От флирта до цареубийства: золотой век табакерки при Русском императорском дворе

XVIII век по пра­ву назы­ва­ют «веком таба­кер­ки» — имен­но тогда изящ­ный пред­мет широ­ко рас­про­стра­нил­ся не толь­ко на Запа­де, но и в Рос­сии. Прак­ти­че­ски на любой слу­чай жиз­ни тре­бо­ва­лась осо­бая таба­кер­ка: в этом мод­ном аксес­су­а­ре отра­зи­лась вся обще­ствен­ная, поли­ти­че­ская и част­ная жизнь того времени.

VATNIKSTAN рас­ска­жет о том, какой табак и из каких таба­ке­рок вды­ха­ли авгу­стей­шие носы, как при помо­щи малень­ких рас­пис­ных коро­бо­чек флир­то­ва­ли и выка­зы­ва­ли монар­шее рас­по­ло­же­ние. И как одна из них, по леген­де, ста­ла при­чи­ной смер­ти неугод­но­го императора.

Воз­мож­но ль, милая Климена,
Какая стран­ная во вку­се перемена!..
Ты любишь обо­нять не утрен­ний цветок,
А вред­ную тра­ву зелену,
Искус­ством превращенну
В пуши­стый порошок!

Алек­сандр Сер­ге­е­вич Пушкин
«Кра­са­ви­це, кото­рая нюха­ла табак»


Легализация «бесовского зелья»

На Руси табак появил­ся при Иване Гроз­ном. Пона­ча­лу его рас­про­стра­не­ние не вол­но­ва­ло ни царя, ни духо­вен­ство. В опа­ле куриль­щи­ки и люби­те­ли поню­шек ока­за­лись в прав­ле­ние Миха­и­ла Фёдо­ро­ви­ча, счи­тав­ше­го при­стра­стие к таба­ку при­зна­ком раз­вра­щён­но­сти. Рус­ская пра­во­слав­ная цер­ковь под­дер­жа­ла госу­да­ря, объ­явив замор­ский дур­ман «бесов­ским и бого­мерз­ким зельем». Табач­ни­ков или тех, у кого нахо­ди­ли табак, сек­ли, пыта­ли и даже каз­ни­ли. По сло­вам писа­те­ля Миха­и­ла Пыля­е­ва, зельем «тор­го­ва­ли уда­лые голо­вы, гото­вые из-за копей­ки рис­ко­вать всем». Про­да­ва­ли его из-под полы, исполь­зуя услов­ные назва­ния, напри­мер «яблоч­ный» или «све­коль­ный лист».

В 1646 году новый царь Алек­сей Михай­ло­вич попы­тал­ся смяг­чить закон, но натолк­нул­ся на про­ти­во­дей­ствие церк­ви. Пат­ри­арх запре­тил упо­треб­лять дур­ман, при­гро­зив: «Кто будет нюхать табак, про­да­вать или дер­жать в сво­ём доме, тех веле­но бить кну­том, рвать нозд­ри, резать носы и посы­лать в даль­ние горо­да на посе­ле­ние…» По мне­нию церк­ви, каж­дый, кто упо­треб­ля­ет табак, лишал­ся божье­го бла­го­сло­ве­ния и «знал­ся с нечи­стой силой» — отсю­да столь суро­вые нака­за­ния. Нако­нец, 11 фев­ра­ля 1697 года Пётр I издал указ, по кото­ро­му в стране впер­вые уза­ко­ни­ва­лись про­да­жа и упо­треб­ле­ние замор­ско­го зелья. Этно­граф и лите­ра­ту­ро­вед Алек­сандр Тере­щен­ко в кни­ге «Быт рус­ско­го наро­да» (1848) так рас­ска­зы­ва­ет о лега­ли­за­ции в пет­ров­ской Рос­сии таба­ка, в том чис­ле нюха­тель­ных порошков:

«Пётр Вели­кий, истреб­ляя суе­ве­рия и пусто­свят­ство, поз­во­лил ино­стран­цам вво­зить табак вме­сте с чубу­ка­ми, труб­ка­ми, коро­боч­ка­ми и дру­ги­ми веща­ми, при­над­ле­жа­щи­ми к куре­нию, и всё это про­да­вать сво­бод­но. С того вре­ме­ни рас­про­стра­ни­лось нюха­ние и куре­ние… Для нюха­тель­но­го таба­ка дела­ют дра­го­цен­ные таба­кер­ки, осы­па­е­мые брил­ли­ан­та­ми и с изоб­ра­же­ни­я­ми зна­ме­ни­тых госу­дар­ствен­ных людей или вла­де­тель­ных особ».

Порт­рет Пет­ра I с труб­кой в пери­од обу­че­ния кораб­ле­стро­и­тель­ству в Гол­лан­дии. Неиз­вест­ный худож­ник. Око­ло 1796 года

К сере­дине XVIII века нюха­тель­ный табак, при­шед­ший в Рос­сию из Евро­пы, стал настоль­ко попу­ля­рен и упо­треб­ле­ние его при­об­ре­ло такие мас­шта­бы, что импе­ра­три­це Ели­за­ве­те Пет­ровне при­шлось издать осо­бый указ от 1747 года «О неупо­треб­ле­нии таба­ку в Церк­вах во вре­мя отправ­ле­ния служ­бы». По сло­вам Алек­сандра Тере­щен­ко: «В при­двор­ной церк­ви при­ка­зы­ва­лось лаке­ям и гай­ду­кам, если уви­дят в руках таба­кер­ку, взять её, несмот­ря ни на какую осо­бу, ни на цен­ность вещи».

Таба­кер­ка с порт­ре­том Ели­за­ве­ты Пет­ров­ны. Сере­ди­на XVIII века

Сре­ди рус­ских импе­ра­триц осо­бой любо­вью к нюха­тель­но­му порош­ку и таба­кер­кам отли­ча­лась Ека­те­ри­на II. В её кол­лек­ции насчи­ты­ва­лось око­ло двух­сот коро­бо­чек, а один из залов Ека­те­ри­нин­ско­го двор­ца в Цар­ском Селе она даже назва­ла Таба­кер­кой (Синий каби­нет. — Прим). Импе­ра­три­ца упо­треб­ля­ла толь­ко тот табак, кото­рый сея­ли спе­ци­аль­но для неё в Цар­ском Селе. Ещё она вынуж­де­на была про­де­лы­вать все опе­ра­ции с таба­кер­кой левой рукой, что­бы пра­вая, пода­ва­е­мая для поце­луя по при­двор­но­му эти­ке­ту, не пах­ла зельем. Ека­те­ри­на и сама выра­щи­ва­ла табак, тёр­ла высу­шен­ные листья. Часто адре­сат её посла­ний полу­чал в дар таба­кер­ку, уже напол­нен­ную порош­ком авгу­стей­ше­го про­из­вод­ства. Исто­рик Вера Каза­ко­ва при­во­дит цита­ту из пись­ма Ека­те­ри­ны II гра­фу Орло­ву:

«Я бы в таба­кер­ку насы­па­ла табак, рас­ту­щий в моём саду, а ино­го ныне не нюхаю, но опа­са­лась, что доро­гою засохнет».

