Обычные подозреваемые: пять советских фильмов о шпионах

Холод­ная вой­на осно­ва­тель­но потре­па­ла чело­ве­че­ству нер­вы. На гори­зон­те мая­чил ядер­ный гриб, а под кро­ва­тью — вра­же­ский агент. Свой страх чело­ве­че­ство мас­ки­ро­ва­ло обиль­ны­ми музы­каль­ны­ми коме­ди­я­ми, пес­ня­ми «Бит­лз» и шести­де­сят­ни­че­ски­ми улыб­ка­ми от уха до уха над белы­ми рубаш­ка­ми под июль­ским дождём, укры­ва­ясь шер­бург­ским зон­ти­ком. Тём­ную сто­ро­ну бес­со­зна­тель­но­го, кото­рую было не спря­тать под отте­пель­ной жиз­не­ра­дост­но­стью у нас и рок-н-рол­лом у них, выра­зи­ли шпи­он­ские филь­мы о том, что чело­век чело­ве­ку — очень подо­зри­тель­ное лицо, а если у вас пара­нойя, это не зна­чит, что за вами не сле­дят муж­чи­ны в штатском.

Шпи­о­ны и спе­ца­ген­ты замель­ка­ли по обе сто­ро­ны оке­а­на. В мейн­стримном бри­тан­ском глян­це вос­си­я­ло муже­ствен­ное лицо аген­та 007. В лет­ней совет­ской коме­дии «Три плюс два» высме­и­ва­лось поваль­ное увле­че­ние шпи­он­ски­ми детек­ти­ва­ми: «Кро­ва­вая заря под­ни­ма­лась на гори­зон­те… Джек­сон стре­лял в Сун­ду­ко­ва!» В Аме­ри­ке начал­ся рас­цвет пара­но­и­даль­ных трил­ле­ров, боль­шин­ство из авто­ров кото­рых при­над­ле­жа­ли к лево­му дви­же­нию, осу­ди­ли поли­ти­ку мак­кар­тиз­ма и раз­вер­нув­шу­ю­ся в США «охо­ту на ведьм». В чис­ло самых ярких филь­мов эпо­хи холод­ной вой­ны вошёл вели­кий, исто­ри­че­ски зна­чи­мый дра­ма­ти­че­ский трил­лер «Мань­чжур­ский кан­ди­дат» с Фрэн­ком Синатрой, кото­рый, по сути, при­зы­вал пра­ви­тель­ство США к миру с Советами.

А что же оте­че­ствен­ный экран? Конеч­но, в СССР актив­но раз­ви­вал­ся тренд «Баба Яга в тылу вра­га», на радость широ­ко­му зри­те­лю, кото­рый любит всё ост­ро­сю­жет­ное и чёр­но-белое, когда сто­ро­ны за тебя уже выбрал режис­сёр. Попу­ляр­ность кино­э­по­пеи «Щит и меч» о дея­тель­но­сти совет­ско­го раз­вед­чи­ка в нацист­ской Гер­ма­нии была тако­ва, что на момент пока­за оче­ред­ной серии пусте­ли ули­цы — все бежа­ли к экра­нам, что­бы узнать об отно­ше­ни­ях наше­го Алек­сандра Бело­ва с его немец­ким дру­гом Ген­ри­хом Шварц­коп­фом. Несмот­ря на идео­ло­ги­че­ские рам­ки, в луч­ших шпи­он­ских филь­мах все­гда нахо­ди­лось одно или два чело­ве­че­ских лица из номи­наль­но «вра­же­ско­го лаге­ря», а режис­сё­ры сосре­до­то­чи­ва­лись на пси­хо­ло­гии слож­ных геро­ев-раз­вед­чи­ков, немно­го­слов­ных людей с таки­ми зна­чи­тель­ны­ми лица­ми, что они сами по себе были — кино, а содер­жи­мое их череп­ной короб­ки оста­ва­лось маня­щей зри­те­ля тайной.

Еле­на Куш­нир рас­ска­зы­ва­ет о жем­чу­жи­нах совет­ско­го шпи­он­ско­го кине­ма­то­гра­фа — трил­ле­рах и поли­ти­че­ских детек­ти­вах, кото­рые спо­соб­ство­ва­ли раз­ви­тию жанра.


