Феномен народного православия в России

По сво­е­му основ­но­му заня­тию ваш покор­ный слу­га — стар­ший науч­ный сотруд­ник в Костром­ском музее дере­вян­но­го зод­че­ства. В октяб­ре 2017 года мы с кол­ле­га­ми отпра­ви­лись в коман­ди­ров­ку в дерев­ню Нику­ли­но Мака­рьев­ско­го рай­о­на Костром­ской обла­сти. Нуж­но было осмот­реть дере­вян­ный дом вре­мён НЭПа, пооб­щать­ся с хозя­е­ва­ми и, веро­ят­но, при­нять реше­ние о воз­мож­ном пере­но­се дома на тер­ри­то­рию музея. Пока кол­ле­ги-архи­тек­то­ры обме­ря­ли дом и обсле­до­ва­ли хозяй­ствен­ный двор и под­клет, я оку­нул­ся в этно­гра­фи­че­скую часть поездки.

Дерев­ня Нику­ли­но. Октябрь 2017 года. Фото автора

Хозяй­ка дома Нина Ива­нов­на про­жи­ла в Мака­рьев­ском рай­оне без мало­го 70 лет, мно­го чего зна­ла и охот­но дели­лась вос­по­ми­на­ни­я­ми. Мы пого­во­ри­ли про мест­ных ремес­лен­ни­ков — гон­ча­ров и пимо­ка­тов, — про бег­лых заклю­чён­ных из сосед­не­го Унж­ла­га, и вот речь зашла о мест­ных пре­столь­ных празд­ни­ках и рели­ги­оз­ных обря­дах. Ока­за­лось, что в трёх кило­мет­рах на севе­ро-запад от Нику­ли­но есть свя­той источ­ник Поток, ука­за­тель на него мы про­ез­жа­ли как раз по пути. Там нахо­дит­ся часов­ня, поклон­ный крест и купаль­ня. По пре­да­нию, дав­ным-дав­но кре­стьяне в этих местах нашли ико­ну Вла­ди­мир­ской Божи­ей Мате­ри и отнес­ли её в цер­ковь. Но вско­ре ико­на про­па­ла из хра­ма и вновь была обна­ру­же­на на том же самом месте. Тогда же вбли­зи её нашли род­ник, кото­рый и ста­ли назы­вать Поток.

Бóль­шую часть про­шло­го сто­ле­тия Поток пере­жи­вал упа­док — отно­ше­ния у совет­ской вла­сти с рели­ги­ей были очень напря­жён­ные. Людям запре­ща­ли посе­щать свя­той источ­ник, часов­ню несколь­ко раз сжи­га­ли, выстав­ля­ли охра­ну. Но мест­ные жите­ли всё рав­но при­но­си­ли туда ико­ны, раз­ве­ши­ва­ли их на дере­вьях и вновь сво­и­ми сила­ми соору­жа­ли часов­ню. Ходи­ли в то вре­мя на Поток в основ­ном ночью. Нина Ива­нов­на рас­ска­за­ла, что тогда в Мака­рьев­ском рай­оне нача­ли добы­вать торф и ков­шом экс­ка­ва­то­ра «испор­ти­ли» род­ник. Но клю­чик всё рав­но нашёл дорогу.

На свя­том источ­ни­ке Поток

Сей­час на Поток при­хо­дят со всей окру­ги, счи­тая, что вода там помо­га­ет изба­вить­ся от болез­ней. Каж­дый год в празд­ник Вла­ди­мир­ской ико­ны Божьей Мате­ри (6 июля) свя­щен­ник села Унжи (при­мер­но 16 кило­мет­ров от Нику­ли­но и 14 кило­мет­ров от Пото­ка) про­во­дит на источ­ни­ке службу.

Сам Поток оброс мно­же­ством пове­рий. Напри­мер, счи­та­ет­ся, что туда нуж­но ходить обя­за­тель­но пеш­ком, а после купа­ния оста­вить часть одеж­ды, что­бы быть здо­ро­вым надол­го. У кого что болит — тот такой пред­мет одеж­ды и остав­ля­ет. Воз­ле Пото­ка мож­но уви­деть мно­же­ство цвет­ных лен­то­чек и одеж­ду, раз­ве­шан­ную на дере­вьях, как сим­вол того, что болезнь оста­лась здесь.

Вот и вста­ёт вопрос: каким обра­зом остав­лен­ная на берёз­ках одеж­да соот­но­сит­ся с пра­во­сла­ви­ем? Покло­не­ние пред­ме­там, то есть фети­шизм, — одна из форм язы­че­ства. А посе­ти­те­ли Пото­ка — хри­сти­ане, а никак не языч­ни­ки. Да и ни в одном Свя­щен­ном Писа­нии подоб­ные обря­ды не упо­ми­на­ют­ся. Перед нами явный при­мер двое­ве­рия или, как его ещё назы­ва­ют, народ­но­го православия.