Синий каби­нет или Таба­кер­ка. Аква­рель Эду­ар­да Гау. 1860‑е годы

Разу­ме­ет­ся, при­стра­стие импе­ра­три­цы к табач­но­му порош­ку при­ве­ло к росту его попу­ляр­но­сти в Рос­сии. Как пишет Миха­ил Пыляев:

«В ека­те­ри­нин­ские вре­ме­на почти все нюха­ли табак, даже моло­дые деви­цы; почтен­ные люди люби­ли тогда щего­лять сво­и­ми бога­ты­ми таба­кер­ка­ми, а у знат­ных бар были целые кол­лек­ции пре­крас­ных золо­тых, с эма­лью и брил­ли­ан­та­ми таба­ке­рок, кото­рые рас­кла­ды­ва­лись в гости­ных по столам».

Таба­кер­ка «Ощу­ще­ние», с рельеф­ным деко­ром из рако­вин, корал­лов и водо­рос­лей, рос­пи­сью на крыш­ке. Фар­фор, золо­то, рос­пись. Рос­сия, Петер­бург. 1750‑е годы

В ека­те­ри­нин­скую эпо­ху, да и позд­нее, пред­по­чте­ние отда­ва­ли при­воз­но­му нюха­тель­но­му таба­ку — «гишпан­ско­му», фран­цуз­ско­му или немец­ко­му. Рос­сий­ские же импе­ра­то­ры XVIII века, судя по все­му, даже самый доро­гой и изыс­кан­ный табак не пере­но­си­ли. Пётр III при­выч­ку супру­ги не одоб­рял. Миха­ил Пыля­ев пишет:

«Импе­ра­три­ца [Ека­те­ри­на II] очень люби­ла нюхать табак, но нико­гда не носи­ла с собой таба­кер­ки; послед­ние, впро­чем, у ней лежа­ли на всех сто­лах и окнах в её каби­не­те. При­выч­ка не носить с собой таба­кер­ки про­изо­шла у неё отто­го, что Пётр III не поз­во­лял ей нюхать табак; но страсть у Ека­те­ри­ны к таба­ку была настоль­ко силь­на, что она не мог­ла дол­го обхо­дить­ся без нюха­нья, и при жиз­ни Пет­ра III все­гда про­си­ла кня­зя Голи­цы­на садить­ся за обе­дом воз­ле неё и тихонь­ко под сто­лом уго­щать её таба­ком. Раз импе­ра­тор заме­тил это и очень рас­сер­дил­ся на Голи­цы­на, сде­лав ему серьёз­ный выговор».

Таба­кер­ка с изоб­ра­же­ни­ем Ека­те­ри­ны II, при­ни­ма­ю­щей клю­чи от горо­да Бен­де­ры. Золо­то, сереб­ро, брил­ли­ан­ты, эмаль. Адор, Жан Пьер. Рос­сия, Санкт-Петер­бург. 1771–1772 годы

Не пере­но­сил таба­ка и Павел I. Как ни пара­док­саль­но, отсут­ствие вред­ной при­выч­ки сто­и­ло ему жиз­ни. В мему­ар­ных запис­ках граф Алек­сандр Лан­же­рон рас­ска­зал: гла­ва заго­во­ра про­тив импе­ра­то­ра гене­рал Павел Пет­ро­вич Пален не был раз­об­ла­чён толь­ко пото­му, что Пав­лу не нра­вил­ся табач­ный запах. В одном из кар­ма­нов заго­вор­щи­ка нахо­ди­лась запис­ка от сообщ­ни­ка, вице-канц­ле­ра Ники­ты Пет­ро­ви­ча Пани­на, кото­рая едва не попа­лась на гла­за любо­пыт­но­му монарху:

«[Импе­ра­тор] раз­ве­се­лил­ся, шутил со мною и даже осме­лил­ся залезть рука­ми ко мне в кар­ма­ны, ска­зав: „Я хочу посмот­реть, что там такое, — может быть, любов­ныя пись­ма!“… Я ска­зал импе­ра­то­ру: „Ваше вели­че­ство! Что вы дела­е­те? Оставь­те! Ведь вы тер­петь не може­те таба­ку, а я его усерд­но нюхаю, мой носо­вой пла­ток весь про­пи­тан; вы пере­пач­ка­е­те себе руки, и оне надол­го при­мут про­тив­ный вам запах“. Тогда он отнял руки и ска­зал мне: „Фи, какие свин­ство! Вы правы!“»


Не роскошь, а средство общения

Таба­кер­ки исполь­зо­ва­лись не толь­ко для хра­не­ния таба­ка и демон­стра­ции высо­ко­го ста­ту­са их вла­дель­цев. Так­же с их помо­щью обме­ни­ва­лись посла­ни­я­ми влюб­лён­ные. Часто к тако­му спо­со­бу при­бе­га­ли «воло­ки­ты» — состо­яв­шие в бра­ке муж­чи­ны, кото­рые втайне от рев­ни­вых жён отправ­ля­ли запис­ки любов­ни­цам. Об этом рас­ска­зы­ва­ет ожив­шая таба­кер­ка из кни­ги Нико­лая Стра­хо­ва «Пере­пис­ка моды, содер­жа­щая пись­ма без­ру­ких мод, раз­мыш­ле­ния неоду­шев­лен­ных наря­дов…» (1791):

«Воло­ки­та и его любов­ни­ца с сих пор, как сой­дут­ся вме­сте, попот­че­ва­ют друг дру­га таба­ком и друг у дру­га поню­хи­ва­ют оной. Во вре­мя сего нюха­нья воло­ки­та искус­ным обра­зом спря­тав­ши меж­ду паль­цев заго­тов­лен­ную цидул­ку (устар. — малень­кое пись­мо, запис­ка) или биле­тец, кла­дёт оной мгно­вен­но в таба­кер­ку сво­ей кра­са­ви­цы… или под­но­сит кра­са­ви­це свою таба­кер­ку и пот­че­ва­ет таба­ком, в сере­дине кое­го нахо­дит­ся свер­ну­тая циду­лоч­ка, кото­рую она, ощу­пав паль­ца­ми, доста­ёт и искус­но при­би­ра­ет в пла­ток или кар­ман. Кра­са­ви­ца, вышед­ши в дру­гую ком­на­ту, про­чи­ты­ва­ет содер­жа­ние цидул­ки, пишет на оной ответ, кото­рый таким же обра­зом, помо­щию нас, таба­ке­рок, в одну мину­ту быва­ет достав­ля­ем… таба­кер­ки мно­гих жен­щин и деву­шек учи­ни­лись ныне не чем иным, как золо­ты­ми киби­точ­ка­ми любов­ной почты».