«Мёртвый сезон» (1968)

Где-то в уют­ном евро­пей­ском город­ке некто док­тор Хасс (Вла­ди­мир Эрен­берг), избе­жав­ший суда нацист­ский воен­ный пре­ступ­ник, закан­чи­ва­ет сек­рет­ную раз­ра­бот­ку хими­че­ско­го ору­жия, кото­рое долж­но изме­нить судь­бу чело­ве­че­ства. Руко­вод­ству­ясь пред­став­ле­ни­я­ми Тыся­че­лет­не­го рей­ха о «выс­ших» и «низ­ших» расах, док­тор-виви­сек­тор пла­ни­ру­ет пере­дать ору­жие неиз­вест­ной запад­ной стране (СССР, с одной сто­ро­ны, дели­кат­но не назы­ва­ет нико­го, с дру­гой — обви­ня­ет всех). В пла­нах неиз­вест­ных спец­служб или пра­ви­тельств — наде­лить с помо­щью ору­жия одних людей высо­чай­шим интел­лек­том, сде­лав из них эли­ту ново­го мира, а дру­гих — пре­вра­тить в послуш­ных тупых рабов. Сто­ит отме­тить, что обыч­ные граж­дане запад­ных стран, пока­зан­ные в филь­ме, не участ­ву­ют в зло­ве­щих пла­нах. В част­но­сти, запад­но­гер­ман­ский свя­щен­ник (Леон­хард Мер­зин) откро­вен­но ужа­са­ет­ся гря­ду­ще­му апо­ка­лип­си­че­ско­му сценарию.

Этот план, слов­но вдох­нов­лён­ный при­клю­че­ни­я­ми Джейм­са Бон­да (не будем забы­вать, что пер­вый фильм бон­ди­а­ны вышел в 1962 году), спо­соб­на сорвать толь­ко совет­ская раз­вед­ка. За дело берёт­ся агент Кон­стан­тин Ладей­ни­ков (Дона­тас Бани­о­нис в озву­чи­ва­нии Алек­сандра Демья­нен­ко, став­ше­го на руси­фи­ци­ро­ван­ном экране посто­ян­ным голо­сом литов­ско­го актё­ра), внед­рён­ный в ряды запад­ных обы­ва­те­лей. Одна­ко он не зна­ет Хас­са в лицо, поэто­му к опе­ра­ции при­вле­ка­ют быв­ше­го узни­ка конц­ла­ге­ря, а ныне актё­ра дет­ско­го теат­ра с дет­ским лицом Савуш­ки­на (Ролан Быков), кото­рый пре­одо­ле­ва­ет сомне­ния и стра­хи, что­бы помочь в раз­об­ла­че­нии преступника.

Исто­рия созда­ния пер­во­го оте­че­ствен­но­го филь­ма о дея­тель­но­сти совет­ской раз­вед­ки в холод­ную вой­ну инте­рес­на почти так же, как про­смотр филь­ма. Про­то­ти­пом глав­но­го героя послу­жил раз­вед­чик Конон Моло­дый, умуд­рив­ший­ся стать насто­я­щим мил­ли­о­не­ром в пери­од сво­ей неле­галь­ной дея­тель­но­сти в Вели­ко­бри­та­нии под фами­ли­ей Лон­сдейл, кото­рая обыг­ры­ва­ет­ся в филь­ме. Кол­ле­га сверхъ­есте­ствен­но успеш­но­го совет­ско­го шпи­о­на, кото­ро­му пожа­ло­ва­ла бла­го­дар­ствен­ную гра­мо­ту сама англий­ская коро­ле­ва, дру­гой леген­дар­ный раз­вед­чик Рудольф Абель, про­из­но­сит в нача­ле филь­ма неболь­шую речь, что пре­вра­ща­ет кар­ти­ну в исто­ри­че­ский документ.

