Сцена: самобытный панк Якутии

Послед­ние годы из огром­но­го коли­че­ства локаль­ных сцен Рос­сии доволь­но силь­но выде­ля­ет­ся якут­ская: про неё писал и сайт Bandcamp, и Los Angeles Times — а это доро­го­го сто­ит. При этом оба ресур­са кон­цен­три­ро­ва­лись пре­иму­ще­ствен­но на совре­мен­ных груп­пах, тогда как в рес­пуб­ли­ке Саха исто­рия анде­гра­ун­да насчи­ты­ва­ет не один деся­ток лет. 

Пётр Поле­щук рас­ска­зы­ва­ет о деся­ти якут­ских груп­пах, кото­рые обя­за­тель­но надо послу­шать. Сре­ди них — пост­панк с народ­ны­ми инстру­мен­та­ми, раз­но­маст­ные после­до­ва­те­ли Лето­ва, эпа­таж­ные хард­кор­щи­ки, мороз­ный шугейз, зумер­ский дрим-поп и мно­гие другие.


Будем чест­ны: вни­ма­ние к якут­ской сцене во мно­гом обу­слов­ле­но тем фак­том, что мы гово­рим, соб­ствен­но, о Яку­тии и яку­тах. Ори­ен­та­лизм, кото­рый может раз­дра­жать людей с деко­ло­ни­аль­ны­ми взгля­да­ми, тем не менее про­дол­жа­ет рабо­тать пси­хо­ло­ги­че­ски. Одно дело сце­на услов­но­го Хаба­ров­ска, в кото­рой хоть и есть весь­ма инте­рес­ные груп­пы, но нет одно­род­но­сти, дру­гое — рес­пуб­ли­ка Саха. Там и музы­ка созда­ёт­ся вопре­ки всем усло­ви­ям (в том чис­ле погод­ным — что очень важ­но для мифо­ло­гии любой локаль­ной сце­ны), и есть куль­тур­ная одно­род­ность: бук­валь­но этни­че­ская и пан­ков­ская. Так вышло, что все мест­ные груп­пы, кото­рые ста­ли замет­ны, если не игра­ют панк, то точ­но испо­ве­ду­ют. Всё это послу­жи­ло на экзо­ти­зи­ро­ва­ние якут­ской сце­ны, о кото­рой пусть и гово­рят, но часто как буд­то боль­ше о самой сцене, чем о груп­пах. Это сто­ит испра­вить — и как мож­но боль­ше и чаще рас­ска­зы­вать об отдель­ных коман­дах. Ведь как бы ни рабо­тал ори­ен­та­лизм, база — это музыка.


«Чолбон»

Часто отцы локаль­ной сце­ны важ­ны по при­чине само­го фак­та пио­нер­ства. Одна­ко обра­зо­вав­ший­ся в 1980‑х годах «Чол­бон» уди­вил слу­ша­те­лей уни­каль­ным сти­лем. Они сме­ши­ва­ли пост­панк с народ­ной музы­кой рес­пуб­ли­ки Саха. Подоб­ным обра­зом мож­но опи­сать мно­го групп, кото­рые ста­ра­ют­ся выра­бо­тать некое подо­бие «этни­че­ско­го» саун­да при стан­дарт­ном соста­ве, но «Чол­бон» выде­ли­лись и на этом попри­ще, доба­вив народ­ные инстру­мен­ты. Напри­мер, хомус — свое­об­раз­ный якут­ский вар­ган, кото­рый отли­ча­ет­ся «кос­ми­че­ским» звучанием.

«Чол­бон»

Стиль груп­пы уди­вил и самых про­грес­сив­ных музы­кан­тов стра­ны. Так, в 1987‑м на «Чол­бон» обра­ти­ли вни­ма­ние «Зву­ки Му», и при­гла­си­ли высту­пить на фести­ва­лях за пре­де­ла­ми реги­о­на. После это­го «Чол­бон» рабо­та­ли на сту­дии груп­пы Мамо­но­ва

 

Повы­шен­ное вни­ма­ния к кол­лек­ти­ву не поро­ди­ло ком­про­мис­сов с пуб­ли­кой — «Чол­бон» про­дол­жа­ли петь на род­ном язы­ке. Едва ли тек­сты пони­ма­ли сто­рон­ние слу­ша­те­ли, но это толь­ко добав­ля­ло груп­пе изящ­но­сти и выде­ля­ло сре­ди остальных.