Таба­кер­ка с изоб­ра­же­ни­ем писем (паке­то­вая таба­кер­ка). Медь, эмаль, рос­пись. Запад­ная Евро­па, Сере­ди­на XVIII века

Декор таба­ке­рок мог рас­ска­зать о чув­ствах влюб­лён­ных: роза — при­зна­ние кра­со­ты, неза­буд­ка — обе­ща­ние вер­но­сти, тюль­пан — брач­ное пред­ло­же­ние. Изоб­ра­же­ние рыб­ной лов­ли на удоч­ку озна­ча­ло флирт. Слу­жи­ла таба­кер­ка и опо­зна­ва­тель­ным зна­ком «для сво­их» — так, в масон­ском Ордене Моп­са исполь­зо­ва­ли коро­боч­ки с изоб­ра­же­ни­ем этой соба­ки, а ино­гда и в фор­ме неё.

Таба­кер­ка в виде моп­са. Золо­то, брил­ли­ан­ты, сереб­ро. Рос­сия, Санкт-Петер­бург. 1760‑е годы

Юве­лир и худож­ник Олег Логи­нов рас­ска­зы­ва­ет:

«Такая таба­кер­ка не толь­ко выпол­ня­ла свою пря­мую функ­цию — хра­не­ние нюха­тель­но­го таба­ка, но и была свое­об­раз­ным про­пус­ком на собра­ние масон­ской ложи. В 1736 году Папа нало­жил запрет на масон­ство в Гер­ма­нии, и чле­ны орде­на сме­ни­ли назва­ние на Орден Моп­са, кото­рый был выбран их зна­ком. В Рос­сии так­же была обра­зо­ва­на новая ложа, куда мог­ли вхо­дить и жен­щи­ны. Сим­во­лом был выбран так­же мопс… На собра­ние необ­хо­ди­мо было являть­ся либо с собач­кой, либо с её изоб­ра­же­ни­ем… Крыш­кой таба­кер­ки слу­жи­ло осно­ва­ние фигур­ки, а в гла­за часто встав­ля­ли мини­а­тюр­ные само­цве­ты. Изго­тов­ля­лись таба­кер­ки все­гда при­мер­но одно­го раз­ме­ра — око­ло 7–8 сантиметров».

Неиз­вест­ный худож­ник. Ека­те­ри­на Алек­сан­дров­на Арха­ро­ва. 1830‑е годы. На сто­ле — коло­коль­чик и таба­кер­ка в виде мопса

Таба­кер­ка име­ла боль­шое зна­че­ние в обла­сти поли­ти­ки, слу­жа дипло­ма­ти­че­ским подар­ком от одно­го дво­ра к дру­го­му. Один из таких подар­ков — таба­кер­ка, щед­ро укра­шен­ная алма­за­ми, — хра­нит­ся в зале Брил­ли­ан­то­вой кла­до­вой Эрми­та­жа. На её крыш­ке изоб­ра­жён порт­рет сул­та­на Абдул-Хами­да I. Изящ­ная коро­боч­ка была изго­тов­ле­на в озна­ме­но­ва­ние Кючук-Кай­нар­джий­ско­го мир­но­го дого­во­ра, заклю­чён­но­го меж­ду Рос­си­ей и Осман­ской импе­ри­ей в 1774 году.

Таба­кер­ка с порт­ре­том турец­ко­го сул­та­на Абдул-Гами­да. Золо­то, эмаль, алма­зы, сереб­ро, мини­а­тю­ра на пер­га­мен­те, под стек­лом. Иоганн Гот­либ Шарф. Рос­сия, Санкт-Петер­бург. 1774–1775 годы

Таба­кер­кой мог­ли пожа­ло­вать за воен­ные побе­ды или заслу­ги в обла­сти искус­ства. Самой цен­ной награ­дой счи­та­лась таба­кер­ка с порт­ре­та­ми их вели­честв, далее шли коро­боч­ки с монар­ши­ми вен­зе­ля­ми. При­ме­ром этой тра­ди­ции слу­жит таба­кер­ка, изго­тов­лен­ная в 1759 году в честь побе­ды рус­ско-австрий­ских войск над арми­ей прус­ско­го коро­ля Фри­дри­ха II в сра­же­нии при Кунер­сдор­фе. Крыш­ка пред­ме­та укра­ше­на изоб­ра­же­ни­ем заклю­чи­тель­но­го момен­та бит­вы, а на внут­рен­ней сто­роне поме­щён порт­рет госу­да­ры­ни Ели­за­ве­ты Пет­ров­ны, окру­жён­ный над­пи­сью: «Боже сохра­няй Ели­за­ветъ Первую Импе­ра­три­цу всея Росии». В Рос­сии сере­ди­ны XVIII века подоб­ные «жало­ван­ные» таба­кер­ки с порт­ре­та­ми вен­це­нос­цев игра­ли роль очень высо­ких наград, порой более зна­чи­мых, чем ордена.

Таба­кер­ка с изоб­ра­же­ни­ем бит­вы при Кунер­сдор­фе и порт­ре­том импе­ра­три­цы Ели­за­ве­ты Пет­ров­ны. Англия. 1759 год

Кое-что из музейных коллекций

Пона­ча­лу табак хра­ни­ли во фла­кон­чи­ках, ана­ло­гич­ных тем, что исполь­зо­ва­лись для нюха­тель­ных солей. Фор­ма таба­кер­ки изме­ни­лась в пери­од Галант­но­го века — эпо­ху напуд­рен­ных пари­ков, белой кожи и искус­ствен­ных роди­нок — «мушек». Тогда в широ­кое упо­треб­ле­ние вошли пуд­ре­ни­цы и мушеч­ни­цы, пред­став­ляв­шие собой бога­то укра­шен­ные мини­а­тюр­ные коро­боч­ки. Вско­ре похо­жую фор­му при­об­ре­ла и таба­кер­ка, очер­та­ния и декор кото­рой про­дол­жа­ли менять­ся в зави­си­мо­сти от капри­зов моды. Вера Каза­ко­ва в ста­тье «Век таба­кер­ки» рассказывает:

«Таба­кер­ки роко­ко, как пра­ви­ло, были высо­ки­ми, при­чуд­ли­вых очер­та­ний, укра­шен­ны­ми дра­го­цен­ны­ми кам­ня­ми; таба­кер­ки клас­си­циз­ма — низ­ки­ми, про­стых гео­мет­ри­че­ских форм, излюб­лен­ной тех­ни­кой деко­ра было при­ме­не­ние гильо­ши­ро­ва­ния под про­зрач­ную эмаль, при­чём цвет эма­ли вполне соот­вет­ство­вал самым мод­ным вея­ни­ям. Извест­ны таба­кер­ки с эма­ля­ми оттен­ка „мор­до­ре“, „гри­де­лин“ и пюсо­во­го цве­та. „Мор­до­ре“, от фран­цуз­ско­го more d’ore, то есть золо­той мавр, озна­ча­ет золо­ти­сто-корич­не­вый отте­нок; цвет „гри­де­лин“ про­ис­хо­дит от фран­цуз­ско­го gris de ligne, то есть „в серую полос­ку“, пюсо­вый цвет, от фран­цуз­ско­го рuce, что зна­чит „бло­ха“, был чрез­вы­чай­но попу­ля­рен в это вре­мя как в Рос­сии, так и во Франции».