Эпич­ный, как поло­же­но рас­ска­зу сверх­дер­жа­вы о самой себе, но очень нерв­ный поли­ти­че­ский детек­тив — дебют­ная рабо­та Сав­вы Кули­ша, кото­рый, по боль­шо­му счё­ту, не состо­ял­ся как кино­ре­жис­сёр, хотя и снял зна­ко­вую пере­стро­еч­ную кар­ти­ну «Тра­ге­дия в сти­ле рок» с уча­сти­ем груп­пы Сер­гея Курё­хи­на «Поп-меха­ни­ка». «Мёрт­вый сезон» неред­ко назы­ва­ют самым стиль­ным совет­ским филь­мом. Дей­стви­тель­но, из кон­ку­рен­тов по уров­ню эсте­тиз­ма у него толь­ко дру­гая дебют­ная рабо­та — вели­кий дека­дент­ский хор­рор «Гос­по­дин офор­ми­тель» Оле­га Теп­цо­ва, с кото­рым у Кули­ша нет ниче­го обще­го, кро­ме уме­ния пре­вра­щать фор­му в содер­жа­ние. Мол­ча­ли­вая борь­ба за мир в тылу, жизнь неиз­вест­ных геро­ев холод­ной вой­ны — всё это, конеч­но, здо­ро­во. Одна­ко с кине­ма­то­гра­фи­че­ской точ­ки зре­ния одно из важ­ней­ший дости­же­ний совет­ско­го экра­на за всю его исто­рию — как неве­ро­ят­но стиль­но Бани­о­нис выгля­дит в шпи­он­ском пла­ще, как орга­нич­но он впи­сан в моно­хром­ную палит­ру 1960‑х, где в актё­ров на экране вбу­хи­ва­ли столь­ко све­та, что немуд­ре­но было поте­рять лицо, либо так их зате­ня­ли, что лег­ко было пре­вра­тить кра­сав­ца в уро­да. Бани­о­нис, не будучи ни уро­дом, ни кра­сав­цем, выра­зи­те­лен, как офорт Гойи, кото­ро­го он поз­же сыг­ра­ет — он кажет­ся чёр­но-белым оттис­ком веч­но­сти. Шах­мат­ная палит­ра филь­ма без­упреч­на: чёр­ные бле­стя­щие маши­ны, без кото­рых немыс­лим детек­тив о шпи­о­нах, нико­гда боль­ше не выгля­де­ли таки­ми чёр­ны­ми и бле­стя­щи­ми, а ост­ро отто­чен­ные фра­зы зву­чат так, как буд­то их сна­ча­ла запи­са­ли в жиз­ни на шур­ша­щую плён­ку, рабо­тая под прикрытием.

«— Мне с это­го чёр­но­го пива про­сто душу воротит.
— А вы попро­буй­те перей­ти на светлое».

«— Я при глав­ном шта­бе слу­жил. Шифровальщиком.
— Кто там у вас заправлял?
— Гене­рал Галь­дер, а потом Йодль… Я ведь при немец­ком шта­бе служил».

Исто­ри­че­ская встре­ча рези­ден­тов — аме­ри­кан­ско­го и совет­ско­го — на Гли­ник­ском мосту в Гер­ма­нии во вре­мя обме­на про­ти­во­бор­ству­ю­щих сто­рон, куль­ми­на­ци­он­ный пик филь­ма, вопре­ки всем зако­нам дра­ма­тур­гии пере­не­сён­ный Кули­шом в финал, стал тем момен­том чисто­го, абсо­лют­но­го кине­ма­то­гра­фа, когда он ста­но­вит­ся искус­ством, то есть не копи­ру­ет жизнь (копи­ро­вать жизнь уме­ет каж­дый дурак с ТНТ), а ста­но­вит­ся луч­ше, зна­чи­тель­нее, муд­рее жиз­ни. Вгля­ди­тесь, как они смот­рят друг дру­гу в гла­за. Без­дна без­дну при­зы­ва­ет и звез­да с звёз­дою гово­рит. О чём? Нам понять не дано. И сла­ва богу. Ина­че зачем бы мы про­дол­жа­ли смот­реть кино о шпионах.


«Интервенция» (1968)

Ува­жа­е­мая пуб­ли­ка, дамы и гос­по­да! При­гла­ша­ем вас на наше пред­став­ле­ние! Это не совсем Мей­ер­хольд, но его имя появит­ся на афиш­ной тум­бе, пото­му что — будем откро­вен­ны — всё это постав­ле­но в его честь. Если смот­реть шире, то в честь аван­гар­да 20‑х годов, соче­та­ния чёр­но­го с крас­ным и белым, окон РОСТА и супре­ма­тиз­ма, а так­же дру­гих гео­мет­ри­че­ских абстрак­ций, в кото­рые мы пре­вра­ща­ем Октябрь­скую рево­лю­цию, а заод­но Граж­дан­скую вой­ну — собы­тия суро­вые и тра­ги­че­ские, но не в нашем слу­чае. Вас при­вет­ству­ют поэты и пала­чи, певи­цы и кри­ми­наль­ные авто­ри­те­ты, сол­да­ты и улич­ные дев­ки, гене­ра­лы и пая­цы, Одес­са-мама и Бен­дер-папа (Сер­гей Юрский, кото­рый появ­ля­ет­ся в деся­ти ролях, даже в запре­щён­ном ныне дрэ­ге), а так­же фран­цу­зы, гре­ки и евреи (вещь ред­чай­шая в совет­ском кине­ма­то­гра­фе). Итак, мы начинаем!