«Хоббит убитый йодом» 

В совет­ском и пост­со­вет­ском анде­гра­ун­де было мод­но назы­вать­ся мак­си­маль­но абсурд­но, но так, чтоб назва­ние выстра­и­ва­лось в хули­ган­скую аббре­ви­а­ту­ру. Это­му пра­ви­лу после­до­ва­ли и «Хоб­би­ты». Хотя ста­ро­жи­лы пом­нят их как замет­ную в 90‑х груп­пу, в тоже вре­мя кол­лек­тив и вполне стан­дарт­ный для той эпо­хи. Гитар­ные стак­ка­то — на месте, «сухие» бара­ба­ны — тоже, а голос мечет­ся в под­ра­жа­нии «Граж­дан­ской обо­роне» и «Кино»

«Хоб­бит уби­тый йодом»

С дру­гой сто­ро­ны, несмот­ря на назва­ние, в «Хоб­би­те» пол­но неж­но­сти. Тут есть место не толь­ко реве­ран­сам в сто­ро­ну Лето­ва, но и прак­ти­че­ски таю­ще­му тви-попу. Что неуди­ви­тель­но, учи­ты­вая, что в текстах груп­пы есть как буд­то след дет­ско­го юмо­ра — и это комплимент.


«Нейтральный автопилот»

Когда неиз­вест­ная груп­па похо­жа на дру­гую неиз­вест­ную груп­пу — это хоро­шо. В слу­чае «Авто­пи­ло­та» речь идёт о сход­стве с «Теат­ром мене­стре­лей», к сожа­ле­нию, ныне забы­том. Заме­тить это мож­но, толь­ко если зна­ешь о «Мене­стре­лях», ина­че вряд ли полу­чит­ся изба­вить­ся от более рядо­вых ассоциаций. 

«Ней­траль­ный автопилот»

И тут сно­ва нави­са­ет тень Лето­ва. Впро­чем, надо отме­тить, что для якут­ско­го пан­ка лидер «ГО» одно вре­мя имел огром­ное зна­че­ние. Во вся­ком слу­чае, так мож­но рас­су­дить, если слу­шать одну якут­скую панк-коман­ду за дру­гой. Это, кста­ти, важ­но и в исто­рии мест­ной сце­ны, и в исто­рии Лето­ва — чего толь­ко ни гово­ри­ли о вли­я­нии Иго­ря Фёдо­ро­ви­ча, но, кажет­ся, недо­ста­точ­но ска­за­но о воз­дей­ствии на локаль­ные движения.

Что до «Авто­пи­ло­та», то их музы­ка напо­ми­на­ет о ран­нем пери­о­де «ГО» — кото­рый любим дале­ко не все­ми, ведь тогда в Лето­ве пан­ков­ства было про­пор­ци­о­наль­но хип­пиз­му. Поэто­му и моло­дёжь им вдох­нов­ля­лась самая «пога­ная» — «Ней­траль­ный авто­пи­лот» как раз такую и представляли.


«Твари»

Хард­кор-панк груп­па «Тва­ри» — это всё луч­шее и от хард­ко­ра, и от пан­ка. Хард­кор про­тив все­го пло­хо­го и за всё хоро­шее (пре­иму­ще­ствен­но левое). Панк же тра­ди­ци­он­но не заин­те­ре­со­ван в выра­же­нии обра­за «луч­ше­го зав­тра», но не прочь про­де­мон­стри­ро­вать раз­лич­ные пове­ден­че­ские транс­грес­сии — напри­мер, послать всех самым беся­щим образом. 

«Тва­ри»

Когда в песне «Давай поиг­ра­ем» вока­лист орёт: «***** [Иметь] вас всех!», то, кажет­ся, одно­вре­мен­но и по-пан­ков­ски позёр­ству­ет, и выра­жа­ет чест­ное отно­ше­ние к миру. Этим «Тва­ри» боль­ше похо­жи на Алек­сея «Угла» Фише­ва из «Оргаз­ма Ностра­да­му­са», чем на Лето­ва. Хотя и тут без него не обо­шлось — уж слиш­ком вли­я­тель­ная фигура. 