Таба­кер­ка паке­то­вая. Фар­фор, золо­то, рос­пись двух­цвет­ная, позо­ло­та, чекан­ка. Про­ис­хо­дит из собра­ния Ворон­цо­ва-Даш­ко­ва. Санкт-Петер­бург. 1750‑е годы

В Рос­сии XVIII века таба­кер­ка ста­ла при­зна­ком рос­ко­ши — уж очень доро­гой была эта мод­ная коро­боч­ка. Укра­шен­ные дра­го­цен­ны­ми кам­ня­ми, пер­ла­мут­ром, эма­лью и рос­пи­сью, таба­кер­ки под­би­ра­лись под кон­крет­ный наряд, соот­вет­ство­ва­ли слу­чаю или вре­ме­ни года. Зим­ние изго­тав­ли­ва­лись из пло­хо про­во­дя­щих теп­ло мате­ри­а­лов — пан­ци­ря чере­па­хи, пер­ла­мут­ра или рога, а лет­ние — из кам­ня или метал­ла. Таба­кер­ки мог­ли быть кар­ман­ны­ми, паке­то­вы­ми (пря­мо­уголь­ной фор­мы, напо­ми­на­ю­щей поч­то­вые кон­вер­ты или паке­ты), настоль­ны­ми, фан­та­зий­ны­ми, в виде пред­ме­тов или живот­ных. Ещё быва­ли коро­боч­ки с «обман­кой» — потай­ной кры­шеч­кой, под кото­рую пря­та­ли табак получ­ше, что­бы сбе­речь его от жела­ю­щих уго­стить­ся. Так­же под эти­ми кры­шеч­ка­ми мог­ли нахо­дить­ся изоб­ра­же­ния эро­ти­че­ских сцен.

Ино­гда в таба­кер­ки встра­и­ва­лись музы­каль­ные меха­низ­мы. Появил­ся целый риту­ал нюха­ния таба­ка, в кото­рый вхо­ди­ло извле­че­ние таба­кер­ки из кар­ма­на, её демон­стра­ция, пред­ло­же­ние и «рекла­ма» соб­ствен­но­го порош­ка. Таба­кер­ка была при­зна­ком вку­са и ста­ту­са, кото­рые мог выка­зать чело­век, не пере­хо­дя гра­ниц дозволенного.

Таба­кер­ка с двой­ной крыш­кой «с сек­ре­том». Из кол­лек­ции Госу­дар­ствен­но­го исто­ри­че­ско­го музея

Кол­лек­ци­о­ни­ро­вать таба­кер­ки в Рос­сии нача­ли прак­ти­че­ски сра­зу. До наше­го вре­ме­ни сохра­ни­лись две коро­боч­ки, при­над­ле­жав­шие Пет­ру I. Пер­вая, выре­зан­ная из дере­ва в фор­ме гол­ланд­ской шху­ны, деко­ри­ро­ва­на золо­том и пер­ла­мут­ром. Она при­ме­ча­тель­на тем, что госу­дарь возил её с собой в пер­вое путе­ше­ствие по Фланд­рии и Британии.

Пет­ров­ская таба­кер­ка в виде кораб­ля. Дере­во, золо­то, пер­ла­мутр. Рос­сия. Конец XVII века

Внут­ри вто­рой таба­кер­ки, выпол­нен­ной из золо­та, поме­щён мини­а­тюр­ный порт­рет млад­ше­го сына Пет­ра, с кото­рым были свя­за­ны надеж­ды царя на буду­щее Рос­сии. На чере­па­хо­вой крыш­ке пред­ме­та пред­став­лен вид Петер­бур­га. Вот что рас­ска­зы­ва­ют о вещи­це хра­ни­те­ли Эрмитажа:

«В крыш­ку вмон­ти­ро­ва­на пла­стин­ка из пан­ци­ря чере­па­хи, инкру­сти­ро­ван­но­го золо­том… Изоб­ра­же­ны пано­ра­ма Невы с Пет­ро­пав­лов­ской кре­по­стью и люди, сто­я­щие на нынеш­ней Двор­цо­вой набе­реж­ной… С внут­рен­ней сто­ро­ны в крыш­ку вмон­ти­ро­ва­на мини­а­тю­ра рабо­ты Иоган­на Год­ф­ри­да Тан­нау­э­ра с изоб­ра­же­ни­ем млад­ше­го сына царя — Пет­ра Пет­ро­ви­ча, кото­ро­го в семье назы­ва­ли Шишеч­кой. Малыш, в пыш­ных одеж­дах, поме­щён меж­ду порт­ре­том авгу­стей­ше­го роди­те­ля и видом на море с парус­ны­ми суда­ми. Новая сто­ли­ца, у Бал­ти­ки, мор­ская тор­гов­ля, сын-наслед­ник, кото­ро­му всё это доста­нет­ся, — таба­кер­ка кажет­ся… про­из­ве­де­ни­ем, собрав­шим все надеж­ды вели­ко­го императора».

Таба­кер­ка с видом Петер­бур­га. Золо­то, пан­цирь чере­па­хи, мини­а­тю­ра, стек­ло. Рос­сия, Санкт-Петер­бург. Меж­ду 1719–1725 годами
Порт­рет Пет­ра Пет­ро­ви­ча (Шишеч­ки) с Пет­ром I внут­ри табакерки

Суще­ству­ют таба­кер­ки, выто­чен­ные лич­но Пет­ром — госу­дарь очень любил токар­ное дело. Одна из таких была изго­тов­ле­на из сло­но­вой кости и, судя по вло­жен­ной в неё запис­ке, пожа­ло­ва­на «её сия­тель­ству гра­фине Чер­ны­шё­вой, урож­дён­ной Ржевской».