Всту­пи­тель­ное сло­во, а впро­чем, и весь фильм в целом спо­соб­ны отвра­тить почтен­ней­шую пуб­ли­ку, кото­рая либо не виде­ла в сво­ей жиз­ни ни одно­го бала­га­на с аван­гар­дом, либо счи­та­ет, что гла­вы из учёб­ни­ков нель­зя рас­кра­ши­вать в цве­та арле­кин­ско­го костю­ма. Мож­но, дру­зья, ещё как мож­но, если делать это талант­ли­во. В эту нети­пич­ную для совет­ско­го кино кар­ти­ну нель­зя не влю­бить­ся в пер­вые же пять минут, когда ушед­шая в рево­лю­цию стри­же­ная дура Фёк­ла, ныря­ю­щая в гущу жиз­ни под видом цве­точ­ни­цы (Геле­на Ивли­е­ва), с пер­во­го взгля­да влюб­ля­ет­ся в клас­со­во­го вра­га — бур­жуй­ско­го сын­ка Женю Кси­диа­са (болез­нен­но юный Вале­рий Золо­ту­хин). Настав­ни­ком Жени рабо­та­ет боль­ше­вист­ский под­поль­щик, това­рищ Брод­ский (Вла­ди­мир Высоц­кий, уча­стие кото­ро­го похо­ро­ни­ло фильм ещё до выхода).

«Ну и дура»: тра­ве­стия на совет­ском экране
Муж­чи­на пере­оде­ва­ют­ся в жен­щин, жен­щи­ны — в муж­чин. Зачем созда­те­лям кино такие эксперименты?

 

 

Дей­ствие раз­ви­ва­ет­ся на цир­ко­вой арене, в деко­ра­ци­ях буфф, в кар­тон­ной все­лен­ной, где зву­чит одес­ский гово­рок. Вооб­ще за одну рево­лю­цию, пере­ска­зан­ную как анек­дот с при­во­за, режис­сё­ру Ген­на­дию Поло­ке надо было дать все золо­тые ста­ту­эт­ки на све­те. В каком-то смыс­ле их дали: кино Поло­ки поло­жи­ли на пол­ку, хотя с худо­же­ствен­ной точ­ки зре­ния при­драть­ся мож­но толь­ко к Высоц­ко­му — он слиш­ком тра­ги­чен для наше­го воде­ви­ля. С дру­гой сто­ро­ны, Поло­ка это­го и хотел:

«Тра­ги­ко­ми­че­ский кас­кад лице­дей­ства, явля­ю­щий­ся сущ­но­стью роли Брод­ско­го, как нель­зя луч­ше соот­вет­ству­ет тра­ги­че­ской лич­но­сти Высоцкого».

Про­бы Вла­ди­ми­ра Высоц­ко­го для филь­ма «Интер­вен­ция»

Хотя, понят­ное дело, цен­зу­ра не про­пу­сти­ла бы это страш­ное весё­лое кино даже без полу­за­пре­щён­но­го бар­да — доста­точ­но было бы одних пла­ка­тов с лица­ми Мара­та, Дан­то­на, Робес­пье­ра и Муле­на, нари­со­ван­ны­ми в сти­ле худож­ни­ка Бид­стру­па. Поди дока­жи, что ты снял не поли­ти­че­ский шарж, а почти­тель­ный поклон в честь полу­ве­ко­во­го юби­лея Октяб­ря. Какой, к чёр­ту, полу­ве­ко­вой юби­лей? Вы виде­ли деколь­те мадам Кси­диас (Оль­га Аро­се­ва), увен­чан­ное фаль­ши­вы­ми брил­ли­ан­та­ми, её шля­пу со стра­у­си­ны­ми перья­ми и мек­си­кан­ских туш­кан­чи­ков на её пыш­ных пле­чах? Откро­вен­но гово­ря, непо­нят­но, на что рас­счи­ты­вал Поло­ка, у кото­ро­го ска­чут в сума­сшед­шем кан­кане самые анти­со­вет­ские лица совет­ско­го кино в ролях мед­ве­жат­ни­ков и дам полусвета.

Смех на экране луч­ше все­го рабо­та­ет со сле­за­ми. И любовь дуроч­ки-боль­ше­вич­ки к её дура­ку-бур­жую, и казнь боль­ше­вист­ско­го шпи­о­на, и муче­ния стра­ны — вещи тра­гич­ные, даже когда их пере­би­ва­ют на экране белые ноги Аро­се­вой в пикант­ной юбке. А вот помни­те рево­лю­цию? А бра­то­убий­ствен­ную вой­ну? Очень смеш­но было.