Далее мы порас­суж­да­ем об этом поня­тии и рас­смот­рим его на при­ме­рах — как свя­тые ста­но­ви­лись покро­ви­те­ля­ми домаш­не­го ско­та, поче­му язы­че­ские эле­мен­ты впле­та­лись в хри­сти­ан­ские празд­ни­ки, а так­же кто такие залож­ные покойники.


Батюшка Егорий Победоносец

Свят­ки, Мас­ле­ни­ца, день Ива­на Купа­лы и мно­гие дру­гие празд­ни­ки ухо­дят кор­ня­ми в язы­че­ские вре­ме­на. Но с при­ня­ти­ем хри­сти­ан­ства они обре­ли новый смысл, более соот­вет­ству­ю­щий дог­ма­там пра­во­слав­ной церк­ви. Это обще­из­вест­ные фак­ты, отто­го нет смыс­ла оста­нав­ли­вать­ся на них подроб­но. Обра­тим взор на при­ме­ры, может, и менее оче­вид­ные, но сохра­нив­ши­е­ся в тра­ди­ци­он­ной куль­ту­ре вплоть до наших дней.

День Геор­гия Побе­до­нос­ца при­хо­дит­ся на 6 мая по гри­го­ри­ан­ско­му кален­да­рю и на 23 апре­ля по юли­ан­ско­му. Его отме­ча­ют по все­му сла­вян­ско­му миру, в том чис­ле и на евро­пей­ской тер­ри­то­рии Рос­сии. Напри­мер, в Костром­ской обла­сти кре­стьяне назы­ва­ли его Его­рье­вым днём, и он был одним из самых важ­ных празд­ни­ков. Места­ми его­рьев­ские обря­ды сохра­ня­ют­ся и по сей день.

Его­рий Веш­ний. Лубок XIX века

В первую оче­редь это празд­ник пер­во­го выго­на ско­та, най­ма пас­ту­хов и «маги­че­ской» защи­ты домаш­ней ско­ти­ны. Костром­ской край отно­сит­ся к «зоне рис­ко­ван­но­го зем­ле­де­лия», где выжить толь­ко тем, что вырас­ти­ли в поле, — зада­ча слож­ная. Поэто­му кре­стьяне иска­ли дру­гие источ­ни­ки дохо­да: кто-то зани­мал­ся ремеслом, кто-то — отхо­жи­ми про­мыс­ла­ми (от сло­ва «отхо­дить», то есть рабо­та­ли в дру­гом реги­оне, вда­ле­ке от дома, как совре­мен­ные вах­то­ви­ки. — Прим.). Ско­то­вод­ство порой ока­зы­ва­лось даже важ­нее зем­ле­де­лия, отсю­да и такое зна­че­ние праздника.

Его­рьев день оброс соб­ствен­ны­ми тра­ди­ци­я­ми, напри­мер кален­дар­ны­ми (при­уро­чен­ны­ми к опре­де­лён­ным дням) и обря­до­вы­ми пес­ня­ми. Их пели, когда выго­ня­ли на выпас домаш­ний скот и обхо­ди­ли дере­вен­ские дво­ры для сбо­ра уго­ще­ния. Пение сопро­вож­да­ли игрой на пас­ту­шьей барабанке.

Ели­син с пас­ту­шьей бара­бан­кой. Дерев­ня Гор­чу­ха Мака­рьев­ско­го рай­о­на, Костром­ская область. 1977 год

Пес­ни эти весь­ма древ­ние. В 1839 году о них писал фольк­ло­рист Иван Сне­ги­рёв в тру­де «Рус­ские про­сто­на­род­ные празд­ни­ки и суе­вер­ные обряды»:

Мы вокруг поля ходили,
Его­рья окликали,
Мака­рья величали.
Его­рий ты наш храбрый,
Мака­рий преподобный!
Ты спа­си нашу скотинку
В поле и за полем,
В лесу и за лесом,
Под свет­лым под месяцем,
Под крас­ным солнышком,
От вол­ка от хищнаго,
От мед­ве­дя лютаго,
От зве­ря лука­во­го! [1]

Спу­стя почти 140 лет, в 1975 году, вари­ант похо­же­го содер­жа­ния запи­са­ли сотруд­ни­ки Рос­сий­ской ака­де­мии музы­ки име­ни Гне­си­ных в Коло­гри­вском рай­оне Костром­ской области:

Батюш­ка Егорий,
Мака­рий преподобный!
Спа­си нашу скотинку,
Всю животинку!
В поле и за полем,
В лесе и за лесом,
За гора­ми за крутыми,
За пес­ка­ми за жёлтыми
От лес­но­го зверя,
Вол­ка, медведя.
Лес­но­му зверю
Вол­ку, медведю,
Векуш­ке, куничке,
Зай­чи­ку, лисичке —
Пень да колода,
За морем дорога.
Уж как нашей-то скотинке —
Травка-муравка,
Зелё­нень­кий лужочек,
Холод­ный ручеёчек.
В руче­ёч­ке напьётся,
Домой попле­тёт­ся. [2]

