«Накостыляли тимуровцы „гитлерюгенду“»: наци-скинхеды в российских телесериалах нулевых

Суб­куль­ту­ра скин­хе­дов изна­чаль­но никак не была свя­за­на с расиз­мом и ксе­но­фо­би­ей, но в Рос­сии 1990‑х годов ста­ло попу­ляр­но её более позд­нее нео­на­цист­ское ответв­ле­ние. Не послед­нюю роль в этом сыг­ра­ли наци­о­наль­ные кон­флик­ты в стра­нах быв­ше­го СССР и осо­бен­но вой­на в Чечне, с нача­лом кото­рой коли­че­ство бри­то­го­ло­вых на ули­цах круп­ных горо­дов ста­ло на поря­док больше.

С 1998 года уль­тра­пра­вые всё чаще ста­ли при­бе­гать к откры­то­му улич­но­му наси­лию, в том чис­ле и с леталь­ным исхо­дом. В это же вре­мя рос­ли и уси­ли­ва­лись скин­хед­ские объ­еди­не­ния, а наци­о­на­ли­сти­че­ские пар­тии и орга­ни­за­ции ста­ли вести актив­ную рабо­ту в их сре­де. Лишь к нача­лу 2000‑х после чере­ды погро­мов и мно­го­чис­лен­ных напа­де­ний на ино­стран­ных граж­дан, при­во­див­ших к меж­ду­на­род­ным скан­да­лам, о про­бле­ме нео­на­цист­ской пре­ступ­но­сти актив­но заго­во­ри­ли в СМИ. С это­го же вре­ме­ни в рос­сий­ской попу­ляр­ной куль­ту­ре стал появ­лять­ся образ скин­хе­да, кото­рый окон­ча­тель­но отож­де­ствил­ся в мас­со­вом созна­нии с крайне пра­вы­ми взглядами.

VATNIKSTAN рас­ска­зы­ва­ет, как изоб­ра­жа­лись наци-ски­ны в сери­а­лах на цен­траль­ном теле­ви­де­нии и под вли­я­ни­ем каких собы­тий скла­ды­вал­ся их медий­ный облик.


«Дальнобойщики», 1 сезон, 16 серия (2001)

Пер­вое замет­ное появ­ле­ние нео­на­ци­стов на рос­сий­ских теле­экра­нах про­изо­шло в 2001 году в сери­а­ле «Даль­но­бой­щи­ки». Води­те­ли боль­ше­груз­но­го трей­ле­ра Сашок и Фёдор Ива­ныч реша­ют на накоп­лен­ные сред­ства открыть свой биз­нес, но тер­пят неуда­чу за неуда­чей. Арен­да скла­да ока­за­лась убы­точ­ной при усло­вии упла­ты всех нало­гов и пошлин, а кон­ку­ри­ру­ю­щие кри­ми­наль­ные груп­пи­ров­ки пыта­ют­ся выбить день­ги за «кры­шу», кото­рые задол­жал им преды­ду­щий вла­де­лец. Спер­ва на жену Фёдо­ра Нину Ива­нов­ну, кото­рая зани­ма­лась склад­ской бух­гал­те­ри­ей, «наез­жа­ют» цыгане, а затем — «Чёр­ные рубашки».

Кадр из сериала

Назва­ние ОПГ явно отсы­ла­ет к воору­жен­ным отря­дам Наци­о­наль­ной фашист­ской пар­тии Ита­лии, а чёр­ные бере­ты неко­то­рых её участ­ни­ков — к РНЕ. Мож­но раз­гля­деть и пару бом­бе­ров, но назвать их НС-скин­хе­да­ми доволь­но слож­но как в эсте­ти­че­ском, так и в идео­ло­ги­че­ском плане. Поми­мо непри­яз­ни к кон­ку­ри­ру­ю­щим этни­че­ским груп­пи­ров­кам, вски­ды­ва­ния рук и комич­но­го упо­треб­ле­ния слов «фрау» и «я», ника­ких дру­гих поли­ти­че­ских при­зна­ков и суб­куль­тур­ных отли­чий они не проявляют.

