Пять сериалов об Октябрьской революции

В октяб­ре 2025 года на экра­ны вышел сери­ал Андрея Кон­ча­лов­ско­го «Хро­ни­ки рус­ской рево­лю­ции». Он охва­ты­ва­ет собы­тия 1905–1924 года, на дан­ный момент вышли 10 серий, все­го же сери­ал насчи­ты­ва­ет 16. Это дале­ко не пер­вая попыт­ка кино­де­лов иссле­до­вать революцию. 

VATNIKSTAN рас­ска­зы­ва­ет о пяти совре­мен­ных сери­а­лах, посвя­щён­ных собы­ти­ям Вели­кой рус­ской революции.


«Троцкий» (2017). Режиссёр Александр Котт

Сери­ал был при­уро­чен к сто­лет­не­му юби­лею рево­лю­ции и транс­ли­ро­вал­ся на «Пер­вом кана­ле» с 6 по 9 нояб­ря 2017 года. В нём 8 серий, собы­тия кото­рых охва­ты­ва­ют био­гра­фию Льва Троц­ко­го с 1898 по 1940 год. «Троц­кий» постро­ен на двух вре­мен­ных лини­ях. В «насто­я­щем» (1940) рус­ский рево­лю­ци­о­нер в изгна­нии бесе­ду­ет с «жур­на­ли­стом» Фрэн­ком Джек­со­ном, кото­рый пишет кни­гу о рус­ской рево­лю­ции, и в этих бесе­дах Троц­кий пере­но­сит­ся в про­шлое: от нача­ла его рево­лю­ци­он­ной дея­тель­но­сти и до изгна­ния из России.

Постер «Троц­ко­го». Источ­ник: kinopoisk.ru

Роль Троц­ко­го испол­нил Кон­стан­тин Хабен­ский, и не в пер­вый раз — до это­го он уже играл рево­лю­ци­о­не­ра в дру­гом про­ек­те «Пер­во­го», «Есе­нине» (2005). Кро­ме Хабен­ско­го сери­ал посе­ти­ли и дру­гие звёз­ды: Евге­ний Стыч­кин в роли Вла­ди­ми­ра Лени­на, Миха­ил Поре­чен­ков, игра­ю­щий Парву­са, Сер­гей Гар­маш (стар­ший над­зи­ра­тель в тюрь­ме) и Сер­гей Без­ру­ков (гене­рал Скалон).

Сери­ал пре­вра­ща­ет Троц­ко­го в цен­траль­ную фигу­ру рево­лю­ции. Лев Дави­до­вич пока­зан как поклон­ник фрей­диз­ма, и само­му Фрей­ду в сери­а­ле отве­де­на не послед­няя роль. «Троц­кий» рекон­стру­и­ру­ет на экране рево­лю­цию как сфе­ру дея­тель­но­сти исклю­чи­тель­но корыст­ных фигур или фана­ти­ков, убеж­дён­ных в сво­ей право­те. Роль масс в сери­а­ле сво­дит­ся к без­молв­ным ста­ти­стам, кото­рые про­сто испол­ня­ют ука­за­ния, попав под вли­я­ние почти демо­ни­че­ско­го при­тя­же­ния Троцкого.

Не обо­шли авто­ры и тему «немец­ких денег». Как и в дру­гих сери­а­лах о рево­лю­ции, в «Троц­ком» суще­ствен­но пре­уве­ли­че­на роль Алек­сандра Парву­са, кото­рый пред­ста­ёт перед нами как свя­зу­ю­щее зве­но меж­ду немец­ким капи­та­лом и рус­ски­ми революционерами.

Миха­ил Поре­чен­ков в роли Алек­сандра Парву­са. Источ­ник: 1tv.ru

Визу­аль­но «Троц­кий» выпол­нен на доста­точ­но высо­ком уровне. Сери­ал явля­ет собой син­тез ком­пью­тер­ной гра­фи­ки и реаль­ных деко­ра­ций. Хотя ино­гда гра­фи­че­ских эффек­тов ста­но­вит­ся слиш­ком мно­го — осо­бен­но отчёт­ли­во это вид­но в сце­нах со зна­ме­ни­тым бро­не­по­ез­дом Троц­ко­го, на кото­ром он разъ­ез­жал по фрон­там Граж­дан­ской вой­ны. Мно­гие сце­ны сня­ты «стиль­но», в них чув­ству­ет­ся раз­мах и рево­лю­ци­он­ная эсте­ти­ка — настоль­ко, что вре­ме­на­ми скла­ды­ва­ет­ся впе­чат­ле­ние, буд­то режис­сё­ры сни­ма­ли мод­ный клип, а не мас­штаб­ное полот­но о революции.