Батюш­ка Его­рий, кото­ро­го про­сят о помо­щи в пес­нях кре­стьяне, — хри­сти­ан­ский муче­ник и один из самых почи­та­е­мых свя­тых не толь­ко в пра­во­сла­вии — Геор­гий. Он жил в III веке, был вои­ном, постра­дал от гоне­ний на хри­сти­ан, выдер­жал страш­ные муче­ния и в ито­ге был обез­глав­лен. Ско­рее все­го, он нико­гда в жиз­ни не пас скот, но бли­зость дня его поми­но­ве­ния к нача­лу ско­то­вод­че­ско­го сезо­на сде­ла­ла Геор­гия «стар­шим по коро­вам» сре­ди всех святых.

Струк­ту­ра его­рьев­ских песен напо­ми­на­ет заго­во­ры: в них пере­чис­ля­ют­ся те места, где нуж­но «спа­сти и сохра­нить» домаш­ний скот. Зна­ме­ни­тый совет­ский иссле­до­ва­тель язы­че­ства Борис Рыба­ков, свя­зы­ва­ю­щий заго­во­ры с ани­миз­мом (верой в духов и души), так опи­сы­ва­ет это явление:

«Пер­во­быт­ное миро­ощу­ще­ние осо­бен­но явно про­сту­па­ет в подроб­ней­ших мно­го­слов­ных переч­нях тех сил, кото­рые могут помочь или повре­дить чело­ве­ку… Соста­ви­тель закли­на­ния стре­мит­ся преду­смот­реть так­же и все мно­го­об­раз­ные обсто­я­тель­ства при­чи­не­ния зла. Забо­тясь о предот­вра­ще­нии зла, раз­ли­то­го повсе­мест­но в при­ро­де и во всём окру­же­нии чело­ве­ка, пере­чис­ля­ет и всю фау­ну, и все эле­мен­ты ланд­шаф­та (реки, леса, горы, тра­вы) …» [3].

Нечто подоб­ное мы заме­ча­ем и в при­ве­дён­ных выше текстах. Там упо­ми­на­ют­ся места, где может постра­дать домаш­ний скот.

Заго­во­ры же — без­услов­ный при­мер народ­но­го пра­во­сла­вия. В неко­то­рых из них содер­жат­ся даже упо­ми­на­ния существ из сла­вян­ской мифо­ло­гии. Вот фраг­мент заго­во­ра от полуночницы:

«Полу­ноч­ни­ца ден­ная, нощ­ная, минут­ная, полу­ми­нут­ная, часо­вая, полу­ча­со­вая. Не тронь и не шеве­ли раба божья мла­ден­ца имя­рек. Пяток не щеко­ти, не тешь­ся и не поте­шай­ся над мла­ден­цем имя­рек. Тешь­ся, поте­шай­ся в пар­ной бане, на частой кам­ни­це, над серым камнем…»

Полу­ноч­ни­цы или ноч­ни­цы — это враж­деб­ные духи, кото­рые напа­да­ют на детей, гото­вя­щих­ся уснуть, и вызы­ва­ют бес­сон­ни­цу. Мно­гие сла­вян­ские наро­ды вери­ли, что имен­но полу­ноч­ни­цы явля­ют­ся при­чи­ной дет­ско­го пла­ча и ноч­но­го кри­ка. Как раз образ полу­ноч­ни­цы исполь­зо­ва­ла поль­ская ком­па­ния-раз­ра­бот­чик CD Project RED в серии игр «Ведь­мак», кото­рая во мно­гом осно­ва­на на сла­вян­ской мифо­ло­гии. Конеч­но же, с точ­ки зре­ния хри­сти­ан­ства, ника­ких полу­ноч­ниц не мог­ло существовать.

Полу­ноч­ни­ца. Один из вра­гов в игре «Ведь­мак 3: Дикая охота»

Святые становятся покровителями грачей, или Не куличом единым

Ещё один весен­ний празд­ник с язы­че­ски­ми эле­мен­та­ми — Соро­ки или Жаво­рон­ки — отме­ча­ет­ся 9/22 мар­та. Назва­ние «Соро­ки» про­ис­хо­дит от цер­ков­но­го наиме­но­ва­ния празд­ни­ка — «Сорок муче­ни­ков сева­стий­ских». Это день поми­но­ве­ния 40 вои­нов рим­ско­го леги­о­на. В 320 году в Сева­стии вое­на­чаль­ник Агри­ко­ла потре­бо­вал их при­не­сти жерт­вы язы­че­ским богам, но те отка­за­лись. Тогда рим­ские сол­да­ты раз­де­ли их и выве­ли на ледя­ное озе­ро. Там все 40 чело­век и замёрз­ли, при­няв муче­ни­че­скую смерть. В кре­стьян­ском созна­нии чис­ло 40 пере­пле­лось с соро­ка­ми — так появи­лась новая трак­тов­ка празд­ни­ка. С назва­ни­ем свя­за­но ещё и пове­рье, что от празд­ни­ка до тёп­лых дней оста­лось 40 утрен­них замо­роз­ков или, как их ещё назы­ва­ли, «утрен­ни­ков». Это чис­ло пере­кли­ка­ет­ся с 40 замёрз­ши­ми вои­на­ми — вновь смысл празд­ни­ка при­шёл в соот­вет­ствие с кре­стьян­ским календарём.