Таба­кер­ка, изго­тов­лен­ная Пет­ром I в пода­рок гра­фине Ржев­ской. Сло­но­вая кость, токар­ная рабо­та. После 1712 года

Бога­тые, щед­ро укра­шен­ные дра­го­цен­ны­ми кам­ня­ми таба­кер­ки для импе­ра­тор­ско­го дво­ра одним из пер­вых стал делать швей­ца­рец Иере­мия Позье (1716–1779), кото­рый при­е­хал в Рос­сию в 1729 году. Позье сохра­нял титул при­двор­но­го юве­ли­ра на про­тя­же­нии пяти цар­ство­ва­ний: Анны Иоан­нов­ны, Иоан­на Анто­но­ви­ча, Ели­за­ве­ты Пет­ров­ны, Пет­ра III, Ека­те­ри­ны Вели­кой. Преж­де все­го этот мастер изве­стен бла­го­да­ря усы­пан­ной брил­ли­ан­та­ми боль­шой импе­ра­тор­ской короне, кото­рую он создал к вос­ше­ствию на пре­стол Ека­те­ри­ны II. Рос­кош­но выгля­дят и таба­кер­ки Позье. Так, золо­тую таба­кер­ку с порт­ре­том Ели­за­ве­ты Пет­ров­ны мастер укра­сил сот­ня­ми брил­ли­ан­тов, два из кото­рых весят по одно­му карату.

Таба­кер­ка с порт­ре­том импе­ра­три­цы Ели­за­ве­ты Пет­ров­ны. Золо­то, сереб­ро, брил­ли­ан­ты, стек­ло, мини­а­тю­ра, эмаль. Позье. Рос­сия, Санкт-Петер­бург. Конец 1750‑х годов

Имен­но бла­го­да­ря Ели­за­ве­те в Рос­сии ста­ли попу­ляр­ны таба­кер­ки из фар­фо­ра. Изящ­ная коро­боч­ка ста­ла пер­вым изде­ли­ем, выпу­щен­ным в 1752 году на Импе­ра­тор­ском фар­фо­ро­вом заво­де (ИФЗ), кото­рый был осно­ван по ука­зу цари­цы. На крыш­ке таба­кер­ки изоб­ра­же­ны пара моп­сов, смот­ря­щих­ся в зер­ка­ло, и ещё один — за зер­ка­лом. Веро­ят­но, она слу­жи­ла для сво­е­го обла­да­те­ля при­зна­ком при­над­леж­но­сти к масон­ской ложе — как упо­ми­на­лось выше, мопс являл­ся сим­во­лом одно­имен­но­го орде­на. Рос­пись испол­нил Андрей Чёр­ный — один из пер­вых масте­ров ману­фак­ту­ры, быв­ший кре­пост­ной гра­фа Шереметева.

Таба­кер­ка с моп­са­ми. Импе­ра­тор­ский фар­фо­ро­вый завод, Санкт-Петер­бург. 1752 год

Мно­же­ство таба­ке­рок для цар­ствен­ных особ изго­то­вил Жан-Пьер Адор. Так, для участ­ни­ков двор­цо­во­го пере­во­ро­та, при­вед­ше­го Ека­те­ри­ну к вла­сти, мастер создал 30 таба­ке­рок. Их крыш­ки и дно укра­ше­ны меда­ля­ми, выпу­щен­ны­ми в честь вос­ше­ствия цари­цы на престол.

Таба­кер­ка «Медаль­ная» с изоб­ра­же­ни­ем Ека­те­ри­ны II в обра­зе Минер­вы. Адор, Жан Пьер. Золо­то. Рос­сия, Санкт-Петер­бург. 1774 год

Одна из извест­ней­ших работ Адо­ра — «Чесмен­ская таба­кер­ка». Она деко­ри­ро­ва­на эма­ле­вы­ми ком­по­зи­ци­я­ми, про­слав­ля­ю­щи­ми побе­ду рус­ской эскад­ры над турец­ким фло­том при Чесме 24–26 июня 1770 года. Иссле­до­ва­тель­ни­ца Ната­лья Елма­но­ва пишет:

«Лав­ро­вые гир­лян­ды, Минер­ва око­ло обе­лис­ка с над­пи­сью Patrie (роди­на — фр.), Гер­ку­лес с пали­цей, жерт­вен­ник с над­пи­сью Monument ternel (веч­ный памят­ник — фр.) сви­де­тель­ству­ют о мемо­ри­аль­ном назна­че­нии пред­ме­та. В цен­траль­ном меда­льоне на лице­вой сто­роне бор­та пред­став­ле­ны фигу­ры Хро­но­са и Исто­рии, запи­сы­ва­ю­щие в кни­гу дату 24 июня 1770 года. В верх­ней части ком­по­зи­ции изоб­ра­же­на Минер­ва… в обра­зе антич­ной боги­ни пер­со­ни­фи­ци­ру­ет­ся Ека­те­ри­на II. Минер­ва опи­ра­ет­ся на щит, укра­шен­ный вен­зе­лем Алек­сея Орло­ва: чесмен­ский герой, обла­чён­ный в антич­ные доспе­хи, повер­га­ет к сто­пам боги­ни бога­тые тро­феи. Неп­тун готов увен­чать фло­то­вод­ца лав­ра­ми; за его спи­ной… рус­ская эскад­ра пре­да­ёт огню турец­кий флот. Затвор таба­кер­ки укра­шен фигу­рой орла с лав­ро­вой вет­вью в клю­ве, выпол­нен­ной из золо­та с брил­ли­ан­та­ми в сереб­ря­ных кастах. Несо­мнен­но, изоб­ра­же­ние орла… это одно­вре­мен­но и сим­вол побе­ды, и алле­го­ри­че­ская про­но­ми­на­ция Алек­сея Орлова».

Таба­кер­ка «Чесмен­ская». Золо­то, сереб­ро, брил­ли­ан­ты, рубин, эмаль. Адор, Жан Пьер. Рос­сия, Санкт-Петер­бург. 1771 год
Борт таба­кер­ки
Фраг­мент крышки

В кон­це XVIII века рас­тёт инте­рес к есте­ствен­ным нау­кам. Ста­ло мод­ным кол­лек­ци­о­ни­ро­вать мине­ра­лы. Изме­нил­ся и декор таба­ке­рок, поверх­ность кото­рых ста­ли сплошь покры­вать малень­ки­ми камеш­ка­ми. Из-за это­го коро­боч­ки полу­чи­ли новое назва­ние — «каби­не­ты кам­ней». Обра­тим­ся сно­ва к кол­лек­ции таба­ке­рок Ека­те­ри­ны II — новая мода при­шлась как раз на её правление.