Ниче­го не добив­шись от Нины Ива­нов­ны, «Чёр­ные рубаш­ки» похи­ща­ют её. А Фёдор Ива­ныч, ниче­го не добив­шись от мили­ции, соби­ра­ет кол­лег с авто­ба­зы и едет выз­во­лять жену, воору­жив­шись обрез­ка­ми труб. Этот эпи­зод мож­но назвать самым анар­хи­че­ским в под­бор­ке, не в при­мер после­ду­ю­щим сюже­там из «сери­а­лов про мен­тов». Рабо­чие авто­ба­зы не толь­ко про­ве­ли успеш­ную акцию в духе «Народ­ной само­обо­ро­ны» (при­зна­на тер­ро­ри­сти­че­ской в РФ), но и закре­пи­ли успех, сфор­ми­ро­вав рабо­чую дру­жи­ну, о чём сооб­щи­ла Нина Ива­нов­на ново­му про­сто­душ­но­му поку­па­те­лю скла­да. Вывод напра­ши­ва­ет­ся сам собой: чест­ный биз­нес в Рос­сии постро­ить невоз­мож­но, на мили­цию рас­счи­ты­вать не при­хо­дит­ся, одни бан­ди­ты не защи­тят от дру­гих, а пото­му сила про­стых тру­дя­щих­ся — в самоорганизации.


«Крот», 2 сезон, 7–12 серии (2002)

Уже через год в сери­а­ле «Крот» наци-скин­хе­ды полу­чи­ли куда более рельеф­ное вопло­ще­ние. Сери­ал посвя­щён запу­тан­ным отно­ше­ни­ям круп­но­го биз­не­са, чинов­ни­ков, спец­служб и кри­ми­наль­но­го мира. К кон­цу вто­ро­го сезо­на глу­бо­ко закон­спи­ри­ро­ван­ный опе­ра­тив­ный работ­ник Сер­гей Кузь­ми­чёв стал­ки­ва­ет­ся с пат­ри­о­ти­че­ской орга­ни­за­ци­ей «Вели­кая Рос­сия». В её рядах состо­ят агрес­сив­ные бри­то­го­ло­вые юно­ши и девуш­ки, а а в роли вождя — Алек­сей Ива­но­вич Зуслов, хариз­ма­тич­ный пожи­лой лидер с непри­ят­ны­ми ужим­ка­ми, кри­ми­наль­ны­ми свя­зя­ми и поли­ти­че­ски­ми амбициями.

Кадр из сериала

Про­то­ти­пом Зусло­ва, по всей види­мо­сти, стал Алек­сандр Ива­нов-Суха­рев­ский — совет­ский актёр и режис­сёр, в 1990‑х сде­лав­ший карье­ру в пра­вом дви­же­нии. К нача­лу 2000‑х Ива­нов в первую оче­редь был изве­стен как лидер Народ­ной наци­о­наль­ной пар­тии, одной из несколь­ких наци­о­на­ли­сти­че­ских орга­ни­за­ций, актив­но при­вле­кав­ших сто­рон­ни­ков из суб­куль­тур­ной сре­ды. Через ННП, кста­ти, про­шёл извест­ный уль­тра­пра­вый виде­об­ло­гер Мак­сим Мар­цин­ке­вич по про­зви­щу Тесак. Поми­мо неко­то­рых сходств в мане­рах и сти­ле вождей, нель­зя не отме­тить и пере­клич­ку в чёр­но-белой рас­цвет­ке сим­во­лик ННП и «Вели­кой России».

Улич­ные акции наци-скин­хе­дов в «Кро­те» изоб­ра­же­ны в рав­ной сте­пе­ни несу­раз­но. Чего сто­ит сце­на напа­де­ния на кари­ка­тур­ных гру­зин, устро­ив­ших дебош в ресто­ране с рус­ским коло­ри­том. Пред­ва­ри­тель­но высле­див про­тив­ни­ка, как буд­то бы зная о пред­сто­я­щей пота­сов­ке, белые бой­цы вры­ва­ют­ся в заве­де­ние под тор­же­ствен­ные зву­ки «Полëта Валь­ки­рий». Тут же в кро­меш­ной нераз­бе­ри­хе сквозь шум, кри­ки и музы­ку Ваг­не­ра про­ры­ва­ет­ся задор­ная «Калин­ка-малин­ка» в испол­не­нии бала­ла­еч­ни­ков и хора в кокош­ни­ках на сцене ресторана.

