10 качеств, за которые хвалят прежнее НТВ

НТВ, осно­ван­ное в 1993 году, обла­да­ло фир­мен­ным сти­лем, зна­чи­тель­но отли­чав­шим его от дру­гих кана­лов рос­сий­ско­го теле­ви­де­ния. Упор делал­ся на новост­ные и обще­ствен­но-поли­ти­че­ские про­грам­мы. При­над­ле­жа­щая вли­я­тель­но­му биз­не­сме­ну Вла­ди­ми­ру Гусин­ско­му теле­ком­па­ния собра­ла насто­я­щий звёзд эфи­ра — поли­ти­че­ско­го обо­зре­ва­те­ля Евге­ния Кисе­лё­ва (ныне при­знан ино­аген­том), доку­мен­та­ли­ста Лео­ни­да Пар­фё­но­ва, веду­щих ново­стей Татья­ну Мит­ко­ву и Миха­и­ла Осокина.

В 1996 году теле­ка­нал откры­то под­дер­жи­вал дей­ству­ю­ще­го пре­зи­ден­та Бори­са Ель­ци­на во вре­мя пре­зи­дент­ской кам­па­нии, а на пар­ла­мент­ских выбо­рах 1999 года — блок мэра Моск­вы Юрия Луж­ко­ва «Оте­че­ство — Вся Рос­сия». В нача­ле 2000‑х, после при­хо­да к вла­сти Вла­ди­ми­ра Пути­на, у медиа­маг­на­та Гусин­ско­го нача­лись про­бле­мы. Как след­ствие, у теле­ка­на­ла сме­нил­ся соб­ствен­ник. В 2001 году НТВ пере­шло струк­ту­рам, близ­ким Газ­про­му. Это вызва­ло про­те­сты, в том чис­ле и в виде митингов.

Как нам отно­сить­ся к исто­рии ста­ро­го НТВ? Редак­ция VATNIKSTAN пред­став­ля­ет автор­ское мне­ние Дани­и­ла Кап­ла­на о досто­ин­ствах само­го вли­я­тель­но­го теле­ка­на­ла ель­цин­ской эпохи.


В этом году нас настиг­ло печаль­ное для все­го рос­сий­ско­го медиа-рын­ка изве­стие — вне­зап­ный и дра­ма­тич­ный уход из жиз­ни сра­зу двух пат­ри­ар­хов рос­сий­ских медиа. В нача­ле года — Иго­ря Мала­шен­ко, одно­го из осно­ва­те­лей НТВ, а недав­но — Вла­ди­ми­ра Кара-Мур­зы (ныне при­знан ино­аген­том и нахо­дит­ся в заклю­че­нии). Это даёт повод вспом­нить, чем отли­чал­ся создан­ный ими преж­ний, ста­рый теле­ка­нал НТВ. Мно­гие в 2000‑е дума­ли, что защи­ща­ют теле­ка­нал. Как ока­за­лось, мы про­во­жа­ли девя­но­стые с их иде­а­ла­ми и стрем­ле­ни­ем офор­мить инсти­ту­ци­о­наль­но пра­ва и сво­бо­ды. Вре­мя надежд и закла­ды­ва­ния мораль­ных ори­ен­ти­ров в осно­ва­ние и обще­ства, и теле­цен­тра «Остан­ки­но». Име­на Иго­ря Мала­шен­ко и Вла­ди­ми­ра Кара-Мур­зы слу­жат для тех, кто пом­нит преж­нее теле­ви­де­ние, таким ориентиром.


Прямой эфир

Как успе­ли пошу­тить в ново­год­нем эфи­ре авто­ры празд­нич­но­го выпус­ка «Туши­те свет» 2001 года, «с НТВ на Новый год что-нибудь про­изой­дёт». Про­изо­шло — не на Рож­де­ство, на Пас­ху. В ночь на пас­халь­ную суб­бо­ту у теле­ка­на­ла поме­нял­ся соб­ствен­ник. Кад­ры, кото­рые успе­ли сде­лать Кара-Мур­за и его опе­ра­тор Евге­ний Лагранж, ока­за­лись пре­лю­ди­ей к ново­му сиг­на­лу теле­ве­ща­ния. Утра­та пря­мо­го эфи­ра силь­но подо­рва­ла пози­ции неза­ви­си­мой тележурналистики.