Крыш­ка мине­ра­ло­ги­че­ской табакерки
Дно таба­кер­ки
Борт таба­кер­ки

Пре­крас­ный при­мер «мине­ра­ло­ги­че­ской таба­кер­ки» — золо­тая коро­боч­ка, кото­рую, судя по над­пи­си на ней, укра­ша­ют «все дра­го­цен­ные кам­ни, кото­рые про­из­во­дит Восток, наде­лён­ные твёр­до­стью, цве­том и блес­ком». Если при­гля­деть­ся, мож­но заме­тить в деко­ре несколь­ко инте­рес­ных дета­лей. Работ­ни­ки Эрми­та­жа рас­ска­зы­ва­ют:

«Эта оваль­ная таба­кер­ка име­ет двой­ные стен­ки — наруж­ные из тон­ких про­зрач­ных пла­стин гор­но­го хру­ста­ля и золо­тые внут­рен­ние, на кото­рых рас­по­ло­жен весь декор… Цен­тром ком­по­зи­ции из 54 мине­ра­лов явля­ет­ся агат, узор кото­ро­го напо­ми­на­ет про­филь­ный порт­рет Ека­те­ри­ны II. Вокруг него сгруп­пи­ро­ва­ны цвет­ные брил­ли­ан­ты. Дру­гие кам­ни отли­ча­ет насы­щен­ный цвет или необыч­ный рису­нок, напри­мер агат в виде Ока Про­ви­де­ния. Дно таба­кер­ки покры­то синей про­зрач­ной эма­лью. На её фоне поме­ще­ны изоб­ра­же­ния Солн­ца, Луны и дра­го­цен­ные кам­ни, соот­вет­ству­ю­щие меся­цам года. В рисун­ке кам­ня для Солн­ца уга­ды­ва­ет­ся чело­ве­че­ское лицо. Сер­до­лик Луны име­ет белое пят­но в виде полу­ме­ся­ца. Таба­кер­ка выдер­жа­на в сти­ле нео­клас­си­циз­ма. Об увле­че­нии антич­но­стью напо­ми­на­ют про­филь­ные порт­ре­ты рим­ских импе­ра­то­ров, пол­ко­вод­цев, зна­ме­ни­тых жен­щин в 22 меда­льо­нах на бор­ту таба­кер­ки. Борт так­же укра­ша­ют десять брил­ли­ан­тов, в чис­ле кото­рых два круп­ных индий­ских брил­ли­ан­та, кото­рые обра­зу­ют затвор табакерки».


«Апоплексический удар табакеркой»

«Мы на судне, капи­тан кото­ро­го и эки­паж состав­ля­ют нацию, чей язык нам не зна­ком. У меня мор­ская болезнь, и я не могу встать с посте­ли. Вы при­хо­ди­те, что­бы мне объ­явить, что ура­ган креп­ча­ет и суд­но гиб­нет, ибо капи­тан сошёл с ума, изби­вая эки­паж… Вы гово­ри­те, что есть надеж­да на спа­се­ние, так как пер­вый помощ­ник капи­та­на — моло­дой чело­век, рас­су­ди­тель­ный и мяг­кий, кото­рый поль­зу­ет­ся дове­ри­ем эки­па­жа. Я Вас закли­наю вер­нуть­ся наверх и пред­ста­вить моло­до­му чело­ве­ку и мат­ро­сам, что им сле­ду­ет спа­сать суд­но… и что смеш­но боять­ся смер­ти от руки сума­сшед­ше­го капи­та­на, когда вско­ре все и он сам уто­нут из-за это­го безу­мия… Про­щай­те! Вы счаст­ли­вы более меня, мой друг, так как я более не имею надежды».

Это отры­вок из пись­ма рус­ско­го посла в Лон­доне Семё­на Ворон­цо­ва. Соглас­но исто­ри­ку Ната­ну Яко­вле­ви­чу Эйдель­ма­ну, оно было напи­са­но 5 фев­ра­ля 1801 года, неза­дол­го до убий­ства Пав­ла I. В целях кон­спи­ра­ции посол исполь­зо­вал лимон­ный сок вме­сто чер­нил. Отправ­ляя пись­мо на англий­ской почте, Ворон­цов опа­сал­ся аре­ста аген­та­ми импе­ра­то­ра. Адре­са­том посла­ния был Нико­лай Ново­силь­цев, буду­щий спо­движ­ник Алек­сандра I — «помощ­ни­ка капи­та­на», кото­рый уна­сле­ду­ет власть после отца.

Как вид­но из тек­ста, Ворон­цов состав­лял пись­мо, нахо­дясь в отча­я­нии. Одна­ко, вопре­ки его опа­се­ни­ям, свер­же­ние непо­пу­ляр­но­го монар­ха всё-таки свер­ши­лось. Павел будет убит меся­цем поз­же — в ночь с 11 на 12 мар­та 1801 года. Суще­ству­ет мне­ние, что при­чи­ной смер­ти монар­ха стал удар в висок золо­той таба­кер­кой, при­над­ле­жав­шей одно­му из заго­вор­щи­ков. Одна­ко под­лин­ность этой вер­сии не уста­нов­ле­на до сих пор.

Таба­кер­ка с порт­ре­том вели­ко­го кня­зя Пав­ла Пет­ро­ви­ча. Золо­то, сереб­ро, брил­ли­ан­ты, эмаль. Жан-Пьер Адор. Санкт-Петер­бург. 1774 год

Павел I все­гда боял­ся поку­ше­ний, и небез­осно­ва­тель­но. Жёст­кая и непред­ска­зу­е­мая поли­ти­ка госу­да­ря обес­пе­чи­ла ему мно­же­ство вра­гов. Его дей­ствия вызы­ва­ли бур­ное недо­воль­ство — начи­ная с запре­та на вальс (импе­ра­тор счёл танец непри­лич­ным) и закан­чи­вая угро­зой вой­ны с Англи­ей, а так­же ука­зом об уза­ко­ни­ва­нии вне­брач­ных детей госу­да­ря. Отре­че­ния импе­ра­то­ра жела­ло едва ли не всё дво­рян­ство, лишён­ное Пав­лом мно­же­ства при­ви­ле­гий, а непо­пу­ляр­ная воен­ная рефор­ма 1796 года ухуд­ши­ла его отно­ше­ния с арми­ей. Кро­ме того, в обще­стве мус­си­ро­ва­лись слу­хи об умствен­ном поме­ша­тель­стве венценосца.

Михай­лов­ский замок, где жил госу­дарь, был обо­ру­до­ван как насто­я­щая кре­пость: рвы, напол­нен­ные водой, подъ­ём­ные мосты, мно­го­чис­лен­ная стра­жа и даже пуш­ки. Но ничто из это­го не спас­ло Пав­ла от напа­де­ния заго­вор­щи­ков. Есть мне­ние, что дату раз­вяз­ки пла­ни­ро­ва­ли при­уро­чить к 15 мар­та — «мар­тов­ским идам», когда про­изо­шло убий­ство Цеза­ря. Но дожи­дать­ся это­го дня не ста­ли, так как импе­ра­тор начал подо­зре­вать о гото­вя­щем­ся пере­во­ро­те. Заго­вор­щи­ки наме­ре­ва­лись про­воз­гла­сить импе­ра­то­ром наслед­ни­ка пре­сто­ла Алек­сандра, и тот навер­ня­ка был посвя­щён в эти пла­ны. Види­мо, он рас­счи­ты­вал, что отца толь­ко при­ну­дят отка­зать­ся от тро­на, сохра­нив ему жизнь.