Кадр из сериала

Срав­нить­ся с этим трак­тир­ным безу­ми­ем может лишь сце­на, где бри­то­го­ло­вые устра­и­ва­ют ноч­ное факель­ное шествие на пустын­ной мос­ков­ской ули­це. Демон­стра­ция под всё тот же «Полёт Валь­ки­рий» плав­но пере­хо­дит в погром с под­жо­га­ми авто­мо­би­лей, в сво­ей зре­лищ­но­сти усту­па­ю­щий раз­ве что погро­му рын­ка в филь­ме «Анти­кил­лер 2». Из-за оче­вид­ной доро­го­виз­ны подоб­ные сце­ны ред­ко впи­сы­ва­лись в бюд­же­ты теле­ви­зи­он­ных сери­а­лов, поэто­му изоб­ра­же­ние погро­ма в «Кро­те» при всех его поста­но­воч­ных несо­вер­шен­ствах — боль­шая режис­сёр­ская удача.

Смот­реть серию в «Одно­класс­ни­ках»


«Убойная сила», 5 сезон, 8 серия (2003)

Сюжет, в кото­ром за бан­дой отмо­роз­ков сто­ит взрос­лый и опыт­ный идей­ный вдох­но­ви­тель ещё не раз будет встре­чать­ся на теле­экра­нах. В детек­тив­ном сери­а­ле «Убой­ная сила» таким руко­во­ди­те­лем стал быв­ший воен­ный кор­ре­спон­дент на Кав­ка­зе Иван Пахо­мов в испол­не­нии Миха­и­ла Ефре­мо­ва. Чечен­ские вой­ны как источ­ник ксе­но­фо­бии в рос­сий­ском обще­стве — ещё одна частая тема в исто­ри­ях об уль­тра­пра­вых. Напри­мер, в филь­ме «Рос­сия 88», сня­том по моти­вам жиз­ни и твор­че­ства всё того же Теса­ка, неболь­шую бан­ду наци-скин­хе­дов настав­лял и тре­ни­ро­вал вете­ран бое­вых дей­ствий на Кав­ка­зе и по сов­ме­сти­тель­ству школь­ный учи­тель ОБЖ.

Кадр из сериала

Что же каса­ет­ся эпи­зо­да «Убой­ной силы», то сам по себе он мало чем при­ме­ча­те­лен. Бро­са­ет­ся в гла­за лишь то, что груп­пи­ров­ка, сто­я­щая за пат­ри­о­ти­че­ской орга­ни­за­ци­ей «Рус­ское духов­ное воз­рож­де­ние», дей­ству­ет слиш­ком уж про­фес­си­о­наль­но и гото­ва потра­тить несо­раз­мер­ные силы и сред­ства на запу­ги­ва­ние одной сви­де­тель­ни­цы. Тем вре­ме­нем опе­ра жалу­ют­ся друг дру­гу на некий новый закон, кото­рый не поз­во­ля­ет им эффек­тив­но вести след­ствен­ные действия.

Этот тезис два­жды про­ска­ки­ва­ет в серии и явля­ет­ся доволь­но симп­то­ма­тич­ным как для раз­го­во­ра о пол­но­мо­чи­ях поли­ции вооб­ще, так и для попу­ляр­ной в анти­фа­шист­ской сре­де дис­кус­сии о том, как бороть­ся с уль­тра­пра­вой угро­зой. В то вре­мя как одни тре­бо­ва­ли уже­сто­че­ния анти­экс­тре­мист­ско­го зако­но­да­тель­ства, дру­гие пре­ду­пре­жда­ли о его репрес­сив­ном потен­ци­а­ле и пред­ла­га­ли рас­счи­ты­вать на соб­ствен­ные силы. Кажет­ся, нет необ­хо­ди­мо­сти уточ­нять, по како­му пути в ито­ге пошла история.

Смот­реть серию на «Иви»


«Неотложка», 2 сезон, 3 серия (2005)

Эпи­зод сери­а­ла о работ­ни­ках ско­рой помо­щи «Неот­лож­ка» доволь­но силь­но выби­ва­ет­ся из обще­го ряда. В нём нет поли­ти­че­ской подо­плё­ки, пра­вых дви­же­ний и пар­тий, зато есть кон­фликт суб­куль­тур, к кото­рым созда­те­ли кон­тен­та для взрос­лой ауди­то­рии обра­ща­ют­ся редко.