Счи­та­лось, что в этот день из тёп­лых кра­ёв воз­вра­ща­ют­ся пере­лёт­ные пти­цы, кото­рых встре­ча­ли песнями-закличками:

Жаво­рон­ки прилетали,
Мат­ку Вол­гу заклевали.
Мат­ка Вол­га не давалась,
Под песо­чек забиралась,
Тон­ким лед­нем закрывалась.
Тонек ледень обломился,
Ско­ры сне­ги покатились,
В реках воды появились.
Вы не клюй­те песок,
Не тупи­те свой носок.
При­го­дит­ся носок
На овся­ный коло­сок! [4]

Неотъ­ем­ле­мый атри­бут празд­ни­ка — обря­до­вое пече­нье в фор­ме жаво­рон­ков. Есть све­де­ния, как в этот день дети, вый­дя в поле, под­бра­сы­ва­ли фигур­ки печё­ных жаво­рон­ков в воз­дух и кри­ча­ли заклич­ки, при­бли­жая при­лёт птиц и при­ход весны.

Обря­до­вое пече­нье в фор­ме жаворонка

Обря­до­вое пече­нье раз­ных форм пек­ли на мно­гие празд­ни­ки. Всем извест­ны пас­халь­ные кули­чи, но и поми­мо них есть ещё несколь­ко весь­ма при­ме­ча­тель­ных примеров.

С «жаво­рон­ка­ми», напри­мер, сход­ны «гра­чи», кото­рых гото­ви­ли 4/17 мар­та в день памя­ти свя­тых Гера­си­ма Иор­дан­ско­го (монах, жив­ший в V веке и при­ру­чив­ший дико­го льва) и Гера­си­ма Воло­год­ско­го (рус­ский иеро­мо­нах, осно­вав­ший Волог­ду). В наро­де празд­ник полу­чил назва­ние «Гера­сим Гра­чев­ник», а ниче­го не подо­зре­ва­ю­щие свя­тые в народ­ной тра­ди­ции сли­лись в одно­го абстракт­но­го пер­со­на­жа, кото­рый ока­зал­ся покро­ви­те­лем гра­чей. С воз­вра­ще­ни­ем этих птиц и свя­зы­ва­ли празд­нич­ный день.

При­вяз­ка имён свя­тых к опре­де­лён­ным пери­о­дам года и явле­ни­ям при­ро­ды встре­ча­ет­ся доволь­но часто и тоже наво­дит на мыс­ли об отго­лос­ках язы­че­ства. Таков, напри­мер, празд­ник «Алек­сей — с гор вода» или «Алё­ша Тёп­лый» (17 или 30 мар­та), свя­зан­ный с тая­ни­ем сне­гов. Офи­ци­аль­ная цер­ковь зна­ет его под име­нем Алек­сий, чело­век Божий — это свя­той и аскет, жив­ший в Запад­ной Рим­ской импе­рии в IV‑V веках.

Тихо­нов день (16 или 29 июня), когда по пове­рьям солн­це замед­ля­ет ход по небу, а пти­цы пере­ста­ют петь. Имя Тихон созвуч­но со сло­ва­ми «тихий» и «тиши­на», что отра­зи­лось в народ­ных при­ме­тах. Пра­во­слав­ная цер­ковь в этот день поми­на­ет трёх свя­тых с име­нем Тихон, так что слож­но ска­зать, кто имен­но замед­ля­ет солн­це, а кто застав­ля­ет птиц замолчать.

«Кузь­мин­ки» (1 или 14 нояб­ря) — день свя­тых-бес­среб­ре­ни­ков и вра­че­ва­те­лей бра­тьев Кузь­мы и Демья­на. Они жили в III-IV веках и ока­за­лись покро­ви­те­лям куз­не­цов — в этот день «Кузь­ма-Демьян куёт лёд на реках» — и сва­деб («куют свадьбу»).

Спи­сок мож­но про­дол­жать дол­го. Там ока­жут­ся и Васи­лий-сви­нят­ник, и Кате­ри­на-сан­ни­ца, и Геор­гий Побе­до­но­сец — уже упо­ми­нав­ший­ся выше «батюш­ка Егорий».

