Сибириада» (1979)

Фильм Андрея Кон­ча­лов­ско­го (Андрея Михал­ко­ва, как заяв­ле­но в тит­рах). «Сиби­ри­а­да» — кино мно­го­се­рий­ное, инте­рес­ное тем, что рас­смат­ри­ва­ет гене­зис осво­е­ния в глу­хой сибир­ской деревушке.

Если «Дер­су Уза­ла» — исто­рия осво­е­ния Сиби­ри, то «Сиби­ри­а­да» — эпос о жиз­ни в глу­ши и борь­бы чело­ве­ка за инди­ви­ду­аль­ность на фоне «боль­шой исто­рии». Вслед за пер­вы­ми рево­лю­ци­о­не­ра­ми сюда при­хо­дит Вели­кая Оте­че­ствен­ная вой­на, а поз­же — поиск нефти.

«Сиби­ри­а­да» буд­то бы метит на мону­мен­таль­ность «Док­то­ра Жива­го» и ори­ен­ти­ру­ет­ся на ино­стран­но­го зри­те­ля. Здесь сли­ва­ют­ся воеди­но и мотив сво­бо­ды рус­ско­го наро­да, и глушь лесов, и идей­ность стро­и­те­лей неф­тя­ной выш­ки, а увен­ча­но всё лег­кой чехов­ской гру­стью об ушед­шей любви.

«Сиби­ри­а­да» — это кино, кото­рое буд­то бы дела­лось с пони­ма­ни­ем, что сово­куп­ность его отдель­ных ком­по­нен­тов гаран­ти­ру­ет успех. Толь­ко соче­та­нию плю­сов буд­то бы не хва­та­ет сим­фо­нии. Это один из про­об­ра­зов той импер­ской «клюк­вы» для ино­стран­цев («мат­рёш­ка — бала­лай­ка — Гор­ба­чёв — пере­строй­ка»), кото­рая созре­ет к кон­цу 80‑х.

Поче­му сто­ит смотреть

Это кра­си­вая исто­рия повсе­днев­ной жиз­ни Сиби­ри. Отдель­но хоте­лось бы отме­тить актёр­скую рабо­ту звёзд­но­го соста­ва совет­ско­го кино тех лет — тут и моло­дой Михал­ков, и Шаку­ров, и Гурченко.

Музы­ку для кино напи­сал Эду­ард Арте­мьев, кото­рый сде­лал с деся­ток про­сто неве­ро­ят­ных саунд­тре­ков к кар­ти­нам Тар­ков­ско­го и Михалкова.

Смот­реть сери­ал здесь


«Край» (2010)

Фильм Алек­сея Учи­те­ля пере­се­ка­ет­ся с темой повсе­днев­ной жиз­ни в глу­хой Сиби­ри, кото­рая пока­за­на в «Сиби­ри­а­де». На экране вас ждут дре­му­чие леса, гон­ки на поез­дах, укра­шен­ных шку­ра­ми мед­ве­дей, жизнь пере­се­лен­цев в неболь­шом тру­до­вом лагере.

Одна­ко если в «Сиби­ри­а­де» вре­мя после окон­ча­ния Вели­кой Оте­че­ствен­ной вой­ны рису­ет­ся как пери­од откры­тия здесь неф­ти и новой вол­ны мас­со­вой «коло­ни­за­ции», то в «Крае» вас вновь ждет дре­му­честь, дикость при­ро­ды и живу­щих здесь людей. Режис­сёр как буд­то гово­рит: «Да, здесь всё так же дико и суро­во, как и 100 лет назад».

Очень неожи­дан­но кар­ти­на напом­ни­ла фильм «Догвиль» Лар­са фон Три­е­ра, где рас­ска­зы­ва­ет­ся исто­рия об откры­то­сти обще­ства новым людям и изоб­ли­ча­ет­ся порок в целом яко­бы доб­рой жиз­ни. Толь­ко если дат­ча­нин снял кино в теат­раль­ных деко­ра­ци­ях, то Учи­тель сде­лал фильм, кото­рый труд­но пред­ста­вить без кон­сер­ви­ру­ю­щей при­ро­ды Сибири.

Поче­му сто­ит смотреть

Это фильм про суро­вый харак­тер людей, кото­рые живут в Сиби­ри. Это совер­шен­но не пафос­ное кино, под­чер­ки­ва­ю­щее лоск импе­рии, чем оно и под­ку­па­ет. Кар­ти­на смот­рит­ся на одном дыхании.


«Территория» (2014)

Поис­ки золо­та на дикой тер­ри­то­рии — стер­жень повест­во­ва­ния филь­ма Алек­сандра Мель­ни­ка. В кар­тине вы встре­ти­те и необъ­ят­ные зим­ние про­сто­ры Мага­дан­ско­го края, и мно­го­об­ра­зие харак­те­ров гео­ло­гов, кото­рые ищут здесь полез­ные иско­па­е­мые, и мест­ных кочевников.

Сюжет кар­ти­ны посто­ян­но вет­ля­ет — порой кажет­ся, что фильм сде­лан про­сто как рекла­ма неопи­су­е­мых кра­сот Рос­сии за Ура­лом. Одна­ко ко вто­рой поло­вине филь­ма все вста­ёт на свои места — и ты начи­на­ешь верить, что тебе не «про­да­ют» Сибирь, а про­сто хотят рас­ска­зать о ней очень много.

Поче­му сто­ит смотреть

«Тер­ри­то­рия» — это исто­рия о совет­ском эта­пе осво­е­ния необъ­ят­ной в сво­их ресур­сах севе­ро-восточ­ной Сиби­ри. Харак­те­ры гео­ло­гов пока­за­ны не прес­но и одно­бо­ко — все герои раз­ные, но при этом дви­жи­мы одной и той же стра­стью к осво­е­нию непро­хо­ди­мой земли.

Что­бы под­дер­жать авто­ров и редак­цию, под­пи­сы­вай­тесь на плат­ный теле­грам-канал VATNIKSTAN_vip. Там мы делим­ся экс­клю­зив­ны­ми мате­ри­а­ла­ми, зна­ко­мим­ся с исто­ри­че­ски­ми источ­ни­ка­ми и обща­ем­ся в ком­мен­та­ри­ях. Сто­и­мость под­пис­ки — 500 руб­лей в месяц.

 

Читай­те также:

— Совет­ские мульт­филь­мы за мир: десять шедев­ров рисо­ван­но­го паци­физ­ма;

— Рос­сий­ское кино эпо­хи рас­па­да. Яркие и необыч­ные филь­мы 1990‑х годов;

Пырьев, Брес­сон и ска­зоч­ные… иди­о­ты: семь зна­ко­вых экра­ни­за­ций Досто­ев­ско­го.

Поделиться