Кадр из сериала

Серия начи­на­ет­ся с изби­е­ния пожи­ло­го кав­каз­ца, после кото­ро­го боль­шая тол­па бри­то­го­ло­вых идёт по ули­це, обсуж­дая свои напа­де­ния. Общий план рез­ко пере­би­ва­ет корот­кий кадр с руко­по­жа­ти­ем за пред­пле­чье. Вне­зап­но наци-ски­ны заме­ча­ют двух чело­век в цвет­ных курт­ках, кото­рых сего­дня было бы не отли­чить от про­стых обы­ва­те­лей. С кри­ком «Паца­ны, кло­у­ны! Мочи их!» тол­па устра­и­ва­ет за ними пого­ню. Потер­пев неуда­чу, бой­цы под­би­ра­ют свёрт­ки, остав­лен­ные убе­гав­ши­ми на зем­ле. Это ока­за­лись афи­ши с над­пи­сью HIP-HOP PARTY.

Соб­ствен­но, бри­то­го­ло­вые напа­да­ют на вече­рин­ку в мест­ном ДК, в то вре­мя пока герои-меди­ки муча­ют козу на сва­дьбе кол­лег. Завла­дев огне­стрель­ным ору­жи­ем у пья­но­го мили­цей­ско­го пат­ру­ля, бой­цы вры­ва­ют­ся на танц­пол, кла­дут всех рэпе­ров на пол и устра­и­ва­ют им мораль­ный тер­рор: застав­ля­ют слу­шать немец­кие мар­ши и сти­хи про фюре­ра, настой­чи­во объ­яс­ня­ют, поче­му стыд­но слу­шать музы­ку чёр­ных, и даже пыта­ют­ся выма­зать гута­ли­ном лица ауди­то­рии. Но преж­де чем бри­то­го­ло­вые успе­ва­ют при­ду­мать новое раз­вле­че­ние, начи­на­ет­ся штурм зда­ния сила­ми мили­ции и ОМО­На. Гла­варь бан­ды Рома по про­зви­щу Ром­мель уво­дит това­ри­щей и несколь­ких залож­ни­ков в под­вал. Оста­ток серии посвя­щён их спа­се­нию, кото­рое не обо­шлось без харак­тер­ных для кана­ла «Рос­сия 1» мело­дра­ма­ти­че­ских нот.

Хотя серия изоб­ра­жа­ет самую неле­пую и бес­тол­ко­вую акцию уль­тра­пра­вых, на кото­рую у теле­сце­на­ри­стов хва­ти­ло фан­та­зии, она вдох­нов­ле­на собы­ти­я­ми, о кото­рых ред­ко при­ня­то вспо­ми­нать за пре­де­ла­ми суб­куль­тур­ной сре­ды. Так, напри­мер, напа­де­ние на посе­ти­те­лей фести­ва­ля «Бит-бит­ва» в мос­ков­ском двор­це спор­та «Дина­мо» в 2000 году было одним из круп­ней­ших эпи­зо­дов улич­но­го наси­лия тех лет.

Смот­реть серию в «Одно­класс­ни­ках»


«Солдаты», 2 сезон, 12 серия (2005)

Коме­дий­ный сери­ал «Сол­да­ты» так­же не обо­шёл сто­ро­ной тему пра­во­ра­ди­ка­лов. Неуём­ный пра­пор­щик Шмат­ко посы­ла­ет сроч­ни­ков в лес, где те соби­ра­ют гри­бы и забав­ля­ют­ся с коря­га­ми, уга­ды­вая, на что они похо­жи. Непо­да­лё­ку на опуш­ке тол­па бри­то­го­ло­вых пьёт пиво под зву­ки тяжё­лых гитар­ных риф­фов. Столк­нуть­ся с наци не повез­ло рядо­во­му Ваку­та­ги­ну (экран­ные сослу­жив­цы рас­спра­ши­ва­ют его о тундре, хотя сыг­рав­ший его Ама­ду Мама­да­ков по наци­о­наль­но­сти туви­нец). Обви­нив сол­да­та в поку­ше­нии на богат­ства рус­ско­го леса, агрес­сив­ные тури­сты попы­та­лись избить Ваку­та­ги­на, но на шум при­бе­жа­ли сослу­жив­цы и одо­ле­ли раси­стов в руко­паш­ном бою.