Сей­час всё кла­дёт­ся под нож редак­то­ра, и мно­гое про­ис­хо­дит под его нажи­мом. В преж­ние вре­ме­на и почти сра­зу, как стра­на вошла в эпо­ху глас­но­сти, жур­на­ли­сты гор­ди­лись, что они оста­ют­ся на пря­мой свя­зи с чита­те­лем и со зри­те­лем, и вид у них живой, и вхо­дят они с мос­ков­ских улиц из тех же самых квар­тир, что их зри­тель. Про­грам­ма «Взгляд» Вла­ди­сла­ва Листье­ва име­ла руб­ри­ку «Пись­ма», Юрий Щеко­чи­хин открыл пер­вым горя­чую линию в сво­ём отде­ле рас­сле­до­ва­ний газе­ты с некри­ми­наль­ным назва­ни­ем «Лите­ра­тур­ная». На ста­ром НТВ очень мно­гое от новост­ных репор­та­жей до пере­да­чи Льва Ново­жё­но­ва «Ста­рый теле­ви­зор» пода­ва­лось в пря­мом эфире.


Достоверность информации

НТВ гор­дил­ся сво­ей откры­то­стью, и ему мож­но было верить, у это­го кана­ла была репу­та­ция. Ещё Анна Полит­ков­ская успе­ла напи­сать, как заве­ща­ние кол­ле­гам, что важ­нее прав­да фак­та, а не то, что жур­на­лист дума­ет по пово­ду слу­чив­ше­го­ся. НТВ счи­та­лось лицом насто­я­щей жур­на­ли­сти­ки, добы­ва­ю­щей, сохра­ня­ю­щий баланс част­ных инте­ре­сов соб­ствен­ни­ков кана­ла и прав зри­те­лей на прав­ди­вую инфор­ма­цию, и этим обес­пе­чи­ва­лось каче­ство новост­ной жур­на­ли­сти­ки. Была «Новая газе­та», было «Эхо», и было НТВ. Теле­ви­де­ние у неза­ви­си­мо­го мне­ния отня­ли, оста­лись газе­та и радио­стан­ция. Сей­час, прав­да, наблю­да­ет­ся про­ви­са­ние радио­волн, обсуж­да­ют цен­зу­ру на «Эхе», радио­стан­ция не поз­во­ля­ет себе той остро­ты, кото­рая была когда-то на телевидении.

Канал НТВ пода­вал в эфир репор­та­жи из Даге­ста­на, Чеч­ни, гово­рил о про­бле­мах, кри­зи­се вла­сти, и на экране появ­ля­лись Еле­на Масюк, Артём Боро­вик, Сер­гей Пар­хо­мен­ко, мно­гие сего­дня менее узна­ва­е­мые, но не менее неза­ви­си­мые жур­на­ли­сты. В эфи­ре НТВ Артём Боро­вик одним из пер­вых про­из­нёс сло­во «про­па­ган­да». И эфир это­го кана­ла стал для него последним.


Яркие авторские программы

Кро­ме Лео­ни­да Пар­фё­но­ва, НТВ запом­ни­лось Свет­ла­ной Соро­ки­ной, хоро­шей тогда про­грам­мой Дмит­рия Диб­ро­ва (ему выпа­ло послед­ним интер­вью­и­ро­вать Боро­ви­ка), колы­бе­лью буду­щих бло­ге­ров про­грам­мой «Вре­меч­ко», совер­шен­но дру­гим Кисе­лё­вым с его про­грам­мой «Ито­ги» и, конеч­но, про­грам­мой «Кук­лы». Её автор Вик­тор Шен­де­ро­вич вёл ещё на НТВ тон­ко и с юмо­ром про­грам­му «Ито­го». Извест­ный совре­мен­но­му зри­те­лю по эфи­ру «Радио Сво­бо­да» Вла­ди­мир Кара-Мур­за тоже начи­нал с НТВ (вёл вечер­ние эфи­ры «Сего­дня в пол­ночь» и делал про­ект «Сви­де­тель века»). И неожи­дан­ное откры­тие: Нор­кин, Мац­кяви­ч­юс. Даже ново­сти на кана­ле пред­став­лял с оттен­ком автор­ства став­ший лицом и голо­сом «новых ново­стей» Миха­ил Осокин.

С сожа­ле­ни­ем сего­дня мож­но видеть рас­сы­пан­ны­ми по раз­ным феде­раль­ным кана­лам остат­ки преж­ней коман­ды, и не все из них сохра­ни­ли лицо, соот­вет­ство­вав­шее кри­те­ри­ям преж­не­го НТВ.