«Женская дисгармония» 

Груп­па с заме­ча­тель­ным назва­ни­ем «Жен­ская дис­гар­мо­ния» — вете­ра­ны сце­ны. Это мощ­ней­шая панк-коман­да, кото­рая до сих пор вызы­ва­ет спо­ры, чего в ней боль­ше — утвер­жде­ния жен­ских прав или мизо­ги­нии? Вто­рое, сда­ёт­ся, при­пи­сы­ва­ют толь­ко нео­фи­ты, хотя про­во­ци­ро­ва­ни­ем спо­ров груп­па и хоро­ша — пан­ки всё-таки. 

«Жен­ская дисгармония»

Вме­сто пла­кат­ной левац­кой рито­ри­ки у «Дис­гар­мо­нии» гораз­до боль­ше само­ко­па­ний, а кон­цер­ты похо­дят на сеан­сы само­эк­зор­циз­ма. А это зна­чит, что насущ­ный жен­ский вопрос они под­ни­ма­ют не самы­ми при­выч­ны­ми сред­ства­ми — и застав­ля­ют дей­стви­тель­но думать о нём и спо­рить, а не про­сто делить пуб­ли­ку на тех, кто за и против.

 

Музы­каль­но — на люби­те­ля ско­ро­сти. «Жен­ская дис­гар­мо­ния» уме­ща­ет мак­си­мум в мини­мум, и умуд­ря­ет­ся за пол­ми­ну­ты доне­сти всё то, что вол­ну­ет, кажет­ся, каж­дую участ­ни­цу груп­пы. Крат­кость — дей­стви­тель­но сест­ра, а не брат таланта.


«Шарм СС»

Прак­ти­ка пока­зы­ва­ет, что ста­рое доб­рое уль­траху­ли­ган­ство пан­ков из 80‑х нику­да не делось. Про­во­ка­ци­он­ных назва­ний пол­но до сих пор, но «Шарм СС», кажет­ся, совсем бес­сты­жие — мож­но поду­мать, если не коп­нуть глуб­же. «СС» — это аббре­ви­а­ту­ра само­на­зва­ния Яку­тии — Саха Сирэ, «зем­ля якутов». 

«Шарм СС»

Музы­каль­но «Шарм СС» едва ли очень инте­рес­ны — но и не долж­ны быть. Как вер­но выра­зил­ся води­тель «Газе­ли смер­ти» Денис Алек­се­ев: «Панк совер­шен­но не инте­рес­но слу­шать — его инте­рес­но играть». Вот и «Шарм СС» пред­став­ля­ют инте­рес как дей­ству­ю­щий юнит, но не музы­каль­ный, а пан­ков­ско-реги­о­наль­ный. Поют они (кри­чат? вопят?) о разо­ча­ро­ва­нии обще­ством — но отнюдь не в тиней­джер­ской мане­ре, а соци­аль­но-оза­бо­чен­ной. Это логич­но: в кон­це кон­цов, «Шарм СС» — это хардкор.


Crispy Newspaper

Пожа­луй, имен­но эта груп­па наи­бо­лее важ­на для отве­та на вопрос, отку­да столь­ко вни­ма­ния к сцене. Crispy Newspaper ещё в 2018‑м при­зна­ва­лись, что если якут­ско­му пан­ку и суж­де­но про­бить окно во внеш­ний мир, то пове­дут всех имен­но они. 

Crispy Newspaper

Амби­ции уров­ня бра­тьев Гал­ла­хе­ров — это ува­же­ние. Тем более апломб под­дер­жи­ва­ет­ся делом: CN во мно­гом ответ­ствен­ны за реани­ма­цию якут­ско­го язы­ка, на кото­ром дру­гие груп­пы со вре­ме­нем ста­ли петь всё мень­ше. Это доба­ви­ло убе­ди­тель­но­сти всей локаль­ной сцене — всё-таки сего­дня мы живём в мире, где люди зна­ют друг дру­га в интер­не­те боль­ше, чем по лест­нич­ной пло­щад­ке. Локаль­ных сцен почти нет — по край­ней мере, актив­ных и замет­ных. CN выде­ли­лись на этом фоне. К тому же музы­ка у них инте­рес­ная — тут и хард­кор, и мело­дич­ность в духе аль­тер­на­ти­вы 80‑х, и локаль­ный колорит.