Кадр из сериала

О лес­ных при­клю­че­ни­ях немед­лен­но узна­ёт началь­ство, мне­ния об инци­ден­те раз­де­ля­ют­ся. Коман­дир части пол­ков­ник Боро­дин непре­кло­нен: столк­нув­шись с фаши­ста­ми, сол­да­ты отсто­я­ли честь мун­ди­ра, и пото­му вме­сто выго­во­ра заслу­жи­ва­ют объ­яв­ле­ния бла­го­дар­но­сти. С ним спо­рит заме­сти­тель по вос­пи­та­тель­ной рабо­те Колоб­ков, утвер­ждая, что, как бы то ни было, пре­вы­ше­ние пол­но­мо­чий про­изо­шло и его нель­зя оста­вить без­на­ка­зан­ным. Неза­мыс­ло­ва­тый кон­фликт мора­ли и пра­ва вле­чёт за собой слу­жеб­ное раз­би­ра­тель­ство и ста­вит под угро­зу даль­ней­шую карье­ру пол­ков­ни­ка. Кро­ме того, выяс­ни­лось, что пик­ник устро­и­ли участ­ни­ки дви­же­ния «Воз­рож­де­ние Рос­сии», сре­ди кото­рых был пле­мян­ник гене­рал-лей­те­нан­та из Гене­раль­но­го штаба.

Вопре­ки всем обсто­я­тель­ствам, ситу­а­ция раз­ре­ши­лась в поль­зу глав­ных геро­ев. Но сто­ит отме­тить, что отнюдь не всем сто­рон­ни­кам пря­мо­го дей­ствия на рос­сий­ских экра­нах повез­ло так же, как сол­да­там и дальнобойщикам.

Смот­реть серию на сай­те «Рен-ТВ»


«Ментовские войны 3», «Образ врага» (5–8 серии) (2006)

После убий­ства в 2005 году музы­кан­та, анти­фа­ши­ста и волон­тё­ра «Еды вме­сто бомб» Тиму­ра Кача­ра­вы о низо­вом про­ти­во­дей­ствии уль­тра­пра­вым актив­но заго­во­ри­ли в СМИ. На теле­ви­де­нии вышла мас­са сюже­тов об улич­ных вой­нах, а созда­те­ли сери­а­ла «Мен­тов­ские вой­ны» посвя­ти­ли им в тре­тьем сезоне целую сюжет­ную арку из несколь­ких серий.

Кадр из сериала

Нео­на­ци­сты в «Вой­нах» всё те же: злые, бри­тые, в тяжё­лых ботин­ках. И зани­ма­ют­ся при­мер­но тем же: совер­ша­ют расист­ские напа­де­ния по указ­ке солид­ных людей. А вот анти­фа­ши­ста­ми ока­за­лись тще­душ­ные сту­ден­ты юрфа­ка СПб­ГУ. Став одна­жды жерт­ва­ми наци-скин­хе­дов, теперь они высле­жи­ва­ют и подав­ля­ют их чис­лом. «Нако­сты­ля­ли тиму­ров­цы „гит­ле­рю­ген­ду“», — иро­ни­зи­ру­ет один из глав­ных геро­ев, сотруд­ни­ков убой­но­го отдела.

Сто­ит ли гово­рить, что сту­ден­че­ские дру­жи­ны — пол­ная выдум­ка сце­на­ри­стов, преду­смот­ри­тель­но решив­ших не погру­жать ауди­то­рию в суб­куль­тур­ные тон­ко­сти. Вме­сто скей­те­ров, рэпе­ров, пан­ков, а так­же левых и апо­ли­тич­ных скин­хе­дов, кото­рые соста­ви­ли костяк улич­но­го анти­фа­шиз­ма, еже­днев­но под­вер­га­ясь рис­ку из-за взгля­дов и внеш­но­сти, в сери­а­ле пока­за­ны про­стые «обы­ва­те­ли», но с обострён­ным чув­ством спра­вед­ли­во­сти и суро­вой памя­тью о Вели­кой Оте­че­ствен­ной войне. Нетруд­но дога­дать­ся, как к созда­те­лям при­шла эта идея. Тот же Тимур Кача­ра­ва был сту­ден­том фило­соф­ско­го факуль­те­та СПб­ГУ, и панк-кон­церт его памя­ти состо­ял­ся в том же уни­вер­си­тет­ском зда­нии, где после пар встре­ча­лись сери­аль­ные антифашисты.