Тетралогия «Резидент» (1968—1986)

В Коми­тет госу­дар­ствен­ной без­опас­но­сти при­хо­дит ано­ним­ное пись­мо, пре­ду­пре­жда­ю­щее о при­ез­де в СССР подо­зри­тель­ной лич­но­сти. Через неко­то­рое вре­мя в стране появ­ля­ет­ся сын бело­эми­гран­та Миха­ил Тульев (Геор­гий Жжё­нов), извест­ный на Запа­де под псев­до­ни­мом Надеж­да. Для рабо­ты с ним КГБ под­клю­ча­ет контр­раз­вед­чи­ка Пав­ла Сини­цы­на (Миха­ил Нож­кин), кото­рый выда­ёт себя за вора-уго­лов­ни­ка. В СССР Тульев «будит» несколь­ко «спя­щих» со вре­мён вой­ны аген­тов, устра­и­ва­ет­ся так­си­стом и влюб­ля­ет­ся в кол­ле­гу (Элла Шашкова).

Насквозь идео­ло­ги­зи­ро­ван­ная эпо­пея о рези­ден­те не так про­ста и одно­знач­на, как кажет­ся с пер­во­го взгля­да. Невоз­мож­но пред­ста­вить, что­бы в ста­лин­ском кине­ма­то­гра­фе чужа­ка, пусть даже с рус­ски­ми кор­ня­ми, пока­за­ли настоль­ко хариз­ма­тич­ным пер­со­на­жем в испол­не­нии цеп­ля­ю­ще­го с пер­во­го кад­ра Жжё­но­ва, кото­рый к тому же пере­жил ссыл­ку на Колы­му во вре­ме­на Боль­шо­го тер­ро­ра. И даже если мы видим сте­рео­тип­ное изоб­ра­же­ние КГБ, кото­рый не допус­ка­ет ни еди­ной ошиб­ки и с лёг­ко­стью дурит тако­го тёр­то­го кала­ча, как Тульев, важ­нее все­го сим­па­тия контр­раз­вед­чи­ка Сини­цы­на к заслан­но­му казач­ку. В пере­во­де на совсем про­стой язык: госу­дар­ство в филь­ме про­тя­ги­ва­ет олив­ко­вую ветвь всем, кто хочет мириться.

Отец Тулье­ва, постра­дав­ший от рево­лю­ции потом­ствен­ный ари­сто­крат, тос­ку­ет не по импер­ской Рос­сии с хру­стом фран­цуз­ской бул­ки и соб­ствен­но­му бело­ка­мен­но­му име­нию, а по зем­ле пред­ков, где раз­го­ва­ри­ва­ют на рус­ском язы­ке. Его сын, при­быв­ший на тер­ри­то­рию Сою­за, полу­ча­ет шанс послу­жить стране, кото­рая пози­ци­о­ни­ру­ет­ся как его роди­на. Даже быв­ший бан­де­ро­вец Лео­нид Круг (Вадим Захар­чен­ко), один из тех самых «спя­щих» аген­тов, пока­зан не отпе­тым него­дя­ем, а чело­ве­ком, у кото­ро­го есть совесть. Прав­да, мак­си­мум про­ще­ния, кото­рое гото­во выде­лить ему госу­дар­ство, — воз­мож­ность покон­чить с собой, но и это отли­ча­ет­ся от исклю­чи­тель­ной меры нака­за­ния за шпионаж.

В даль­ней­шем Тульев ста­но­вит­ся уже совет­ским раз­вед­чи­ком, меняя запад­ных «хозя­ев» на служ­бу род­ной стране, где, как пыта­ют­ся ска­зать нам авто­ры, у чело­ве­ка хозя­ев нет, да и в целом его ждут с рас­про­стёр­ты­ми объ­я­ти­я­ми, если он осо­зна­ёт себя «нашим». Тут и любя­щая жен­щи­на, и пони­ма­ю­щая власть, и стат­ный кра­са­вец-друг, в отли­чие от гни­ло­го Запа­да, где все­го это­го не най­ти. При всей роман­ти­зи­ро­ван­но­сти воз­вра­ще­ния на Роди­ну, у Жжё­но­ва слиш­ком непро­стое лицо с фак­тур­ны­ми мор­щи­на­ми, что­бы кар­ти­на о Надеж­де, сме­нив­шей сто­ро­ны, каза­лась про­сто наив­ной пропагандой.