Миха­ил Осо­кин и Татья­на Миткова

Аналитическая журналистика

На НТВ появи­лись мно­гие фигу­ры, чьё мне­ние в резуль­та­те ста­ло вли­я­тель­ным и зна­ко­вым, сей­час немно­го под­за­был­ся «Час быка» с Андре­ем Чер­ки­зо­вым и его рез­кие выска­зы­ва­ния. Жур­на­ли­сты НТВ опре­де­ля­ли и фор­ми­ро­ва­ли обще­ствен­ное отно­ше­ние к собы­ти­ям и фак­там, под­чёр­ки­ва­ли наи­бо­лее важ­ное и выде­ля­ли из инфор­ма­ци­он­но­го пото­ка наи­бо­лее острое и болез­нен­ное, пред­став­ляя собы­тия зри­те­лю и помо­гая разо­брать­ся в них. Из инфор­ма­ци­он­но­го веща­ния НТВ наби­ра­ли силу нрав­ствен­ные ори­ен­ти­ры. Лета­ю­щий зелё­ный шарик имел креп­кий мощ­ный сте­бель в теле­сту­дии под остан­кин­ской баш­ней. Про­дол­жая по инер­ции обсуж­дать суще­ству­ю­щие в стране про­бле­мы, канал не сра­зу понял, что ему тонуть вме­сте с под­вод­ной лод­кой. Горечь иро­нии про­грам­мы «Кук­лы» исхо­ди­ла из уже най­ден­но­го отве­та на вопрос, задан­ный в Даво­се (Who is Mr. Putin?), неудоб­ный и дол­гое вре­мя оста­вав­ший­ся непрозрачным.


Забытый жанр политической сатиры

В 1994 году на НТВ с «инфор­ма­ци­он­но-пара­зи­ти­че­ской» про­грам­мой «Кук­лы» изыс­ка­но и ост­ро­ум­но дебю­ти­ро­вал Вик­тор Шен­де­ро­вич и восемь лет тянул лям­ку глав­но­го кри­ти­ка вла­сти. Послед­ний выход про­грам­мы, «Дуб­лёр» (29.12.2002), начи­нал­ся сло­ва­ми руко­во­ди­те­ля управ­ле­ния по чрез­вы­чай­ным инфор­ма­ци­он­ным ситу­а­ци­ям (было и такое), зву­чав­ши­ми гром­ко и тра­гич­но: «Инфор­ма­ци­он­ная тре­во­га, отой­ди­те от теле­ви­зо­ра». «Кук­лы» про­шлись по всем тогда замет­ным пер­со­на­жам рос­сий­ской поли­ти­ки и пред­ска­за­ли даль­ней­ший ход собы­тий. Шёл мел­кий моро­ся­щий дож­дик, все были под зон­ти­ка­ми и на объ­ек­ти­ве каме­ры осе­да­ли кап­ли — с митин­га в защи­ту НТВ начи­на­ет­ся новая, ещё не пере­вер­ну­тая стра­ни­ца исто­рии России.


Развлекательное телевидение и сериалы

На митин­ге «в защи­ту НТВ» перед зда­ни­ем теле­цен­тра одним из высту­па­ю­щих был спор­тив­ный ком­мен­та­тор Васи­лий Уткин. Даже спорт не любит пошло­го юмо­ра. Что, к сожа­ле­нию, быст­ро ста­нет нор­мой для рос­сий­ских сери­а­лов, это «ноу-хау» сери­аль­ной бес­пре­рыв­ной линей­ки, теперь рас­ти­ра­жи­ро­ван­ное по всем кана­лам, при­ду­ма­но и вве­де­но в актив­ное упо­треб­ле­ние вла­дель­цем того НТВ, медиа­маг­на­том Вла­ди­ми­ром Гусин­ским. Чело­век быст­ро уста­ёт от всплес­ков эмо­ци­о­наль­но­сти и от спон­тан­но­сти, и сери­а­лы его уте­ша­ют, ком­пен­си­ру­ют ваку­ум обще­ствен­ной жиз­ни и недо­стат­ки част­ной. Сери­а­ла­ми пере­ме­жа­ют­ся теле­де­ба­ты и ток-шоу, новост­ные взвин­чи­ва­ю­щие чело­ве­ка репор­та­жи. Сери­а­лы — соци­аль­ное явле­ние, успо­ка­и­ва­ю­щее умы, и пер­вым до это­го дога­дал­ся Гусинский.

Васи­лий Уткин во вре­мя рабо­ты на НТВ

Жанр криминального репортажа на НТВ

Срав­ни­тель­но недав­но исчез­ла из эфи­ра про­грам­ма с Лео­ни­дом Канев­ским «След­ствие вели». Май­ор Про­нин, а для родив­ших­ся на излё­те СССР ско­рее Бона­сье, рас­ска­зы­ва­ет о кри­ми­наль­ных, нико­гда в Совет­ском Сою­зе не осве­щав­ших­ся про­ис­ше­стви­ях, как убий­ство май­о­ра ГБ на Жда­нов­ской. На преж­нем НТВ кри­ми­наль­ный репор­таж был совре­мен­нее и вёл его неза­ви­си­мый жур­на­лист Нико­лай Нико­ла­ев, сде­лав­ший свою про­грам­му «Неза­ви­си­мое рас­сле­до­ва­ние» и пер­вым пока­зав­ший в эфи­ре рязан­ский сахар. Счи­та­ет­ся, что с это­го момен­та у кана­ла нача­лись про­бле­мы. Пер­спек­тив­ное веща­ние кана­ла было пере­кры­то ночью 14 апре­ля 2001 года охран­ни­ка­ми, и даль­ней­шее запом­ни­лось мед­лен­ным про­хо­дом в кад­ре — слов­но геро­ев комик­сов Марвел — жур­на­ли­стов ста­рой коман­ды на теле­ка­нал «ТВ‑6».

