Фильмы о ядерной войне — отдельное направление в постапокалиптическом жанре кинематографа. Их главное отличие от обычных фантастических фильмов в том, что они последовательно отображают историю XX века.
Страх человечества перед атомной войной начал широко отображаться в кино в 1950‑х, в период начала противостояния ядерных сверхдержав. Через год после Карибского кризиса Стэнли Кубрик снял легендарную сатиру «Доктор Стрейнджлав, или Как я научился не волноваться и полюбил атомную бомбу». В 1965 году английский канал BBC заказал режиссёру Питеру Уоткинсу постановку телефильма «Военная игра». Но последствия ядерной войны в фильме получились настолько шокирующими, что его не решились показать зрителям. Пик атомной паники, пришедшийся на первую половину 1980‑х, сполна отразился на экране — фильмы о ядерной войне выходили один за другим. Среди них ещё один британский телевизионный шедевр «Нити», демонстрация которого впервые за всю историю английского телевидения не прерывалась рекламой.
Отечественный кинематограф не всегда шагал в ногу с западным. Причина заключалась в политике государства, которое долго умалчивало об опасности. Но с определённого момента атом на советском экране перестал быть мирным.
VATNIKSTAN рассказывает о советских фильмах, ставших вестниками ядерного апокалипсиса.
1960‑е годы. Оттепель. «Новая волна» советского кинематографа, во всём его минималистичном чёрно-белом совершенстве. Открытые лица, широкие улыбки, горящие глаза. Научные институты, эксперименты, полярные станции. Экранное отражение той оптимистичной эпохи, когда советский человек рифмовал «коммунистическое» с «космическим», верил во всемогущество науки и спорил о «физиках и лириках»: кто важнее для наступления светлого будущего?
Предпочтение отдавалось «физикам», то есть молодым учёным, которые постоянно что-то испытывали, летали во все концы страны и искали трудности, чтобы не погрязнуть в мещанском болоте. Сидеть с любимой девушкой на диване перед телевизором со слониками на комоде — это себя не уважать. Молодость дана на то, чтобы исследовать «солёный Тихий океан, и тундру, и тайгу». Не жалеть себя. Совершить великое открытие на благо человечества. В идеале — героически умереть.
Не верите, что создатели советских фильмов к этому призывали?
Посмотрите некоторые оттепельные хиты, например «Ещё раз про любовь». Стюардесса Наташа, нежный «лирик», поющая о солнечных зайчиках, погибает, спасая пассажиров из горящего самолёта. Её возлюбленный физик Электрон (!) рискует жизнью во время каждого эксперимента. «Иду на грозу» по Даниилу Гранину: во время проведения измерений на самолёте в грозу погибает молодой метеоролог. Стоящая жертва ради управления погодой, не так ли? В фильме «Здравствуй, это я» у главного героя-физика на войне погибла возлюбленная, а уже в мирное время молодым умирает его лучший друг-физик, буквально надорвавшийся на работе. Нам словно говорят: лучшие умирают молодыми. Если ты ещё жив, с тобой что-то не так. А ну, айда на смертельно опасный эксперимент.
Никто так не воспевал романтику смерти, как Михаил Ромм в «Девять дней одного года» (1962).
Медленная смерть от радиации — насколько круто это может быть? Круче, чем умереть в грозу.
Советский киноклассик, создатель бронзовых образов Ленина на экране (в Октябре и в 1918 году), лауреат пяти Сталинских премий и уже немолодой режиссёр, Ромм попробовал себя в «новой волне». Честно позвал молодёжь в соратники: соавтором сценария и оператором стали начинающие кинематографисты. Но геронтократический прах отряхнуть не удалось — Ромм снял старое кино в духе новых трендов.
Молодой физик-ядерщик в исполнении Алексея Баталова получает две смертельные дозы радиации и два часа экранного времени умирает, но ни о чём не жалеет.
Фильмы «новой волны», пришедшие на смену сталинским эпикам, передавали человеческий опыт, показывая людей несовершенным и уязвимыми. Ромм снял о всём том же ненастоящем человеке, Железном Феликсе от науки, лишённом естественного страха смерти, как религиозный фанатик, восторженно восходящий на костёр.
А что атом — мирный или не очень? О нём сказано в сцене, когда умирающий Баталов, не позволяющий себя пожалеть, приезжает в деревню попрощаться со стареньким отцом, которого он тоже не жалеет. Отец спрашивает «про атомы»: стоит ли отдавать за них жизнь. Снятый в героический профиль Баталов отвечает, что стоит.