В каж­дом филь­ме саги есть свои досто­ин­ства, но, пожа­луй, самой при­ме­ча­тель­ной ста­ла вто­рая часть «Судь­ба рези­ден­та», в кото­рой аре­сто­ван­ный Тульев пере­хо­дит на совет­скую сто­ро­ну. В нача­ле филь­ма во вре­мя допро­са ему сооб­ща­ют о подо­зри­тель­ной смер­ти отца и фак­ти­че­ски впер­вые пред­ла­га­ют сотруд­ни­че­ство. Жжё­нов опус­ка­ет глаза:

«Я устал».

В про­стой фра­зе, в понят­ной сцене боль­ше чело­веч­но­сти, чем мож­но рас­счи­ты­вать уви­деть в филь­мах о шпи­он­ских играх.


«Свой среди чужих, чужой среди своих» (1974)

После Граж­дан­ской вой­ны чет­ве­ро луч­ших дру­зей-крас­но­ар­мей­цев (Ана­то­лий Соло­ни­цин, Алек­сандр Поро­хов­щи­ков в озву­че­нии Иго­ря Ква­ши, Сер­гей Шаку­ров и Нико­лай Пас­ту­хов) изне­мо­га­ют на граж­дан­ке. Им бы саб­лю, да коня, да на линию огня, но надо не шаш­кой махать, а стро­ить новую жизнь, возясь с бумаж­ка­ми и решая насущ­ные вопро­сы. По сча­стью, кон­тра не дрем­лет и гото­ва обес­пе­чить им кро­ва­вое приключение.

На помощь голо­да­ю­щим Повол­жья нуж­но отпра­вить рек­ви­зи­ро­ван­ное у бур­жу­а­зии золо­то. Соло­ни­цын, кото­рый един­ствен­ный из коман­ды ходит в шля­пе и спо­со­бен рулить не толь­ко рево­лю­ци­ей, но и адми­ни­стра­ци­ей, назна­ча­ет ответ­ствен­ным за пере­воз­ку ещё одно­го бое­во­го това­ри­ща — Его­ра Шило­ва (Юрий Бога­ты­рёв в роли сво­ей жиз­ни), при мыс­лях о кото­ром у всех людей в кад­ре свет­ле­ют лица.

Одна­ко до отправ­ки золо­та на квар­ти­ре Шило­ва обна­ру­жи­ва­ют изуро­до­ван­ный труп. Пока дру­зья опла­ки­ва­ют его и отправ­ля­ют сокро­ви­ща обман­ным путём прак­ти­че­ски без охра­ны и бро­ни­ро­ван­но­го ваго­на, наде­ясь запу­тать вра­гов, похи­щен­но­му Шило­ву пред­сто­ит вер­нуть­ся к «сво­им», чьё дове­рие он поте­ря­ет, внед­рить­ся в бан­ду пижон­ству­ю­ще­го еса­у­ла Бры­ло­ва (режис­сёр филь­ма Ники­та Михал­ков в при­ят­ной роли само­го себя) и подру­жить­ся с быв­шим белым офи­це­ром, рот­мист­ром Лем­ке (Алек­сандр Кай­да­нов­ский, чьей ино­пла­нет­ной при­ро­де совет­ский кине­ма­то­граф не смог най­ти луч­ше­го при­ме­не­ния, чем сде­лать из него бес­смен­ную белую гвар­дию), кото­ро­го мота­ет меж­ду поря­доч­но­стью и ощу­ще­ни­ем безыс­ход­но­сти про­иг­рав­шей стороны.

Кар­ти­на во мно­гом завер­ши­ла эво­лю­цию тема­ти­ки Граж­дан­ской вой­ны, кото­рая была бога­тей­шим исто­ри­че­ским фоном для съё­мок при­клю­чен­че­ских филь­мов и поро­ди­ла жанр истер­на — «крас­но­го вестер­на», где поска­ка­ли пер­вые совет­ские супер­ге­рои — крас­ные дья­во­ля­та из «Неуло­ви­мых мсти­те­лей», где това­рищ Сухов месил сред­не­ази­ат­ские пес­ки и веч­но про­па­да­ла то коро­на Рос­сий­ской импе­рии, то золо­то пар­тии. Один толь­ко Кай­да­нов­ский снял­ся под­ряд в четы­рёх подоб­ных филь­мах — «Свой сре­ди чужих», «Про­пав­шая экс­пе­ди­ция», «Брил­ли­ан­ты для дик­та­ту­ры про­ле­та­ри­а­та» и «Золо­тая реч­ка». Бла­го­род­ные крас­но­ар­мей­цы, а ино­гда не усту­па­ю­щие им белые офи­це­ры радо­ва­ли глаз муже­ствен­ны­ми лица­ми, а слух — ван­лай­не­ра­ми, кото­рые раз­ле­та­лись в народе.

