В октябре 2025 года на экраны вышел сериал Андрея Кончаловского «Хроники русской революции». Он охватывает события 1905–1924 года, на данный момент вышли 10 серий, всего же сериал насчитывает 16. Это далеко не первая попытка киноделов исследовать революцию.
VATNIKSTAN рассказывает о пяти современных сериалах, посвящённых событиям Великой русской революции.
«Троцкий» (2017). Режиссёр Александр Котт
Сериал был приурочен к столетнему юбилею революции и транслировался на «Первом канале» с 6 по 9 ноября 2017 года. В нём 8 серий, события которых охватывают биографию Льва Троцкого с 1898 по 1940 год. «Троцкий» построен на двух временных линиях. В «настоящем» (1940) русский революционер в изгнании беседует с «журналистом» Фрэнком Джексоном, который пишет книгу о русской революции, и в этих беседах Троцкий переносится в прошлое: от начала его революционной деятельности и до изгнания из России.

Роль Троцкого исполнил Константин Хабенский, и не в первый раз — до этого он уже играл революционера в другом проекте «Первого», «Есенине» (2005). Кроме Хабенского сериал посетили и другие звёзды: Евгений Стычкин в роли Владимира Ленина, Михаил Пореченков, играющий Парвуса, Сергей Гармаш (старший надзиратель в тюрьме) и Сергей Безруков (генерал Скалон).
Сериал превращает Троцкого в центральную фигуру революции. Лев Давидович показан как поклонник фрейдизма, и самому Фрейду в сериале отведена не последняя роль. «Троцкий» реконструирует на экране революцию как сферу деятельности исключительно корыстных фигур или фанатиков, убеждённых в своей правоте. Роль масс в сериале сводится к безмолвным статистам, которые просто исполняют указания, попав под влияние почти демонического притяжения Троцкого.
Не обошли авторы и тему «немецких денег». Как и в других сериалах о революции, в «Троцком» существенно преувеличена роль Александра Парвуса, который предстаёт перед нами как связующее звено между немецким капиталом и русскими революционерами.

Визуально «Троцкий» выполнен на достаточно высоком уровне. Сериал являет собой синтез компьютерной графики и реальных декораций. Хотя иногда графических эффектов становится слишком много — особенно отчётливо это видно в сценах со знаменитым бронепоездом Троцкого, на котором он разъезжал по фронтам Гражданской войны. Многие сцены сняты «стильно», в них чувствуется размах и революционная эстетика — настолько, что временами складывается впечатление, будто режиссёры снимали модный клип, а не масштабное полотно о революции.
«Троцкий», конечно, не является исторически достоверной картиной; да и должен ли вообще художественный фильм быть достоверным? Во всяком случае авторы проекта сами заявили, что всё в нём в большей степени художественный вымысел, а реальные события выступают только фоном. Сериал представляет собой скорее аттракцион, сделанный по голливудским лекалам.
«Демон революции» (2017). Режиссёр Владимир Хотиненко
Ещё один сериал, выход которого был приурочен к столетней годовщине революции. «Демон революции» выходил на канале «Россия‑1», и в сетке вещания стоял почти в одно и тоже время с «Троцким» на «Первом». Зритель мог сравнить взгляды двух команд творцов на революцию почти что в реальном времени. Правда, взгляды эти были практически идентичны.
Актёрский состав тут чуть менее внушительный, но всё равно состоит из звёзд российского экрана. В главной роли — Евгений Миронов; его Ленин убедительней образа, созданного Евгением Стычкиным, не такой карикатурный. Есть и своя версия Парвуса — Фёдор Бондарчук. Из больших звёзд стоит отметить «ветерана» исторических сериалов Александра Балуева в роли полковника Василия Туркестанова. Игра актёров не примечательна, но и не отталкивает.

Кого создатели сериала обозначили «демоном революции», не совсем ясно: Ленина или всё-таки Парвуса? Сюжет вращается вокруг «пломбированного вагона и немецких денег», буквально пересказывая известный конспирологический миф о том, что большевики во главе с Лениным были почти что немецкими агентами. Центральная фигура здесь — Парвус, элегантный и таинственный богач, работающий на немцев и втягивающий в свою авантюру наивного фанатика Ленина.