Воз­вра­ща­ясь к теме пече­нья в виде жаво­рон­ков и гра­чей — это при­мер того, что учё­ные назы­ва­ют симиль­ной маги­ей, то есть попыт­кой добить­ся резуль­та­та демон­стра­ци­ей жела­е­мо­го в сим­во­ли­че­ской фор­ме. Желая при­бли­зить при­бы­тие пере­лёт­ных птиц, а с ним и при­ход дол­го­ждан­ной вес­ны, люди гото­ви­ли пече­нье в фор­ме гра­чей и жаво­рон­ков, а дети под­бра­сы­ва­ли его в небо.

При­ве­дём ещё несколь­ко при­ме­ров. В сре­ду или чет­верг чет­вёр­той неде­ли Вели­ко­го поста пек­ли кре­сты. Этот день назы­вал­ся «Сре­до­кре­стие», он при­хо­дил­ся ров­но на сере­ди­ну пери­о­да меж­ду Мас­ле­ни­цей и Пас­хой. В этот день пост «лома­ет­ся», идёт на убыль. По пове­рью, если вый­ти этой ночью на ули­цу, то мож­но услы­шать, как тре­щит лёд на реках. Вновь в хри­сти­ан­скую тра­ди­цию впле­лось народ­ное пред­став­ле­ние. Лома­ет­ся пост, а зна­чит, и лёд.

Обря­до­вое пече­нье в виде крестов

Ино­гда по испе­чён­ным кре­стам гада­ли — внутрь мог­ли запечь монет­ку, кусо­чек угля или лучин­ку. Кому с чем попа­дёт­ся крест — того в буду­щем году и ожи­да­ет такая судь­ба. Монет­ка озна­ча­ла сча­стье, а уго­лёк — смерть.

Дети, как на коляд­ках или на Его­рьев день, ходи­ли по дво­рам выпра­ши­вать уго­ще­ние — печё­ные кре­сти­ки. Обход дво­ров так­же сопро­вож­дал­ся обря­до­вы­ми песнями:

Крест вос­крес!
Подай мой крест!
Вели­кое Говинье
Переломится.
Коро­бья с бельём
Откроются.
Кад­ка с молоком
Опрокинется.
Новыя сапожки
С нёба упадут,
Ста­рыя старушки
По кре­сти­ку дадут.
Давай­тё крест.
Давай­тё другой,
Обли­вай­тё водой!
Давай­тё третий,
Хле­щи­те пле­тью! [5]

На Воз­не­се­ние (40‑й день после Пас­хи), в день Иоан­на Лествич­ни­ка (чет­вёр­тое вос­кре­се­нье Вели­ко­го поста), а ино­гда и в Лаза­ре­ву суб­бо­ту (суб­бо­та перед Верб­ным вос­кре­се­ньем) пек­ли «лесен­ки». Порой это объ­яс­ня­ли тем, что «Лазарь за вер­бой лазал». Мож­но про­ве­сти ана­ло­гию меж­ду Воз­не­се­ни­ем — стрем­ле­ни­ем наверх, в небе­са — и лест­ни­цей, так­же направ­лен­ной вверх. По этой же логи­ке печё­ные лест­ни­цы ино­гда отно­си­ли в поля и ста­ви­ли сре­ди рас­ту­щих зла­ков, что­бы «рожь луч­ше рос­ла» — ещё один при­мер симиль­ной магии.

Обря­до­вое пече­нье в виде лестниц

Почему могила — это не для всех

Наи­бо­лее напол­нен язы­че­ски­ми смыс­ла­ми цикл тро­иц­ко-семиц­ких обря­дов и празд­ни­ков. Сюда вхо­дят Зелё­ные свят­ки (неде­ля до Тро­и­цы), Семик (чет­верг за три дня перед Тро­и­цей), Тро­и­ца (50‑й день по Пасхе) и Духов день (сле­ду­ю­щий день после Тро­и­цы). Для кре­стьян они сим­во­ли­зи­ро­ва­ли пол­ный пере­ход от вес­ны к лету и свя­за­ны с обра­зом Мате­ри-Зем­ли, пло­до­ро­ди­ем, а так­же с залож­ны­ми покойниками.

Залож­ны­ми назы­ва­ли тех, кто умер неесте­ствен­ной смер­тью от несчаст­но­го слу­чая, напри­мер от уда­ра мол­нией или утоп­ле­ния, от мора, был убит или покон­чил с собой. Умер­шие неесте­ствен­ной смер­тью по народ­ным пред­став­ле­ни­ям «дожи­ва­ют за гро­бом свой век», то есть тот срок, кото­рый был отме­рен при рож­де­нии, и всё это вре­мя нахо­дят­ся сре­ди живых до тех пор, пока не наста­нет насто­я­щий срок смер­ти. Есть даже весь­ма рас­про­стра­нён­ное народ­ное выра­же­ние «зем­ля не принимает».