«— Павел Андре­евич, вы шпион?

— Видишь ли, Юра…»

«Восток — дело тон­кое… Мёрт­во­му, конеч­но, спо­кой­ней, да уж боль­но скучно».
«У вас длин­ный язык, он может повре­дить вашей шее».

Глав­ная заслу­га Михал­ко­ва, кото­рый пере­вёл пар­ши­вые дол­ла­ры Клин­та Ист­ву­да на род­ную речь (даже от музы­ки Арте­мье­ва в филь­ме за вер­сту разит Мор­ри­коне) — он сде­лал из Граж­дан­ской вой­ны бес­стыд­ное жан­ро­вое кино, с детек­тив­ной лини­ей, лихим экше­ном и хариз­ма­тич­ны­ми муж­чи­на­ми, у кото­рых где-то за кад­ром, во снах-меч­тах ино­гда мель­ка­ет какая-то раз­лю­без­ная Кате­ри­на Мат­ве­ев­на, но побеж­да­ет исклю­чи­тель­но муж­ская друж­ба, при­чём не бру­таль­ная, а очень неж­ная. Во всту­пи­тель­ных сце­нах вос­по­ми­на­ний Шило­ва, сня­тых на чёр­но-белую плён­ку, пото­му что не хва­та­ло цвет­ной, коман­да моло­до­сти нашей, отме­чая побе­ду в Граж­дан­ской войне, льнёт друг к дру­гу с объ­я­ти­я­ми и поце­лу­я­ми, кото­рые, веро­ят­но, вызва­ли бы сего­дня вопро­сы у Рос­ком­над­зо­ра. Воз­мож­но, гово­рить о неволь­ном гомо­эро­тиз­ме и неумест­но, но, как и в филь­мах застой­но­го пери­о­да тан­де­ма Алек­сандра Мин­дад­зе и Вади­ма Абдра­ши­то­ва, уход в муж­ское брат­ство с его маль­чи­ше­ски­ми игра­ми в «вой­ну», поис­ка­ми сокро­вищ, крас­ны­ми и белы­ми, видит­ся такой же попыт­кой эска­пиз­ма, как и харак­тер­ные для 1970‑х ска­зоч­ные филь­мы, хлы­нув­шие сего­дня на экран. В застой­ном госу­дар­стве скуч­но жить. Кино вопло­ща­ет фан­та­зию: поз­во­ля­ет играть в шпи­о­нов, ска­кать на лоша­дях, спа­сать друг дру­га из бур­ной реки, ловить дет­ство за хвост и упо­ён­но дру­жить, что­бы кто-нибудь ска­зал «Шилов» — а у тебя гла­за, каких в жиз­ни сто лет не было, — влюблённо-счастливые.

«Тита­ник» плы­вёт: памя­ти Вади­ма Абдрашитова
О филь­мах «Слу­га», «Оста­но­вил­ся поезд», «Парад пла­нет», «Плюм­бум, или Опас­ная игра» и «Арма­вир».

 


«Тегеран-43» (1981)

В 1943 году по зада­нию гит­ле­ров­ско­го руко­вод­ства тер­ро­ри­сти­че­ская орга­ни­за­ция во гла­ве со зло­ве­щим аген­том Шер­не­ром по клич­ке Палач (Аль­берт Фило­зов, кото­ро­го дюре­ров­ская внеш­ность обрек­ла на роли зло­дей­ских и ска­зоч­ных пер­со­на­жей) и его под­руч­ный кил­лер Макс Ришар (Армен Джи­гар­ха­нян) гото­вят поку­ше­ние на «боль­шую трой­ку» (сюжет­ная линия филь­ма счи­та­ет­ся исто­ри­че­ским фак­том). Оста­но­вить убий­ство лиде­ров союз­ни­ков пыта­ет­ся совет­ская раз­вед­ка и её задей­ство­ван­ный в Теге­ране агент Андрей Боро­дин (Игорь Косто­лев­ский), кото­рый зна­ко­мит­ся с хруп­кой фран­цуз­ской пере­вод­чи­цей Мари (Ната­лья Бело­хво­сти­ко­ва), неволь­но вовле­чён­ной в дея­тель­ность тер­ро­ри­стов. Горит и кру­жит­ся пла­не­та, над нашей Роди­ною дым, а фран­цу­жен­ка и рус­ский влюб­ля­ют­ся раз и навсегда.