CS

 «Контр-страйк»? Оче­ред­ная хули­ган­ская про­во­ка­ция? Оче­ред­ной панк-рок? Отнюдь. Назва­ние груп­пы рас­шиф­ро­вы­ва­ет­ся Cosmic Shit, и хотя пан­ков­ское отно­ше­ние сохра­ня­ет­ся во вто­ром сло­ве, музы­каль­но от строп­ти­во­го жан­ра тут мень­ше, чем от спейс-рока. При этом в музы­ке груп­пы не най­ти ретро­фу­ту­ри­сти­че­ские кли­ше — так ска­зать, на разо­гре­ве у Zodiac пред­ста­вить труд­но. В вер­сии груп­пы все­лен­ная напо­ми­на­ет огром­ную чёр­ную дыру, а не неиз­ве­дан­ное про­стран­ство. В общем, ника­кой роман­ти­ки — всё по пан­ку, но космическому. 

CS

В 2019 году CS пред­став­ля­ли якут­скую вол­ну на вла­ди­во­сток­ском шоукей­се V‑Rox. Как отме­ча­ли орга­ни­за­то­ры, деле­га­ты из Моск­вы уде­ли­ли вни­ма­ния груп­пе зна­чи­тель­но мень­ше, чем хед­лай­не­рам — в том чис­ле пото­му, что CS слиш­ком нефор­мат­ная музы­ка для сто­ли­цы. Кажет­ся, это гово­рит о груп­пе толь­ко положительно. 


«Имя твоей бывшей»

Мороз­ную Яку­тию не мог обой­ти шугейз. Буд­то воз­вра­ща­ю­щий в утро­бу шумо­вой жанр отлич­но под­хо­дит для тер­ри­то­рии, извест­ную силь­ны­ми холо­да­ми, от кото­рых так и хочет­ся скрыть­ся. Тем более послед­ние годы жанр пере­жи­ва­ет ревай­вл сре­ди зуме­ров — пото­му появ­ля­ет­ся и всё боль­ше шугейз­ных групп. Бла­го­да­ря это­му «Имя тво­ей быв­шей» может стать ещё известней. 

«Имя тво­ей бывшей»

На пер­вый взгляд, мы име­ем дело с поп-пан­ков­ским эмо, но как бы не так — это доб­рот­ный, в меру мяг­кий и эмо­ци­о­наль­ный дрим-поп. Хотя без вли­я­ния эмо не обо­шлось, но, если поду­мать, это инте­рес­ная и доволь­но ред­кая связ­ка жанров.


Бонус: «Игуана Дон»

Не одним пан­ком якут­ская сце­на еди­на. «Игу­а­на Дон» — это якут­ский брит-поп образ­ца Най­ка Бор­зо­ва (как вам такое?) с при­ме­сью Animal Collective и слей­кер­ством в духе Арсе­ния Кре­сти­те­ля, если бы он обла­дал чуть боль­шим поп-чутьём. 

«Игу­а­на Дон»

Инте­рес­ная шту­ка: все выше­пе­ре­чис­лен­ные груп­пы либо почи­ли, либо про­сто вете­ра­ны, но в сво­ей агрес­сии как нико­гда акту­аль­ны. «Игу­на Дон» же нович­ки, а зву­чат ано­маль­но опти­ми­стич­но — буд­то при­вет из дру­го­го вре­ме­ни, и явно не буду­ще­го. Даром, что игу­а­но­дон — это род динозавров. 

 

Кого-то такая отстра­нён­ность может раз­дра­жать, но если хочет­ся послу­шать в меру арт­овой музы­ки с не самой худ­шей авто­ре­флек­си­ей — «Игу­а­на Дон» отлич­но подойдут.


Читай­те так­же «Топ-10 якут­ских филь­мов от кино­ве­да из Яку­тии».

Поделиться