Этно­гра­фы запи­са­ли мно­же­ство легенд и были­чек, в кото­рых покой­ни­ков, зако­пан­ных несколь­ко дней назад, нахо­ди­ли на поверх­но­сти зем­ли — то ли зем­ля их не при­ня­ла, то ли они сами из неё выбрались.

По пове­рьям, залож­ных покой­ни­ков очень муча­ет жаж­да. Настоль­ко, что мерт­ве­цы выса­сы­ва­ют всю вла­гу из зем­ли рядом с местом погре­бе­ния. Имен­но с этим было свя­за­но пред­став­ле­ние о засу­хе. Как пишет зна­ме­ни­тый этно­граф Дмит­рий Зеле­нин, залож­ных покой­ни­ков порой выка­пы­ва­ли из могил и бро­са­ли в сырые места — реки, озё­ра, боло­та — либо лили в моги­лу боч­ка­ми воду. Это выгля­дит дико­стью с точ­ки зре­ния пра­во­слав­но­го хри­сти­а­ни­на, но, види­мо, страх остать­ся без уро­жая из-за засу­хи был зна­чи­тель­но сильнее.

Как мини­мум до кон­ца XVIII века умер­ших неесте­ствен­ной смер­тью вовсе не хоро­ни­ли, види­мо счи­тая, что погре­бе­ние спо­соб­но раз­гне­вать Мать — Сыру Зем­лю и, поми­мо засу­хи, вызы­вать замо­роз­ки, неуро­жаи, навод­не­ния. Но это не зна­чит, что умер­ших бро­са­ли в чистом поле. Их не зары­ва­ли в зем­лю, а, поло­жив в общую боль­шую яму, закры­ва­ли вет­вя­ми дере­вьев — «закла­ды­ва­ли». Отсю­да и пошло назва­ние «зало­жен­ные», позд­нее сокра­тив­ше­е­ся до «залож­ных».

Места­ми погре­бе­ния залож­ных были гра­ни­цы полей, пере­крёст­ки дорог, боло­ты, леса и так далее. Особ­ня­ком сто­ят «убо­гие дома», «ску­дель­ни­цы» или, как их ещё назы­ва­ли, «боже­до­мы». Это как раз те самые глу­бо­кие боль­шие ямы, куда отво­зи­ли умер­ших. Ино­гда рядом ста­ви­ли «молит­вен­ные хра­мы» — про­стей­шие дере­вян­ные построй­ки. Туда скла­ды­ва­ли тела и остав­ля­ли их не засы­пан­ны­ми зем­лёй вплоть до Семи­ка, то есть до чет­вер­га перед Тро­и­цей. Види­мо, в это вре­мя уже не опа­са­лись гне­ва Мате­ри — Сырой Зем­ли, замо­роз­ков, а опас­ный пери­од года для зем­ле­де­лия счи­тал­ся прой­ден­ным. Над все­ми умер­ши­ми сра­зу совер­ша­ли пани­хи­ду, яму засы­па­ли, а рядом выка­пы­ва­ли новую. Впер­вые убо­гие дома упо­ми­на­ют­ся в Нов­го­род­ской лето­пи­си аж в 1215 году: во вре­мя мора «поста­ви­ша ску­дель­ни­цу, и наме­та­ша пол­ну». Пре­кра­ти­ли же они своё суще­ство­ва­ние после ука­за Ека­те­ри­ны II в 1771 году.

Рас­коп­ки ску­дель­ни­цы у Софий­ско­го собо­ра в Вологде

Неесте­ствен­ным счи­та­лось и отсут­ствие тле­ния у умер­ше­го. По народ­ным пове­рьям, ему не под­вер­га­лись тела кол­ду­нов, ведьм, само­убийц, опой­цев и про­кля­тых родителями:

«Мать про­кля­ла сво­е­го сына, ска­зав: „Щоб ты на мисти остав­ся!“ Тот
мгно­вен­но умер, а она свя­за­ла ему руки сво­ею косою, кото­рую он у ней
толь­ко что ото­рвал в дра­ке. Спу­стя несколь­ко десят­ков лет на кладбище
стро­и­ли цер­ковь и раз­ры­ли в моги­ле труп, нисколь­ко не подвергшийся
тле­нию: руки его были свя­за­ны жен­скою косою. Мать про­кля­то­го была
ещё жива; она и рас­ска­за­ла, за что на её сыне лежит про­кля­тие и поче­му, зна­чит, и зем­ля не при­ни­ма­ет его. Когда мать, помо­лив­шись, пере­кре­сти­ла труп сына и сня­ла с него свою косу, он мгно­вен­но пре­вра­тил­ся в зем­лю» [6].

Пред­став­ле­ние о том, что отсут­ствие гни­е­ния — при­знак нечи­сто­ты, рез­ко кон­тра­сти­ру­ет с почи­та­ни­ем нетлен­ных мощей свя­тых в пра­во­сла­вии. Веро­ят­но, это гово­рит о язы­че­ских кор­нях пред­став­ле­ний о залож­ных покойниках.