Убий­ство импе­ра­то­ра Пав­ла I. Фран­цуз­ская гра­вю­ра. 1880‑е годы

По одной из вер­сий, ворвав­шись в спаль­ню царя, заго­вор­щи­ки пона­ча­лу не мог­ли его най­ти — госу­дарь спря­тал­ся за камин­ным экра­ном. Пав­лу пред­ло­жи­ли отречь­ся от тро­на, он отка­зал­ся, завя­за­лась руко­паш­ная. Пред­по­ла­га­ет­ся, что смер­тель­ный удар нанёс граф Нико­лай Зубов. Сжи­мая в пра­вой руке золо­тую таба­кер­ку, он уда­рил пра­ви­те­ля в левый висок. Нико­лай Саб­лу­ков, автор запи­сок об эпо­хе Пав­ла I, пишет:

«Импе­ра­тор… всту­пил с Зубо­вым в спор, кото­рый длил­ся око­ло полу­ча­са и кото­рый, в кон­це кон­цов, при­нял бур­ный харак­тер. В это вре­мя те из заго­вор­щи­ков, кото­рые слиш­ком мно­го выпи­ли шам­пан­ско­го, ста­ли выра­жать нетер­пе­ние, тогда как импе­ра­тор, в свою оче­редь, гово­рил всё гром­че и начал силь­но жести­ку­ли­ро­вать. В это вре­мя штал­мей­стер граф Нико­лай Зубов, чело­век гро­мад­но­го роста и необык­но­вен­ной силы, будучи совер­шен­но пьян, уда­рил Пав­ла по руке и ска­зал: „Что ты так кри­чишь!“ При этом оскорб­ле­нии импе­ра­тор с него­до­ва­ни­ем оттолк­нул левую руку Зубо­ва, на что послед­ний, сжи­мая в кула­ке мас­сив­ную золо­тую таба­кер­ку, со все­го раз­ма­ху нанёс рукою удар в левый висок импе­ра­то­ра, вслед­ствие чего тот без чувств пова­лил­ся на пол. В ту же мину­ту фран­цуз-камер­ди­нер Зубо­ва вско­чил с нога­ми на живот импе­ра­то­ра, а Ска­ря­тин, офи­цер Измай­лов­ско­го пол­ка, сняв висев­ший над кро­ва­тью соб­ствен­ный шарф импе­ра­то­ра, заду­шил его им. Таким обра­зом его прикончили…»

Таба­кер­ка Зубо­ва с сафья­но­вым вкла­ды­шем. На крыш­ке таба­кер­ки замет­на неболь­шая вмятина

Леген­дар­ная таба­кер­ка в наши дни хра­нит­ся в Эрми­та­же. Счи­та­ет­ся, что Нико­лай Зубов ору­до­вал ею как касте­том — нанёс удар, сжи­мая таба­кер­ку в кула­ке: коро­боч­ка была слиш­ком мала, что­бы бить ею самой. На таба­кер­ке есть вмя­ти­на, яко­бы появив­ша­я­ся от уда­ра по вис­ку Пав­ла. Внут­ри пред­ме­та сохра­ни­лись два вкла­ды­ша. Пер­вый, сде­лан­ный в семье потом­ков Зубо­ва, выпол­нен из крас­но­го сафья­на. На нём — тис­нё­ная золо­том над­пись: «При­над­ле­жа­ла Оберъ-Штал­мей­сте­ру гра­фу Нико­лаю Алек­сан­дро­ви­чу ЗУБОВУ». Дру­гой вкла­дыш — малень­кая запис­ка на немец­ком, неиз­вест­но кем и когда остав­лен­ная: Getragen von Frsten Platon Alexandrwitch Subow am 11 Маrz 1801 — «Была при кня­зе Пла­тоне Алек­сан­дро­ви­че Зубо­ве (брат Нико­лая и фаво­рит Ека­те­ри­ны II. — Прим.) 11 мар­та 1801».

Офи­ци­аль­ной при­чи­ной гибе­ли Пав­ла I был назван «апо­плек­си­че­ский удар» — инсульт. Пуб­ли­ка­ции о насиль­ствен­ной смер­ти стро­го пре­се­ка­лись цен­зу­рой. Импе­ра­тор скон­чал­ся от «апо­плек­си­че­ско­го уда­ра таба­кер­кой в висок», сар­ка­сти­че­ски шути­ли в обществе.


На всякую потребу

Таба­кер­ка в фор­ме баш­мач­ка. Дере­во. Рос­сия. Конец XVIII — нача­ло XIX века

К кон­цу XVIII века завер­шил­ся и «золо­той век таба­кер­ки». Разу­ме­ет­ся, изящ­ные пред­ме­ты нику­да не исчез­ли — их всё так же кол­лек­ци­о­ни­ро­ва­ли, пре­под­но­си­ли в пода­рок или в каче­стве награ­ды, таба­кер­ки про­дол­жа­ли ценить импе­ра­то­ры и пред­ста­ви­те­ли рус­ской ари­сто­кра­тии. Но нали­чие кра­си­вой коро­боч­ки с аро­мат­ным порош­ком пере­ста­ло быть без­услов­ным при­зна­ком рос­ко­ши. Упо­треб­ле­ние нюха­тель­но­го таба­ка широ­ко рас­про­стра­ни­лось во всех сло­ях обще­ства, в рав­ной сте­пе­ни сре­ди муж­чин и жен­щин. На рубе­же ХVIII-ХIХ сто­ле­тий одна за дру­гой появ­ля­ют­ся таба­ке­роч­ные ману­фак­ту­ры, ори­ен­ти­ро­ван­ные на выпуск мас­со­вой недо­ро­гой продукции.

Напри­мер, в пер­вой поло­вине XIX века на Нев­ском про­спек­те нахо­ди­лась фаб­ри­ка Мар­ты­на Боля — одно из самых извест­ных таба­ке­роч­ных пред­при­я­тий, выпус­кав­шее коро­боч­ки на любой вкус и коше­лёк. Фаб­ри­ка спе­ци­а­ли­зи­ро­ва­лась на пред­ме­тах из папье-маше, укра­шен­ных рос­пи­сью. Вот пере­чень неко­то­рых из них: «Таба­ке­рок луч­ших раз­ных форм с золо­ты­ми и сереб­ря­ны­ми гар­ни­ра­ми, глад­кие и с живо­пи­сью, ценою от 15 руб­лей до 120 руб­лей, за дюжи­ну 36 штук. Таба­ке­рок про­стых, ценою от 3 руб­лей до 4 руб­лей, за дюжи­ну три штуки».