«Троц­кий», конеч­но, не явля­ет­ся исто­ри­че­ски досто­вер­ной кар­ти­ной; да и дол­жен ли вооб­ще худо­же­ствен­ный фильм быть досто­вер­ным? Во вся­ком слу­чае авто­ры про­ек­та сами заяви­ли, что всё в нём в боль­шей сте­пе­ни худо­же­ствен­ный вымы­сел, а реаль­ные собы­тия высту­па­ют толь­ко фоном. Сери­ал пред­став­ля­ет собой ско­рее аттрак­ци­он, сде­лан­ный по гол­ли­вуд­ским лекалам.


«Демон революции» (2017). Режиссёр Владимир Хотиненко

Ещё один сери­ал, выход кото­ро­го был при­уро­чен к сто­лет­ней годов­щине рево­лю­ции. «Демон рево­лю­ции» выхо­дил на кана­ле «Россия‑1», и в сет­ке веща­ния сто­ял почти в одно и тоже вре­мя с «Троц­ким» на «Пер­вом». Зри­тель мог срав­нить взгля­ды двух команд твор­цов на рево­лю­цию почти что в реаль­ном вре­ме­ни. Прав­да, взгля­ды эти были прак­ти­че­ски идентичны.

Актёр­ский состав тут чуть менее вну­ши­тель­ный, но всё рав­но состо­ит из звёзд рос­сий­ско­го экра­на. В глав­ной роли — Евге­ний Миро­нов; его Ленин убе­ди­тель­ней обра­за, создан­но­го Евге­ни­ем Стыч­ки­ным, не такой кари­ка­тур­ный. Есть и своя вер­сия Парву­са — Фёдор Бон­дар­чук. Из боль­ших звёзд сто­ит отме­тить «вете­ра­на» исто­ри­че­ских сери­а­лов Алек­сандра Балу­е­ва в роли пол­ков­ни­ка Васи­лия Тур­ке­ста­но­ва. Игра актё­ров не при­ме­ча­тель­на, но и не отталкивает.

Постер сери­а­ла «Демон рево­лю­ции». Источ­ник: kinopoisk.ru

Кого созда­те­ли сери­а­ла обо­зна­чи­ли «демо­ном рево­лю­ции», не совсем ясно: Лени­на или всё-таки Парву­са? Сюжет вра­ща­ет­ся вокруг «плом­би­ро­ван­но­го ваго­на и немец­ких денег», бук­валь­но пере­ска­зы­вая извест­ный кон­спи­ро­ло­ги­че­ский миф о том, что боль­ше­ви­ки во гла­ве с Лени­ным были почти что немец­ки­ми аген­та­ми. Цен­траль­ная фигу­ра здесь — Парвус, эле­гант­ный и таин­ствен­ный богач, рабо­та­ю­щий на нем­цев и втя­ги­ва­ю­щий в свою аван­тю­ру наив­но­го фана­ти­ка Ленина.

Евге­ний Миро­нов в роли Вла­ди­ми­ра Лени­на. Источ­ник: rg.ru

Рево­лю­ция рас­смат­ри­ва­ет­ся толь­ко как ору­дие Гер­ма­нии про­тив силь­ной Рос­сии. Ника­кой роли масс, ника­ких объ­ек­тив­ных пред­по­сы­лок — нет, лишь кон­спи­ро­ло­гия о тай­ных опе­ра­ци­ях немец­кой разведки.

Если в «Троц­ком» рево­лю­ция явля­ет­ся хотя бы алч­ным жела­ни­ем кон­тр­э­лит захва­тить власть, то здесь боль­ше­ви­ки — про­сто глу­пые мари­о­нет­ки в руках вра­гов Рос­сии. Име­ет ли такое виде­ние пра­во на суще­ство­ва­ние в худо­же­ствен­ном филь­ме? Есте­ствен­но, име­ет. Вот толь­ко созда­те­ли, в отли­чие от коман­ды сняв­шей «Троц­ко­го», посто­ян­но заяв­ля­ли о досто­вер­но­сти собы­тий, пока­зы­ва­е­мых на экране.

