В феврале у петербургского артиста «Серцелев», играющего в уникальном стиле коллапс-вейв, вышел второй мини-альбом «Разлом». Новая работа развивает идеи прошлогоднего ЕР.
Специально для VATNIKSTAN лидер проекта Артём Бурцев рассказал о песнях, создании и музыкальных особенностях релиза.
Как и «Сокровение», «Разлом» состоит из «песен любви и гимнов сокровенному в эпоху распада и перемен», но теперь в форме своеобразной исповеди и эпитафии ушедшей эпохе.
Важной темой для меня стал поиск надежды в новом, смутном времени, а также желание совпасть с теми, кто чувствует похожее (воины коллапс-вейва, отзовитесь!). Настроение ЕР — поиск единства в самый тёмный час, который, возможно, тот самый, что перед зарёй.
Я не большой фанат концептуальных альбомов, но этот мини-альбом вышел близким к этому понятию. Во-первых, здесь заявлены и чётко обозначены важные и связанные друг с другом темы. Во-вторых, его можно поделить на две стороны: первая — более мрачная («сторона сожаления и плача»), вторая — более воодушевляющая («сторона надежды и поиска»). Между ними и проходит некий «разлом».
Разлом
Один из двух ключевых треков альбома. На нём обозначается аудитория «Серцельва» — те, кто оказался между молотом и наковальней, в водовороте истории. То есть многие из нас. По духу песня пронизана атмосферой Ленинградского рок-клуба, а также снабжена множеством цитат как в тексте, так и в музыкальных приёмах. Надо будет провести викторину, кто больше отсылок найдёт (я насчитал 11). Это была самая последняя песня, сочинённая к релизу, в ноябре.
Как раньше не будет
До того как я придумал «Разлом», ожидал, что главным треком на записи будет именно эта песня. Сочинял её с апреля 2022 года, сразу после того, как придумал центральный номер прошлого ЕР «Коллапс» (как продолжение). Долго переделывал текст и окончательно он оформился только осенью. Были проблемы с гармонией — перебрал несколько, пока не нашёл вдохновение в одном очень популярном русском поп-треке. Пел, ориентируясь на Моррисси и Lowlife. На мой взгляд, вышел красивый, мелодичный и душевный грустный трек.
Планы
Самая старая песня с ЕР. Её я сочинил ещё в Москве в самом начале пандемии. Гулял по парку вдоль реки Чермянка и периодически ускользал от патрулей Росгвардии (они очень жёстко следили за самоизоляцией). Так что язвительный вопрос «где же теперь поездки в Европу?» в первую очередь задавался в тех условиях. Но, увы, идеально лёг и в новых реалиях. На фит сюда залетел мой главный боевой товарищ Стереополина, добавив песне амбициозного размаха и эмоционального напряжения.
Заживо
Второй ключевой трек ЕР и манифест «Серцельва». В этой песне я обозначаю вектор движения проекта, а также главного героя песен — «любви не миновать, это моё больное солнце». Неожиданно эта медитативная песня понравилась практически всем, кто слышал альбом. В аранжировке здесь в полной мере разошёлся гитарист «Серцельва» Саша. Его гитарные узоры и переливы здесь изумительны и богоподобны. Также его партии есть в «С одиночеством» и «Разломе».
С одиночеством
Этот мрачный боевик я сочинил сразу после больницы, где я лежал с тяжёлым ковидом весной позапрошлого года. В песне отсылка к моей любимой песне про одиночество — «Моряку» «Агаты Кристи». Музыкально я ориентировался на Crisis, но разбавил это дабом в духе PIL. На фит сюда я позвал Антона из «Культурого наследия», и он со своим чувственным вокалом идеально вписался!
Никогда
Единственный медляк и одна из первых песен, которые я сочинил в Питере после переезда в 2020 году. Посвящена одной моей долгой и болезненной лавстори. Изначально я думал, что получится песня в духе The Cure середины-конца 80‑х, такая атмосферно-гитарная. Но саунд-продюсер Саша Сигаев («ДК Посторонних») попросил у меня карт-бланш на аранжировку и накрутил там невероятного оркестра и вышло сказочно! Надеюсь, однажды продадим этот трек в рекламу минералки, как The Verve.
Читайте также интервью с Артёмом Бурцевым 2018 года «„Независимые отечественные музыканты перестали стыдиться быть русскими“».