В 1970‑х всё еще живой убий­ца Ришар выстав­ля­ет на париж­ском аук­ци­оне архив­ный фильм о несо­сто­яв­шем­ся поку­ше­нии, о кото­ром он так­же напи­сал в мему­а­рах. Попыт­ка про­дать плён­ку обо­ра­чи­ва­ет­ся пере­стрел­кой, в кото­рой кто-то пыта­ет­ся убить Риша­ра. Тем вре­ме­нем в Москве узна­ют, что всплы­ло ста­рое дело, и отправ­ля­ют Боро­ди­на-пен­си­о­не­ра в послед­ний бой. Поста­рев­ший раз­вед­чик едет в Париж, меч­тая разыс­кать воз­люб­лен­ную, с кото­рой его раз­лу­чи­ла в Теге­ране сама история.

Блок­ба­стер режис­сё­ров Алек­сандра Ало­ва и Вла­ди­ми­ра Нау­мо­ва (пер­вая совет­ская экра­ни­за­ция Бул­га­ко­ва «Бег»), сня­тый сов­мест­но с фран­цу­за­ми, выстре­лил в совет­ском про­ка­те, как празд­нич­ный салют. В лен­те игра­ют звёз­ды миро­во­го клас­са — Курд Юргенс в роли сомни­тель­но­го адво­ка­та, фам-фаталь­ная Клод Жад, кото­рая «хими­чит» с соблаз­нён­ным ею Джи­гар­ха­ня­ном, и Ален Делон в белом пла­ще, кото­ро­му тут осо­бен­но нече­го делать, кро­ме как бли­стать и флир­то­вать с Бело­хво­сти­ко­вой, сыг­рав­шую не толь­ко лири­че­скую фран­цуз­скую пере­вод­чи­цу из ретро­ну­ар­ной линии, но и её совре­мен­ную бой­кую кра­са­ви­цу-доч­ку. Но уча­сти­ем ино­стран­ных зна­ме­ни­то­стей и урба­ни­сти­че­ски­ми пей­за­жа­ми дру­гих стран досто­ин­ства филь­ма не ограничены.

Глав­ное в этой исто­рии — обре­чён­ная любовь, о кото­рой рань­ше нель­зя было помыс­лить. Для Бани­о­ни­са в «Мёрт­вом сезоне» тоже под­го­то­ви­ли роман с ино­стран­кой, вычерк­ну­тый цен­зу­рой. Но вре­ме­на меня­лись, и мы наблю­да­ем в филь­ме пер­вые колы­ха­ния от гря­ду­ще­го паде­ния желез­но­го зана­ве­са. Бой­цы вспо­ми­на­ют минув­шие дни и наци­стов, кото­рых вме­сте побеж­да­ли они. Щемя­щая Бело­хво­сти­ко­ва с париж­ским шиком и эле­гант­ный Косто­лев­ский с евро­пей­ским лос­ком созда­ли пре­крас­ную пару, кото­рая ока­за­лась важ­нее тща­тель­но соблю­дён­ных кано­нов жан­ра: шляп, пла­щей, паро­лей, явок, адре­сов, погонь и пере­стре­лок. Лица оте­че­ствен­ных раз­вед­чи­ков неред­ко быва­ли кра­си­вы­ми, но впер­вые им раз­би­ва­ли серд­це, ясно дав понять, что оно у них есть и в нём горит не толь­ко любовь к Родине.

Спе­ци­аль­но для филь­ма Шарль Азна­вур испол­нил прон­зи­тель­ную пес­ню Une vie d’amour («Жизнь в люб­ви»), кото­рая зву­чит на фоне страш­ных архив­ных кад­ров вой­ны, завер­ша­ю­щих­ся воз­вра­ще­ни­ем с фрон­та сол­дат, кото­рых встре­ча­ют мате­ри. Нико­гда в кино с такой ясно­стью не доно­си­лась идея о без­за­щит­но­сти люб­ви, кото­рая, увы, не силь­нее смер­ти. Она даже не силь­нее желез­но­го занавеса.


Читай­те так­же «Рекон­струк­ция собы­тия: как рос­сий­ское кино ста­ло новым засто­ем».

Поделиться