К раз­ря­ду залож­ных покой­ни­ков мож­но отне­сти и руса­лок — духов некре­щё­ных детей или уто­пив­ших­ся деву­шек. В мас­со­вой куль­ту­ре русал­ки чаще все­го пред­став­ле­ны как девуш­ки (реже — муж­чи­ны) с рыбьи­ми хво­ста­ми. Но это позд­ний образ, появив­ший­ся под запад­ным вли­я­ни­ем на лите­ра­ту­ру и кине­ма­то­граф и кор­ня­ми ухо­дя­щий к Мор­ской деве — пер­со­на­жу из евро­пей­ской мифо­ло­гии. Сла­вян­ские русал­ки — без хво­стов, а вполне себе с чело­ве­че­ски­ми нога­ми. Выгля­дят они по-раз­но­му, в зави­си­мо­сти от гео­гра­фии. Где-то это малень­кие девоч­ки, где-то девуш­ки, а где-то кос­ма­тые без­об­раз­ные жен­щи­ны с огром­ной гру­дью. Но все­гда с рас­пу­щен­ны­ми воло­са­ми. Это опас­ные суще­ства, кото­рые могут даже заще­ко­тать до смер­ти заблу­див­ше­го­ся ноч­но­го пут­ни­ка. Встре­тить русал­ку мож­но на Русаль­ной неде­ле, то есть как раз в Зелё­ные свят­ки, на неде­ле перед Тро­и­цей. Поэто­му с Семи­ка до Духо­ва дня ста­ра­лись не купать­ся в реках и озёрах.

Связь тро­иц­ко­го цик­ла празд­ни­ков с Зем­лёй и пло­до­ро­ди­ем про­сле­жи­ва­ет­ся ещё и в том, что на Духов день (поне­дель­ник после Тро­и­цы) нель­зя было рабо­тать в поле, пото­му что «в этот день Мать-Зем­ля име­нин­ни­ца». Да и вооб­ще уди­ви­тель­но, как пере­пле­лись искон­но язы­че­ские пред­став­ле­ния с глав­ны­ми пра­во­слав­ны­ми праздниками.

Воз­вра­ща­ясь к теме руса­лок, заме­тим, что в сла­вян­ской мифо­ло­гии тоже есть пер­со­на­жи с рыбьи­ми хво­ста­ми — фара­он­ки. Эти духи вод­ной сти­хии встре­ча­лись обо­их полов. Соглас­но леген­де, извест­ной с XVI века, они про­изо­шли от егип­тян, уто­нув­ших в море при погоне войск фара­о­на за про­ро­ком Мои­се­ем. Это крайне попу­ляр­ный образ в народ­ной куль­ту­ре. Зажи­точ­ные кре­стьяне укра­ша­ли дома изоб­ра­же­ни­я­ми фара­о­нок, види­мо желая убе­речь их и себя от навод­не­ния. Осо­бен­но мно­го фара­о­нок встре­ча­ет­ся в верх­не­волж­ской «кора­бель­ной» резьбе.

Фара­он­ка на доме кре­стья­ни­на Серо­ва из дерев­ни Мыти­щи Мака­рьев­ско­го рай­о­на, Костром­ская область

И сно­ва уди­ви­тель­но, как язы­че­ский образ пере­пле­та­ет­ся с биб­лей­ской историей.


Православные христиане иногда поклоняются камням

Послед­нее, о чём хоте­лось бы рас­ска­зать, — сно­ва при­мер фети­шиз­ма, как и одеж­да, остав­лен­ная на свя­том источ­ни­ке. В 30 кило­мет­рах от Костро­мы, в Крас­но­сель­ском рай­оне, есть дерев­ня Дура­со­во. Там нахо­дит­ся дере­вян­ный ста­ро­об­ряд­че­ский храм Роже­ства Пре­свя­тыя Бого­ро­ди­цы нача­ла XIX века. Рядом с хра­мом вплоть до 1950‑х годов нахо­дил­ся уди­ви­тель­ный объ­ект — камень-слез­ник. Неболь­шой — око­ло 50 см в диа­мет­ре и с углуб­ле­ни­я­ми-выем­ка­ми на поверх­но­сти. По пове­рьям, вода, кото­рая скап­ли­ва­лась в этих лун­ках после дождя или росы, обла­да­ла целеб­ны­ми свой­ства­ми и мог­ла лечить глаз­ные болез­ни. И сно­ва — язы­че­ский объ­ект, яркий при­мер фети­шиз­ма нахо­дит­ся рядом с пра­во­слав­ной, но теперь уже ста­ро­об­ряд­че­ской церковью.