— Может, зря всё это открыли? Кому это нужно?
— Нет, не зря. Когда-нибудь люди скажут нам спасибо.
— Ты бомбу делал?
— Делал. Если б мы её не сделали, не было бы у нас с тобой этого разговора, батя. И половины человечества тоже.
В год выхода фильма молодые кинематографисты раскритиковали Ромма. Их смутил не столько гимн радиоактивной смерти, о которой обычные люди ничего не знали, сколько вот именно такие пафосные строки, которые чеканит актёр Баталов.
Зато фильм позволяет нам понять официальную позицию государства, которую продвигали в массы: у Советского Союза должна быть атомная бомба, а развитие атомной физики полезно для страны. Кроме того, смерть от лучевой болезни — это не страшно. Посмотрите на бодрого экранного красавца. По фильму вообще непонятно, как именно убивает радиация. У персонажа даже не выпадают волосы. Вероятнее всего, дело не в замалчивании, а в том, что создатели фильма не имели ни малейшего представления, как выглядит медленная мучительная агония такой смерти. Честный фильм по такому сюжету был бы не воодушевляющей мелодрамой, а боди-хоррором.
Оттепель кончилась, начался застой. Продолжал ли кинематограф учить советского человека не волноваться и любить атомную бомбу?
Страх перед ядерным оружием проник в общество, и учёные перестали чеканить слова, напротив, погрузились в сомнения и тягостные раздумья. Исторический фильм «Выбор цели» (1974) заявлен как байопик академика Курчатова, но рассказывает о создании атомной бомбы в трёх странах — Америке, Германии и СССР.
У фильма неприятная предыстория. Начинающий кинематографист Соломон Шульман написал сценарий «Ядерный век», получивший поддержку академика Петра Капицы. Сценарий попал в руки режиссёра Игоря Таланкина и писателя Даниила Гранина, которые сильно его изменили и отстранили Шульмана от создания картины. Получился драматургический кавардак со множеством сюжетных линий, ещё сильнее запутанных флешбэками и флешфорвардами. По сути, это халтура, загубившая хорошую идею: рассказать о политических предпосылках появления атомных программ.
Центральный персонаж Курчатова (Сергей Бондарчук с приклеенной бородой) отодвигается в сторону ради Оппенгеймера (Сергей Юрский, единственный во всём этом формалистском кино вытаскивающий персонажа на драматическую высоту). Оппенгеймера вроде бы шантажирует контрразведка, убившая его девушку (вот бы ещё понять зачем, кроме того, чтобы злобный русский иммигрант с лицом Олега Басилашвили злобно ухмылялся в камеру). Хотя понятно, почему постного Курчатова с его постной женой готовы задвинуть в сторону ради сцен на «гнилом Западе»: у них в ярких барах пьют коктейли и танцуют под Армстронга, у нас — в лучшем случае «голубой огонёк» с Дедом Морозом. Берёзки шумят, но не так интересно, как пальмы.
Тут есть особенности, редко встречавшиеся в советском кино. В фильме звучат четыре языка — немецкий, английский, французский и русский. Участвуют как советские, так и немецкие, чешские и польские актёры. Авторам удаётся создать ощущение масштаба, передвижения по планете, где в разных точках времени и пространства величайшие умы работают над созданием самого разрушительного оружия в истории.
Всех учёных терзают одинаковые сомнения. Перед началом Манхэттенского проекта Оппенгеймер уговаривает себя:
«Может быть, мы сейчас совершаем смертный грех. Но я не могу думать о своей душе. Для физика это единственная возможность воевать с фашизмом».
А в Советском Союзе молодой помощник Курчатова задаётся вопросом:
«Непонятно, кого мы рожаем — дитя или дракона?»
В фильме показано, как сбрасывается бомба. В нарезке мелькают чудовищные последствия взрыва: обезображенные тела и разрушенные города. Очень страшный атомный гриб создан с помощью оригинального спецэффекта, придуманного выдающимся оператором Борисом Травкиным: макросъёмка окрашенной жидкости, растворённой в анилиновой краске. В 2006 году голливудский режиссёр Даррен Аронофски использовал эту технику для фантастического фильма «Фонтан». Недаром Травкина приглашали на работу в Голливуд, но его не пускали как беспартийного.