Нико­лай Николаев

Редакционная политика, не допускавшая цензуры

НТВ был заме­чен в пода­че инфор­ма­ции под опре­де­лён­ным углом, но нико­гда не пре­вра­щал­ся в рупор. Взгляд Евге­ния Кисе­лё­ва в его про­грам­ме «Сего­дня» мог отли­чать­ся от взгля­дов Шен­де­ро­ви­ча и сце­на­рия про­грам­мы «Кук­лы». Когда вклю­чи­ли рей­тинг на уби­ва­ние репу­та­ции пер­во­го вице-пре­мье­ра Бори­са Нем­цо­ва, отдель­ные жур­на­ли­сты выска­зы­ва­лись в его под­держ­ку. К сожа­ле­нию, люди не при­вык­ли взве­ши­вать и под­хо­дить ана­ли­ти­че­ски, и ока­за­лось воз­мож­ным любое тасо­ва­ние фак­тов и даже откро­вен­ная под­та­сов­ка, а потя­нешь за ниточ­ку, и вый­дет мах­ро­вый клу­бок вза­и­мо­про­ни­ка­ю­щих инте­ре­сов. Поэто­му, о чём бы жур­на­лист сего­дня ни соби­рал­ся гово­рить серьёз­но и глу­бо­ко, его обя­за­тель­но одёрнут.

Вик­тор Шендерович

Объективность взгляда и чувство развития событий

Как Вла­ди­мир Кара-Мур­за сумел най­ти опе­ра­то­ра и запи­сать про­ис­хо­див­шее ночью внут­ри теле­цен­тра, так рабо­та­ла коман­да НТВ по всей Рос­сии. Начи­ная с поли­ти­че­ско­го кри­зи­са 1993 года, ещё на чужой линии веща­ния, НТВ посто­ян­но давал в эфир кар­тин­ку по самым ост­рым и поле­мич­ным собы­ти­ям сво­е­го деся­ти­ле­тия. По мате­ри­а­лам НТВ мож­но изу­чать новей­шую исто­рию Рос­сии. При­ро­да и кор­ни мно­гих совре­мен­ных кон­флик­тов отпе­ча­та­лась на плён­ке НТВ. К юби­лею выло­жен архив и на сай­те уже видо­из­ме­нен­но­го до неузна­ва­е­мо­сти кана­ла. Мож­но уви­деть живые лица и голо­са 90‑х и образ­цы жур­на­лист­кой рабо­ты того вре­ме­ни. К каж­до­му пово­рот­но­му момен­ту, вплоть до авгу­ста 2000 года, НТВ высту­па­ет ярким и небес­при­страст­ным ком­мен­та­то­ром, а с наступ­ле­ни­ем ново­го сто­ле­тия уже участ­ни­ком, и его лого­тип закры­ва­ет крас­ный круг с косой лини­ей и над­пи­сью «Про­тест» вплоть до 14 апре­ля 2001 года.


Команда — это было особенное достоинство канала

Коман­да — то, о чём все­гда и, в част­но­сти, на митин­ге в защи­ту НТВ, гово­рил Юрий Щеко­чи­хин. И глу­ши­ли целе­на­прав­лен­но коман­ду, даже не сам канал, что поз­во­ли­ло сохра­нить эмбле­му, изме­нив пол­но­стью редак­ци­он­ную поли­ти­ку. Исчез­ли неза­ви­си­мые рас­сле­до­ва­ния, сво­бод­ные деба­ты, жанр полит­са­ти­ры и пря­мой эфир. Усколь­за­ло неви­ди­мое при­сут­ствие в кад­ре ума и въед­ли­во­го жур­на­лист­ско­го взгля­да. Упа­ло каче­ство пода­чи кар­тин­ки. Про­фес­си­о­наль­ной ана­ли­ти­ке на сме­ну при­шла види­мость, созда­ние эффек­та рас­сле­до­ва­ния и эффек­та дебатов.

Теле­ви­де­ние после НТВ — пара­докс бес­со­бы­тий­но­го брюзжания.

Поделиться