Камень-слез­ник из дерев­ни Дура­со­во. Фото сотруд­ни­ков Костром­ско­го музея-заповедника

В 1950‑е годы камень пере­вез­ли сна­ча­ла в Ипа­тьев­ский мона­стырь, затем в 2000‑е в костром­ской музей дере­вян­но­го зод­че­ства. Сей­час, не ина­че как по иро­нии судь­бы, он вновь нахо­дит­ся в дере­вян­ной церк­ви. На сей раз в церк­ви Ильи Про­ро­ка из села Верх­ний Берё­зо­вец Соли­га­лич­ско­го рай­о­на Костром­ской обла­сти. Гово­рят, мест­ные жите­ли пер­вое вре­мя очень стра­да­ли без кам­ня и сето­ва­ли на музей­ных сотрудников.

При­ме­ры с почи­та­ни­ем кам­ней мож­но при­во­дить очень дол­го, и это тема ско­рее для отдель­но­го иссле­до­ва­ния. Вот, напри­мер, камень из дерев­ни Веня­и­ха Крас­но­сель­ско­го рай­о­на, появив­ший­ся по пре­да­нию после мас­штаб­но­го павод­ка. Узор на нём скла­ды­ва­ет­ся в фигу­ру всад­ни­ка на коне, и мест­ные жите­ли счи­та­ют, что это Геор­гий Победоносец.

Камень из дерев­ни Веня­и­ха. Фото автора

Есть леген­ды, как этот камень спа­сал дерев­ню от пожа­ра — огонь дохо­дил до кам­ня и гас. Сей­час над ним сила­ми мест­ных жите­лей соору­же­на часовня.

Часов­ня над кам­нем. Фото автора

Не толь­ко хри­сти­ан­ство, но и любая миро­вая рели­гия, при­хо­дя на новую тер­ри­то­рию, все­гда стал­ки­ва­ет­ся с мест­ны­ми веро­ва­ни­я­ми и рели­ги­оз­ны­ми куль­та­ми. Так было, напри­мер, с исла­мом в Сред­ней Азии. Этно­гра­фы опи­сы­ва­ли слу­чаи, когда мест­ные шама­ны во вре­мя кам­ла­ния обра­ща­лись к Алла­ху, а не к духам, как это быва­ло тра­ди­ци­он­но. Народ­ное пра­во­сла­вие — явле­ние похо­же­го тол­ка. Соче­та­ния хри­сти­ан­ства и язы­че­ства порой стран­ные и при­чуд­ли­вые, но они во мно­гом явля­ют­ся при­ме­ром иден­тич­но­сти и уникальности.


Примечания

  1. Сне­ги­рёв И. М. Рус­ские про­сто­на­род­ные празд­ни­ки и суе­вер­ные обря­ды. Выпуск IV. М., 1839. С. 196.
  2. Запи­са­но в 1975 году в посёл­ке Даров­ка Коло­гри­вско­го рай­о­на от уро­же­нок дерев­ни Морх­и­ни­но Чер­ме­нин­ско­го с/с Куд­ряв­це­вой А. Г. 1899 г. р. и Невзо­ро­вой Ф. А. 1902 г. р. Цит. по: Кирю­ши­на Т. В. Костром­ские пес­ни и наиг­ры­ши. Выпуск 1. Кален­дар­ные обря­до­вые пес­ни. С. 37–38.
  3. Рыба­ков Б. А. Язы­че­ство древ­них сла­вян. 3‑е изд. М.: Ака­де­ми­че­ский про­ект; Куль­ту­ра, 2015. С. 144–146.
  4. Запи­са­но в 1981 году в деревне Песто­во Галич­ско­го рай­о­на от Кисе­ле­вой М. Н. 1918 г. р., Смир­но­вой А. В. 1928 г. р. Цит. по: Кирю­ши­на Т.В. Костром­ские пес­ни и наиг­ры­ши. Выпуск 1. Кален­дар­ные обря­до­вые пес­ни. С. 23
  5. Запи­са­но в 1977 году в селе Тимо­ши­но Мака­рьев­ско­го рай­о­на Костром­ской обла­сти от Яру­ши­ной Г. А. 1906 г. р., Бан­не­вой А.Ф. 1903 г .р., Ябло­ко­вой Н. Г. 1903 г. р., Воро­бьё­вой Е. И. 1907 г. р., Фила­то­вой А. И. 1903 г. р., Гра­ду­со­ва Ф. В. 1912 г. р. Цит. по: Кирю­ши­на Т. В. Костром­ские пес­ни и наиг­ры­ши. Выпуск 1. Кален­дар­ные обря­до­вые пес­ни. С. 32–33
  6. Ива­нов П. В. Сила роди­тель­ско­го про­кля­тия // Этно­гра­фи­че­ское обо­зре­ние. 1889, № 3

Читай­те так­же «Гудок — про­сто­на­род­ная скрип­ка: инстру­мент „чер­ни, осо­бен­но мат­ро­сов“».

Поделиться