Несмотря на мрачный настрой всего фильма, в финальных сценах, после испытания в Семипалатинске на партийном съезде Курчатов оптимистично вещает с трибуны о превращении «энергии синтеза ядер водорода из оружия уничтожения в могучий живительный источник энергии, несущий благосостояние и радость всем людям на земле». Долгие и продолжительные аплодисменты.
С момента съёмок бравурного финала до Чернобыльской катастрофы оставалось 12 лет. Но и на тот момент только самых известных аварий на АЭС произошло не менее восьми, из них две — в СССР. Кыштымскую аварию 1957 года скрывали с помощью дезинформации, объявив в газете «Челябинский вестник» километровый столб дыма и пыли «северным сиянием». Реальная база данных пострадавших от этого убийственного «северного сияния» содержит 80 тысяч человек.
В 1970‑х советский кинематограф тушил пожар общественных страхов перед «мирным атомом».
Усыплению населения посвящён второй фильм Владимира Бортко с безликим названием «Комиссия по расследованию» (1978). На безымянной советской АЭС повреждён один из технологических каналов реактора. Расследовать случившееся приезжает комиссия. Специалисты во всём прекрасно разбираются. Конец.
В фильме ни слова об опасности радиации. В сюжет вклинен игривый служебный роман с участием заслуженного мушкетёра СССР Боярского. Бюрократическая серьёзность разбавлена комедийными элементами. Для пущего успокоения зрителя после устранения проблемы чиновники рапортуют о готовности увеличения мощностей. По жестокой иронии судьбы, из строя в этом умиротворяющем фильме выходит реактор РБМК. Тот же самый, что и на Чернобыльской АЭС.
Никого из чиновников не волнует защита населения. Людей не ставят в известность об аварии. На обсуждениях комиссии не присутствует ни одного журналиста и представителя общественности. Нет ни антиядерных, ни экологических организаций. Это не фильм-предсказание Чернобыльской катастрофы — к 1978 году катастроф в СССР случилось достаточно. Это фильм-предсказание сериала «Чернобыль» американского канала HBO:
— Оказывается, у вас к этому талант.
— К чему? К вранью?
— К политике, Легасов. К политике.
«Пронесло, кажется», — говорит в начале фильма «Активная зона» (1979) сотрудник АЭС после устранения проблемы с перегруженным реактором. Присутствующие облегчённо улыбаются и предлагают «не писать пока» с сообщением о случившемся. За кадром играет весёлая музыка, больше подходящая детскому мультфильму. Едет поезд. Жизнерадостные девичьи голоса заводят песню про какие-то плывущие над платформой «косички, словно птички». Ни слова, ни музыка не имеют отношения ни к аварии, ни к АЭС, ни к расследованию проблемы на производстве, которой займётся хороший партийный секретарь (Олег Ефремов, играющий аналогичную роль мудрого чиновника в «Комиссии по расследованию»). Музыка уводит зрителя подальше от темы фильма, призывая ни о чём не волноваться.
Но словно вопреки самому себе режиссёр Леонид Пчёлкин волнуется. Мажорные мелодии продолжают играть. Красивая героиня (Татьяна Лаврова, игравшая возлюбленную Баталова в «Девять дней одного года») обаятельно улыбается. Почти в каждом кадре показывают цветы. В городе бушует зелёная весна. Но если продраться сквозь скучные казённые диалоги, мы поймём, что на АЭС совершается настоящее преступление из-за того, что в период перестройки назовут «формалистским отношением к делу». В фильме даже появляется американская активистка, интересующаяся уровнем радиации и экологическими проблемами города. Непонятно, осознавали ли создатели фильма политически острую иронию: единственная представительница общественности, на вопросы которой соглашаются отвечать чиновники, — иностранка. Советские граждане молчат. Они не в курсе.
Советским гражданам предлагается спать спокойно. Страна узнала цену такого отношения в 1986 году. Выход следующего советского фильма на «ядерную» тему практически совпал с Чернобылем.
Важнейшая задача фантастики — предупреждать о худших вариантах развития цивилизации. Это полностью расходилось с требованиями идеологии. Борис Стругацкий, один из сценаристов фильма «Письма мёртвого человека», вспоминал, что кинематографистам дали строгое указание не упоминать ядерную катастрофу. Действие фильма должны были увести как можно дальше от территории СССР, лучше всего на Запад. Чиновники также требовали в сценарии нотки «исторического оптимизма».