Революция рассматривается только как орудие Германии против сильной России. Никакой роли масс, никаких объективных предпосылок — нет, лишь конспирология о тайных операциях немецкой разведки.
Если в «Троцком» революция является хотя бы алчным желанием контрэлит захватить власть, то здесь большевики — просто глупые марионетки в руках врагов России. Имеет ли такое видение право на существование в художественном фильме? Естественно, имеет. Вот только создатели, в отличие от команды снявшей «Троцкого», постоянно заявляли о достоверности событий, показываемых на экране.
Сам режиссёр о роли Парвуса и «немецких денег» высказался так:
«В Сети существует “Меморандум Парвуса”, он же “Меморандум доктора Гельфанда”, излагающий рабочий план совершения переворота: от организации пропаганды до расчленения России — отделения Финляндии, Украины, Кавказа и Сибири».
Что касается визуальной составляющей, то сериал не пестрит компьютерной графикой. Большое количество натурных съёмок, отличная работа костюмеров и художников; это выгодно отличает проект от многих других исторических лент российского производства. Стилистически «Демон революции» всё же беднее «Троцкого»: классическая постановка кадра, длинные планы, статичные диалоги.
Сериал выглядит как достаточно скучный политический триллер, а не как стильный и динамичный комикс, детище «Первого». Если «Троцкий» хотя бы развлекает и видится неким «Гладиатором», то есть полным вымыслом, но вписанным в контекст эпохи, то «Демон революции» выглядит как скучное кино о том, почему большевики «плохие».
«Гибель империи» (2005). Режиссёр Владимир Хотиненко.
За двенадцать лет до «Демона революции» Владимир Хотиненко уже обращался к теме революции. Сериал появился на самой заре больших российских проектов. В тот же год вышли «Брежнев», «Есенин», «Мастер и Маргарита», а параллельно с этим российский зритель всё ещё наслаждался бразильской мыльной оперой «Клон», одним глазом посматривая начало уже отечественной «Кармелиты».
Именно в этот «урожайный год» студия Никиты Михалкова «ТриТэ» выпускает сериал «Гибель империи». Он состоит из десяти серий и транслируется на «Первом» в апреле 2005 года.

Первое, что выделяется — это абсолютно звёздный актёрский состав. В сериале задействованы главные лица российского кино тех лет: Александр Балуев, Сергей Маковецкий, Мария Миронова, Марат Башаров, Андрей Краско — перечень мог бы занять целую страницу. Актёрская игра на достойном уровне, что для картин тех лет уже огромное достижение.
Сюжет не сконцентрирован на революции, вообще его большую часть занимают события Первой Мировой войны. Главные герои — сотрудники контрразведки Костин и Стрельников, а также профессор и будущий капитан армии Нестеровский. События и герои вымышленные, но частенько переплетаются с реальными или происходят на их фоне.
Уже в 2005 году зритель может наблюдать пиетет режиссёра к объяснению всех неурядиц империи действиями иностранных разведок. В «Гибели» это в первую очередь немцы, во вторую — австрийцы. Контрразведчики сталкиваются с предателями Родины на всех уровнях. Секреты продают и революционеров, и офицеры, и даже владельцы ресторанов не оказываются в стороне от разбазаривания военных тайн.

Революция показана скорее как фон, событие, которое хоть мешает героям работать, но не останавливает их. Большевики, конечно же, подкуплены немцами, чему имеются и доказательства. Ещё больше немцами, правда, подкуплены эсеры. В финале сериала судьбы героев расходятся. Нестеровский покидает Россию, Стрельников участвует в создании советской милиции, а Костин уходит к белым на Юг.
Визуально проект выделяется своей «дороговизной» картинки, хотя никаких оригинальных решений нет. Однако есть множество достаточно масштабных сцен — по меркам продукции тех лет. В целом «Гибель империи» оставляет впечатление «Турецкого гамбита» (тоже вышел в 2005 году) в декорациях мировой войны и революций. Особенно если учесть, что актёрский состав наполовину идентичен.
«Крылья империи» (2017–2019). Режиссёр Игорь Копылов
Ещё один проект «Первого», приуроченный к столетию революции. Правда, в 2017‑м вышли только четыре эпизода, а полноценный показ состоялся только через два года (всего двенадцать серий). В отличие от вышеуказанных произведений, «Крылья» не могли похвастаться ни именитыми создателями, ни звёздным актёрским составом. Главные роли исполнили Милош Бикович, Ксения Лукьянчикова и Григорий Некрасов. В центре сюжета молодой офицер Сергей Двинский, юная поэтесса Софья Беккер и рабочий-революционер Матвей Осипов.