В про­дол­же­ние ана­ло­гии уже в пер­вой серии наци­сты уби­ва­ют нефор­маль­но­го лиде­ра сту­ден­тов-акти­ви­стов, после чего его това­ри­щи начи­на­ют отча­ян­ную вен­дет­ту. И вот тут мен­ты берут­ся за голо­ву, пото­му что по зако­ну вопро­сы решать никто не соби­ра­ет­ся. Если реаль­ные анти­фа­ши­сты мог­ли отка­зы­вать­ся от сотруд­ни­че­ства с орга­на­ми из идео­ло­ги­че­ских сооб­ра­же­ний или про­сто из пацан­ских поня­тий, то в «Мен­тов­ских вой­нах» они это дела­ют ско­рее из баналь­но­го юно­ше­ско­го упрям­ства. Ника­ки­ми внят­ны­ми поли­ти­че­ски­ми взгля­да­ми дей­ствия сту­ден­тов не моти­ви­ро­ва­ны, хотя сле­до­ва­те­ли ехид­но назы­ва­ют их рево­лю­ци­о­не­ра­ми, а один даже носит недву­смыс­лен­ную клич­ку Че.

Разу­ме­ет­ся, в попыт­ках разо­брать­ся с про­тив­ни­ком само­сто­я­тель­но сту­ден­ты быст­ро пере­хо­дят к мето­дам сугу­бо кри­ми­наль­ным: похи­ще­нию, убий­ству, пыт­кам и взя­тию залож­ни­ков (сто­ит ли гово­рить, что в дей­стви­тель­но­сти рос­сий­ские анти­фа­ши­сты не совер­ши­ли ниче­го из выше­пе­ре­чис­лен­но­го). Более того, в кон­це ока­за­лось, что и за фаши­ста­ми, и за анти­фа­ши­ста­ми сто­ит один и тот же вли­я­тель­ный кук­ло­вод. Пожа­луй, «Мен­тов­ские вой­ны» сде­ла­ли всё воз­мож­ное, что­бы под­дер­жать борь­бу с моло­дёж­ным экс­тре­миз­мом, пока­зав его столь же бес­смыс­лен­ным, сколь и бес­по­щад­ным во всех воз­мож­ных проявлениях.


«Школа» (2010)

Совер­шен­но иной под­ход к теме моло­дёж­ных суб­куль­тур мож­но обна­ру­жить в куль­то­вом сери­а­ле «Шко­ла» Вале­рии Гай Гер­ма­ни­ки. Уче­ник зло­по­луч­но­го девя­то­го «А» Вадим Иса­ев, как и мно­гие его одно­класс­ни­ки, ребё­нок из небла­го­по­луч­ной семьи. Раз­ве что из-за отца-алко­го­ли­ка гра­дус наси­лия в ней выше сред­не­го по клас­су. С пер­вых сво­их появ­ле­ний пер­со­наж выска­зы­ва­ет типич­ные пра­вые тези­сы о при­ез­жих и зани­ма­е­мых ими рабо­чих местах, кон­флик­ту­ет с одно­класс­ни­ком Тиму­ром Задо­е­вым и обра­ща­ет на себя вни­ма­ние учи­те­ля гео­гра­фии. Тот одоб­ря­ет взгля­ды Вади­ма и при­гла­ша­ет его в пат­ри­о­ти­че­ский кру­жок, но сове­ту­ет быть осторожным.

Кад­ры из сериала

Одна­ко Иса­ев осто­рож­ным быть не соби­ра­ет­ся. Посте­пен­но он меня­ет стиль одеж­ды, бре­ет­ся под ноль и начи­на­ет тусо­вать­ся с фут­боль­ны­ми фана­та­ми и наци-скин­хе­да­ми. От серии к серии под­ро­сток ведёт себя всё гру­бее и агрессивнее,но в то же вре­мя совер­ша­ет доволь­но инфан­тиль­ные выход­ки: рису­ет сва­сти­ку на класс­ной дос­ке, зигу­ет испод­тиш­ка и учит млад­ше­го бра­та ксе­но­фоб­ным стиш­кам. К кон­цу сери­а­ла Вади­ма всё же насти­га­ет жиз­нен­ный урок: пар­ня силь­но изби­ва­ют его же при­я­те­ли, узнав, что он обща­ет­ся с враж­деб­ной фанат­ской группировкой.