Таба­кер­ка в фор­ме шкаф­чи­ка. Папье-маше, инкру­ста­ция. Рос­сия. Сере­ди­на XIX века

Мно­гие изго­тав­ли­ва­ли табак само­сто­я­тель­но, рас­ти­рая его в горш­ках. Тёр­ли как для себя, так и на про­да­жу. Это уже был не тот аро­мат­ный «гишпан­ский» табак, что при­во­зи­ли из Евро­пы, но попу­ляр­ность нюха­тель­но­го порош­ка кустар­но­го про­из­вод­ства от это­го не уменьшалась.

Дмит­рий Бла­го­во в кни­ге «Рас­ска­зы бабуш­ки. Из вос­по­ми­на­ний пяти поко­ле­ний, запи­сан­ные и собран­ные её вну­ком» гово­рит про свою бабуш­ку, Татищеву:

«… [она] име­ла сле­ду­ю­щую стран­ность. Позво­нит, быва­ло, чело­ве­ка, даст ему грош и ска­жет: „Пошли взять у будоч­ни­ка мне таба­ку“. Немно­го пого­дя и несут ей на сереб­ря­ном под­но­се табак от будоч­ни­ка в пре­гряз­ней­шей бума­ге, и она, не брез­гуя, сама раз­вер­нёт и насы­па­ет этот зелё­ный и про­тив­ный табак в свои доро­гие золо­тые таба­кер­ки. Такие покуп­ки у тогдаш­них бар не счи­та­лись странными».

Н. А. Яро­шен­ко. Ста­рик с таба­кер­кой. 1873 год

Несмот­ря на все­об­щее при­стра­стие к нюха­тель­но­му таба­ку, это увле­че­ние нахо­ди­ло нема­ло про­тив­ни­ков. Чаще под­вер­га­лись осуж­де­нию жен­щи­ны. Алек­сандр Тере­щен­ко пишет:

«Если бы охот­ни­ки нюха­тель­но­го таба­ка зна­ли, что лицо ско­рее покры­ва­ет­ся мор­щи­на­ми, губы иссу­ши­ва­ют­ся, нос и верх­няя губа пух­нут и самая жиз­нен­ная дея­тель­ность мерт­ве­ет, то конеч­но отка­за­лись бы от нюха­ния. Нет досад­нее смот­реть, как жен­щи­ны пре­да­ют­ся нюха­нию, осо­бен­но если видишь кра­са­ви­цу, окру­жён­ную роем поклон­ни­ков и создан­ную для одних поце­лу­ев. Буа­ло (Нико­ла Буа­ло (1636 —1711), фран­цуз­ский поэт. — Прим.) хоро­шо выра­зил­ся на этот счёт:
„…застав­ля­ет сво­е­го воз­люб­лен­но­го, слиш­ком сла­бо­го желуд­ком, опа­сать­ся её поце­лу­ев, пышу­щих чес­но­ком и табаком“.

Нет непри­ят­нее смот­реть на пожи­лую жен­щи­ну, когда нозд­ри её покры­ты таба­ком; но нет отвра­ти­тель­нее видеть ста­ри­ка, когда он поми­нут­но наби­ва­ет свой нос, пач­ка­ет вокруг себя и само­го себя: свою одеж­ду, свой рот и к довер­ше­нию течёт из носа по губам в рот, часто капа­ет ещё. Один этот гнус­ный вид не убеж­да­ет ли, что это про­ис­хо­дит от рас­стро­ен­ных уже нер­вов, поэто­му нюхать табак не вред­но ли?»

Snuff Takers. Англий­ская кари­ка­ту­ра. Пред­по­ло­жи­тель­но пер­вая поло­ви­на XIX века

Сам Пуш­кин в сти­хо­тво­ре­нии «Девуш­ке, нюха­ю­щей табак» сету­ет на то, что моло­дым барыш­ням упо­треб­лять поро­шок не при­ста­ло: сто­ит оста­вить это раз­вле­че­ние тем дамам, чьи луч­шие годы поза­ди. Вот как он видит жен­щи­ну, кото­рой «уже можно»:

«Пус­кай кра­са­ви­ца шести­де­ся­ти лет,
У гра­ций в отпус­ку и у люб­ви в отставке,
Кото­рой дер­жит­ся вся пре­лесть на подставке,
Кото­рой без мор­щин на теле места нет,
Зло­сло­вит, молит­ся, зевает
И с вер­ным таба­ком печа­ли забывает».

И всё же нюха­тель­ный табак на дол­гие деся­ти­ле­тия закре­пил­ся в рус­ской куль­ту­ре. К нему при­бе­га­ли дво­ряне, чинов­ни­ки, куп­цы, кре­стьяне. Лишь с 70‑х годов XIХ века его посте­пен­но ста­ла вытес­нять вошед­шая в моду сига­ре­та, одна­ко табач­ный поро­шок про­дол­жа­ли упо­треб­лять вплоть до Вто­рой миро­вой вой­ны. Так, Вла­ди­мир Гиля­ров­ский рас­ска­зы­ва­ет о визи­те ко Льву Тол­сто­му, кото­рый, как вид­но, все ещё пред­по­чи­тал нюха­тель­ный табак сигаретам:

«При­шёл как-то я с исто­ри­ком Укра­и­ны Эвар­ниц­ким к Льву Нико­ла­е­ви­чу. Сидим у него в Хамов­ни­ках навер­ху, в каби­не­те, раз­го­ва­ри­ва­ем. Я по обык­но­ве­нию откры­ваю таба­кер­ку и под­но­шу Льву Николаевичу.

Он берёт здо­ро­вую щепоть, сна­ча­ла в одну нозд­рю, потом в дру­гую, бога­тыр­ски чиха­ет и гово­рит Эварницкому:

— Я толь­ко у него одно­го изред­ка и нюхаю. В ста­ри­ну нюхи­вал… Ведь это не курить… Если бы вся Рос­сия не кури­ла, а нюха­ла, напо­ло­ви­ну мень­ше бы пожа­ров было и вдвое боль­ше здо­ро­вых людей…»

Боль­шую кол­лек­цию фото­гра­фий ста­рин­ных таба­ке­рок мож­но най­ти на сай­те Госу­дар­ствен­но­го Эрмитажа.


Читай­те так­же «К 140-летию Пав­ла Фло­рен­ско­го: днев­ни­ки, интер­вью с пле­мян­ни­цей и крас­ные водо­рос­ли»

Поделиться