В сериале действуют реальные исторические фигуры — Гумилёв, Ленин, Троцкий, Сталин. Здесь авторы стараются показать революцию стихией, при этом не принимая ни одну из сторон.
Главные герои постоянно мечутся между разными политическими силами. Двинский служит царю, потом выступает на стороне Корнилова, а в итоге становится одним из доверенных лиц Троцкого. Осипов же наоборот, убежденный большевик, который в итоге приходит к мысли о необходимости ликвидации Ленина и партии.

Удивительно, но большевики здесь не немецкие агенты. Авторы, конечно, не копаются в причинах революции и её предпосылках, но во всяком случае, не пытаются всё упростить до действий иностранных разведок — хотя деньги и шпионы в сериале тоже присутствуют. Да, один из героев, в итоге всё-таки кардинально меняет свою судьбу, но скорее из-за личной трагедии и отвращения к насилию, чем от ненависти к большевикам.
Картинка достаточно стерильна, в натурных съемках ощущается недостаток масштаба. Компьютерная графика выглядит плохо, и авторы, видимо, сами понимая это, используют её нечасто. В батальных сценах низкое качество спецэффектов бросается в глаза особенно сильно: сражения выглядят как нелепые перестрелки двух-трёх противников.
«Хождение по мукам» (2017). Режиссёр Константин Худяков
Двенадцать серий этой экранизации эпопеи Алексея Толстого увидели свет в конце ноября 2017 года. Выход так же был привязан к юбилею революции. Канал «НТВ» пошёл по отличному от «Первого» и «России» пути: создатели не стали брать за основу исторических персонажей, а решили экранизировать советскую классику.
Актёрский состав грамотно сбалансирован — молодые, ещё не особо известные актёры появляются на одном экране с абсолютными звёздами, такими, как Андрей Мерзликин, Дмитрий Дюжев, Светлана Ходченкова.

В сериале, как и в первоисточнике, революция является лишь фоном и катализатором личных трагедий. Да, здесь есть и реальные исторические фигуры, а местом и временем действия часто служат отдельные эпизоды истории (например, Корниловский мятеж). Но при этом главные герои вымышленные, и в центре сюжета именно их судьбы. Иногда они переплетаются с происходящим вокруг, но большей частью зритель наблюдает любовную драму, которую можно было бы наложить на любую кризисную историческую эпоху.
В «Хождении по мукам» нет однозначной идеологической позиции — как у авторов, так и у самих персонажей. И большевики, и их противники показаны людьми, оказавшимися в жёстких обстоятельствах. Герои не двумерны, каждый представляет собой личность, которая мечется из стороны в сторону.
При этом революция в сериале представлена всё же как разрушительная, а не созидающая стихия. Мрачные тона, жестокость, акцент на хаосе и негативных последствиях, никакого пафоса и триумфа. Идейных здесь практически нет — все либо приспособленцы, либо карикатурные фанатики, каким, например, изображён Нестор Махно.
Несмотря на то, что в проект привлекли государственную поддержку и серьёзных спонсоров, сериал выглядит дёшево. Авторы намеренно уходят от масштаба. В единичных крупных сценах задействована многочисленная массовка, но таких моментов слишком мало. Сериал больше похож на мелодраму в декорациях революции, разговоров и ленивых стычек пары-тройки оппонентов.
Читайте далее:
— Николай III и киберпанк: альтернативная Россия в сериале «Фандорин. Азазель»;
— Девять фильмов о русских бунтах.