Однако с наступлением перестройки, на фоне войны в Афганистане, отголосков ещё не окончившейся холодной войны и новой политики руководства, остановившего гонку вооружений, стало возможным создание настоящего фильма-катастрофы, постапокалиптического кошмара, из которого невозможен выход. На руинах цивилизации нет места «историческому оптимизму». Всё кончено. Все проиграли. Как было сказано в английском фильме «Нити»: «Ядерную войну невозможно выиграть».
После глобальных бомбардировок в мире царит «ядерная зима», пожирающая последние остатки человечества. Главный герой, учёный и Нобелевский лауреат Ларсен (Ролан Быков), чья жена умирает от лучевой болезни, пишет в никуда письма своему, скорее всего, погибшему сыну. В письмах он пытается найти рациональное объяснение случившемуся: почему человеческая цивилизация склонна к самоубийству? Став в некоторой степени духовным лидером среди немногих выживших, он пытается помочь группе детей в переселении в центральный бункер, где люди «законсервируются», возможно, навсегда. Когда выясняется, что детей отказываются принимать, Ларсен остаётся с ними, как великий Януш Корчак со своими учениками.
Один из важнейших мотивов перестроечного кино — вовсе не голые женщины, наркотики и «чернуха», как можно решить, если не анализировать его тренды. Это тот же мотив, что и в романе «Трудно быть богом» братьев Стругацких: если мир ещё можно спасти, то это сделает разум, здравый смысл и накопленные человечеством знания. Поэтому в перестроечных фильмах главными героями часто становились (опять — не голые женщины) представители интеллигенции. Фильм заканчивается цитатой из антивоенного воззвания, написанного в 1955 году группой виднейших учёных, среди которых Альберт Эйнштейн и Бертран Рассел:
«Перед нами лежит путь непрерывного прогресса, счастья, знания и мудрости. Изберём ли мы вместо этого смерть только потому, что не можем забыть наших ссор? Мы обращаемся как люди к людям: помните о том, что вы принадлежите к роду человеческому, и забудьте обо всём остальном».
На удивление, окончание холодной войны не прекратило того беспокойства, которое ощущали советские люди. Возможно, сработал эффект маятника, который и привёл к обилию «чернухи» в перестроечных фильмах. Когда десятилетиями тебя кормят сахарной ватой, чиновники от культуры требуют оптимизма посреди «ядерной зимы», а пропагандистский кинематограф обесценивает твои страхи напевами: «Всё хорошо, прекрасная маркиза», срабатывает обратная реакция. Едва появились послабления от государства, как на экран хлынуло всё самое тёмное, мрачное и запретное раньше.
В 1988 году на «Арменфильм» выпустили короткометражку «Ветер», в которой ядерная война полностью уничтожает жизнь на планете. А в 1989 году появилась экранизация пьесы Фридриха Дюрренматта «Физики» с яркими актёрскими работами. Немецкий мастер чёрного философского абсурда упорно называл свои жестокие пьесы «комедиями». Но «Физики» — ещё меньше комедия, чем чеховская «Чайка».
В психиатрической клинике убивают медсестёр. Этим занимаются три пациента-физика, один из которых считает себя Ньютоном (Леонид Броневой), второй Эйнштейном (Борис Химичев), а третий — царём Соломоном (Борис Плотников). Прибывший на место следователь (Армен Джигарханян) узнаёт, что главные злодеи всё-таки не учёные, а ещё более сумасшедшая владелица клиники (жуткая до дрожи Ольга Волкова), которая благодаря подконтрольным ей учёным организовала всемирный трест, занимающийся смертоносными исследованиями. В гротескной форме советский фильм с небольшим опозданием подхватил западный тренд «недобросовестные политики и корпорации скоро погубят нашу планету».
В экранизации изменили беспросветный финал Дюрренматта, и следователь успевает остановить разрушительное безумие. Но в конце мы всё равно слышим монологи сдавшихся учёных, и на этой печальной смиренной ноте советский кинематограф перестал предупреждать мир, что тот может сгореть в ядерном апокалипсисе.
Советский закончил. Российский — не начинал.
«И ныне мертвы мои города и пусто царство, которое мне было доверено. Вокруг только синее мерцание пустынь, и где-то вдали вокруг маленькой жёлтой безымянной звезды одиноко и бессмысленно кружит радиоактивная Земля…»
Читайте также «Иди и смотри: почему советское военное кино было антивоенным».