Сам режис­сёр о роли Парву­са и «немец­ких денег» выска­зал­ся так:

«В Сети суще­ству­ет “Мемо­ран­дум Парву­са”, он же “Мемо­ран­дум док­то­ра Гель­фанда”, изла­га­ю­щий рабо­чий план совер­ше­ния пере­во­ро­та: от орга­ни­за­ции про­па­ган­ды до рас­чле­не­ния Рос­сии — отде­ле­ния Фин­лян­дии, Укра­и­ны, Кав­ка­за и Сибири».

Что каса­ет­ся визу­аль­ной состав­ля­ю­щей, то сери­ал не пест­рит ком­пью­тер­ной гра­фи­кой. Боль­шое коли­че­ство натур­ных съё­мок, отлич­ная рабо­та костю­ме­ров и худож­ни­ков; это выгод­но отли­ча­ет про­ект от мно­гих дру­гих исто­ри­че­ских лент рос­сий­ско­го про­из­вод­ства. Сти­ли­сти­че­ски «Демон рево­лю­ции» всё же бед­нее «Троц­ко­го»: клас­си­че­ская поста­нов­ка кад­ра, длин­ные пла­ны, ста­тич­ные диалоги.

Сери­ал выгля­дит как доста­точ­но скуч­ный поли­ти­че­ский трил­лер, а не как стиль­ный и дина­мич­ный комикс, дети­ще «Пер­во­го». Если «Троц­кий» хотя бы раз­вле­ка­ет и видит­ся неким «Гла­ди­а­то­ром», то есть пол­ным вымыс­лом, но впи­сан­ным в кон­текст эпо­хи, то «Демон рево­лю­ции» выгля­дит как скуч­ное кино о том, поче­му боль­ше­ви­ки «пло­хие».


«Гибель империи» (2005). Режиссёр Владимир Хотиненко.

За две­на­дцать лет до «Демо­на рево­лю­ции» Вла­ди­мир Хоти­нен­ко уже обра­щал­ся к теме рево­лю­ции. Сери­ал появил­ся на самой заре боль­ших рос­сий­ских про­ек­тов. В тот же год вышли «Бреж­нев», «Есе­нин», «Мастер и Мар­га­ри­та», а парал­лель­но с этим рос­сий­ский зри­тель всё ещё насла­ждал­ся бра­зиль­ской мыль­ной опе­рой «Клон», одним гла­зом посмат­ри­вая нача­ло уже оте­че­ствен­ной «Кар­ме­ли­ты».

Имен­но в этот «уро­жай­ный год» сту­дия Ники­ты Михал­ко­ва «ТриТэ» выпус­ка­ет сери­ал «Гибель импе­рии». Он состо­ит из деся­ти серий и транс­ли­ру­ет­ся на «Пер­вом» в апре­ле 2005 года.

Постер сери­а­ла «Гибель импе­рии». Источ­ник: kinopoisk.ru

Пер­вое, что выде­ля­ет­ся — это абсо­лют­но звёзд­ный актёр­ский состав. В сери­а­ле задей­ство­ва­ны глав­ные лица рос­сий­ско­го кино тех лет: Алек­сандр Балу­ев, Сер­гей Мако­вец­кий, Мария Миро­но­ва, Марат Баша­ров, Андрей Крас­ко — пере­чень мог бы занять целую стра­ни­цу. Актёр­ская игра на достой­ном уровне, что для кар­тин тех лет уже огром­ное достижение.

Сюжет не скон­цен­три­ро­ван на рево­лю­ции, вооб­ще его боль­шую часть зани­ма­ют собы­тия Пер­вой Миро­вой вой­ны. Глав­ные герои — сотруд­ни­ки контр­раз­вед­ки Костин и Стрель­ни­ков, а так­же про­фес­сор и буду­щий капи­тан армии Несте­ров­ский. Собы­тия и герои вымыш­лен­ные, но частень­ко пере­пле­та­ют­ся с реаль­ны­ми или про­ис­хо­дят на их фоне.

Уже в 2005 году зри­тель может наблю­дать пие­тет режис­сё­ра к объ­яс­не­нию всех неуря­диц импе­рии дей­стви­я­ми ино­стран­ных раз­ве­док. В «Гибе­ли» это в первую оче­редь нем­цы, во вто­рую — австрий­цы. Контр­раз­вед­чи­ки стал­ки­ва­ют­ся с пре­да­те­ля­ми Роди­ны на всех уров­нях. Сек­ре­ты про­да­ют и рево­лю­ци­о­не­ров, и офи­це­ры, и даже вла­дель­цы ресто­ра­нов не ока­зы­ва­ют­ся в сто­роне от раз­ба­за­ри­ва­ния воен­ных тайн.