«Шко­ла», оче­вид­но, отда­ва­ла пред­по­чте­ние лич­ным исто­ри­ям и быто­во­му реа­лиз­му, неже­ли акту­аль­но­му поли­ти­че­ско­му кон­тек­сту. Это род­нит её с филь­ма­ми «Сде­ла­но в Бри­та­нии» и «Аме­ри­кан­ская исто­рия Х», где труд­ных бри­тых под­рост­ков взрос­лые пыта­ют­ся наста­вить на пра­виль­ный путь. Хотя Иса­е­ву куда мень­ше повез­ло с учи­те­ля­ми и соц­ра­бот­ни­ка­ми, чем глав­ным геро­ям тех филь­мов, шан­сов изме­нить свою жизнь в луч­шую сто­ро­ну у него оста­лось несрав­ни­мо больше.


К нача­лу 2010‑х, несмот­ря на неко­то­рые зна­ко­вые собы­тия вро­де погро­ма на Манеж­ной пло­ща­ди или дела БОРН, актив­ность пра­во­ра­ди­ка­лов ста­ла сни­жать­ся. Анти­экс­тре­мист­ское зако­но­да­тель­ство уже­сто­ча­лось, рас­ши­ря­лась прак­ти­ка его при­ме­не­ния. Изме­ни­лись и общие поли­ти­че­ские трен­ды. Вме­сто заиг­ры­ва­ний с пат­ри­о­ти­че­ски­ми обще­ствен­ны­ми дви­же­ни­я­ми, харак­тер­ных для Адми­ни­стра­ции Пре­зи­ден­та при Вла­ди­сла­ве Сур­ко­ве, госу­дар­ство сде­ла­ло став­ку на уси­ле­ние сило­во­го аппа­ра­та. До кон­флик­та на юго-восто­ке Укра­и­ны, кото­рый повлёк за собой глу­бо­кий рас­кол в рядах уль­тра­пра­вых, оста­ва­лось совсем немно­го. Выхо­див­шие в это вре­мя сери­а­лы едва ли при­внес­ли что-то прин­ци­пи­аль­но новое в теле­ви­зи­он­ный образ наци-скин­хе­дов, но зато непло­хо уло­ви­ли дух насту­па­ю­ще­го поли­цей­ско­го безвременья.

Так, в детек­тив­ном сери­а­ле «Шеф» (1 сезон, 18 серия) сле­до­ва­те­ли не стес­ня­ют­ся при­кар­ма­ни­вать най­ден­ные у нео­на­ци­ста нар­ко­ти­ки при неза­кон­ном обыс­ке, что­бы в потом исполь­зо­вать их для дав­ле­ния на дру­гих подо­зре­ва­е­мых. А в коме­дий­ном сери­а­ле «Пат­руль» (10 серия) мили­ци­о­не­ры напи­ва­ют­ся и лезут в помой­ку, про­ва­ли­вая заса­ду на бан­ду бри­то­го­ло­вых без каких-либо слу­жеб­ных послед­ствий. Меж­ду делом они за взят­ку помо­га­ют при­ез­жим с оформ­ле­ни­ем реги­стра­ции и сами ста­но­вят­ся иде­аль­ной иллю­стра­ци­ей для уль­тра­пра­вой агитки.

Без­услов­но, с модой на серую мораль «сери­а­лы про мен­тов» ста­ли чест­нее, чем преж­де, когда в дос­ку пра­виль­ные и бес­ком­про­мисс­ные сотруд­ни­ки тос­ко­ва­ли по широ­ким пол­но­мо­чи­ям. Наци-скин­хе­ды всё ещё могут состо­ять в ОПГ или про­сто быть опас­ны­ми улич­ны­ми хули­га­на­ми, но они уже пере­ста­ли пред­став­лять серьёз­ную силу с боль­ши­ми поли­ти­че­ски­ми амби­ци­я­ми. А вот поли­ция сво­их пози­ций не утра­ти­ла, и взгляд на неё вызы­ва­ет ничуть не мень­шую оторопь.


Читай­те также:

Манеж­ка-2002. Бунт «кар­ла­нов»

Ой! в Рос­сии: пять глав­ных групп оте­че­ствен­но­го ой-панка

Каких вам­пи­ров раз­бу­ди­ла пере­строй­ка. Готи­че­ские моти­вы в позд­не­со­вет­ских хоррорах

Поделиться