Дмит­рий Пев­цов и Сер­гей Мако­вец­кий в одной из сцен. Источ­ник: kino-teatr.ru

Рево­лю­ция пока­за­на ско­рее как фон, собы­тие, кото­рое хоть меша­ет геро­ям рабо­тать, но не оста­нав­ли­ва­ет их. Боль­ше­ви­ки, конеч­но же, под­куп­ле­ны нем­ца­ми, чему име­ют­ся и дока­за­тель­ства. Ещё боль­ше нем­ца­ми, прав­да, под­куп­ле­ны эсе­ры. В фина­ле сери­а­ла судь­бы геро­ев рас­хо­дят­ся. Несте­ров­ский поки­да­ет Рос­сию, Стрель­ни­ков участ­ву­ет в созда­нии совет­ской мили­ции, а Костин ухо­дит к белым на Юг.

Визу­аль­но про­ект выде­ля­ет­ся сво­ей «доро­го­виз­ной» кар­тин­ки, хотя ника­ких ори­ги­наль­ных реше­ний нет. Одна­ко есть мно­же­ство доста­точ­но мас­штаб­ных сцен — по мер­кам про­дук­ции тех лет. В целом «Гибель импе­рии» остав­ля­ет впе­чат­ле­ние «Турец­ко­го гам­би­та» (тоже вышел в 2005 году) в деко­ра­ци­ях миро­вой вой­ны и рево­лю­ций. Осо­бен­но если учесть, что актёр­ский состав напо­ло­ви­ну идентичен.


«Крылья империи» (2017–2019). Режиссёр Игорь Копылов

Ещё один про­ект «Пер­во­го», при­уро­чен­ный к сто­ле­тию рево­лю­ции. Прав­да, в 2017‑м вышли толь­ко четы­ре эпи­зо­да, а пол­но­цен­ный показ состо­ял­ся толь­ко через два года (все­го две­на­дцать серий). В отли­чие от выше­ука­зан­ных про­из­ве­де­ний, «Кры­лья» не мог­ли похва­стать­ся ни име­ни­ты­ми созда­те­ля­ми, ни звёзд­ным актёр­ским соста­вом. Глав­ные роли испол­ни­ли Милош Бико­вич, Ксе­ния Лукьян­чи­ко­ва и Гри­го­рий Некра­сов. В цен­тре сюже­та моло­дой офи­цер Сер­гей Двин­ский, юная поэтес­са Софья Бек­кер и рабо­чий-рево­лю­ци­о­нер Мат­вей Осипов.

Постер сери­а­ла «Кры­лья импе­рии». Источ­ник: kinopoisk.ru

В сери­а­ле дей­ству­ют реаль­ные исто­ри­че­ские фигу­ры — Гуми­лёв, Ленин, Троц­кий, Ста­лин. Здесь авто­ры ста­ра­ют­ся пока­зать рево­лю­цию сти­хи­ей, при этом не при­ни­мая ни одну из сторон.

Глав­ные герои посто­ян­но мечут­ся меж­ду раз­ны­ми поли­ти­че­ски­ми сила­ми. Двин­ский слу­жит царю, потом высту­па­ет на сто­роне Кор­ни­ло­ва, а в ито­ге ста­но­вит­ся одним из дове­рен­ных лиц Троц­ко­го. Оси­пов же наобо­рот, убеж­ден­ный боль­ше­вик, кото­рый в ито­ге при­хо­дит к мыс­ли о необ­хо­ди­мо­сти лик­ви­да­ции Лени­на и партии.

Евге­ний Мил­лер в роли Льва Троц­ко­го. Источ­ник: 1tv.ru

Уди­ви­тель­но, но боль­ше­ви­ки здесь не немец­кие аген­ты. Авто­ры, конеч­но, не копа­ют­ся в при­чи­нах рево­лю­ции и её пред­по­сыл­ках, но во вся­ком слу­чае, не пыта­ют­ся всё упро­стить до дей­ствий ино­стран­ных раз­ве­док — хотя день­ги и шпи­о­ны в сери­а­ле тоже при­сут­ству­ют. Да, один из геро­ев, в ито­ге всё-таки кар­ди­наль­но меня­ет свою судь­бу, но ско­рее из-за лич­ной тра­ге­дии и отвра­ще­ния к наси­лию, чем от нена­ви­сти к большевикам.

Кар­тин­ка доста­точ­но сте­риль­на, в натур­ных съем­ках ощу­ща­ет­ся недо­ста­ток мас­шта­ба. Ком­пью­тер­ная гра­фи­ка выгля­дит пло­хо, и авто­ры, види­мо, сами пони­мая это, исполь­зу­ют её неча­сто. В баталь­ных сце­нах низ­кое каче­ство спе­ц­эф­фек­тов бро­са­ет­ся в гла­за осо­бен­но силь­но: сра­же­ния выгля­дят как неле­пые пере­стрел­ки двух-трёх противников.


«Хождение по мукам» (2017). Режиссёр Константин Худяков

Две­на­дцать серий этой экра­ни­за­ции эпо­пеи Алек­сея Тол­сто­го уви­де­ли свет в кон­це нояб­ря 2017 года. Выход так же был при­вя­зан к юби­лею рево­лю­ции. Канал «НТВ» пошёл по отлич­но­му от «Пер­во­го» и «Рос­сии» пути: созда­те­ли не ста­ли брать за осно­ву исто­ри­че­ских пер­со­на­жей, а реши­ли экра­ни­зи­ро­вать совет­скую классику.

Актёр­ский состав гра­мот­но сба­лан­си­ро­ван — моло­дые, ещё не осо­бо извест­ные актё­ры появ­ля­ют­ся на одном экране с абсо­лют­ны­ми звёз­да­ми, таки­ми, как Андрей Мерз­ли­кин, Дмит­рий Дюжев, Свет­ла­на Ходченкова.

Постер «Хож­де­ние по мукам». Источ­ник: kinopoisk.ru

В сери­а­ле, как и в пер­во­ис­точ­ни­ке, рево­лю­ция явля­ет­ся лишь фоном и ката­ли­за­то­ром лич­ных тра­ге­дий. Да, здесь есть и реаль­ные исто­ри­че­ские фигу­ры, а местом и вре­ме­нем дей­ствия часто слу­жат отдель­ные эпи­зо­ды исто­рии (напри­мер, Кор­ни­лов­ский мятеж). Но при этом глав­ные герои вымыш­лен­ные, и в цен­тре сюже­та имен­но их судь­бы. Ино­гда они пере­пле­та­ют­ся с про­ис­хо­дя­щим вокруг, но боль­шей частью зри­тель наблю­да­ет любов­ную дра­му, кото­рую мож­но было бы нало­жить на любую кри­зис­ную исто­ри­че­скую эпоху.

В «Хож­де­нии по мукам» нет одно­знач­ной идео­ло­ги­че­ской пози­ции — как у авто­ров, так и у самих пер­со­на­жей. И боль­ше­ви­ки, и их про­тив­ни­ки пока­за­ны людь­ми, ока­зав­ши­ми­ся в жёст­ких обсто­я­тель­ствах. Герои не дву­мер­ны, каж­дый пред­став­ля­ет собой лич­ность, кото­рая мечет­ся из сто­ро­ны в сторону.

При этом рево­лю­ция в сери­а­ле пред­став­ле­на всё же как раз­ру­ши­тель­ная, а не сози­да­ю­щая сти­хия. Мрач­ные тона, жесто­кость, акцент на хао­се и нега­тив­ных послед­стви­ях, ника­ко­го пафо­са и три­ум­фа. Идей­ных здесь прак­ти­че­ски нет — все либо при­спо­соб­лен­цы, либо кари­ка­тур­ные фана­ти­ки, каким, напри­мер, изоб­ра­жён Нестор Мах­но.

Несмот­ря на то, что в про­ект при­влек­ли госу­дар­ствен­ную под­держ­ку и серьёз­ных спон­со­ров, сери­ал выгля­дит дёше­во. Авто­ры наме­рен­но ухо­дят от мас­шта­ба. В еди­нич­ных круп­ных сце­нах задей­ство­ва­на мно­го­чис­лен­ная мас­сов­ка, но таких момен­тов слиш­ком мало. Сери­ал боль­ше похож на мело­дра­му в деко­ра­ци­ях рево­лю­ции, раз­го­во­ров и лени­вых сты­чек пары-трой­ки оппонентов.


Читай­те далее:

Вер­тин­ский, Вар­фо­ло­ме­ев­ская ночь и кро­ва­вая Сал­ты­чи­ха: семь оте­че­ствен­ных исто­ри­че­ских сери­а­лов;

Нико­лай III и кибер­панк: аль­тер­на­тив­ная Рос­сия в сери­а­ле «Фандо­рин. Аза­зель»;

Девять филь­мов о рус­ских бун­тах.